Научная статья на тему 'Модель специалиста библиотечной сферы: интеграция компетентностного и технологического подходов'

Модель специалиста библиотечной сферы: интеграция компетентностного и технологического подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель специалиста библиотечной сферы: интеграция компетентностного и технологического подходов»

УДК 023.5 М.Г. Ли

Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г. Кемерово

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ: ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ

Компетентностный подход является основополагающим в высшем библиотечноинформационном образовании. Одна из базовых функций компетенции - быть универсальным языком для установления связи «вуз - работодатель». Сделать эту связь равносторонней и взаимовыгодной призвана модель специалиста библиотечной сферы как один из ключевых структурных элементов профессионального стандарта.

Модель - это образец, условный образ, аналог, имитирующий оригинал и демонстрирующий некоторые его свойства. Исследование модели позволяет выявить, уточнить свойства и характеристики оригинала. Компетентностная модель отражает знания, умения и лично-

229

стные качества специалиста библиотечной сферы, позволяющие наиболее эффективно выполнять поставленные задачи в рамках должностных требований, способность конструктивно действовать в различных производственных ситуациях. Кроме того, единая система компетенций, описанная в виде модели специалиста и общепризнанная профессиональным сообществом, будет способствовать расширению партнерских отношений между библиотеками и системой профессиональной подготовки библиотечных кадров, созданию благоприятных условий для профессиональной мобильности.

Этапы разработки модели компетенций:

Планирование проекта: определение цели, технологии, исполнителей, сроков

исполнения и пр. Все участники проекта должны четко понимать, с какой целью разрабатывается модель компетенций, что предстоит для этого сделать, какие положительные эффекты достижимы, какие ресурсные затраты (трудовые, временные, материальные) необходимы.

Формирование рабочей группы. В разработке модели должны принимать участие те, кто в дальнейшем будет использовать ее в своей профессиональной деятельности (руководители, специалисты по подбору персонала); независимые консультанты, имеющие опыт создания модели компетенций в различных профессиональных сферах.

Проектирование модели компетенций.

Выделяют следующие виды компетенций:

- универсальные - применимые к любой должности в организации;

- управленческие/менеджерские - необходимые руководителям для успешного достижения целей;

- профессиональные - применимые в отношении определенной группы должностей.

Структура модели компетенций.

Л. и С. Спенсер приводят следующую структуру, в которой каждая компетенция содержит перечень поведенческих индикаторов, отражающих стандарты поведения человека, и объединенных в один или несколько блоков. Поведенческие индикаторы можно определить как стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Поведенческие индикаторы в модели компетенций выполняют функцию шкалы, то есть отражают динамику от низшего уровня к высшему, от некачественного исполнения к среднему и наилучшему. Родственные компетенции объединяются в кластеры, которые представляют собой набор тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке) [1]. Большинство моделей компетенций включают кластеры, относящиеся к интеллектуальной деятельности (например, к анализу проблем и принятию решений), действиям (например, к достижению конкретных результатов) и взаимодействию (например, к работе с людьми). Отдельные методы кадрового менеджмента могут быть успешно применены для создания компетентностной

модели специалиста библиотечно-информационной сферы, такие как: метод опроса

экспертов, структурированное интервью, рабочие группы, метод критических случаев. Каждый из методов имеет свою специфику, достоинства и недостатки, которые необходимо принимать во внимание.

Чтобы модель компетенций была жизнеспособна, следует соблюдать ряд условий при ее создании:

• модель должна быть актуальна, значима и единодушно принята профессиональным сообществом;

• компетенции должны формулироваться просто, ясно, понятно, структура модели должна быть логичной и удобной в использовании;

230

• в модели должна использоваться терминология, принятая в библиотечной профессиональной среде, понятная и комфортная в употреблении всеми специалистами;

• при создании модели в нее должны быть заложены принципы актуальности и перспективности, т.е. модель должна отражать современное состояние библиотечной практики и одновременно быть достаточно гибкой, чтобы поддерживать изменения и новации в профессиональной среде (новые/другие технологии, виды деятельности, качества личности);

• каждая компетенция в модели должна быть самостоятельна и не иметь содержательных пересечений с другими, чтобы не допустить слияния нескольких компетенций;

• компетенции должны быть достижимы для каждого сотрудника.

Одним из оснований разработки модели компетенций специалиста библиотечной сферы, на наш взгляд, может стать технологический подход. Его потенциал позволяет устанавливать связи между фундаментальным теоретическим знанием и практической деятельностью, где это знание превращается в конкретные процессы и операции. Библиотека как технологическая система представляет собой цельный организм, сохраняющий свою устойчивость и стабильность благодаря организованному взаимодействию всех подсистем. В свою очередь, каждая из подсистем может послужить фундаментом для выявления компетенций. Это дает возможность создать систему профессиональных компетенций высокого уровня организации, в которой будет отражена суть компетентностного подхода - развитие качеств, позволяющих специалисту оперативно реагировать на изменяющиеся условия профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции, чтобы быть жизнеспособными, должны содержать в себе виды практической профессиональной деятельности. Одним из оснований структурирования перечня профессиональных компетенций специалистов библиотечно-информационной сферы могут служить технологические функции библиотеки:

10.выбор ассортимента ИПУ;

11 .технологическая подготовка библиотечного производства;

12.ресурсное обеспечение библиотечного производства;

13.производство информационных, образовательных, социокультурных продуктов и услуг;

14.оценка эффективности библиотечного производства;

15.организация производственной структуры библиотеки.

Ряд российских библиотек могут стать площадкой для выявления компетенций специалистов библиотечной сферы. Библиотеки-участники, кроме того, получают дополнительный консалтинговый эффект - процесс выявления компетенций среднестатистического специалиста библиотечной сферы позволит выявить компетенции, отражающие уникальность данной библиотеки, дающие ей конкурентное преимущество, отличающие от всех других. При изучении «общего», можно выявить «специфическое».

Библиографический список

1. Спенсер, Л. Компетенции на работе / Л. Спенсер, С. Спенсер. - М. : Н1РРО, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.