Научная статья на тему 'Модель самоидентификации индивида в современном японском обществе'

Модель самоидентификации индивида в современном японском обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
193
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХСЛОЙНАЯ МОДЕЛЬ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ / ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ УРОВНЕЙ / СОВРЕМЕННАЯ ЯПОНИЯ / TWO-LAYER MODEL OF IDENTITY / INTERDEPENDENCE LEVELS / MODERN JAPAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Новикова О. С.

Описывается модель самоидентификации, которая сложилась в ходе исследования автором современной Японии. Эта модель состоит из двух слоев, один из которых складывается из профессионального, семейного, гендерного и возрастного уровней, а другой формируется из национально-этнического, религиозного, территориального уровней. Такое выделение слоев связано с тем, что уровни одного слоя определяются самим индивидом, а уровни другого определены извне, однако оно условно, поскольку уровни тесно переплетены и взаимообусловливают друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-identity model in contemporary Japanese society

The paper describes a model of identity that has evolved during the study the author of modern Japan. This model consists of two layers, one of which is composed of professional, family, gender and age levels, and second, the emerging national-ethnic, religious, territorial levels. Such separation of layers due to the fact that the levels of one layer are determined by the individual, and other levels are determined externally, but it is relative, since the levels interdependence and intertwined with each other.

Текст научной работы на тему «Модель самоидентификации индивида в современном японском обществе»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 4. С. 100-101.

УДК 304.2 О.С. Новикова

МОДЕЛЬ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Описывается модель самоидентификации, которая сложилась в ходе исследования автором современной Японии. Эта модель состоит из двух слоев, один из которых складывается из профессионального, семейного, гендерного и возрастного уровней, а другой формируется из национально-этнического, религиозного, территориального уровней. Такое выделение слоев связано с тем, что уровни одного слоя определяются самим индивидом, а уровни другого определены извне, однако оно условно, поскольку уровни тесно переплетены и взаимообусловливают друг друга.

Ключевые слова: двухслойная модель самоидентификации, взаимообусловленность уровней, современная Япония.

В результате исследования современной Японии обозначилась картина самоидентификации, состоящая из таких формирующих ее уровней, как: национально-этнический, религиозный, территориальный, профессиональный, семейный, гендерный и возрастной.

Первый слой формируется из национально-этнического, религиозного, территориального уровней.

Национально-этнический уровень можно охарактеризовать как основной, поскольку на протяжении всей истории японцы четко противопоставляли себя другим народам, при активной ассимиляции элементов и материальной, и духовной культуры сначала ближайших соседей, а потом и элементов западной, совершенно «инаковой» культуры. Японская самобытная культура является брендом современной Японии, привлекающим к ней внимание всего мира. Процессы глобализации, при которых мир становится все более открытым, определяют то, что все больше иностранцев живут и работают в Японии, а значит, встреч, контактов с «другими», которые способствуют формированию «образа себя», становится все больше.

Тесно связан с национально-этническим уровнем и религиозный, поскольку осью национально-этнического сознания является идея непрерывности линии приравниваемого к божеству императора и идея исключительности японской нации. Религиозные обряды, вобравшие в себя элементы самобытной религии синто и буддизма, стали неотъемлимой частью жизни японцев, хотя и совершаются по большей части как рутинные, повседневные акты. Отмечается и повышение интереса к религии, особенно к так называемым новым религиям, как одному из способов самоопределения, преимущественно среди тех, у кого другие уровни становятся проблемными.

Территориальный уровень самоидентификации в современной Японии, связанный с местом проживания, а значит, и местными нормами, правилами, обычаями и традициями, влияет на самовосприятие японцев не так сильно, как в прошлом, когда человек был приписан к определенной территории проживания и изменить это было довольно сложно, но и сейчас, когда границы размыты, японцы продолжают ощущать себя как жители того или иного региона. Это поддерживается на уровне диалектов, существующих в разных регионах Японии, местных религиозных обычаев и обрядов, ощущения себя «токийцем», «осакцем» или жителем других районов.

© О. С. Новикова, 2014

Модель самоидентификации индивида в современном японском обществе

101

Второй слой складывается из профессионального, семейного, гендерного и возрастного уровней, которые являются более личностными, индивидуальными. Доминирует профессиональный уровень, поскольку именно у японцев «служение», посвящение себя коллективу, его нуждам и целям, является нормой группового поведения. И из-за того, что многие японцы больше времени, сил и внимания уделяют работе, профессиональная идентичность влияет на семейную. Можно выделить несколько факторов. Одним из основных является увеличение числа работающих женщин, которые могут занимать высокую должность, иметь высокую зарплату, обладать сильным, решительным характером. Такое изменение характеристик женщин связано с многочисленными экономическими, психологическими, социальными трансформациями в современной Японии, сильно отличающейся от Японии середины XX в.

Семейный уровень, в рамках которого человек осознает себя в контексте семейнородовых отношений, также формирует пласт идентичности, составляющий большую часть картины идентичности личности. Однако на нем произошли значительные изменения, которые сделали его проблемным. Изменилось отношение к браку как социальному институту - если в традиционном обществе брак был необходим для признания человека обществом как полноценного члена, то для современного японца брак занимает второстепенное место относительно профессии, личных интересов и т. п. Прежде браки заключались в основном «по сговору», в интересах семьи, а сейчас все больше браков заключается по любви,

по личному выбору, т. е. по западным моделям. Это влечет, в свою очередь, большие трудности в создании семьи, поскольку для многих японцев очень сложно найти подходящего партнера, проявить свои чувства, развить отношения. Исследователями японского общества отмечается, что новая модель семьи не сложилась окончательно, и поэтому возникают разнообразные сложности в отношениях между супругами, родителями и детьми и появляется все больше японцев, семейный уровень идентичности которых является ограниченным, место и статус в семейных отношениях становятся проблемными, можно сказать, что сама ценность семьи для многих утрачивается.

Значительно изменилась и гендерная самоидентификация. «Быть женщиной» и «быть мужчиной» теперь значит не то, что значило несколько десятилетий назад. Роль и статус женщины в семье и на профессиональном поле и, соответственно, роль и статус мужчины в этих областях приобрели другие характеристики.

Эти два слоя также связаны между собой в силу того, что все уровни самоидентификации образуют единую картину, где ни один уровень жестко не ограничивается определенными рамками, границы всех уровней сильно размыты, существуют зоны, почти в равной степени определяемые двумя соседними уровнями, и степень осознанности самоидентификации в этой модели различна, так как одни уровни самоидентификации лучше осознаются на рациональном уровне, другие - на эмоциональном. Целостный «образ себя» формируется при слиянии всех идентичностей в единое «я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.