УДК 796.8 (07)
Мартынов Дмитрий Иванович
аспирант
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская 24, +7 (342) 238-63-44
МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БОЙЦОВ КОМПЛЕКСНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
Dmitrii I. Martynov
Graduate Student
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia
THE MODEL OF TRAINING PROCESS USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF INTEGRATED MARTIAL ARTS FIGHTERS
Аннотация. В статье представлена модель учебно-тренировочного процесса, решающего задачи не только спортивной подготовки, но и образовательные, а также воспитания личностных качеств Экспериментальное исследование показало, что подростки, занимающиеся по разработанной модели с использованием интерактивных технологий в учебно-тренировочном процессе, стремятся к большему взаимодействию с тренером на учебно-тренировочных занятиях. Они более успешно адаптируются к учебно-тренировочному процессу; у них отмечается более высокая работоспособность и концентрация внимания на учебно-тренировочных занятиях; быстрее формируется мотивация спортивной деятельности. Внедрение интерактивных технологий в учебно-тренировочный процесс подростков, занимающихся комплексным единоборством, способствует усилению взаимосвязей развития физических качеств и включенности в учебно-тренировочный процесс.
Ключевые слова: модель, интерактивные технологии, физические качества, техника комплексных единоборств, взаимодействие с тренером, адаптация к тренировочному процессу, работоспособность, концентрация внимания, мотивация спортивной деятельности, включенность в тренировочный процесс.
© Мартынов Д.И., 2016
Abstract. The article presents the model training process and the problem solver not only sports training, but also educational, as well as the education of personal qualities of the Pilot study showed that adolescents in the developed model with the use of interactive technologies in the training process, strive for more interaction with the coach at the training sessions. They are more successfully adapted to the educational-training process; they observed a higher capacity for work and concentration at training sessions; formed faster motivation sports activities. The introduction of interactive technologies in the training process adolescents engaged in a comprehensive martial art, promotes the strengthening of development of physical qualities and involvement in the training process.
Key words: model, interactive technologies, physical qualities, technique of integrated martial arts, interaction with the coach, the adaptation to the training process, performance, concentration, motivation, sports activities, involvement in the training process.
Введение. Современные тенденции развития общества предъявляют к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги, и обусловливают необходимость поиска новых подходов к подготовке выпускников школы. Согласно новым нормативным документам - Закону об образовании в Российской Федерации, Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, Концепции развития физического образования в Российской федерации - приоритетной целью школьного образования становится развитие личности учащихся через формирование способов действий. Именно поэтому стандарт образования этого поколения определяет не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты обучения. Таким образом, физическая культура в настоящее время, в рамках педагогической науки, рассматривается не только как учебная дисциплина, но и как образовательная область, выступающая в роли базового компонента формирования целостного развития личности ребенка. Актуальность нашей работы определяется недостаточностью рассмотрения проблемы формирования личностных качеств в учебно-тренировочном процессе спортивных секций по комплексным единоборствам.
Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка эффективности модели формирования предметных и личностных спортивных действий в учебно-тренировочном процессе с подростками, занимающимися комплексным единоборством, в системе дополнительного спортивного образования.
Для достижения поставленной цели последовательно решались задачи по изучению современного состояние проблемы построения учебно-тренировочного процесса с подростками, занимающимися комплексным единоборством в системе дополнительного образования; разработке модели формирования спортивных действий (предметных и личностных) в учебно-тренировочном процессе с подростками и экспериментальному обоснованию ее эффективности.
Исследование проводилось на базе клуба «Росток», структурного подразделения МАУ ДО ЦДТ «Ритм» г. Перми, в период с сентября 2015 г. по март 2016 г. Экспериментальную выборку (группу) составили 20 испытуемых; контрольную - 20 испытуемых. Все испытуемые - подростки мужского пола. Возраст испытуемых от 13 до 14 лет.
Для проверки эффективности разработанной модели были выбраны следующие методы исследования: 1) педагогическое наблюдение; 2) педагогическое тестирование; 3) психологическое тестирование; 4) методы математико-статистической обработки данных.
Педагогическое наблюдение.
Целью проведения педагогического наблюдения является определение влияния разработанной модели организации учебно-тренировочного процесса с применением интерактивных технологий в режиме проведения спортивных занятий с подростками, занимающимися комплексным единоборством. В процессе организации педагогического наблюдения отслеживаются следующие показатели: степень адаптации ребенка к учебно-тренировочному процессу; уровень работоспособности и уровень включенности в учебно-тренировочный процесс; эмоциональная реакция на учебно-тренировочный процесс.
Результаты педагогического наблюдения фиксируются в разработанной карте наблюдений (см. таблицу).
Карта педагогического наблюдения за включенностью подростка в учебно-тренировочный процесс
Показатели Уровень выраженности
Высокий Средний Низкий
5 4 3 2 1
Адаптация к учебно-тренировочному
процессу
Мотивация спортивной деятельности
Работоспособность на учебно-
тренировочных занятиях
Темп выполнения учебно-
тренировочных заданий
Концентрация внимания на учебно-
тренировочных занятиях
Преобладающий эмоциональный
настрой на учебно-тренировочных
занятиях
Стремление к физическому
самосовершенствованию
и саморазвитию
Стремление взаимодействовать
с тренером в процессе учебно-
тренировочного занятия
Стремление взаимодействовать со
сверстниками в процессе учебно-
тренировочного занятия
Педагогическое тестирование.
Целью проведения педагогического тестирования физических качеств выступает изучение степени влияния разработанной модели на развитие физических качеств ребенка, занимающегося комплексным единоборством в системе дополнительного образования.
Для определения уровня скоростных способностей оценивается бег на 30 метров, определение уровня координационных способностей осуществляется при помощи челночного бега (3 х 10 метров), определение скоростно-силовых способностей проводится при выполнении прыжка в длину с места, определение уровня гибкости осуществляется в процессе выполнения испытуемым наклона вперед, определение уровня силовых способностей осуществлялось при помощи сгибания и разгибания рук в висе.
Специальные способности оцениваются по качеству выполнения технических элементов комплексного единоборства: 1) ударная техника руками; 2) ударная техника ногами; 3) борцовская техника в стойке; 4) борцовская техника в партере; 5) техника выполнения болевых приемов. Испытуемому выставляется оценка по пятибалльной шкале (за каждый правильно выполненный прием добавляется 1 балл).
Психологическое тестирование.
С целью определения влияния разработанной модели на личность подростка предлагается оценить уровень мотивации спортивной деятельности. Для определения мотивации спортивной деятельности применяется методика Е.А. Калинина «Мотивы спортивной деятельности».
Методы математико-статистической обработки данных.
Для определения степени различия физических и психологических показателей применяются следующие методы математической статистики: среднее арифметическое значение, достоверность различий по Стьюденту.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме построения педагогической модели позволил выделить основную идею, цель, задачи, функции, принципы, компоненты и критерии качественно-количественной оценки, разработанной нами модели учебно-тренировочного процесса.
В рамках системного подхода модель учебно-тренировочного процесса рассматривается нами как система, которая включает в себя ряд подсистем (компонентов) тесно взаимодействующих между собой.
Разработка модели осуществлялась на основе следующих принципов педагогического моделирования и педагогического воздействия:
- принцип гуманистической направленности - педагогическая деятельность подразумевает отношение тренера к ребенку как к субъекту собственного развития, и в соответствии с этим осуществляется построение взаимодействия с его личностью на основе субъект-субъектных отношений;
- принцип активности - обязательное включение подростков в процесс формирования их физических и личностных особенностей;
- принцип приоритета личности - стратегия и тактика учебно-тренировочного процесса должны быть направлены на создание условий для становления и развития личности каждого ребенка исходя из приоритета личности перед группой и коллективом;
- принцип коллективности - организация учебно-тренировочного процесса осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа, что дает ребенку опыт адаптации и коммуникации, а также создаются оптимальные условия для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения ребенка;
- принцип доступности - все происходящее вокруг ребенка во время проведения эксперимента должно быть доступно для его восприятия и понятно ему;
- принцип индивидуального подхода - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при прохождении различных этапов учебно-тренировочного процесса;
- принцип учения без принуждения (добровольности) - увлеченность, рожденная интересным преподаванием; ставка на самостоятельность и творчество подростков; применение интерактивных технологий, направленных на улучшение и развитие не только спортивных способностей, но и личности ребенка в целом.
В модели нами были выделены следующие компоненты (подсистемы) модели учебно-тренировочного процесса: 1) целевой; 2) организационно-содержательный; 3) диагностический.
Целевой компонент модели является принципиально важным, так как именно в цели отражаются результаты исследовательской и практической деятельности. Данный компонент предусматривает осуществление процесса целеполагания, который способствует разработке и постановке целей применения интерактивных технологий в учебно-тренировочном процессе с подростками, занимающимися комплексным единоборством.
Основная цель разработки модели заключается в построении учебно-тренировочного процесса с подростками, занимающимися комплексным единоборством, с применением интерактивных технологий; накоплении и развитии положительного опыта в тренерской деятельности.
В организации учебно-тренировочного процесса модель призвана решать следующие задачи:
1. Развивающие:
- сформировать и развить у ребенка спортивные навыки, умения и качества, мотивацию к спортивной деятельности;
- сформировать и развить у ребенка умение правильно общаться со взрослыми и сверстниками;
- сформировать и развить у ребенка положительное отношение к здоровому образу жизни.
2. Обучающие:
- передать теоретические знания о комплексном единоборстве как спортивной дисциплине;
- сформировать у ребенка специальные спортивные навыки и умения;
- обучить тактике ведения спортивного боя.
3. Воспитательные:
- сформировать и развить у ребенка социально желаемые личностные качества (доброжелательность, дисциплинированность, ответственность и т.п.) в сочетании с волевыми качествами (терпеливость, усидчивость, выдержанность и т.п.);
- сформировать и развить у ребенка способность адаптироваться в окружающем социальном мире.
Организационно-содержательный компонент модели включает: 1) ресурсное обеспечение; 2) методическую базу; 3) разработку программы учебно-тренировочного процесса по комплексному единоборству с учетом нормативных и научно-методических требований, а также с учетом применения интерактивных технологий.
Ресурсное обеспечение предусматривает наличие определенной материально-технической базы для организации учебно-тренировочного процесса по комплексному единоборству. В нашем случае это - мягкое покрытие зала (татами), наличие защитной амуниции (перчатки, раковина защитная, щитки на голень, жилет для защиты корпуса, защитный шлем), наличие спортивного инвентаря (лапы для отработки ударов, гантели, мячи и т.п.), наличие компьютера (или интерактивной доски).
Методическая база включает в себя методические разработки по организации физического воспитания подростков в рамках дополнительного образования.
Разработка плана учебно-тренировочного процесса проводится на основе микроциклов, предложенных Н.Г. Озолиным (Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М., 2002. 864 с.).
Диагностический компонент модели представлен двумя этапами: предварительной диагностикой и итоговой диагностикой по выбранным показателям, позволяющим оценить эффективность применения интерактивных технологий в учебно-тренировочном процессе с подростками, занимающимися комплексным единоборством. К этим показателям относятся показатели, характеризующие уровень физического развития ребенка и его мотивацию спортивной деятельности.
Внедрение разработанной модели применения интерактивных технологий в учебно-тренировочном процессе подростков, занимающихся комплексным единоборством, проводилось в рамках формирующего эксперимента.
Учебно-тренировочные занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились 3 раза в неделю по 1,5 часа. В экспериментальной группе внедрение разработанной модели применения интерактивных технологий
в учебно-тренировочном процессе подростков, занимающихся комплексным единоборством, осуществлялось на основе плана, состоящего из 20 недельных микроциклов, разбитых на 3 основных блока.
Первый блок - подготовительный. В этом блоке недельных микроциклов упор делался на общую физическую подготовку с последующим увеличением спортивной нагрузки. Подростки осваивали упражнения общей физической подготовки, обучались играм и игровым заданиям. Продолжительность первого блока составляла 5 недель.
Второй блок - освоение основных спортивных навыков и умений. Здесь приоритет отдавался сочетанию учебно-тренировочных занятий, направленных на обучение специальным спортивным навыкам и умениям, а также укреплению общих физических качеств. Подростки знакомились с базовыми техническими действиями нанесения ударов руками и ногами, в партере и стойке. У них формировалось представление об особенностях комплексного единоборства. Продолжительность второго блока составляла 7 недель.
Третий блок - совершенствование спортивных навыков и умений. В этом блоке большинство учебно-тренировочных занятий были направлены на развитие у подростков физических, технических и тактических компонентов комплексного единоборства. Подростки изучали и отрабатывали двигательные техники и тактические приемы комплексного единоборства: атаки и контратаки; комбинации ударов и бросков; болевые приемы. Продолжительность третьего блока составляла 8 недель.
Второй и третий блоки учебно-тренировочного процесса завершались микроциклом занятий, направленных на устранение усталости после выполнения физических нагрузок.
Исходя из трех основных блоков учебно-тренировочного процесса, нами была разработана примерная структура учебно-тренировочного занятия.
Структура учебно-тренировочного занятия первого блока:
1. Подготовительно-разминочный этап (25 минут) - беговые и общие разминочные упражнения.
2. Основной этап (45 минут) - разучивание/выполнение упражнений, направленных на общефизическую подготовку подростков, с применением игровых интерактивных технологий.
3. Заключительный этап (25 минут) - силовая подготовка, упражнения на обучение расслаблению (снятию мышечного напряжения).
Структура учебно-тренировочного занятия второго и третьего блоков:
1. Подготовительно-разминочный этап (25 минут) - беговые, общие разминочные упражнения и упражнения, направленные на общефизическую подготовку.
2. Основной этап (50 минут) - разучивание/отработка специальных упражнений по комплексному единоборству с применением интерактивных технологий; работа в спарринге.
3. Заключительный этап (20 минут) - силовая подготовка/интерактивные игры; упражнения на расслабление (снятие мышечного напряжения).
Весь педагогический процесс учебно-тренировочных занятий организовывался на основе интерактивной технологии педагогического сотрудничества. Интерактивная технология сотрудничества позволила реализовать на каждом учебно-тренировочном занятии принципы равенства, партнерства в субъектных отношениях тренера и подростка. Так, например, тренер и юные спортсмены по итогам проведенного учебно-тренировочного занятия совместно вырабатывали цели и содержание последующего учебного тренировочного занятия. Это способствовало также формированию у подростков адекватной оценки и самооценки не только своих спортивных навыков и умений, но и поведения в целом.
Учебно-тренировочные занятия с подростками, начинающими заниматься комплексным единоборством, проводятся в групповой форме. Исходя из этого наиболее интересным и доступным в нашем случае является применение интерактивной технологии сотрудничества, направленной на обучение подростков работать в команде или группе в сотрудничестве с тренером и с членами учебно-тренировочной группы. Интерактивная технология сотрудничества, применяемая нами в учебно-тренировочном процессе, позволила осуществить решение конкретных тренировочных задач, направленных на подготовку юных спортсменов по комплексному единоборству.
В рамках интерактивной технологии сотрудничества в учебно-тренировочные занятия включалась работа в малой группе, направленная на решение той или иной проблемной ситуации. Например, подросткам, разбитым на четыре малые группы, предлагалось самостоятельно разработать тактику ведения спарринга по комплексному единоборству. Результаты проделанной работы выносились на коллективное обсуждение и корректировались тренером.
Основными идеями построения учебно-тренировочного процесса в рамках интерактивной технологии сотрудничества являются: 1) общность цели и задач тренировочного процесса; 2) индивидуальная ответственность подростков; 3) равные возможности достижения желаемого результата. Построение учебно-тренировочного процесса с учетом интерактивной технологии сотрудничества кроме решения спортивно-тренировочных задач, позволило оказать воздействие на личностную, познавательную, творческую и мотивационную сферу подростков. Другими словами, благодаря интерактивной технологии сотрудничества на учебно-тренировочных занятиях нами решались не только вопросы физического развития подростков, но и их психолого-педагогическое и социальное сопровождение.
Интерактивные технологии, применяемые в учебно-тренировочном процессе подростков, занимающихся комплексным единоборством, базировались на двух направлениях: общеподготовительном и специализированном. Так, в рамках общеподготовительного направления
учебно-тренировочного процесса (с 1-й по 5-ю неделю) применялись такие игровые интерактивные технологии, как «развивающие». Например: 1) перетягивание; 2) отталкивание; 3) отрыв соперника от ковра; 4) овладение определенным предметом; 5) преодоление преграды и т.п.; 6) игровые.
Наиболее широкий спектр интерактивных технологий использовался при организации специализированного направления учебно-тренировочного процесса. Так, игровые интерактивные технологии включали в себя игры с применением элементов комплексного единоборства и игры с тактико-техническими элементами. Игры с элементами комплексного единоборства: 1) касание; 2) атакующие захваты; 3) блокирующие захваты; 4) теснение; 5) опережение и борьба за выгодное положение и т.п. Игры с тактико-техническими элементами: 1) на лучшее выполнение приема; 2) на проверку теоретических знаний; 3) на умение анализировать ситуацию и т.п.
При помощи компьютера на учебно-тренировочных занятиях организовывался просмотр видеосюжетов о технике двигательных действий профессиональных спортсменов по комплексному единоборству. Данная интерактивная технология направлена: 1) на развитие у подростков абстрактного, образного мышления; 2) формирование у подростков целостности двигательного действия, состоящего из отдельных элементов; 3) осуществление переноса теоретических знаний по выполнению приемов комплексного единоборства на практику.
Для съемки двигательных действий (отдельных упражнений, спаррингов) на учебно-тренировочных занятиях применялась видеоаппаратура. Полученная информация обрабатывалась при помощи компьютерной программы «Покадровое движение». Видеоматериал просматривался на учебно-тренировочном занятии с анализом техники выполнения приемов по комплексному единоборству. С помощью данной интерактивной технологии у подростков развивается аналитическое мышление, формируется адекватная самооценка. Кроме этого подростки: 1) детально изучали технику двигательного действия выполнения того или иного приема комплексного единоборства; 2) учились принимать решения на основе анализа проведенного спарринга.
Интерактивный диалог с подростками в учебно-тренировочном процессе организовывался в трех основных видах: диалог-обсуждение; диалог-имитация; диалог-познание. Это способствовало: 1) пробуждению у подростков интереса к спортивной деятельности и к комплексному единоборству; 2) организации активного участия каждого подростка в учебно-тренировочном процессе; 3) формированию мотивации спортивной деятельности; 4) эффективному усвоению учебно-тренировочного материала; 5) получению обратной связи (ответная реакция подростка); 6) многоплановому воздействию на подростков; 7) формированию спортивных навыков. Так, например, с применением диалога-имитации с подростками проводились следующие беседы: «Разработать различные эффективные движения для выполнения болевого приема на руку
(рычаг локтя)», «Сравнить разные способы выполнения движение для поиска более эффективного движения при выполнении болевого приема», «Выбрать критерии для оценивания своих движений и движения противника».
При помощи метода анализа конкретных ситуаций организовывался разбор техники выполнения учебных упражнений по комплексному единоборству, ведения спарринга как спортсменом более высокой квалификации, так и самими подростками. Как показала практика применения данной интерактивной педагогической технологии, подростки начинают проявлять больший интерес к учебно-тренировочному процессу; у них формируется способность критически оценивать свои действия в спарринге и умение тактически мыслить в процессе проведения спарринга. Кроме этого у подростка формируется система самоанализа, что необходимо для повышения спортивного мастерства подростка в комплексном единоборстве.
Применение интерактивных упражнений в учебно-тренировочном процессе по комплексному единоборству включало в себя работу: 1) с интерактивным листом самоконтроля; 2) ментальными графическими картами (описание представлено выше); 3) по выполнению общефизических и специальных упражнений комплексного единоборства с заранее подобранным музыкальным сопровождением.
Таким образом, разработанная модель применения интерактивных технологий в учебно-тренировочном процессе подростков, занимающихся комплексным единоборством, внедрялась на основании разработанного плана учебно-тренировочного процесса. Внедрение модели носило пошаговый характер (блочный) характер, осуществлялось с учетом микроциклов, составляющих учебно-тренировочный процесс.
Результаты исследования эффективности модели тренировочного процесса с использованием интерактивных технологий.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что:
1. Уровень физической подготовки подростков в контрольной и экспериментальной группах не превышает средних результатов. В обеих выборках превалируют подростки с низким уровнем физической подготовки.
2. По результатам педагогического наблюдения в обеих выборках отмечается средний уровень включенности подростков в учебно-тренировочные занятия. Наиболее выражено у подростков стремление к установлению межличностных контактов в кругу своих сверстников.
3. В обеих группах испытуемых наиболее выражены следующие мотивы спортивной деятельности: потребность в борьбе, потребность в поощрении и потребность в общении.
4. Достоверно значимые различия по изучаемым показателям физической подготовленности, отношения к учебно-тренировочному процессу по комплексному единоборству и мотивации спортивной деятельности не выявлены.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы выявлено, что применение интерактивных технологий в учебно-тренировочном процессе подростков, занимающихся комплексным единоборством, способствует лучшему формированию у них физических качеств. Подростки, занимающиеся по разработанной модели применения интерактивных технологий в учебно-тренировочном процессе, в отличие от подростков контрольной группы, стремятся к большему взаимодействию с тренером на учебно-тренировочных занятиях. Благодаря интерактивным педагогическим технологиям подростки более успешно адаптируются к учебно-тренировочному процессу; у них отмечается более высокая работоспособность и концентрация внимания на учебно-тренировочных занятиях; быстрее формируется мотивация спортивной деятельности. Внедрение интерактивных технологий в учебно-тренировочный процесс подростков, занимающихся комплексным единоборством, способствует усилению взаимосвязей развития физических качеств и включенности в учебно-тренировочный процесс.
Выводы. Таким образом, эффективность формирования предметных и личностных спортивных действий в учебно-тренировочном процессе подростков, занимающихся комплексным единоборством, подтверждается результатами, полученными на обобщающем этапе опытно-экспериментальной работы.
Подростки экспериментальной группы демонстрируют более высокий уровень подготовленности по сравнению с контрольной группой по выполнению элементов ударной техники руками и ногами, борцовской техники в стойке и в партере, техники болевых приемов; имеют более выраженную мотивацию спортивной деятельности и потребность в достижении более высокого спортивного результата; проявляют большее стремление к плодотворному взаимодействию не только с тренером, но и между собой.
Анализ научно-методической литературы и данные проведенного исследования показали, что для более эффективного построения учебно-тренировочного процесса в работе с подростками, занимающимися комплексным единоборством в системе дополнительного спортивного образования, необходимо применение модели с использованием интерактивных технологий. В связи с этим возникает необходимость разработки программы, которая может быть использована в практике организации и проведения учебно-тренировочных занятий в системе дополнительного образования подростков различного возраста.