Научная статья на тему 'Модель реализации направленности педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на их индивидуальный прогресс'

Модель реализации направленности педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на их индивидуальный прогресс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1355
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС УЧЕНИКОВ / ОБОБЩЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОГРЕССА / PUPILS'' PROJECT ACTIVITIES / PUPILS'' INDIVIDUAL PROGRESS / PEDAGOGICAL SUPPORT / GENERAL CHARACTERISTICS OF INDIVIDUAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизинцева Екатерина Петровна

В статье рассмотрена модель, с помощью которой реализуется направленность педагогического сопровождения проектной деятельности учеников на их индивидуальный прогресс. Модель разработана на основе введенных автором определений «индивидуальный прогресс учеников», «педагогическое сопровождение проектной деятельности учеников, направленное на их индивидуальный прогресс». Обоснованы и подробно описаны все этапы реализации модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизинцева Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF REALIZATION OF DIRECTION OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT OF PUPILS’ PROJECT ACTIVITIES TO THEIR INDIVIDUAL PROGRESS

The article touches upon the model directed to the pedagogical support of pupils ’ project activities to their individual progress. The model is developed on the basis of author’s definitions «pupils' individual progress» and «pedagogical support of pupils' project activities directed to their individual progress». All stages of realization of the model are proved and described.

Текст научной работы на тему «Модель реализации направленности педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на их индивидуальный прогресс»

УДК 371.3

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Сизинцева Екатерина Петровна, учитель английского языка

Средняя образовательная школа с углубленным изучением английского языка №1374, г. Москва, Россия cath@inbox.ru

В статье рассмотрена модель, с помощью которой реализуется направленность педагогического сопровождения проектной деятельности учеников на их индивидуальный прогресс. Модель разработана на основе введенных автором определений «индивидуальный прогресс учеников», «педагогическое сопровождение проектной деятельности учеников, направленное на их индивидуальный прогресс». Обоснованы и подробно описаны все этапы реализации модели.

Ключевые слова: проектная деятельность школьников; педагогическое сопровождение; индивидуальный прогресс учеников; обобщенные характеристики индивидуального прогресса.

MODEL OF REALIZATION OF DIRECTION OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT OF PUPILS’ PROJECT ACTIVITIES

TO THEIR INDIVIDUAL PROGRESS

Ekaterina Sizintseva

Moscow State Educational Institution Secondary Comprehensive School with Advanced Learning of English №1374, Moscow, Russia

cath@inbox.ru

The article touches upon the model directed to the pedagogical support of pupils ’ project activities to their individual progress. The model is developed on the basis of author’s definitions «pupils' individual progress» and «pedagogical support of pupils' project activities directed to their individual progress». All stages of realization of the model are proved and described.

Keywords: pupils' project activities, pedagogical support, pupils' individual progress, general characteristics of individual progress

Для того, чтобы разработать педагогическую модель, реализующую направленность педагогического сопровождения проектной деятельности учеников на их индивидуальный прогресс, мы провели большую работу: проанализировали понятие «модель выпускника» и связали с ним качество «индивидуальный прогресс ученика», которое является поступательной характеристикой, ступенью для достижения модели выпускника. Для возможности отслеживания динамики индивидуального прогресса ученика мы ввели обобщенные характеристики: осведомленность, осознанность,

активность, системность и соответствующие им уровни и показатели измерения. Затем исследовали сущность педагогического сопровождения и учебной проектной деятельности и пришли к выводу, что существует целесообразность в рассмотрении педагогического сопровождения проектной деятельности учеников, которое могло бы быть направлено на их индивидуальный прогресс.

В исследовании мы опирались на мнения Б.И. Хасан, Б.Д. Эльконина, А.М. Аронова и других, авторов понятия «индивидуальный прогресс»; на труды Г.Н.Серикова, О.С. Газмана, И.А. Липского, Т.В. Анохиной, В.П. Бедерхановой, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, С.Д. Полякова, И.А. Баевой, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, С.Г. Косарецкого, Н.Н. Михайловой, Р.В. Овчаровой и др., которые изучали особенности педагогического содействия и сопровождения учебной деятельности обучающихся; а также на работы М.Ю.

Бухаркиной, О.С.Виноградовой, С.И.Горлицкой, В.В.Копыловой, А.П.Кузнецовой, О.М.Моисеевой, Н.Ю.Пахомовой, Е.С.Полат и т.д. в области применения метода проектов в учебной деятельности школьников.

Кроме того, мы провели среди педагогов-практиков ряд опросов и обнаружили желание учителей стимулировать индивидуальный прогресс учеников наряду с отсутствием понимания и особенно механизма - как это осуществить.

Рассмотрим, каким образом можно организовать работу педагога, чтобы она отвечала поставленной цели по индивидуальному прогрессу учеников.

Будем опираться на введенные нами определения:

1. Индивидуальный прогресс ученика - это система, которая представляет собой интегративную развивающуюся с помощью педагогического сопровождения положительную динамику обобщенных характеристик школьника (осведомленность, осознанность, активность, системность) в предметной, метапредметной, личностной сферах для реализации учебных и жизненных целей, является средством для достижения модели выпускника и основанием для последующей адаптации в социуме.

2. Педагогическое сопровождение проектной деятельности, направленное на индивидуальный прогресс ученика - это система целенаправленной педагогической деятельности, являющаяся средством влияния на индивидуальный прогресс учеников и достижения ими результатов в личностной, метапредметной, предметной сферах с помощью отбора типов проектов в соответствии с уровнем развития индивидуального прогресса, введения в содержание проектов поступательных особенностей, использования механизмов неформального поощрения и ведения мониторинга их достижений.

Как видим из определений, мы имеем дело с двумя тесно взаимодействующими системами. Первая описывает качественное состояние ученика, связанное с динамикой обобщенных характеристик индивидуального

прогресса. Вторая представляет собой деятельность педагога по целенаправленному сопровождению проектной деятельности учеников. Схематично это взаимодействие можно отразить следующим образом (см. рисунок 1).

Рис. 1. Взаимодействие систем: деятельность педагога и качественное состояние ученика

Педагогическое сопровождение будет заключаться в воздействии на некоторое текущее качественное состояние ученика, которое переходит в категорию «новое состояние» в процессе осуществления проектной деятельности. Затем процесс повторяется циклично для достижения заданных качественных состояний ученика, описываемых динамикой обобщенных характеристик индивидуального прогресса.

Для того, чтобы оказать воздействие на «некоторое состояние ученика», которое в нашем случае определяется как текущий, или фактический, уровень индивидуального прогресса (ИП), необходимо оценить, или измерить, это состояние с помощью специального инструментария. Затем в соответствии со спроектированным состоянием ИП педагогическое сопровождение будет

заключаться в отборе типов и содержания проектов с заданными свойствами и собственно выполнении проектов. В процессе проектной деятельности педагог направляет деятельность учеников до достижения ими результата. Диагностика результатов покажет, насколько изменилось состояние обобщенных характеристик ИП учеников. На основании полученных данных и проведения мониторинга можно будет перейти к отбору следующих проектов для дальнейшего воздействия на развитие индивидуального прогресса.

Такое тезисное представление модели педагогического сопровождения проектной деятельности учеников, имеющую направленность на их индивидуальный прогресс, раскроем с помощью схемы (см. рисунок 2) и опишем шаги по реализации модели.

В первую очередь перед нами встает задача по оцениванию состояния индивидуального прогресса, которая требует описания состояния обобщенных характеристик на каждом уровне и специального инструментария для измерения этих состояний. Обратимся к опыту группы ученых, которые являются авторами педагогической категории «индивидуальный прогресс».

В 2003-2006 гг. группа специалистов (О.В. Знаменская, О.С. Островерх, Л.А. Рябинина, Б.И. Хасан, П.Г. Нежнов, Б.Д. Эльконин, А.М. Аронов, О.Г. Баландин, И.Е. Ким, Т.В. Тимкова, О.И. Свиридова, Т.И. Юстус) из Института психологии и педагогики развития (г. Красноярск: ) и Психологического института РАО (г. Москва) по заказу Национального фонда подготовки кадров в проекте «Реформа системы образования» впервые ввела методику мониторинга индивидуального прогресса (ИП) и разработала инструментарий для исследования ИП учащихся общеобразовательных учреждений на основе положений компетентностного подхода [1].

Педагогическое сопровождение проектной деятельности

Анализ

Диагностика

Проектирование

Планирование

прогнозирование

Целеполагание

Мониторинг

достижений

учеников

Достигнутый уровень ИП

/

N

Исполнение

Неформальное поощрение достижений

У

\

Содержание проектов и поступательные особенности

Задачи Проблемн Взаимопо Делегиров

линейной и ые задачи щь между ание

уровневой и учениками полномоч

сложности: ситуации: пй

инварианта упреждени

и е

вариативны затруднен

и компонент ий

Отбор типов проектов

/

/

Спроектированный уровень ИП

Фактический уровень ИП

<0

Рис. 2. Модель реализации направленности педагогического сопровождения проектной деятельности на индивидуальный прогресс учеников

Особенность метода в том, что, основываясь на рассуждениях Л.С. Выготского, авторы рассматривают изменение отношения к предмету, наблюдаемое через «изменение действия с предметом» и вводят три уровня «действий ученика с учебно-предметным материалом» [1, с. 56].

К первому уровню они относят освоение общего смысла и формы способа действия: действие по формальному образцу (алгоритму, правилу, схеме) в стандартной задачной ситуации (узнавание как воспроизведение способа действия в том виде, в котором он появлялся в обучении).

Второй уровень описывается в виде освоения существенного отношения как основания способа действия: выполнение задания на основе выделенного существенного отношения (общего принципа, предметного отношения). На этом этапе важным является стремление и готовность учащегося к преобразующему, аналитическому действию.

Третий уровень представлен как функционализация способа действия: ориентация на границы способа действия (конструирование или перестройка общего способа действия). Действие ученика опирается на функциональное представление задачной ситуации и предполагает возможность преобразования любых ее элементов: цели, условий, средств, способов. Это требует

умственных действий рефлексии, синтеза и обобщения высокого уровня и фактически умения занять надпредметную позицию.

Далее, согласно приведенной трехуровневой модели становления предметного действия ученые определяют индивидуальный прогресс (ИП) ученика как комплексную положительную динамику личных ресурсов, включающую линейные и уровневые приращения способностей мышления и понимания. Характеристиками уровневого приращения являются «сохранение учеником достигнутого ранее уровня и выход на следующий, более высокий уровень мышления и понимания; показателем линейного приращения — количество решенных заданий данного уровня» [1, с. 57].

Инструментарий для мониторинга ИП получил название «Дельта» и начал использоваться во многих школах Красноярска, Москвы, Новосибирска, Чебоксар и т.д.

Надо заметить, что диагностический инструмент «Дельта» позволяет проводить у школьников начальной и основной школы оценку компетенций, связанных с освоением определенных учебных дисциплин: математики, русского языка и физики, где в системе тестовых заданий отражена логикопсихологическая специфика каждой дисциплины как системы предметных действий.

Нам представляется такой подход очень актуальным и целесообразным. Однако наша задача состоит в том, чтобы диагностика индивидуального прогресса могла охватить предметную сферу различных учебных дисциплин, а также иные сферы. Нам близка позиция Т.Н. Беркалиева [2], который считает, что критерии оценивания ИП не должны быть слишком сложными и специфичными, т.е. должны быть преимущественно привычными и поэтому он выделяет для методики экспертной оценки ИП три группы критериев: предметная сфера, академическое развитие, развитие личности и социальных навыков. При этом он делает акцент на психологической составляющей в поведении ученика, связанной с преодолением затруднений. Т.Н. Беркалиев предлагает использовать технологии и инструменты в методике оценки индивидуального прогресса на основе трех взаимосвязанных блоков:

1) первичная оценка индивидуального прогресса и предварительное определение сферы школьных затруднений;

2) углубленное изучение причин школьных затруднений (психологическая диагностика, анализ семейной ситуации);

3) адресная коррекция причин школьных затруднений.

Мы считаем, что учитывать сферу затруднений ученика действительно важно, поэтому на этапе проектирования и прогнозирования результатов проектов, одной из функций педагогического сопровождения становится

введение в содержание проекта проблемных ситуаций заведомо преодолимых трудностей, т.е. будет иметь место факт упреждения затруднений. В этом случае одновременно будет решаться 2-х сторонняя задача: для упреждения затруднений педагог должен точно оценить текущее состояние ученика, чтобы не дать слишком простое или слишком сложное задание, а с другой стороны внести в содержание проекта задание, которое имеет характер преодолимой трудности, что будет способствовать поднятию ИП на новый уровень.

Учитывая все эти стороны, а также в соответствии с документами ФГОС второго поколения, для диагностики ИП мы избрали три сферы - предметную, межпредметную, личностную, каждую из которых описали с помощью обобщенных характеристик - осведомленность, осознанность, активность, системность, о чем подробно рассказано в первом параграфе настоящего исследования.

Для оценки обобщенных характеристик ИП нам необходимо описать их качественное состояние на каждом уровне индивидуального прогресса: поэтапно от стадии начальной к пониманию и знанию, к применению в учебной деятельности и далее до анализа, оценки и применения в любой иной деятельности.

В нашей работе мы остановимся на исследовании динамики индивидуального прогресса для ступени основного общего образования, поэтому опишем состояния обобщенных характеристик ИП, опираясь на требования ФГОС второго поколения к объему результатов основного образования в личностной, метапредметной, предметной сферах. Однако из каждой сферы мы выберем только некоторые существенные качества личности, динамику которых можно оценить с помощью формируемой нами модели, а именно:

1) в личностной сфере будем анализировать такое качество, как ответственное отношение к учению;

2) в метапредметной сфере - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

3) в предметной сфере (иностранный язык) - формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции (в соответствии со школьной программой).

Опишем подробнее показатели обобщенных характеристик.

Показателями осведомленности являются следующие:

- полнота воспроизводимости учеником усваиваемого социального знания и опыта (ответственное отношение к учению, методы планирования деятельности и результатов, методы самоконтроля, самооценки, принятия решений, развитие иноязычной коммуникативной компетенции) с помощью участия в проектной деятельности;

- точность результатов воспроизведения учеником овладеваемых им элементов социального знания и опыта в процессе проектной деятельности;

- объем осведомленности и информированности в вопросах, темах, действиях, отражающих личностную, метапредметную, предметную сферы в результатах проектной деятельности;

- размерность тех аспектов социального знания и опыта, которые соответствуют содержанию той или иной ступени образования.

Показателями осознанности являются:

- целенаправленность как осмысленная намеренность в действиях на основе усвоенных им знаний, становление способности управлять своими действиями в процессе проектной деятельности;

- соотнесенность усвоенных знаний с действительным отношением ученика к себе, сверстникам, к действительности, мера нравственности в его

сознательности, становление и развитие познавательной самостоятельности, соответствие действий поставленным целям и задачам в процессе проектной деятельности.

Показатели активности:

- инициативность ученика в достижении результатов в процессе

проектной деятельности, настойчивость в применения усвоенных знаний при осуществлении проектной деятельности;

- результативность как количественная и качественная мера

осуществленных учеником действий по достижению результатов в проектной деятельности на основе применения усвоенных знаний и опыта.

Системность будем характеризовать такими показателями, как:

- логичность рассуждений и принятия решений в процессе проектной деятельности, которые базируются на усвоенном опыте, на достигнутых ранее результатах; способность к критике и самокритике, оценке и самооценке; способность принятия самостоятельных решений; способность брать на себя ответственность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- следственность выводов, которая характеризует способность

анализировать, сопоставлять усвоенный опыт и рефлексировать, умения осуществлять самоконтроль и корректировать процесс проектной деятельности в соответствии с результатами диагностики и контроля.

Начальный, или первый уровень будет фиксировать текущее состояние индивидуального прогресса ученика, от которого начнется отсчет формирования осведомленности, осознанности, активности, системности. Как правило, начальный уровень определяется до того, как ученик будет включен в проектную деятельность.

Средний уровень, или осмысление - это уровень индивидуального прогресса, который будет отражать поступательные изменения обобщенных

характеристик, хотя еще пока недостаточные для проявления полноценной самостоятельности в проектной деятельности: знание и понимание роли знаний в жизни человека, понимание значения роли планирования своей деятельности, эпизодически возникающие потребности в самостоятельном решении задач; стихийные, бессистемные акты самооценки и рефлексии; преобладание внешних побудительных сил к обучению наряду с возникновением внутренних, но еще неустойчивых мотивов к самостоятельному познанию.

Достаточный уровень, или применение - этот уровень даст уверенность в том, что качества модели выпускника будут достигнуты, т.к. мера сформированности обобщенных характеристик на данный момент времени будет соответствовать спроектированной модели индивидуального прогресса: способен применять знания и умения в учебной деятельности, использует различные источники информации, организует и планирует свою деятельность; когда возникают внутренние потребности в самостоятельном познании, познавательная деятельность из бессистемной переходит в систематическую; когда внешние цели познания и побуждения (в большинстве своем) становятся внутренне усвоенными.

Высокий уровень уровень (системность применения) индивидуального прогресса покажет: осознание личной и общественной значимости познания; умение оценивать и анализировать свои и чужие результаты учебной деятельности для извлечения уроков и пополнения опыта, применять накопленный опыт; умение планировать, направлять, корректировать, контролировать свою деятельность, рационально использовать социальные источники информации, достигать поставленные перед собой цели; систематически осуществлять познавательную и самообразовательную деятельность в соответствии с устойчивыми внутренними потребностями в целях личностного роста и самореализации.

Как только определены состояния обобщенных характеристик на каждом из уровней ИП, встает задача по их измерению специальным инструментарием.

В качестве такого инструментария целесообразно использовать методы педагогического исследования - наблюдения, опросы, анкетирование, беседы, а также тестирование и контрольные задания. В зависимости от предметной области педагог вправе избрать тот набор оценочных средств, которого будет достаточно для определения текущего и/или достигнутого уровня индивидуального прогресса ученика. Однако в качестве обязательных методов оценивания целесообразно опираться на разработанный нами инструментарий -опрос для учителя и опрос для ученика. Эти анкеты, как правило, заполняются педагогом и школьником по окончании проекта, за исключением первичной диагностики. Первичная диагностика состояния обобщенных характеристик индивидуального прогресса школьника может быть осуществлена до начала проекта, т.е. если ученик принимает участие в проектной деятельности впервые, анкета заполняется педагогом на основании учебной деятельности ученика до начала проекта.

В соответствии с разработанной моделью направленности педагогического сопровождения проектной деятельности учеников на их индивидуальный прогресс педагогу далее предстоит осуществить отбор типов и содержания проектов согласно векторному соответствию типов проектов уровню развития обобщенных характеристик ИП. При этом важным моментом будет являться учет двух моментов.

Первое. Очень важным аспектом является учет возрастных психологофизиологических особенностей учеников различного школьного возраста, поэтому при использовании метода желательно иметь в виду следующие общие требования:

- темы проектов должны быть тесно связаны с предметным содержанием;

- из существующих типов проектов (научный, исследовательский, поисковый, творческий и т.д.), проекты для младших школьников должны быть краткосрочными и преимущественно творческими (с использованием ролевых

игр и т.п.), для старших школьников будут допустимы среднесрочные и долгосрочные проекты с открытой и скрытой координацией и т.п.;

- проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития;

- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-3 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 12 сдвоенными уроками для младших школьников, для учеников старших классов занятия могут быть внеурочным, дополнительными и т.д.;

- оформление результатов проекта должно опираться на доступные для младших школьников способы и средства (рисование, аппликации, карточки и т.д.).

Второе. Обеспечить эффективную проектную деятельность учеников можно четким предварительным планированием их деятельности:

- провести подготовительную работу среди учеников, ознакомить с элементами проектной деятельности, с понятиями планирования деятельности, выбора путей достижения цели, с понятиями анализа деятельности, а также контроля и самоконтроля и т.д.;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на всех этапах выполнения проекта;

- обеспечить заинтересованность школьников в работе над проектом, т.е. мотивацию;

- создавать группы не более 5-8 человек.

Согласно разработанной модели при отборе проектов педагог будет вводить в содержание и технологию выполнения проектов ряд поступательных особенностей:

- задач линейной и уровневой сложности для воздействия на обобщенные характеристики в линейном и уровневом приращениях;

- ситуаций и задач решаемой проблематики и заведомо преодолимых трудностей;

- механизмов взаимопомощи между учениками;

- приёмов постепенного делегирования полномочий ученикам: от отдельных задач внутри проектов до полной самостоятельной деятельности от идеи проекта до его реализации

В данном случае под поступательными особенностями подразумевается последовательное наращивание от проекта к проекту изменений, связанных с увеличением количества заданий (наращивание линейной сложности), с увеличением сложности этих заданий (наращивание уровневой сложности), с увеличением количества проблемных заданий (ситуаций и задач решаемой проблематики и заведомо преодолимых трудностей), с увеличением ситуаций взаимопомощи между учениками, с увеличением количества делегируемых функций ученикам.

Следующим шагом реализации модели направленности педагогического сопровождения проектной деятельности учеников на их индивидуальный прогресс становится осуществление мониторинга достижений школьников после выполнения проекта.

Проблема мониторинга встает перед педагогом сразу, как только встает задача отслеживания достижений ученика в течение обучения. Поэтому этой проблеме в последнее время уделяется максимальное внимание как ученых-практиков, внедряющих повышающие уровень образованности новые образовательные технологии, так и органов государственного управления и регулирования системой образования, которые базируются в своей работе на мировой опыт и опыт российских педагогов. Так, Министерством образования и науки РФ разработан и рекомендован к применению документ «портфолио работ ученика», состав которого предложен в тексте инструктивнометодического письма Министерстве образования и науки РФ [3]. Согласно письму «портфолио работ - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в

научных конференциях, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный блок портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Возможна и количественная оценка работ, размещённых в данном разделе, которая требует разработки чёткой критериальной базы, стандартизированной, по крайней мере, на уровне данной школы. Работы представлены в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей».

Паспорт индивидуального прогресса ученика, разработанный нами как инструмент фиксации достижений в течение проектной деятельности, может стать составной частью такого «портфолио работ» ученика.

Паспорт индивидуального прогресса ученика заполняется частично педагогом (блок «Общие сведения»), частично самим учеником и является документом, позволяющим достаточно четко видеть прогресс ученика в процессе его обучения как в течение четверти, так и на протяжении всего учебного года, а значит и всего периода обучения в системе среднего образования.

Паспорт построен таким образом, что ученик становится сопричастным к процессу оценивания своей работы и процессу заполнения итоговых документов по каждому проекту, т.е. участвует в совместной деятельности с преподавателем. Иными словами, ученик осознает, что процесс формирования его оценки теперь не является абсолютно подчиненным единоличной воле преподавателя. Такой подход воспитывает в ученике ответственность за свою деятельность и побуждает к активности в этой учебной деятельности, что является одной из важнейших задач системы образования вообще.

Кроме того, привлечение ученика к заполнению паспорта его индивидуального прогресса является дополнительным стимулом не только для достижения запланированных результатов, но и для самостоятельной

постановки целей и задач в аспекте «соревнуюсь с самим собой, расту над самим собой».

После выполнения проекта ученик заполняет в паспорте блок «Сведения об участии в проектах», описывает какие виды работ выполнены самостоятельно на каждом этапе проекта и дает самооценку каждому этапу работы. В этой же форме ученик отвечает на ряд вопросов, например: я испытал затруднения (указать какие) и решил их так; если бы проект я выполнял снова, то внес бы изменения в свою работу; что не получилось; что мне удалось и т.д.

Заполняя соответствующие поля и отвечая на поставленные вопросы, ученик волей-неволей дает оценку всей своей деятельности, осуществленной на протяжении проекта, в дополнение к анкетированию, которое проводится после проекта по разработанным нами анкетам.

Фактически, сам процесс реализации проекта предполагает участие ученика в подготовке документов для мониторинга его собственных достижений.

Этим самым реализуется одна из основных задач педагогического сопровождения - максимально привлечь ученика ко всем процессам обучения -от постановки целей до оценивания его результатов и побуждения к дальнейшей познавательной деятельности.

В последний блок паспорта ИП ученика («Сведения о динамике достижений: приращения обобщенных характеристик индивидуального

прогресса в процессе проектной деятельности») записываются итоговые результаты по проекту. Сведения вносятся после статистической обработки данных анкетирования и тестирования в виде баллов, а также уровня, которому соответствует состояние обобщенных характеристик в каждой сфере: личностной, межпредметной, предметной.

Такое наглядное и целостное представление информации от начала проекта до его окончания и достигнутых учеником результатов дает практически

полную картину для осуществления мониторинга достижений школьника на протяжении учебной четверти, учебного года и т.д.

Владея такими данными, учитель может проектировать каждый последующий проект с учетом индивидуальных достижений учеников, вполне реализуя таким образом спроектированную нами модель педагогического сопровождения проектной деятельности учеников, направленную на их индивидуальный прогресс (см. рис.2. Модель реализации направленности педагогического сопровождения проектной деятельности на индивидуальный прогресс учеников).

Таким образом, мы описали все этапы разработанной нами модели реализации направленности педагогического сопровождения проектной деятельности на индивидуальный прогресс учеников, которая в настоящее время проходит успешную апробацию в ряде московских школ.

Литература

1. Знаменская О.А., Островерх О.С., Рябинина Л.А., Хасан Б.И. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников. // Вопросы образования. 2009. - №3. - С.53-74.

2. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки

прогресса школы / Т.Н.Беркалиев, Е.С.Заир-Бек, А.П.Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2007. - 142 с.

3. Об оценке индивидуальных образовательных достижений учащегося в профильном обучении. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект. Редакция от 09.02.2007 N 17-ФЗ.

Рецензент:

Лукичев Александр Николаевич, к.ист.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.