Научная статья на тему 'Модель реализации интегративного подхода к работе с педагогически одаренными студентами'

Модель реализации интегративного подхода к работе с педагогически одаренными студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / КРИТЕРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА / PEDAGOGICAL GIFTEDNESS / INTEGRATIVE APPROACH / COMPONENTS OF PEDAGOGICAL GIFTEDNESS / CRITERIA OF PEDAGOGICAL GIFTEDNESS / THE MODEL OF REALIZATION OF INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубова Анна Васильевна

В статье рассматриваются компоненты и критерии педагогической одаренности студентов, выделены уровни сформированности и педагогические условия ее развития. Цель работы: описать модель реализации интегративного подхода к работе с педагогически одаренными студентами в образовательно-воспитательном пространстве высшего учебного заведения. Методы исследования: методы теоретического уровня познания педагогических явлений; методы эмпирического уровня (наблюдение, опрос, анкетирование, беседы, психологические тесты и т.д.). По результатам проведенных исследований были сделаны выводы, что поэтапная реализация интегративного подхода к работе с педагогически одаренными студентами в образовательно-воспитательном пространстве высшего учебного заведения обеспечивает повышение уровня сформированности педагогической одаренности студентов. Описаны педагогические условия формирования педагогической одаренности студентов: создание педагогически ориентированной творческой среды; стимулирование положительной мотивационной установки на будущую профессионально-педагогическую деятельность; привлечение будущих учителей к творческой профессионально-ориентированной учебно-познавательной деятельности. Область применения результатов: учебно-воспитательный процесс высшего педагогического учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубова Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF REALIZATION OF INTEGRATIVE APPROACH TO THE WORK WITH PEDAGOGICALLY GIFTED STUDENTS

The article examines the components and criteria of pedagogical giftedness of students; the levels of formedness and pedagogical conditions of its development are identified. Purpose: to describe the model of realization of integrative approach to the work with pedagogically gifted students in educational space of university. Methodology: theoretical level methods of pedagogical phenomena learning, methods of empirical level (observation, interviewing, questionnaires, conversations, psychological tests etc.). The results of the research proved that phased realization of integrative approach to the work with pedagogically gifted students in educational space of university provides the rising of pedagogically giftedness formation level. The next pedagogical conditions of pedagogically giftedness formation are described: the creation of pedagogically-oriented creative environment; promotion of positive motivational setting for future professional and educational activities; attracting future teachers to the creative professional-oriented learning and cognitive activity. Practical implications: the educational process of higher pedagogical educational institutions.

Текст научной работы на тему «Модель реализации интегративного подхода к работе с педагогически одаренными студентами»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-20 УДК 371.291.4+370.711+305.908.29+379.263

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К РАБОТЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Голубова А. В.

В статье рассматриваются компоненты и критерии педагогической одаренности студентов, выделены уровни сформированности и педагогические условия ее развития.

Цель работы: описать модель реализации интегративного подхода к работе с педагогически одаренными студентами в образовательно-воспитательном пространстве высшего учебного заведения.

Методы исследования: методы теоретического уровня познания педагогических явлений; методы эмпирического уровня (наблюдение, опрос, анкетирование, беседы, психологические тесты и т.д.).

По результатам проведенных исследований были сделаны выводы, что поэтапная реализация интегративного подхода к работе с педагогически одаренными студентами в образовательно-воспитательном пространстве высшего учебного заведения обеспечивает повышение уровня сформированности педагогической одаренности студентов. Описаны педагогические условия формирования педагогической одаренности студентов: создание педагогически ориентированной творческой среды; стимулирование положительной мотивационной установки на будущую профессионально-педагогическую деятельность; привлечение будущих учителей к творческой профессионально-ориентированной учебно-познавательной деятельности.

Область применения результатов: учебно-воспитательный процесс высшего педагогического учебного заведения.

Ключевые слова: педагогическая одаренность; интегративный подход; компоненты педагогической одаренности; критерии педагогической одаренности; модель реализации интегративного подхода.

THE MODEL OF REALIZATION OF INTEGRATIVE APPROACH TO THE WORK WITH PEDAGOGICALLY GIFTED STUDENTS

Golubova A.V.

The article examines the components and criteria of pedagogical giftedness of students; the levels of formedness and pedagogical conditions of its development are identified.

Purpose: to describe the model of realization of integrative approach to the work with pedagogically gifted students in educational space of university.

Methodology: theoretical level methods of pedagogical phenomena learning, methods of empirical level (observation, interviewing, questionnaires, conversations, psychological tests etc.).

The results of the research proved that phased realization of integrative approach to the work with pedagogically gifted students in educational space of university provides the rising of pedagogically giftedness formation level. The next pedagogical conditions of pedagogically giftedness formation are described: the creation of pedagogically-oriented creative environment; promotion of positive motivational setting for future professional and educational activities; attracting future teachers to the creative professional-oriented learning and cognitive activity.

Practical implications: the educational process of higher pedagogical educational institutions.

Keywords: pedagogical giftedness; integrative approach; components of pedagogical giftedness; criteria of pedagogical giftedness; the model of realization of integrative approach.

Введение. Постановка проблеми в общем виде связана с тем, что в современном мире очень важную роль в подготовке будущих педагогов имеет степень развития их педагогической одаренности, обеспечивающая всестороннее развитие личности, высокий профессионализм будущего учителя.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых осветлены аспекты данной проблемы, свидетельствует об актуальности и необходимости дальнейшего исследования особенностей работы с педагогически одаренными студентами в высших педагогических учебных заведениях.

Вопросами изучения одаренности занимались такие ученые, как Л. Выготский, В. Дружинин, В. Крутецкий, Н. Лейтес, А. Леонтьев, А. Матюшкин, Т. Панина и др. В начале 90-х годов в Украине определилась научная школа, которая занимается проблемами одаренности (В. Моляко, А. Кульчицкая, А. Музыка, Н. Гнатко). Сущность и структуру педагогических способностей, их влияние на становление будущего учителя исследовали такие ученые, как В. Сластенин, Н. Кузьмина, З. Курлянд [4], А. Щербаков, Р. Хмелюк [7]; сущность понятия «педагогическая одаренность», ее структуру и специфику рассматривали в своих работах Е. Антонова [1], Л. Прокопив [6].

Целью данной статьи является описание модели реализации интегративного похода к работе с педагогически одаренными студентами в образовательно-воспитательном пространстве высшего учебного заведения.

Изложение основного материала статьи начнем с основной задачи исследования: сформировать педагогическую одаренность студентов. Исходным положением при этом выступил интегративный подход к работе с педагогически одаренными студентами в образовательно-воспитательном

пространстве вуза. Интегративный подход предусматривал создание системы интегрированных, целостных, взаимосвязанных знаний из разных областей наук, сочетание однотипных частей и элементов содержания, форм и методов обучения в рамках образовательной системы, результатом которого является всестороннее, целостное развитие личности. Исследование структуры педагогической одаренности позволило выделить в ней такие компоненты: педагогические способности (коммуникативные, организаторские, перцептивные, экспрессивные и эмпатические, рефлексивные, конструктивные, дидактические (академические)), педагогическая креативность, педагогическая направленность и интеллектуальные способности. При этом для определения уровня сформированности педагогической одаренности мы использовали следующие критерии уровней сформированности педагогической одаренности студентов:

1) эмоционально-регулятивный с показателями: способность быстро устанавливать контакты, способность к быстрому переключению внимания, эмпатичность, педагогическая наблюдательность, педагогическое мышление, самооценка;

2) творчески-деятельностный со следующими показателями: уровень творческого потенциала; оригинальность и гибкость мышления, педагогическая воображение;

3) мотивационно-коммуникативный с показателями: мотивация на профессионально-педагогическую деятельность, коммуникативность, коммуникабельность в педагогическом общении, уровень субъективного контроля, позиция в общении, объективность;

4) когнитивно-логический, где ведущими показателями выступили: способность к решению практических интеллектуальных задач, установление логических связей в явлениях и предметах, способность к обобщению и абстрагированию, скорость мышления.

Таким образом, сформированность педагогической одаренности, выраженная высоким, средним и низким уровнями, которые определялись по вышеуказанным критериям педагогической одаренности, позволила определить, что для высокого уровня развития педагогической одаренности характерен высокий уровень развития интеллектуальных и педагогических способностей, а также педагогической креативности, сознательный выбор педагогической профессии, исходя из внутренних мотивов. Студенты характеризуются четко определенной педагогической направленностью, имеют адекватный уровень самооценки, им присущи внутренняя свобода и высокий самоконтроль. Легко адаптируются к требованиям учебно-познавательного процесса, сохраняя внутреннюю независимость суждений и действий. Они уверены в своих способностях, которые проявляются во время проведения практических занятий и внеаудиторных мероприятий. Успешно учатся, активны во внеучебной деятельности, отличаются скоростью и гибкостью мышления, оригинальностью мыслей, действий, форм и методов, используемых ими. Проявляют интерес к педагогической деятельности, инновациям в деятельности школы и учителя, инициативные. Интересуются научно-исследовательской деятельностью, теоретико-методологическими проблемами педагогики, активно осуществляют экспериментальную работу [1].

Средний уровень сформированности педагогической одаренности характеризуется достаточным уровнем развития интеллекта, педагогических способностей и креативности. Проявляется достаточно выраженная педагогическая направленность. Студенты отличаются стремлением к учебным успехам и достаточным уровнем самооценки. Не склонны к риску, стараются не высказывать публично свои мысли, довольно сдержаны. Достаточно быстро адаптируются к требованиям учебно-познавательного процесса, однако зависимы от внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учебы или деятельности. Педагогические способности развиты на достаточном

уровне, однако используются не полностью. Студенты этого уровня - довольно успешные участники учебно-воспитательного процесса, время от времени демонстрируют достаточно оригинальные мысли, выбирая интересные формы и методы. Проявляют умеренный интерес к педагогической деятельности. Часто имеют дополнительные специальные способности.

Низкий уровень развития педагогической одаренности характеризуется средним уровнем развития педагогических способностей и креативности. Мотивация выбора педагогической профессии связана чаще с социальными мотивами. Направленность на педагогическую деятельность недостаточно выражена. Внешне хорошо адаптируются к учебному процессу, относятся к «середнякам», довольны своим положением. В учебной деятельности отличаются некоторой инертностью мышления. Имеют адекватную самооценку, средний уровень развития педагогических способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью [1].

Следующим этапом нашей работы было внедрение педагогических условий, которые, по нашему мнению, способны оказать существенное влияние на уровни сформированности педагогической одаренности. Такими условиями были: создание педагогически ориентированной творческой среды; стимулирование позитивной мотивационной установки на будущую профессионально-педагогическую деятельность; приобщение будущих учителей к творческой профессионально-ориентированной учебно-познавательной деятельности.

Педагогически ориентированная творческая среда является относительно целостной частью реального взаимодействия педагогов, родителей, учащихся, социума, которая оптимизирует позитивное развитие каждого, основывается на социально-культурной парадигме образования, в которой процесс познания ставит каждого его участника в позицию соискателя и носителя лучшего духовного опыта человечества, благодаря чему они сами реализуются как

индивидуальности. Важную роль в формировании педагогически ориентированной творческой среды отводится преподавателю, который способствует глубокому пониманию реалий жизни, и как следствие, переосмыслению цели, функций учебно-воспитательной работы.

Поскольку творческая среда является педагогически ориентированной, она развивает познавательную активность будущих учителей, направляет творческую мысль студентов на педагогические проблемы, побуждает к применению педагогических инноваций, способствует формированию интереса к профессии учителя, а следовательно способствует развитию педагогической одаренности студентов.

Профессиональная педагогическая самореализация, а следовательно и развитие педагогической одаренности будущих специалистов, невозможны также без положительной мотивационной установки на будущую профессионально-педагогическую деятельность студентов, которая выступает вторым педагогическим условием. Успех творческой (в частности, педагогической) деятельности личности в значительной степени определяется положительным отношением к профессии, а способности к определенному виду деятельности должны быть обязательно подкреплены желанием применять их на практике. Интерес к профессии и ее освоение - одни из важнейших факторов успешного обучения студентов и будущего профессионального самосовершенствования.

Особую роль в формировании позитивной мотивационной установки на будущую профессионально-педагогическую деятельность студента играет процесс профессиональной идентификации как внутреннее отождествление личности с профессией. Психологической основой профессиональной идентичности можно считать сформированность профессиональных установок (целевых, смысловых, операционных), возникающих во всех сферах и обусловливающих социализацию деятельности, общение, самосознание

личности. Таким образом, положительная мотивационная установка осуществляет интегрированное влияние на формирование профессиональных качеств и способностей, необходимых будущему учителю, благодаря чему активизируется интеллектуальная и личностная сфера деятельности студентов, а следовательно значительно повышается качество образовательного процесса, способствующее развитию педагогической одаренности студентов.

Привлечение студентов к творческой профессионально-ориентированной учебно-познавательной деятельности также выступает как педагогическое условие формирования педагогической одаренности студентов, выполнение которого требует надлежащей содержательной наполненности занятий, ориентированной на новизну информации и видов поисковой, аналитической, развивающей и творческой деятельности.

Учитывая вышеизложенное, мы создали модель реализации интегративного подхода к работе с педагогически одаренными студентами в образовательно-воспитательном пространстве высшего учебного заведения (Рис. 1).

Цель: сформировать педагогическую одаренность студентов

Интегративный подход к работе с педагогически одаренными студентами

т

I

I

Этапы

Педагогические уловил

Методы, формы, средства реализации

I

Среда-образователвный

т

Создание педагогически ориентированной творческой среды

Г\

II

Мотивационно-устаиовочный

III

Творчески-деятельностный

X

Стимулирование позитивной мотивационной циновки на б;дущую профессионально-педагогическую деятельность

т

Приобщение будущих учителей к творческой профессионально-

ориентированной ^шбю-по знавате льной де жельности

интефативные лекции семинары

практические занятия проблемные дискуссии ролевые иг]зы тренинги

самостоятельная работа

педагогическая практика

>

Педагогическая одаренность

Кожохеппы

Педагогические способности

Педагогическая креативность

Педагогическая направленность

Интеллектуальные способности

V

КРИТЕРИИ

Регулягивно-эмоциональный Творчески-де ягельностный Мзтивационно-коммуникативный Копштивно-лопга ский

Результат: сформированность педагогической одаренности студентов высшего учебного заведения

Уровни сформированности высокий средний низкий

Рис. 1. Модель реализации интегративного подхода к работе с педагогически одаренными студентами в образовательно-воспитательном пространстве

высшего учебного заведения.

Как видно из рис. 1, интегративный подход осуществлялся в три этапа, на каждом из которых реализовывались следующие педагогические условия:

- создание педагогически ориентированной творческой среды;

- стимулирование положительной мотивационной установки на будущую профессионально-педагогическую деятельность;

- привлечение будущих учителей к творческой профессионально-ориентированной учебно-познавательной деятельности.

Методы, формы, средства реализации определялись согласно вышеупомянутых педагогических условий: для достижения поставленной цели использовались лекции, которые имели интегративный характер, т.е. объединяли знания по различным предметам (педагогике, психологии, физиологии, истории и т.п.), семинары, практические занятия, на которых для развития педагогической одаренности использовались тренинги, задачи по решению педагогических ситуаций, которые способствовали развитию педагогических способностей, направленности и креативности, «педагогический портфолио студента», который позволял грамотно проанализировать свою деятельность, обобщить передовой педагогический опыт, определить направление самообразования, а также материалы по участию студентов в конкурсах и олимпиадах, грамоты, награды, дипломы за призовые места по профильным предметам, научные статьи студентов, рефераты, творческие работы; ролевые игры, разработанные студентами, которые помогали воссоздать педагогическую атмосферу и ситуации; проблемные дискуссии, во время которых студенты использовали и лучше осознавали приобретенные знания, умения и навыки по различным предметам; самостоятельная работа, в результате которой осуществлялась более глубокая проработка учебного материала с использованием достижений различных наук.

Выводы. Таким образом, по нашему мнению, поэтапная реализация интегративного подхода к работе с педагогически одаренными студентами в образовательно-воспитательном пространстве высшего учебного заведения с использованием выделенных нами педагогических условий может обеспечивать повышение уровня сформированности педагогической одаренности студентов, которая способствует эффективной подготовке будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности и повышению качества подготовки педагогических кадров.

Список литературы

1. Антонова O.G. Теоретико-методолопчш засади навчання обдарованих студенлв у педагопчних ушверситетах: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня докт. пед. наук: спец. 13.00.01 «Загальна педагопка та iсторiя педагопки» / Олена Gвгенiïвна Антонова. Кшв, 2008. 43 с.

2. Антонова O.G. Використання бiографiчного методу для побудови моделi педагогiчноï обдарованостi // Вiсник Житом. держ. ун-ту iменi 1вана Франка. Вип. 37. 2008. С. 43-46.

3. Козловська 1.М. Фшософсько-методичш аспекти штеграцн знань у змiстi сучасноï освгги // Педагогiка i психологiя професiйноï освiти. 1999. № 3. С. 21-27.

4. Курлянд 3.Н. Педагогические способности и профессиональная устойчивость учителя; Под ред. проф. В. А. Сластёнина. Одесса, 1992. 112 с.

5. Леонова О.А. Образовательное пространство как педагогическая реальность // Alma mater (Вестник высшей школы). 2006. № 1. С. 36-40.

6. Прокотв Л.М. Навчально-виховна робота з обдарованою молоддю у вищих педагопчних навчальних закладах Украши (друга половина ХХ ст.): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Загальна педагопка та iсторiя педагопки». 1вано-Франювськ, 2006. 22 с.

7. Розвиток здiбностей: Методичш рекомендацн / Р. Хмелюк та ш. Одеса: Швденноукрашський державний пед. ун-т iм. К. Д. Ушинського, 1998. 48 с.

8. Савенков А. И. Современные концепции одаренности // Обдарована дитина. 2001. № 6. С. 2-10.

9. Тищенко Т.М. 1нтегративнють педагопчного знання у формуванш майбутнього педагога // Збiрник наукових праць Полтавського державного педагопчного ушверситету iменi В. Г. Короленка. Випуск 5 (32). Полтава, 2003. С. 177-183.

References

1. Antonova O.E. Teoretyko-metodologichni zasady navchannja obdarovanyh studentiv u pedagogichnyh univerystetah [Theoretical and methodological principles of teaching gifted students at pedagogical universities]: dissertation for a Doctor Degree in Pedagogics: 13.00.01. Kiev, 2008. 43 p.

2. Antonova O.E. Vykorystannja biografichnogo metodu dlja pobudovy modeli pedagogichnoi' obdarovanosti [Using biographical method for constructing the model of pedagogical giftedness]. Visnyk Zhytom. derzh. un-tu imeni Ivana Franka [Bulletin of Zhitomir State University named after Ivan Franko], no. 37 (2008): 43-46.

3. Kozlovska I. M. Filosofs'ko-metodychni aspekty integracii' znan' u zmisti suchasnoi' osvity [Philosophical and methodological aspects of the integration of knowledge in the content of modern education]. Pedagogika i psyhologija profesijnoi' osvity [Pedagogy and psychology of professional education], no. 3 (1999): 21-27.

4. Kurliand Z. N. Pedagogycheskye sposobnosty y professyonal'naja ustojchyvost' uchytelja [Teaching abilities and professional stability of teacher]. Odessa, 1992. 112 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Leonova O. A. Obrazovatel'noe prostranstvo kak pedagogycheskaja real'nost [Educational space as pedagogical reality]. Alma mater (Vestnyk vysshej shkoly) [Alma mater (Bulletin of higher school)], no. 1 (2006): 36-40.

6. Prokopiv L. M. Navchal'no-vyhovna robota z obdarovanoju moloddju u vyshhyh pedagogichnyh navchal'nyh zakladah Ukrai'ny (druga polovyna HHst.) [Educational work with gifted students in higher educational institutions of Ukraine (the second half of the twentieth century)]: dissertation for a Doctor Degree in Pedagogics: 13.00.01. Ivano-Frankivsk, 2006. 22 p.

7. Hmeliuk R. I. Rozvytok zdibnostej: Metodychni rekomendacii' [Developing of abilities]. Odesa: South Ukrainian State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 1998. 48 p.

8. Savenkov A. Y. Sovremennye koncepcyy odarennosty [Modern concepts of giftedness]. Obdarovana dytyna [Gifted child], no. 6 (2001): 2-10.

9. Tyshhenko T. M. Integratyvnist' pedagogichnogo znannja u formuvanni majbutn'ogopedagoga [Integrativity of pedagogical knowledge in forming the future teacher]. Zbirnyk naukovyh prac' Poltavs'kogo derzhavnogo pedagogichnogo universytetu imeni V. G. Korolenka [Poltava: Collection of scientific works of Poltava State Pedagogical University named after V. G. Korolenko], no. 5 (2003): 177-183.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Голубова Анна Васильевна, аспирантка кафедры педагогики

Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского

ул. Старопортофранковская, 26, г. Одесса, 65020, Украина e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Golubova Anna Vasilievna, Pedagogics department postgraduate student

South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushinsky 26, Staroportofrankovskaya str., Odessa, 65020, Ukraine e-mail: [email protected]

Рецензент:

Курлянд З. Н., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики ГУ «ЮНПУ имени К. Д. Ушинского»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.