Научная статья на тему 'Модель системы формирования готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности'

Модель системы формирования готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНЖЕНЕР / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / МОДЕЛЬ / READINESS FOR THE RESEARCH ACTIVITY / ENGINEER / ENGINEERING EDUCATION / COMPONENTS OF READINESS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Оксана Олеговна

В статье представлена модель системы формирования готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности, рассмотрено содержание компонентов данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Future Engineers' Readiness Forming System for the Research Activity

The article presents the model of future engineers' readiness forming system for the research activity, the content of the components of this model is examined.

Текст научной работы на тему «Модель системы формирования готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности»

УДК 378.14 ББК 74.5

Горшкова Оксана Олеговна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра эксплуатации транспортных и технологических машин Сургутский институт нефти и газа (филиал) ТюмГНГУ

г. Сургут Gorshkova Oxana Olegovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Transport and Technological Machines Operation Surgut Institute of Petroleum and Gas Branch of Tyumen State Petroleum and Gas University)

Модель системы формирования готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности Model of Future EngineersDReadiness Forming System for the Research

Activity

В статье представлена модель системы формирования готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности, рассмотрено содержание компонентов данной модели.

The article presents the model of future engineers □ readiness forming system for the research activity, the content of the components of this model is examined.

Ключевые слова: готовность к исследовательской деятельности,

инженер, инженерное образование, компоненты готовности, модель

Key words: readiness for the research activity, engineer, engineering education, components of readiness, model.

Рассматривая проблему формирования готовности у будущих инженеров к исследовательской деятельности, мы исходим из целей и содержания высшего профессионального образования. Для этого необходимо скорректировать цели, содержание и технологии современного инженерного образования. Продуктивным путем реализации этой задачи является метод моделирования. Под моделью понимается «искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация и т.д.) аналогичное другому явлению (предмету, процессу, ситуации и т.п.) исследование которого затруднено или вовсе невозможной [3, с.256].

Структура проектируемой нами модели состоит их следующих компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, операциональнодеятельностного, контрольно-регулировочного, оценочно-результативного.

Целевой компонент. Цель процесса подготовки будущего инженера к исследовательской деятельности □ достижение студентом такого уровня готовности к исследовательской деятельности, который характеризует его как субъекта этой деятельности, что позволит ему эффективно осуществлять будущую профессиональную деятельность, дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие.

Под готовностью к исследовательской деятельности мы будем понимать комплекс качеств человека необходимых ему, чтобы выполнять функции субъекта этой деятельности. В качестве компонентов готовности к исследовательской деятельности мы выделяем следующие: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, операциональный.

В соответствии с целью формирования готовности к исследовательской деятельности выдвигаются следующие задачи: обеспечение студентов

системой знаний, необходимых для формирования когнитивного компонента готовности к исследовательской деятельности; формирование мотивационного компонента готовности к исследовательской деятельности, способности к профессиональной рефлексии будущих инженеров; развитие умений и навыков, обеспечивающих формирование ориентировочного и технологического компонентов готовности к исследовательской деятельности.

Составляющими общей цели является формирование компонентов готовности на уровне, обеспечивающем эффективное решение исследовательских задач в профессиональной инженерной деятельности.

Содержательный компонент. При разработке содержания программы подготовки будущих инженеров к исследовательской деятельности, исходя из ее целей в содержании учебных дисциплин, определенных ГОС ВПО, была выделена инвариантная составляющая, касающаяся общего теоретикометодологического обеспечения исследовательской деятельности инженера и её научного инструментария. Были определены возможности, заложенные в базовых учебных дисциплинах для формирования у студентов конкретных исследовательских действий, приобретения ими опыта исследовательской деятельности. Акценты в содержании дисциплин были расставлены таким

образом, чтобы полнее раскрыть практические возможности использования теоретических знаний в профессиональной деятельности.

При моделировании системы формирования готовности будущего инженера к исследовательской деятельности было определено место каждой дисциплины с учётом её роли и значимости в достижении цели и направленности на решение поставленных задач. Внесены допустимые изменения в содержание дисциплин, как инвариантной составляющей содержательного компонента нашей системы. Каждый цикл дисциплин рассматривается с позиций конкретной науки, но с ориентацией на круг исследовательских задач, решаемых современным инженером и в русле приобретаемой студентом специальности.

Более существенные изменения были внесены в региональный и вузовский компонент учебного плана. Вариативная составляющая содержательного компонента нашей системы представлена серией специализированных курсов «Основы методики научных исследований С] «Основы исследовательской деятельности инженера С, «Профессиональное самоопределение □ Эти курсы ориентированы на конкретизацию видов и способов исследовательской деятельности инженера в условиях современного производства, на формирование ориентировочной основы исследовательских действий, необходимых для решения разных типов задач.

На основании деятельностного подхода были скорректированы рабочие программы дисциплин. При уточнении и дополнении содержания учебных курсов акценты ставились с ориентировкой на спектр исследовательских задач, решаемых современным инженером в профессиональной практике, на компоненты готовности будущего инженера к исследовательской деятельности.

С целью формирования у студентов целостных операциональных комплексов способов решения исследовательских задач в программу введены специализированные курсы: «Основы методики научных исследований С,

«Основы исследовательской деятельности инженера С, «Профессиональное самоопределение С, ориентированные на практическую исследовательскую деятельность инженера. Важным условием было обеспечение их преемственности и интеграции с базовыми курсами учебного плана.

Для целенаправленного формирования ориентировочного и технологического компонентов готовности к исследовательской деятельности, освоения студентами способов решения исследовательских задач разных типов предусмотрено проведение специализированных практикумов «Способы решения нестандартных исследовательских задач инженера С, «Культура

научного исследования С, «Стилистика научного исследования С, «Методы математической статистики в инженерном исследовании □

Важнейшим структурным компонентом нашей образовательной программы является учебная и производственная практика. Её содержание также пересмотрено с позиций деятельностного подхода и ориентировано на решение студентом всего комплекса выделенных исследовательских задач. Для каждого вида практики, с учётом специфики специальности конкретизированы цель и задачи формирования готовности студентов к исследовательской деятельности, разработано методическое сопровождение к блоку исследовательских задач и заданий практико-ориентированного характера. Они будут ориентировать студентов на поиск и реализацию новых способов действий, планирование хода решений исследовательских задач, определяя структуру исследовательских действий, выбирать адекватные методы выполнения исследовательских действий, принимать адекватные инженерные решения. Обеспечивая преемственность и интеграцию всех видов практики между собой, с процессом обучения в вузе, мы предполагаем, что в период их прохождения студент сможет комплексно овладевать всеми компонентами готовности к исследовательской деятельности.

Значимым содержательным компонентом нашей системы является выполнение студентами учебно-исследовательских работ (курсовых, выпускной квалификационной работы). Особое место занимает раннее и добровольное включение студентов в работу студенческих научных советов, проблемных групп с учётом сферы их индивидуальных исследовательских интересов и потребностей. Все виды учебных и научных исследований в нашей системе связаны логически, и содержательно. Объединяет их комплекс исследовательских задач, и сквозная тематика студенческих исследований,

ориентированная на запросы инженерной практики. Результатом самостоятельного решения студентом конкретных исследовательских задач станет дипломная работа.

Главным требованием при конкретизации содержания образовательной программы являлось обеспечение возможности в рамках каждого курса моделировать исследовательскую деятельность инженера - практика. Основой построения содержательного компонента системы явился задачный подход к профессиональной подготовке будущих инженеров. Результатом решения исследовательских задач должны быть способы деятельности, умения, приобретенные субъектом в ходе выполнения определенных исследовательских или познавательных действий, самостоятельно или с помощью преподавателя, с учетом «зоны ближайшего развития □ [1, с.78].

Мотивационный компонент. Мотивационная готовность к

исследовательской деятельности рассматривается нами как обретение, осознание студентом (субъектом этой деятельности) её личностного и профессионального смысла. Её формирование предусматривается начинать на первом курсе, с учётом возможностей учебных дисциплин разных блоков. Это позволит показать студентам как в условиях производства осуществляется самостоятельная исследовательская деятельность, как инженеры решают стоящие перед ними исследовательские задачи. Студенты будут иметь возможность осознать, что решить исследовательские задачи, опираясь лишь на обыденный опыт, невозможно, стереотипы и шаблоны в подобных ситуациях не помогут. Это подведёт их к необходимости совместно рассматривать и анализировать разные возможности исследовательской деятельности инженера и перспективы профессионального роста, связанные с ней.

Учитывалось также, что на первом и втором курсах обучения особое внимание необходимо уделять анализу мотивационной сферы студентов и организации цикла вводно-коррекционных занятий, в процессе проведения которых должны приобретаться элементарные знания и осваиваться способы исследовательской деятельности. Такой подход позволит своевременно определить отношение студентов к исследовательской деятельностью и степень готовности к освоению её компонентов.

Операционально-деятельностный компонент. Развитие творческих возможностей человека возможно в деятельности, требующей творчества. Применительно к процессу обучения творчество можно определить как «форму деятельности обучающего, направленную на создание объективно или субъективно качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъектаС [2, с.79].

Усвоение опыта творческой деятельности осуществляется путём использования проблемных методов обучения, которое, ставя обучаемого перед необходимостью решать новые, нестандартные задачи, развивает умение ориентироваться в новых условиях, комбинировать запас имеющихся знаний и умений. Большие возможности в этом смысле представляет проблемное изложение учебного материала на лекциях, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи. При проблемном изложении учебного материала перед студентами раскрываются не только конечные результаты исследований, но и логика поиска решений рассматриваемой проблемы.

Назначение исследовательского метода заключается в организации поисковой деятельности студентов по решению проблем и проблемных задач, при выполнении лабораторных и практических работ. Построение системы таких задач позволяет преподавателю программировать деятельность обучаемых, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой исследовательской деятельности.

Эвристический метод предполагает поэтапное и пооперационное усвоение опыта творческой деятельности. Используя эвристический метод, преподаватель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия, создаёт конфликтные ситуации, сам строит шаги выполнения задания, а студенты самостоятельно ищут решение частей проблемы, возникающих на каждом звене выполнения задания.

В рамках реализации модели формирования готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности будут использоваться: информационная лекция, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем,

лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция и другие.

Высокий уровень проблемности достигается за счёт использования диалоговых форм работы. При такой организации занятий выявляются собственные позиции обучаемых, обретается личностный смысл получаемых знаний, происходит подготовка студентов к исследовательской деятельности.

Диалоговые методы обучения (дискуссия, диалоги, деловые игры и др.) позволяют интенсифицировать процесс формирования готовности студентов к исследовательской деятельности. Они могут реализовываться как во время аудиторных занятий на лекциях, семинарах, практических, лабораторных занятиях, так и во внеаудиторное время.

В зависимости от целевой установки конкретной учебной дисциплины, рассматриваемой в ней темы, предлагаемой студентам для решения исследовательской задачи, будут применяться обучающие (познавательные, тренинговые, творческие) и развивающие (коммуникативные) игры, которые по особенностям методики их организации являются предметными, ролевыми, имитационными и деловыми.

Одной из форм, воссоздающей предметное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста является деловая игра, предполагающая моделирование различных сфер исследовательской деятельности инженера. При такой организации обучения первой фазой решения исследовательской задачи является введение студентов в реальную проблемную ситуацию, создание условий для усвоения учебного материала в форме, приспособленной для его практического применения в исследовательской деятельности.

В разработанной нами системе формирования готовности студентов к исследовательской деятельности важное значение придаётся самостоятельной работе студентов. Она призвана обеспечить эффективное усвоение опыта исследовательской деятельности и её содержания, предоставить студенту возможности для самореализации, самоорганизации, самовоспитания, саморазвития.

Особого внимания потребует организация лабораторных, практических работ, семинаров. Они преимущественно должны строиться по контекстному типу, реализуя принцип совместной исследовательской деятельности, сотворчества студентов и преподавателей. В процессе их проведения студенты смогут на собственном опыте убедиться в истинности теории, получат опыт применения способов исследовательской деятельности как средства решения разных типов исследовательских задач, усвоят приемы исследовательской деятельности, научатся анализировать ход и результаты исследования, находить и корректировать ошибки в исследовательских программах и проектах. На лабораторных и практических занятиях студенты приобретут опыт работы в творческих и проблемных исследовательских группах.

Организованы практические и лабораторные занятия будут таким образом, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал.

Контрольно-регулировочный компонент предполагает одновременный контроль преподавателя, своевременную корректировку, а также самоконтроль студентов за ходом формирования готовности к исследовательской деятельности. В нашей системе формирования готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности исходным моментом в осуществлении контроля и оценки сформированности у студента готовности к исследовательской деятельности является его способность успешно решать исследовательские задачи.

Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в процессе обучения - получение преподавателем информации о степени затруднений, о качестве решения задач обучения, о типичных недостатках. Регулирование процесса обучения осуществляется не только преподавателем, но и обучаемыми.

Особое внимание в нашей системе уделяется самоконтролю и самооценке студентами хода и результатов своей исследовательской деятельности. Предполагается, что постепенно самоконтроль приобретёт сознательный, волевой характер: самостоятельного анализа и оценки ситуации, принятия решения или выбора. Самоконтроль включается уже в самом начале обучения и распространяется на весь процесс. Мы полагаем, что в этом случае исследовательская деятельность студента станет более осмысленной, осознанной. Мы рассчитываем, что самоконтроль позволит студенту самостоятельно находить, исправлять и предупреждать ошибки и недостатки собственной исследовательской деятельности.

Оценочно-результативный компонент предполагает оценку

преподавателем и самооценку студентом достигнутых результатов в процессе формирования готовности к исследовательской деятельности, установление соответствия их поставленным задачам, выявлению причин обнаруженных отклонений, проектирование новых задач, учитывающих необходимость восполнения пробелов.

Таким образом, все компоненты, представленной модели, взаимосвязаны и представляют собой целостность. Каждый компонент присутствует на всех этапах реализации экспериментального обучения, способствует

формированию готовности будущих инженеров к исследовательской деятельности.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3: Проблемы развития высших психических функций. □ 368с.

2. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. □ М.: Педагогика, 1981.

3. Психолого-педагогический словарь / Автор сост. В.А. Мижериков. □ М., 1996. □

С. 256.

Bibliography

1. Lerner, I.Ya. Didactic Bases of Teaching Methods / I.Ya. Lerner. - M.: Pedagogy, 1981.

2. Psychological and Pedagogical Dictionary / Comp. by V.A. Mizherikov. - M., 1996. -

256 p.

3. Vygotski, L.S. Collected Works: In 6 V. / L.S. Vygotski, - M.: Pedagogy, 1983. - V. 3: Problems of the Highest Mental Functions Development. □ 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.