Научная статья на тему 'Модель реализации проектно-ориентированного образования в области подготовки инженеров'

Модель реализации проектно-ориентированного образования в области подготовки инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАКЕТНАЯ ОТРАСЛЬ / PROJECT / COMPETENCE APPROACH / PROJECT-ORIENTED TRAINING / ENGINEERING EDUCATION / ROCKET INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерунова Анна Михайловна, Фомичева Ольга Анатольевна

Представлена разработанная модель реализации проектно-ориентированного обучения в области подготовки инженеров в высших учебных заведениях. Модель рассмотрена на примере внедрения в образовательную программу подготовки инженеров по специальности 24.05.01 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» в Тульском государственном университете проектно-ориентированного образовательного модуля «Проектная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерунова Анна Михайловна, Фомичева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF REALIZATION OF PROJECT-ORIENTED EDUCATION IN THE FIELD OF PREPARATION OF ENGINEERS

The article presents the developed model for implementing project-oriented training in the field of training engineers in higher educational institutions. The model is considered on the example of introduction into the educational program of training of engineers on the specialty 24.05.01 "Engineering, production and operation of rockets and rocket and space complexes " in the Tula State University of the project-oriented educational module "Project Activities".

Текст научной работы на тему «Модель реализации проектно-ориентированного образования в области подготовки инженеров»

Yeskina Julia Sergeevna, student, korneev8 7@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 37.047

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

А.М. Дерунова, О.А. Фомичева

Представлена разработанная модель реализации проектно-ориентированного обучения в области подготовки инженеров в высших учебных заведениях. Модель рассмотрена на примере внедрения в образовательную программу подготовки инженеров по специальности 24.05.01 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» в Тульском государственном университете проект-но-ориентированного образовательного модуля «Проектная деятельность».

Ключевые слова: проект, компетентностный подход, проектно-ориентированное обучение, инженерное образование, ракетная отрасль.

Инженерное образование, реализующее компетентностный подход, предполагает организацию структуры и всего учебного процесса, которые нацелены на конечный результат - качество деятельности выпускников, измеряемой в компетенциях/компетентности.

В содержание образования включаются предметы, формирующие компетентности будущей профессиональной деятельности, имеющие междисциплинарный, интегрированный характер, что позволяет готовить выпускников к инженерной деятельности в меняющихся условиях профессиональной среды.

Проектно-конструкторская компетенция будущего инженера - одна из составляющих в структуре деятельности специалиста, где закладывается способность к профессиональной деятельности, направленной на формирование инженерного мышления. Такой деятельностью является инженерное проектирование.

Под проектно-конструкторской компетентностью понимается личностная, интегративная, формируемая характеристика способности и готовности выпускника (специалиста), проявляющаяся в проектировании, на основе владения специальными проектно-конструкторскими знаниями и умениями, использования современных технологий и средств проектирования, обоснованного выбора и оптимизации в случае многовариантности решений; учета быстрого изменения технологий.

Особенностью проектно-ориентированного обучения является то, что оно фокусируется в основном на модели производственной деятельности.

Студенты начинают с определения цели создания конечного продукта, определяют свою аудиторию, исследуют данную им тему, разрабатывают проект, управляют проектами, решают определенные задачи, получают конечный продукт, за которым следует самооценивание и рефлексия. Роль студента заключается в том, чтобы задавать вопросы, формировать знания, и определять решение поставленного вопроса/проблемы.

Проектное обучение - это модель обучения, при которой акцент делается на студента и его проект. Студенты имеют возможность работать более автономно и сами искать необходимые им знания.

Студенты становятся активными участниками решения задач, разрешения проблем, получения конкретных итогов, а не пассивными слушателями, они сотрудничают внутри своей группы, организуют свою деятельность, проводят исследования, решают задачи, обобщают информацию, организовывают свое время и ресурсы и размышляют в ходе обучения.

Преподаватели меняют свою роль на роль руководителя/инструктора со стороны (задавая вопросы, проводя мониторинг, управляя, руководя группой, поощряя к дальнейшей работе), а не являются только носителями и сеятелями знаний. Инструктор структурирует предложенный вопрос/проблему с тем, чтобы направить обучение учащегося к материалам по заданной тематике, а также регулирует успехи студентов с периодическими, переходными целями, чтобы убедиться, что студенческие проекты остаются сосредоточенными на конкретной теме, а студенты имеют полное понимание исследуемой концепций.

Существует большое многообразие подходов к организации проектного обучения при подготовке специалистов по различным направлениям высшего образования.

В данной работе предлагается с целью эффективной реализации проектно-ориентированного образования в области подготовки инженеров для оборонно-промышленного комплекса внедрить в основную образовательную программу проектно-ориентированный образовательный модуль «Проектная деятельность», который ориентирует студента на:

- получение глубоких практических знаний технических основ профессии;

- формирование навыков в создании и эксплуатации новых продуктов и систем;

- понимание важности и стратегического значения научно-технического развития общества.

Образовательный модуль «Проектная деятельность» формируется на основании существующего учебного плана путем изменения организации самостоятельной работы по некоторым дисциплинам.

241

Например, для специальности 24.05.01 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов», подготовку по которой осуществляют на кафедре «Ракетное вооружение» в Тульском государственном университете, разработан проектно-ориентиро-ванный образовательный модуль «Проектная деятельность», содержание которого представлено в таблице.

Содержание проектно-ориентированного образовательного модуля

№ п/п Название дисциплины Вид проектной деятельности Семестр Форма отчетности

1 Информатика Курсовая работа 2 Защита курсовой работы

2 Вычислительный практикум Проектный практикум 5,6 Защита проекта

3 Теория поиска и принятия решений Проектный практикум 5 Защита проекта

4 Устройство и функционирование летательных аппаратов Курсовая работа 6 Защита курсовой работы

5 Методы и средства технического эксперимента Проектный практикум 6 Защита проекта

6 Двигатели и энергоустановки Курсовой проект 7 Защита курсового проекта

7 Конструирование узлов и агрегатов летательных аппаратов Курсовой проект 8 Защита курсового проекта

8 Теория полета летательных аппаратов Курсовая работа 8 Защита курсовой работы

9 Технология производства летательных аппаратов Курсовой проект 9 Защита курсового проекта

10 Инновационная деятельность в инженерной практике Проектный практикум 10 Защита проекта

11 Проектирование летательных аппаратов Курсовой проект 10 Защита курсового проекта

12 Менеджмент и маркетинг в ракетной отрасли Проектный практикум 10 Защита проекта

13 Междисциплинарный курсовой проект Курсовой проект 11 Защита курсового проекта

Проектная деятельность студентов организовывается в рамках самостоятельной работы в форме проектного практикума или выполнения курсовой работы (курсового проекта) в соответствии с учебным планом при изучении дисциплин, входящих в проектно-ориентированный образовательный модуль (описывается в рабочей программе дисциплины).

При реализации проектно-ориентированного подхода под проектом подразумевается конечный продукт, выполненный индивидуально или группой студентов из нескольких человек (в зависимости от сложности проекта), который может использоваться для решения конкретной практической задачи. Конечным продуктом может быть программный комплекс, программа испытаний, конструкция, научно-обоснованные рекомендации по техническим решениям, база данных и т.д.

При изучении модуля «Проектная деятельность» студенту (группе студентов) по каждой дисциплине выдается отдельное задание на проект в виде технического задания. Проект оформляется в соответствие с требованиями ГОСТ в виде отчетов по курсовой работе, курсовому проекту или в соответствие с требованиями методических указаний по дисциплине.

По каждой из дисциплин, входящих в проектно-образовательный модуль, студентам будет предлагаться выполнить следующие работы.

Информатика. Проектом является программный продукт, разработанный студентом (группой студентов), который может быть использован при выполнении проектов по дисциплинам модуля («Теория полета летательных аппаратов», «Проектирование летательных аппаратов», «Двигатели и энергоустановки»), а также в рамках научно-исследовательской работы.

Вычислительный практикум. Проектом является конструкторский чертеж изделия, выполненный с использованием современных программных комплексов.

Теория поиска и принятия решений. Проектом является программный продукт поддержки принятия решений при многокритериальном выборе в условиях неопределенности, который может быть использован при выполнении проектов по дисциплинам модуля, а также в рамках научно-исследовательской работы.

Устройство и функционирование летательных аппаратов. Проектом являются сборочный чертеж и деталировка в соответствии с выбранным заданием.

Методы и средства технического эксперимента. Проектом является программа испытаний изделия, разрабатываемого в рамках проекта по дисциплине «Устройство и функционирование летательных аппаратов».

Двигатели и энергоустановки. Проектом является конструкторская документация к спроектированной группой студентов ракетной двигательной установке твердого топлива. Проект является заданием на проект по дисциплине «Технология производства летательных аппаратов», а также может быть использован при работе над проектом по дисциплине «Проектирование летательных аппаратов».

Конструирование узлов и агрегатов летательных аппаратов. Проектом является конструкторская документация к спроектированному группой студентов блоку рулевого привода летательного аппарата. Проект может быть использован при работе над проектом по дисциплине «Проектирование летательных аппаратов».

Теория полета летательных аппаратов. Проектом является программный комплекс расчета траектории полета управляемого летательного аппарата. Проект может быть использован при работе над проектом по дисциплине «Проектирование летательных аппаратов».

Технология производства летательных аппаратов. Проектом является технологическая документация к проекту по дисциплине «Двигатели и энергоустановки».

Проектирование летательных аппаратов. Проектом является макет спроектированной группой студентов ракеты ближней тактической зоны.

Инновационная деятельность. Проектом является отчет о патентном поиске, проведенном в рамках работы над проектом по дисциплине «Проектирование летательных аппаратов».

Менеджмент и маркетинг в ракетной отрасли. Проектом является отчет о маркетинговых исследованиях, проведенных в рамках работы над проектом по дисциплине «Проектирование летательных аппаратов».

Междисциплинарный курсовой проект. Проектом является технико-экономическое обоснование, техпроцесс сборки и дерево отказов для проекта по дисциплине «Проектирование летательных аппаратов». Техническое задание, правила оформления и порядок защиты представлены в соответствующих методических указаниях к проекту по каждой дисциплине.

Технические задания на проект отличаются междисциплинарно-стью, т.е. при его выполнении студенту необходимо самостоятельно под руководством руководителя проекта (преподавателя) осуществлять поиск информации выходящей за пределы полученных теоретических знаний в рамках изучаемой дисциплины.

При составлении технических заданий на проекты будут использоваться кейсы, разработанные совместно с предприятиями-работодателями. Защита проекта проходит публично в присутствии комиссии из членов профессорско-преподавательского состава кафедры, или в группе студентов.

По итогам защиты студенту выставляется оценка, которая является оценкой по промежуточной аттестации по дисциплине или ее составной частью.

Освоение образовательного модуля обеспечит сокращение адаптационного периода выпускников в творческих коллективах предприятий и повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Список литературы

1. Осипова С.И., Ерцкина Е.Б. Формирование проектно-конструк-торской компетентности студентов - будущих инженеров в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2007. №6 (Ч. 3). С. 30-35.

Дерунова Анна Михайловна, асп., anna dernnovaabk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Фомичева Ольга Анатольевна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

MODEL OF REALIZATION OF PROJECT-ORIENTED EDUCATION IN THE FIELD OF

PREPARA TION OF ENGINEERS

A.M. Derunova, O.A. Fomicheva.

The article presents the developed model for implementing project-oriented training in the field of training engineers in higher educational institutions. The model is considered on the example of introduction into the educational program of training of engineers on the specialty 24.05.01 "Engineering, production and operation of rockets and rocket and space complexes" in the Tula State University of the project-oriented educational module "Project Activities".

Key words: project, competence approach, project-oriented training, engineering education, rocket industry.

Derunova Anna Mikhailovna, postgraduate, anna_derunova@bk. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Fomicheva Olga Anatol 'evna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.