ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, НАЛОГИ
УДК 330.01 (075) ББК 65.10я7 С50
Модель учета и анализа трансакционных издержек в интегрированных банковских структурах
В статье раскрываются проблемы анализа трансакционных издержек в интегрированных банковских институтах с целью совершенствования системы управления удаленными подразделениями. Рассматриваются методы минимизации трансакционных издержек применительно к банковскому сектору. Предлагается модель учета трансакционных издержек для оценки эффективности деятельности центров прибыльности коммерческого банка.
Ключевые слова: трансакция, трансакционные издержки, банковские институты, центры прибыли, норматив нак ладных (трансакционных) расходов, маржинальный доход.
Становление банковского дела в России имеет свои особенности и представляет достаточно сложную задачу. Управление современным банком как сложным экономическим институтом относится к высокоинтеллектуальной сфере человеческой деятельности. Банки объективно находятся в центре множества противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, идущих в экономике, политике и социальной сфере. В то же время стремительное развитие российских банков требует банковских специалистов с более высокой квалификацией, владеющих всем арсеналом методов, приемов, знаний, столетиями накапливаемых в странах Запада, обобщающих огромный опыт выживания и роста. Динамично меняются виды банковских услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства.
В настоящее время коммерческие банки могут иметь следующие подразделения, расположенные вне головного офиса: пункты обмена валюты, операционные кассы вне кассового узла банка, дополнительные офисы, филиалы, представительства. Первые три структуры являются внутренними структурными подразделениями коммерческого банка, которые находятся вне его головного офиса. Две последние — обособленные подразделения коммерческого банка.
© Шмачко А.В., 2016
А.В. Шмачко
Все эти подразделения различаются как по кругу операций, которые им дозволено проводить, так и по требованиям к ним самим и к банкам, их открывающим. Практически вышеприведенный список составлен в порядке расширения спектра обслуживаемых клиентов и круга услуг, которые можно предлагать клиентам в этих структурах.
Совершенствуя выбор системы управления удаленными подразделениями, кредитной организации следует остановиться на учете накладных расходов и оценке эффективности деятельности центров прибыльности. Часть накладных расходов банка нельзя напрямую отнести к расходам конкретных центров прибыльности. Такие расходы в любом коммерческом банке относят на расходы центров прибыльности либо пропорционально их численности, либо пропорционально их фонду заработной платы, либо пропорционально среднему объему операций, проводимых бизнес-единицами [13]. В конечном итоге управленческий учет внутренних и внешних банковских операций должен позволить рассчитать все компоненты прибыли бизнес-единицы.
Анализируя банковскую деятельность по учету расходов, можно транс-формирвать накладные расходы в трансакционные издержки ведения банковской деятельности. В специальной экономической литературе достаточно большое внимание уделяется теории трансакционных издержек и определению сущности самих трансакций [6].
Рассмотрев самые разнообразные точки зрения в отношении содержательной основы экономической категории «трансакция», можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, трансакции в зависимости от характера отражаемых ими отношений могут быть внешними и внутренними. Во-вторых, внешние трансакции характеризуют специфику взаимоотношений банковского института с другими институтами хозяйствования, а внутренние трансакции формируются внутри кредитной организации в процессе взаимодействия ее структурных подразделений. Внешние трансакции наиболее полно характеризуют специфику и этапность установления хозяйственных связей одного кредитного института с другими институтами. В процессе их формирования большое внимание отводится поиску потенциальных агентов, разработке и заключению договоров, а также контролю за исполнением договорных отношений. Осуществление всех перечисленных операций, как правило, связано со значительными затратами времени и финансовых средств.
Впервые это понятие трансакционных издержек ввел Рональд Коуз. В своей статье «Природа фирмы» (1937) он определил трансакционные издержки как издержки функционирования рынка [4].
Поль Р. Милгром (Poul R. Milgrom) и Джон Робертс (John Roberts) предложили следующую классификацию трансакционных издержек [5]. Они делят их на две категории — на издержки, связанные с координацией, и на издержки, связанные с мотивацией.
О. Уильямсон попытался оценить все трансакции по частоте трансакций и по специфичности активов [12]. По этим двум параметрам О. Уильямсон делит трансакции на три (как было в его ранних книгах) или на четыре (как в последних книгах) основных уровня:
1) разовый (или элементарный) обмен на анонимном рынке;
2) повторяющийся обмен массовыми товарами;
3) повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы;
4) инвестиции в идиосинкратические (уникальные, эксклюзивные) активы. Идиосинкратический актив — это актив, который при альтернативном употреблении (при изъятии его из данной трансакции) теряет ценность вообще или его ценность становится ничтожной. К таковым активам относится половина производственных инвестиций — инвестиций в конкретный технологический процесс.
Чтобы уловить в обыденной жизни те трансакционные издержки, о которых говорилось в общем виде, в виде логическом, необходимо обратиться к классификации трансакционных издержек Дугласа Норта (Douglas North) и Трайна Эггертсона (Thrainn Eggertson) [14]. Впервые ее предложил Норт, а четко сформулировал Эггертсон в книге «Economic Behavior and Institutions». Это простая и наглядная классификация. Она, единственная, построена по осязаемым внешним признакам некой деятельности, порождающей соответствующие издержки. Согласно Д. Норту и Т. Эггерт-сону, трансакционные издержки состоят из: search activities (издержек поиска); bargaining activities (издержек ведения переговоров); contract making activities (издержек составления контракта); monitoring (издержек мониторинга); enforcement (издержек на принуждение); protection vs 3d parties (издержек на защиту прав собственности) [11].
Согласно Д. Норту, в экономике трансакционные издержки определяются как издержки измерения, то есть оценки полезных свойств объекта обмена, и принуждения к выполнению соглашения [11]. В более широком смысле, в контексте эволюции общества, трансакционные издержки — это все издержки, возникающие в процессе взаимодействия людей во времени.
Д. Норт выделяет три вехи в историческом сокращении трансакцион-ных издержек:
1) институты, которые сделали возможным неперсонифицированный обмен;
2) принятие государством на себя механизмов защиты и принуждения соблюдения прав собственности;
3) реализация выгод от современной революции в науке.
Но изучение трансакционных издержек — это не только инструмент статического экономического анализа, в них также содержится ключ к продвинутому пониманию экономического и общественного функционирования с течением времени.
В течение всей своей истории люди развивали институты, которые структурировали взаимодействие между индивидами, что сделало возможным рост производительности и экономический рост. Вообще говоря, именно экономические институты сделали возможным рост рынков или введение (улучшение) новых технологий. А политические институты усилили гарантии прав собственности и механизмы принуждения к выполнению контрактов. Наблюдаемое в истории снижение трансакционных издержек отражало одновременно и добровольные, и принудительные решения проблем обмена.
Трансакционные издержки в соответствии с рассмотренными выше классификациями можно представить в виде некоего агрегата определенного набора затрат на: поиск информации; ведение переговоров и заключение контрактов; спецификацию и защиту прав собственности; оппортунистическое поведение; мониторинг (рисунок 1).
Р. Коуз: «при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия,.,»
Классификация трансакционных издержек по О. Уильмсону:
1) разовый (элементарный) обмен на анонимном рынке;
2) повторяющийся обмен массовыми товарами;
3) повторяющийся кон факт, связанный с инвестициями в специфические активы;
4) инвестиции в идиосинкратические (уникальные) активы.
Классификация трансакционных издержек по Д. Норгу и Т. Эггертсону:
activities ex ante:
I ) Search activities (издержки поиска);
2) Bargaining activities (издержки ведения переговоров);
3) Contract making activities (издержки составления контракта).
activities ex post:
4) Monitoring (издержки мониторинга);
5) Enforcement (издержки па принуждение);
6) Protection vs 3d parties (издержки на защиту прав собственности).
Классификация трансакционных издержек по П. Р. Мнлгрому и Дж. Робертсу:
Издержки координации:
1) издержки определения деталей контракта
2) издержки определения партнеров
3) издержки непосредственной координации
Издержки мотивации:
4) издержки, связанные с неполнотой информации
5) издержки, связанные с оппортунизмом
1) поиск информации
2)ведение переговоров и заключение контрактов
3) измерение
4) спецификация и защита прав собственности
5) оппортунистическое поведение
6) мониторинг
Рисунок 1. Неоинституциональная теория трансакционных издержек
Существуют общие для всех предприятий и организаций методы минимизации трансакционных издержек [7].
1. Политика государства. Государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов экономики, что естественно снижает уровень экономической неопределенности и как следствие — уровень трансакционных издержек. Одновременно, благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакци-онных издержек предприятия.
2. Вертикальная интеграция (построение корпорации). Она позволяет избежать противоречий между эффективными инвестициями и эффективной последовательной адаптацией. Последовательность приспособительных изменений становится поводом для совместного действия, а не для оппортунистического захвата преимуществ; риски могут быть уменьшены; механизмы внутреннего управления сглаживают переход между последовательными этапами. Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контракт.
3. Развитие информационных технологий. Разработаны поэтапные стратегии использования информационных технологий и формирования информационно-коммерческих систем, предусматривающие рационализацию их трансакционных затрат.
4. Развитие инструментария бенчмакинга. Разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи с целью уменьшения совокупной величины трансакционных и логистических затрат.
5. Нейро-лингвистическое программирование. Фактически речь идет об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек. Нейро-лингвистическое программирование занимается неоинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, то есть, когда минимизируются издержки без создания каких-либо социальных институтов.
6. Распределение контроля внутри организации. Это исследования факторов развития организации как способ минимизации трансакцион-ных издержек.
7. Трансакционный анализ. В его основе лежит методика «институционального» анализа баланса, предложенная А. Олейником. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакцион-ную составляющую финансовой информации.
8. Процессная модель управления. Уровень внутренних трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласо-
ванных условий деятельности, результатом которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяют сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области реинжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объемом товарной продукции и количеством трансакций.
9. Интернет. Развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и, как следствие, — к трансформации существующих политических и экономических институтов. Таким образом, идеи формирования эффективного гражданского общества с развитием электронных коммуникаций приобретают необходимую базу.
10. Моделирование регулятивных структур. С наступлением волны инфраструктурной приватизации многие страны начали работать над созданием регулирующих институтов, чтобы иметь возможность отслеживать поведение и деятельность недавно приватизированных инфраструктурных монополий. Когда трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации.
Среди известных способов сокращения трансакционных издержек рассмотрим характерные только для финансовых институтов методы.
В сложившихся условиях возникает потребность поиска и применения наиболее эффективного инструментария для совершенствования структуры и объема трансакционных издержек на различных этапах хозяйственной связи на рынке банковских услуг. К их числу, прежде всего, относят методы логистики, бенчмаркинга и информационные технологии.
Использование логистического подхода позволит минимизировать общие затраты фирмы, в том числе рационализировать ее трансакционные и логистические издержки.
Современную рыночную систему невозможно представить без адекватной ей финансово-кредитной инфраструктуры. Управление финансовыми потоками осуществляется на различных уровнях и самыми разными экономическими инструментами. Центральное место в системе финансово-кредитных учреждений занимают банки. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования всех элементов национальной экономики. Предоставляя расчетные, депозитные, кредитные и другие услуги, банки выполняют общественно необходимые функции по формированию и продвижению финансовых потоков. Банковская деятельность подвержена многочисленным экономическим рискам и именно поэтому является наиболее регулируемым видом предпринимательства. Управление банковской деятельностью осуществляется с помощью установления макроэкономических показателей в рамках всей национальной
экономики и определения конкретных форм и способов функционирования на уровне банковского менеджмента. Особенностью данного состояния развития рынка банковских услуг является обострившаяся конкуренция соответствующих кредитных институтов, снижение доверия населения по отношению ко всей системе и, как следствие, ликвидация ряда банковских структур. В этой связи возникла необходимость использования концепции логистики, которая подразумевает управление эффективным, экономичным и интегративным способом различными функциями банка. Внедрение методов логистики в практику деятельности российских коммерческих банков будет способствовать повышению качества предоставляемых банковских услуг и устойчивости финансовой системы в целом. Применение методов логистики в сфере банковских услуг позволит снизить издержки в кредитных организациях и повысить их адаптивность к внешним изменениям, а также будет способствовать повышению научной обоснованности бизнес-планов и инвестиционных проектов, что создаст благоприятные условия для расширения банковского бизнеса.
Бенчмаркинг предлагается использовать с целью определения и выбора наиболее эффективных управленческих, организационных и экономических решений, способствующих снижению как трансакционных, так и других видов затрат, повышению качества товаров и услуг, а также усилению конкурентных преимуществ финансовых организаций.
Бенчмаркинг является новым направлением развития бизнеса. Он связан с поиском и изучением наилучших методов и способов предпринимательства, чтобы осуществлять собственный бизнес еще лучше и производительнее.
Анализ содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать как направление маркетинговых исследований. Определяя эффект, который может обеспечить бенчмаркинг, следует иметь в виду, что никогда и никем не подвергался сомнению факт выгодности обмена опытом и его изучения. Таким образом, польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда исследуются и внедряются на своем предприятии лучшие методы и технологии других, не собственных предприятий или отраслей. Это может приводить к прибыльному предпринимательству с высокой экономичностью, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей. Бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше нас, и изучения, усовершенствования и применения их методов работы.
Как показано, первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта. Бенчмаркинг концептуально основан на следующей последовательности действий: найти лучший способ осуществления какого-нибудь процесса; понять, каким образом это делается; перенять этот способ или адаптировать его к сво-
ей внутренней среде. Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном согласованном обмене данными, от которого выигрывают оба партнера:
A) Аналогия. Изучаемые процессы партнеров должны быть схожими. Может быть оценен любой процесс, но только если результаты его изучения и оценки можно перенести в культурный, структурный и предпринимательский контекст своего предприятия.
Б) Измерение, то есть количественная оценка характеристик изучаемого процесса на нескольких предприятиях-партнерах.
B) Достоверность. Бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса.
К этим принципам можно добавить еще некоторые, которые также отражают сущность бенчмаркинга:
1. Ориентация на процесс. Наиболее развитые формы бенчмаркин-га исходят из того, что наилучших результатов можно добиться, только постоянно совершенствуя свои процессы работы, ведущие к достижению этих результатов. Причем фирмы, занимающиеся бенчмаркингом, обнаружили, что чаще выгоднее и результативнее улучшать не основные производственные процессы, которые и так не обделены управленческим вниманием, а вспомогательные и обслуживающие процессы, которые нередко становятся причиной слишком долгих циклов обработки, превышения сметы расходов и пропущенных дат окончания работ.
2. Приоритет требований рынка. Из всей совокупности процессов, используемых на предприятии, для бенчмаркингового изучения следует выбирать те, которые привнесут наибольшую дополнительную ценность в продукт предприятия с точки зрения покупателя. Для этого выясняют, какие области работы фирмы и параметры товара являются в глазах покупателя наиболее проблемными (качество, завышенная цена, необходимая для покрытия неоправданных издержек, медленное обслуживание клиентов).
3. Коллективизм и коллегиальность. Процесс планирования бенчмар-кинга, визиты с целью перенятия опыта партнера и анализ полученных результатов должны осуществляться командой, составленной из представителей различных функциональных подразделений, участвующих в рассматриваемом процессе. В эту команду должны входить как менеджеры среднего звена, так и рядовые сотрудники, что обеспечивает понимание ими причин, необходимости и сущности происходящих перемен. Это облегчает осуществление следующей стадии бенчмаркингового процесса, на которой полученные у партнера знания претворяются в жизнь в условиях собственного предприятия.
4. Гибкость и адаптивность. Бенчмаркинг может применяться для изучения любого товара, любой функции и любого процесса. Партнером по бенчмаркингу может выступать аналогичное подразделение того же предприятия, предприятие-конкурент, предприятие, выпускающее аналогичные товары, но действующее на другом рынке, или предприятие из со-
вершенно другой отрасли, обладающее аналогичными процессами. Факты и рекомендации, полученные в процессе бенчмаркинга, необходимо не слепо копировать, а использовать как материал для обучения своей организации, преломлять их в свете особенностей ее внутренней культуры и положения на рынке.
Принципы бенчмаркинга показывают, что этот инструмент хорошо подходит для решения маркетинговых задач, так как обеспечивает необходимой информацией процесс совершенствования фирмы с целью лучшего удовлетворения требований рынка.
Внедрение информационных технологий позволит бизнес-субъектам сократить трансакционные издержки на взаимодействие со своими контрагентами — продавцами, покупателями и/или коммерческими посредниками, а также, за счет улучшения работы своих структурных подразделений, снизить внутрифирменные трансакционные издержки. Для организации бесперебойной доставки финансовой и управленческой информации между подразделениями сети и головным офисом в многофилиальных банках разрабатываются собственные электронные технологии, связанные с оптимизацией работы филиалов. Данные банки получают в Главном управлении Центрального Банка разрешение на открытие «удаленных офисов банка», которые связаны online надежной высокоскоростной связью с головным банком и работают фактически в единой информационной сети. Это позволяет многофилиальным банкам достаточно быстро охватить наиболее важные и значимые районы городов и областей.
Используя классификацию Д. Норта и Т. Эггертсона, можно применить каждый тип трансакционных издержек к банковскому сектору.
Издержки поиска. Известны четыре фактора, которые связаны с поиском.
1) Приемлемые цены. В России сформирована двухуровневая банковская система: Центральный банк и коммерческие банки. Центральный банк при необходимости оказывает финансовую помощь последним, выдавая кредиты по ставке рефинансирования. Также кредитные организации могут сами финансировать друг друга, оформляя межбанковские кредиты, при этом ставка процента приближена к ставке рефинансирования, но отличается от нее.
2) Качественная информация об имеющихся товарах и услугах. В любом коммерческом банке можно найти достаточно подробную информацию о предоставляемых им услугах, об оплате за эти услуги (проценты по депозитам в зависимости от срока и вида сбережений, проценты по кредитам, комиссии за расчетно-кассовое обслуживание и т. д.).
3) Качественная информация о продавцах. В открытой печати размещена достаточно подробная информация о различных сторонах деятельности той или иной кредитной организации. Особую информацию может предоставить реклама в газетах, журналах, на рекламных щитах.
4) Качественная информация о покупателях. В качестве покупателей услуг кредитных организаций выступают физические и юридические лица. Деятельность одних носит достаточно публичный и открытый характер, а действия других могут быть непредсказуемы.
Издержки ведения переговоров, в ходе которых, например, определяется надежность и кредитоспособность заемщиков, стоимость его обеспечения или залога (если речь идет о предоставлении кредита), а также решения других вопросов о благонадежности клиентов. Сюда можно отнести представительские расходы, услуги различных посредников.
Издержки составления контракта. Если потенциальный заемщик берет в банке кредит, то он обязуется в соответствии с графиком выплат постепенно возвращать сумму долга с процентами, поэтому в тексте контракта должно быть записано, как в тех или иных случаях поведет себя заемщик и как будут складываться внешние обстоятельства.
Издержки мониторинга. Когда кредитный договор уже заключен, начинается деятельность после его появления. И начинается она с мониторинга исполнения договора каждым из его участников. Заемщик может перестать возвращать сумму долга в силу сложившихся обстоятельств, то есть не по своей вине. Тогда условия договора пересматриваются, кредит пролонгируется.
Издержки на принуждение. Нередко возникают ситуации, когда обязательства по кредитному договору не выполняются частично или полностью. В отличие от предыдущей ситуации заемщик может умышленно не возвращать сумму долга или объявить себя банкротом. В таком случае с помощью системы институтов, созданных государством, заемщика заставляют соблюдать условия договора. В противном случае последнего заставляют ответить по долгам своим обеспечением или другим имуществом.
Издержки на защиту прав собственности. В случае с кредитными организациями — это издержки по охране зданий, сейфов, инкассаторских машин, содержание штата охранников и проч.
Известно, что бухгалтерский баланс банка фиксирует административно-хозяйственные расходы, а также доходы и расходы в разрезе финансовых продуктов. Эти данные позволяют оценить вклад каждого продукта в общий экономический результат. Однако они не позволяют оценить вклад зарабатывающих подразделений (филиалов и дополнительных офисов), так называемых центров прибыли, в общую прибыль банка. Основная трудность заключается в определении объективных методов распределения общебанковских расходов между центрами прибыли.
Решение этой задачи представляется возможным с помощью нормативного метода как для оценки вклада центров прибыли в общую прибыль, так и для оценки сбалансированности статей структуры расходов в банке.
Если общебанковские расходы распределены по центрам прибыли, то ежемесячную прибыль банка можно представить как сумму прибылей п-центров прибыли.
Это не означает, что, если банк в целом будет иметь прибыль, все п-центры прибыли закончат месяц также с прибылью. И наоборот, если банк закончил месяц с убытком, не значит, что все центры прибыли были убыточны. Вполне возможно, что некоторые из них получили прибыль, но недостаточную, чтобы перекрыть убытки других центров прибыли.
Допустим, что г'-ый центр прибыли банка получил за месяц доход Di руб/мес. При этом прямые расходы всех центров составляют К". К прямым расходам относятся не только комиссионные и процентные расходы, непосредственно связанные с операциями центра прибыли, но и административно-управленческие, четко зафиксированные и не вызывающие сомнений у менеджмента банка. Это и фиксированная зарплата ^ сотрудников 1-го подразделения, бонусы и премии и, например, затраты на транспорт, если он в полном объеме используется этим подразделением. Разницу между доходом Di и прямыми расходами подразделения К" назовем маржинальным доходом D¡n центра прибыли:
D¡n = Di + К" (1)
Обозначим Dпр — прочие доходы, не связанные с деятельностью центров прибыли, а Яоб — общую сумму общебанковских расходов, таких как зарплата топ-менеджеров, бухгалтерии, сотрудников охраны, юристов, оплата услуг сторонних фирм, аренда помещений, расходы на коммунальные услуги и т. д.
Прибыль банка Рб будет равна:
Рб = ±D1nn - (Ко6 - Dпр) (2)
Равенство не нарушится, если выражение в скобках умножим и разде-
п
лим на XI, то есть на общую сумму зарплаты центров прибыли. Назовем число N полученное в результате деления нормативом накладных расходов. Условно к этим накладным расходам можно отнести трансакционные издержки банков. Известно, что по технико-экономическому содержанию расходы организации, в том числе и кредитной, можно разделить на основные (в данном исследовании это прямые расходы) и накладные — это расходы на обслуживание производства и управление. Большую долю накладных расходов занимают расходы на поиск информации, ведение переговоров, заключение контрактов, мониторинг, издержки оппортунистического поведения. А это и есть трансакционные издержки (расходы). Таким образом:
Н= - ^ (3)
X
Расходы банка Яоб за минусом прочих доходов Dпр назовем накладными расходами банка Кн:
Ян = (Коб - Dпр) = (4)
В результате равенство (2) можно преобразовать следующим образом: рб = ±Dlm - ^ - Dnp) = Ъ™ - = £- (5)
Произведение общей зарплаты центра прибыли zi на норматив расходов N является по существу накладными (трансакционными) расходами г 1 1-го центра прибыли:
Г г = ^ (6)
Выражение D > - ziN в формуле (5) — нормативная прибыль р1 1-го центра прибыли:
р1 = Dl^n - ZiN (7)
В результате получаем, что прибыль банка равна алгебраической сумме нормативной прибыли всех центров прибыли:
Рб = р! (8)
Норматив накладных (трансакционных) расходов является объективной характеристикой, показывающей минимальную величину суммы маржинальных доходов центров прибыли на рубль их зарплаты, которая обеспечивает самоокупаемость банка. Действительно, из формулы (5), приравняв прибыль банка к нулю Рб = 0, получим:
IíDl>n
N =-4--(9)
£ zi
Здесь не может идти речь о справедливости или несправедливости отнесения накладных расходов банка на центры прибыли. Из формулы (9) следует объективный факт: чтобы банку выйти на самоокупаемость, нужно на каждый рубль зарплаты центров прибыли обеспечить N рублями маржинального дохода.
Если маржинальный доход в каждом из зарабатывающих подразделений превысит накладные (трансакционные) расходы Di > г, то банк будет иметь прибыль. И наоборот, при Di < г1 банк будет иметь убыток.
Руководство банка может дифференцировать требования к накладным (трансакционным) расходам отдельных подразделений, но должно выполнить общий норматив, обеспечивающий условие самоокупаемости банка. Прежде чем дифференцировать требования к величине доходов для центров прибыли, нужно проанализировать сбалансированность статей расходов, численности персонала и уровня оплаты труда, трудоемкости банковских продуктов. Необходимо выяснить, можно ли обеспечить рентабельность всех центров прибыли при сложившейся норме накладных расходов в банке. Очень важно определить перечень прямых расходов для каждого подразделения, являющегося центром прибыли. Иначе говоря,
необходимо управлять величиной норматива накладных (трансакционных) расходов. Менеджмент банка должен искать баланс между тремя параметрами: прямыми расходами, зарплатой центров прибыли и общебанковскими расходами. Именно они формируют норматив N накладных расходов.
Анализ сбалансированности требует оценки вклада каждой составляющей общебанковских расходов в величину норматива накладных расходов. Объем накладных расходов центра прибыли пропорционален объему зарплат, то есть увеличивается с ростом численности персонала. Вместе с тем, рост численности персонала центра прибыли снижает величину норматива и, соответственно, объем его накладных расходов. Сбалансированность означает поиск рациональных соотношений, другими словами, такой структуры доходов и расходов, которая обеспечит в конечном счете эффективность работы банка в целом.
Литература
1. Бутыркин А.Я. Корпоративные формы российских интегрированных бизнес-групп // Финансовый бизнес. 2012. № 1. С. 25—34.
2. Губанов С. Вертикальная интеграция — магистральный путь развития // Экономист. 2010. № 1. С. 35—49.
3. Ершов М, Зубов В. Возможности и риски финансовой интеграции // Вопросы экономики. 2012. № 12. С. 4—18.
4. Коуз Р. Природа фирмы / Под ред. В.М. Гальперина: теория фирмы. СПб., 1995. 280 с.
5. Кузьминов Я. Курс лекций по «Институциональной экономике» Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.iet.ru / mipt.
6. Лесных В.В. Трансакционные издержки вообще и в российском ОПК в частности // ЭКО. 2011. № 5. С. 35—45.
7. Лесных В. Минимизация трансакционных издержек Общество и экономика. 2008. № 5. С. 36—54.
8. Ляско А. Доверие и трансакционные издержки // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 42—59.
9. Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики. 2013. № 7. С. 77—86.
10. Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 78—96.
11. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. 340 с.
12. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб., 1996. 400 с.
13. Царьков В.А. Прибыль банка — результат эффективной работы центров прибыли // Банковское дело. 2006. № 10. С. 36—41.
14. Эггертсон, Трат. Экономическое поведение и институты: Пер. с англ. Исландский ун-т. М.: Дело, 2001. 408 с.
References
1. Butylkin A. J. Corporate forms of the Russian integrated business groups. Finansovyi biznes [Financial business], 2012. no. 1. Pp. 25—34. (in Russian).
2. Gubanov S. Vertical integration — the main way of development Economist [Economist], 2010. no. 1. Pp. 35—49. (in Russian).
3. Ershov M. opportunities and risks of financial integration Economist [Economist], 2012. no. 12. Pp. 4—18. (in Russian).
4. Coase R. Priroda firmy [The Nature of the firm], St. Petersburg. 1995. 280 p. (in Russian).
5. Kuzminov Y. A course of lectures on "Institutional Economics". Available at: http: // www. iet. ru / mipt (accessed 14 January, 2016). (in Russian).
6. Forest V. Transaction costs in general and in the military-industrial complex in Russia. EKO [EKO], 2011. no. 5. Pp. 35—45. (in Russian).
7. Forest V. Minimization of transaction costs. Obshchestvo i ekonomika [The Society and Economy], 2008. no. 5. Pp. 36—54. (in Russian).
8. Lascaux A. Trust and transaction costs. Voprosy ekonomiki [Problems of Economics], 2011. no. 1. Pp. 42—59. (in Russian).
9. Malakhov S. Transaction costs in the Russian economy. Voprosy ekonomiki [Problems of Economics], 2013. no. 7. Pp. 77—86. (in Russian).
10. Malakhov S. Transaction costs and macroeconomic equilibrium Voprosy ekonomiki [Problems of Economics], 2014. no. 11. Pp. 78—96. (in Russian).
11. North D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki [Institutions, institutional change and economic performance], Moscow. 1997. 340 p. (in Russian).
12. Williamson O. Ekonomicheskie instituty kapitalizma. Firmy, rynki, «otnoshen-cheskaya» kontraktatsiya [The Economic institutions of capitalism. Firms, markets, "relational" Contracting], St. Petersburg. 1996. 400 p. (in Russian).
13. Tsarkov V. A. The Bank's Profit is the result of effective work of the centres of profit. Bankovskoe delo [Banking], 2006. no. 10. Pp. 36—41. (in Russian).
14. Eggertson Train. Ekonomicheskoe povedenie i instituty [Economic behavior and institutions], Moscow: Delo Publ. 2001. 408 p. (in Russian).