Научная статья на тему 'Модель стратегического развития мараловодства как отрасли агропромышленного комплекса'

Модель стратегического развития мараловодства как отрасли агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АПК / ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕЛЬ / ПРОГРАММА / ЭТАПЫ / ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Александра Юрьевна

В данной статье автор сконцентрировался на экономической оценке результатов реализации этапов стратегического развития регионального мараловодческого рынка. Предложенная модель стратегического развития данной отрасли агропромышленного комплекса состоит из нескольких этапов, в которых происходит трансформация входящих потоков сырья и ресурсов в ценность для конечного потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасова Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель стратегического развития мараловодства как отрасли агропромышленного комплекса»

УДК 338

Александра Юрьевна Тарасова

(кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Барнаул)

МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАРАЛОВОДСТВА КАК ОТРАСЛИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: стратегическое развитие, АПК, инвестиции, модель, программа, этапы, индикаторы.

Формирование вектора стратегического развития напрямую связано с необходимостью больших инвестиционных вложений, которые требуют оценки взаимосвязей множества факторов макро-и микросреды, а также степени риска, который объективно присущ любым инвестициям [1].

Следовательно, для реализации этапов стратегического развития мараловодства регионального АПК Алтайского края и Республики Алтай и соответствующих инвестиционных решений целесообразно разработать основные направления данного развития и осуществить его экономическое обоснование.

При этом этапы развития регионального мараловодческого рынка рассчитываются на

Этапы Направления стр:

весьма отдаленную перспективу, но в условиях нелинейных процессов изменения макро- и микросреды с непредсказуемым характером может присутствовать погрешность в расчетах.

В данной статье мы сконцентрируемся на экономической оценке результатов реализации этапов стратегического развития регионального мараловодческого рынка.

Стратегическое развитие регионального мараловодства Алтайского края и Республики Алтай на основе предложенного методического подхода должно состоять из нескольких этапов (см. рис. 1), в которых происходит трансформация входящих потоков сырья и ресурсов в ценность для конечного потребителя [2].

1ческого развития

Рис. 1. Модель стратегического развития мараловодства регионального АПК Республики Алтай

и Алтайского края (составлено автором)

Первый этап - увеличение поголовья маралов, объема производства, выручки, ветеринарная стабильность в региональной мараловодческой отрасли, привлечение государственной поддержки [3]; по окончании первого этапа произойдет увеличение поголовья маралов, объема производства сырых и консервированных пантов, выручки от реализации мараловодческой продукции с 240 до 400 млн руб.

Исходными условиями для финансово-экономических расчетов первого этапа выступили следующие параметры:

1) основная задача данного этапа заключается в обеспечении полной загрузки имеющихся производственных мощностей; в дальнейшем возможны дополнительные инвестиционные затраты на приобретение технологического оборудования;

2) на первом этапе развития изменения в ассортиментной политике не предусмотрены; ассортимент изделий соответствует текущему состоянию;

3) увеличивающийся объем производства требует существенного увеличения затрат для продвижения товара, стимулирования сбыта и планомерной политики продаж;

4) все расчеты представлены в текущих ценах; для решения стоящих перед нами задач расчет прогнозных цен не требуется, однако их можно получить, скорректировав текущую цену на индекс инфляции.

Таким образом, первоочередная задача экономических расчетов для первого этапа -определение максимально возможного объема выпуска на существующем оборудовании, являющегося базой для дальнейших расчетов (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Основные индикаторы стратегического развития мараловодства в Алтайском крае

и Республике Алтай

Показатель Ед. изм. Год Всего

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Выручка от реализации мараловодческой продукции млн руб. 492 584 703 823 943 1064 1185 1307 1430 1178 9709

Создание дополнительных рабочих мест занятых в отрасли пантового оленеводства кол-во мест 70 75 80 80 75 75 75 70 65 65 730

Инвестиции в развитие отрасли млн руб. 30,55 25,57 23,69 21,4 19,3 17,1 14,89 13,6 12 11 188

Объем налоговых отчислений в бюджетную систему млн руб. 91 99,6 109,9 122,4 137,7 156,8 166,04 179,74 192,84 98,6 1354,62

Производство мараловодческой продукции

Поголовье маралов, всего тыс. гол. 74 75 76,2 77,9 79 80 81,2 82,3 87,4 92,5 92,5

Поголовье племенных маралов и оленей, всего тыс. гол. 21,39 21,49 21,0 21,88 22,0 22,0 22,19 22,29 22,39 22,49 10,5%

Валовое производство пантов (сырых) т 119 122 125 129 134 137 141 146 151 153 1357

Производство консервированных пантов т 60,8 63,2 65,6 68 70,4 72,8 75,2 77,6 80 82,4 716

Таблица 2

Экономическое обеспечение региональной мараловодческой отрасли по годам

Субсидии, млн руб. Год Всего Источники финансирования Эффект

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

На мечение маралов (электронное) 0,1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4,6 Федеральный бюджет Увеличение поголовья маралов

0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 1,9 Краевой и республиканский бюджет

0,1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 13,6 Внебюджетные источники

На покупку кормов 21,8 22,1 22,6 23,2 23,6 24 24,4 24,8 24,8 24,8 236,1 Федеральный бюджет Увеличение объема производства пантов (сырых)

6,6 6,7 6,9 7Д 7,2 7,3 7,4 7,6 7,6 7,6 72 Краевой и республиканский бюджет

66,3 67,4 68,7 70,6 71,8 73,1 74,3 75,6 75,6 75,6 719 Внебюджетные источники

На покупку лекарственных средств 0,8 2,4 2,5 2,6 2,6 2,7 2,7 2,8 2,8 2,8 24,7 Федеральный бюджет Ветеринарная стабильность мараловодческих предприятий

0,5 0,7 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 7,6 Краевой и республиканский бюджет

1,0 7,4 7,6 7,8 8 8,1 8,3 8,4 8,4 8,4 73,4 Внебюджетные источники

На покупку племенных маралов 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Федеральный бюджет Увеличение поголовья маралов

2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 20 Краевой и республиканский бюджет

6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 60 Внебюджетные источники

Итого 2120,3 2132,9 2136,3 2140,3 2143,2 2146,2 2149,1 2152,2 2153,2 2154,2 1232,9

По окончании первого этапа планируется увеличить: поголовье маралов до 70 тыс. голов, объем производства (сырых) пантов до 150,0 т, консервированных до 60 т, продуктивность одного марала до 7 кг сырых пантов, выручку от реализации пантов с 240 до 400 млн руб. Конкурентоспособность в мараловодческой отрасли может быть достигнута с помощью современных технологий переработки сырья, внедряемых на втором этапе.

Второй этап - реализация мероприятий по финансированию научно-исследовательских работ, модернизация технологии консервирования и переработки пантов, привлечение квалифицированных кадров. Необходимо осваивать

и внедрять в мараловодстве инновационные высокотехнологичные безотходные способы переработки пантового сырья, чтобы снизить себестоимость сухих пантов, которая в настоящее время требует высоких материальных затрат в связи с расходами на потребление электроэнергии, необходимой для процесса сушки влажных пантов и дальнейшего их измельчения на механических мельницах.

Главной составляющей второго этапа являются разработки научно-исследовательского характера (см. табл. 3), что на современном этапе развития региональной мараловодческой отрасли является важнейшим прогрессом экономического роста.

Таблица 3

Финансирование научно-исследовательских работ в региональной отрасли мараловодства

Алтайского края и Республики Алтай, млн руб.

Источники финансирования Год Всего

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Федеральный бюджет 0,8 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 5,5 32,3

Краевой и республиканский бюджет 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 5,5 32,5

В мараловодстве регионального АПК Алтайского края и Республики Алтай кроме объективных факторов, которые влияют на прибыльность (рентабельность) отрасли (цена на электроэнергию, бензин и т.д.), имеются и субъективные, к которым относят потери финансового плана, связанные с ломом пантов в период разбивки рогачей и срезки пантов, низкое качество консервированной продукции и т.д. [4]. Технологическая модернизация регионального мараловодства

Показатели эффективности заготовки ]

создаст проблему нехватки квалифицированных и компетентных специалистов. В Республике Алтай и Алтайском крае особенно сильно нехватка квалифицированных специалистов проявится в сфере управленческих кадров.

Хозяйственная направленность использования стада определяет ее эффективность [5]. Сравним с помощью реальных данных затраты на изготовление влажных и сухих пантов (см. табл. 4, 5).

Таблица 4

кных пантов из расчета на 1 тыс. голов

Показатели Количество

Общее количество маралов, гол. 1000

Количество выбракованных маралов, гол. 50

Количество маралов, у которых срезают панты, гол. 474

Общая масса заготовленных влажных пантов, кг 141,15

Средняя цена 1 кг заготовленных влажных пантов, руб. 500

Общая стоимость заготовленных пантов, руб. 70575

Себестоимость, руб. 52402

Прибыль, руб. 18173

Рентабельность, % 34,7

Возрастание себестоимости сухих пантов обусловлено более высокими материальными затратами, в особенности расходами на потребление электроэнергии, которая необходима для процесса сушки влажных пантов и дальнейшего их измельчения на механических мельницах.

Поэтому чтобы при переработке пантов извлекать из производства максимальную прибыль, необходимо осваивать и внедрять инновационные высокотехнологичные безотходные способы переработки пантового сырья.

Показатели эффективности заготовки

Исследования показали, что потребность маралов в кормах на сельскохозяйственных предприятиях обеспечивается на 78-85%. Рационы не сбалансированы как по группам кормов, так и по питательности. В структуре рационов дефицит качественных комбикормов составляет 70-75%, кормовых корнеплодов -30-35%. Целесообразность развития кормовой базы зависит от размеров и состояния мараловодческой отрасли, животные которой являются потребителями конечных результатов кормопроизводства.

Таблица 5

хих пантов из расчета на 1 тыс. голов

Показатели Количество

Общее количество маралов, гол. 1000

Количество выбракованных маралов, гол. 50

Количество маралов, у которых срезают панты, гол. 474

Общий вес заготовленных сухих пантов, кг 59,3

Средняя стоимость 1 кг заготовленных сухих пантов, руб. 355800

Общая стоимость заготовленных пантов, руб. 70575

Себестоимость, руб. 290866

Прибыль, руб. 64934

Рентабельность, % 22,32

Третий этап основывается на реализации мероприятий по маркетингу, кооперации с комплементарными отраслями, а также применении сопутствующих товаров, услуг. Очевидно, что кооперация мараловодческих предприятий с туристическим кластером (оздоровительные турбазы) на материальной основе способна действительно решить вопрос о развитии охотничьего туризма в Республике Алтай и Алтайском крае.

Оздоровительный туризм по своему рыночному потенциалу не уступает активному и может удвоить размеры внутрикраевого и вну-триреспубликанского туризма (см. рис. 2).

Развитие туризма в дальнейшем будет способствовать формированию многочисленной сети так называемых «курортов уединения». Таким образом, туристические базы смогут осуществлять разовый прием 15-20 человек при расположении в самых уединенных местах региона, края с первозданным природным потенциалом. По опыту развития туристической сети уединенных уголков можно утверждать, что

основой для их создания могут стать мараловодческие предприятия Республики Алтай и Алтайского края, большая часть которых так или иначе уже принимает на отдых гостей со всей страны и из-за рубежа. Они способны за ближайшие 8 лет создать сеть из небольших туристических баз, которые будут оказывать услуги оздоровительного туризма и коммерческой охоты.

В настоящее время региональная мараловодческая отрасль имеет достаточное количество технологий для оздоровления (пантовые ванны, микроклизмы с пантогематогеном, ванны с пантогематогеном для ног и т.п.), чтобы положить начало формирования имиджа Республики Алтай и Алтайского края как оздоровительной территории, основой которых должны стать в том числе и оздоровительные возможности мараловодства [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом оздоровительный туризм как направление является гораздо более природосберегающим по отношению к туризму активного отдыха. Совершенно новые возможности открывает оздоровительный туризм в плане

въездного туризма. В соответствии с прогно- края и Республике Алтай будет продолжать ак-зами туристическая подвижность в Алтайском тивно расти (см. табл. 6).

Рис. 2. Анализ оздоровительного туризма и туризма активного отдыха в Алтайском крае и Республике Алтай

Таблица 6

Прогноз развития туристической отрасли

Показатель Год

2010 2015 2020 2025

Объем туристического потока, млн чел. в год 1,6 2,3 2,7 3,2

Объем туристического потока в Алтайский край, млн чел. в год 0,9 1,4 1,8 2,2

Число иностранцев, млн чел. в год 0,1 0,15 0,25 0,25

Средний объем реализации туристических услуг, млрд руб. в год 3,1 6,5 6,9 7,3

Налоговые платежи от туризма в бюджет, млрд руб. в год 0,29 0,64 1,4 3,1

Средний расход туристов, тыс. руб./сутки 3,0 3,0 4,0 4,5

Число занятых в туристическом секторе, тыс. чел. 110 150 160 160

Число туристических комплексов, ед. 400 500 600 600

Число коллективных средств размещения, ед. 122 40 90 110

Число коллективных средств размещения в отелях «4, 5 звезд», ед. 3 12 34 65

Доля отрасли туризма в ВРП, % 8 11 12 16

Среднегодовой оборот туристического сектора, млрд руб. 12,3 32 72 150

Оздоровительный туризм на основе продукции мараловодства должен стать очень привлекательной услугой для туристов из Кореи, Японии, Китая, Германии, США.

Для коммерческой охоты мараловодческие хозяйства могут выбраковывать до 2 тыс. маралов и оленей в год. В Алтайском крае и Республике Алтай спортивная охота может быть

организована в достаточных размерах в региональной мараловодческой отрасли и способна будет приносить к 2024 г. до 60 млн руб. ежегодного объема услуг. В Америке и Европе эта отрасль ежегодно приносит доход на сотни миллионов долларов.

Таким образом, программа поэтапного развития мараловодства позволит:

1) использовать государственную поддержку, увеличить выручку, объем производства, поголовье маралов, установить ветеринарную стабильность в региональной мараловодческой отрасли; по окончании первого этапа планируется увеличить поголовье маралов до 70 тыс., объем производства сырых пантов до 150,0 т, консервированных - до 60,0 т,

Библиографический список

продуктивность одного марала до 7 кг пантов (сырых), выручку от реализации пантов с 240 до 400 млн руб.;

2) реализовать мероприятия по финансированию научно-исследовательских работ [7], модернизации технологии консервирования и переработки пантов, привлечению квалифицированных кадров, снижению себестоимости сухих пантов вследствие освоения и внедрения в мараловодстве инновационных высокотехнологичных безотходных способов переработки пантового сырья;

3) разработать маркетинговые мероприятия, кооперацию с комплементарной отраслью, а также производство и реализацию сопутствующих товаров, услуг.

1. Тарасова, А.Ю. Анализ инвестиционных проектов: эффективность и риски / А.Ю. Тарасова // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2014. - №1 (1). - С. 62-65.

2. Тарасова, А.Ю. Стратегическое развитие региональной отрасли в агропромышленном комплексе / А.Ю. Тарасова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №11. - Ч. 3. - С. 349-353.

3. Кондратьев, В.В. Особенности формирования региональных программ / В.В. Кондратьев // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2014. - №1. - С. 11-15.

4. Тарасова, А.Ю. Факторы, влияющие на развитие регионального мараловодства / А.Ю. Тарасова // Вестник алтайской науки. - 2014. - №4 (22). - С. 168-172.

5. Батейкин, Д.В. Формирование общей модели экономики региона: системные характеристики и параметры / Д.В. Батейкин // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - №2. - С. 11-15.

6. Боговиз, А.В. Прикладные исследования стратегического развития отрасли агропромышленного комплекса / А.В. Боговиз, А.Ю. Тарасова // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - №2. - С. 86-93.

7. Межов, С.И. Эффективность бизнеса в условиях инноваций / С.И. Межов // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - №1. - С. 82-85.

References

1. Tarasova, A.Yu. Analiz investitsionnyih proektov: effektivnost i riski / A.Yu. Tarasova // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2014. - №1 (1). - S. 62-65.

2. Tarasova, A.Yu. Strategicheskoe razvitie regionalnoy otrasli v agropromyishlennom komplekse / A.Yu. Tarasova // Ekonomika i predprinimatelstvo. - 2014. - №11. - Ch. 3. - S. 349-353.

3. Kondratev, V.V. Osobennosti formirovaniya regionalnyih programm / V.V. Kondratev // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2014. - №1. - S. 11-15.

4. Tarasova, A.Yu. Faktoryi, vliyayuschie na razvitie regionalnogo maralovodstva / A.Yu. Tarasova // Vestnik altayskoy nauki. - 2014. - №4 (22). - S. 168-172.

5. Bateykin, D.V. Formirovanie obschey modeli ekonomiki regiona: sistemnyie harakteristiki i parametryi / D.V. Bateykin // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2015. - №2. - S. 11-15.

6. Bogoviz, A.V. Prikladnyie issledovaniya strategicheskogo razvitiya otrasli agropromyishlennogo kompleksa / A.V. Bogoviz, A.Yu. Tarasova // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2015. - №2. - S. 86-93.

7. Mejov, S.I. Effektivnost biznesa v usloviyah innovatsiy / S.I. Mejov // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2015. - №1. - S. 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.