Научная статья на тему 'Показатели финансовой и деловой активности автомобильного предприятия'

Показатели финансовой и деловой активности автомобильного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ФАЗЫ ЦИКЛА / АВТОМОБИЛИ / КРИЗИС / ЛИКВИДНОСТЬ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ / FINANCIAL POSITION / BUSINESS ACTIVITY / PRODUCTION / PHASES OF CYCLE / AUTOMOBILES / CRISIS / LIQUIDITY / SOLVENCY / TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларина Е. В.

В работе представлены результаты исследования финансового положения и динамики показателей деловой активности предприятия ОАО «КАМАЗ». Эти показатели позволяют установить эффективность использования имеющихся в распоряжении предприятия основных средств, а также всех ресурсов и инвестиций в оборотный капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indices of financial and business activity of an automobile enterprise

To work presents the results of study of financial position and dynamics of the indices of the business activity of the “KAMAZ” joint stock company. These indices allow to establish the effectiveness of the use the existing capital assets of an enterprise and also all resources and investments into the current capital.

Текст научной работы на тему «Показатели финансовой и деловой активности автомобильного предприятия»

Серия 5. Социально-экономические науки.

Показатели финансовой и деловой активности автомобильного

предприятия

Ларина Е.В.

Университет машиностроения (495) 228-48-79, доб. 1405

Аннотация. В работе представлены результаты исследования финансового положения и динамики показателей деловой активности предприятия ОАО «КАМАЗ». Эти показатели позволяют установить эффективность использования имеющихся в распоряжении предприятия основных средств, а также всех ресурсов и инвестиций в оборотный капитал.

Ключевые слова: финансовое положение, деловая активность, производство, фазы цикла, автомобили, кризис, ликвидность, платежеспособность, оборачиваемость.

Проведенные исследования предприятий автомобилестроительной отрасли показали, что после кризиса 90 - х годов до начала 2000 - х годов отрасль находилась в фазе стагнации. После чего начинается фаза оживления и подъема, длившаяся до середины 2008 года.

Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, оказал значительное влияние на результаты производственно-экономической деятельности всех автомобильных предприятий, включая и одного из главных автопроизводителей - ОАО «КАМАЗ».

Ситуацию переломного кризисного момента можно отобразить показателями финансовой и деловой активности этого предприятия.

По результатам независимых маркетинговых исследований каждый третий грузовой автомобиль с полной массой 14-40 тонн в России сошел с конвейера ОАО «КАМАЗ». Основным рынком сбыта этих автомобилей является Российская федерация.

В целом по совокупному объему производства грузовых автомобилей в России за последние 8 лет доля выпуска автомобилей КАМАЗ в среднем приближалась к 20 % (см. таблицу 1).

Таблица 1

Выпуск грузовых автомобилей с 2005 по 2012 год __

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Совокупный объем производства автомобилей в России, тыс.шт. 205 245 285 256 91,7 156 207 244,7

ОАО «КАМАЗ», тыс.шт. 32,3 43,8 52,6 47,5 26,0 28,3 39,1 40,2

Доля ОАО «КАМАЗ» в общем объеме, % 15,8 17,9 18,5 18,6 28,4 18,1 18,9 16,4

(по данным Авторевю, АА Автостат, PricewaterhouseCoopers и Ассоциации европейского бизнеса)

Финансовое положение предприятия ОАО «КАМАЗ» в краткосрочной перспективе можно оценить с помощью показателей платежеспособности и ликвидности.

При проведении анализа платежеспособности и ликвидности по результатам бухгалтерской отчетности предприятия ОАО «КАМАЗ» были рассчитаны показатели, представленные за 2009 - 2011 годы в таблице 2.

Платежеспособность характеризуется наличием у предприятия достаточной суммы денежных средств, включая их эквиваленты, для быстрого погашения кредиторской задолженности. Ликвидность предполагает способность трансформации актива в денежные средства.

В целом эти показатели оценивают способность предприятия в полном объеме и в установленный срок погашать краткосрочные обязательства перед контрагентами.

Для получения комплексного представления о платежеспособности и ликвидности предприятия ОАО «КАМАЗ» результаты расчетных исследований представлены за 2001 -

2011 годы на рисунке 1.

Таблица 2

_Показатели платежеспособности и ликвидности предприятия ОАО «КАМАЗ»_

Показатели Годы

2009 2010 2011

Рабочий капитал 10880784 11692899 8688151

Доля рабочего капитала в активах 0,12 0,14 0,10

Коэф-т обеспеч-сти собств-ми средствами [0,5] 0,29 0,36 0,26

Коэф-т текущей ликвидности [1,5-2] 1,41 1,56 1,35

Коэф-т быстрой ликвидности [0,8-1] 0,92 1,18 0,91

Коэф-т абсолютной ликвидности [0,2-0,5] 0,01 0,01 0,09

Длительность оборота дебиторской задолженности 98,73 79,65 57,02

Каждый из коэффициентов, характеризующих платежеспособность и ликвидность, имеет диапазон предпочтительных значений, при которых развиваются благоприятные производственно-финансовые процессы предприятия.

Годы

-Долирабочегокапнталав яктивях

-Ко'>ф т обеспеч ста собств ми средствами [0,5]

■К»»ф-т текущей ликвидности [1,5-2]

■К»»ф-т быстрой ликвидности [0,8-1]

■К» »ф-т абсолютной ликвидности [0,2-0,5]

Рисунок 1. Показатели платежеспособности и ликвидности предприятия ОАО «КАМАЗ» в период с 2001 по 2011 год

Для исследования динамики развития производственно-финансовых процессов были получены показатели деловой активности изучаемого предприятия. Эти показатели оценивают возможности достижения поставленных предприятием целей и задач в кратчайшие сроки. Они позволяют установить эффективность использования имеющихся в распоряжении предприятия основных средств, а также всех ресурсов и инвестиций в оборотный капи-

Таблица 3

Показатели Годы

2009 2010 2011

Оборачиваемость активов, [кол-во дней] 563,9 404,2 287,4

Оборачиваемость основных средств 158,4 121,9 87,4

Оборачиваемость запасов 85,0 36,9 36,1

Длительность оборота деб.задолженнсти 98,7 79,6 57,0

Оборачиваемость рабочего капитала 298,2 216,7 146,1

Длительность оборота кредиторской задолженности 86,1 69,7 49,7

Комплекс показателей деловой активности по своей сути является показателями оборачиваемости, так как определяют скорость осуществления полного цикла производства и обращения, скорость реализации запасов, время взыскания дебиторской задолженности. Наи-

более часто используемые на практике показатели деловой активности предприятия ОАО «КАМАЗ» приведены за 2009 - 2011 годы в таблице 3.

Эти показатели за более широкий временной диапазон (2001 - 2011 г.г.) были рассчитаны по результатам бухгалтерской отчетности предприятия ОАО «КАМАЗ» и представлены рисунке 2.

1200,0

1000,0 800,0 600,0 400,0 200,0 0,0

2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012

—♦— Оборачиваемость активов, [кол-во дней] —■— Оборачиваемость основных средств

--Оборачиваемость запасов

Я Длительность оборота деб.задолженнсти — — Оборачиваемость рабочего капитала

Рисунок 2. Динамика показателей деловой активности предприятия ОАО «КАМАЗ» в период с 2001 по 2011 год

На заключительном этапе фазы стагнации, проходившем в 2001 - 2002 годах, ОАО «КАМАЗ» имел очень низкие скорости оборота активов, рабочего капитала и основных средств. Это свидетельствовало о низкой деловой активности предприятия. Однако этот процесс в большой степени зависел от такого макроэкономического показателя, как уровень монетизации российской экономики. В работах [1, 2] показано, что при низких уровнях монетизации автотракторные предприятия, имеющие низкие скорости оборота капитала, испытывают органический дефицит денежной массы.

Начиная с 2003 года увеличение уровня монетизации в экономике способствовало повышению деловой активности предприятия, о чем свидетельствует рост оборачиваемости активов, рабочего капитала и основных средств. Эти показатели достигли максимальных значений в 2008 году (рисунок 2).

Разразившийся в 2008 году финансово-экономический кризис привел в последующем году снова к снижению оборачиваемости отмеченных показателей предприятия ОАО «КАМАЗ», значения которых достигли докризисных значений лишь в 2011 году.

Таким образом, такие крупные предприятия, как ОАО «КАМАЗ», имеющие сравнительно низкие показатели оборачиваемости активов, рабочего капитала и основных средств во многом зависят от состояния финансовой системы страны. Низкий уровень монетизации менее опасен для предприятий, имеющих высокую скорость оборота капитала. К сожалению, автомобилестроительные предприятия, так же, как и другие крупные индустриальные предприятия, имеют сравнительно низкую оборачиваемость и весьма чувствительны к уровню макроэкономических показателей.

Литература

1. Катанаев Н.Т., Аркатова H.A., Ларина Е.В. Проблемы моделирования промышленных циклов в национальной экономике. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», № 1 (9), 2010. с. 224-229.

2. Катанаев Н.Т. Российская автомобильная промышленность в различных фазах промышленного цикла. М., Машиностроение, журнал «Автомобильная промышленность» № 7, 2012, с. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.