Научная статья на тему 'Модель семьи в романах Захара Прилепина «Санькя», «Грех», «Черная обезьяна», «Патологии»'

Модель семьи в романах Захара Прилепина «Санькя», «Грех», «Черная обезьяна», «Патологии» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
362
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАХАР ПРИЛЕПИН / МОДЕЛЬ СЕМЬИ / РОМАНЫ «САНЬКЯ» / «ГРЕХ» / «ЧЕРНАЯ ОБЕЗЬЯНА» / «ПАТОЛОГИИ» / THE NOVELS "SANKA" / "SIN" / "BLACK MONKEY" / "PATHOLOGY" / ZAKHAR PRILEPIN / MODEL FAMILY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калиниченко Л. А.

В статье рассмотрена роль семьи в романах современного русского писателя Захара Прилепина, проанализированы типы моделей семей, используемые автором в произведениях «Санькя», «Грех», «Черная обезьяна» и «Патологии». Проанализированы характеры главных героев романов, и их отношение к семенным ценностям, месту семьи в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель семьи в романах Захара Прилепина «Санькя», «Грех», «Черная обезьяна», «Патологии»»

Калиниченко Л. А. ©

Аспирант, кафедра филологии и культурологи, Ишимский государственный педагогический

институт им. П.П. Ершова

МОДЕЛЬ СЕМЬИ В РОМАНАХ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА «САНЬКЯ», «ГРЕХ», «ЧЕРНАЯ ОБЕЗЬЯНА», «ПАТОЛОГИИ»

Аннотация

В статье рассмотрена роль семьи в романах современного русского писателя Захара Приле-пина, проанализированы типы моделей семей, используемые автором в произведениях «Санькя», «Грех», «Черная обезьяна» и «Патологии». Проанализированы характеры главных героев романов, и их отношение к семенным ценностям, месту семьи в современном российском обществе.

Ключевые слова: Захар Прилепин, модель семьи, романы «Санькя», «Грех», «Черная обезьяна», «Патологии».

Summary

The article considers the role of the family in the novels of modern Russian writer Zakhar Prilepin analyzed model types of families used by the author in the works, "Sanka", "Sin", "Black monkey" and "Pathology". Analyze the nature of the main characters of the novels and their relation to the seed values, the place of the family in contemporary Russian society.

Keywords: Zakhar Prilepin, model family, the novels "Sanka", "Sin", "Black monkey", "Pathology".

Актуальность и постановка проблемы. На современном этапе развития общества проблемы семьи играют огромную роль в науке и искусстве, в жизни общества, социума.

Если в научном понимании проблема развития семьи, ее места в современном мире рассмат -ривается психологами, педагогами, социологами и философами, то в искусстве проблема семейных отношений часто поднимается в работах современных писателей.

Одним из выдающихся писателей современности является Захар Прилепин.

Захар Прилепин (настоящее имя Евгений Лавлинский) - российский журналист и писатель. Родился в семье учителя и медсестры. Трудовую деятельность начал в 16 лет. Окончил филологический факультет Государственного университета им. Н.И. Лобачевского в Нижнем Новгороде и Шко -лу публичной политики. Работал рядовым рабочим, охранником, служил командиром отдела в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах. Автор романов «Патологии», «Санькя». В 2007 году выпустил чрезвычайно успешную книгу «Грех», ставшую лауреатом премии «Национальный бестселлер».

Талант писателя успели оценить как известные современные критики, так и население России, Польши, Украины, Китая, Франции. Многие книги его были переведены на иностранные языки. Автор является обладателем 15 наград и премий в области литературы.

Среди известных писателей России, Захар Прилепин - один из наиболее активных. Соратник Эдуарда Лимонова, член запрещенной Национал-большевистской партии, автор знакового романа «Санькя» о молодом русском бунтаре, активный участник оппозиционных акций, Прилепин интересен своей общественной деятельностью и литературным талантом.

Особое место в работах Захара Прилепина занимает проблема современной русской семьи. Основываясь на работах автора можно предположить, что использование архетипа патриархальной семьи в современной литературе приобрело отличительную окраску. Семья в работах Прилепина представляет собой не столько внутренний мир героев, сколько социальную ценность, подвергающуюся испытаниями современных урбанистических и политических процессов.

С нашей точки зрения, именно проблема сохранения русской семьи как основной единицы современного российского общества является первоочередным посланием адресату в работах Захара Прилепина.

Учитывая вышесказанное, а также тот факт, что работы Захара Прилепина до сегодняшнего дня не являлись предметом научных исследований в области современной литературы, считаем необходимым осуществить анализ модели семьи в его наиболее известных романах: «Патологии», «Сань-

© Калиниченко Л. А., 2012 г.

кя», «Грех» и «Черная обезьяна». Основная часть

«Патологии» (2005)

Роман «Патологии» Захара Прилепина является единственным его романом, действия в котором происходят во время войны в Чечне. Герой романа Егор Ташевский переживает две жизни: реальность «война», которая жестока, беспощадна, наполнена картинами смерти и опасности; память «прошлое» - воспоминания главного героя о своем детстве, о первой любви, похоронах дедушки, о верной собаке.

Сюжетные линии переплетаются, все время вовлекая читателя в круговорот событий, происходящих с главным героем. Маска «патологии» ложится тяжелым отпечатком не только на жизнь героя, но и на его восприятие жизни. Переживая каждый день сцены военных действий (убийства), ге -рой начинает уделять больше внимания физиологическим особенностям строения человека, мучает себя вопросами устройства тела, ищет неординарные ответы на них.

Модель семьи в данном романе сложно описать какими-либо общепринятыми терминами, но она, тем не менее, имеет место в романе. Для главного героя его семья - это и его приемный сын, и его девушка Даша, его военные друзья: Язва, Шея, Скворец, Хасан, Плохиш, его покойный отец.

Автор с глубиной и состраданием описывает то, как дорожит своими воспоминаниями герой, оказавшись в эпицентре военных действий. Для него весь мир, все люди, с которыми он когда-либо дружил, общался, являются частью его самого, частью его семьи.

Важно отметить, что сам автор прошел войну (Захар Прилепин воевал в Чечне в 1996-1999 гг.), и описанные им события в какой-то степени можно рассматривать как автобиографические. Анализируя немногословные рецензии на роман со стороны литературных критиков, важно отметить реалистичность и правдивость описанных событий в жизни главного героя [5].

Как таковые семейные взаимоотношения в романе отсутствуют, автор повествует об отноше -ниях героя с бывшей девушкой, об отношении его к приемному сыну, о детских воспоминаниях.

Таким образом, роман «Патологии» не содержит определенной модели, или образа семьи, но он наделяет семью наивысшей ценностью человека, в контексте «войны» и событий, не так давно происходивших в Чечне.

«Санькя» (2006)

В романе автор использует модель патриархальной семьи. В первых главах романа, где происходи знакомство с героем, раскрывается его отношение к семье.

Так, во второй главе описывается его приезд в деревню, где проживают его дедушка и бабуш -ка. В семье Тишиных было три сына, старший - отец главного героя, умер от сердечного приступа, вызванного злоупотреблением алкоголем.

Образ отца в романе присутствует в воспоминаниях главного героя, и является бесспорным авторитетом для сына: «Отец вообще был очень спокойным - при этом никогда не говорили о поли -тике, хотя смутное, или, скорей, глупое и оттого еще более гадкое время тому благоприятствовало» [2, с. 39].

Образ отца главного героя представляет собой типаж человека, пережившего распад государства, не нашедшего своего места в новом постсоветском пространстве.

В романе четко прослеживается тоска героя по отцу, его глубокая скорбь и сожаление. В пятой главе довольно эмоционально описана картина транспортировки отцовского гроба в село для захоронения. В характере главного героя описаны черты преданности и уважения к усопшему отцу. Центральной фразой в данной главе является «Помогай отец», когда главный герой Саша и бывший ученик отца преподаватель философии Алексей Константинович Безлетов везли гроб по заснеженной проселочной дороге.

Образ матери в романе представляет собой образ слабой, незащищенной женщины, которая не может оправиться после смерти мужа. Автор умело подчеркивает отношение главного героя к семейной преданности матери: «Саша видел, как мать, сидящая у изголовья отца, иногда приподнимает крышку гроба, трогает ледяную голову покойного» [2, 57].

Отношение матери к сыну (главному герою) очень беспокойное, в диалогах присутствует по -стоянная тревога матери за судьбу сына. Не смотря на это, героиня не пытается, а может даже не хо -чет изменить свое отношение к сыну, увидеть проблему воочию и решить ее. Главный герой прекрасно понимает переживания матери, ее волнения, и часто ловит себя на мысли, что «сил нет», однако продолжает это делать [2, 64].

В одном из эпизодов (Глава восьмая: диалог главного героя с соседом по больничной палате) главный герой говорит: «Мать - это другое - от матерей уходят. И дети другое - они улетают в опре -деленный момент, как ангелы, которых ты взрастил. А жена - это непреложно. Жена - та, которую ты принимаешь» [2, 117].

Можем подытожить, что модель семьи в романе не является целостным образованием, связующим звеном семьи является сам главный герой, который живет с мамой, и посещает родню отца. Также следует заметить, что в романе не упоминается о семье матери, подчеркивается главенство отца в традиционной русской семье.

Размышляя над прошлым и настоящим, главный герой ловит себя на мысли «что за люди на многих снимках - родня какая-то, бабушкина, дедушкина, может, соседи, с которыми были дружны, может, еще кто. Но повымерла вся родня, и друзья повымерли, на всем порядке не было уже людей, кто помнил, какими были бабушка и дедушка в послевоенные годы, - чего уж тут говорить о том, что было до войны. Ведь свадьба была, и молодые целовались смущенно, и гости галдели и пили, и все улыбались, или почти все - может, кто сидел в углу тоскливо, тихо напивался, на всякой свадьбе такие есть, но все равно все счастливо было и шумно... и ни одного свидетеля той свадьбы, наверное, не осталось» [2, 28].

Автор отчетливо описывает позитивное отношение главного героя к детям. Называя их «зверьками», главный герой радуется их жестам и поведению. В отношениях с женщинами, герой ищет не внешней красоты, а духовности и взаимопонимания. Так, в одной из сцен автор отмечает, «у него никогда не получалось сразу и легко заснуть с человеком, который еще полчаса назад был, в сущности, совсем чужим. И неожиданно стал родным. Быть может, ненадолго, но. Саша так это воспринимал - что родным» [2, 77].

Можно сделать вывод, что образ «Родины» и «Семьи» (родни) в романе складывается в одно целое. Собственно в этом, с нашей точки зрения, и проявляются идеологические взгляды автора на место семьи в современном мире. Для героя, семья - это, прежде всего, родня, родная кровь, Родина. «Думал о маме и о Яне. Они сменялись в голове, и обеих их было жалко нестерпимо, и обе казались родными настолько, что умереть за них хотелось немедленно» [2, 184].

В романе автор знакомит читателя с типичной деревенской семьей. Деревня, описана в довольно мрачных тонах, с горечью, представляющая собой полувымершую окраину России: «Из иных домов мелкий мусор, объедки, помои выбрасывали и выплескивали прямо в канавы у дома - куры склевывали, что могли склевать, остальное тихо подгнивало» [2, 19]. Вспоминая соседей дедушки и бабушки, главный герой отмечает их беспомощность, не испытывая к ним не капли сожаления или беспокойства.

Описывая судьбу одного из жителей села, автор отмечает: «Комиссаром его прозвали за то, что он последние лет пять ни черта не делал, только наблюдал за селянами, с самого утра стоя у заго -родки, на нее оперевшись. Он развелся с женой, питался на пенсию своей матери. Саше всегда чудилось в нем что-то нездоровое. Без женщины, сорокалетний бугай, чем он занят целыми днями? Дочь одна растет в городе, совсем еще малыш. Удавиться же можно от такой жизни. Но он не удавился. Сначала померла его тихая матушка, а вскоре и сам он умер, что-то с сердцем» [2, 24].

Продолжая описание, автор приходит к картине тотальной беспомощности и безысходности сельских жителей, их никому не нужном существовании. Картина деревни описывается автором довольно реалистично, особенно образ ребенка играющего с хворостиной. Интересным является сравнение двух поколений в образах бабушки и ребенка: «поведение ребенка, его игра, его голос давали понять, что и он не видит, не помнит о сидящей на лавочке бабушке. Бабушка и ребенок словно нахо -дились в разных измерениях. Бабушка тихо говорила о сыновьях - у нее было три сына - Сашин отец и два Сашиных дядьки, один из которых был Сашиным крестным. Все сыновья умерли» [2, 2021].

Образ бабушки представлен в романе как собирательный образ жителя поколения ХХ века. Автор описывает ее заботу и преданность семье, мужу, сыновьям: «Очень редко бабушка взглядывала на Сашу с надеждой, что покойный сын проявится в облике внука, подаст знак "Не он, не он." Саша это понимал и принял тихую, почти не осязаемую, тоньше волоса, отчужденность бабушки спо -койно» [2, 25].

Образ деда представлен в виде потерявшего всякую надежду человека, желающего быстрее уйти из жизни: «Дедушка же и не собирался больше ничего терпеть, торопился к детям. Он стоически перенес смерть двух сыновей и еще за год до смерти третьего был крепок. Крепче Саши - Саша по -мнил, как подивился здоровью деда, когда они однажды работали на дворе и дед орудовал здоровен -ным молотом, который Саша едва поднимал» [2, 25].

Автор описывает страдания, которые пришлось пережить деду: плен в фашистской Германии, потеря трех сыновей, потеря цели в жизни, и постепенное увядание.

Таким образом, общими характеристиками семьи в романе являются: разобщенность, общее сострадание и абсолютная беспомощность. Хоть действия и мысли главного героя и говорят о любви и преданности семье, автор четко дает понять, что герой не хочет и не стремится поддерживать се -мейные взаимоотношения.

Захар Прилепин в романе «Санькя» тонко описал проблемы современной российской семьи, ее разобщенность и беспомощность в проблемах воспитания подрастающего поколения.

«Грех» (2007)

«Грех» представляет собой роман, состоящий из семи рассказов о жизни главного героя. Повествование ведется то от первого, то от третьего лица молодого человека, о событиях, которые, так или иначе, задели его эмоциональную сторону. Герой романа довольно неординарен, он размышляет и мыслит «по-другому».

«...Всякий мой грех... - сонно думал Захарка, - ...всякий мой грех будет терзать меня... А добро, что я сделал, - оно легче пуха. Его унесет любым сквозняком.» [3, 29].

Роман пропитан любовью автора к своим героям, гуманизмом. В центре рассказа с одноименным названием, юноша - Захарка, который приехал погостить к бабушке и дедушке в деревню.

В противоположность семье, описанной в романе «Санькя», здесь царит гармония, здоровье, свежесть. По мере повествования, автор погружает читателя в особенности восприятия молодым Захаркой его двоюродных сестер: Кати и Ксюши, к которым то и дело возникают недетские симпатии.

Автор очень тонко описывает понимание молодыми людьми той грани, за которую любовь брата и сестры не может, и не должна переходить. Образ главного героя очень схож с образом «Саньки», испытывает сходные чувства к противоположному полу, любит наблюдать, подмечать незаметные, но характерные детали: «смотрел на щиколотки, икры сестер, видел лягушачьи, загорелые ля-жечки Ксюши и - сквозь наполненный солнечным светом сарафан - бедра Кати, только похорошевшие после родов» [3, 29].

В одноименном рассказе «Грех» описывается модель патриархальной семьи, во главе которой дедушка главного героя: «Спокойно, легким гусиным движением дед склонял голову перед притолокой и входил на кухню. Мельком, хозяйски оглядывал стол, будто выискивал: вдруг чего не хватает, — но все всегда было на месте и, верится, не первый десяток лет» [3, 17].

Несмотря на это, большее внимание автор уделяет роли женщины в современной российской семье. Так, старшая двоюродная сестра главного героя - Катя, в одиночку воспитывает сына Родика, который «отца не помнит». В романе показана роль женщины-матери, женщины-хозяйки в современной семье: «Бабушка давно встала, чтоб подоить козу, выпустить кур, отогнать уток на реку, успела еще сготовила завтрак, а дед сидел за столом, стекластые очки на носу, чинил что-то, громко дыша.» [3, 17].

Глазами героя читатель видит совершенно иную картину русской деревни, чем в романе «Санькя». В «Грехе» все более красочно и воздушно, даже забой кур представлен как естественный, и нисколько не насыщенный излишним драматизмом процесс. Грех, в понимании главного героя, -это его чувства, его восприятие себя и своей роли в жизни родных ему людей.

В рассказах «Какой случится день недели», «Шесть сигарет и так далее», «Ничего не будет» автор раскрывает особенности последующей семейной жизни главного героя романа.

В первом рассказе «Какой случится день недели» - описана жизнь молодой, счастливой пары, которая решила приютить дворовых щенят. Жизнь пары описана в светлых тонах, она проходит лю -бовью через смерть Валиеса (актера театра Комедии) через внезапное исчезновение, и такое же вне -запное возвращение щенков, при этом наполнена романтическими и жизнелюбивыми чувствами автора к своим героям.

В рассказе «Шесть сигарет и так далее» герой, работая охранником в местном клубе, с тоской вспоминает о своей семье: «Дома у меня - маленький сын и ласковая жена. Они сейчас спят. Жена хранит пустое мое место на нашей кровати и порой гладит ладонью там, где должен лежать я. Сын просыпается два или три раза за ночь и просит кефира. Ему еще нет двух лет. Жена дает ему бу -тылочку, и он засыпает, причмокивая. Сын мой всегда такой вид имеет, словно сидит на бережку, ногой качая, и смотрит на быструю водичку. У него льняная голова, издающая мягкий свет. Я отчего-то называю его "Березовая брунька". Ему это имя очень подходит» [3, 56].

К концу рассказа Захар Прилепин использует антитезу, противопоставляя ожидания героя с реальностью: «Дома, на кухне, сидела моя жена. - Я очень устала, - сказала она, не оборачиваясь.

Снимая берцы, срывая их, никак неподдающиеся, я смотрел в затылок своей жене. В нашей комнатке заплакал ребенок» [3, 65].

В рассказе «Ничего не будет» автор описывает семейную жизнь главного героя, его любовь к детям, взаимоотношения в семье. Семья в рассказе представлена с небольшим налетом иронии и ярко выраженной эйфорией молодых и счастливых родителей. На фоне общего благополучия, автор вводит неожиданную кончину бабушки главного героя, чем намекает читателю о шаткости, и недолговечности семейного счастья. Рассказ заканчивается следующей картиной: в нескольких метрах от машины главного героя проносится на высокой скорости «фура», чудом не сбив его.

Таким образом, в романе «Грех» Захар Прилепин описывает все ту же типичную для современной России традиционную модель семьи, во главе которой мужественный отец, рядом хозяйка-жена и счастливые дети. Основным отличием образа семьи в романе «Грех» от романа «Санькя» является ее одухотворенность, некая «святость», ее первоочередная роль в жизни героя, ее влияние на него и на общество, в котором он живет. Семья для него - это дом, оплот на который он опирается, перенося жизненные неудачи, теряя друзей, опираясь на детские воспоминания как на жизненный оплот. Последний рассказ «Сержант» несколько выбивается из целостной картины происходящего в романе. Не зря в нем автор не упоминает имени «Сержанта», давая возможность читателю самому решить, является ли он именно тем Захаром, о котором шла речь в предыдущих шести рассказах, либо же это совершенного отдельный рассказ, не имеющий ничего общего с предыдущими.

Следует отметить, что как и в «Саньке» автор объединяет категории «семьи» и «Родины», пытаясь соединить их в нечто однородное, возвышенное: «Мне двадцать семь лет и я счастлив. Я не думаю о бренности бытия, я не плакал уже семь лет - ровно с той минуты, как моя единственная сказала мне, что любит, любит меня и будет моей женой. С тех пор я не нашел ни одной причины для слез, а смеюсь очень часто и еще чаще улыбаюсь посередь улицы - своим мыслям, своим любимым, которые легко выстукивают в три сердца мелодию моего счастья. И я глажу милую по спинке, а детей по го -ловам, и еще глажу свои небритые щеки, и ладони мои теплы, а за окном снег и весна, снег и зима, снег и осень. Это моя Родина, и в ней живем мы» (рассказ «Ничего не будет») [3, 68].

«Черная обезьяна» (2011)

Повесть «Черная обезьяна» можно охарактеризовать как роман-кризис, демонстрирующий читателю картину распада, разложения личности, ее превращения в безликую «черную обезьяну».

Главным героем повести является журналист и писатель, отец и муж, детектив и любовник. На протяжении всего романа он тщетно пытается раскрыть тайну убийства, совершенного малолетними детьми в городе Велемире. Образ детей-убийц тесно переплетается с собственными детьми главного героя - представителями нового поколения. В диалогах автор четко дает уловить отсутствие взаимопонимания между отцом и ребенком, демонстрируя изредка даже некоторое их противостояние: «Дверь в мою комнату распахнулась. На пороге стоял сын.

- Ты что кричишь? - спросил он, не произнеся слово «папа».

- Кто? - спросил я. - Кто кричит?

- Ты.

- Я не кричу, понял? Тебе приснилось. Иди спать. Он развернулся и молча ушел» [4, 97].

Мысли героя все время крутятся вокруг увиденного им в засекреченной лаборатории, где находились дети, лишенные всяческих симпатий и эмоций по отношению к человеку.

Стараясь разобраться в ситуации, герой теряет все ценности, подаренные ему жизнью: теряет работу, от него уходит жена с детьми, лучший друг превращается во врага. И так далее на протяжении всего романа, автор уводит героя на самое дно личностного кризиса, якобы стараясь измерить его глубину.

Семью, описанную в повести, нельзя отнести к определенной модели, она и есть новая, ещё не признанная, но уже существующая повсеместно, модель семьи - «распадающаяся семья». Эту семью нельзя отнести ни к «неблагополучной семье» ни к «проблемной семье». Поскольку внешне все нормально, так как и должно быть в современной русской семье, но внутренняя жизнь семьи пред -ставляется читателю куда более плачевной, чем ее видят сами герои.

Образы мужа и жены показаны не как одно целое, а скорее наоборот как две противоположности, не находящие при этом общих точек соприкосновения: «сквозь решетку раскрытого окна на втором этаже на меня смотрела моя жена. На ней был домашний халат. Лицо не накрашено. Губы шевелились, она произносила что-то неслышное мне. К ее окну подошла старуха и тоже стала смотреть на меня. Жена сделала движение, чтобы уйти.

- Ты что тут делаешь? - громко спросил я.

Она посмотрела на меня удивленно, вскинув почти незаметные, словно сбритые брови, и про -молчала» [4, с. 143]. Единственным камнем преткновения у них остаются дети, которые со временем становятся скорее обузой, чем радостью:

«С недавних пор жена не боится оставлять их одних, правда, ненадолго. Они смирные, спички не жгут, окна не открывают, ковыряются у себя в комнате. Строят домик... Еще мне кажется, что с недавних пор она их ненавидит - не постоянно, но припадками; может, поэтому и уходит, чтоб не ви -деть. Они машут в окно ей лапками, она отворачивается - и судорога на лице. Это я ее довел» [4, 11].

С нашей точки зрения, Захар Прилепин отличается от других представителей современной русской литературы умением раскрывать характер своих героев изнутри, из их диалогов. Из них читатель узнает больше, чем от сухого авторского описания:

«Пап, ты меня любишь? - спросила дочка весело.

- Люблю, люблю. Треснул яйцом о край сковороды. Сын смолчал, увлеченный вылавливанием огрызка сосиски, упавшего в банку с майонезом. Дочка доела огурец и решила продолжить разго -вор с той же интонацией, как будто не произносила эту фразу семь секунд назад.

- Пап, ты меня любишь? Вместо «ш» она произносит «с» - «любис».

- Нет, не люблю, - сам себе удивившись и не думая о смысле произносимого, вдруг ответил я, пошевеливая сковородой с яичницей.

- Как не любишь? - возмутилась дочь, глаза тут же наполнились слезами, и они потекли по, казалось, спокойному лицу - такая мука, что даже скорчить рожицу нет сил; хуже нет, когда дети так плачут.

- Господи, да люблю, конечно же, люблю, - перепугался я, едва не уронил сковороду и встал на колени рядом с дочкой.

- Так не бывает! - не прекращая плакать, очень высоким голосом сказала дочь. - Не бывает так: сначала любишь, потом не любишь! («Снацяла любис, потом не люби-ис!»)

В дверь позвонили. Я тоже заперся изнутри, из вредности.

Дети осыпались из-за стола. Толкаясь и голося наперебой «мама, мама!», кинулись к дверям.

Сейчас будут там сражаться за право придвинуть стул и провернуть замок.

- Не бывает, говоришь? - спросил я отсутствующую дочку. - Бывает, - ответил сам себе и выключил огонь конфорки» [4, 12].

Этой сценой, в самом начале романа, Захар Прилепин раскрывает причину трагедии героя.

Также стоит отметить умело подобранный возраст детей - пять лет. В диалогах автор наделяет детей лучшими чертами, более разумным мышлением, чем своих родителей. Дети главного героя в романе выступают в роли антипода «детям-убийцам», о которых весь роман думает герой. Они (семья героя) и являются косвенными жертвами тех «детей-убийц», которые прочно засев в голове отца, поэтапно разрушают его психику, личность, убивают «семью».

С нашей точки зрения, одной из проблем повести является проблема распада современной российской семьи. Ведь не зря автором выбран не вымышленный город, а именно Москва, которая описана не как огромный мегаполис, а скорее как туманная пустыня, способная разрушить не только психику человека, но и малую ячейку общества.

В результате - повесть «Чёрная обезьяна» как раз и является освещением проблемы семьи в современном российском обществе, а точнее проблемы ее угасания, потери ценности семьи в совре -менном обществе.

Выводы

Таким образом, отмеченное выше дает основания утверждать, что проблема семьи, ее роли в современном обществе находят свое место в современной русской литературе. Рассмотренные нами произведения известного российского писателя Захара Прилепина, успевшего стать классиком русской литературы, можно назвать отражением современного общества глазами писателя.

И тот факт, что его романы пользуются огромной популярностью не только в России, но и за рубежом, ещё раз доказывает актуальность его взглядов на место и роль семьи в современном мире.

В ходе нашего исследования мы стремились проанализировать особенности модели семьи в романах «Санькя», «Грех», «Патологии» и «Черная обезьяна».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В романе «Санькя» описывается традиционная патриархальная модель семьи. Особенно стоит подчеркнуть ее разобщенность, отдельное существование членов семьи друг от друга.

В «Грехе» описывается подобная традиционная модель семьи, с мужчиной во главе. Также особая роль отводится женщине, как матери и хозяйке.

В романе «Патологии» нет описания определенной семьи. События романа происходят во

время войны в Чечне, герой живет воспоминаниями о бывшей девушке, покойном отце, приемном сыне. Все люди, окружавшие его когда-либо, и являются членами его внутренней семьи, за которую он несет службу.

Роман «Черная обезьяна» открывает читателю семью, которая буквально рушится у него на глазах. Нами было дано определение «распадающиеся семьи», которое, к глубокому сожалению является далеко не редким случаем в современной России.

Таким образом, в результате исследования можем утверждать, что общим для образа семьи в работах Захара Прилепина является именно ценность ее существования. Модели, описанные в романах, принимают различные формы, но идея целостности и важности семьи в современном мире четко прослеживается в рассмотренных произведениях.

Литература

1. Прилепин, З. Патологии: Роман [Текст] / З. Прилепин. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2008. - 352 с.

2. Прилепин, З. Санькя: Роман [Текст] / З. Прилепин. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2008. - 368 с.

3. Прилепин, З. Грех: роман в рассказах [Текст] / З. Прилепин. - М.: Вагриус, 2008. - 256 с.

4. Прилепин, З. Чёрная обезьяна: Повесть [Текст] / З. Прилепин. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 285 стр.

5. Пустовая Валерия. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель // Ежемесячный литературно-художественный журнал «Новый Мир» №5 2005. [Электронный ресурс]. URL: http:// magazines.russ.ru/ novyi_mi/ 2005/5/pu9.html (дата обращения: 26.10.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.