Научная статья на тему 'Модель управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга'

Модель управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛГОРИТМ РЕОРГАНИЗАЦИИ / КАДРОВЫЙ ПОДХОД К РЕОРГАНИЗАЦИИ / МЕТОДОЛОГИЯ МАРКЕТИНГА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / РИСКОВЫЙ ПОДХОД К РЕОРГАНИЗАЦИИ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ / MANAGEMENT MODEL / MANAGEMENT OF REORGANIZATION / MARKETING METHODOLOGY / EFFICIENCY EVALUATION / ENTREPRENEURIAL STRUCTURES / REORGANIZATION / AND PERSONNEL APPROACH TO REORGANIZATION / RISK APPROACH TO REORGANIZATION / SYNERGY APPROACH TO REORGANIZATION / REORGANIZATION ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Созинова Анастасия Андреевна

Введение. Статья посвящена исследованию управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга. Исследование является актуальным в связи с трансформационными изменениями, происходящими сегодня в российской экономике. Материалы и методы. Основой концептуальной модели, ее основной смысловой нагрузкой является формирование схемы, которая использует в себе различные понятия и причинно-следственные связи между ними. В статье представлена абстракция, которая определяет состав и структуру процесса управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга, свойства элементов процесса управления, причинно-следственные связи. Все это определяет сущность концептуальной модели. Результаты. В работе предложена сравнительная классификация концептуальных подходов к реорганизации предпринимательских структур. Автором определяется роль маркетинга в управлении реорганизацией предпринимательских структур и предлагается концептуальная модель управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга. Обсуждение. В статье сделан вывод о том, что реорганизация, как правило, осуществляется без учета маркетинговой деятельности предпринимательской структуры. Однако, как показало проведенное исследование по систематизации ключевых характеристик четырех подходов к реорганизации предпринимательских структур, игнорирование ученым сообществом маркетинговых аспектов реорганизации ведет к низкому уровню адаптации маркетингового инструментария для практического использования предпринимателями в процессе реорганизации. Все изложенное позволяет утверждать, что в современных хозяйственных условиях ключевая роль в реорганизации предпринимательских структур должна принадлежать маркетингу. В процессе реорганизации предпринимательских структур требуется расставлять приоритеты в сторону достижения рыночных целей развития предпринимательской структуры, что позволит сохранить конкурентоспособность, а также рентабельность предприятия. Заключение. Предложенная концептуальная модель управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга вносит вклад в развитие фундаментальных основ современной концепции маркетинга и концепции реорганизации предпринимательских структур. Практическая значимость предложенной автором модели заключается в использовании прикладных аспектов оценки эффективности управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF MANAGEMENT OF REORGANIZATION OF ENTERPRISE STRUCTURES ON THE BASIS OF MARKETING METHODOLOGY

Introduction. Article is devoted to a research of management of reorganization of entrepreneurial structures on the basis of marketing methodology. The research is urgent in connection with the transformational changes happening today in the Russian economy. Materials and methods. Basis of conceptual model, its main semantic loading is forming of the scheme which uses in itself various concepts and causes and effect relationships between them. In article abstraction which determines structure and structure of process of management of reorganization of entrepreneurial structures on the basis of methodology of marketing, property of elements of management process, causes and effect relationships is provided. All this determines essence of conceptual model. Results. In work comparative classification of conceptual approaches to reorganization of entrepreneurial structures is offered. The author determines a marketing role in management of reorganization of entrepreneurial structures and conceptual management model by reorganization of entrepreneurial structures on the basis of marketing methodology is offered. Discussion. In article the conclusion is drawn that reorganization is, as a rule, performed without a marketing activity of entrepreneurial structure. However, as showed the conducted research on systematization of key characteristics of four approaches to reorganization of entrepreneurial structures, ignoring of marketing aspects of reorganization by scientific community conducts to the low level of adaptation of marketing tools for practical use by entrepreneurs in the course of reorganization. Everything stated allows claiming that in modern economic conditions the key role in reorganization of entrepreneurial structures shall belong to marketing. In the course of reorganization of entrepreneurial structures it is required to place priorities towards achievement of the market purposes of development of entrepreneurial structure that will allow keeping competitiveness, and also profitability of the entity. Conclusion. The offered conceptual management model reorganization of entrepreneurial structures on the basis of methodology of marketing makes a contribution to development of fundamental bases of the modern concept of marketing and the concept of reorganization of entrepreneurial structures. The practical importance of the model offered by the author consists in use of applied aspects of an efficiency evaluation of management of reorganization of entrepreneurial structures on the basis of marketing methodology.

Текст научной работы на тему «Модель управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга»

3. Galaburda V. G. Kontseptsiya marketingovoy deyatel'nosti zheleznih dorog v usloviyah ih reformi-rovaniya (The concept of a marketing activity of the railroads in the conditions of their reforming), Ekonomika zheleznodorozhnih dorog. 2003. № 3. pp. 42-47.

4. Galaburda V. G. Perehodit' na marketingovie printsipi upravleniya (To pass to the marketing principles of management), ZHeleznodorozhniy transport. 1996. № 10. pp. 52-58.

5. Galaburda V. G., Lemeschuk D. G. Marketin-govie metodi stimulirovaniya sprosa na gruzovie zhe-leznodorozhnie perevozki (Marketing methods of stimulation of demand for rail freight), Ekonomika zheleznih dorog. 2009. № 9. pp. 73-79.

6. Godovoy otchet AO «FGK» za 2014 god.

160 p.

7. Gromovoy A. Effektivniy marketing (Effective marketing), RZHD-Partner 2016. № 1-2. pp. 56.

8. Gruzopotokam nuzhen monitoring (Cargo flows need monitoring), RZHD-Partner 2009. № 12. pp. 77.

9. Kovshova M. M. Konkurentniy marketing na zheleznodorozhnom transporte (Competitive marketing on a rail transport), RZHD-Partnyor. 2002. № 9.

10. Kochukov A. Effektivnost' - prezhde vsego (Efficiency - first of all), RZHD-Partner. 2011. Spetsial'niy vipusk. pp. 32-35.

11. Marketing i prodvizhenie uslug [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://curzd.ru:8090/ Library/getFile?id=71518.

12. Morozova I. A. Problema povisheniya kon-kurentosposobnosti transportnoy sistemi Rossii i ee in-tegratsii v mezhdunarodnuyu transportnuyu sistemu (Problem of increase in competitiveness of transport system of Russia and its integration into the international transport system), Izvestiya VolGTU. Seriya «Ak-tual 'nie problemi reformirovaniya rossiyskoy ekonomi-ki (teoriya, praktika, perspektiva)», VolGTU. Volgograd, 2006. Vip. 5. pp. 17.

13. Morozova I. A., Tagirov SH. M. Klasterno-marketingoviy podhod k upravleniyu konkurentospo-

sobnim rinochnim povedeniem transportnih predpriya-tiy (Cluster and marketing approach to management of competitive market behavior of transport enterprises), Mahachkala : MF MADI, 2013. 202 p.

14. Morozova I. A., Tagirov SH. M. Metodolo-giya upravleniya konkurentosposobnim rinochnim pove-deniem transportnih predpriyatiy (Metodologiya of management of competitive market behavior of transport enterprises), Mahachkala : MF MADI, 2014. 180 p.

15. Opros klientov OOO «TransLes» [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.transles.ru/ klientam/opros-klientov/

16. Plan uchebnogo protsessa v Institute povisheniya kvalifikatsii i perepodgotovki PGUPS na 2016 god [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: //http:ipkp.ru/Download/planipkp2016.pdf.

17. «Povishenie effektivnosti professional'noy deyatel'nosti na osnove razvitiya menedzherskih kom-petentsiy agentskogo personala SFTO v usloviyah reformirovaniya holdinga «RZHD»» [Elektronniy resurs]. Rezhim dostupa: http://ipk.stu.ru/ page.php?id=312.

18. Tarasova O. A., Fyodorov L. S. Kontsep-tsiya marketinga zheleznodorozhnoy operatorskoy kompanii (Concept of marketing of the rail operator carrier), ZHeleznodorozhniy transport. 2006. № 5. pp.145-148.

19. Tarasova O. A., Fyodorov L. S. Osnovnie tipi ekonomicheskih effektov ot ispol'zovaniya mar-ketinga na transportnom predpriyatii (The main types of economic effects of use of marketing at transport enterprise), Vestnik transporta. 2007. № 1. pp.39-44.

20. Husainov F. I. Marketingovoe issledovanie gruzoobrazuyuschih predpriyatiy i transportnogo rinka na Privolzhskoy zheleznoy doroge (Marketing research of the cargo forming entities and the transport market on the Volga railroad), Vestnik transporta. 2002. № 9. pp.23-31.

Дата поступления статьи в редакцию 21.12.2016, принята к публикации 8.02.2017.

08.00.05 УДК 334.722.1

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ МАРКЕТИНГА

© 2017

Созинова Анастасия Андреевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Вятский государственный университет, г. Киров (Россия)

Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга. Исследование является актуальным в связи с трансформационными изменениями, происходящими сегодня в российской экономике.

Материалы и методы. Основой концептуальной модели, ее основной смысловой нагрузкой является формирование схемы, которая использует в себе различные понятия и причинно-следственные связи между ними. В статье представлена абстракция, которая определяет состав и структуру процесса управления реорга-

низацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга, свойства элементов процесса управления, причинно-следственные связи. Все это определяет сущность концептуальной модели.

Результаты. В работе предложена сравнительная классификация концептуальных подходов к реорганизации предпринимательских структур. Автором определяется роль маркетинга в управлении реорганизацией предпринимательских структур и предлагается концептуальная модель управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга.

Обсуждение. В статье сделан вывод о том, что реорганизация, как правило, осуществляется без учета маркетинговой деятельности предпринимательской структуры. Однако, как показало проведенное исследование по систематизации ключевых характеристик четырех подходов к реорганизации предпринимательских структур, игнорирование ученым сообществом маркетинговых аспектов реорганизации ведет к низкому уровню адаптации маркетингового инструментария для практического использования предпринимателями в процессе реорганизации. Все изложенное позволяет утверждать, что в современных хозяйственных условиях ключевая роль в реорганизации предпринимательских структур должна принадлежать маркетингу. В процессе реорганизации предпринимательских структур требуется расставлять приоритеты в сторону достижения рыночных целей развития предпринимательской структуры, что позволит сохранить конкурентоспособность, а также рентабельность предприятия.

Заключение. Предложенная концептуальная модель управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга вносит вклад в развитие фундаментальных основ современной концепции маркетинга и концепции реорганизации предпринимательских структур. Практическая значимость предложенной автором модели заключается в использовании прикладных аспектов оценки эффективности управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга.

Ключевые слова: алгоритм реорганизации, кадровый подход к реорганизации, методология маркетинга, модель управления, оценка эффективности, предпринимательские структуры, реорганизация, рисковый подход к реорганизации, синергетический подход к реорганизации, управление реорганизацией.

Для цитирования: Созинова А. А. Модель управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга // Вестник НГИЭИ. 2017. № 3 (70). С. 82-91.

MODEL OF MANAGEMENT OF REORGANIZATION OF ENTERPRISE STRUCTURES ON THE BASIS OF MARKETING METHODOLOGY

© 2017

Sozinova Anastasia Andreevna, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Management and marketing»

Vyatka state university, Kirov (Russia)

Annotation

Introduction. Article is devoted to a research of management of reorganization of entrepreneurial structures on the basis of marketing methodology. The research is urgent in connection with the transformational changes happening today in the Russian economy.

Materials and methods. Basis of conceptual model, its main semantic loading is forming of the scheme which uses in itself various concepts and causes and effect relationships between them. In article abstraction which determines structure and structure of process of management of reorganization of entrepreneurial structures on the basis of methodology of marketing, property of elements of management process, causes and effect relationships is provided. All this determines essence of conceptual model.

Results. In work comparative classification of conceptual approaches to reorganization of entrepreneurial structures is offered. The author determines a marketing role in management of reorganization of entrepreneurial structures and conceptual management model by reorganization of entrepreneurial structures on the basis of marketing methodology is offered.

Discussion. In article the conclusion is drawn that reorganization is, as a rule, performed without a marketing activity of entrepreneurial structure. However, as showed the conducted research on systematization of key characteristics of four approaches to reorganization of entrepreneurial structures, ignoring of marketing aspects of reorganization by scientific community conducts to the low level of adaptation of marketing tools for practical use by entrepreneurs in the course of reorganization. Everything stated allows claiming that in modern economic conditions the key role in reorganization of entrepreneurial structures shall belong to marketing. In the course of reorganization of entrepreneurial structures it is required to place priorities towards achievement of the market purposes of development of entrepreneurial structure that will allow keeping competitiveness, and also profitability of the entity.

Conclusion. The offered conceptual management model reorganization of entrepreneurial structures on the basis of methodology of marketing makes a contribution to development of fundamental bases of the modern concept of marketing and the concept of reorganization of entrepreneurial structures. The practical importance of the model offered by the author consists in use of applied aspects of an efficiency evaluation of management of reorganization of entrepreneurial structures on the basis of marketing methodology.

Keywords: management model, management of reorganization, marketing methodology, efficiency evaluation, entrepreneurial structures, reorganization, and personnel approach to reorganization, risk approach to reorganization, synergy approach to reorganization, reorganization algorithm.

Введение

В настоящее время реорганизация предпринимательских структур не только прочно входит в научный оборот, но и становится неотъемлемой частью функционирования экономических систем. Однако, несмотря на широкое применение процессов реорганизации на практике, определенные унифицированные механизмы управления процессом реорганизации отсутствуют.

Как показывают предшествующие исследования автора [1, с. 297], при решении проблем управления реорганизацией предпринимательских структур в условиях мирового финансово-экономического кризиса основное воздействие на предпринимательские структуры оказывают внешние факторы [2, с. 369-372]. Предпринимательские структуры вынуждены к ним адаптироваться. Наиболее эффективным инструментом подобной качественной адаптации управления реорганизацией предпринимательских структур является маркетинг [3, с. 71-72]. Методические основы использования маркетинга в управлении реорганизацией предпринимательских структур привлекают внимание многих специалистов-практиков. Однако многочисленные неудачные примеры реорганизации показывают, что управленческие решения в данном вопросе являются неэффективными.

Целью проводимого исследования является моделирование управления реорганизацией предпринимательских структур с использованием мето -дологии маркетинга для создания концептуальной модели, которую могли бы использовать в своей работе специалисты-практики. Инструментарием для разработки модели являются методы исследования причинно-следственных связей, методы стратегирования и методы формализации.

Материалы и методы

Создание богаства предпринимателями и динамизм развития экономики нашей страны зависит от конкурентоспособности предпринимательских структур. Специфика научной парадигмы развития предпринимательских структур неразрывно связана с моделированием процессов, способствующих его успешному функционированию и, как следствие, устойчивому развитию предпринимательских структур.

Сегодня концептуальная модель представляет собой сложную категорию. В условиях глобальной экономики концептуальные модели управления сталкиваются с новыми вызовами и угрозами, а также приобретают огромные возможности и перспективы развития. Ее основной смысловой нагрузкой является формирование схемы, которая использует в себе различные понятия и причинно-следственные связи между ними [4, с. 161; 5, с. 62-66; 6, с. 116-119]. Ученые отмечают, что концептуальные модели создаются для облегчения восприятия информации обычным ее пользователем. Абстракция, которая определит состав и структуру процесса управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга, свойства элементов процесса управления, причинно-следственные связи, и определяет сущность концептуальной модели.

Стратификация модели (уровень детализации) определяется целями исследования, а именно необходимостью простой и понятной специалистам-практикам модели, с помощью которой они могли бы эффективно реорганизовывать предпринимательские структуры в современных условиях.

Ученые, исследующие внешние факторы, воздействующие на предпринимательские структуры, выделяют в основном следующие:

1) политико-правовые факторы, а именно влияние государственных органов на стимулирование предпринимательской активности и внешне политическое воздействие на российскую экономику [7; 8, с. 28-33; 9, с. 110];

2) экономические факторы, а именно факторы рыночного характера [10, с. 303-313; 11, с. 940]. Здесь учитываются факторы, которые стимулируют к развитию предпринимательские структуры: ёмкость рынка, структура рынка и другие. В том числе и глобальные рыночные факторы (конъюнктура мирового рынка). Барьеры ослабевают, экономики стран становятся все более зависимыми.

3) факторы социальной среды, а именно факторы, воздействующие на персонал предпринимательских структур [12, с. 71-83].

4) интенсивное развитие инноваций, технологий, технологические революции. Ускоренная адаптация предпринимательских структур к

инновациям и технологиям позволяет улучшать управленческие процессы, повышая эффективность деятельности предпринимательских структур.

Результаты Формирование модели управления реорганизацией предпринимательских структур основывается на планировании и организации ряда процедур. Предварительной процедурой является выбор мето-

дологии, на базе которой будет происходить управление реорганизацией. Авторская методика, предложенная в данной статье, предполагает табличную систематизацию ключевых характеристик реорганизации предпринимательских структур, что позволит наиболее эффективно определиться с выбором менеджерам реорганизуемых предприятий (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристики различного типа методологий реорганизации

предпринимательских структур [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22]

Характеристика Методология на основе кадрового подхода к реорганизации Методология на основе рискового подхода к реорганизации Методология на основе синергетиче-ского подхода к реорганизации Методология маркетинга

Цель Сокращение затрат на персонал, снижение негативных последствий от реорганизации на трудовые ресурсы предпринимательских структур Снижение рисковой составляющей деятельности предпринимательских структур в период их реорганизаций Максимизировать эффект синергии и экономии на масштабе за счет специализации, повысить эффективность цепочек поставок Рыночные цели (увеличение доли рынка, повышение лояльности клиентов, рост выручки и т. п.)

Ограничение во времени [15; 19] + +++ + ++

Степень неуверенности в необходимости реорганизации [17; 18] +++ + ++ +

Команда реорганизации [21] Руководитель, функциональный уровень, функциональные сотрудники Топ-менеджмент Руководитель и совет директоров Руководитель и совет директоров

Уровень вовлеченности сотрудников [21] ++ - + +++

Влияние на организационную культуру [16; 22] +++ + ++ +++

Фактор успеха [13; 14] Исследование позитивных и негативных аспектов реорганизации Изучение последствий реорганизации Изучение причин реорганизации Исследование причин, последствий, негативных и позитивных аспектов реорганизации

Недостатки [14;21] Неопределенность отношения к реорганизации в связи с противоречивым ее толкованием сотрудниками предпринимательских структур Акцентирование на негативных аспектах реорганизации предпринимательских структур Больше внимания уделяется позитивной стороне реорганизации предпринимательских структур Результаты оцениваются по рыночным показателям

Как мы видим из таблицы 1, все четыре методологии реорганизации имеют место для использования на практике. Однако в сложных условиях современного мирового финансово-экономического кризиса предпринимательские структуры попадают под серьезное воздействие рыночных факторов. Влияние политико-правовых факторов также трансформируется в рыночное. Находясь под воздействием мирохозяйственных процессов, протекающих с 2014 года, предпринимательские структуры обязаны адаптироваться к ним и

проводить некие мероприятия с целью снижения негативных внешних последствий. Эффективные инструменты адаптации к негативным воздействиям внешней среды содержит в себе методология маркетинга. Именно поэтому концептуальную модель управления будем рассматривать с позиций маркетинга.

Первым шагом модели является алгоритм, формирующий подготовительный процесс реорганизации предпринимательских структур на основе методологии маркетинга (рис. 1).

1. Определение методологии управления реорганизацией предпринимательских структур

-к 1°

2. Пересмотр/создание новых управленческих приципов, новой управленческой структуры

-Г ^

3. Определение и выбор стратегии реорганизуемой предпринимательской структуры

и

4. Формирование стратегической карты маркетинга реорганизованной предпринимательской структуры

и I-

5. Обеспечение контроля выполения плановых показателей предпринимательской структурой

и и

6. Принятие решения о дальнейшей деятельности реорганизованной предпринимательской структуры

Рисунок 1 - Подготовительный алгоритм реорганизации предпринимательских структур на основе методологии маркетинга

Рассмотрев подготовительный алгоритм управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга, переходим непосредственно к моделированию процесса управления реорганизацией. Основной принцип, на базе которого строится модель - системность. Системность базируется на постоянном анализе и взаимодействии всех участников процесса. Основная цель построения модели - достижение рыночных целей реорганизации, позволяющим эффективно адаптироваться к сложным внешним требования (макро- и мезоуровни), а также использовать возможности внешней среды (микроуровень), расчет экономического эффекта от исползования модели управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга.

Автором предполагается, что предложенная модель должна служить средством анализа текущей ситуации реорганизации предпринимательских структур, давать возможность оценки возможных и достигнутых параметров реорганизации. В связи с

этим разработана двухуровневая концептуальная модель (рис. 2).

Как мы видим на рисунке 2, на первом уровне модели управления реорганизацией предпринимательских структур управление реорганизацией проходит под воздействием факторов макро- и мезосреды. Также учитываются факторы конкурентоспособности. Стоит отметить, что модель содержит в себе как прежние факторы конкурентоспособности, так и новые установки, связанные с новыми вызовами глобальной конкуренции. Эти вызовы приводят к смене шаблонов и установок управления конкурентоспособностью.

Производится сбор и анализ рыночной информации, на базе которого определяется общая стратегия реорганизации, вырабатывается карта реорганизации предпринимательской структуры. В карте реорганизации прописаны планы реорганизации для каждого функционального звена предпринимательской структуры (финансово-экономическая, коммерческая службы и производство).

Рисунок 2 - Концептуальная модель управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга

На втором уровне концептуальной модели (логика или приоритеты принятия управленческих решений) структурные подразделения предпринимательских структур реализуют свою деятельность согласно карте реорганизации предпринимательской структуры и получают результат от деятельности при реорганизации предпринимательской структуры.

Дальнейшее управление реорганизацией проходит в рамках сбора фактических показателей деятельности структурных подразделений предприни-

мательской структуры при реорганизации, сравнении фактических показателей с плановыми.

Оценку эффективности управления реорганизацией предпринимательской структуры предлагается осуществлять с помощью предложенной автором формулы 1:

ЭР дост

ЭУРПСММ =

ЭР тах

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1)

где ЭУРПСММ - эффективность управления реорганизацией предпринимательской структуры на основе методологии маркетинга; ЭРдост -

экономический результат, достигнутый в результате реорганизации предпринимательской структуры на основе методологии маркетинга; ЭРтах -максимально возможный экономический результат при реорганизации предпринимательской структуры на основе методологии маркетинга; Квв -коэффициент воздействия внешней среды, влияние факторов непреодолимой для предпринимательской структуры силы.

В результате расчета оценки эффективности управления реорганизацией предпринимательской стуктуры на основе методологии маркетинга мы можем определить, что если ЭРдост = ЭРтах, соответственно выбранная стратегия является эффективной и требуется дальнейшее развитие выбранной стратегии реорганизации предпринимательской структуры на основе методологии маркетинга. Если же ЭРдост < ЭРтах, то требуется корректировка выбранной стратегии, определение слабых мест реорганизации предпринимательской структуры на основе методологии маркетинга и доработка программы.

Благодаря описанному механизму действия реорганизации достигается улучшение не только финансовых показателей предпринимательской структуры, но и маркетинговых. В частности, происходит укрепление рыночных позиций и повышение конкурентоспособности реорганизованных предпринимательских структур, улучшение результатов хозяйственной деятельности реорганизованных предпринимательских структур в среднесрочной перспективе, повышение устойчивости развития реорганизованных предпринимательских структур в долгосрочной перспективе.

Таким образом, с помощью расчета оценки эффективности управления реорганизацией предпринимательской структуры на основе методологии маркетинга принимаются соответствующие управленческие решения по дальнейшей реорганизации предпринимательской структуры.

Обсуждение

В результате проведения исследования доказано, что реорганизация, как правило, осуществляется без учета маркетинговой деятельности предпринимательской структуры. Однако, как показало проведенное исследование по систематизации ключевых характеристик четырех подходов к реорганизации предпринимательских структур, игнорирование ученым сообществом маркетинговых аспектов реорганизации ведет к низкому уровню адаптации маркетингового инструментария для практического использования предпринимателями в процессе реорганизации.

Все изложенное позволяет утверждать, что в современных хозяйственных условиях ключевая роль в реорганизации предпринимательских

структур должна принадлежать маркетингу. В процессе реорганизации предпринимательской структуры требуется расставлять приоритеты в сторону достижения рыночных целей развития предпринимательской структуры, что позволит сохранить конкурентоспособность, а также рентабельность предприятия.

Предложенная концептуальная модель управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга вносит вклад в развитие фундаментальных основ современной концепции маркетинга и концепции реорганизации предпринимательских структур. Практическая значимость предложенной автором модели заключается в использовании прикладных аспектов оценки эффективности управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга.

Дискутивным остается вопрос о том, что предложенная формула оценки эффективности управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга явлется максимально упрощенной. Этот аспект, с одной стороны, увеличивает возможности ее использования на практике. С другой - делает ее не объективной на 100 %. Однако по мнению автора, данная формула не носит ограниченичительных воздействий на реорганизацию. Это связано с тем, что предприниматель сам выбирает факторы, которые ему необходимо оценивать в конкретной ситуации в процессе реорганизации предпринимательской структры: изменение рыночной доли, изменение конкурентоспособности, изменение маркетинговых затрат и т. п.

Заключение

Научно-теоретическая значимость выводов и результатов исследования подтверждается вкладом в развитие фундаментальных основ концепции маркетинга и концепции реорганизации предпринимательских структур. Данная статья обладает и практическим значением исследования, так как предлагает прикладные рекомендации для современных предпринимательских структур по повышению эффективности реорганизационных процессов.

Научную ценность и новизну исследования представляют концептуальная модель реорганизации, основанная на методологии маркетинга, а также результаты сравнительного анализа концептуальных подходов к реорганизации предпринимательских структур.

Наибольшую практическую значимость представляет предложенная оценка эффективности управления реорганизацией предпринимательских структур на основе методологии маркетинга, который рекомендуется к использованию предприни-

мательскими структурами в процессе реорганизации для оценки эффективности управленческих решений по реорганизации. Тем не менее результаты исследования ограничены некоторой обощенностью представленного исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Созинова А. А. Мировой финансово-экономический кризис как фактор воздействия на процессы реорганизации предпринимательских структур // Экономика и управление: проблемы и решения. 2016. № 8. Т. 2 (56). С. 295-298.

2. Созинова А. А. Механизмы управления реорганизацией предпринимательских структур // Экономика и управление: проблемы и решения. 2016. № 8. Т. 2 (56). С. 369-372.

3. Волков И. В., Рябова И. В. Новые подходы в оценке риска при инвестировании в производственную деятельность // Финансы и кредит. 2015. № 37 (661). С. 23-30.

4. Шумский Л. Д. Разработка единого средства оперирования концептуальными моделями // Перспективы развития науки и образования. Сб. науч. трудов по материалам Межд. науч.-практ. конф.: в 14 частях. 2012. С. 160-162.

5. Купзенев В. А. О концептуальных моделях государства в теории общественного выбора // Научные труды Северо-Западного института управления. 2012. Т. 3. № 2. С. 60-68.

6. Ганиева И. А., Ижмулкина Е. А., Ша-мин А. Е. Разработка инструментов для управления инновационной деятельностью в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 3 (101). С. 116-119.

7. Алетдинова А. А., Королева Н. С. Влияние информационно-коммуникационных технологий на тенденции постмодернистского строя жизни // ИТпортал, 2016. № 4 (12). Режим доступа: http://itportal.ru/science/tech/vliyanie-informatsionno-коттишк^/

8. Матвеев И. В. Внедрение современных маркетинговых инструментов в систему эффективного управления организацией // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 28-33.

9. Буньковский Д. В. Теневая экономика: анализ развития // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2015. № 4 (75). С. 107-116.

10. Глущенко В. В., Глущенко И. И., Козырев В. А. Маркетинговый подход в управлении инновациями в постиндустриальном образовании // Тренды и управление. 2016. № 3. С. 303-313.

11. Миненко К. А., Петрук Г. В. Влияние внешних факторов на деятельность малого предпринимательства пищевой отрасли // Международный

журнал прикладных и фундаментальных исследования. 2015. № 8-5. С. 937-941.

12. Смольянинова И. В., Ахмедов А. Э., Шаталов М. А. Методический подход к оценке и выбору эффективных маркетинговых стратегий предприятия // Синергия. 2016. № 4. С. 71-83.

13. Голубев М. П. Процедуры реорганизации и маркетинговая стратегия промышленного предприятия // Инновации и инвестиции. 2013. № 4. С.242-245.

14. Иванов И. Н. Основные направления перестройки организационной структуры предприятия на маркетинговую концепцию управления // Успехи современного естествознания. 2007. № 11. С. 73-75.

15. Катаева Н. Н. Качественный метод оценки эффективности маркетинговой деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 5 (35). С. 42-45.

16. Saenko N. R., Sozinova A. A., Karabulato-va I. S. Akhmetov I. V., Mamatelashvili O. V., Pismen-naya E. E. Research in action integrated marketing communications as the elements of information and virtualization market relations // International review of management and marketing. 2016. T. 6. № 1. P. 267.

17. Чеховская И. А. Роль маркетинга в реорганизации промышленного предприятия // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006. Т. 11. № 6. С. 88-92.

18. Багиев Г. Л., Юлдашева О. Ю., Юняе-ва М. А. Теория и методология маркетинга в потоке перемен // Известия Санкт-Петербургского экономического университета. 2005. № 3. С. 83-97.

19. Золотарева Ю. В. Феномен потребления в теории и методологии маркетинга // Микроэкономика. 2011. № 2. С. 124-127.

20. Калиева О. М., Яне И. С., Евченко М. Н., Руденко В. А. Специфика становления теории и методологии маркетинга // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 319-321.

21. Моторжин В. В. Методология проведения антикризисных мероприятий с использованием технологий маркетинга // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2013. № 2. С. 62-67.

22. Novikov V. S., Pykhtin A. I., Gureva M. A., Sozinova A. A., Prokhorova M. P. Re-engineering as the Process of Business Adaptations // International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, Volume 6 (2016), No. S1 (Theory and Practice of Organizational and Economic Problems of Territorial Development and the Effectiveness of Social and Economic Systems), p.126-132.

REFERENCES

1. Sozinova A. A. Mirovoy finansovo-ekonomicheskiy krizis kak faktor vozdeystviya na protsessi reorganizatsii predprinimatel'skih struktur

(The global financial and economic crisis as a factor of influence on the processes of reorganization of business structures), Ekonomika i upravlenie: problemi i resheniya. 2016. № 8. T. 2 (56). pp. 295-298.

2. Sozinova A. A. Mehanizmi upravleniya reorganizatsiey predprinimatel'skih struktur (The control mechanisms of the reorganization of business structures), Ekonomika i upravlenie: problemi i resheniya. 2016. № 8. T. 2 (56). pp. 369-372.

3. Volkov I. V., Ryabova I. V. Novie podhodi v otsenke riska pri investirovanii v proizvodstvennuyu deyatel'nost' (New approaches in risk assessment when investing in industrial activity), Finansi i kredit. 2015. No. 37 (661). pp. 23-30.

4. SHumskiy L. D. Razrabotka edinogo sredstva operirovaniya kontseptual'nimi modelyami (The development of a single means of operating the conceptual models), Perspektivi razvitiya nauki i obrazovaniya. Sb. nauch. trudov po materialam Mezhd. nauch.-prakt. konf.: v 14 chastyah. 2012. pp. 160-162.

5. Kupzenev V. A. O kontseptual'nih modelyah gosudarstva v teorii obschestvennogo vibora (On the conceptual models of the state public choice theory), Nauchnie trudi Severo-Zapadnogo instituta upravleniya. 2012. T. 3. № 2. pp. 60-68.

6. Ganieva I. A., Izhmulkina E. A., SHamin A. E. Razrabotka instrumentov dlya upravleniya innovatsi-onnoy deyatel'nost'yu v sel'skom hozyaystve (Developing tools for innovation management in agriculture), Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo un-iversiteta. 2013. No. 3 (101). pp. 116-119.

7. Aletdinova A. A., Koroleva N. S. Vliyanie informatsionno-kommunikatsionnih tehnologiy na tendentsii postmodernistskogo stroya zhizni (The impact of information and communication technologies on the postmodern trend of the order of life), IT-portal, 2016. No. 4 (12). Rezhim dostupa: http://itportal.ru/ science/tech/vliyanie -informatsionno -kommunikats/

8. Matveev I. V. Vnedrenie sovremennih marketingovih instrumentov v sistemu effektivnogo upravleniya organizatsiey (The introduction of modern marketing tools in the system for effective management of the organization), Ustoychivoe razvitie nauki i obrazovaniya. 2016. No. 3. pp. 28-33.

9. Bun'kovskiy D. V. Tenevaya ekonomika: analiz razvitiya (The shadow economy: analysis of the development), Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennih del Rossii. 2015. № 4 (75). pp.107-116.

10. Gluschenko V. V., Gluschenko I. I., Kozi-rev V. A. Marketingoviy podhod v upravlenii innovatsiyami v postindustrial'nom obrazovanii (Marketing approach in the management of innovation in post-industrial education), Trendi i upravlenie. 2016. No. 3. pp. 303-313.

11. Minenko K. A., Petruk G. V. Vliyanie vnesh-nih faktorov na deyatel'nost' malogo predprini-matel'stva pischevoy otrasli (The influence of external factors on small businesses in the food industry), Mezhdunarodniy zhurnal prikladnih i fundamental 'nih issledovaniya. 2015. № 8-5. pp. 937-941.

12. Smol'yaninova I. V., Ahmedov A. E., SHata-lov M. A. Metodicheskiy podhod k otsenke i viboru effektivnih marketingovih strategiy predpriyatiya (A methodological approach to the evaluation and selection of effective marketing strategies for the company), Sinergiya. 2016. No. 4. pp. 71-83.

13. Golubev M. P. Protseduri reorganizatsii i marketingovaya strategiya promishlennogo predpriya-tiya (The process of reorganization and marketing strategy of industrial enterprise), Innovatsii i investitsii. 2013. № 4. pp. 242-245.

14. Ivanov I. N. Osnovnie napravleniya pere-stroyki organizatsionnoy strukturi predpriyatiya na marketingovuyu kontseptsiyu upravleniya (The main directions of restructuring of organizational structure on marketing management concept), Uspehi sovremenno-go estestvoznaniya. 2007. № 11. pp. 73-75.

15. Kataeva N. N. Kachestvenniy metod otsenki effektivnosti marketingovoy deyatel'nosti (The main directions of restructuring of organizational structure on marketing management concept), Problemi sovremen-noy nauki i obrazovaniya. 2015. № 5 (35). pp. 42-45.

16. Saenko N. R., Sozinova A. A., Karabulato-va I. S. Akhmetov I. V., Mamatelashvili O. V., Pismen-naya E. E. Research in action integrated marketing communications as the elements of information and virtualization market relations, International review of management and marketing. 2016. T. 6. № 1. 267 p.

17. CHehovskaya I. A. Rol' marketinga v reor-ganizatsii promishlennogo predpriyatiya (The role of marketing in the reorganization of industrial enterprises), Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tehni-cheskogo universiteta. 2006. T. 11. № 6. pp. 88-92.

18. Bagiev G. L., YUldasheva O. YU., YUnyae-va M. A. Teoriya i metodologiya marketinga v potoke peremen (Theory and methodology of marketing in the flow of change), Izvestiya Sankt-Peterburgskogo eko-nomicheskogo universiteta. 2005. № 3. pp. 83-97.

19. Zolotareva YU. V. Fenomen potrebleniya v teorii i metodologii marketinga (The phenomenon of consumption in the theory and methodology of marketing ) , Mikroekonomika. 2011. № 2. pp. 124-127.

20. Kalieva O. M., YAnyo I. S., Evchenko M. N., Rudenko V. A. Spetsifika stanovleniya teorii i metodo-logii marketinga (The specificity of formation of the theory and methodology of marketing), Molodoy uche-niy. 2014. № 21 (80). pp. 319-321.

21. Motorzhin V. V. Metodologiya provedeniya antikrizisnih meropriyatiy s ispol'zovaniem tehnologiy

marketinga (The methodology of carrying out anticrisis measures with the use of marketing technologies), Aktual'nie voprosi innovatsionnoy ekonomiki. 2013. № 2. pp. 62-67.

22. Novikov V. S., Pykhtin A. I., Gureva M. A., Sozinova A. A., Prokhorova M. P. Re-engineering as the Process of Business Adaptations, International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, Vo-

lume 6 (2016), No. S1 (Theory and Practice of Organizational and Economic Problems of Territorial Development and the Effectiveness of Social and Economic Systems), pp. 126-132.

Дата поступления статьи в редакцию 26.12.2016, принята к публикации 1.02.2017.

08.00.05 338:502.3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЭКЗОСРЕДЫ

© 2017

Веретёхин Андрей Васильевич, старший преподаватель кафедры «Реклама и издательское дело» Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь (Россия)

Аннотация

Введение. В современных условиях возрастает необходимость повышения уровня защищенности организаций. Эффективное решение этих вопросов предполагает наличие системы обеспечения эколого-экономической безопасности промышленного предприятия (ЭЭБПП). Цель данной работы заключалась в рассмотрении обеспечения ЭЭБПП в условиях повышенной неопределенности внешней среды.

Материалы и методы. На основании анализа промышленных показателей и перспективных природоохранных тенденций вычленены актуальные региональные проблемы ЭЭБПП, рассмотрено эколого-экономическое положение крымских индустриальных предприятий. Неопределенность внешней среды усиливается среди прочего за счет деятельности предприятия. Наряду с классическими методами исследования (анализ, синтез, сравнение и др.) в работе применены средства нечеткой логики в сочетании с методом экспертной оценки.

Результаты. В работе выявлено взаимное влияние промпредприятий и экологии. Сформулированы основные проблемы ЭЭБПП, подходы к подбору рассматриваемых критических факторов. Оценивание защищенности промышленных предприятий предложено основывать на количественной оценке индикаторов и визуализации результатов. Нечеткая модель и ее программная реализация в системах Ма^аЬ и Mathcad позволили получить интегральную оценку состояния ЭЭБПП. Используя данную методику, возможно определить сравнительные характеристики величин угроз предприятию на основе автоматизированной оценки.

Обсуждение. Использованная модель обеспечивает высокую степень достоверности результатов оценки ЭЭБПП. Применение математических и экспертных методик, рассмотрение множества аспектов ЭЭБПП позволяют определить наиболее критические показатели для каждой из анализируемых фирм. В результате применения предложенной автором методики проведена оценка нескольких крымских предприятий, выявлены наиболее важные проблемы в их ЭЭБПП и выработаны конкретные рекомендации и мероприятия.

Заключение. Обеспечение ЭЭБПП связано с уменьшением антропогенной нагрузки, повышением качества окружающей природной среды. Это напрямую зависит от технологической модернизации индустриальных предприятий и реструктуризации эколого-экономического менеджмента.

Ключевые слова: критические факторы, метод экспертных оценок, методы нечеткой логики, моделирование, модернизация промышленности, обеспечение эколого-экономической безопасности, оценка эколого-экономической безопасности, промышленное предприятие, региональная экономика, эколого-экономическая безопасность, эколого-экономический менеджмент.

Для цитирования: Веретёхин А. В. Обеспечение эколого-экономической безопасности промышленного предприятия в условиях повышенной неопределенности экзосреды // Вестнок НГИЭИ. 2017. № 3 (70). С. 91 -101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.