г
Ч
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
j
П.А. АМБАРОВА, канд. социол. н., доцент
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ, д-р филос. н., профессор
Уральский федеральный университет
Время в жизни студента глазами социолога 1
Рассматриваются темпоральные стратегии поведения студентов как особый способ формирования и реализации их человеческого капитала. В основе статьи - данные теоретического и эмпирического исследования темпоральной стратегии поведения студентов. Раскрыты противоречия темпорального сознания студентов, причины их возникновения. Представлены некоторые типы темпоральных стратегий поведения студентов.
Ключевые слова: социальное время, темпоральные стратегии поведения, темпоральное сознание студентов
Среди многочисленных исследований студенчества, которое традиционно привлекает внимание социологов - и в силу его доступности и открытости, и в силу объективно высокой значимости этой социальной общности, - особое направление представляют работы, посвященные временным аспектам жизнедеятельности студенческой молодежи. Это исследования бюджета времени, в том числе свободного и учебного, жизненных планов и т.д. [1-4]. Отметим, что их авторы ставят акцент не на времени как таковом, а на временном срезе жизнедеятельности студентов как отражении их ценностного мира, потребностей и интересов. Изучение “времени студентов” в этом случае служит инструментом познания различных социокультурных явлений и процессов, происходящих в студенческой среде.
Между тем социальное время студентов - это не просто форма, в которую выливается их социальная активность. Это стратегический ресурс их развития - стержень, вокруг которого строятся жизненные перспективы, профессиональное и личностное развитие. Это фактор, опреде-
ляющий возможности и способы достижения жизненного успеха, самореализации. Мы рассматриваем темпоральное поведение студентов именно в таком ракурсе - через понятие «темпоральная стратегия поведения».
Студенческая молодежь образует неоднородную, внутренне дифференцированную социальную общность, и в таком качестве она продуцирует и реализует различные темпоральные стратегии поведения. Время выступает как составляющая общ-ностного человеческого капитала студенческой молодежи. Этот капитал представляет собой специфическое качество социальной общности, позволяющее не только отличать ее от других, но и видеть ее особую роль, значение, ценность в системе общественных отношений. Общностный капитал студентов проявляется в их взаимодействии с другими социальными субъектами.
Темпоральная стратегия поведения студентов является разновидностью их жизненной стратегии. По сути, это система жизнедеятельности, формы и способы
1 Исследование проведено при поддержке РГНФ, проект № 14-03-00072 «Нелинейная динамика социального времени в зеркале темпоральных стратегий поведения городских социальных общностей».
Социология образования
49
которой ориентированы на определенные свойства и качества социального времени и их использование для достижения каких-либо жизненных целей и преодоления жизненных трудностей. Темпоральные стратегии поведения студентов являются «сквозными », поскольку отношение к социальному времени, его восприятие и особенности использования проявляются во всех сферах жизнедеятельности общности и стратегиях ее поведения - образовательной, адаптационной, финансовой, карьерной, профессиональной, репродуктивной и пр.
Согласно нашей концепции структура темпоральных стратегий поведения студентов образована тремя элементами: философией времени (когнитивный), восприятием и переживанием времени (эмоциональный) и темпоральными моделями поведения (поведенческий).
Философия времени базируется на темпоральных ценностях и установках,вписанных в общую систему ценностных ориентаций студентов. Она также включает ориентиры на один из трех модусов времени: прошлое, настоящее и будущее. Философия времени студентов определяет их темпоральную картину мира и служит мировоззренческой основой соответствующего самоопределения. В нашем исследовании мы обращали внимание на то, как включены в философию времени студентов представления о линейных и нелинейных свойствах времени, как они соотносятся между собой. На наш взгляд, это важный показатель соответствия темпорального поведения студенчества современному социальному контексту, той социальной реальности, которая характеризуется высокой степенью неопределенности, хаотичности, турбулентности и другими проявлениями нелинейности [5].
Возможности для более глубокого и многостороннего анализа темпоральных стратегий поведения студентов дает выход на социальные эмоции, сопровождающие
восприятие времени. Оценка возраста, переживания, связанные с различными темпоральными ситуациями (дефицита времени, временной неопределенности, хаотичности темпоральных режимов, ритмов и т.д.), порождают широкий спектр эмоций - от позитивных (например, надежда) до негативных (например, страх). Их изучение дает возможность исследовать социальное самочувствие студентов и понять, что эмоции, вызванные переживанием времени, служат действенным регулятором поведения молодежи. Они могут как стимулировать социальную активность, самостоятельность, поиск новых, инновационных моделей поведения, способов преодоления трудных жизненных ситуаций, так и порождать пассивность и апатию.
Поведенческий элемент темпоральных стратегий включает в себя способности и навыки управления временем. Это не просто навыки тайм-менеджмента. Речь идет об умении видеть и выстраивать жизненные планы и перспективы, ставить цели, синхронизировать свое поведение в соответствии с темпоральной организацией социального окружения. Данный элемент темпоральной стратегии обязательно базируется на умении анализировать и оптимизировать использование временных ресурсов как в оперативном, так и в стратегическом плане, включающем расчет возможных «конвертаций » времени в другие значимые социальные ресурсы: здоровое социальное самочувствие и удовлетворенность жизнью, полноценный отдых, успешность, уверенность и, не в последнюю очередь, деньги.
Проблемы восприятия времени и его отражения в темпоральном поведении студентов были проанализированы на материалах эмпирического исследования, проведенного авторами в феврале-апреле 2014 г. в г. Екатеринбурге - одном из российских мегаполисов. Методом анкетирования были опрошены 1200 студентов старших курсов 11 государственных вузов. Применялась
50
Высшее образование в России • № 12, 2014
двухступенчатая стратифицированная выборка, в которой были представлены студенты всех основных профилей обучения: технического, естественнонаучного, гуманитарного и социально-экономического. Ошибка выборки составила 3%.
Как выяснилось в ходе исследования, большинство студентов (64%) утверждают, что постоянно думают о времени, 27% опрошенных вспоминают о нем в самые критические моменты жизни. Однако их понимание, оценка времени, отношение к нему оказались весьма и весьма противоречивыми. Именно на этих противоречиях далее будет сделан акцент.
Мы исходили из предположения, что в повседневной жизни студенты оперируют двумя основными ресурсами - деньгами и временем. Проведенное исследование показало, что одной трети студентов (33%) не хватает ни времени, ни денег. Еще для 23% студентов только время выступает дефицитным ресурсом, а для 27% - исключительно деньги. Таким образом, для студентов при вхождении в рыночные отношения проблема выбора «время/деньги» и их конвертации друг в друга оказывается острой и актуальной.
Опрос достаточно четко показал, в каких сферах жизни студенты испытывают серьезный дефицит времени. На первом
месте стоит недостаток времени для отдыха, его испытывают 40% опрошенных. Для удовлетворения витальных потребностей времени не хватает у 32%. Почти треть студентов (30%) отметили острую нехватку времени для личностного развития. Причины такой ситуации, казалось бы, лежат на поверхности: это серьезный объем учебной (аудиторной и внеаудиторной) нагрузки, двойная занятость большинства студентов (совмещение учебы и работы), для определенной их части - вовлечение в активную общественную жизнь внутри и вне вуза. В то же время исследование показало, что главной причиной дефицита времени большинства студентов является отсутствие навыков эффективного управления временем (о чем будет сказано ниже).
Понимание студентами ценности времени мы определяли через соотнесение его с другими факторами достижения успеха. Различные временные ресурсы (необходимое количество времени, возможность им распоряжаться, возраст, своевременность действий, скорость адаптации к изменениям, предвидение) в таблице 1 выделены курсивом.
Как видим, время было поставлено не на первые позиции (их заняли не менее важные, но традиционные ресурсы, прежде всего - профессиональные и личные пси-
Таблица 1
Оценка студентами ресурсов, необходимых для достижения жизненного успеха
Что является наиболее важными ресурсами Вашего успеха в жизни? Ранг
Деньги 3
Необходимое количество времени и возможность распоряжаться им 4
Родственные связи и поддержка 5
Возраст 11
Личные психологические качества 2
Профессиональные качества 1
Умение быть в нужное время в нужном месте 7
Удачливость, везение 8
Друзья 9
Умение быстро адаптироваться к изменениям в окружении 6
Интуиция, предвидение 10
Социология образования
51
Определение сущности времени
Таблица 2
Смысловой блок Подберите определение времени, которое соответствует Вашему мироощущению, или дайте свое Ранг
3 Это ресурс моего личностного и профессионального развития 1
1 То, что дороже денег 2
2 Это вечность, неподвластная человеку 3
3 Это колесница, которая мчит в будущее 4
1 Это деньги 5
2 Это бремя, которое нужно чем-то заполнять и на что-то тратить 6
9 Ваш вариант ответа* 7
2 Это сила, которая разрушает меня и мою жизнь 8
1 Время дешевле денег 9
*В 2/3 ответов на открытый вопрос имели место определения, соответствующие второму смысловому блоку: «время - это лекарство от душевной боли», «это дар, который надо научиться не тратить попусту», «учитель, врач, убийца», «то, чем человек должен наслаждаться», «мой путь в жизни».
хологические качества, а также деньги). Это означает, что время не расценивается значительной частью студенческой молодежи в качестве стратегического капитала, необходимого для достижения успеха в жизни. Мы полагаем, что это не случайно: полученные данные отражают ценностную картину мира, характерную и для других социальных общностей. Наше исследование темпоральных стратегий поведения некоторых из них показало, что в большинстве случаев время как ценность, как капитал еще не проявило себя в должной мере 2. Исключение составляют общности предпринимателей, бизнесменов и фрилансеров, рассматривающих культуру времени как ресурс их деятельности, обладающий такой же (если не более высокой) значимостью, что и деньги [6-9].
Заметим, что согласно исследованиям последних лет, посвященным предпринимательской активности студентов, развитие студенческого бизнеса остается достаточно серьезной проблемой. Его развитию мешают как объективные (чиновничий произвол и вымогательство, несовершенное хозяйственное законодательство), так и субъективные (недостаток знаний из-за
отсутствия массовой, общедоступной и постоянно действующей системы подготовки студентов к предпринимательской деятельности, а также источников первоначального капитала) причины [10]. А.В. Иванова приводит данные по Уральскому федеральному университету, из которых следует, что только 7% студентов имеют желание и готовы открыть свой бизнес сразу после окончания университета и еще меньше - 4% - во время обучения [11]. По мнению автора, сдерживающим фактором является ментальная составляющая. К этому мы с полным правом можем добавить: в том числе - отсутствие развитой культуры времени.
Философия времени как базовый элемент темпоральной стратегии поведения студентов исследовалась нами также через подбор афористичных определений и метафор времени. Совокупность темпоральных метафор мы разбили на три смысловых блока: 1) время - деньги; 2) время -внешний фактор; 3) время - фактор развития личности. В результате обнаружилось противоречие: студенты на первое место поставили определение времени как ресурса личностного и профессионального раз-
2 Объектами эмпирического исследования выступали такие городские социальные общности, как предприниматели, бизнесмены, фрилансеры, представители научно-педагогического сообщества, волонтеры.
52
Высшее образование в России • № 12, 2014
вития (таблица 2), несмотря на то, что ответы на другой вопрос, косвенно фиксирующий тот же самый смысл и функцию социального времени (см. табл. 1), показывали иное понимание.
Анализ данных таблицы 2 показывает, что студенты в целом положительно воспринимают фактор времени (первые пять позиций заняли позитивно окрашенные метафоры, последние три -негативные характеристики). Это связано с тем, что молодежь более оптимистично, чем другие поколенческие общности, смотрит на настоящее (одна из основных причин этого - наличие у нее «в запасе» большого резерва жизненного, биографического времени). Вместе с тем полученные данные свидетельствуют о том, что темпоральное сознание студентов противоречиво: с одной стороны, они осознают и декларируют ценность времени, с другой - в реальной практике относятся к нему как к неисчерпаемому и малозначимому ресурсу, предпочитая сосредоточить внимание на других факторах жизненного продвижения.
Особая задача исследования состояла в фиксации темпоральных режимов, в которых протекает жизнь студентов. Ориентация на свойства линейного или нелинейного времени в сочетании с характером его упорядоченности дает возможность говорить о четырех темпоральных режимах жизни:
1) линейный режим «Круг времени», описываемый словами «Вся жизнь идет по кругу» и «Нет ничего нового на земле»;
2) линейный режим, условно названный «Стрела времени», при котором все дела и события происходят последовательно, строго друг за другом;
3) режим «Нелинейный порядок», в котором события и дела «наслаиваются» друг на друга, часто происходят параллельно, но при этом прослеживаются определенные порядок и закономерности;
4) режим «Нелинейный хаос» (события и дела осуществляются беспорядочно,
время их наступления, продолжительности и окончания неопределенны).
Темпоральные стратегии поведения студентов в зависимости от ориентации на линейный или нелинейный характер времени мы классифицировали как традиционные или инновационные (авангардные). Соответственно, студенты - носители данных стратегий могут быть отнесены к традиционным или авангардным общностям [7]. Большинство респондентов отметили преимущественно нелинейный характер своего времени: 57% выбрали четвертый режим, 23% - третий режим, 15% - традиционную «Стрелу времени», и только 5% представляют свое темпоральное существование как «хождение по кругу». Как видно, большинство опрошенных переживают внешний мир как нелинейную реальность с соответствующей темпоральностью, однако на уровне установоки поведения демонстрируют его традиционные стратегии.
Наш многолетний опыт преподавания гуманитарных дисциплин студентам различных вузов и специальностей показывает, что проблемы времени (и в экзистенциальных аспектах, и в плане рассмотрения повседневной проблемы дефицита времени) неизменно вызывают живой интерес у студентов; дискуссии на тему времени всегда проходят на ярком эмоциональном фоне. Это обстоятельство заставило задуматься о корреляции когнитивных элементов темпоральных стратегий поведения с социальными эмоциями, тем более что социально-психологические исследования убедительно доказывают наличие такой связи на индивидуальном, личностном уровне.
Социологический подход к исследованию эмоционального переживания времени предполагал изучение восприятия студентами традиционных (линейных) и новых (нелинейных) свойств социального времени. Проявления нелинейного времени вызывают у большинства студентов, как правило, тревогу и напряжение. Темпоральную неопределенность спокойно и с надеж-
Социология образования
53
дой на перемены к лучшему воспринимают только 12% студентов.
Поведенческие тенденции проявляются в определенных темпоральных ситуациях. В ситуации дефицита времени дискомфорт ощущают большинство студентов (65%), в то время как в ситуации вынужденного безделья хорошо себя чувствуют 42% ответивших.
Другим поведенческим показателем значимости времени выступают умение и желание его планировать. Примерно треть опрошенных студентов считают, что планирование времени обязательно для любого современного человека, но почти половина (49%) полагают, что оно не обязательно для всех людей (только для тех, кто особо ценит время). Почти 15% студентов вообще считают, что планирование времени необязательно («планируй - не планируй, жизнь все равно нарушит все планы»).
Практически во всех сферах своей жизни больше половины опрошенных лишь прикидывают примерный план, а для общения и удовлетворения физиологических потребностей время и вовсе не планируют. Поэтому только немногочисленной группе студентов (13%) удается всегда точно рассчитать время на осуществление различных дел, остальные же вынуждены ускорять их выполнение (59%) или увеличивать сроки (23%). Невысокая ценность планирования, вообще характерная для российской культуры, проявляется и в темпоральном поведении студенчества, обусловливая отсутствие у большей части представителей данной общности потребности в совершенствовании навыков тайм-менеджмента. Только 18% опрошенных студентов заявили об острой потребности в этом, в то время как около четверти - о полном отсутствии таковой. Проанализированный срез темпоральной стратегии поведения студентов показывает традиционную «проблему времени », вызванную несформированностью умений управления ресурсами времени, а главное - отсутствием потребности в этом.
Таким образом, темпоральные стратегии поведения большинства студентов можно отнести к линейному типу, поскольку доминирующими тенденциями являются ориентация на традиционное время и линейный характер его динамики. В поведении студентов наблюдается инерционность, т.е. сохранение традиционных паттернов использования временных ресурсов в повседневной жизни и в выстраивании жизненной перспективы. Что касается новых темпоральных стратегий поведения студентов, то они находятся в стадии формирования и характеризуют пока немногочисленные слои студентов.
Насколько значима для вуза задача формирования новых, конструктивных темпоральных стратегий поведения студентов? По нашему мнению, если вуз ставит целью формирование специалиста будущего, значит, он должен закладывать в модели его подготовки не только узкопрофессиональные, но и социально значимые компетенции. Одна из них связана с темпоральными стратегиями поведения, касающимися использования новых свойств социального времени и его динамики, ориентированных на значимость времени как одного из самых дефицитных и дорогих ресурсов, неотъемлемых от человека (человеческого капитала). Поэтому вузовское образование, ориентированное на решение сиюминутных, сугубо образовательных задач, неактуально, несовременно. Предназначение высшего образования в России -создание условий, формирующих темпоральные поведенческие стратегии людей будущего.
Литература
1. Бохан Т.Г., Алексеева Л.Ф., Языков К.Г.,
Шабаловская М.В., Морева С.А. Образ профессионального будущего у студентов на «кризисных» этапах обучения в вузе // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 30-37.
2. Суртаев В.Я. Социология молодежного
54
Высшее образование в России • № 12, 2014
досуга. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. унта культуры и искусств, 2000. 223 с.
3. Медик В.А., Осипов А.М. Университет-
ское студенчество: образ жизни и здоровье. М.: Логос, 2003. 200 с.
4. Бохан Т.Г., Алексеева Л.Ф., Шабаловская
М.В., Морева С.А. Трансформация временной перспективы студента в процессе обучения в вузе // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 50-55.
5. Амбарова П.А. Дисциплинарные и междис-
циплинарные подходы к определению понятия нелинейности // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1 «Проблемы образования, науки и культуры». 2014. № 2. С. 103-110.
6. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Управле-
ние темпоральными стратегиями поведения профессиональных социальных общностей: проблемы и возможности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5 (242). С. 15-21.
7. Зборовский Г.Е., Кузьминчук А.А. Соци-
альная общность волонтеров сквозь приз-
му темпоральных стратегий их поведения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 45-56.
8. Амбарова П.А. Фрилансеры: темпоральные
стратегии поведения авангардной социальной общности // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: Матер. Всерос. научн.-практ. конф. Т. I. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 12-16.
9. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Образова-
тельные ресурсы управления темпоральными стратегиями поведения студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 8-18.
10. Резник Г.А., Пономаренко Ю.С. Студенческое предпринимательство как важный фактор формирования инновационной экономики // Университетское управление: практика и анализ. 2010. №2. С. 62-68.
11. Иванова А.В. Отношение студентов к предпринимательству: научный доклад. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2011. 44 с.
Авторы:
АМБАРОВА Полина Анатольевна - канд. социол. н., доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, [email protected] ЗБОРОВСКИЙ Гарольд Ефимович - д-р филос. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, [email protected]
AMBAROVA P.A., ZBOROVSKY G.E. THE TIME IN THE STUDENT’S LIFE THROUGH THE EYES OF A SOCIOLOGIST
Abstract. Student’s temporal behavior strategies as a special way of formation and realization of their human capital are considered. The article contains data of theoretical and empirical research of students’ temporal behavior strategies. Contradictions of temporal consciousness of students, the reasons of their emergence are shown. The article presents some types of students’ temporal behavior strategies.
Keywords: social time, temporal behavior strategies, students’ temporal consciousness
References
1. Bokhan T.G., Alekseeva L.F., Yazykov K.G., Shabalovskaya M.V., Moreva S.A. (2013) [The image of
professional future for medical students in crisis stages of training]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 11, pp. 30-37. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Surtaev V.Ya. (2000) Sotsiologiya molodezhnogo dosuga [Sociology of youth leisure]. St. Petersburg:
St. Petersb. State Univ. of Culture and Arts Publ., 223 p.
3. Medik V.A., Osipov A.M. (2003) Universitetskoe studenchestvo: obraz zhizni i zdorov’e [University
students: lifestyle and health]. Moscow: Logos Publ., 200 p.
4. Bokhan T.G., Alekseeva L.F., Shabalovskaya M.V., Moreva S.A. (2014) [Transformation oftemporary
Социология образования
55
prospect of a student in the course of training in higher education institution]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 10, pp. 50-55. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Ambarova P.A. (2014) [ Disciplinary and interdisciplinary approaches to the the definition of the
nonlinearity concept]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury [ Proc. of Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture]. No. 2, pp. 103-110. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. (2014) [Control of temporal behavior strategies of professional
communities: challenges and opportunities]. Natsional’nye interesy: prioritety i bezopasnost’ [National interests: priorities and safety]. No. 5 (242), pp. 15-21. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Zborovsky G.E., Kuzminchuk A.A. (2014) [ Volunteers as a social community through their temporal
behavior strategies]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut state pedagogical university]. No. 2, pp. 57-71. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Ambarova P.A. [Freelancers: temporal behaviour strategies of avangarde social community]. Aktual’nye
problemy sotsiologii molodezhi, kul’tury, obrazovaniya i upravleniya: Mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. [Topical problems of sociology of youth, culture, education and management. Proc. Sci. and pract. conf.]. Ekaterinburg: UrFU Publ., 2014, V. I, pp. 12-16. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Ambarova P.A., Zborovsky G.E. (2014) [Educational resourses of managing students’ temporal
behavior strategies]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. No. 3, pp. 8-18. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Reznik G.A., Ponomarenko Yu.S. (2010) [Student business as an important factor of innovation economy formation]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. No. 2, pp. 62-68. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Ivanova A.V. (2011) Otnoshenie studentov k predprinimatel’stvu: nauchnyi doklad [Students’ relation to business: scientific report]. Ekaterinburg: UrGU Publ., 44 p.
Authors:
AMBAROVA Polina A. - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia, borges7 [email protected] ZBOROVSKY Garold E. - Dr. Sci. (Philosophy), Professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
М.Н. МАКАРОВА, профессор Р.В. ВАХРУШЕВ, соискатель Удмуртский государственный университет
Коррупция в высшем образовании и академическая этика
В статье рассмотрен мировой и отечественный опыт формирования антикоррупционной политики и академической этики в системе высшего образования. Анализируются различные формы коррупции и академических нарушений на Западе и в России, факторы коррупционного и неэтичного поведения в академической среде. Представлены основные направления антикоррупционной политики в сфере высшего образования, проанализированы особенности этических кодексов и иных мер, направленных на формирование «культуры честности » в современном высшем образовании.
Ключевые слова: коррупция, академическая этика, академический обман, мошенничество, высшее образование, антикоррупционная политика, этический кодекс
В настоящее время вопросы антикорруп- возникают в рамках не только правовых ционной политики в сфере образования наук, но и в поле зрения социологии и ант-