Модель управления конкурентоспособностью производства молочной продукции
холдинга «Первый вкус»
Model of competition control in dairy production «Pervii vkus»
Пугачева Е.Э.
Студент 3 курса, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы, Челябинский филиал,
РФ, г. Челябинск e-mail: pugachevae23@gmail. com
Pugacheva E.
3rd year student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch,
Russia, Chelyabinsk e-mail: [email protected]
Бухтиярова Т.И.
Доктор экономических наук, Профессор, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы, Челябинский филиал,
РФ, г. Челябинск e-mail: [email protected]
Bukhtiyarova T. I.
Doctor of Economic Sciences, Academic, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch,
Russia, Chelyabinsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
Региональный аспект повышения конкурентоспособности экономики становится все более актуальным для России, поскольку поиск оптимальных подходов к управлению конкурентоспособностью экономики региона соответствует требованиям экономического роста. Важную роль могут сыграть интеграционные структуры, на основании которых возможно повысить конкурентоспособность субъектов хозяйствования. Ужесточение конкурентных условий побуждает руководство предприятия к более быстрому реагированию на сложившуюся ситуацию, способствующему достижению поставленных целей, главной из которых является получение максимальной прибыли.
Annotation.
Increasing competition in different regions of Russia is becoming more relevant because it stimulates economic growth. Integrational institutions can play an important role in this issue because they increase competition. Harsh competition induces other businesses to react quickly to different situations. It helps to reach the main goal of enterprises which is earning maximum profits.
Ключевые слова: конкурентоспособность, анализ предприятия, экономический рост.
Key words: competition, company analysis, economic growth.
Сейчас много говорят о необходимости формирования новой модели роста. И это справедливо, поскольку и внешние, и внутренние условия развития России серьезно, а в чем-то даже фундаментально, изменились.
В современных условиях на первый план выходят факторы, находящиеся на стороне предложения: условия, в которых работают предприятия и организации, стимулы повышения производительности труда, условия роста человеческого капитала, условия обеспечения финансовой устойчивости, благоприятный инвестиционный климат - общая формула модели, которая должна обеспечить новое качество роста. Для этого нужна консолидация усилий в четырех сферах, определяющих характер социально-экономического развития страны (макроэкономика, структурная политика, развитие человеческого капитала, система государственного управления). [3, с. 15]
Эволюция рыночных отношений неразрывно связана с усилением конкурентоспособной борьбы товаропроизводителей за ресурсы, позволяющие утвердиться на рынке, расширить масштабы своего производства, что позволяет изыскивать различные варианты опережения своих конкурентов, находить способы повышения своей конкурентоспособности.
Для того чтобы соответствовать предъявляемым требованиям, правильно ориентироваться и находить верные решения, участникам рынка и хозяйствующим субъектам необходимо знать, в каком состоянии находится предприятие (анализ финансового состояния, анализ имущественного состояния, анализ экономического положения, анализ эффективности ресурсов). Анализ состояния внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта обеспечивает повышение конкурентоспособности непрерывно и постоянно.
Важную роль могут сыграть интеграционные структуры, на основании которых возможно повысить конкурентоспособность субъектов хозяйствования, ускорить вопросы освоения инноваций, обновления организационно-производственной базы предприятий, привлечения дополнительных финансовых средств в агропромышленное производство, способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата во всем аграрном секторе.
Интеграционные действия могут стать одним из способов достижения устойчивого развития всего агропромышленного комплекса, и повышения его конкурентоспособности, тем более в новых условиях (санкции и другие проблемы) интеграционная динамика должна стать важной парадигмой организационного развития хозяйствующих субъектов комплекса.
Конкурентоспособность является сложной экономической категорией, характеризуется многофакторными действиями и комплексностью оценочных индикаторов, является относительной величиной и не является имманентным, объективно присущим свойством объекта, она находит свое выражение только в условиях конкуренции, и вне конкуренции не существует.
Развитие рыночных отношений неразрывно связано с усложнением взаимодействия и соперничеством товаропроизводителей за более выгодные условия максимизации прибыли.
По данным Челябинскстата Распределение организаций Челябинской области, учтенных в составе Статистического регистра хозяйствующих субъектов, по видам экономической деятельности на 1 января 2017 года представлена в виде диаграммы (Рис. 1)
■ производствомашини оборудований
■ прои зводство электрооборудования прои зводство тра мспортиых средств прочие производства
Рисунок 1. Обрабатывающие производства Челябинской области
Наибольший удельный вес составляют предприятия металлургического производства(20,8%) и производства машин и оборудования(14,1). Наименьший удельный вес приходится на производство кожи (0,4%) и производства кокса нефтепродуктов(0,3%).Предприятия по производству пищевых продуктов составляют 9%.
Учитывая специфичность региона для повышения конкурентоспособности и получения конкурентных преимуществ хозяйствующими субъектами наиболее приемлемым и эффективным способом является создание вертикально-интегрированных структур. Особенностью таких структур является то, что они могут концентрировать вокруг себя предприятия различных отраслей и форм собственности, объединить в едином технологическом процессе производство, переработку и реализацию продукции. [2, с. 86]
П Элементы кластера (субъекты) ИЗ Полный технологический цикл
Рисунок 2. Модель молочнопродуктового кластера Челябинской области
До конца 2017 года в Челябинске запустят по два промышленных кластера и индустриальных парка. первый замминистра экономического развития Южного Урала Ирина Акбашева уточнила, что речь идет в том числе о завершении бюрократических процедур для кластера робототехники, который уже функционирует. На стадии формирования находится кластер в сфере производства оборудования для медицинской отрасли и легкой промышленности. Он будет включать в себя мощности компаний «Леди Прима», «Копейская швейная фабрика» и «Фабрика шнуров». На стадии развития находятся кластеры машиностроения, где в качестве конечного производителя выступает Усть-Катавский вагоностроительный завод.
Формирование современной промышленной инфраструктуры в регионе ведется при участии целого ряда подведомственных организаций минэкономразвития, созданных по поручению губернатора Бориса Дубровского для перезагрузки системы поддержки бизнеса, - областных Агентства инвестиционного развития, Фонда развития малого и среднего предпринимательства, Инновационного бизнес-инкубатора, Центра поддержки экспорта, Фонда развития промышленности, Агентства международного сотрудничества. [7, дата обращения 18.05.2017]
Под управлением конкурентоспособностью предприятия следует понимать непрерывный процесс целенаправленного воздействия на все сферы деятельности предприятия, способствующие формированию и укреплению конкурентных позиций предприятия на рынке. Управление конкурентоспособностью предприятия сводится к формированию конкурентных преимуществ во всех аспектах деятельности предприятия.
Применительно к рассматриваемому в исследовании молочнопродуктовому кластеру ассортиментные позиции представлены в таблице 1.
Таблица 1. Номенклатура холдинга молочной продукции «Первый вкус»
Направление производства ОАО Челябинский городской молочный комбинат («Первый вкус»)
Молоко +
Молочный коктейль +
Сливки +
Кефир +
Ряженка +
Закваска +
Снежок +
Йогурт +
Сметана +
Творог +
Масса творожная +
Масло сливочное +
Сырок глазированный +
Сыр Адыгейский +
Мягкие сыры +
Мороженое +
Фруктовый лед +
Сыворотка молочная +
Творожное зерно в сливках +
В 2016 году «Первый вкус» продолжает обновление ассортимента. Рассмотрение ассортиментного перечня продукта в полном объеме затруднено, поэтому мы можем говорить только о потреблении основных продуктов. В 2015 году в Челябинской области производство цельномолочной продукции на душу населения составило 0,005 тонн, производство масла на душу населения составило 0,0000221 тонн.
Направление диетических, функциональных продуктов, особенно полезных для всей семьи продолжает линейка Заквасок «Первый Вкус». Одним из направлений деятельности является производство свежих сыров моцарелла и кавказского сыра сулугуни «Первый Вкус». Производство творожного зерна, что следует считать перспективным с точки зрения Министерства экологии, Министерства сельского хозяйства, Министерства здравоохранения.
Региональный аспект повышения конкурентоспособности экономики становится все более актуальным для России, поскольку поиск оптимальных подходов к управлению конкурентоспособностью экономики региона соответствует требованиям экономического роста.
Задача повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия и продукции становится одной из приоритетных в обеспечении устойчивого развития сельскохозяйственных территорий. (Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.) [6, дата обращения 11.03.2017]
Прогноз реализации Государственной программы предусматривает изменения и структурные сдвиги. Так, удельный вес отечественной продукции в общих ресурсах составит: зерна - 99,8%, сахара - 91,2%, растительного масла - 82,8%, картофеля - 99,7%, мяса и мясопродуктов - 88,9%, молока и молокопродуктов -85,3%. Все это позволит существенно повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции. [6, дата обращения 11.03.2017]
Комплексность решения проблемы, заключающейся в необходимости учета и адекватного реагирования на динамику изменений как внешних, так и внутренних факторов определяет необходимость системного подхода к решению задачи повышения эффективности управления конкурентоспособностью экономики регионов.
Система управления конкурентоспособностью экономики региона - это инструмент реализации наиболее полного спектра конкурентных преимуществ, который интегрирует все уровни управления (регионом и предприятием) в единое целое (Рис.3). (Стратегия социально экономического развития Челябинской области на период до 2035 года.) [5, дата обращения 06.03.2017]
Рисунок 3. Общая система управления
Современные условия функционирования российских товаропроизводителей, необходимости решения задачи импортозамещения требуют новых инструментов решения проблемы повышения уровня конкурентоспособности, одним из которых является прогнозирование. Ужесточение конкурентных условий побуждает руководство предприятия к более быстрому реагированию на сложившуюся ситуацию, способствующему достижению поставленных целей, главной из которых является получение максимальной прибыли вследствие увеличения объема продаж продукции и расширения доли рынка.
Что касается обследуемого предприятия и отрасли, к которой данное предприятие относится, необходимо констатировать повышение темпов выручки от продаж молочной продукции. В 2015 году по сравнению с 2013 годом произошел рост на 204,8%. Необходимо отметить, что при росте выручки в 2015 году на 204,8%, себестоимость составила от выручки 187,6%, прибыль от продаж на 299,4%, что является благополучным для обеспечения конкурентоспособности данного субъекта на рынке.
Для Челябинского городского молочного комбината «Первый вкус» вопрос актуален стратегического маркетингового анализа, выход на всю территорию России. Стратегический маркетинговый анализ - средство информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в области маркетинговой деятельности объекта (территории или бизнеса) в средне- и долгосрочной перспективе в условиях турбулентного развития рынков.
А текущее и оперативное планирование будет касаться только внутренних возможностей самого предприятия, поскольку в этом случае вопрос будет идти о затратах, об инновациях, об инвестициях, об участии самого предприятия в социальных программах.
Список используемой литературы:
1.. Бухтиярова Т.И., Шидьюсова Е.Н. Деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. №9-2 (24). - С. 16-22.
2. Коротина Н.Ю., Овчинникова И.А. Механизм социально-экономического развития
мясопродуктового кластера на основе эколого-ориентированного подхода // Социум и власть. - 2010. №1. - С. 83-88.
3. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. - 2015. № 10. - С. 5-29.
4. Шогенов Т.М., Дураев Б.О. Интегрированные системы как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий АПК региона // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 8. С. 52-57.
5. Министерство экономического развития Челябинской области // URL: http://econom-chelreg.ru (дата обращения 06.03.2017).
6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации // URL: http://mcx.ru (дата обращения 11.03.2017).
7. Правительство Челябинской области // URL: http://pravmin74.ru (дата обращения 18.05.2017).