Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА'

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ЛАБОРАТОРИЯ / РИСК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ISO/IEC 17025 / ISO 31000

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спиридонова Александра Александровна, Хомутова Елена Григорьевна, Копылова Елена Васильевна

Введение. Деятельность образовательных организаций всего мира в настоящее время тесно взаимосвязана с организацией и работой испытательных лабораторий в их составе. Актуальность темы статьи обусловлена отсутствием комплексной модели управления рисками в лабораториях университета, учитывающих особенности образовательного процесса для развития практико-ориентированной деятельности высшего учебного заведения. В рамках текущего исследования авторы стремились проверить обоснованность и применимость методологий управления рисками применительно к испытательной лаборатории университета, а затем разработать собственную исследовательскую модель управления рисками лаборатории высшего учебного заведения. Цель статьи - разработка и внедрение модели управления рисками в лаборатории университета, основанной на интеграции национальных, международных требований в области организации испытаний и интересов участников образовательного процесса. Методы. Методологическую основу исследования составила разработанная авторами модель управления рисками испытательной лаборатории университета, направленная на развитие практико-ориентированной деятельности образовательных организаций. Основными методами исследования являются анализ мировой научной литературы по проблеме управления рисками в лабораториях в целом и в высших учебных заведениях, в частности. Идентификация рисков проводилась посредством применения метода мозгового штурма экспертной группой, включающей сотрудников лаборатории и экспертов в области управления рисков на базе испытательной лаборатории Российского университета. Результаты исследования. Реализация предложенной авторами модели управления рисками в лаборатории университета позволила выделить основные группы риска: низкая конкурентоспособность, получение недостоверных результатов испытаний, низкая удовлетворенность потребителя, невыполнение технических требований и требований по управлению лабораторией. Рассмотрена сущность концепции управления рисками в рамках этапов жизненного цикла пробы (образца). Риски, которые сопровождают проведение испытаний в лаборатории университета, рассмотрены по следующим основным категориям: оборудование, материалы и реактивы, персонал; методы (методики), помещение, образовательный процесс. Заключение. Предложенная модель управления рисками в лаборатории университета была применена в испытательной лаборатории высшего учебного заведения России, позволила идентифицировать риски лаборатории по всем составляющим лабораторной деятельности, включая образовательный процесс. Внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность лаборатории университета послужило развитию практико-ориентированной деятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Спиридонова Александра Александровна, Хомутова Елена Григорьевна, Копылова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT MODEL IN THE UNIVERSITY TESTING LABORATORY

Introduction. The activities of educational organizations around the world are currently closely related with the organization and operation of testing university laboratories. The relevance of the article is the lack of a comprehensive risk management model in the university laboratories taking into account the peculiarities of the educational process for the development of practice-oriented activities of higher education institutions. As part of the current study, the authors sought to verify the validity and applicability of risk management methodologies in relation to the university testing laboratory, and then develop their own research model of risk management for university laboratory. The purpose of the article is to develop and implement the risk management model in the university laboratory based on the integration of national and international requirements of testing organization and the interests of participants in the educational process. Methods. The methodological basis of the study was the developed risk management model of the university testing laboratory for development of practice-oriented activities of educational organizations. The main research methods are the analysis of the world scientific literature on the problem of risk management both in the laboratories and in higher educational institutions. Brainstorming was used for risk identification by an expert group including laboratory staff and experts in the field of risk management based on the testing laboratory of the Russian University. Research results. The implementation of the proposed risk management model in the university laboratory made it possible to identify the main risk groups: low competitiveness, obtaining unreliable test results, low customer satisfaction, non-compliance with technical requirements and requirements for laboratory management. The risk management concept by the life cycle stages of the sample is considered. The risks of the testing in the university laboratory are considered in the following main categories: equipment, materials and reagents, personnel; methods, premises, educational process. The risks of the educational process and research in the university testing laboratory are identified and analyzed. Conclusions. The proposed risk management model of the university laboratory was applied in the university testing laboratory in Russia. The laboratory risks were identified for all components of laboratory activities including the educational process. Risk-based approach in the university laboratory allowed to develop the practice-oriented activities of the educational organization.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Дата публикации: 31.10.2022 УДК 378.1; 303.732.4

А. А. Спиридонова, Е. Г. Хомутовд, Е. В. Копыловд

Модель управления рисками в испытательной лаборатории университета

Введение. Деятельность образовательных организаций всего мира в настоящее время тесно взаимосвязана с организацией и работой испытательных лабораторий в их составе. Актуальность темы статьи обусловлена отсутствием комплексной модели управления рисками в лабораториях университета, учитывающих особенности образовательного процесса для развития практико-ориентированной деятельности высшего учебного заведения. В рамках текущего исследования авторы стремились проверить обоснованность и применимость методологий управления рисками применительно к испытательной лаборатории университета, а затем разработать собственную исследовательскую модель управления рисками лаборатории высшего учебного заведения.

Цель статьи - разработка и внедрение модели управления рисками в лаборатории университета, основанной на интеграции национальных, международных требований в области организации испытаний и интересов участников образовательного процесса.

Методы. Методологическую основу исследования составила разработанная авторами модель управления рисками испытательной лаборатории университета, направленная на развитие практико-ориентированной деятельности образовательных организаций. Основными методами исследования являются анализ мировой научной литературы по проблеме управления рисками в лабораториях в целом и в высших учебных заведениях, в частности. Идентификация рисков проводилась посредством применения метода мозгового штурма экспертной группой, включающей сотрудников лаборатории и экспертов в области управления рисков на базе испытательной лаборатории Российского университета.

Результаты исследования. Реализация предложенной авторами модели управления рисками в лаборатории университета позволила выделить основные группы риска: низкая конкурентоспособность, получение недостоверных результатов испытаний, низкая удовлетворенность потребителя, невыполнение технических требований и требований по управлению лабораторией. Рассмотрена сущность концепции управления рисками в рамках этапов жизненного цикла пробы (образца). Риски, которые сопровождают проведение испытаний в лаборатории университета, рассмотрены по следующим основным категориям: оборудование, материалы и реактивы, персонал; методы (методики), помещение, образовательный процесс.

Заключение. Предложенная модель управления рисками в лаборатории университета была применена в испытательной лаборатории высшего учебного заведения России, позволила идентифицировать риски лаборатории по всем составляющим лабораторной деятельности, включая образовательный процесс. Внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность лаборатории университета послужило развитию практико-ориентированной деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, лаборатория, риск, управление рисками, ISO/IEC 17025, ISO 31000

Ссылка для цитирования:

Спиридонова А. А., Хомутова Е. Г., Копылова Е. В. Модель управления рисками в испытательной лаборатории университета // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 709-728. doi: 10.32744^е.2022.5.42

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-05/ Accepted: 20 July 2022 Published: 31 October 2022

E. G. Khomutova, A. A. Spiridonova, E. V. Kopylova

Risk management model in the university testing laboratory

Introduction. The activities of educational organizations around the world are currently closely related with the organization and operation of testing university laboratories. The relevance of the article is the lack of a comprehensive risk management model in the university laboratories taking into account the peculiarities of the educational process for the development of practice-oriented activities of higher education institutions. As part of the current study, the authors sought to verify the validity and applicability of risk management methodologies in relation to the university testing laboratory, and then develop their own research model of risk management for university laboratory.

The purpose of the article is to develop and implement the risk management model in the university laboratory based on the integration of national and international requirements of testing organization and the interests of participants in the educational process.

Methods. The methodological basis of the study was the developed risk management model of the university testing laboratory for development of practice-oriented activities of educational organizations. The main research methods are the analysis of the world scientific literature on the problem of risk management both in the laboratories and in higher educational institutions. Brainstorming was used for risk identification by an expert group including laboratory staff and experts in the field of risk management based on the testing laboratory of the Russian University.

Research results. The implementation of the proposed risk management model in the university laboratory made it possible to identify the main risk groups: low competitiveness, obtaining unreliable test results, low customer satisfaction, non-compliance with technical requirements and requirements for laboratory management. The risk management concept by the life cycle stages of the sample is considered. The risks of the testing in the university laboratory are considered in the following main categories: equipment, materials and reagents, personnel; methods, premises, educational process. The risks of the educational process and research in the university testing laboratory are identified and analyzed.

Conclusions. The proposed risk management model of the university laboratory was applied in the university testing laboratory in Russia. The laboratory risks were identified for all components of laboratory activities including the educational process. Risk-based approach in the university laboratory allowed to develop the practice-oriented activities of the educational organization.

Keywords: university, risk, risk management, ISO 31000, ISO/IEC 17025, testing laboratory

For Reference:

Khomutova, E. G., Spiridonova, A. A., & Kopylova, E. V. (2022). Risk management model in the university testing laboratory. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 59 (5), 709-728. doi: 10.32744/pse.2022.5.42

_Введение

Современное техническое и технологическое университетское образование обязательно включает практическую подготовку обучающихся. Управление образованием в университете предполагает ориентацию на создание и обеспечение условий реализации практической подготовки обучающихся: наличие собственных университетских лабораторий, современного оборудования для исследований и практик. В этом отношении аккредитованная испытательная лаборатория при университете является наилучшим решением. Управление рисками в обеспечении практической подготовки обучающихся университета создает новые возможности в управлении образованием.

Во многих высших учебных заведениях мира есть испытательные лаборатории, связанные или не связанные с их учебными и/или исследовательскими программами [1]. Однако многие исследователи склоняются к мнению, что данные лаборатории трудно отделить от системы образования в университете [2]. Более того, существует множество университетов, которые начали поощрять своих студентов и преподавателей проводить исследования как для лекционных занятий, так и для диссертаций в испытательных лабораториях. Как подчеркивают Bowolaksono A. и соавт. [3], лаборатории в высших учебных заведениях часто используются для проведения и поддержки исследований и других академических мероприятий.

Однако лишь небольшая часть лабораторий функционирует в соответствии со стандартом 17025. Стандарт ISO/IEC 17025 устанавливает управленческие и технические требования, необходимые для внедрения и поддержания системы менеджмента качества (СМК) в лабораториях, которые проводят испытания, калибровку и/или отбор проб, используемые ими для демонстрации своей компетентности в выполнении своей деятельности [1]. Данный стандарт является международной основой в области проведения испытаний и калибровки в лаборатории, и позволяет продемонстрировать способность давать надежные результаты [4]. Кроме того, это руководство позволяет лабораториям продемонстрировать, что они работают компетентно и получают достоверные результаты, тем самым повышая доверие к своей работе как на национальном уровне, так и во всем мире. Стандарт также применим ко всем университетам, исследовательским центрам, правительствам, регулирующим органам, инспекционным органам, органам по сертификации продукции и другим органам по оценке соответствия в отношении проведения испытаний, отбора проб или калибровки [5].

Однако работа любой лаборатории, в том числе и в высших учебных заведениях, сопряжена с различными рисками и опасностями. В то же время они также подвержены чрезвычайным ситуациям, таким как пожар, разливы химических веществ, заражение инфекционными или биологическими агентами и токсинами [3]. В соответствии с 17025 лаборатория обязана обеспечивать процессы идентификации и оценки рисков, разрабатывать меры контроля рисков и расширять возможности для достижения установленных целей и задач. Стандарт требует, чтобы лаборатория планировала и выполняла действия по управлению рисками и возможностями, связанными с лабораторной деятельностью [6]. Идентификация опасностей и оценка рисков — это процессы, используемые для обнаружения и анализа любых существующих и потенциальных опасностей [5]. Лаборатория должна выявлять риски во всех областях

деятельности и инициировать возможные меры контроля для устранения рисков и предотвращения их повторного возникновения [7].

Процесс понимания риска подразумевает не только выявление конкретных причин риска, но и возможных последствий, которые к ним относятся. Это может проявляться в виде воздействия на безопасность, здоровье, окружающую среду, влияние на бизнес, повреждение оборудования или сочетание вышеперечисленного [8].

Мировой опыт показывает, что надлежаще функционирующая система менеджмента испытательной лаборатории, основанная на риск-ориентированном подходе, повышает способность лабораторий предоставлять достоверные результаты измерений и испытаний, удовлетворяющие требованиям потребителей, а также оперативно решать возникающие проблемы в области качества.

Сфера высшего образования - особая область, для которой свойственны свои особые риски, отличающиеся от обычно рассматриваемых в теории управления рисками [9].

Значимость рассмотрения человеческого фактора в рисках подчеркнуто в рекомендациях по внедрению управления рисками в государственном университете в Индонезии [10]. Кудж С.А. и Голованова Н.Б. [11] рассматривают риск дефицита молодых научно-педагогических кадров и пути минимизации данного риска.

Bowolaksono A. и соавт. [3] провели описательное, полуколичественное исследование, направленное на анализ и оценку внедрения систем управления биологическими рисками, в лабораториях высших учебных заведений. Исследователями [12] представляется применение методов анализа рисков применительно к охране труда и технике безопасности в лакокрасочной промышленности.

Внедрению положений ISO/IEC 17025 в деятельность испытательных лабораторий различных сфер деятельности уделяется достаточно большое внимание на мировом уровне. Так, Nurcahyo R. и соавт. [4] рассматривают внедрение ISO/IEC 17025 в испытательной лаборатории Индонезии, в частности - процесс аналитической иерархии AHR (Analytical Hierarchy Process) как инструмент для оценки внедрения положений ISO/IEC 17025 экспертной группой.

Pizzolato M. [13] представил опыт унифицированного управления лабораториями Технологического центра Федерального университета Санта-Мария (бразильского государственного вуза), имеющего в составе четыре лаборатории, выполняющие испытания в области электрической, размерной, силовой и аналитической метрологии и калибровки, в соответствии со стандартом ISO/IEC 17025. Gawor A. и соавт. [14] обобщили опыт по внедрению системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO/IEC 17025 с целью аккредитации испытательных лабораторий в исследовательском центре Варшавского университета. Проведенное Mohd Zulfadzli Ibrahim и соавт. [5] исследование направлено на обеспечение внедрения в исследовательской лаборатории передовой практики оценки рисков в области безопасности, здоровья и окружающей среды в соответствии со стандартом ISO/IEC 17025: 2017.

Varaksin K.S. и соавт. [6] рассматривают организацию системы менеджмента качества лаборатории в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019 с использованием LIMS (ЛИМС - лабораторной информационной менеджмент-системы). В данной статье представлена организация системы менеджмента качества лабораторий в аспектах управления рисками, управления возможностями, корректирующих действий с использованием LIMS.

Во всем мире испытательные и калибровочные лаборатории вузов сталкиваются с рядом проблем, связанных с аккредитацией [15]. В частности, da Silva F.R. и соавт.

[1] предлагают подход к внедрению риск-менеджмента в испытательной лаборатории университета на юге Бразилии с целью поддержания аккредитации.

Grochau I.H. и соавт. [15] в качестве объекта исследования представляют вопросы мотивации, преимущества и проблемы при аккредитации лабораторий высших учебных заведений по стандарту ISO/IEC 17025. В частности, авторы на основе исследования среди аккредитованных лабораторий вузов на американском континенте акцентируют внимание на том, что, подавляющее их большинство проводит испытания для внешних потребителей. Grochau I.H. и соавт. [16] отмечают одинаковые сложности в аккредитации лабораторий вузов и научно-исследовательских институтов в Европе и США.

Данная тенденция характерна также и для университетов Российской Федерации, так как требования, предъявляемые к аккредитованной испытательной лаборатории со стороны Органа по аккредитации (в частности, Критериев аккредитации [17] в Российской национальной системе аккредитации) затрудняют доступ к ресурсам лабораторий лиц, не отвечающих требованиям (в частности, студентам и аспирантам). Таким образом, ресурсы испытательных лабораторий не используются в полной мере для практической подготовки студентов, научно-исследовательских работ аспирантов, преподавателей и научных сотрудников.

Следует обратить внимание на то, что при внедрении процесса управления рисками в лаборатории, существует возможность одновременного применения нескольких методов идентификации, анализа и оценки риска.

Применение методов управления рисками дает возможность:

• своевременно идентифицировать потенциальные несоответствия, относящиеся к процессам испытательной лаборатории;

• выявлять причины потенциальных несоответствий и принимать соответствующие действия;

• контролировать состояние процессов.

К примеру, Marques K. и соавт. [18] представили анализ рисков в химической лаборатории Федерального университета Санта-Катарины с использованием методологии анализа рисков, основанной на разработке новых продуктов (NDP). Представленный авторами подход направлен на обеспечение безопасности в образовательной среде. Полученные результаты показывают следующие основные источники рисков: пожар, задержка эвакуации из лаборатории, взрыв и интоксикация при обращении. В качестве методов анализа рисков авторы использовали анализ причинно-следственных событий (Causal Network Event Analysis - CNEA) и анализ дерева отказов (Fault Tree Analysis - FTA).

Необходимо отметить, что большое количество публикаций [19] посвящено применению метода FMEA (failure mode and effect analysis - анализ причин и последствий отказов) с целью анализа и оценки рисков. FMEA представляет собой перспективный структурированный инструмент, используемый для выявления системных сбоев процессов с высоким риском до их возникновения [20]. В своем исследовании Bakhtiar A. и соавт. [21] использовали метод FMEA целью выявления потенциальных причин возникновения потерь, а также случаев появления побочных отходов. Mascia A. и соавт. [22] рассматривают применение метода FMEA для оценки рисков в исследовательских лабораториях. Serafini A. и соавт. [23] представили применение метода FMEA для повышения качества процессов в клинических лабораториях. Исследование Ivanсan J. и Lisjak D. [8] было основано на использовании/применении FMEA на нефтеперерабатывающих заводах и предлагается но-

вый метод количественной оценки рисков FMEA на основе нечеткой логики. Широкое применение данного метода обусловлено универсальностью, количественной оценкой риска и относительной простотой применения.

Метод FMECA (Failure Mode, Effects and Criticality - анализ видов, последствий и критичности отказов) является частным случаем метода FMEA. Serafini A. и соавт. [23] реализовали один из первых опытов применения анализа FMECA в лабораторном процессе, и впервые этот метод применялся для идентификации фактора V Лейдена. Результаты данного исследования подтверждают, что FMECA является простым, мощным и полезным инструментом в управлении рисками, который помогает быстро определить критические точки в лабораторном процессе.

Выбор методов управления рисками зависит от сложности и новизны ситуации, а также от уровня соответствующих знаний, понимания и постановки задачи. Во многих случаях в данном вопросе полезно руководствоваться IEC 31010 [24].

Анализ современных международных исследований позволяет сделать вывод, что вопросу рассмотрения рисков для лаборатории университета на территории Российской Федерации внимания уделялось мало, чем обусловлена актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: разработка и внедрение модели управления рисками в лаборатории университета, основанной на интеграции национальных, международных требований в области организации испытаний и интересов участников образовательного процесса.

_Материалы и методы

Процесс управления рисками играет важную роль в оценке характеристик процессов (этапов жизненного цикла) и является одним из важнейших элементов системы менеджмента испытательной лаборатории.

На рисунке 1 представлена модель управления рисками, которая позволяет организовать управление рисками испытательной лаборатории университета с учетом современного международного опыта и ориентацией на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон образовательного процесса.

Модель основана на выделении основных групп риска с последующей идентификацией рисков посредством изучения этапов жизненного цикла пробы (образца).

Управление рисками и возможностями в испытательной лаборатории университета на территории Российской Федерации основывается на трех основных составляющих: ISO/IEC 17025, стандарты ИСО серии 9000, международные стандарты по менеджменту рисков.

Для лабораторий, которые претендуют на получение аккредитации в Российской национальной системе аккредитации или уже работают в ней, основополагающим документом выступает «Критерии аккредитации» [17]. Выполнение положений Критериев аккредитации создает условия для взаимного признания государствами — торговыми партнерами Российской Федерации результатов деятельности отечественных органов по оценке соответствия. Критерии аккредитации содержат международные и национальные требования, обязательные для выполнения лабораториями: положения ISO/IEC 17025 [25], ILAC policy on the traceability of measurement results (Политика ИЛАК по прослеживаемости результатов измерений [26]), ILAC

policy for uncertainty in calibration (Политика ИЛАК в отношении неопределенности при калибровках [27]) и др. Для тех лабораторий, которые не планируют проходить процесс аккредитации, важно соблюдать положения ISO/IEC 17025 с целью получения достоверных результатов испытаний.

□EocyjjK-re

Mj^-WjHClfFH

yrsane-tro'iiwiVF игманму

ко-к^ае^иго-

L о б-олъ

Выделение основных групп риска

_I_

Гол^е-ие

НЁ^ОППЕБ-Н

эевуляась

Hk'EKEF УфЕЛЕЕССЁ—

-иль "dteATBF

*

КЗ g PDHWE

эоЕн .1' ■ —1 _ I-J ■ ■ ш

НСПНШ-IV

Пев

VE"sasb v

aea

Пезакп

Метвд*

ННЙ I

Рисунок 1 Модель управления рисками испытательной лаборатории университета

Стандарты ISO серии 9000, в особенности ISO 9001 [28], содержат общие положения по внедрению риск-ориентированного подхода в систему менеджмента качества организации. Положения данной серии стандартов позволяют испытательной лаборатории эффективно интегрировать методологию управления рисками в свою систему менеджмента.

Международные стандарты по менеджменту рисков, в частности ISO 31000:2018 [29], IEC 31010:2019 [24] способствуют внедрению системы риск-менеджмента в деятельность организации, а также содержит руководство по выбору методов управления рисками.

Внедрение упомянутых документов в деятельность лаборатории университета позволит испытательной лаборатории вовремя выявлять риски и эффективно ими управлять.

_Результаты исследования

Основные риски, с которыми сталкивается лаборатория, можно разделить на основные группы, тесно взаимосвязанные между собой (см. рис. 1).

■■■■■ШнНГЧМ Заявка на

ДНвИЯИНм 1 испытании ^чЩШвМВнН

удовлетворен ноет Анализ

и заказника

Оформление результатов испытаний

Пробоотбор и транспортироЕка

ПроЕедгние испытаний

Подготовка к проЕедению испытаний

Рисунок 2 Жизненный цикл пробы (образца) лаборатории

Низкая конкурентоспособность лаборатории может быть обоснована высокой конкуренцией на рынке лабораторных и образовательных услуг, невыполнением требований Органа по аккредитации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкая удовлетворенности потребителя может быть вызвана изменением покупательских возможностей, предпочтений и тесно связана с получением недостоверных результатов испытаний.

Получение недостоверных результатов испытаний подразумевает группу внутренних рисков лаборатории, реализация которой подрывает доверие к деятельности лаборатории.

Для всесторонней идентификации рисков, относящихся к достоверности результатов испытательной лаборатории, рассмотрим жизненный цикл пробы (образца) для испытаний (см. рис. 2).

Жизненный цикл пробы берет начало с заявки на испытания, в которой указывает свои требования, в том числе перечень испытаний.

Анализ заявки позволяет лаборатории оценить возможность выполнить заявку в соответствии с требованиями заявителя (потребителя).

Жизненный цикл включает пробоотбор, транспортировку и хранение пробы, несоблюдение условий которых может сказываться на качестве пробы, достоверности полученного результата, и как следствие - на здоровье потребителя. Стоит помнить, что качество пробы оказывает на результат существенное влияние.

Подготовка к проведению испытаний включает подготовку всех ресурсов, необходимых для надлежащего проведения испытаний, включая персонал, помещения, средства измерений, испытательное оборудование, материалы и реактивы.

Проведение испытаний является наиболее критической стадией жизненного цикла, от которой зависит в высокой степени достоверность результатов лаборатории.

Полученные при проведении испытаний результаты оформляются в виде отчета (протокола, сертификата). Здесь важно обеспечить целостность данных по всем этапам жизненного цикла.

Оценка удовлетворенности заказчика является завершающим этапом и позволяет отследить обратную связь от потребителя. Полученные данные должны быть направлены на минимизацию риска неудовлетворенности потребителя и поиск возможностей для улучшения качества лабораторных услуг.

В результате анализа жизненного цикла пробы (образца) становится понятным, что стадия проведения испытаний нуждается в детальном изучении рисков, ее сопровождающих.

Риски, которые сопровождают проведение испытаний в лаборатории университета, целесообразно рассматривать по следующим основным категориям:

• оборудование;

• материалы и реактивы;

• персонал;

• методы (методики);

• помещение;

• образовательный процесс.

В таблице 1 представлены риски по категории «Оборудование» с идентификацией причин, последствий и предпринимаемых действий. Все предпринимаемые действия рассматриваются как возможность для улучшения системы менеджмента испытательной лаборатории. Идентификация рисков проводилась посредством применения метода мозгового штурма экспертной группой, включающей сотрудников лаборатории и экспертов в области управления рисков на базе испытательной лаборатории Российского университета.

Таблица 1

Риски по категории «Оборудование»

Риск Причина Последствие Предпринимаемые действия

Отсутствие оборудования требуемой точности с требуемым диапазоном оценивания для выполнения определенной работы Потеря работоспособности оборудования. Нехватка резервного оборудования Недостаток финансирования, ограничение финансовых ресурсов для закупки и ремонта оборудования Низкое качество услуг поставщиков Нехватка оборудования для выполнения требуемого объема испытаний Сбой сроков представления результатов испытаний заказчику Выполнение работы не в полном объеме Включить указание в договор с потребителем, что непредвиденные обстоятельства являются форс-мажором. Разработка и внедрение процедуры работы с отклонениями Наличие нескольких единиц важного для работы оборудования Своевременно техническое обслуживание Своевременное приобретение комплектующих Фиксация информации по каждой единице оборудования (идентификационные данные, происхождение, контактные данные производителя/поставщика) Отнесение оборудования и средств измерений к конкретным помещениям и/или методикам Внедрение лабораторной информационной менеджмент-системы

Средство измерений не поверено/не калибровано Не разработана процедура маркировки СИ в зависимости от статуса Отсутствует процедура оповещения ответственных исполнителей о наступлении сроков поверки/калибровки Сомнительные результаты испытаний Поддержка механизма статусов СИ Оповещение ответственных исполнителей о наступлении сроков поверки, калибровки Внедрение лабораторной информационной менеджмент-системы

Испытательное оборудование не аттестовано Не разработана процедура маркировки испытательного оборудования в зависимости от статуса Отсутствует процедура оповещения ответственных исполнителей о наступлении сроков аттестации Повышенная вероятность получения недостоверных результатов измерений Поддержка механизма статусов испытательного оборудования Оповещение ответственных исполнителей о наступлении сроков аттестации Внедрение лабораторной информационной менеджмент-системы

Риски, связанные с теми или иными несоответствиями в оборудовании, влияют на достоверность полученных результатов измерений, тем самым вызывая сомнения со стороны заказчиков в представляемых в протоколах испытаний результатах. Таким образом лаборатория ставит под удар свою репутацию надежного поставщика лабораторных услуг. Одним из основных способов минимизации рисков, связанных с оборудованием, является внедрение лабораторной информационной менеджмент-системы. Рассмотрим теперь риски по категории «Материалы и реактивы» в соответствии с таблицей 2, где указаны причины, последствия и возможности для улучшения.

Таблица 2 Риски по категории «Материалы и реактивы»

Риск Причина Последствие Предпринимаемые действия

Недостаточная подготовка лабораторной посуды Невнимательность персонала Отсутствует процедура подготовки лабораторной посуды к испытаниям Сомнительные результаты испытаний Осведомленность персонала о рисках, ассоциированных с выполняемой работой Разработка процедуры процесса подготовки лабораторной посуды к испытаниям Валидация процесса подготовки лабораторной посуды к испытаниям

Непригодные реактивы Истечение срока годности Сомнительные результаты испытаний Организация входного контроля качества, контроля сроков годности, материалов и веществ Организация учета состояния реактивов и материалов (качество, количество, сроки годности) Организация оповещения о скором окончании срока годности и количества материала (вещества) Отнесение материалов и веществ к месту выполнения испытания Внедрение лабораторной информационной менеджмент-системы

Низкое качество материалов и реактивов Отсутствие входного контроля материалов и реактивов Неэффективная процедура оценки поставщиков Сомнительные результаты испытаний Организация входного контроля качества при его приобретении материала (вещества) Разработка процедуры оценки поставщиков

Отсутствие материалов и реактивов Недостаток финансирования, ограничение финансовых ресурсов для закупки материалов и реактивов Низкое качество услуг поставщиков Сбои в снабжении материалами и комплектующими критической продукции Излишняя «зарегулированность» закупочной компании Сбой сроков представления результатов испытаний заказчику Выполнение работы не в полном объеме Ведение журналов по расходу материалов (веществ); Организация оповещения о расходовании материала (вещества) и необходимости формирования заявки на его приобретение Внедрение лабораторной информационной менеджмент-системы

Риски в данной категории частично связаны с недобросовестной деятельностью поставщиков материалов и реактивов. Безусловно, немалую роль в обеспечении высокого качества, надежности и достоверности результатов испытательной лаборатории играют поставщики. Для снижения риска влияния качества материалов и реактивов на достоверность результатов испытаний, лаборатории необходимо разработать процедуру оценки и утверждения поставщиков материалов и реактивов.

Минимизации рисков отсутствия материалов и реактивов, а также использования непригодных веществ в связи с истечением срока годности, помогут оповещения лабораторной информационной менеджмент-системы.

Риски по категории «Персонал» приведены в таблице 3 и включают все опасности, источником которых являются сотрудники испытательной лаборатории.

Таблица 3

Риски по категории «Персонал»

Риск Причина Последствие Предпринимаемые действия

Болезни персонала лаборатории, обладающего ключевыми компетенциями Негативная эпидемиологическая обстановка Сбой сроков представления результатов испытаний заказчику Выполнение работы не в полном объеме Обеспечение взаимозаменяемости сотрудников лаборатории Предоставление добровольного медицинского страхования персоналу испытательной лаборатории

Кадровый дефицит Высокая нагрузка персонала лаборатории Низкий уровень участия сотрудников в процессе принятии управленческих решений Нерациональное распределение обязанностей среди сотрудников Сбой сроков представления результатов испытаний заказчику Выполнение работы не в полном объеме Командная работа и повышение мотивации сотрудников испытательной лаборатории Создание/развитие системы наставничества

Ошибки персонала Большая нагрузка на персонал Неблагоприятная атмосфера в коллективе Недостаток квалификации сотрудников испытательной лаборатории Отсутствие у работника способностей к данному виду деятельности Обучение новых сотрудников устно Отсутствие доступных рабочих инструкций Сбой сроков представления результатов испытаний заказчику Выполнение работы не в полном объеме Проведение оценки знаний не только по теоретическим, но и практическим результатам Апробация непосредственными исполнителями процедур, регламентирующие их деятельность Снижение стрессовых ситуаций Периодическая проверка знаний и квалификации Посещение обучающих курсов, семинаров Проведение внутрилабораторного контроля Участие в межлабораторных сравнительных испытаниях Организация защиты от несанкционированного допуска к данным неуполномоченных лиц Установка пограничных значений для измеренных величин Идентификация информации о сотруднике, внесшем неверные данные в записи Интеграция лабораторного оборудования (перенос результатов). Разработка и развитие системы мотивации к самообучению Применение системы электронного документооборота Внедрение лабораторной информационной менеджмент-системы Осведомленность персонала о рисках, ассоциированных с выполняемой работой

Невыполнение положений документов системы менеджмента испытательной лаборатории в части персонала Несоблюдение процедуры ознакомления сотрудников лаборатории с документами Низкая мотивация сотрудников Недостаточная осведомленность персонала о важности выполнения положений документов системы менеджмента Отсутствие или несвоевременная актуализация документов системы менеджмента Сомнительные результаты испытаний Необходимо сформировать в коллективе понимание того, что любой документ системы качества нужен в первую очередь для систематизации и стандартизации выполняемых работ, как элемент четкого распределения обязанностей и полномочий персонала, как памятка, что и как делать в той или иной ситуации. Также должно быть непрерывное улучшение документов, их регулярный пересмотр и адаптация к изменяющимся условиям работы и меняющейся организационной структуре предприятия. Непосредственные исполнители апробируют процедуры, регламентирующие их деятельность Однозначное, четкое, последовательное изложение регламентирующих документов Осведомленность персонала о рисках, ассоциированных с выполняемой работой

Низкая квалификация стороннего обслуживающего персонала Низкое качество услуг поставщиков Негативное воздействие на достоверность получаемых результатов испытаний Мониторинг деятельности и периодическая оценка поставщика Информирование внешних поставщиков о требованиях испытательной лаборатории к квалификации персонала

Анализ рисков по категории «Персонал» показывает, что особое внимание в лаборатории необходимо уделять вопросу повышения квалификации специалистов как внутри лаборатории в соответствии с внутренними документами системы менеджмента, так и с помощью внешнего обучения. Профессионализм и сплоченность сотрудников испытательной лаборатории являются гарантией достоверности результатов.

Риски, которые связаны с помещениями испытательной лаборатории университета представлены в таблице 4.

Таблица 4

Риски по категории «Помещение»

Риск Причина Последствие Предпринимаемые действия

Проблемы Отсутствие внимания Увеличение сроков Внедрение принципов бережливого

эргономики к эргономике представления производства

лабораторного результатов

помещения и рабочего испытаний заказчику

места

Несоответствие Невнимательность Сомнительные Надлежащий мониторинг условий

внешних персонала при результаты окружающей среды посредством

воздействующих регистрации внешних испытаний внедрения лабораторной

факторов воздействующих информационной менеджмент-

требуемым факторов системы

критериям

Неисправность

средств измерений,

фиксирующих

значения внешних

воздействующих

факторов

Риски по категории «Помещение» связаны во многом с обеспечением комфортных и безопасных условий труда для персонала. Полученные результаты также согласуются с данными, представленными в исследовании [5], где в качестве рекомендаций по результатам оценки рисков выступает обеспечение большего и более адекватного пространства для лабораторного помещения.

Для обеспечения надлежащего функционирования средств измерений и соблюдения условий методик испытаний, внешние воздействующие факторы в лаборатории (к примеру, температура, влажность) должны соответствовать требуемым критериям. Важно проводить мониторинг нормируемых параметров помещения для обеспечения достоверности результатов испытаний.

Если говорить о категории «Методы (методики)», то среди рисков здесь можно назвать влияние человеческого фактора (рассмотрено в категории «Персонал»), риски, связанные с оборудованием (представлены в категории «Оборудование»). Однако риск, который важно рассмотреть отдельно - применение неотработанных или трудоемких методик. Анализ данного риска в контексте причин и последствий, возможностей для улучшения, представлен на рисунке 3.

Однако степень реализации рассматриваемого риска значительно зависит от конкретной методики, которая применяется в деятельности лаборатории. Например, проведем на примере испытательной лаборатории контроля качества воды сравнительный анализ рисков по двум показателям: определение рН в соответствии с РД 52.2[.495-2017 [30] и определение остаточного активного хлора в соответствии с ГОСТ 18190 [31] (таблица 5). Классификация оцененных рисков производилась по следующим категориям: 1 - ВР (высокий риск), 2 - СР (средний риск), 3 - НР (низкий риск), 4 - НЗР (незначительный риск).

Причина Риск

••Л®*

* Аттестация/ валидация методов {методик) •Повышение квалификации персонала • Внедерение системы наставничества

[системы внеутреннего обучения персонала)

Рисунок 3 Риск по категории «Методы (методики)»

Таблица 5

Сравнительный анализ методик испытаний на примере определения рН и хлора в воде питьевой

^Расширение

области аккредитации •Повышение удовлетворенности потребителя •Требование договора

Применение неотработанных или трудоемких методик

Сомнительные результаты испытаний

Идентифицированный риск Последствия Категория риска Предпринимаемые действия

рН Хлор

1. Неэффективный выбор методики испытаний Получение недостоверных результатов испытаний. Недоверие к результатам работ испытательной лаборатории. 3/НР 2/СР

2. Ошибки в процедуре пробоподготовки Получение недостоверных результатов испытаний 2/СР 1/ ВР

3. Несоблюдение процедур выполнения испытания Получение недостоверных результатов испытаний. Недоверие к результатам работ испытательной лаборатории. 2/СР 1/ ВР

4. Необеспечение безопасности членами команды Травмы, отравления, ожоги персонала 4/НЗР 4/НЗР

5. Потеря данных Недостоверность результатов анализа. Недоверие к результатам работ испытательной лаборатории. Низкая удовлетворенность потребителей. Уменьшение числа заказчиков 3/НР 2/СР

6. Несоблюдение времени проведения испытания Низкая удовлетворенность потребителей. Уменьшение числа заказчиков. 2/СР 1/ ВР

7. Несвоевременное реагирование на изменение требований нормативных правовых актов Работа лаборатории с нарушением нормативно-правовых актов или законодательства Российской Федерации 4/НЗР 4/НЗР

Сравнительный анализ методик определения рН и хлора по категориям риска показывает, что чем выше трудоемкость методики: больше операций, затрат времени и других ресурсов требуется на ее реализацию, тем выше риск получения недостоверных результатов испытаний. Именно на идентификацию таких методик и детальный анализ присущих ей рисков следует обратить повышенное внимание сотрудникам лаборатории для снижения риска получения недостоверных результатов испытаний.

Риски, которые связаны с образовательным процессом и исследованиями, которые проводятся в испытательной лаборатории университета представлены в таблице 6.

Таблица 6

Риски по категории «Образовательный процесс»

Риск Причина Последствие Предпринимаемые действия

Недостаточная квалификация стажеров (студентов и аспирантов), отсутствие практических навыков Низкое качество предварительной теоретической и практической подготовки стажеров Негативное воздействие на достоверность получаемых результатов испытаний Обучение стажеров по инструкциям и практическим навыкам на рабочем месте в испытательной лаборатории Обучение работы с оборудованием испытательной лаборатории

Различие целей лаборатории с целями образовательного процесса университета Несогласованность целей лаборатории с целями образовательного процесса университета Невозможность реализации учебных мероприятий в лаборатории Взаимодействие руководителя лаборатории с руководством университета

Проблемы структуры управления лаборатории и университета Требования к структуре лаборатории по 17025 Невозможность реализации учебных и исследовательских проектов в лаборатории Учет требований к структуре лаборатории по 17025 при планировании учебных и исследовательских задач в университете

Задачи образовательной программы не соответствуют имеющемуся оборудованию лаборатории Недостаточное финансирование лаборатории со стороны университета Моральный и физический износ оборудования лаборатории. Невозможность реализации учебных и исследовательских проектов в лаборатории Закупка недостающего оборудования и расширение области аккредитации лаборатории на это оборудование

Задачи практического обучения не соответствуют области аккредитации испытательной лаборатории по методикам, объектам и оборудованию Ограниченность области аккредитации Невозможность реализации учебных и исследовательских проектов в лаборатории Расширение области аккредитации

Ограниченность возможностей по обучению стажеров со стороны основных кадров лаборатории Большая нагрузка сотрудников Нерациональное распределение обязанностей среди сотрудников Сомнительные результаты испытаний Выполнение работы не в полном объеме Командная работа и повышение мотивации сотрудников испытательной лаборатории в работе со стажерами Создание/развитие системы наставничества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возникновение аварийных ситуаций в лаборатории Недостатки в обучении стажеров Нарушения техники безопасности в проведении исследований и испытаний Создание/развитие системы наставничества Неформальное инструктирование стажеров по вопросам безопасности в лаборатории. Исключение работы стажеров без сопровождение опытными сотрудниками

Нарушения условий проведения работ в лаборатории (электромагнитные, температурные, световые и т.п. отклонения) Недостатки в обучении стажеров Недостатки в регистрации условий проведения работ Недостоверные результаты испытаний Наличие системы наставничества Инструктирование стажеров по вопросам условий проведения работ в лаборатории. Исключение работы стажеров без сопровождение опытными сотрудниками

Система управления в испытательной лаборатории должна ориентироваться на существующую в университете специфику образовательной деятельности и ее структуру, а не наоборот. Высшее руководство лаборатории должно действительно быть гарантом следования целям не только лаборатории, но и университета в целом, так как именно руководство лаборатории имеет ресурсы для реализации проекта.

Если лаборатория входит в состав университета, деятельность которого совершенно отличается от проведения испытаний, то, как правило, неизбежны конфликты интересов между руководством университета и руководством самой лаборатории, что может поставить под сомнение ее компетентность и соответствие ISO/ IEC 17025. Чтобы устранить возможные конфликты интересов (беспристрастность), обязанности руководящего персонала университета, принимающего участие в деятельности лаборатории, должны быть соответствующим образом определены и оформлены.

Вопросы влияния на результаты испытаний финансово-коммерческих, производственных и рекламных интересов университета следует разрешать путем обеспечения невмешательства университета в получение результатов испытаний лабораторией (соблюдением законодательных и регуляторных требований, методик испытаний и достоверности результатов).

_Обсуждение результатов

Учитывая отсутствие в современной литературе исследований, представляющих комплексную модель управления рисками в испытательной лаборатории университета, обратимся к опыту исследователей, которые затрагивают различные области управления рисками в лабораториях высших учебных заведений.

Авторы выражают согласие с Tang J. R. и соавт. [32], которые подчеркивают важность выполнения практических работ в лаборатории университета и делают акцент на приобретении практических навыков, получаемых студентами в лаборатории. Однако в данном исследовании ориентировались только на факторы рисков, тесно связанные с безопасностью, включая факторы окружающей среды, личности и поведения.

Проведенное авторами исследование дает основание утверждать, что достигнутые теоретические и прикладные результаты в области управления рисками лабораторий высших учебных заведений как правило связаны с обеспечением здоровья и безопасности рабочей среды [18], профессиональными заболеваниями и несчастными случаями [33].

Следует согласиться, что проблемы организации безопасной рабочей среды заслуживают внимания с точки зрения управления рисками. Данные проблемы освещаются Budihardjo M.A. и соавт. [2] при анализе рисков в лаборатории университета применительно к обеспечению здоровья и безопасности рабочей среды, а также авторами исследования [33] для идентификации риска профессиональных заболеваний и несчастных случаев в лаборатории гигиены окружающей среды Университета Айрланга.

Однако в данных исследованиях остаются без внимания риски получения недостоверных результатов испытаний, вопросы интеграции образовательного процесса в деятельность лаборатории, низкой конкурентоспособности и удовлетворенности потребителей.

Важным отличием представленной в работе модели является выделение сбалансированных категорий рисков в деятельности лаборатории, развитие практико-ориен-тированной деятельности образовательных организаций, а также ориентация на поиск возможностей для улучшения деятельности испытательной лаборатории на базе университета.

Заключение

Поставленная авторами цель исследования достигнута: разработана и внедрена модель управления рисками в лаборатории университета, учитывающая как национальные, так и международные требования в области организации испытаний с акцентом на интересы участников образовательного процесса.

На основании изученного мирового опыта было установлено, что существующие исследования в области оценки рисков в лабораториях высших учебных заведений в основном акцентируют внимание только на опасностях, связанных с обеспечением безопасных условий труда, игнорируя другие группы рисков в лабораторной деятельности.

Предлагаемая авторами модель управления рисками лаборатории университета предполагает комплексный подход к идентификации рисков, включающий рассмотрение сущности концепции управления рисками в рамках этапов жизненного цикла пробы (образца). Риски, которые сопровождают проведение испытаний в лаборатории университета, удалось рассмотреть по следующим основным категориям: оборудование, материалы и реактивы, персонал; методы (методики), помещение, образовательный процесс. Детальное рассмотрение рисков по последней категории позволяет интегрировать деятельность испытательной лаборатории в образовательный процесс университета с целью развития практико-ориентированной деятельности высшего учебного заведения.

Полученные данные могут быть использованы в организации эффективной работы испытательной лаборатории на базе университета, а также при подготовке к аккредитации лаборатории в соответствии с национальными и международными требованиями по аккредитации.

Дальнейшее исследование по рассматриваемой проблеме возможно в рамках количественной оценки риска и расставлении приоритетов для реагирования на идентифицированные риски. Кроме того, весьма интересным представляется сравнительный анализ реализации данной модели как в рамках различных лабораторий на территории одного университета, так и применение модели в лабораториях разных образовательных организаций.

ЛИТЕРАТУРА_

1. da Silva F.R., Grochau I.H., Veit H.M. System proposal for implementation of risk management in the context of ISO/IEC 17025 // Accreditation and Quality Assurance, 2021, vol. 26 (6), pp. 271-278. DOI: 10.1007/s00769-021-01484-6

2. Budihardjo M.A., Muhammad F., Rizaldianto A.R. Application of risk identification, risk analysis, and risk assessment in the University laboratory // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019, vol. 598 (1), no. 012069. DOI: 10.1088/1757-899X/598/1/012069

3. Bowolaksono A., Lestari F., Satyawardhani S.A., Kadir A., Maharani C.F., Paramitasari D. Analysis of bio-risk management system implementation in indonesian higher education laboratory // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18 (10), no. 5076. DOI: 10.3390/ijerph18105076

4. Nurcahyo R., Gabriel D.S., Ivan Elf., Habiburrahman M., Sari Ir.P. ISO/IEC 17025 implementation at testing laboratory in Indonesia // IEEE 5th International Conference on Engineering Technologies & Applied Sciences, 2018, 22-23 Nov, Bangkok, Thailand, pp. 1-6. DOI: 10.1109/ICETAS.2018.8629226

5. Mohd Zulfadzli Ibrahim, Mohd Armi Abu Samah, Ahmad Hafiz Zulkify, Nurul Hafiza Mohd Jan. Development of OSH risk assessment in IIUM orthopaedics research laboratory according to ISO/IEC 17025:2017 accreditation// International Journal of recent technology and engineering (IJRTE), 2019, V. 8, pp. 260-265.

6. Varaksin K.S., Makarov A.S., Gabova S.V., Lyapin A.Y. Organization of laboratory quality management system subject to requirements of GOST ISO/IEC 17025-2019 with the use of LIMS // Science and Technologies: Oil and Oil Products Pipeline Transportation, 2021, no. 11 (5), pp. 569-575. DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-569-575

7. Aijaz P., M. Azhar N., Syed Z., Mehtab Ahm., Aijaz ul Hag, Siraj ul Hag. Laboratory quality improvement by ISO/IEC 17025 accreditation: a case study of PCSIR // International Journal of current research, 2020, no. 12 (01), pp. 99429945. DOI: 10.24941/ijcr.37844.01.2020

8. Ivancan J.; Lisjak D. New FMEA risks ranking approach utilizing four fuzzy logic systems // Machines, 2021, no. 9 (11), 292. DOI: 10.3390/ machines9110292

9. Хомутова Е. Г., Спиридонова А. А., Прокопов Н. И. Модель управления рисками для обеспечения качества образования в университете // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 670-685. DOI: 10.32744/ pse.2022.2.40

10. Priyarsono D.S., Widhiani A.P., Sari1 D.L. Annual Conference on Industrial and System Engineering (ACISE) // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 2019, V. 598, pp. 1-7. DOI:10.1088/1757-899X/598/1/012107

11. Кудж С.А., Голованова Н.Б. О совершенствовании механизмов подготовки научно-педагогических кадров и перспективы целевого обучения в интересах вузов // Russian Technological Journal. 2020. 8(4). С. 112-128. DOI: 10.32362/2500-316X-2020-8-4-112-128

12. Hacibektasoglu S.E.; Mertoglu B.; Tozan H. Application of a Novel Hybrid f-SC Risk Analysis Method in the Paint Industry // Sustainability, 2021, no.13, 13605. DOI: 10.3390/sul32413605

13. Pizzolato M. Unified management of labs according ISO/IEC 17025 from Brazilian public HEI: the case of UFSM // Metrologia, 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/339022637

14. Gawor A., Kurek E., Ruszczynska A., Bulska E. Key issues related to the accreditation of academic laboratories Accreditation and Quality Assurance, 2021, no. 26 (6), pp. 285-291. DOI: 10.1007/s00769-021-01483-7

15. Grochau I.H., ten Caten C.S., de Camargo Forte M.M. Motivations, benefits and challenges on ISO/IEC 17025 accreditation of higher education institution laboratories // Accreditation and Quality Assurance, 2018, no. 23 (3), pp. 183-188. DOI: 10.1007/s00769-018-1317-9

16. Grochau I.H., Leal D.K.B., ten Caten C.S. European current landscape in laboratory accreditation // Accreditation and Quality Assurance, 2020, no. 25 (4), pp. 303-310. DOI: 10.1007/s00769-020-01440-w

17. «Критерии аккредитации и перечень документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации», утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 №707. URL: https://fsa.gov.ru/documents/11845/PysclidH651a9e95w194942237 (дата обращения: 01.08.2022).

18. Marques K., Yoshida L., Siqueira Neto A., Dias A. Risk analysis in chemistry laboratory // 24th ABCM International Congress of Mechanical Engineering, December 3-8, 2017, Curitiba, PR, Brazil. COBEM-2017-1364.

19. Almeraz-Duran S., Perez-Dominguez L.A., Luviano-Cruz D., Hermandez Hermandez J.I., Romero Lopez R., Valle-Rosales D.J. A proposed framework for developing FMEA method using pythagorean fuzzy CODAS // Symrnetry, 2021, no. 13, 2236. DOI: 10.3390/sym13122236

20. Anjalee J.A.L., Rutter V., Samaranayake N.R. Application of failure and effects analysis (FMEA) to improve medication safety in the dispensing process - a study at a teaching hospital, Sri Lanka // BMC Public Health, 2021, no. 21:1430. DOI: 10.1186/s12889-021-11369-5

21. Bakhtiar A., Nurwidanto I.W., Hartini S., Wicaksono P.A. Process improvement design at PT URW using failure mode and effect analysis // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2021, V. 896, no. 012077. - DOI: 10.1088/17555-1315/896/1/012077

22. Mascia A., Cirafici A.M., Bongiovanni A., Colotti G., Lacerra G., Di Carlo, M., Digilio F.A., Liguori G.L., Lanati A., Kisslinger A. A failure mode and effect analysis (FMEA)-based approach for risk assessment of scientific processes in non-regulated research laboratories // Accreditation and Quality Assurance, 2020, no. 25 (5-6), pp. 311-321. DOI: 10.1007/s00769-020-01441-9

23. Serafini A., Troiano G., Franceschini E., Calzoni P., Nante N., Scapellato C. Use of a systematic risk analysis method (FMECA) to improve quality in a clinical laboratory procedure // Annali di Igiene Medicina Preventiva e di Comunita, 2016, no. 28 (4), pp. 288-295. DOI: 10.7416/ai.2016.2108

24. IEC 31010:2019 Risk management — Risk assessment techniques. URL: https://www.iso.org/standard/72140.html (accessed 1 August 2022).

25. ISO/IEC 17025:2017 General requirements for the competence of testing and calibration laboratories. URL: https:// www.iso.org/ru/standard/66912.html (accessed 1 August 2022).

26. I LAC P10:07/2020 I LAC Policy on Metrological Traceability of Measurement Results. URL: https://ilac.org/ publications-and-resources/ilac-policy-series/ (accessed 1 August 2022).

27. ILAC P14:09/2020 ILAC Policy for Measurement Uncertainty in Calibration. URL: https://ilac.org/publications-and-resources/ilac-policy-series/ (accessed 1 August 2022).

28. ISO 9001:2015 Quality management systems - Requirements. URL: https://www.iso.org/ru/iso-9001-quality-

management.html (accessed 1 August 2022).

29. ISO 31000:2018 Risk management - Guidelines. URL: https://www.iso.org/iso-31000-risk-management.html (accessed 1 August 2022).

30. РД 52.24.495-2017 Водородный показатель вод. Методика измерений потенциометрическим методом. URL: https://docs.cntd.ru/document/550609472?ysclid=l651c6tnyd75677270 (дата обращения: 01.08.2020)

31. ГОСТ 18190-72 Вода питьевая. Методы определения содержания остаточного активного хлора. URL: https:// docs.cntd.ru/document/1200008217?ysclid=l651jwcr7l437271044 (дата обращения: 01.08.2020)

32. Tang J. R., Sethuprakhash V., Hanapi Z., Mustaffa Kamal M. F., Mei J. H. Implementation of 5S Practice in University Electrical and Electronic Laboratories. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2022, no. 55 (1), pp. 171-185. DOI: 10.32744/pse.2022.1.11

33. Cimera N., Haqi D.N., Alayyannur P.A., Denny Ardyanto Y., Rizkiawati N.L. Risk analysis of occupational disease and accident in environmental health laboratory // Indian Journal of Forensic Medicine and Toxicology, 2020, no. 14 (1), pp. 327-331. DOI: 10.37506/v14/i1/2020/ijfmt/192918

REFERENCES

1. da Silva F.R., Grochau I.H., Veit H.M. System proposal for implementation of risk management in the context of ISO/ IEC 17025. Accreditation and Quality Assurance, 2021, vol. 26, no. 6, pp. 271-278. DOI: 10.1007/s00769-021-01484-6

2. Budihardjo M.A., Muhammad F., Rizaldianto A.R. Application of risk identification, risk analysis, and risk assessment in the University laboratory. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019, vol. 598 (1), no. 012069, DOI: 10.1088/1757-899X/598/1/012069

3. Bowolaksono A., Lestari F., Satyawardhani S.A., Kadir A., Maharani C.F., Paramitasari D. Analysis of bio-risk management system implementation in indonesian higher education laboratory. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18 (10), no. 5076. DOI: 10.3390/ijerph18105076

4. Nurcahyo R., Gabriel D.S., Ivan Elf., Habiburrahman M., Sari Ir.P. ISO/IEC 17025 implementation at testing laboratory in Indonesia. IEEE 5th International Conference on Engineering Technologies & Applied Sciences, 2018, 22-23 Nov, Bangkok, Thailand, pp. 1-6. DOI: 10.1109/ICETAS.2018.8629226

5. Mohd Zulfadzli Ibrahim, Mohd Armi Abu Samah, Ahmad Hafiz Zulkify, Nurul Hafiza Mohd Jan. Development of OSH risk assessment in IIUM orthopaedics research laboratory according to ISO/IEC 17025:2017 accreditation. International Journal of recent technology and engineering (IJRTE), 2019, vol. 8, pp. 260-265.

6. Varaksin K.S., Makarov A.S., Gabova S.V., Lyapin A.Y. Organization of laboratory quality management system subject to requirements of GOST ISO/IEC 17025-2019 with the use of LIMS. Science and Technologies: Oil and Oil Products Pipeline Transportation, 2021, no. 11 (5), pp. 569-575. DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-569-575

7. Aijaz P., M. Azhar N., Syed Z., Mehtab Ahm., Aijaz ul Hag, Siraj ul Hag. Laboratory quality improvement by ISO/IEC 17025 accreditation: a case study of PCSIR. International Journal of current research, 2020, no. 12 (01), pp. 99429945. DOI: 10.24941/ijcr.37844.01.2020

8. Ivancan J.; Lisjak D. New FMEA risks ranking approach utilizing four fuzzy logic systems. Machines, 2021, no. 9 (11), 292. DOI: 10.3390/ machines9110292

9. Khomutova E.G., Spiridonova A.A., Prokopov N.I. Risk management model for quality assuring of education at the university. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2022, no. 56 (2), pp. 670-685. DOI: 10.32744/pse.2022.2.40

10. Priyarsono D.S., Widhiani A.P., Sari1 D.L. Annual Conference on Industrial and System Engineering (ACISE). IOPConf. Series: Materials Science and Engineering, 2019, vol. 598, pp. 1-7. DOI:10.1088/1757-899X/598/1/012107

11. Kudzh S.A., Golovanova N.B. On improving training mechanisms teaching staff and prospects for targeted learning in the interests of universities. Russian Technological Journal, 2020, no. 8(4), pp. 112-128. (In Russ.). DOI: 10.32362/2500-316X-2020-8-4-112-128

12. Hacibektasoglu S.E.; Mertoglu B.; Tozan H. Application of a Novel Hybrid f-SC Risk Analysis Method in the Paint Industry. Sustainability, 2021, no.13, 13605. DOI: 10.3390/sul32413605

13. Pizzolato M. Unified management of labs according ISO/IEC 17025 from Brazilian public HEI: the case of UFSM. Metrologia, 2019. Available at: https://www.researchgate.net/publication/339022637

14. Gawor A., Kurek E., Ruszczynska A., Bulska E. Key issues related to the accreditation of academic laboratories. Accreditation and Quality Assurance, 2021, no. 26 (6), pp. 285-291. DOI: 10.1007/s00769-021-01483-7

15. Grochau I.H., ten Caten C.S., de Camargo Forte M.M. Motivations, benefits and challenges on ISO/IEC 17025 accreditation of higher education institution laboratories. Accreditation and Quality Assurance, 2018, no. 23 (3), pp. 183-188. DOI: 10.1007/s00769-018-1317-9

16. Grochau I.H., Leal D.K.B., ten Caten C.S. European current landscape in laboratory accreditation. Accreditation and Quality Assurance, 2020, no. 25 (4), pp. 303-310. DOI: 10.1007/s00769-020-01440-w

17. "Accreditation criteria and the list of documents and information confirming the compliance of the applicant, accredited person with the accreditation criteria", approved by the By Order of the Ministry of Economic Development of Russia No. 707 26.10.2020. Available at: https://fsa.gov.ru/documents/11845/PysclidH651a9e9 5w194942237 (accessed 1 August 2022). (in Russ.)

18. Marques K., Yoshida L., Siqueira Neto A., Dias A. Risk analysis in chemistry laboratory. 24th ABCM International

Congress of Mechanical Engineering, December 3-8, 2017, Curitiba, PR, Brazil, COBEM-2017-1364.

19. Almeraz-Duran S., Perez-Dominguez L.A., Luviano-Cruz D., Hermandez Hermandez J.I., Romero Lopez R., Valle-Rosales D.J. A proposed framework for developing FMEA method using pythagorean fuzzy CODAS. Symrnetry,

2021, no. 13, 2236. DOI: 10.3390/sym13122236

20. Anjalee J.A.L., Rutter V., Samaranayake N.R. Application of failure and effects analysis (FMEA) to improve medication safety in the dispensing process - a study at a teaching hospital, Sri Lanka. BMC Public Health, 2021, no. 21:1430. DOI: 10.1186/s12889-021-11369-5

21. Bakhtiar A., Nurwidanto I.W., Hartini S., Wicaksono P.A. Process improvement design at PT URW using failure mode and effect analysis. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2021, vol. 896, no. 012077. DOI: 10.1088/17555-1315/896/1/012077

22. Mascia A., Cirafici A.M., Bongiovanni A., Colotti G., Lacerra G., Di Carlo, M., Digilio F.A., Liguori G.L., Lanati A., Kisslinger A. A failure mode and effect analysis (FMEA)-based approach for risk assessment of scientific processes in non-regulated research laboratories. Accreditation and Quality Assurance, 2020, no. 25 (5-6), pp. 311-321. DOI: 10.1007/s00769-020-01441-9

23. Serafini A., Troiano G., Franceschini E., Calzoni P., Nante N., Scapellato C. Use of a systematic risk analysis method (FMECA) to improve quality in a clinical laboratory procedure. Annali di Igiene Medicina Preventiva e di Comunita, 2016, no. 28 (4), pp. 288-295. DOI: 10.7416/ai.2016.2108

24. IEC 31010:2019 Risk management — Risk assessment techniques. Available at: https://www.iso.org/ standard/72140.html (accessed 1 August 2022).

25. ISO/IEC 17025:2017 General requirements for the competence of testing and calibration laboratories. Available at: https://www.iso.org/ru/standard/66912.html (accessed 1 August 2022).

26. ILAC P10:07/2020 ILAC Policy on Metrological Traceability of Measurement Results. Available at: https://ilac.org/ publications-and-resources/ilac-policy-series/ (accessed 1 August 2022).

27. ILAC P14:09/2020 ILAC Policy for Measurement Uncertainty in Calibration. Available at: https://ilac.org/ publications-and-resources/ilac-policy-series/ (accessed 1 August 2022).

28. ISO 9001:2015 Quality management systems - Requirements. Available at: https://www.iso.org/ru/iso-9001-quality-management.html (accessed 1 August 2022).

29. ISO 31000:2018 Risk management - Guidelines. Available at: https://www.iso.org/iso-31000-risk-management. html (accessed 1 August 2022).

30. RD 52.24.495-2017 Hydrogen indicator of waters. Measurement method by the potentiometric method. Available at: https://docs.cntd.ru/document/550609472PysclidH651c6tnyd75677270 (accessed 1 August 2022). (In Russ.)

31. GOST 18190-72 Drinking water. Methods for determination of chlorine residual content. Available at: https://docs. cntd.ru/document/1200008217Pysclid=l651jwcr7l437271044 (accessed 1 August 2022). (In Russ.)

32. Tang J. R., Sethuprakhash V., Hanapi Z., Mustaffa Kamal M. F., Mei J. H. Implementation of 5S Practice in University Electrical and Electronic Laboratories. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education,

2022, no. 55 (1), pp. 171-185. DOI: 10.32744/pse.2022.1.11

33. Cimera N., Haqi D.N., Alayyannur P.A., Denny Ardyanto Y., Rizkiawati N.L. Risk analysis of occupational disease and accident in environmental health laboratory. Indian Journal of Forensic Medicine and Toxicology, 2020, no. 14 (1), pp. 327-331. DOI: 10.37506/v14/i1/2020/ijfmt/192918

Информация об авторах Спиридонова Александра Александровна

(Россия, г. Москва) Кандидат экономических наук, доцент кафедры метрологии и стандартизации МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: al.spiridonova@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-7601-1281 Scopus Author ID: 57215027935

Хомутова Елена Григорьевна

(Россия, г. Москва) Доцент, кандидат химических наук, профессор кафедры метрологии и стандартизации МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: khomutova@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7467-8939

Копылова Елена Васильевна

(Россия, г. Москва) Кандидат химических наук, доцент кафедры метрологии и стандартизации МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: kopylova_e@mirea.ru ORCID ID: 0000-0003-0009-0715

Information about the authors

Alexandra A. Spiridonova

(Russian Federation, Moscow) Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Metrology and Standartization MIREA - Russian Technological University E-mail: al.spiridonova@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-7601-1281 Scopus Author ID: 57215027935

Elena G. Khomutova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Russian Federation, Moscow) Associate Professor, Cand. Sci. (Chem.), Professor of the Department of Metrology and Standartization MIREA - Russian Technological University E-mail: khomutova@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7467-8939

Elena V. Kopylova

(Russian Federation, Moscow) Cand. Sci. (Chem.), Associate professor of the Department of Metrology and Standartization MIREA - Russian Technological University E-mail: kopylova_e@mirea.ru ORCID ID: 0000-0003-0009-0715

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.