Научная статья на тему 'Модель развития'

Модель развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
535
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Диденко Дмитрий Андреевич

Приведены основные элементы модели развития, отображающей диалектическое единство объекта и процесса. Существо модели заключается в представлении целостного процесса развития материального мира через объективное единство процессов двух видов: процесс созидания объективного мира и процесс разрушения объективного мира. Объект как устойчивая совокупность вещества, энергии и информации не может содержать в себе противоположности (антивещество, антиэнергию и антиинформацию), однако внутренние и внешние объектные процессы (в которых участвует вещество, энергия и информация объекта) могут иметь противоположный характер (конструктивный или деструктивный). Вместе эти два противоположных (противоборствующих) процесса составляют диалектически единый процесс развития любого объекта материального мира. В этом представлении диалектический закон единства и борьбы противоположностей интерпретируется как единство в каждом объекте двух процессов противоборствующего типа. На основе модели развития инновационная деятельность представлена как диалектическое единство инновативного и деновативного процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of development

The main elements of development model, which discover the dialectic unity of object and process, are described in the article. The model subject-matter consists of holistic process introduction of material world development from objective point of view. Material world is submitted as unity two kinds of process: creation of the objective world process and destruction of the objective world process. Object as steady set of substance, energy and information can't comprise contrasts (antisubstance, antienergy and antiinformation). The internal and external processes of object, which include the substance, energy and information may comprise contrasts such as deconstructive or constructive. These two opposite processes put together dialectic unity of material world object. From such point of view dialectical law of unity and struggle of contrasts is unity at every object. In terms of development model the innovation activity is represented as dialectic unity of innovative and denovative processes.

Текст научной работы на тему «Модель развития»

Модель развития

Д. А. Диденко,

к. т. н., зам. генерального директора по науке НП Инновационно-технологический

центр «Кубань-Юг»

Приведены основные элементы модели развития, отображающей диалектическое единство объекта и процесса. Существо модели заключается в представлении целостного процесса развития материального мира через объективное единство процессов двух видов: процесс созидания объективного мира и процесс разрушения объективного мира. Объект как устойчивая совокупность вещества, энергии и информации не может содержать в себе противоположности (антивещество, антиэнергию и антиинформацию), однако внутренние и внешние объектные процессы (в которых участвует вещество, энергия и информация объекта) могут иметь противоположный характер (конструктивный или деструктивный).

Вместе эти два противоположных (противоборствующих) процесса составляют диалектически единый процесс развития любого объекта материального мира. В этом представлении диалектический закон единства и борьбы противоположностей интерпретируется как единство в каждом объекте двух процессов противоборствующего типа. На основе модели развития инновационная деятельность представлена как диалектическое единство инновативного и деновативного процессов.

The main elements of development model, which discover the dialectic unity of object and process, are described in the article. The model subject-matter consists of holistic process introduction of material world development from objective point of view. Material world is submitted as unity two kinds of process: creation of the objective world process and destruction of the objective world process. Object as steady set of substance, energy and information can’t comprise contrasts (antisubstance, antienergy and antiinformation). The internal and external processes of object, which include the substance, energy and information may comprise contrasts such as deconstructive or constructive.

These two opposite processes put together dialectic unity of material world object. From such point of view dialectical law of unity and struggle of contrasts is unity at every object. In terms of development model the innovation activity is represented as dialectic unity of innovative and denovative processes.

Введение

Фундаментальность современного государственного подхода к национальной инновационной деятельности требует фундаментальности научных исследований инновационной реальности России. Свидетельством активного участия ведущих ученых в этой сфере науки являются систематические публикации журнала «Инноватика» в последнее десятилетие, в частности [1-5].

В рамках исследования гипотезы о диалектическом единстве инновативных и деновативных процессов как системном механизме инновационной деятельности (ключевой формы жизнедеятельности человека в условиях развивающихся системных кризисов) выявлена потребность в обобщенной модели развития.

Содержательный анализ гипотезы [6, 7] указывает на наиболее вероятный путь построения модели инновационной деятельности в классе процессных моделей. Поскольку в гипотезе высказано достаточ-

но общее предположение о жизнедеятельности человека в целом, то в качестве наиболее близкого прототипа может быть выбрана диалектическая модель существования и развития материального мира.

Модель развития

Анализ распространенной диалектической модели развития природы и человеческого общества и ее конкретизация для материальной сферы инновационной деятельности позволяет сформулировать обобщенную модель развития материального мира, представленную на рисунке.

Эта модель опирается на минимальный сущностный фундамент (материальность мира) и включает три фундаментальных понятия развития: объективность материального мира, подвижность материального мира и единство материального мира. Исклю-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (в рамках научно-исследовательского проекта № 08-0699013).

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

чение хотя бы одного элемента из этой модели нарушает целостность картины мира.

В силу всеобщей материальности мир представляется единым целым, содержащим в себе внутреннее и все движение этого внутреннего во всех формах. Главным атрибутом материального мира является пространство. Материальность определяет сущность мира безотносительно происходящих в нем процессов.

Чтобы материальность соотнести с развитием мира, необходимо существование материального объективного (объект), которое доступно для осуществления развития, то есть всех форм движения.

Существование материального объективного (объект) есть обособление внутри мира части его внутреннего и связанного с этой частью движения. Объект сохраняет и наследует свойства мира. Прежде всего, объект сохраняет главный атрибут мира — пространство, наследует же от мира объект совокупность всех форм движения, происходящего внутри обособленной части внутреннего и движения, связывающего объект с остальным миром. Объект (сущность как обособленная совокупность вещества, энергии и информации) не может одновременно содержать в себе противоположности, то есть антивещество, антиэнергию и антиинформацию.

Существование объекта есть первая фаза активности (единства в развитии) мира.

Как начальная фаза развития существование имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что в этой фазе развития объекта все движение его внутреннего во всех формах локализовано (замкнуто) в обособленной части пространства. В свою очередь внутреннее оставшейся части мира и движение этого внутреннего осуществляется в мировом пространстве по-прежнему. Другой особенностью является то, что в фазе существования объект неподвижен относительно остальной части мира; в свою очередь мир относительно объекта также неподвижен. Третья особенность заключается в том, что существование есть начальное (базовое) состояние объекта в начале цикла развития. Иными словами, любое движение начинается из состояния существования. Каждая из указанных особенностей независимо приводит нас к мысли, что оставшаяся часть мира по отношению к обособленному объему является равноправным (но не равнозначным) объектом.

Последующие фазы активности связаны с более сложной формой движения как изменения состояния объекта и взаимодействием объектов через установление и разрушение объективных связей. Движение отдельного объекта и взаимодействие двух объектов как их совместное движение может быть только материальным. Иными словами, не существует нематериальное существование, движение и взаимодействие материальных объектов.

Последнее утверждение можно представить как онтологический принцип материальности развития: развитие материальных объектов является материальным и может осуществляться в форме материального (вещественного, энергетического и/или информационного) существования, движения и взаимодействия.

Существо модели заключается в представлении целостного процесса развития материального мира как объективного единства процессов двух видов: процесс созидания объективного мира и процесс разрушения объективного мира. Как обособленная совокупность вещества, энергии и информации объект не может содержать в себе противоположные своей сущности составляющие (антивещество, антиэнергию и антиинформацию), но в то же время внутренние и внешние объектные процессы (в которых участвует вещество, энергия и информация объекта) могут быть противоположно направленными (конструктивными или деструктивными). Единство мира осуществляется через взаимодействие объектов, то есть через внешние объектные процессы.

Интуитивно в модель развития заложено понимание жизнедеятельности человека как последовательности процессов, а не только как суммы результатов. Это не противоречит практике, но смещает направленность модели на процессное представление в отличие от распространенного объектного представления.

В связи с этим сформулируем важный гносеологический принцип двойственного представления объекта:

а) в виде структуры связей (между вещественными компонентами объекта; между энергетическими компонентами объекта; между информационными компонентами объекта);

б) в виде результата процесса перехода объекта от исходного состояния к текущему состоянию (от текущего состояния объекта к ожидаемому состоянию).

Как и вся жизнедеятельность, инновационная деятельность является целенаправленным процессом, который важен не только своим достигнутым результатом, но и сам по себе.

В методологическом плане принцип двойственного представления объекта является основанием метода расширенного системного анализа объектов инновационной деятельности.

Понятие процесса явным образом не входит в состав модели развития, однако в ней представлены все необходимые элементы для формирования процессного представления (подхода). Такими элементами являются существование объекта как первичная (простейшая) форма движения объекта и более сложная форма движения в виде изменения состояния объекта. Высшей формой движения является единство системы объектов через их взаимодействие. Существенным элементом модели развития является схема движения и взаимодействия материальных объектов.

Схема взаимодействия

Понятие взаимодействия является одним из ключевых понятий развития.

Для двух материальных объектов О1 и О2 обобщенный процесс взаимодействия может быть представлен следующими отношениями:

(Ор Отражение) ^ (Отраженное);

(Воспринимаемое) ^ (Восприятие; О1);

(Воспринимаемое) ^ (Восприятие; О2);

(О2; Отражение) ^ (Отраженное).

Опишем основные элементы схемы взаимодействия.

Отражение есть отделение от объекта части его внутреннего (вещества, энергии и информации) и движения этой части без изменения (или с изменением) сущности объекта, но с изменением его состояния.

Восприятие есть присоединение к объекту, с изменением его состояния и без изменения (или с изменением) сущности объекта, другого объекта (воспринимаемое) как совокупности вещества, энергии и информации с соответствующим движением.

Отражение и восприятие являются элементарной парой акта движения материального объекта через изменение его состояния. Последовательность таких движений объекта (с изменением состояния) является основой его взаимодействия с другим объектом.

Характер взаимодействия определяется характером движения. Характер движения, в свою очередь, определяется характером отражения и восприятия. В рамках модели предполагается, что отражение и восприятие имеют вещественную основу, но их характер определяется преимущественным (преобладающим) состоянием этой вещественной основы: информационное, энергетическое или вещественное состояние.

Отметим, что каждый из элементов движения отражает два аспекта: аспект мира (материальность) и аспект развития (объективность, движение). Здесь уже видна цикличность развития (спиральность). Замыкание единичного цикла развития (внешнего объектного движения) в открытое кольцо спирали осуществляется через внутреннее объектное движение в состоянии существования.

Связь как совместное движение объектов есть то звено, которое, во-первых, выступает как важнейший элемент развития (усложнение объекта через создание связи, либо упрощение — через разрушение связи), и, во-вторых, объединяет мир через единство (связность) его объектов. Наконец, в-третьих, через создание/разрушение связей процесс развития имеет циклический характер. Две противоборствующие формы движения (создание и разрушение связей) вместе составляют диалектически единое развитие любого объекта материального мира. В этом представлении диалектический закон единства и борьбы противоположностей естественно интерпретируется как единство в каждом (одном) объекте двух процессов противоборствующего типа.

В общем случае создание связи усиливает неоднородность объекта и увеличивает сложность его структуры на единицу. Разрушение связи повышает однородность объекта и уменьшает сложность его структуры на единицу.

Создание и разрушение связи завершает цикл развития, изменяет объект, который при этом вступает в новый цикл развития. В силу изменения сущность в начале нового цикла подобна, но не тождественна, сущности в начале прошедшего цикла, то есть развитие имеет открытый циклический (незамкнутый, спиралевидный) характер.

Структурирование представляет собой механизм организации материи в направлении концентрации энергии, вещества, информации. Концентрация энергии (вещества, информации) является существом глобального созидательного (конструктивного) процесса.

Рассмотренная обобщенная модель развития имеет ограниченное положение в научной картине мира. Границей модели является материальный мир, и сфера ее применения первично ограничена материальной сферой инновационной деятельности. В полной картине мира должен присутствовать духовный мир, к которому данная модель непосредственно не применима. Потенциальная возможность взаимодействия рассматриваемой модели с моделью интеллектуальной (духовной) деятельности заключена в том, что в инновационной реальности человек как объект природы воспринимает материальные связи с материальным миром, использует их (в форме идеального объекта) в своей интеллектуальной деятельности как субъект и (вновь как объект) возвращает результат через свое действие на природу. Другим ограничением сферы применения модели является принципиальная невозможность интерпретировать некоторые инновационные феномены, например, явление смещения в негативную сторону результативности инновационных проектов. Источником этого ограничения является исключение из модели субъективных и субъективно-объективных (переходных) процессов.

Существование объекта как обособление части внутреннего и процессов мира определяет методологию познавательно-созидательной деятельности человека. Диалектически единый процесс развития объекта материального мира в виде двух противоположных процессов разрушения и созидания связей является основой системного подхода в рамках данной модели.

Полная система может быть представлена как совокупность выделенной группы объектов и связей между объектами, а также процессов между системой и внешней средой, из которой группа выделена. В этом представлении понятия подсистема и надсисте-ма получают вполне определенное содержание, сохраняющее преемственность содержания понятия системы. Понятие подсистемы может быть сформировано через представление об отделении части объектов и связей исходной системы и включении отделенной части в состав объектов и связей внешней среды. Для надсистемы соответствующее понятие может быть основано на представлении об отделении части объектов и связей внешней среды и включении отделенной части в состав объектов и связей исходной системы.

Системный подход является одним из наиболее мощных инструментов исследования фундаментальных основ инновационной деятельности. Эмпирические факты инноватики убеждают исследователей в том, что общим для всех экономических объектов является системное представление о связной паре развивающихся объектов: интеллектуального объекта и вещественного объекта. Например, вода как экономический объект помимо собственно вещественно-

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

ИННОВАЦИИ № 8 (118), 2008

го объекта (вода питьевая как объект традиционной экономики) включает и вполне определенное устойчивое знание о свойствах воды как объекта потребления. Это знание есть прагматическая часть полного человеческого знания о воде как природном объекте. Это прагматическое знание довольно устойчиво, в отличие от второй (научной) части знания, которая постоянно развивается как объект инновационной экономики.

Простота и логичность модели развития определяют четкую методологию ее применения как совокупность предпосылок, принципов, методов и средств организации познавательной деятельности в инновационной реальности. В дополнение к приведенным выше онтологическому и гносеологическому принципам сформулируем основные методологические принципы применения модели для выявления фундаментальных закономерностей инновационной деятельности.

Принцип разделения основан на представлении о разделении полной системы объектов инновационной деятельности на два класса: материальные объекты и духовные объекты (субъекты инновационной деятельности).

Принцип цикличности определяет главное условие инновационного развития — цикличность, фундаментальной основой которой является цикличность развития материального мира в целом.

Принцип противоположности процессов развития основан на представлении объективного единства материального развития как совокупности процессов двух типов: инновативного и деновативного.

Анализ связной пары развивающихся объектов с позиций процессно-системного подхода позволяет сформулировать обобщенные определения инновационной деятельности, необходимые для целенаправленного научного исследования этой сферы жизнедеятельности.

Инновационная деятельность

Процесс развития, осуществляемый с участием человека, принято называть практикой. Инновационная деятельность — одна из составляющих практики. Другие составляющие — процессы потребления и производства. Представляет определенный интерес место инновационной деятельности в исторической совокупности всей деятельности человека [8, 9]. Исторически первым процессом сознательной жизнедеятельности человека является процесс потребления, унаследованный от периода дикости и варварства. Период потребления только чисто природных ресурсов мы можем считать одной из двух граничных позиций в развитии человеческой деятельности — начальной позицией процесса развития. Другой крайней позицией мы можем считать промышленно-производственную деятельность (современный этап развития). Далее можно предположить, что существовал достаточно длительный период начального развития, когда численность человечества и темпы ее роста были вполне обеспечены деятельностью потребления только природных ресурсов. Достаточно очевидно,

что никакой производственной деятельности в этот период не было (в ней не было жизненной необходимости), проблема производственных ресурсов также не существовала и ископаемые (не возобновляемые) топливно-энергетические ресурсы человечеством не потреблялись. Однако позже процесс развития пришел в состояние (в современной терминологии — глобальный системный кризис), когда численность человечества и темпы ее роста вошли в противоречие с естественной ограниченностью природных ресурсов потребления, прежде всего продуктов питания и жилья.

Что могло противопоставить человечество в этот период развития реальной ограниченности природных ресурсов потребления? Достаточно естественным представляется предположение, что это была удачная попытка использовать главную, отличительную от животных, особенность человека — его разум. Использование разума для поиска и осуществления пути преодоления естественной ограниченности природных ресурсов потребления (в целях роста численности и общего развития человечества) — это и есть путь инновационного развития. Эта праинновацион-ная деятельность, безусловно, была индивидуальной и сугубо практической — началось накопление конкретного индивидуального опыта и его распространение в форме конкретных практических знаний.

Что мы наблюдаем в настоящее время? По прошествии веков — очередной глобальный системный кризис, теперь в сфере топливно-энергетических ресурсов, а на горизонте и в сфере производственных ресурсов, и в сфере продуктов питания. И снова — надежда на инновационную деятельность в ее современной форме.

Однако, сегодняшние условия активизации инновационной деятельности как ключевого направления развития неизмеримо сложнее. Это требует глубокого (фундаментального) понимания сущности этой деятельности и факторов, определяющих ее наивысшую эффективность. Такие знания должна найти и предоставить обществу формирующаяся в настоящее время новая наука — инноватика. Эмпирические факты инноватики показывают, что принципиальной особенностью инновационной деятельности является связное развитие двухкомпонентной объектной основы этой деятельности. На любом этапе полного цикла инновационной деятельности субъектом осуществляются активные действия, как над идеальными объектами, так и над материальными объектами. Цикличность процесса развития, представленная в предложенной выше модели, является фундаментальной основой цикличности инновационной деятельности.

Инновативный процесс есть особый случай процесса развития через движение и взаимодействие объектов, когда один из объектов — человек. В инно-вативном процессе человек (как объект) взаимодействует с развиваемым объектом (первично), создает в своем сознании (вторично как субъект) модель объекта (естественного или искусственного), позитивно изменяет (совершенствует) эту модель и успешно овеществляет ее с целью удовлетворения по-

требностей жизнедеятельности. Овеществление модели объекта осуществляется через применение новых эффективных ресурсов, создание новых совершенных операции (изменение технологий) в форме получения новых позитивных результатов — искусственных объектов (продуктов, товаров, производственного оборудования и др.). В пределах инновационной деятельности материальный и идеальный объекты образуют связную пару.

Деновативный процесс — совокупность негативных (деструктивных) процессов интеллектуальной и материальной инновационной деятельности. Объектная основа деновативного процесса также двухкомпонентная (идеальный объект и материальный объект).

Опираясь на рассмотренную выше модель развития и приведенные процессные понятия, определим инновационную деятельность как совокупность (диалектическое единство) инновативных и деноватив-ных процессов для конкретной связной пары идеального и материального объектов.

В заключение отметим, что наиболее важным направлением развития теории и практики инноватики является приложение приведенной выше модели развития к сфере инновационной экономики с целью формирования методологии (прикладных методов и методик) регулярной инновационной деятельности.

Одной из актуальных задач является построение оптимальной региональной и национальной организационно-функциональной структуры управления инновационной деятельностью, обеспечивающей эффективное решение региональных, национальных и глобальных проблем развития.

Литература

1. Е. А. Монастырный. Методологическое обеспечение процессов формирования региональной инновационной системы// Инновации, № 8, 2006.

2. И. П. Макаренко, О. Г. Рогожин, П. М. Копка, С. А. Егоров. Проблемы инновационного развития экономики в контексте построения национальной инновационной системы//Иннова-ции, № 4, 2007.

3. В. Р. Атоян, Н. В. Казакова. О некоторых подходах к анализу развития инновационных систем в глобализирующемся мире// Инновации, № 3, 2007.

4. А. А. Трифилова. «Открытые инновации» — парадигма современного инновационного менеджмента//Инновации, № 1, 2008.

5. Е. А. Монастырный. Термины и определения в инновационной сфере//Инновации, № 2, 2008.

6. Д. А. Диденко, А. А. Шудренко, М. Н. Фефелов. О концепции регионального базиса национальной инновационной системы// Научно-информационный журнал «Человек. Сообщество. Управление», № 3, 2005.

7. Д. А. Диденко, А. А. Шудренко. Экономика традиционная и инновационная (общее и особенное)//Инновации, № 2, 2008.

8. А. Тойнби. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

9. В. С. Степин. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.