Таким образом, свободный ассоциативный эксперимент позволил установить, как жаргонная метафора хранится в индивидуальном лексиконе подростка и идентифицируется при отсутствии внешнего вербального или ситуативного контекста, а также выявить ментальные структуры (обобщенно-абстрактные схемы), формирующиеся в процессе жизни человека и отображающие сложившуюся у него картину мира, социума и самого себя (А.А. Залевская).
А. Ф. Дрёмов
МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ РУССКОГО КАНОНИЧЕСКОГО СООБЩЕНИЯ
Если исходить из того, что русскому языку как типичному представителю синтетических флективных языков присущ событийный коммуникативный ракурс, а номинативным смыслом русского канонического сообщения является образ развивающегося события, представляющего собой систему действий всех его участников (Г.П. Мельников), то приведённую ниже схему события, построенную на основе системного анализа значений русских падежей и первообразных смыслов, выражаемых в речи падежными словоформами, можно также рассматривать как модель внутренней и внешней формы русского канонического сообщения и, следовательно, как сущность русской языковой картины мира.
"ДЕЛАЕТ" "ЕСТЬ" "ИМЕЕТ"
I. Горизонтальной линией на схеме обозначена условная граница, разделяющая мир на две части: «мир субъектов (S)» и «мир объектов (О)», называемых соответственно одушевлёнными и неодушевлёнными именами.
II. Каждый S, а по аналогии с ним и каждый О состоит из трёх сфер:
1. Сфера «быть» (обозначена меньшей окружностью) — это тело S или О. Свойства, проявляющиеся в этой сфере, определяются как актуальное состояние данного S или О, которое описывается глаголами типа «быть» (быть / стать каким-л., гореть, сидеть, расти, сохнуть и т. д.). Иначе, это неотчуждаемая принадлежность S и О.
2. Сфера «иметь» (обозначена большей окружностью) — отчуждаемая принадлежность S и О. Свойства данного S и О проявляются в этой сфере как его отношение к другим S или О. Отношение выражается предлогами, а также самим глаголом «иметь».
3. Сфера «делать». В этой сфере свойства S или О проявляются как связь (реляция) данного S или O с другими S и O. Связь, изображенная на схеме в виде диагональных линий, понимается как актуальное взаимодействие агенса с другими актантами события, как процесс переноса информации, вещества или энергии, в результате чего эти актанты либо «есть» (как пациенс), либо «имеют» (как бенефициант), либо «делают» (как фациенс).
III. Актанты (в соответствии с хронологией развития падежной системы):
1. Существительным, употребляемым в форме И. п., называется действующая причина события — «S, который делает», т. е. агенс (S1). В каноническом сообщении этим именем выражается тема или её ядро; в суждении как внутренней форме канонического сообщения
смысл, выражаемый данной словоформой, является предикандом (логическим субъектом); в предложении как внешней форме такого сообщения данное имя является подлежащим. Личной формой переходного глагола в каноническом сообщении выражается ядро ремы; действие, называемое этим глаголом, является причиной описываемого события: это — то, что именно «делает» агенс; в суждении выражаемый данной словоформой смысл является ядром предикатора (или ядром логического предиката); в предложении эта форма глагола является главным эксплицитным сказуемым.
2. Существительным, употребляемым в форме В. п., называется пациенс события (01) и его состояние, являющееся следствием воздействия агенса на его сферу «быть». 01 — это «О, который есть таков, какова форма действия агенса» (например, Человек жжёт трав-У = Человек жжёт ^ трава горит). В простом предложении В. п. оформляется дополнение, свёртывающее простейшее предложение, сказуемое которого выражается диатезой «быть» глагола «делать что-л « (Б1 делает ^ 01 есть): 81 сушит ^ 01 сохнет; 81 белит ^ 01 белеет; 81 гасит ^ 01 гаснет и т. п., а также «Б1 делает ^ 01 делается».
3. Существительным в форме Д. п. называется бенефициант (82) и его реакция на воздействие агенса на его сферу «иметь» (последствие действия причины). 82 — это «8, который имеет то, что делает агенс» (Учитель объясняет правило ученик-АМ = Учитель объясняет правило ^ ученики понимают правило). В простом предложении Д. п. оформляется дополнение, свёртывающее простейшее предложение, сказуемое которого выражено диатезой «иметь» глагола «делать» (Б1 делает что-л. ^ 82 имеет что-л.): 81 даёт ^ 82 берёт; 81 говорит ^ 82 слушает; 81 показывает ^ 82 смотрит и т. п.
4. Существительным в форме Т. п. называется фациенс (02), участие которого в событии, т. е. связь агенса с которым, является условием (формальной причиной) события; действие 02 является следствием воздействия агенса на его сферу «быть»: фациенс — это «О, который делает то, что делает агенс» (Повар режет мясо нож-ОМ = Повар режет мясо ^ нож режет). В простом предложении Т. п. оформляется дополнение, свёртывающее простейшее предложение, сказуемое которого выражено диатезой «делать + 0» глагола «делать что-л « (81 делает О1 ^ О2 делает + 0): 81 копает О1 ^ 02 копает + 0; 81 смотрит О1 ^ 02 видит + 0, 81 пишет О1 ^ 02 пишет + 0 и т. п., а также конверсивы таких глаголов, как руководить, владеть, дирижировать кем-л. / чем-л. и др.).
5. Существительным, употребляемым в форме «припредложно-го» М. п. (или П. п.), называется локус события (03) — обстоятельство, или внешние, окрестностные условия события. Действие 03 не является следствием действия агенса, так как он не связан с агенсом и в причинно-следственное взаимодействие с ним не включён. 03 и
инициированное агенсом событие смежны во времени и в пространстве, вследствие чего между состоянием 03 и действием агенса существует корреляция, выражаемая предлогом, который в предложении является второстепенным эксплицитным сказуемым. Словоформа М. п. (П. п.) в предложении выполняет функцию дополнения предложного сказуемого; морфемой этого падежа имплицируется глагольное сказуемое типа «имеет».
6. Существительным в форме Р. п., называется прекурсор («предтеча») актуального события ^3), чьё действие или событие, возникающее в результате этого действия, является основанием актуального события (напр., Он читает рассказ Чехов-А = Он читает рассказ + рассказ написал Чехов). В предложении такое имя выполняет функцию «приимённого дополнения», точнее — дополнения любого именного члена предложения; морфемой Р. п. имплицируется глагольное сказуемое типа «сделал». 83 является актантом, которого в событии физически нет, но в образ описываемого события образ 83 говорящим включается: 83 участвует в событии опосредствованно и материально представлен в нём своим порождением — некоторой отчуждённой генетически связанной с ним «принадлежностью», получившей от него форму или материал. Денотатом словоформы Р. п. является образ, сформированный говорящим ранее, напр., в результате восприятия какого-л. события, имевшего место до начала актуального, или вследствие умозаключения, предшествовавшего актуальному рассуждению. Включение образа S3 в образ описываемого события обеспечивает, в частности, выражение объективного существования взаимосвязи событий, отстоящих друг от друга во времени и пространстве, а равно упорядочение получаемых в разное время знаний и формирование из них целостной связной картины мира.
Преподаватель (81) Пифагора (83) ученикам (82)
пишет
на
мелом (О2) теорему (О1) доске (О3)
V. Аналогично могут быть систематизированы все формы («па-
дежи») глагола:
чита-ю, -ешь... прочитал, -а, -о, -и; прочитав (буду, -ешь...) читать
читая прочита-ю, -ешь... читал, -а, -о, -и