Научная статья на тему 'Модель рентабельности предприятий автомобилестроительной отрасли машиностроения'

Модель рентабельности предприятий автомобилестроительной отрасли машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ФАЗЫ ЦИКЛА / АВТОМОБИЛИ / МОДЕЛИ / КРИЗИС / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катанаев Н. Т., Ларина Е. В., Максимов П. В.

На основе модели показателей рентабельности, представленной в форме относительных координат, проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ» за период с 2001 по 2011 год. Дается оценка влияния внутренних факторов на рентабельность предприятия и формулируется вывод по результатам исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of profitability of enterprises in the automotive industry

On the basis of the model of indices of the profitability, represented in the form of relative coordinates, the analysis of the financial-economic activity of joint stock company “KAMAZ” during the period from 2001 to 2011 is conducted. There is given the evaluation of the influence of internal factors on the profitability of enterprise and the conclusion according to the results of studies.

Текст научной работы на тему «Модель рентабельности предприятий автомобилестроительной отрасли машиностроения»

Серия 5. Социально-экономические науки. удастся получить только в отдельных случаях.

Выводы

Таким образом, в условиях рыночной экономики теория игр может быть надежным инструментом обеспечения управленческой деятельности и принятия решений в условиях неопределенности, в том числе и при полном или частичном отсутствии информации о действиях конкурентов.

Литература

1. Вентцель Е.С. Исследование операций. - М.: Советское радио, 1972. - 552 с.

2. Чуев Ю.В. Исследование операций в военном деле. - М.: Воениздат, 1970. - 256 с.

3. Слива И.И. Учебно-методические материалы по решению военно-приклад-ных задач. Часть II. - М.: ВА БТВ, 1989. - 60 с.

4. Шикин Е.В., Шикина Г.Е. Исследование операций. - М.: Проспект, 2006.

5. Васин А.А., Морозов В.В. Теория игр и модели математической экономики. - М.: Макс-пресс, 2005.

6. Грачёва М.В., Фадеева Л.Н., Черемных Ю.Н. Количественные методы в экономических исследованиях. - М.: Юнити, 2004.

Модель рентабельности предприятий автомобилестроительной отрасли

машиностроения

д.т.н. проф. Катанаев Н.Т., Ларина Е.В., Максимов П.В.

Университет машиностроения (495) 228-48-79, доб. 1405

Аннотация. На основе модели показателей рентабельности, представленной в форме относительных координат, проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ» за период с 2001 по 2011 год. Дается оценка влияния внутренних факторов на рентабельность предприятия и формулируется вывод по результатам исследований.

Ключевые слова: рентабельность, автомобилестроительная отрасль, производство, фазы цикла, автомобили, модели, кризис, прибыль

Современное состояние промышленных предприятий характеризуется высокой чувствительностью к изменениям воздействующих на них как внутренних, так и внешних факторов [1, 2, 3], сужающих фазу подъема и затягивающих процессы стагнации, поэтому проблема оценки влияния этих факторов на производственную деятельность предприятий является актуальной.

К настоящему времени предприятия автомобилестроительной отрасли машиностроения в основном перешли от расширенного производства к простому воспроизводству продукции, когда наблюдается наличие некоторого баланса между выручкой от реализации продукции и расходной частью баланса, включающей чистую прибыль. Это соотношение может быть представлено как:

т т т т

YsPQ = sCQ + X(RK + Ri + ^ + SP + Sf + Hf) + X П? ; (1)

i=1 2=1 i=1 i=1 т т

YpQ = M21rf; P=1,L , (2)

i=1 i=1

где: i = 1, т - виды продукции;

Qi и Q2 - количество соответственно реализованной и произведенной продукции 2-го

вида; Р1 - цена единицы продукции 1-го вида;

т

- выРУчка от продажи всех видов продукции;

1=1

т

- общая себестоимость произведенных видов продукции;

1=1

ЯК и Я - соответственно коммерческие и управленческие расходы; - сальдо прочих доходов;

8гр - сальдо прочих расходов;

ог- - сальдо внереализационных доходов и расходов;

Н^1 - текущий налог на прибыль с учетом отложенных налоговых активов (+) и обязательств (-);

П1 - чистая прибыль; М2 - денежная масса (агрегат М2); - доля денежной массы, затрачиваемая на покупку продуктов 1-го производителя Р-м покупателем.

Выражения (1) и (2) представляют собой выручку от реализации продукции, рассматриваемую как сумму долей денежной массы М2, затрачиваемую на покупку автомобилей.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществим с помощью относительных показателей, представляющих отношение экономического эффекта к затратам, понесенным предприятием для достижения цели. В случае, когда выручка покрывает затраты на производство и реализацию продукции, при этом еще и образуется прибыль, то предприятие является рентабельным. Его эффективность оценивается коэффициентами рентабельности, содержание которых сводится к определению прибыльности деятельности предприятия.

Отношения различных составляющих правой части выражения (1) к выручке от реализации представляют собой коэффициенты рентабельности (рентабельность продаж, валовая рентабельность, операционная рентабельность и т.д.). Числители этих отношений отражают соответствующую сферу деятельности предприятия.

После деления выражения (1) на выручку от продажи было получено уравнение показателей рентабельности в форме относительных координат:

т т т т т т

1 = (X с;а /£ рд;) + £ яа /£ рд;)+(X п? /£ рд;). (3)

1=1 1=1 1=1 1=1 1=1 1=1

Первое слагаемое правой части выражения (3) характеризует производственную деятельность предприятия. Это слагаемое оценивает влияние главного комплексного фактора -себестоимости продукции, включающей материальные затраты, оплату труда персонала и амортизацию.

Благоприятная ситуация складывается в фазах оживления и подъема экономики, когда

тт

соблюдается приблизительное равенство предложения и спроса ^^ . Предприятие

1=1 1=1

в основном реализует всю произведенную продукцию.

Сложная ситуация складывается в момент наступления кризиса, когда предприятие из-

тт

за низкого спроса ^^ не может реализовать всю произведенную продукцию , на

1=1 1=1 которую затрачены средства. В этом случае первое слагаемое может оказаться либо близким

к единице, либо больше единицы и последнее слагаемое может оказаться со знаком минус. Предприятие несет убыток.

Улучшение ситуации может быть найдено в снижении себестоимости CC продукции и

в повышении ее цены Pj. Однако и то, и другое связано со значительными затратами на повышение качества продукции и совершенствование конструкторско-технологических разработок, но в период кризиса эти средства, как правило, отсутствуют.

Справиться с решением главной задачи управления на уровне предприятия, связанной со снижением себестоимости продукции и поддержанием ее качества на высоком уровне в период кризиса, весьма сложно.

Представленная модель (1), (2) дает возможность получить финансово-экономические показатели, позволяющие провести анализ состояния предприятия за определенный период времени.

В качестве объекта исследования было принято предприятие ОАО «КАМАЗ». Его основные финансовые показатели деятельности за период с 2001 по 2011 год представлены на рисунке 1._

120000 000 100000 000 80 000 000 60 000 000 40000 000 20000 000 о

-20 000 000

/

y /

>

ívN t\V > ííb

-Прибыль

Годы

■Выручка от реализации

■Активы

Рисунок 1. Финансовые показатели предприятия ОАО «КАМАЗ» за период с 2001 по 2011 год, тыс. руб.

Графики показателей, представленные на этом рисунке, отражают различные фазы промышленного цикла: оживление производства в период 2001-- 2003 годов, подъем до 2008 года, фаза латентного кризиса 2007 - 2008 годов, кризис 2008 -2009 годов, очень короткая фаза стагнации, переходящая в фазы оживления и подъема.

Исследование проведем с использованием комплекса показателей финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия ОАО «КАМАЗ». При анализе в качестве базовой модели используем математическое описание (3), включающее составляющие: коэффициент рентабельности продукции (еп), коэффициент рентабельности суммарных затрат (доходы + расходы) - (s0), и коэффициент рентабельности продаж (бпр):

где: S

п

1 = гп + s0 + гПР, (4)

т т т т т т

dCQ/XPQR); в0 = £R- /£PQ); = £п?/£PQ).

2=1 2=1 2=1 2=1 2=1 2=1 С точки зрения производственной деятельности предприятия важнейшей из составляющих выражения (4) является коэффициент рентабельности продукции, определяющий результативность работы предприятия.

Конечной же целью работы предприятия является получение прибыли, которая в соответствии с выражением (1) является разницей между выручкой и всеми совокупными затратами, а применительно к выражению (4) коэффициент рентабельности продаж (бпр) опреде-

ляется разностью:

8п = 1 - (8о ПР ). (5)

Для определения соотношения между тремя видами рентабельности ОАО «КАМАЗ» были обработаны бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках за период с 2001 по 2011 год [4, 5]. Результаты расчетных исследований представлены на рисунке 2. Прибыль от производственной деятельности предприятия наблюдается при выполнении условия:

1 > ^о ПР ). (6)

Анализ результатов исследований показателей финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия ОАО «КАМАЗ» позволяет сделать следующий вывод.

К т рентабельности продукции к т рентабельности (доходы+расходы) к т рентабельности продаж

Рисунок 2. Соотношение рентабельности ОАО «КАМАЗ» за период с 2001 по 2011 год

Предприятия автомобилестроительной отрасли машиностроения априори должны иметь достаточно длительные периоды оборачиваемости, поэтому ожидаемая рентабельность продаж должна быть более высокой, нежели у предприятий с коротким циклом производства. Исходя из формулы суммирования коэффициентов рентабельности, если ожидаемая рентабельность продаж должна быть высокой, то для поддержания предприятия «на плаву» рентабельность продукции, напротив, высокой быть не должна.

В подтверждение этому при анализе финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ» мы наблюдаем сравнительно высокую долю прибыли в выручке от реализации только в 2002 и 2007 годах, и только когда доля себестоимости в выручке относительно низкая. Рост себестоимости и значительные убытки предприятие понесло в 2009 году, так как в силу длинного цикла производства были наращены объемы производства, а кризис 2008 года значительно повлиял на снижение спроса, результатом чего явилось значительное увеличение на складах нереализованной продукции, себестоимость которой в отчетность вошла, а реализованной стать не смогла.

Литература

1. Катанаев Н.Т., Российская автомобильная промышленность в различных фазах промышленного цикла. Редакция «Машиностроение», ж. «Автомобильная промышленность» № 7 , 2012 г., с.5-7.

2. Боронников Д.А., Яковенко Г.В., Яковенко А.Г. Анализ опыта реализаций идей устойчивого развития экономик в целях определения концепции развития промышленных кластеров. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», № 2 (14), т. 3, 2012. с.241-248.

Серия 5. Социально-экономические науки.

3. Сорокина Г.П. Экскритериальная модель оценки конкурентоспособности автомобилестроительного предприятия. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», № 2 (14), т. 3, 2012. с.261-265.

4. http://www.kamaz.ru/

5. http://www.autostat.ru/newsarhiv.asp?n=4306&t=1

Особенности циклического развития автомобильной и тракторной

отраслей машиностроения

д.т.н. проф. Катанаев Н.Т., к.э.н. Аркатова H.A., к.э.н. Козлов Д.И.

Университет машиностроения (495) 228-48-79, доб. 1405

Аннотация. Проводится анализ состояния автотракторной отрасли машиностроения РФ на основе относительных показателей выпуска промышленной продукции в условиях непрерывно меняющихся макроэкономических факторов, влияющих на производственную деятельность предприятий за последний полувековой период.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: валовой продукт, воспроизводстенные циклы, автомобили, тракторы, кризис, инфляция

Динамика устойчивого развития экономических объектов [5, 6] изучается в рамках теории роста и циклов. Теория циклов направлена на выявление и объяснение причин возникновения подъёмов и спадов в развитии экономических систем и этой проблеме посвящен целый ряд работ, например [2, 3, 4].

Экономический рост рассматривается в масштабах всей экономики государства и оценивается увеличением или уменьшением объёма производства товаров и услуг за некоторый период времени. В отличие от социального прогресса экономический рост материален и может быть измерен количественно. Однако выразить его одним синтетическим показателем невозможно, поскольку он является результатом взаимодействия большого числа экономических и социальных факторов [1]. Поэтому на практике экономический рост характеризуют рядом частных и общих показателей. Частные показатели характеризуют темпы роста отдельных отраслей, динамику важнейших факторов экономического роста: производственных фондов, трудовых ресурсов и т.д.

В качестве общих показателей экономического развития используются: валовой национальный продукт (ВНП), внутренний валовой продукт (ВВП), национальный доход, конечный продукт.

Номинальный ВВП (nominal GDP) выражается в текущих ценах года его расчёта. Реальный ВВП (real GDP) учитывает инфляцию и выражен в ценах предыдущего или другого базового года. Отношение номинального к реальному ВВП называется дефлятором ВВП.

В макроэкономических исследованиях базовым показателем до 1991 года был ВНП. Затем для совместимости с Системой Национальных Счетов ООН основным индикатором стал ВВП, в который входит достаточно размытая составляющая в форме услуг. К тому же ВВП в существенной мере зависит не только от инфляции, но и от денежной массы М2. Таким образом, базовый показатель даже в период некоторого подъема в экономике РФ с 2002 по 2008 год зависел от целого набора факторов (рисунок 1). Если вести расчет относительно 2003 года ВВП вырос в 2008 году более чем в 2,2 раза только за счет инфляции. В этом случае трансформация результатов исследований ВВП на отдельные отрасли экономики становится некорректной.

Учитывая изложенное, проведем исследование промышленных циклов, отражающих состояние реального сектора экономики, с использованием объективных показателей в фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.