Научная статья на тему 'Модель унифицированной системы менеджмента качества, интегрированной в инновационную систему стратегического управления вузом'

Модель унифицированной системы менеджмента качества, интегрированной в инновационную систему стратегического управления вузом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель унифицированной системы менеджмента качества, интегрированной в инновационную систему стратегического управления вузом»

Шестопал Ю.Т., Казаков В.А., Дорофеев В.Д. МОДЕЛЬ УНИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ИНТЕГРИРОВАННОЙ В ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ

Федеральная программа развития образования имеет высший приоритет перед другими целевыми программами страны, так как является ключевым фактором реализации ее инновационного развития, определенного в перспективных планах до 2020 г. Наличие мощного человеческого потенциала, обладающего знаниями, навыками, опытом и компетентного в решении стоящих задач, позволит решить три первоочередные задачи:

создать основы мотивационного механизма для перехода к инновационному развитию во всех сферах деятельности страны так, чтобы было реальное осознание пользы от этого пути не только для страны в целом, но и для каждого члена общества;

создать основы инновационного развития, прежде всего институциональные, что позволит упростить и обеспечить эффективное функционирование всех элементов цепочки «инновационная идея - коммерциализация - внедрение - сопровождение». Базовым элементом такого развития является подготовка компетентных специалистов, которые способны генерировать инновационные идеи и воплощать их в жизнь;

создать систему инновационного развития страны, способную ставить цели, формировать стратегии, определять проблемы и решать их в контексте общего стратегического развития страны. Эта инновационная система включает инновационные системы развития отраслей и регионов, предприятий и организаций.

Минобрнауки РФ занимает стратегически важную позицию на перекрестке интересов государственного сектора экономики, интересов бизнеса и социальных интересов общества. Общим звеном этих интересов является компетентный специалист, способный решать инновационные задачи для государства, бизнеса и быть социально удовлетворенным.

Модернизация системы образования предполагает повышение научного уровня образования во всех аспектах, увеличение его творческой компоненты, форсированное развитие университетов исследовательского типа, расширение и укрепление их автономии, обновление научно-инновационной инфраструктуры каждого образовательного учреждения. Иначе говоря, мероприятия по модернизации образования преследуют цели:

интеграцию образования и науки;

форсированное развитие научных исследований и разработок в университетах и других вузах; сопряжение научных исследований высшей школы с инновационными процессами в экономике; повышение социального статуса преподавателя и научного работника, существенное повышение материальной оценки их труда в соответствии с достигнутыми результатами.

Конкурентоспособность выпускников вузов зависит от трех основных факторов: востребованности

специалистов реальным сектором экономики, качества подготовки и предоставления образовательных услуг и их стоимости. Именно в таком порядке по степени значимости расположены показатели оценки в новой системе аккредитации вузов. Основным показателем становится востребованность специалистов, которая, в свою очередь, зависит от качества их подготовки. Таким образом, задача повышения качества подготовки является ключевой для вузов страны. Она по значимости, срокам реализации является стратегической и ее решение должно осуществляться в рамках перехода на многоуровневую систему в соответствии с требованиями Болонской конвенции. Из этих условий вытекают основы концепции развития вузов: «развитие вуза должно рассматриваться как стратегический процесс многоуровневой подготовки специалистов инновационного профиля, качественный уровень которых обеспечивается системой менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями рынка труда».

При стратегическом планировании определяющим является обеспечение соответствия факторов внутренней среды образовательных организаций динамическому изменению факторов внешней среды в виде факторов реальной экономики. Из числа факторов, оказывающих наибольшее влияние на образовательную систему, можно выделить следующие:

Значительно изменившееся отношение потребителей к образовательным услугам. При достаточном количестве специалистов определенного профиля ощущается острая нехватка той их части, которая обладает необходимыми компетенциями достаточными, чтобы решать сложные стратегические задачи инновационного развития страны, являющиеся ее национальным приоритетом. В числе факторов риска успешной реализации такого развития компетентность кадров является наиболее значимой.

Возросшая конкуренция между вузами в образовательной среде РФ. Это способствовало категориро-ванию вузов по качеству подготовки специалистов и является мощным стимулом их развития. Рынок труда становиться независимым арбитром такого категорирования и способствует «прозрачности» результатов работы всех вузов. У конкурентоспособных вузов высоки показатели востребованности и успешности карьерного роста выпускников, что является основой их бренда. Неконкурентоспособные вузы должны доказать свое право на существование в достаточно короткое отпущенное время. Это возможно только путем реинжиниринга, ключевыми задачами которого будут: коренная перестройка дея-

тельности в соответствии с требованиями Болонского процесса; ориентация на инновационные технологии и системы подготовки специалистов; наличие стратегических планов развития вуза, реализуемых с помощью систем менеджмента качества; интеграция деятельности вуза с инновационными программами развития соответствующих регионов.

Информатизация общества в целом и образовательной среды в частности. Без наличия развитой информационной среды в вузе реинжиниринг в указанном формате практически не реализуем со всеми последствиями для вуза. Информатизация вуза, разработка и внедрение эффективных, а не формальных систем менеджмента качества являются задачами стратегического плана, как по значимости, так и по срокам исполнения.

К сожалению, распространенная практика подготовки стратегических документов применительно к развитию вузовской среды в виде частных заключений и кратких экспертных обсуждений, не создает основу для проведения широких исследований в области стратегического развития вузов и стратегического обеспечения качества подготовки. Успешность решения отмеченных задач в первую очередь зависит от разработки, внедрения и эффективного функционирования систем менеджмента качества (СМК) вузов. Во многих вузах внедрены такие системы, однако, как показывает практика эффективность их низка, и они не воспринимаются как необходимый инструмент вузовской полезной деятельности профессорско-преподавательским составом (ППС). Формально существующие СМК являются своеобразной ширмой, когда имеется сертификат на систему вуза, который можно показать проверяющим комиссиям, но практическая работа по обеспечению качества часто ведется, но за рамками СМК. Рассмотрим основные причины такого отрицательного отношения ППС к этим, казалось бы, нужным системам. Сразу необходимо оговориться, что многие ошибки, допускаемые при разработке и внедрении СМК, носят системный характер. Вот основные из них:

в практической деятельности успешных организаций различного профиля в качестве основного используется процессный подход, который заменил функциональный подход. В международных стандартах серии ИСО 9000:2000 в качестве основного принят процессный подход при разработке СМК, которая является составной частью системы управления вузом. Из этого следует, что процессноориентированная СМК никак не может эффективно работать в составе функционально-ориентированной системы управления вузом. Это основная системная ошибка, свойственная системам качества многих вузов. Процессный подход не отвергает функциональность вуза и его структурных подразделений. Функция определяет «Что делать?», а процесс должен дать ответ на вопрос «Как это делать?»;

главными элементами стратегического планирования вуза являются его цели. Они формируются, исходя из видения вуза (стратегической модели «Как должно быть?»). Если нет стратегического плана развития вуза, то его цели, как правило, теряют свой стратегический смысл, а носят чисто оперативный характер по решению текущих проблем. В условиях долгосрочного планирования инновационного развития страны - это является ошибкой вуза и имеет системный характер. Цели СМК являются соподчиненными стратегическим целям вуза и их реализация должна дать ответ на вопрос «Насколько качественно реализованы стратегические цели вуза?». Однако, если у вуза не поставлены стратегические цели (вследствие отсутствия стратегического плана развития), то невозможно сформировать эффективные цели СМК. Вследствие этого непонятно для чего нужна такая система качества, ведь она должна являться инструментом достижения целей в области качества. Именно этот безответный вопрос задает ППС многих вузов, у которых имеются формальные СМК;

как известно, цели СМК достигаются на основе реализации процессов качества. Цели являются выходами этих процессов. СМК может достичь своих целей только в том случае, когда обеспечивается эффективность управления процессами качества. Однако эти процессы достаточно сложны и специфичны в вузах. В формализованном виде процесс управления качеством в операторной форме может быть определен как: П:В ^Х ,

где П - процесс, который представляется в виде множества действий (Д) по преобразованию ее входов (В) в выходы (Х), т.е. П = {ДІ5Д2,...,Др} . Системной ошибкой многих СМК является недостаточность детализации описания процессов качества или отсутствие некоторых процессов (в описании они просто не предусмотрены), с помощью которых могут быть достигнуты цели. В итоге, П = | Д, Д,..., Др } = 0, т.е. процесс не предусмотрен, то множество действий по достижению цели пусто. Таким образом, цель имеется, но механизма ее достижения нет. Недостаточность детализации описания процессов качества в вузе объясняется тем, что взамен сложного описания можно предложить нечто вроде спецификации или карты процесса, в которых указываются (но не описываются) сами процессы, указаны их входы и выходы без системной увязки, указаны ответственные за процесс и ресурсы. На основе такого описания эффективно управлять процессом нельзя, так как невозможно управлять

действиями {Д\, Д2,..., Др} , которые не описаны.

Перечень других недостатков существующих формальных СМК можно продолжить, но и из приведенного видно, что принятый многими вузами подход к разработке и внедрению систем менеджмента качества не способствует созданию эффективного инструмента управления качеством подготовки специалистов.

Однако существует ряд эффективных корпоративных СМК в ведущих университетах (Томск, Москва, С. Петербург, Иваново и др.), которые весьма специфичны, но адаптация их во многих региональных вузах затруднительна. Препятствиями к адаптации являются размеры вузов, степень их оснащенности по элементам инфраструктуры и производственной среды, экономическое состояние регионов, для которых они готовят кадры, потенциал вузов, степень готовности вузов к внедрению информационных систем и др.

Сущность проблемы проекта создания унифицированной СМК формулируется следующим образом: «Учитывая недостатки качества подготовки специалистов в вузах и поставленные перед страной задачи по опережающему инновационному развитию существует необходимость разработки модели унифицированной системы менеджмента качества вуза, интегрированной в инновационную систему его стратегического управления, что обеспечит эффективное достижение поставленных целей. Модель унифицированной системы обладает возможностью ее быстрой адаптации к условиям функционирования вузов в различных регионах за счет наличия специальных системных механизмов. Совокупные затраты вузов на разработку СМК значительно сократятся, так как они сведутся к приобретению готовой системы и затратам на ее адаптацию. В то же время, наличие унифицированных систем управления качеством со стандартными протоколами обмена данных упростит и повысит эффективность работ по управлению качеством на уровне Минобрнауки РФ».

Можно сформулировать цели и задачи реализации проекта. Целью проекта является разработка модели унифицированной системы менеджмента качества вуза, интегрированной в инновационную систему его стратегического управления. Достижение поставленной цели проекта требует решения следующих задач:

Создание методики управления качеством образовательных услуг, учитывающей нужды предприятий рынка труда, способности и интересы обучаемых, цели государства (в лице образовательного учреждения).

Разработка унифицированной методики описания процессов образовательной деятельности вузов, удовлетворяющей требованиям их оперативной адаптации. Адаптация производится регулярно при изменении целей образовательной деятельности, что влечет необходимость изменений в описании процессов.

Разработка методики сертификации рабочих мест предприятий по специальностям вуза, базирующейся на анализе процессов, выполняемых на этих рабочих местах, и компетенциях, требуемых для эффективной выполнения процессов. Это позволит совместно с предприятиями обосновано формировать системы компетенций, которые будут положены в основу аккредитации этих специальностей.

Разработка методики планирования стратегической деятельности вуза с определением его миссии, системы целей и программ реализации. Цели в области качества являются частью целей вуза. Система управления качеством является важнейшим инструментом достижения стратегических целей в области качества.

Разработка методики информатизации вуза, которая является основой стратегического управления вузом с использованием информационных технологий и систем. Система менеджмента качества вуза должна функционировать в его информационной среде. Эти системы управления должны быть интегрированы с системой электронного документооборота вуза.

Практическая реализация указанных методик в информационной среде вуза, что связано с разработкой и адаптацией автоматизированных информационных систем.

Оценка эффективности подготовки специалистов в вузе и ее соответствия установленным нормативам с учетом требований Минобрнауки РФ и рынка труда. Это реализуется на основе сертификации квалификаций в соответствии с требованиями национальных и международных центров сертификации.

Разработка системы оценки конкурентоспособности специалистов по отдельным специальностям и конкурентоспособности вуза.

Рассмотрим целевые индикаторы и показатели направления деятельности. Выполнение данного проекта окажет влияние на значения следующих важнейших целевых индикаторов и показателей Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).

Реализация модели унифицированной многоуровневой системы менеджмента качества вуза, интегрированной в инновационную систему его стратегического управления на основе требований Болонской конвенции, повысит индивидуальный подход в подготовке специалистов, включающий систему промежуточного тестирования на базе тестов сертификации квалификации и базирующийся на модернизированных учебных планах, построенных с учетом требований работодателей к уровню подготовки выпускников различных ступеней образования. Это будет способствовать повышению такого целевого индикатора, как количество образовательных учреждений, реализующих государственные образовательные стандарты общего образования третьего поколения, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности.

Подготовка специалистов в условиях стратегического управления, с конкретно сформулированными критериями качества позволит вузам выйти на более высокий уровень сотрудничества с предприятиями и организациями. В ноябре 2007г. принят законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования". Проект предусматривает внесение изменений в законы "Об объединениях работодателей", "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Авторы законопроекта предлагают установить право объединений работодателей участвовать в разработке среднесрочного прогноза и в мониторинге потребности экономики в профессиональных кадрах. В проекте также прописана процедура учета информации работодателей о потребности отраслей в специалистах. Кроме того, предполагается, что субъект "объединение работодателей" будет включен в качестве составляющей в понятие "система образования". Это обяжет государственные органы привлекать их к участию в решении вопросов в сфере образования. Создаются условия для тесной интеграции деятельности вузов и предприятий. Региональные вузы формируют кадровый контингент предприятий, обеспечивающий им возможность решать стоящие инновационные задачи в рамках национальных приоритетов. Это является важнейшим индикатором конкурентоспособности вузов. Вместе с тем создаются условия непрерывного обучения населения, что позволит повысить удельный вес численности занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

Ориентация обучения на нужды предприятий, индивидуализация образовательного маршрута для каждого обучаемого, позволит подготовить его к работе на конкретном рабочем месте с требуемым уровнем компетенции. Это способствует решению задачи получения необходимой квалификацию и позволит увеличить удельный вес численности выпускников образовательных учреждений, трудоустроившихся в течение 1 года по полученной специальности, от общей численности выпускников. Это важный индикатор деятельности вузов.

Большое внимание обращается на формирование целей вуза по качеству, которые являются производными его общих целей. «Цена ошибки» на этом этапе деятельности является наиболее значимой. На выбор целей оказывают влияние основные направления деятельности и стратегия развития, которая распределяет приоритеты по ее отдельным характеристикам. Множественность характеристик создает определенные трудности, связанные с ограниченностью ресурсов вуза. Их можно решать, используя BS (Balanced Scorecard - сбалансированная система показателей), в русской транскрипции - ССП. Однако копирование чужого опыта не всегда приводит к нужным результатам. Поэтому может быть полезным другой подход. В соответствии с выводами Д. Нортона и Р. Каплана вуз планирует цели в четырех основных перспективах: финансовой, рыночной, процессной и обучения персонала [1]. Для первых трех перспектив создаются деревья целей. Определяются финансовые цели, которые на уровне бизнес - плана переводятся в рыночные, ответственность за достижение которых несет руководство вуза. Дальнейшее развертывание целей на нижележащие уровни осуществляется на уровне процессов. Ответственность за их планирование и реализацию перекладывается на руководителей процессов.

В общем менеджменте формирование целей осуществляется поэтапно: исследование и выявление тенденций внешней и внутренней среды; установление целей организации;

установление целей функциональных подразделений организации.

Выявление тенденций на первом этапе имеет большое значение, так как позволяет прогнозировать будущие изменения и предугадывать, как впишется в них деятельность организации. Допущенные при этом ошибки могут привести к тяжелым последствиям. При установлении целей организации на втором этапе исходят из того, какие характеристики организации актуальны в модели будущего («Как должно быть?»). Каждая характеристика может принимать определенные значения. Качество планирования определяется тем, насколько точно просчитаны те значения, которые принимаются за цели организации в целом. На третьем этапе осуществляется развертывание целей по функциональным подразделениям. Можно отметить следующие особенности такого развертывания в общем менеджменте: годовой цикл планирования;

деление целей по подразделениям без конкретизации их измерения;

ответственность за обеспечение ресурсами, требующимися для реализации целей подразделения, несут их руководители. Часто их полномочий для обеспечения ресурсами недостаточно. Проблемы недостаточности ресурсов переложены на подразделения, что зачастую препятствует достижению целей;

недостаточное обсуждение при делении целей по функциональным и иерархическим уровням. Процесс согласования целей зачастую заменяется административным давлением сверху: цели необходимо выполнять любым способом;

в случае ошибок виновен всегда ответственный за планирование, которого зачастую проще административно заменить и планирование начать сначала;

недостаточная документированность навыка работы персонала приводит к зависимости вуза от отдельной личности исполнителя. Если он уходит из организации, то она лишается его не задокументированного опыта и соответствующей информации.

Радикально изменить положение с качеством образования можно, только лишь увязав в единый узел цели и программы стратегического развития вуза с менеджментом качества на основе процессного подхода. Стратегический и операционный менеджмент вуза должны отказаться от функционального подхода и работать с менеджментом качества на единой методологической основе выявления, описания и управ-

ления процессами вуза. Только в этом случае СМК будет являться эффективным инструментом проверки всех стратегических и оперативных решений вуза на предмет их качества и его обеспечения.

Представляется, что для большинства вузов могла бы быть востребованной унифицированная система стратегического развития их деятельности, одним из базовых элементов которой является система менеджмента качества. Установлено, что макропроцессы Ответственность руководства>, <Менеджмент ресурсов>, <Измерение, анализ, улучшение>, <Менеджмент ресурсов > и <Процессы жизненного цикла образовательных услуг> в большинстве вузов являются идентичными, что позволит обеспечить единство такой унифицированной системы, которая может легко адаптироваться к деятельности отдельных вузов. Такой подход поможет большинству вузов приобрести такую систему, оставив для себя лишь заботы по ее адаптации, развитию и поддержанию на требуемом уровне эффективности. Часть вузов, в которых эффективно работают сертифицированные на высоком уровне СМК (Томский политехнический университет, СПб технический университет, Ивановский энергетический университет и ряд других), могут развивать свою деятельность на основе своих специализированных СМК.

Унифицированная системы управления стратегическим развитием образовательных учреждений на основе менеджмента качества может создать основу для обеспечения качества подготовки в средних специальных учебных заведениях в виде ее специализированной версии.

Внедрение таких унифицированных систем стратегического управления и качества поможет большинству образовательных учреждений РФ внести свой вклад в решение внутренних проблем, определяемых переходом на многоуровневую систему подготовки кадров в разрезе Болонской конвенции, и внешних-определяемых активным участием в реализации инновационных программ страны и более массовому выходу на мировой рынок образовательных услуг.

Схема унифицированной модульной СМК вуза показана на рис. 1. Каждый модуль СМК базируется на соответствующем процессе, преставляемом в виде множества действий (операций) по преобразованию его входов в выходы, которые тоже являются множествами. Выходы процесса модуля - это его цели. Широко принятой моделью управления качеством являются циклы Дёминга [2]:

P - планирование (planning),

D - реализация запланированного (do),

C - проверка исполнения (check),

A - исправление несоответствий (action) - PDCA и SDCA, в котором первым элементом является

стандарт (standard).

Взаимодействие этих циклов показано на рис. 2. Сущность проблемы: установление взаимосвязи

между образовательными процессами вуза, реализуемыми на отдельных рабочих местах, и ресурсами процессов в виде профессорско-преподавательского персонала, инфраструктуры и производственной среды. Объектами управления качеством являются действия, входы и выходы процесса модуля, которые необходимо планировать, организовывать исполнение, контролировать и корректировать.

Процессы научно-образовательной деятельности вуза

Характеристики процесса 1 Ответственность руководства 2. Отбор и прием абитуриентов 3. Разработка образовательных услуг 4. Предоставление образовательных услуг 5. Научно- исследовательская деятельность 6. Воспитательная деятельность 7. Процессы, связанные с потребителями 8. Мониторинг и измерение продукции 9. Управление несоответствующей продукцией 10. Анализ данных

1. Функции процесса Міі М12 М13 М14 М15 М16 М17 М18 М19 М110

2. Цели процесса М21 М22 М23 М24 М25 М26 М27 М28 М29 М210

3. Направления деятельности по достижению целей Мзі М32 Мзз М34 М35 М36 М37 М38 М39 М310

4. Поставщики процесса и требования к входам М41 М42 М43 М44 М45 М46 М47 М48 М49 М410

5. Потребители процесса и требования к выходам М51 М52 М53 М54 М55 М56 М57 М5 8 М59 М510

6. Ресурсы процесса Мб1 Мб2 Мб3 Мб4 Мб5 Мбб Мб7 Мб8 Мб9 Мею

10. Показатели соответствия процесса М71 М72 М73 М74 М75 М76 М77 М7 8 М79 М710

8. Критерии соответствия процесса М81 М8 2 М83 М8 4 М8 5 М8 6 М87 М8 8 М8 9 М810

Рис. 1 Схема унифицированной модульной СМК вуза

Процессы, составляющие основу модулей, образуют сети процессов вуза, взаимосвязанные входами/выходами по вертикали и по горизонтали.

Рис. 2. Взаимодействие циклов SDCA и PDCA

Реализация проекта по повышению качества образования на основе СМК обеспечит получение учащимися международных профессиональных сертификатов в процессе обучения по планам индивидуальному обучения, повышение востребованности таких выпускников рынком труда, обеспечение соответствия результатов подготовки потребностям реальной экономики. Это позволят повысить рейтинг России по результатам международных обследований качества образования (PISA и др.).

В результате выполнения проекта предприятия будут получать компетентные кадры под их конкретные нужды. Это позволит предприятиям высвобождать значительные средства, ныне затрачиваемые на дообучение новых сотрудников и их сертификацию, повысить эффективность работы персонала за счет более быстрого включения потенциала новых сотрудников. Через механизмы привлечения средств предприятий для ведения совместной образовательной деятельности в учебных заведениях по программам, соответствующим повышению квалификации, планируется обеспечить рост привлеченных средств в сфере образования.

В результате реализации проекта ожидается существенный социально-экономический эффект для всех вовлеченных в него сторон. Для предприятий - получение из профессиональных учебных заведений сотрудников, готовых немедленно приступить к активной работе, прошедших подготовку по индивидуализированным планам под конкретные нужды предприятия и не нуждающихся в дообучении, прошедших тестирование по программам сертификации квалификации. Это обеспечивает экономию финансовых средств и повышение эффективности работы персонала за счет более быстрого включения потенциала новых сотрудников. Разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования обеспечит предприятиям повышение квалификации и переподготовку уже имеющихся кадров с проведением тестирования по программам сертификации квалификации. Благодаря использованию современных образовательных технологий и индивидуализированному образованию, время, на которое работник будет оторван от исполнения своих прямых обязанностей, и сопутствующие расходы (командировки и пр.) будут минимизированы. Постоянный контакт между предприятиями и учебными заведениями в процессе непрерывного профессионального образования обеспечит предприятиям возможность участвовать в процессе формирования образовательных программ, задавать в них свои требования к подготовке специалистов. Также постоянное взаимодействие с учеными вузов позволит шире привлекать их к решению научно-технических задач, возникающих у предприятий, активно внедрять инновационные проекты, получать от вузов специалистов, готовых к подготовке и внедрению инноваций.

Для учебных заведений - повышение востребованности выпускников. За счет этого достигается повышение престижа учебного заведения и привлечение способной молодежи. Организация тестирования на базе тестов международной сертификации квалификации повысит авторитет учебного заведения среди предприятий региона или отрасли, позволит расширить международное сотрудничество и признание своих образовательных программ. Достигается внедрение модели непрерывного профессионального образования, что позволит увеличить контингент обучаемых, расширить спектр услуг по повышению квалификации и переподготовке кадров, привлечь дополнительные финансовые средства предприятий и населения. Расширение контактов с предприятиями при реализации индивидуализированного образовательного процесса вида "учебное заведение - предприятие" позволит актуализировать программы подготовки, привлечь к процессу подготовки специалистов предприятий, облегчить внедрение разработанных в вузе инноваций в работу предприятий.

Апробацию разработанной модели унифицированной системы менеджмента качества вуза, интегрированной в инновационную систему его стратегического управления необходимо произвести не менее, чем в двух вузах, относящимся к разным группам (не менее одного технического направления и не менее одного управленческого или экономического). При выборе направлений подготовки, по которым производится апробация модели, предпочтение следует отдавать направлениям, связанным с новейшими достижениями науки и техники, подготовкой и внедрением инноваций. Для выбранных направлений подготовки должны быть даны базовые модели унифицированной системы менеджмента качества вуза, предусмотрены адаптивная система настройки на условия использования с учетом окружающей региональной среды

Литература

1. The Strategy- Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New

Business Environment by R. S. Kaplan, D. P. Norton. Harvard Business School Press, 2000.

2. Шиба Ш., Грэхэм А., Вальден Д. Новое американское тотальное управление качеством. http://www.mibif.ru./library/html/book.htm - 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.