Научная статья на тему 'Модель согласования частных и общественных интересов при внедрении инноваций'

Модель согласования частных и общественных интересов при внедрении инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STACKELBERG GAME / STACKELBERG GAME WITH FEEDBACK / HIERARCHY / SIMULATION / INNOVATION PROCESS / MOTIVATION / ИГРА ШТАКЕЛЬБЕРГА / ИГРА ШТАКЕЛЬБЕРГА С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ / ИЕРАРХИЯ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПОБУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нинидзе Д. Л., Усов А. Б.

Исследуется математическая модель согласования частных и общественных интересов при внедрении инноваций. Задача исследуется в игровой постановке. Учитывается наличие двух уровней управления: супервайзер, агент. Отношения между ними строятся на основе иерархии в соответствии с информационными регламентами игр Гермейера. В качестве метода иерархического управления используется метод побуждения. Указаны алгоритмы построения равновесий для разных информационных регламентов. Численная реализация предложенных алгоритмов основана на имитации. Дан анализ полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нинидзе Д. Л., Усов А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of agreement of private and public interests in the implementation of innovations

This article examines the structure of the mathematical model, which is based on the agreement of private and public interests of agents. The main task of modeling is to review the possible options and determine the appropriate strategy to maximize revenue for those promoting innovations. The first option is the public interest (interest of the enterprise). In this version, agent promotes innovation, for which he receives encouragement from the supervisor. The second option is a private interest (personal interest of agent). Here agent is engaged in third-party activity, which also brings him income. The model is hierarchical, two-level. The algorithms for constructing equilibria for different game strategies are given. The numerical implementation of the proposed algorithms is based on simulation modeling. Numerical calculations are carried out. A comparative analysis of the effectiveness of various management mechanisms for the model of innovative development of the enterprise is given.

Текст научной работы на тему «Модель согласования частных и общественных интересов при внедрении инноваций»

Модель согласования частных и общественных интересов при внедрении

инноваций

Д.Л. Нинидзе, А.Б. Усов Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: Исследуется математическая модель согласования частных и общественных интересов при внедрении инноваций. Задача исследуется в игровой постановке. Учитывается наличие двух уровней управления: супервайзер, агент. Отношения между ними строятся на основе иерархии в соответствии с информационными регламентами игр Гермейера. В качестве метода иерархического управления используется метод побуждения. Указаны алгоритмы построения равновесий для разных информационных регламентов. Численная реализация предложенных алгоритмов основана на имитации. Дан анализ полученных результатов.

Ключевые слова: игра Штакельберга, игра Штакельберга с обратной связью, иерархия, имитационное моделирование, инновационный процесс, побуждение.

Инновации влияют на структуру производственных предприятий в стране, на уровень развития общества. Государство заинтересовано в регулировании инновационных процессов в стране. Оно определяет перечень крупных компаний, которые должны разрабатывать и реализовывать Программы инновационного развития (ПИР). Для успешной реализации ПИР необходим комплексный подход, одной из составляющих которого является построение и исследование различных моделей управления. Работ, посвященных этой проблеме, к сожалению, недостаточно для выработки эффективной стратегии по внедрению инноваций. Отметим работы [1-6].

В [1] анализируется модель финансирования инноваций; в [2] рассматривается производственно-транспортная модель

машиностроительного предприятия по внедрению нового оборудования; в [3] строится теоретико-игровая модель согласования интересов при инновационном развитии корпорации; в [4] исследуется комплексная системно-динамическая модель рыночной диффузии инновационного продукта, в [5] рассмотрена задача моделирования сбалансированной системы показателей для 1Т-компании на основе раскрашенных сетей Петри,

в [6] рассматривается влияние различных факторов на интеграцию строительного производства. 1. Постановка задачи

Основная задача математического моделирования согласования частных и общественных интересов в моделях продвижения инноваций заключается в том, чтобы определить подходящую стратегию продвижения инноваций при условии получения максимального дохода лицами, продвигающими инновации. Агент продвигает инновации, за что получает поощрение от супервайзера. Кроме того, агент имеет свой частный интерес, а именно, занимается сторонней деятельностью, не связанной с продвижением инноваций, которая также приносит ему доход. В модели используется побуждение, при котором супервайзер воздействует на целевую функцию агента.

Предлагаемая ниже модель основана на результатах работы [7], в которой рассмотрена универсальная модель устойчивого развития организационных систем.

Целевые функции супервайзера и агента отражают их доходы. Возьмем их в виде:

- супервайзера

J0 (v, u) = x(k(v)) - u - f (k(v)) ^ max, (1)

u

- агента

J1 (v, u) = u + g(v) - q(v, u) ^ max , (2)

v

Здесь u-размер поощрения агента супервайзером за внедрение инноваций; v-время, которое затрачивает агент на внедрение инноваций; k (v)-уровень внедрения инноваций агентом; x(k (v))-размер дополнительного дохода супервайзера в результате внедрения инноваций; f (k(v))-размер расходов супервайзера на внедрение инноваций; g(v) -размер дохода агента

:

от личной деятельности; q(v, u)- размер расходов агента на повышение квалификации.

Ограничения на управления супервайзера и агента возьмем в виде: v < v < v (3)

mm — — max ? V /

u ■ < u < u , (4)

mm — ^ — ^max 5 V /

Условие гомеостаза состоит в ограничении размера расходов супервайзера при внедрении инноваций:

fmin < f (k(v)) < fmax; fmin, fmax = - (5)

Определим вид входных функций.

Функции k(v), x(k(v)), f (k(v)) есть возрастающие функции своих аргументов, выпуклые вниз в силу свойства насыщения. Возьмем их в виде: k(v) = ln(v +1) - x(k(v)) = с • ln(k(v) +1) - f (k(v)) = d • ln(k(v) +1) -

где с - коэффициент для определения размера дохода супервайзера при внедрении инноваций, d - коэффициент для определения размера расходов супервайзера на внедрение инноваций. В качестве функции g(v) возьмем линейную функцию: g(v) = b • (16 - v), где b - размер постоянной почасовой оплаты. Доход агент получает за целые часы работы. В качестве функции

q(v, u) берется гиперболическая функция: q(v, u) = a •—, где a - коэффициент

v

для определения размера затрат агента на повышение квалификации.

Поощрение u агент начинает получать при условии, что время v, которое он потратил на внедрение инноваций, строго не меньше 5 часов. 2. Алгоритмы построения равновесий

Приведем алгоритмы построения равновесий для модели (1) - (5) при разных информационных регламентах.

Алгоритм построения равновесия Штакельберга.

1КЛ Инженерный вестник Дона. №4 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2018/543 3

1. Решается задача агента (2), (3). Находится его оптимальное управление в зависимости от управления супервайзера v* = v *(u).

2. Найденная на первом шаге функция v * = v *(u) подставляется в (1), (5).

*

3. Решается задача (1), (4), (5). Находится оптимальное значение u .

4. Равновесие Штакельберга имеет вид^ *(u), u *).

Алгоритм построения равновесия Штакельберга с обратной связью по управлению.

1. Находится стратегия наказания агента супервайзером, если он отказывается с ним сотрудничать.

Lнаказ = max min J1(v, u), uнаказ = argmaxmin Jx(v, u)

v u v u

2. Решается задача супервайзера (1), (3) - (5) maxJ0(v,u) при условии

u,v

J^vujyL^^. Находится стратегия поощрения агента супервайзером, если агент будет сотрудничать с супервайзером (vп, uп) = arg max J0(v, u).

u,v

3. Агенту выгодно выбрать стратегию поощрения, ее он и выбирает. 3. Результаты счета

Данные для численных расчетов брались на основе анализа [8]. Пример 1. В случае c=100000; d = 0.4 • c; vmin=0; vmax=16; umin=6200; umax=8000; a=4; ¿=420; fmin=0; fmax=47000 или d = 0.6 • c; umin=4000; umax=6000; a=5; b=220 выигрыш агента не сильно меняется при разных информационных регламентах, выигрыш супервайзера больше при игре Штакельберга с обратной связью по управлению (таблица 1).

Таблица № 1 Результаты счета для входных данных примера 1

Равновесие Равновесие

Характеристики

Пример Штакельберга Штакельберга с

1К1 Инженерный вестник Дона. №4 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2018/543 3

обратной связью

1 ( ё = 0.4 • с ) Равновесие (8, 6720) (8.3, 7280)

Выигрыш агента 6720 6720

Выигрыш супервайзера 63017 63109

1 ( ё = 0.6 • с ) Равновесие (9.9, 4436) (10, 4729)

Выигрыш агента 3520 3520

Выигрыш супервайзера 44404 44450

Пример 2. В случае входных данных примера 1 и а=3; Ь=520; /тах=45000 доход агента больше при игре Штакельберга, супервайзера -наоборот (таблица 2).

. Таблица № 2 Результаты счета для входных данных примера 2

Алгоритм Штакельберга Алгоритм Штакельберга с обратной связью

Точка равновесия (6.9, 7354) (6.9, 6455)

Выигрыш агента 8827 8320

Выигрыш супервайзера 59836 60735

Пример 3. В случае входных данных примера 1 ё = 0.4 • с; итп=4000; итах=6000; а=5; Ь=220 результаты счета не отличаются при разных информационных регламентах (таблица 3).

Таблица № 3 Результаты счета для входных данных примера 3

Алгоритм Штакельберга

Алгоритм Штакельберга

1К1 Инженерный вестник Дона. №4 (2018) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2018/543 3

с обратной связью

Точка равновесия (9.9, 44368) (9.9, 4436)

Выигрыш агента 3520 3520

Выигрыш супервайзера 68825 68825

4. Заключение

В результате проведенного исследования при различных входных

данных было сделано несколько выводов.

• Предложенная простая модель внедрения инноваций показывает, что супервайзер может сделать выгодным для агентов внедрение инноваций и уменьшить уровень стагнации в организации.

• Выигрыши агента для широкого класса входных данных не сильно отличается при разных информационных регламентах. При этом агенту выгодно уделить примерно треть своего времени на внедрение инноваций.

• Выигрыши супервайзера для широкого класса входных функций больше при игре Штакельберга с обратной связью по сравнению с обычной игрой Штакельберга. Поощряя агентов, супервайзер делает для них выгодным внедрение инноваций и получает больший доход.

В дальнейшем планируется исследование динамических моделей внедрения инноваций и рассмотрение другого вида входных функций.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда, проект 17-19-01038.

Литература

1. Голуб А., Чеботарев А. Модель эффективности финансирования инноваций: Економют, 2004 - №3 - с. 64-67.

2. Захарченко В.И. Новвоведения: мотивация, моделирование, эффективность. - Одесса: ОИУМ, 2002 - 278 с.

3. Угольницкий Г.А., Усов А.Б. Теоретико-игровая модель согласования интересов при инновационном развитии корпорации // Компьютерные исследования и моделирование, 2016, 8(4), с. 673-684.

4. Шишаев М.Г. Комплексная системно-динамическая модель рыночной диффузии инновационного продукта. - Москва: Институт информатики и математического моделирования КНЦ РАН, 2008 - с. 30-38.

5. А.А. Мунтьянова Моделирование инновационной составляющей сбалансированной системы показателей ИТ-компании // Инженерный вестник Дона, 2017, №2. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4217.

6. О.А. Побегайлов, В.А. Погорелов Модель интеграции строительного производства // Инженерный вестник Дона, 2013, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1777.

7. Угольницкий Г.А. Управление устойчивым развитием активных систем. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2016 - с. 658-704.

8. Абдулов Ю.В. Доходы, расходы, прибыли и убытки // 1С: Предприятие, 2016. URL:rau-it.ru/info/14.html.

9. Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. - М.: КомКнига, 2006 - с. 4852.

10. Диленко В.А., Шпак С.А. Экономико-математические модели инновационной деятельности производственного предприятия. - Мариуполь: ОАО «Азовмаш», 2005 - с. 44-53.

11. Bramscomb L.M., Toward A. US technology policy: IEEE engineering management rev.-N.Y., 1992. - Vol. 20. - №3. -pp. 74-78.

12. New Product Management for the 1980s. - New York: Booz, Allen, Hamilton, 1982. - pp. 130-150.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Golub A., Chebotarev A. Model' e'ffektivnosti finansirovaniya innovacij [Model of efficiency of financing innovation]. Ekonomist, 2004, №3, pp. 64-67.

2. Zakharchenko V.I. Novvovedeniya: motivaciya, modelirovanie, e'ffektivnost' [Innovations: motivation, modeling, efficiency]. Odessa: OIUM, 2002, 278 p.

3. Ugolnitskii G.A., Usov A.B. Komp'yuterny'e issledovaniya i modelirovanie, 2016, 8(4), pp. 673-684.

4. Shishaev M.G. Kompleksnaya sistemno-dinamicheskaya model' ry'nochnoj diffuzii innovacionnogo produkta [Complex system-dynamic model of market diffusion of innovative product]. Moskva: Institut informatiki i matematicheskogo modelirovaniya KNCz RAN, 2008, pp. 30-38.

5. A.A. Muntianova Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №2. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4217.

6. O.A. Pobegailov, V.A. Pogorelov Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1777.

7. Ugolnitskii G.A. Upravlenie ustojchivy'm razvitiem aktivny'x system [Management of sustainable development of active systems]. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo YuFU, 2016, pp. 658-704.

8. Abdulov Iu.V. 1S: Predpriyatie, 2016. URL:rau-it.ru/info/14.html.

9. Novikov D.A., Ivashchenko A.A. Modeli i metody' organizacionnogo upravleniya innovacionny'm razvitiem firmy' [Models and methods of organizational management of innovative development of the company]. M.: KomKniga, 2006, pp. 48-52.

10. Dilenko V.A., Shpak S.A. E'konomiko-matematicheskie modeli innovacionnoj deyatel'nosti proizvodstvennogo predpriyatiya [Economic and mathematical models of innovative activity of industrial enterprise]. Mariupol': OAO «Azovmash», 2005, pp. 44-53.

11. Bramscomb L.M., Toward A. US technology policy: IEEE engineering management rev.-N.Y., 1992. Vol. 20. №3. pp. 74-78.

12. New Product Management for the 1980s. New York: Booz, Allen, Hamilton, 1982. pp. 130-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.