Научная статья на тему 'Модель становления готовности учителя к воспитанию ценностного отношения учащихся к семье'

Модель становления готовности учителя к воспитанию ценностного отношения учащихся к семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тягунова Юлия Владимировна

Статья посвящена системному описанию педагогической модели становления готовности учителей к воспитанию ценностного отношения учащихся к семье как аспекта повышения квалификации учителей в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель становления готовности учителя к воспитанию ценностного отношения учащихся к семье»

ББК 430/49

МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К СЕМЬЕ *

Ю.В. Тягунова ЮУрГУ

Статья посвящена системному описанию педагогической модели становления готовности учителей к воспитанию ценностного отношения учащихся к семье как аспекта повышения квалификации учителей в школе.

В ходе исследования состояния проблемы воспитания ценностного отношения учащихся к семье были выявлены противоречия:

- между социальным заказом, возрастающей потребностью общества в сохранении семьи как института воспитания детей, воспитании ценностного отношения учащихся к семье и неготовностью школ к этой функции воспитания;

- между необходимостью содействия становлению готовности учителя к воспитанию ценностного отношения к семье у учащихся и недостаточной разработанностью теоретических основ для этого;

- между необходимостью в системе организовывать повышение квалификации учителей в аспекте готовности учителей к воспитанию ценностного отношения учащихся к семье в различных формах, охватывать разные стороны теории и методики воспитания ценностного отношения учащихся к семье и недостаточной разработанностью методических основ повышения квалификации учителя в аспекте воспитания ценностного отношения к семье у учащегося в современных условиях.

Выявленные противоречия обусловили актуальность исследования, целью которого стала разработка модели становления готовности учителя к воспитанию ценностного отношения учащихся к семье и внедрение ее в практику образования в выявленных условиях реализации.

В исследовании разработана модель становления готовности, которая есть целостность трех компонентов: целесинтезирующего, поисково-содержательного и инновационно-деятельностного.

Признаком данной модели является син-тезированность ее цели. В модели синтезиро-

ванная цель сформулирована следующим образом: становление готовности учителя к воспитанию ценностного отношения учащихся к семье в соответствии с его образовательными потребностями. Она включает социальную цель - воспитывать ценностное отношение учащихся к семье, цель школы - повысить квалификацию учителей, улучшить качественно кадровый состав, индивидуальную цель учителя - удовлетворить свои образовательные потребности. Синтез выделенных целей -сложный процесс, обеспеченный перераспределением функций субъектов и осуществляемый в процессе взаимодействия всех субъектов модели.

Поставленная цель была соотнесена с востребованным уровнем готовности учителя -выше среднего. В соответствии с ним определено содержание повышения квалификации. В авторской модели содержание синтезировано в соответствии с образовательными потребностями учителей и требованием администрации школы к содержанию готовности учителя к воспитанию ценностного отношения к семье. Синтез содержания повышения квалификации, отраженный в интегрированной программе - еще один признак модели. Содержание заключено в форму программы, включающей в себя теоретические и практические занятия, отражающие различные аспекты воспитания ценностного отношения к семье. Это психологопедагогические аспекты воспитания ценностных отношений; методы, формы, средства воспитания ценностных отношений учащихся к семье; формы организации взаимодействия с родителями в воспитании ценностного отношения учащихся к семье; методика применения технических средств воспитания

*При финансовой поддержке Правительства Челябинской области

Тягунова Ю.В.

Модель становления готовности учителя к воспитанию ценностного отношения учащихся...

(АРМУ); различные методики диагностики ценностных отношений. Содержание, представленное в данной программе, является обязательным для достижения целей модели, однако оно может варьироваться в сторону расширения и углубления в соответствии с образовательными потребностями учителя.

Освоение содержания осуществляется без отрыва от профессиональной педагогической деятельности. Для этого в модели предусмотрены различные формы повышения квалификации: тематический спецкурс, научно-

методическая и методическая работа, самообразование, соискательство [1]. В рамках исследования особую значимость представляет рассмотрение интегрированной программы повышения квалификации как системы индивидуальных траекторий учителей в русле гуманно-ориентированного образования. В контексте этого подхода определение индивидуальной траектории повышения квалификации учителя означает самостоятельный выбор учителем глубины освоения содержания повышения квалификации, темп его освоения и выбор наиболее приемлемых для него форм повышения квалификации.

Основным содержательным средством в данной модели стала инновационная система воспитания ценностного отношения учащихся к семье. Специфическая особенность данной воспитательной системы -* интеграция содержания воспитательных мероприятий с содержанием учебных предметов и вариативное использование форм воспитательных мероприятий.

Каждый классный коллектив обладает своей спецификой, начальным уровнем воспитанности ценностного отношения к семье, воспитательным потенциалом семей учащихся и другими особенностями, поэтому учителю необходимо адаптировать готовую систему или вновь разрабатывать свою, то есть заниматься инновацией.

В созидании новации осуществляется разработка средств сбора данных о воспитанности ценностного отношения учащихся к семье, конструирование методики сбора данных, сбор эмпирических данных и обработка их статистически, вывод эмпирических закономерностей, выработка собственной точки зрения о воспитании ценностного отношения к семье в данном классном коллективе, выдвижение гипотезы о воспитании ценностного отношения к семье в данном коллективе и построение модели-проекта новации [2]. Такая

деятельность приводит к наполнению всех компонентов готовности, однако наиболее сензитивными являются мотивационнооценочный и содержательный компоненты. Происходит приобретение новых представлений о содержании воспитания ценностного отношения к семье, о новых методиках воспитания ценностного отношения к семье, об особенностях моделирования системы воспитания ценностного отношения к семье, о методах диагностики ценностного отношения к семье.

При освоении новации осуществляется освоение нового содержания, методов и форм воспитания ценностного отношения во взаимодействии учителя с родителями, учащимися, учителями, администрацией. Изменение традиционных условий воспитания ценностного отношения учащихся к семье и адаптацией осваиваемой модели воспитания в традиционных условиях воспитания. Кроме содержательного и процессуального компонентов, данный вид инновационной деятельности особенно влияет на наполнение мотивацион-но-оценочного компонента готовности. Осваиваемая воспитательная система требует особых норм поведения, меняются личные взгляды, позиции, отношение учителя к проблеме воспитания ценностного отношения учащихся к семье.

Апробация новации сопровождается разработкой методики экспериментальной работы по воспитанию ценностного отношения к семье, построением шкал оценивания воспитанности ценностного отношения к семье, экспертизой новации, проведением констатирующего среза по определению уровня воспитанности ценностного отношения к семье, коррекцией инновационной воспитательной системы. Особенное приращение наблюдается у процессуального компонента готовности. Растет профессиональное мастерство учителя за счет отработки умений подбирать необходимое содержание, методы и формы воспитания ценностного отношения к семье в данном коллективе с учетом данных диагностики.

Отражение влияния инновационной деятельности по созданию, освоению, апробации системы воспитания ценностного отношения к семье на компоненты готовности позволяет говорить о полноправном отнесении инновационной деятельности к наиболее эффективным формам становления готовности практикующего учителя к воспитанию ценностного отношения к семье [2].

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 11

75

Теория и методика профессионального образования

Становление готовности учителя в результате реализации модели происходит поэтапно. Этапы проходит каждый учитель, т.е. это инварианта модели. Инвариант этапов на фоне вариативности форм повышения квалификации - признак данной модели.

На ориентационно-проектном этапе учитель ориентируется в предложенном ему содержании и формах повышения квалификации. В результате появляется уточненная школьная программа повышения квалификации. Это этап созидания новации учителем, зарождения замысла реализовать систему воспитания ценностного отношения учащихся к семье.

На поисково-познавательном этапе учитель изучает теорию и методику воспитания ценностного отношения учащегося к семье. На данном этапе в соответствии с гуманно ориентированным подходом освоение содержания учителями различное по темпу, глубине и зависит от потребностей учителя и его индивидуальных возможностей. Становление готовности при освоении новации проявляется в повышении компетентности учителя в теории и практике воспитания ценностного отношения и может уже проявляться в его профессиональной деятельности в отдельных освоенных приемах и методах воспитания или в отработке заимствованных фрагментов мероприятий. Продуктом этапа является умение учителя моделировать собственные воспитательные мероприятия и системы мероприятий, направленные на воспитание ценностного отношения учащегося к семье.

Технологический этап предполагает внедрение собственных инновационных методических разработок в практику образова-

тельного процесса или готовой адаптированной системы. На данном этапе становления готовности осуществляется проявление профессиональной компетентности учителя в воспитании ценностного отношения к семье в практике, а также проявляется собственное ценностное отношение учителя к семье.

На аналитико-диагностирующем этапе определяются результаты апробации и новое состояние готовности. В результате анализа и сравнения достигнутого уровня и проектируемого уровня учитель уточняет свою траекторию, возвращаясь на первый этап. В результате появляется новый проект школьной программы повышения квалификации учителей.

Основным критерием эффективности поэтапной реализации модели в выявленных условиях является повышение уровня готовности учителей к воспитанию ценностного отношения к семье, что выявилось в результате проведения экспериментальной работы.

Литература

1. Буров, КС. Самообразование педагога как обязательное условие повышения профессиональной компетентности / КС. Буров, Г.А. Гребнева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: в 6 ч. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. -Ч.4.-С. 148-151.

2. Котлярова, И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с профес-сионально-педагогической квалификацией: монография / И.О. Котлярова. - Челябинск: Факел, 1998. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.