Научная статья на тему 'Модель совместных действий участников системы оценки и мониторинга НИОКР'

Модель совместных действий участников системы оценки и мониторинга НИОКР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА / ОЦЕНКА / МОНИТОРИНГ / НИОКР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глебова О. В., Борискова Л. А., Далёкин П. И.

В статье рассмотрена предложенная автором логическая модель совместных действий участников системы оценки и мониторинга НИОКР на основе контрактного подхода. Данная модель включает два взаимосвязанных блока: определение параметров совместной деятельности и распределение их между участниками оценки; механизмы обеспечения распределения функций и результатов между участниками. Разработанная логическая структура позволила обосновать выбор механизмов разрешения конфликтных ситуаций в зависимости от уровня рискованности разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глебова О. В., Борискова Л. А., Далёкин П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель совместных действий участников системы оценки и мониторинга НИОКР»

Функциональная модель метода управления региональными инвестициями Functional model of the method of the regional investment management

Алабугин Анатолий Алексеевич,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Международный менеджмент», Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск

e-mail: alabugin48@mail.ru

Кочегарова Людмила Геннадьевна,

преподаватель кафедры «Экономика и управление проектами», Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск

e-mail: lyu72@yandex.ru

Аннотация:

Данная статья посвящена основам регионального управления инвестициями, при этом регион определяется как система. Выделяются основные свойства региона, учитываемые в процессе управления инвестициями. Рассмотрены участники регионального инвестиционного процесса и их интересы, выявлены возможные причины конфликтов целей участников, предложен алгоритм метода управления региональными инвестициями.

Summary:

This article covers the basics of the regional investment management, wherein the region is defined as a system. Basic system properties in the region are taken into account for the purposes of the regional managment. Regional stakeholders are considered and their interests are identified, possible conflicts of interests and goals are detected, the algorithm of regional investment management is proposed.

Ключевые слова: региональные инвестиции, реципиент инвестиций, региональный инвестор, стейкхолдеры, социальный эффект, экономический эффект, дисбаланс целей

Keywords: regional investments, recipient investment, regional investor, stakeholders, social effect, economic effect, imbalance goals

Методологической основой интеграционной модели управления региональными инвестициями (УРИ) предложено считать концепцию и

принципы регулирования дисбаланса целей и интересов объектов и субъектов регионального развития [2, 3] .

Принципы, разработанные А.А. Алабугиным определяют модель и методы адаптации отдельного предприятия и их совокупности на региональном уровне [2, 3, 7]. Исходя из этих предложений нами разработана функциональная модель механизма управления региональными инвестициями (МУРИ) (рисунок 1). Для регулирования, анализа и оценки МУРИ необходим специальный инструментария анализа и сбора информации, учитывающий специфику регионов РФ.

Отдельный регион представляет собой целостную административную систему, являясь одновременно элементом национальной экономики как более масштабной системы. Основные системные свойства региона, учитываемые в разрабатываемой модели, характеризуются следующим образом:

1) целостность как однозначная принципиальная несводимость свойств региона к совокупности составляющих его объектов, зависимость каждого из них от его положения внутри региона;

2) структурность, то есть совокупность административных и рыночных отношений, связывающих элементы системы, обусловливающих состояние и динамику региона не поведением отдельных его элементов, а свойствами структуры.

3) наличие внутренних и внешних связей, благодаря которым регион обособляется от национальной экономики и рассматривается как относительно единое образование;

4) иерархичность, вследствие которой каждый элемент региона (составляющие ее территории) может рассматриваться как подсистема [8, с. 64].

5) инерционность, которая с одной стороны способствует устойчивости региона как экономической системы, а с другой стороны препятствует появлению и становлению новых элементов и характеристик движения. Данное свойство обеспечивается принципом развития.

Выходы

системы

Результаты реализации процессов в системе управления

Фактические

регулируемые

показатели

существенных

свойств

системы:

1. Объем привлекаемых в регион инвестиций;

2. Эффективность использования инвестиций (экономическая и социальная)

Количественная оценка показателей качества управления

Задачи повышения качества и эффективности функционирования управляемой подсистемы региона по плановым и проектным показателям её существенных регламентируемых общесистемных свойств: целостности в долгосрочном периоде; снижения потерь при взаимодействии со средой; дисбаланса интересов участников инвестиционного процесса; эффективности в кратко- или долгосрочном периодах и

Входы системы

Имеющийся уровень инвестиции-онного потенциала и регионального риска, внешние по отношению к региону факторы

Система управления развитием региона

Процессы управления в управляющей подсистеме на основе базовых стандартных функций управления

Формирование механизма управления региональными инвестициями

Статистическая Принципы, Методы реалии-

оценка правила и зации и алгорит-

параметров критерии мы процессов

регрессионной принятия реше- определения

модели УРИ для ний о разра- значимости

выявления ботке дополни- частных

уровня их тельных спе- характеристик

значимости циальных функ- инвестиционной

ций, регули- привлекательности,

рование значи- учета концент-

Лица, принима- мости базовых рации и регули-

ющие решения, стандартных и рования баланса

с учетом имею- специиальных интересов при

щихся возмож- функций меха- высоких уровнях

ностей системы 4— низма управ- целевых характе-

управления ления инвес- ристик системы

региональными тициями на управления

инвестициями основе выбора региональными

моделей и методов инвестициями

Задачи разработки и реализации целей повышения качества и эффективности управления развитием по плановым показателям регламентируемых существенных свойств управляющей подсистемы: структурных, функциональных и других характеристик

Оценка

отклонений

показателей

Контроль

Рисунок 1 - Функциональная модель механизма управления региональными инвестициями

Первые два свойства реализуются на основе авторских принципов закона синергии и самосохранения [2,3];

Третье и четвертое свойство основаны на принципах закона самосохранения.

Отдельно остановимся на таком малоизученном свойстве системы как направленность влияния инерционности, являющейся важным признаком динамичности развития экономических систем. Сущность свойства заключается в запаздывании реакции системы (объекта воздействия) на то или иное воздействие. Инерционность выступает одним из ограничителей экономической политики региона [5]. В процессе рассмотрения экономической инерционности силы воздействия классифицируются на экзогенные (силы природы и общества) и эндогенные (возникающие внутри экономической системы). При этом факторы часто действуют разнонаправлено: фактор роста масштабов экономики, например, может быть противоположен факторам, сложившимся исторически, национальным, географическим и другим особенностям. Разнонаправленными являются стадии развития региональных экономик, с характеристиками социальных процессов, целями внешних субъектов. Система устойчива, если в ее развитии доминирует однонаправленность, одинаковая инерционность. Для повышения устойчивости системы необходимо регулирование дисбаланса противоположных целей и интересов, определяемых указанными факторами.

Основной целью привлечения инвестиций в регион является активизация экономического развития для повышение уровня и качества жизни населения региона. Регион-реципиент оценивает степень достижения полезного эффекта с помощью анализа изменения ряда социально-экономических показателей.

Принципиальное отличие социально-экономических систем от природных заключается в том, что в них самоорганизация дополняется регулируемой организацией субъектов и объектов. Для этого в число субъектов социальноэкономической системы включается лицо принимающее решения (ЛПР). ЛПР обладает волей, имеет цели и руководствуется в своем поведении определенными мотивами и ценностными ориентирами в процессе управления

региональными инвестициями.

Ключевым элементом системы управления региональными инвестициями является отдельный инвестиционный проект. Отношения, возникающие в процессе разработки и реализации инвестиционного проекта, в общем случае определяются взаимодействием между двумя основными субъектами -регионом-реципиентом инвестиций и инвестором. В то же время, наряду с основными участниками следует учитывать и наличие других стейкхолдеров проекта, которые также способны оказывать определенное влияние на разработку и реализацию проекта. Стейкхолдеры могут являться как возможностями для инвестиционного проекта, так и сдерживающими факторами. Следовательно, все возможные заинтересованные группы должны постоянно находиться в поле зрения инициаторов проекта [8].

Возможные группы стейкхолдеров и их ожидания представлены на рисунке 2. Рассмотренный перечень групп экономических агентов не является исчерпывающим и может дополняться с учетом специфики инвестиционного проекта.

В процессе реализации процесса управления региональными инвестициями (в том числе, в рамках того или иного инвестиционного проекта) каждая группа стейкхолдеров стремится к максимизации собственного выигрыша порой за счет снижения выигрыша другой группы. Таким образом, формируются подсистемы, между которыми неизбежен конфликт целей и интересов.

До определенного момента противоречия в целях и интересах не являются критичными и региональный инвестиционный проект находится в так называемой зоне толерантности. Под зоной толерантности Питер Дойль понимает область эффективной деятельности, находясь в которой система удовлетворяет потребности всех основных заинтересованных групп [4]. В случае, когда равновесие нарушается и происходит переход в зону дисбаланса, возникает угроза системной деформации. Под системной деформацией понимаются явления, имеющие «критическое значение и динамическую протяженность» [9] и в отдельных случаях представляющие угрозу самому

существованию проекта. В этой ситуации необходимо уделять повышенное внимание учету фактора дисбаланса целей и интересов участников в разрабатываемом методе управления региональными инвестициями.

Рисунок 2 - Стейкхолдеры регионального инвестиционного проекта в представлении дисбаланса их ожиданий

Граница, где осуществляется переход из зоны толерантности как компромисса целей и интересов в зону дисбаланса, будет индивидуальна для каждого из экономических агентов, входящих в состав данной системы. Возможность перехода возникает в тот момент, когда субъект начинает предпринимать ответные действия на изменение условий среды или изменение целей других участников и зависит от направленности этих действий.

Р. Акофф предлагает деление субъектов или систем по принципу объективерсия-субъективерсия в зависимости от вероятности их отклика на изменяющиеся свойства внешнего окружения [1].

Для использования в методе УРИ изображенное на рисунке 3 пространство отклика разделено на две равные части диагональю, проведенной из нижнего левого в верхний правый угол. Верхняя часть (объективерсия) соответствует сравнительно высокой степени чувствительности системы к окружению, нижняя (субъективерсия) - сравнительно низкой степени чувствительности. Соответственно, объективерт - это субъект или система, которая более чувствительна к своему окружению и в большей степени подвергается влиянию происходящего (участники типа А).

1,0

ей

и к ч и н о

Л

н о о к н « о

Л и

и

0

Рисунок 3 - Представление функции отклика системы на окружение Субъективерт в меньшей степени реагирует на внешние раздражители и склонен более руководствоваться внутренними побуждениями. При этом следует отметить, что даже система, отличающаяся очень слабой чувствительностью, скорее всего откликнется на очень сильный стимул (участники типа .В)

Применительно к разрабатываемому методу УРИ в процессе принятия инвестиционных решений необходимо учитывать типологию участников по критерию их чувствительности с целью предотвращения или ликвидации

Интенсивность стимула

1,0

конфликтных ситуаций, связанных с дисбалансом их интересов.

Следует учитывать интересы региона как самостоятельного субъекта, отличающиеся от интересов государства и других регионов. В масштабах Российской Федерации регионы конкурируют между собой за привлечение инвестиций, каждый из регионов заинтересован в максимизации объемов привлекаемых ресурсов. Задачей государства является достижение баланса, выравнивание уровня развития региона, обеспечение повышения качества жизни всего населения страны в целом. Приоритетность достижения социального эффекта обуславливает вложение государственных инвестиций в поддержку депрессивных регионов.

Возникает конфликт целей между регионом-реципиентом и внешним (в т.ч. иностранным) инвестором. Наибольший интерес для целей нашего исследования представляют именно эти стороны.

Отметим, что процесс конфликта между интересами региона и целями внешнего инвестора возникает постольку, поскольку основной задачей последнего является ориентация на достижение максимального

экономического эффекта, в то время как приоритеты самого региона направлены на получение социально полезного эффекта.

Обычно получение социальных результатов отдалено по времени начала инвестирования какого-либо проекта, что обусловлено проявлением свойства инерционности, рассмотренного выше. В этой связи нами предлагается подход, предполагающий выбор инвестиционной стратегии по критерию социальной либо экономической эффективности [10] с учетом стадий жизненного цикла инвестиции.

В общем случае, жизненный цикл включает этапы концепции, разработки, освоения, реализации и завершения. При этом каждой стадии жизненного цикла инвестиций будет соответствовать своя комбинация уровня экономического и социального эффекта. Авторская матрица качественной оценки эффекта инвестиций приведена на рисунке 4. На рисунке пунктиром обозначена отдача от инвестиций по стадиям жизненного цикла по критерию

экономической эффективности, сплошными стрелками - по критерию социальной эффективности.

Квадрант 1 определяет зону отсутствия отдача от инвестиций, когда проект не эффективен. Такая ситуация возможна на начальном этапе инвестирования, когда вложения еще не дают положительного эффекта (ресурсопоглощающие процессы). В случае успешной реализации проекта, возможны два варианта развития событий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

к

и

о

и

р

к

2

о

К

о

и

о

«

к

и

о

о

3

и

к

и

СО

к

К

Асоциальные типы процессов

2

1

Ресурсопоглощающие типы процессов

Г уманистические типы процессов

- 3

4

Социальные типы процессов

низкии высокии

Социальный эффект

Рисунок 4 - Матрица качественной оценки эффекта инвестиций

- переход в квадранта 2, если инвестирование осуществлялось по критерию экономической эффективности. Здесь инвестиционный проект начинает приносить прибыль, и при отсутствии социального эффекта наблюдается значительный экономический эффект. Затем следует переход в квадрант 3, где возникает социальный эффект, который может проявляться в повышении уровня благосостояния жителей региона за счет создания дополнительных рабочих мест, дополнительного обучения и переобучения персонала и т.д.

Если дальнейшие стадии реализации инвестиционного проекта не предполагают последующего роста социального эффекта (в пессимистичном варианте - ухудшение социальных условий), то речь может идти о

возникновении асоциальных процессов.

- переход в квадрант 4 (если изначально инвестиции осуществлялись по критерию социальной эффективности). Например, инвестиции направленные на повышение качества жизни (в том числе, в сферу образования и здравоохранения) изначально приводят к повышению уровня человеческого потенциала и стимулированию творческой и интеллектуальной активности. Далее возможна и экономическая отдача (в следствие оживления предпринимательской деятельности, стремления людей к самореализации и проявлению инициативы), которая характеризуется переходом в квадрант 3.

Процессы, относящиеся к квадранту 4, будем называть процессами социального типа, а относящиеся к квадранту 3 (где достигается компромисс целей и интересов стейкхолдеров) - процессами гуманистического типа.

Основная задача региональных властей заключатся в том, чтобы создать наиболее выгодные условия для тех инвесторов, чьи вложения помимо экономической отдачи создают и дополнительный социальный эффект (квадрант 3). И наоборот, ограничить приход в регион тех инвесторов, деятельность которых подавляет местных производителей или дает отрицательный социальный эффект, например, отрицательным образом сказывается на здоровье людей, ведет к ухудшению экологии, оказывает негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д.

В стратегической перспективе инвестиционная политика способна объединить интересы региона и внешнего инвестора в направлении достижения социального эффекта.

Для реализации предложенной модели разработан алгоритм метода управления региональными инвестициями с учетом интересов региона-реципиента и иностранного инвестора (рисунок 5). Данный алгоритм обобщает рассмотренные этапы управления и формирует их логику.

Рисунок 4 - Алгоритм метода управления региональными инвестициями

Таким образом, нами выделены основные стороны, участвующие в разработке и реализации регионального инвестиционного проекта, определены их интересы, и рассмотрена процедура отбора проектов на основе предложенного алгоритма метода УРИ в интеграционной модели. Интеграционная модель отличается комплексностью и синергизмом учета факторов инвестиционной привлекательности, концентрации инвестиций и баланса интересов участников. Такой подход позволяет повысить эффективность привлечения и использования инвестиций на региональном уровне

Литература:

1. Акофф Р., Эмери Ф.О. О целеустремленных системах. Пер. с англ. под ред. И.А. Ушакова. - М.: «Сов. Радио». - 1974. - 272 с.

2. Алабугин А.А. Управление сбалансированным развитием предприятия в

динамичной среде. Книга 1: Методология и теория формирования

адаптационного механизма управления развитием предприятия: монография / А.А. Алабугин. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ. - 2005. - 361 с.

3. Алабугин А.А. Управление сбалансированным развитием предприятия в динамичной среде. Книга 2: Модели и методы эффективного управления развитием предприятия: монография/ А.А. Алабугин. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ. - 2005. - 344 с.

4. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / П. Дойль; пер с англ. Ю.Н. Каптуревского.- СПб.: Питер, 2002. - 538 с.

5. Сидина В.Л. Инерционность как свойство экономической системы: Дис. ... доктора эк. наук. Энгельс. 2002. -

6. Топсахалова Ф. М.-Г. Инвестиции: учеб.-метод. пособие / Ф. М.-Г. Топсахалова. - М.: Изд-во «Академия естествознания», 2010. - URL: http ://www.monographies.ru/70

7. Управление инновационным развитием региона в условиях международной интеграции: монография/ под общ. ред. А,А. Алабугина, Н.С.

Столяровой, Г.А. Шепталина. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.

- 328 с.

8. Федоров М.В., Институциональные основы корпоративной социальной ответственности [Текст] / М.В. Федоров, А.Г. Полякова // Известия Уральского государственного экономического университета. Т. 32 - 2010. - № 6. - С. 5-10.

9. Кузьмин С.А. Социальные системы: развитие и метаморфозы [Текст]: монография / С. А. Кузьмин; Рос. акад. наук, Ин-т социал.-экон. проблем народонаселения. - М.: Академия, 2005. - 342

10. Поздняков А.М. Инвестиционная компонента региональной экономической политики // Регион: экономика и социология. - 1998. - №4. - с. 87-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.