Научная статья на тему 'Модель развивающего обучения учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения «Информатики и ИКТ»'

Модель развивающего обучения учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения «Информатики и ИКТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лактионова Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются элементы и особенности модели развивающего обучения старшеклассников в процессе изучения курса «Информатика и ИКТ», как условия повышения эффективности обучения учащихся старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развивающего обучения учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения «Информатики и ИКТ»»

УДК 371.315.5

Лактионова Юлия Сергеевна

Преподаватель, pedagog@masn.ru, Магнитогорск

МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ «ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»

Laktionova Julia Sergeevna

Lecturerpedagog@masu.ru, Magnitogorsk

DEVELOPING TRAINING MODEL OF AVERAGE SCHOOL’S PUPILS IN THE STUDYING ON «COMPUTER SCIENCE AND INFORMATICS TECHNOLOGIES»

На современном этапе развития общества потребность в информационных технологиях очень высока. Являясь одним из самых эффективных средств самообразования, информатика сегодня по праву занимает одно из передовых мест среди базовых дисциплин. Так как главной частью современного образовательного заказа является требование, чтобы учащийся не только получил сумму знаний, но чтобы ему было обеспечено максимальное развитие, необходимо создание более эффективных форм учебной деятельности, которые дадут предпосылки для организации полноценных процессов самообразования и развития.

В связи с этим в основу образовательной программы школы дисциплине «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» («Информатика и ИКТ») наряду с другими, может быть положена система развивающего обучения, представляющая собой целостную психолого-педагогическую систему, альтернативную системе традиционного обучения школьников [2]. В основе теории развивающего образования лежат такие фундаментальные понятия как понятие деятельности, идеального, сознания, личности; даются логико-психологические основания эмпирического и теоретического мышления; описывается учебная деятельность школьников, осуществление которой способствует их психическому развитию [1].

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии» - беспрецедентное явление в мировой педагогической практике. Для информатики как отрасли научного знания и области человеческой деятельности говорить о «стабилизации» пока не приходится. Важность изучения вопросов рассматриваемых информатикой, обусловила введение курса «Информатика и ИКТ» как общеобразовательного курса.

Полагаем, что эффективность обучения учащихся старших классов средней общеобразовательной школы курсу «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» будет выше, если обучение указанному курсу будет

осуществляется в рамках целенаправленной реализации модели развивающего обучения, включающей взаимосвязанные компоненты:

1. Целевой компонент определяется на основе образовательного заказа на подготовку учащихся старших классов по курсу «Информатика и ИКТ» и государственных образовательных стандартов, включает цели и задачи процесса развивающего обучения указанному курсу и определяет содержание, виды деятельности, средства, формы и методы обучения.

2. Содержательный компонент включает образовательные программы обучения учащихся курсу «Информатика и ИКТ» с учетом принципов развивающего обучения, содержание процесса обучения, средства обучения, в том числе учебно-методический комплекс материалов по подготовке учащихся старших классов средней общеобразовательной школы по указанному курсу и виды взаимосвязанной деятельности учащихся и учителя информатики.

3. Организационно-методический компонент модели включает комплекс педагогических условий эффективности развивающего обучения учащихся старших классов в процессе изучения курса «Информатика и информационнокоммуникационные технологии», а также формы и методы процесса обучения.

4. Результативный компонент содержит результаты процесса обучения (уровни сформированное™ знаний, умений, значимых качеств личности учащихся старших классов).

Проблемы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся весьма актуальными в образовании учащихся. Проанализированные нами системы развивающего обучения сходятся в общем понимании сути развивающего обучения, но расходятся в видах или типах психических новообразований, характеризующих развитие личности школьника. Разработка теорий и концепций развивающего обучения, рассматривалась нами как этап подготовки структурно - функциональной модели развивающего обучения учащихся старших классов курсу «Информатика и ИКТ», которая интегрирует в себе основные положения перечисленных теорий. Ядром данной модели является положение о том, что развитие личности осуществляется в процессе обучения и воспитания, а также о том, что развитие мышления должно носить опережающий характер.

Анализируя различные взгляды, можно принять следующее определение категории «развитие». Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение системы, представляющее системно-целостный процесс, охватывающий все его основные стадии: возникновение, становление, зрелость, преобразование и регулятивом которого является преемственность, выступающая внутренней основой, обусловливающей интег-ральность, целостность и направленность процессов в системе. Это понятие занимает одно из центральных мест в теории и методологии научного познания.

Развигие старшеклассников в обучении курсу «Информатика и ИКТ» мы рассматриваем как целенаправленный процесс качественного совершенствования и самосовершенствования активной личности, протекающий через такие формы познания как сознание и деятельность и в котором преемственность закономерно проявляется как развитие этого процесса, а главным его источни-

ком является противоречие между преемственностью и безотносительностью.

Развивающим является такое обучение, которое создает условия для запуска внутренних факторов психики человека, благодаря которому возникают новообразования не являющиеся прямым результатом педагогического воздействия

[3].

С учетом системного аспекта исследуемого понятия мы развивающим обучением старшеклассников в процессе изучения «Информатики и ИКТ», будем называть систему следующих элементов: образовательного заказа, образовательного стандарта, целей, задач, содержания, форм, методов, средств обучения и видов деятельности, условий и принципов, а также обязательной диагностикой результатов в процессе обучения указанному курсу, функционирующая во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходит усвоение знаний и способов действий, развитие индивидуальных способностей и качеств личности учащихся.

Продуктивной, на наш взгляд, является методология построения модели развивающего обучения учащихся старших классов курсу «Информатика и ИКТ», базирующаяся на комплексном, сбалансированном учете основных факторов, определяющих содержание образовательной области. А именно, на комплексном анализе структуры изучаемой области действительности и структуры деятельности человека в данной области с учетом принципов развивающего обучения. Причем, деятельностный подход и принципы развивающего обучения целесообразно использовать на всех этапах построения модели: при определении целей обучения, отборе содержания, определении основных принципов построения методики обучения, выборе форм представления материала, построении системы учебных задач, выборе форм и средств обучения, организации контроля результатов обучения.

Последовательное применение давкой методологии позволяет перейти от обучения информатике, носящего преимущественно информационный характер и направленного в основном на исполнительскую деятельность, на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

Основные положения теории развивающего обучения, как методологической основы модели развивающего обучения «Информатике и ИКТ» мы видим в аспекте:

1) содержания, структуры и логики подачи материала: в содержании образования должны быть представлены элементы как духовной, так и материальной культуры общества; содержание образования должно учитывать возрастные особенности учащихся и требования (потребности) общества; идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); структурирование учебного материала (предполагает установление последовательности и взаимосвязи структурных элементов, важно, чтобы при этом обеспечивалось: замкнутость, системность и логическая завершенность блока учебного материала с явными внутренними взаимосвязями); следование по принципу взаимоподчинения (от общего к частному); организа-280

ция учебного процесса базируется на принципе проблемности; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); использование опорных конспектов;

2) отношения к учебному процессу: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; воспитание познавательного интереса; создание эмоционально-положительного и сознательного отношения к учению;

3) конечной цели и рефлексии процесса обучения: четкое определение цели усвоения знаний; четкое представление модели конечного продукта познавательной деятельности; возможность проведения рефлексии познавательной деятельности учащихся;

4) методического обеспечения: комплексное применение принципов и методов дидактики и воспитания; конкретность дидактических и воспитательных воздействий на основе всестороннего изучения школьников и дифференцированного подхода к их обучению, воспитанию, развитию;

5) организации и управления учебным процессом: эффективное управление педагогическим процессом, предполагающее единство творческого планирования, организации, регулирования, учета и контроля; свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность, творческое самоуправление учащихся, процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности; сочетание систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки; оптимизация педагогической деятельности; оптимальность педагогических усилий школы, семьи, общественности к творческому применению идей эффективных учебно-воспитательных воздействий к личности и коллективу.

Главная особенность развивающего обучения информатике учащихся старших классов заключается в том, что предметные знания и способы деятельности получаемые в процессе изучения информатики значимы для других предметных областей и для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.

В ходе экспериментальной работы нами была определена, обоснована и описана структурно - функциональная модель развивающего обучения старшеклассников в процессе изучения «Информатики и ИКТ» (рисунок). Все компоненты модели развивающего обучения учащихся старших классов курсу «Информатика и ИКТ» определяются на основе образовательного заказа и государственного образовательного стандарта на подготовку учащихся старших классов указанному курсу. Образовательный заказ на изучение курса «Информатика и ИКТ» в школе надо рассматривать как положительную и конструктивную реакцию системы образования на социальный заказ современного информационного общества. Государственный образовательный стандарт устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных

программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и нормативы учебного времени. Принципы развивающего обучения учащихся старших классов в процессе изучения «Информатики и ИКТ» находят адекватное отражение во всех элементах целевого, содержательного, организационно-методического и результативного компонента модели.

Образовательный заказ

Образовательные стандарты

Целевой

компонент

Цель:

формирован

ие

познавательн

ой

самостоятель ности и развития личности, способной эффективно действовать в условиях современног о общества. Задачи: формирован ие основ научного мировоззрен ия учащихся, развитие мышления, способносте й,

подготовка к

жизни,

трУДУ,

продолжени

ю

образования.

Развивающее обучение курсу «Информатика и ИКТ»

...

Содержательный

компонент

Содержание:

информация и

информационные процессы; логика; системы счисления; компьютер; моделирование; информационные и

телекоммуникационные технологии; алгоритмизация и программирование.

Виды деятельности: слушание объяснений учителя, работа с литературой, решение задач, анализ формул, алгоритмов, проблемных ситуаций, программирование и редактирование программ, анализ и сравнение своих ответов и других учащихся, доказательство оптимальности процесса решения задачи, использование компьютера для решения задач различного рода, написание докладов, рефератов, участие в игре. Средства обучения: учебники, методические пособия, наглядные пособия, компьютер и другие технические средства обучения, электронный учебно - методический комплекс.

Организационно -методический компонент

Педагогические условия

эффективности процесса обучения: организация целостной и технологически насыщенной компьютерно-информационной подготовки учителей, основанной на теории развивающего обучения; организация активной позиции учащихся старших классов в развивающем обучении; использование системы электронной поддержки деятельности учащихся и учителей в процессе развивающего обучения. Формы: классно-урочная, дидактические игры, факультатив, консультации, домашняя работа, экскурсии. Методы: монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский алгоритмический, программированный.

Результ

ативны

й

компон

ент

Уровни

сформи

рованно

сти

знаний,

умений,

значим

ых

качеств

личност

и

учащего

ся

(низкий,

средний

высоки

й)

Принципы: воспитания и всестороннего развития; сознательности и активности;

научности; наглядности обучения, развития теоретического мышления; системности, научности и систематичности; переход от обучения к самообразованию; связь обучения с жизнью; прочность результатов обучения и развитие познавательных сил; положительный эмоциональный фон; коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей, личностное целеполагание, мотивация, проблемность обучения.

Структурно-функциональная модель развивающего обучения старшеклассников в процессе изучения «Информатики и ИКТ»

Целевой компонент определяет элементы содержательного компонента. Так цели и задачи развивающего обучения определяют содержание, виды деятельности и средства процесса обучения. Содержательный компонент модели определяет элементы организационно-методического компонента. Так, например, содержание, виды деятельности и средства обучения курсу «Информатика и ИКТ» определяют выбор методов, форм и условий эффективности развивающего обучения. Элементы целевого, содержательный и организационно-методического компонентов модели определяют результативный компонент - уровни сформированности знаний, умений, значимых качеств личности учащегося (низкий, средний высокий), которые в свою очередь влияют на компоненты целевого, содержательного и организационно-методического компонентов.

В процессе обучения учителям необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Так при обучении информатике учащихся старших классов необходимо учитывать и использовать особенности юношеского возраста с целью повышения эффективности обучения.

Особенности модели развивающего обучения информатике мы видим в следующих моментах:

- в содержании образовательного заказа, в основе которого лежит формирование личности способной ориентироваться в современном информационном обществе, это определяется тем, что информатика в настоящее время как одна из перспективных отраслей научного знания, формирует систем-но-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий;

- в требованиях государственного образовательного стандарта, в котором обозначена концепция изучения информатики в школе, учитывающая необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого индивидуума и общества в целом и обеспечения высокого уровня информационной культуры учащегося.

- в содержании компонентов самой модели развивающего обучения (в целях, задачах, содержании, формах, методах и видах деятельности процесса обучения информатике, условиях ее эффективности), которые определяются принципами развивающего обучения.

Особенности изучения информатики в старших классах общеобразовательной школы в аспекте разработанной модели мы видим в следующем:

- в освоении системы знаний отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, раскрывающих роль информационных процессов в биологических, социальных и технических системах, а также методы и средства их автоматизации;

- в формировании представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, необходимости строить свою жизнь в соответствии с требованиями и возможностями информационной цивилизации, критически оценивать ее позитивные и негативные стороны; осознание своего места в этой цивилизации;

- в осознании интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин, умение использовать ее понятия и методы для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;

- в приобретении опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности, в частности, при выполнении учебных проектов;

- в умении создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.

Проведенная работа по реализации модели развивающего обучения старшеклассников средней общеобразовательной школы в процессе изучения «Информатики и ИКТ» положительно сказалась на повышении уровня знаний, умений, значимых качеств личности учащихся. Эффективность указанной модели обеспечивалась реализацией соответствующего комплекса педагогических условий эффективности процесса развивающего обучения учащихся старших классов в процессе изучения «Информатики и ИКТ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект [Текст]: монография/ В. А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.

2. Воронцов, А. Б. Практика развивающего обучения по системе Д. Б. Эль-конина - В. В. Давыдова [Текст]: Из опыта работы ЭУК «Школа развития» / А. Б. Воронцов, - М.:ЦПРО «Развитие личности», 1998 - 360 с.

3. Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении [Текст]/ М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1965. - 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.