YAK 316.3 ББК 60.5
П.А. АМБАРОВА
P.A. AMBAROVA
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОиИАЛЬНЫМ ВРЕМЕНЕМ И ТЕМПОРАЛЬНЫМИ СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ СОиИАЛЬНЫХ ОБШНОСТЕЙ
MANAGEMENT MODEL BY THE SOCIAL TIME AND TEMPORAL BEHAVIOR STRATEGIES OF SOCIAL COMMUNITIES
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта №14-03-00072 «Нелинейная динамика социального времени в зеркале темпоральных стратегий поведения городских социальных общностей»
В статье представлена авторская трактовка и модель управления социальным временем и темпоральными стратегиями поведения социальной общности. Рассмотрены основные элементы модели управления временем - темпоральная идеология, структура управления, упарвленческие практики. Показаны особенности управления временем и темпоральными стратегиями поведения как специфического вида социального управления.
The article presents the author's interpretation and management model of social time and temporal behavior strategies of social community. The main elements of the management model (temporal ideology, management structure, practice) are considered. The paper shows features of management of social time and temporal behavior strategies as a specific type of social management.
Ключевые слова: темпоральные стратегии поведения, социальная общность, управление временем и темпоральными стратегиями поведения.
Key words: temporal behavior strategies, social community, management of social time and temporal behavior strategies.
Разработка проблемы управления временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей имеет высокую теоретическую и практическую значимость. В современном обществе наблюдается усиление динамики социального времени, выражающейся в переходе к его новым, нелинейным формам и конфигурациям, приобретении совершенно новых нелинейных свойств. Характер изменений социального времени влечет за собой возникновение спектра противоречий временного характера в жизнедеятельности социальной общности, в ее взаимодействии с социальным окружением. Возникают такие острые проблемы, как темпоральная напряженность, хаотичность повседневной бытовой и профессиональной деятельности, дис-хроноз, рассогласование социального времени различных групп и общностей, усиление пессимизма в восприятии любых социальных изменений и сопротивление им и др. Многие негативные процессы и явления, характеризующие состояние социальных общностей, своими первопричинами имеют темпоральные противоречия. Эти темпоральные противоречия рискогенны для общества, а значит, требуют управленческого регулирования.
Актуальность исследования управления темпоральными процессами и явлениями также обусловлена необходимостью совершенствования социального управления жизнедеятельностью социальных общностей. Давно назрела потребность анализа целей, механизмов, ресурсов управления именно на уровне социальной общности. Социологическая интерпретация закономерностей, тенденций, противоречий темпорального функционирования и развития социальных общностей, с одной стороны, обеспечивает понимание
новых требований к целям, содержанию, качеству социального управления, осуществляемого на различных уровнях, с другой - открывает возможности преодоления «управленческого кризиса» за счет использования ресурсов социального времени. Углубление знания о времени социальной общности, темпоральных стратегиях ее поведения служит основой поиска новых ресурсов для развития общества и новых, более эффективных, механизмов управления им.
Изучение управления социальным временем связано с обращением к смыслообразующим и парадигмальным основаниям социального управления. Перманентный характер экономического, политического, социокультурного кризиса в стране с очевидностью заставляет обращаться не к формальным, а содержательным и сущностным аспектам социального управления, а значит, исследованию его взаимосвязи с фундаментальными социокультурными основаниями жизнедеятельности социальных общностей, в том числе - с их временем, темпоральным сознанием и поведением.
Между тем, управление на современном этапе развития его теории и практики недостаточно оперирует категорией времени. Время зачастую отсутствует не только в управленческом языке, но и в управленческом мышлении. Практика управления российским обществом по существу игнорирует современное социологическое знание о времени социальных общностей. Как следствие, оно не учитывает и законы времени - невозвратности прошлого, неотвратимости будущего и другие. Любой управленческий проект оценивается не сам по себе, а в сопряженности с фактором времени: актуален ли он, соответствует ли сегодняшним интересам социальных субъектов и их ожиданиям будущего, осуществляется ли он своевременно или нет, просчитаны ли в нем эффекты не только для настоящего времени, но и ближайшего и отдаленного будущего, «работает» ли он на будущее или порожден острой ностальгией по прошлому. Именно в таком ракурсе предлагается формировать критерии оценки управления и управленческой культуры. И именно в таком направлении должен идти поиск новых возможностей и ресурсов управления обществом и социальными общностями в условиях политического, экономического, социокультурного кризиса.
Понятие управления временем, сложившееся в тайм-менеджменте, получило узкую трактовку как управление временем организации и персонала и в значительной степени нашло применение в научном обосновании социальных технологий управления и самоменеджмента [3-5 и др.]. Во многих работах по управлению временем представлены исключительно технологические, узко прикладные аспекты управления ресурсами времени без их связи с социокультурными изменениями темпоральности современного общества и выхода на проблемы социального поведения социальных общностей.
Управление временем представляет собой более широкую область научного исследования и социальной практики, нежели тайм-менеджмент. В менеджменте время является одним из ресурсов организации, включающим рабочее время рядовых сотрудников, менеджеров, время организационных процессов. Сотрудник традиционной организации, основанной на иерархических отношениях, продает свое время работодателю и тем самым отказывается от возможности самостоятельно распоряжаться им. В этом случае он выступает пассивным носителем социального времени, потенциал которого раскрывается в зависимости от воли и способностей менеджера. Задача последнего заключается в поиске способов рационального использования времени для извлечения дополнительной прибыли [1, с. 25]. Менеджеру необходимо так выстроить организационные процессы, чтобы благодаря этому в единицу времени производилось больше действий, продукции или услуг.
Во внеорганизационной сфере общества складывается более сложная система темпоральных отношений и управления ими. Здесь действует намного больше социальных субъектов, реализующих те или иные темпоральные
стратегии поведения, более сложными становятся сами темпоральные отношения и взаимодействия. Поскольку в центре нашего внимания находятся социальные общности, то возникает множество непростых вопросов: кому принадлежит время той или иной социальной общности - время молодежи, пенсионеров, горожан и др.? кто им распоряжается и управляет (и управляет ли)? с какими целями? что это дает представителям социальных общностей? и т.д.
На все эти вопросы тайм-менеджмент ответа не дает: у него специфическое предметное поле, достаточно конкретные, прагматические задачи, ограниченные методы. Менеджеризм не позволяет увидеть и раскрыть особенности управления временем социальной общности и общества, которое имеет иное качество, структуру и функции. Между тайм-менеджментом и управлением временем примерно та же дистанция, что и между социальным управлением и менеджментом.
Мы предлагаем модернизировать содержание понятия «управление временем» за счет включения в него новых уровней, субъектов, объектов, предмета и механизмов управления. Мы исходим из того, что управление временем общества реализуется именно на уровне социальной общности посредством формирования ее темпоральной стратегии поведения. Реальное управление временем социальной общности возможно, по нашему мнению, через формирование определенной направленности темпорального сознания, способа эмоционального восприятия и переживания времени и моделей темпорального поведения, которые в единстве образуют темпоральную стратегию поведения представителей социальной общности.
На основе этого мы трактуем управление темпоральными стратегиями поведения социальных общностей как совокупность (взаимосвязь) социальных практик различных социальных субъектов, ориентированных на формирование у представителей социальных общностей определенной направленности темпорального сознания, восприятия и эмоционального отношения к времени, а на основе этого - темпоральных потребностей и моделей темпорального поведения [2, с. 184].
Социологическая интерпретация понятия «управление временем» выводит нас на необходимость определения субъекта времени. Словосочетание «управление временем» приобретает фигуральный смысл, если не упоминается тот, кто выступает «владельцем» времени. В этом случае время абстрактно и, значит, не может быть предметом управленческой деятельности. В реальности же время проявляется в социальных фактах - объективных (например, в действиях, поступках) и субъективных (например, в картине мира, убеждениях).
Управление временем социальной общности, с точки зрения социологии, равнозначно регулированию ее жизнедеятельности посредством конструирования представлений членов этой общности о времени, его «вписывания» в систему их ценностных ориентаций, формирования поведенческой культуры времени на фоне установления конкретных темпоральных условий жизнедеятельности.
Исходя из этого, мы можем определить три основные методологические позиции, лежащие в основе предпринятого социологического анализа управления временем и темпоральными стратегиями поведения:
1. Управление темпоральными стратегиями поведения выступает особым видом социального управления. Его специфика обусловлена:
1) сложностью феномена социального времени (его свойств, структуры, функций) и многообразием форм его объективации (темпоральные стратегии поведения выступают одной из них);
2) интегрированностью управления в сложную многоуровневую систему социальной регуляции темпорального поведения представителей социальных общностей (управление - один из механизмов социальной регуляции, наряду с ценностно-нормативными комплексами, моралью, традициями, социальным контролем и санкциями и пр.);
3) множественностью субъектов управления, в качестве которых выступают органы власти, образовательные и научные учреждения, общественные и деловые организации и т.д.
2. Управление темпоральными стратегиями поведения социальных общностей формируется в логике «мягкого» управления сложными социальными процессами, относящимися к разряду самоорганизующихся объектов. Социальное время только отчасти поддается регулированию с помощью жестких методов управления. Их использование может породить противоречия в сознании и поведении представителей социальных общностей, инициировать сопротивление управленческому воздействию, что приведет к снижению его эффективности.
3. Управление темпоральными стратегиями поведения вписано в систему управления жизненными стратегиями социальных общностей, что позволяет рассматривать этот вид управления как универсальный инструмент решения широкого спектра проблемных ситуаций - от повышения производительности труда до поддержания социального порядка и гармонизации общественных отношений.
«Ядром» концепции управления временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей является разработанная нами модель, содержащая в себе как теоретические, так и практические аспекты управления темпоральными стратегиями поведения социальных общностей. Основными элементами этой модели выступают темпоральная идеология, структура управления и управленческие практики (рис. 1).
Рис. 1. Модель управления временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей
Темпоральная идеология управления включает в себя темпоральные цели, принципы и институциональные правила. Структура управления содержит уровни, субъекты, механизмы управления временем и итемпоральными стратегиями поведения. Управленческие практики включают управленческие решения, действия и процессы, мониторинг результатов управленческих решений и действий.
Идеология управления темпоральными стратегиями поведения задает цели и направление управленческой деятельности. Она базируется на понимании роли социального времени и его динамики как фактора, оказывающего влияние на темпоральное поведение и сознание представителей социальной общности. На содержание идеологии огромное влияние оказывает культура времени субъектов управления. В зависимости от уровня ее развития формируется три вида отношения к времени социальной общности как ценности: 1) времени придается высокая значимость, 2) его значение недооценивается, 3) время вообще игнорируется. В соответствии с этими установками формируются цели управления в диапазоне от сохранения и развития капитала времени социальной общности (как ресурса решения ее проблем, укрепления/повышения ее социального статуса и т. д.) до инструментальных целей, в соответствии с которыми управление временем и темпоральными стратегиями поведения выступает средством реализации сугубо управленческих целей и интересов.
На основе идеологических установок и целей складывается система принципов управления. Мы считаем, что в качестве этих принципов могут быть рассмотрены:
1. Учет типов темпоральных стратегий поведения, распространенных в социальной общности, в выработке решений, касающихся ее жизнедеятельности (учитываются/не учитываются).
2. Согласование целей различных управленческих проектов с состоянием темпоральных стратегий поведения социальной общности (согласуются/игнорируются).
3. Ориентация на темпоральную самоорганизацию социальной общности (имеется/отсутствует).
4. Рациональное использование темпоральных ресурсов (возраста, бюджета времени, темпоральных ориентаций, способностей, навыков) социальной общности (присутствует/отсутствует).
5. Измерение управленческих проектов в темпоральных категориях сроков, временной ориентации, скорости, синхронности, своевременности (используется/не используется).
6. Согласование скорости управленческих решений и действий с темпоральными потребностями социальной общности (осуществляется/не осуществляется).
Названные принципы модели управления временем служат основой для выбора варианта (альтернатив) многих управленческих решений и действий в отношении социальной общности.
Институциональные правила управления временем и темпоральными стратегиями поведения являются совокупностью норм темпорального взаимодействия субъектов управления и социальных общностей, которые (нормы) выполняют следующие функции:
1. Организуют обмен темпоральными ресурсами и другими социальными благами между названными социальными субъектами.
2. Воспроизводят темпоральные отношения и темпоральный порядок на уровне межобщностного взаимодействия.
3. Делают результаты темпорального взаимодействия между управлением и социальной общностью предсказуемыми и управляемыми.
Структура модели управления временем и темпоральными стратегиями поведения отражает взаимосвязи между различными субъектами управления, а также ресурсное и технологическое обеспечение их деятельности, интегрированное в понятии механизма управления. Действие управленче-
ских механизмов реализуется в управленческих решениях и процессах, изучение которых дает возможность выявить логику и смысл управления темпоральными стратегиями поведения социальной общности, определить противоречия, складывающиеся в реальной практике темпорального взаимодействия управления и социальных общностей.
Предлагаемая модель управления временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей включает механизм обратной связи, который предполагает организацию мониторинга влияния управленческих решений и действий на темпоральное поведение общности. Таким образом, механизм обратной связи позволяет оптимизировать управление темпоральными стратегиями поведения социальных общностей с учетом реального состояния темпорального сознания их представителей, социальных эмоций, связанных с восприятием динамики социального времени и существующих в этих общностях процессов темпоральной самоорганизации.
Специфика существующей модели управления временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей определяется, прежде всего, тем, что она не имеет полного институционального оформления и закрепления. В государственных и муниципальных структурах власти и управления отсутствуют специальные ведомства или департаменты, которые занимались бы управлением временем и темпоральным поведением различных групп населения. Не существует подобных структур и учреждений в коммерческом секторе экономики, а также в сфере общественных организаций и движений. Тем не менее управление темпоральными аспектами жизнедеятельности социальных субъектов имеет место - либо в качестве элемента различных институциональных управленческих практик, либо как элемент процессов самоорганизации социальных общностей.
На рисунке 2 мы попытались схематически отразить взаимодействие институционального управления социальными общностями через институциональные практики управления их временем и темпоральными стратегиями поведения и самоуправления социальных общностей, реализующегося в их темпоральной самоорганизации и темпоральном саморегулировании. Это взаимодействие относительно объекта управления и самоуправления осуществляется на уровне целей, норм и правил, способов, принципов. В случае их совпадения возникает синергетический эффект, в случае несовпадения формируются зоны конфликтов, противоречий между управлением и социальными общностями.
правила
списииы
принципы
Темпоральная самоорганизация и темпоральное саморегулирование
процессы самоуправления социальной общности
цели
цели
правила
сиошиы
принципы
Темпоральная самоорганизация и темпоральное саморегулирование
Процессы самоуправления социальной общности
Рис. 2. Социальное время и темпоральные стратегии поведения социальной общности как объект управления и самоуправления
Некоторые субъекты управления не вполне осознают, что, принимая те или иные решения, они осуществляют управление временем индивидов и общностей. Перед нами стоит задача вычленить из различных видов управленческих и регулятивных систем те элементы, которые направлены на управление временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей.
Другая особенность управления временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей состоит в его многоуровневом характере. Некоторые социальные общности формируются и функционируют в масштабах всего общества и поддерживают свою целостность благодаря опосредованным связям и отношениям. Они также могут быть локализованы в регионе или конкретном населенном пункте - городе, поселке, сельском поселении. Соответственно, возможно управление временем социальных общностей в масштабах всего социума (макроуровень), на уровне конкретного региона и города (мезоуровень) или организации (микроуровень).
На каждом из трех уровней происходит спецификация управления темпоральными процессами. На макроуровне формируются управленческие подходы и инструменты, задающие единые для всей социальной общности темпоральные стандарты и правила, например, законодательные нормы рабочего времени, времени отдыха, отпуска т. д. Управленческая практика этого уровня носит формализованный характер, так как связана с массовыми общностями. На этом же макроуровне складываются различные социокультурные регуляторы темпорального поведения представителей общности, обусловленные национальной или профессиональной культурой, включая кодексы и традиции.
Чем ниже уровень управления, тем ниже степень формализации управления. На мезоуровне и, особенно, на микроуровне на первый план выходят социокультурные регуляторы, запускающие и интенсифицирующие процессы темпоральной самоорганизации общности. Закономерно, что с уменьшением размеров общности возрастает ее гомогенность, усиливаются внутриобщностные связи, интенсифицируются личные контакты между членами общности, что отражается в изменении характера, способов управленческого влияния и его соотношения с процессами саморегуляции общности.
Говоря об управлении временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей, следует подчеркнуть его многосубъектность, поскольку этот вид социального управления выходит за границы конкретной организации или сферы общественной деятельности, а значит, расширяет перечень тех структур, которые включаются в практику темпорального регулирования. В связи с этим мы придерживаемся мнения о том, что управление временем и темпоральными стратегиями поведения включает в себя управление в классическом его понимании (как управленческое воздействие/влияние) и темпоральную самоорганизацию и саморегуляцию (как особые социальные практики, сформированные повседневным жизненным опытом представителей социальной общности). Таким образом, в контексте исследования социального времени и темпоральных стратегий поведения термин «управление» получает расширительное толкование, что соответствует сложной природе изучаемого явления.
Многосубъектность и многоуровневость управления временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей, многообразие социальных общностей и форм их темпорального поведения влекут за собой появление широкого спектра механизмов темпорального регулирования. Управление приобретает в этом случае вид ветвящегося дерева, где каждая ветвь и ответвление приобретают специфические конфигурации в зависимости от специфики жизнедеятельности и образа жизни социальной общности. Дифференциация управления на уровне способов и методов влияния придает ему гибкость, адресность и, соответственно, повышает его эффективность.
Мы можем выделить шесть главных особенностей управления временем и темпоральными стратегиями поведения социальных общностей:
1) неполное институциональное оформление и закрепление управленческих практик;
2) их интегрированность в различные виды управления и процессы самоорганизации и саморегуляции социальной общности;
3) многоуровневость;
4) многосубъектность;
5) сочетание управленческого воздействия/влияния, социокультурного регулирования и процессов темпоральной самоорганизации;
6) дифференциация способов и механизмов темпорального регулирования.
Каждая из названных особенностей увеличивает уровень сложности этого вида управления и создает предпосылки для возникновения противоречий в реальной социальной практике управления темпоральным поведением представителей социальных общностей: 1) между институциональными нормами и правилами темпоральной регуляции и неформальными правилами, спонтанно возникающими новыми принципами темпоральной организации жизнедеятельности социальной общности; 2) между целями и способами темпорального регулирования, складывающимися на различных уровнях, у разных субъектов управления; 3) между многообразием темпоральных интересов, потребностей, устремлений, присущих каждой социальной общности, и унифицированными и консервативными управленческими методами, характерными для «жесткого», традиционного управления временем. Отсутствие противоречий характеризует модель управления временем чисто теоретически, реальная же управленческая практика изобилует примерами, которые отражают весь спектр названных противоречий.
Литература
1. Акулич, М.М. Власть и управление временем [Текст] / М.М. Акулич // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. -2008. - № 4. - С. 24-25.
2. Амбарова, П.А. Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей [Текст] : монография / П.А. Амбарова. -Екатеринбург : УрФУ, 2015. - 252 с.
3. Архангельский, Г. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы [Текст] / Г. Архангельский. - СПб. : Питер, 2008. - 448 с.
4. Кноблаух, Й. Управление временем [Текст] / Й. Кноблаух, Х. Вёльте. - М. : Омега-Л, 2006. - 144 с.
5. Резник, С.Д. Персональный менеджмент [Текст] / С.Д. Резник. - М. : Инфра-М, 2008. - 558 с.