Научная статья на тему 'Модель процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре'

Модель процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPECIALIST IN PHYSICAL CULTURE / MODEL / PROFESSIONAL COMPETENCE / RECREATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарафеева Алла Борисовна, Загревский Олег Иннокентьевич

Представлена модель процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре. Проектирование модели осуществлялось на основе системного анализа структуры, содержания и процесса функционирования физкультурно-рекреационной деятельности будущих бакалавров по физической культуре. Практическая ценность такой модели видится нам в адекватности и полноте отражения основных требований, предъявляемых к современному специалисту (бакалавру) по ФК в части его рекреационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарафеева Алла Борисовна, Загревский Олег Иннокентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation in higher education must relate to the structure, principles, organization, content, forms and methods of the educational process. Education at the University should include not only the transfer of general professional knowledge, but also the formation of specific professional skills that are essential for future specialists in their future professional activities. To resolve this problem, we developed a model of the formation of professional competence in recreational activities of future specialists (bachelors) in physical education. The structural model is represented by three integrated blocks: motivation-targeted, content-organizational and evaluative-productive. The designing model was based on the systematic analysis of the structure, content and process of operation of sports and recreational activities for future professionals (bachelors) in physical culture. The practical value of such a model seems to us as a reflection of the adequacy and completeness of the basic requirements of a modern specialist in physical culture in the part of his/her recreational competence. The essential characteristic of any activity is its purpose. In this case it is the formation of professional competence in the field of recreational activities. Achieving this goal is the subject to all the components of the model. Competence approach to training professionals in higher education seems to considerably facilitate the professional and social adaptation of graduates to the labour market. For the successful functioning of the model the key conditions were defined: organizational, psychological, pedagogical and methodical. The criteria and indicators of formation of professional competence in the field of recreational activities identified the following components: motivational, evaluative, cognitive, operational-actional, personality; and potential levels of their development: low, acceptable, medium and high. The model presented here is considered as an efficient tool organizing the process of formation of professional competence in the field of recreational activities for future professionals (bachelors) in physical culture. The model is open, constantly evolving and if necessary can be extended with new components.

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре»

УДК 378:796.5 ББК 744.580 Н 56

Т.В. Нестеренко

Преподаватель Гуманитарного колледжа Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма; E-mail: tamara.nesterencko@yandex. ru

Д.А. Кружков

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: tamara. nesterencko@yandex. ru

ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНОГО РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОЗИТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ ФОРУМОВ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлено теоретическое и практическое обоснование эффективности модели обеспечения готовности работников в области спортивно-оздоровительного туризма к проведению крупных спортивных форумов с учетом педагогических условий эффективного развития потребных свойств и черт личности работника отрасли и образовательных технологий, направленных на формирование его профессиональной компетентности.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, крупные спортивные форумы,

структурные компоненты компетенций, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность.

T.V. Nesterenko

Teacher of Humanitarian College of the Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: [email protected]

D.A. Kruzhkov

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Social-Cultural Service and Tourism, the Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail:

tamara. nesterencko@yandex. ru

THE COMPETENT WORKER TRAINING IN THE FIELD OF SPORTS AND HEALTH TOURISM TO USE POSITIVE RESULTS OF LARGE SPORTS FORUMS

Abstract. The paper presents the theoretical and practical substantiation of efficiency of maintenance model of workers’ readiness in the field of sports and health tourism to hold large sports forums. The authors take into consideration pedagogical conditions of effective development of required properties and lines of the worker in this branch and educational technologies directed to formation of his professional competence.

Keywords: sports and health tourism, large sports forums, structural components of competences, professional competence, professional work.

В 2007 году Международный Олимпийский комитет выбрал город Сочи организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. В связи с этим произошли серьезные политические и экономические изменения, выросли деловые и культурные связи между нашей страной и остальным миром, что способствует бурному развитию спортивно-оздоровительного туризма. (Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горно-климатического курорта 2006 - 2014 гг.»).

В.И. Баюров (2003), Е.Н. Жильцов (2007), Г.М. Поликарпова (2003) и ряд других специалистов пришли к выводу, что эффективное использование совокупности экономических и социальных

преимуществ проведения крупных спортивных форумов не произойдет без готовности кадров, занимающихся организацией физической культуры, спорта и туристическим сервисом. Это обстоятельство выводит подготовку кадров, обеспечивающих деятельность туристического комплекса, спортивных организаторов и менеджеров, спортивных тренеров и др. на ведущие позиции в решении государственных проблем, связанных с реализацией потенциала крупных спортивных форумов для развития физической и спортивной культуры России, в том числе и для XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Существенно изменились требования к высшему и среднему профессиональному образованию и системе подготовки кадров с учетом той ответственности, которая возложена на страну и регион по организации и проведению крупных спортивных форумов.

Между тем по данным эксперимента, проведенного в вузах и на факультетах физической культуры С.А. Хазовой (2011), «...20% выпускников могут считаться конкурентоспособными молодыми специалистами по своим социальным и профессиональным характеристикам, соответствующим требованиям профессиональной деятельности, рынка труда и работодателей. Менее 40% ориентированы на профессиональную деятельность в области физической культуры и спорта, менее 30% -способны найти работу, отвечающую профессиональным интересам».

Все вышеперечисленное диктует необходимость пересмотра условий личностной подготовки работников в области спортивно-оздоровительного туризма к участию в проведении крупных спортивных форумов.

Организация учебного процесса обеспечивает переход обучающегося из позиции студента в позицию специалиста, и моделирование будущей профессиональной деятельности в учебной деятельности должно обеспечивать переход познавательной деятельности в профессиональную с соответствующей сменой мотивов, целей, действий, средств, предмета, результата. Это предполагает включение обучающегося при изучении учебного материала в ситуации решения профессионально значимых задач, что обусловливает развитие профессионально значимых качеств будущих работников спортивно-оздоровительного туризма; позволит сформировать инновационную систему подготовки специалистов на основе технологий компетентностного и личностно-деятельностного подходов, направленных на обеспечение более качественного уровня профессиональной компетентности работников в области спортивно-оздоровительного туризма.

На основании изучения содержания деятельности сферы физической культуры и ее сектора, каковым является спортивно-оздоровительный туризм, выявлена деятельностная составляющая ее работников при реализации основных задач сферы, в том числе и во время подготовки и проведения крупных спортивных форумов. К таковым отнесены:

1. Реализация задач отрасли, частным составляющим которых является обеспечение эффекта проводимых в регионе крупных спортивных форумов.

2. Участие в формировании, развитии и обеспечении эффективного экономического функционирования отрасли.

3. Участие в формировании положительного образа (имиджа), проводимого на территории спортивного форума.

4. Формирование у занимающихся физической культурой, спортом и туризмом поведения и стиля здорового образа жизни в соответствии с идеалами и ценностями олимпизма.

Потребность в реализации указанных направлений деятельности работника туристической отрасли приводит к необходимости наличия у работников отрасли личностных свойств и черт, обеспечивающих:

1. Позитивное восприятие возможностей крупных спортивных форумов.

2. Адекватное понимание роли и возможностей крупных спортивных форумов в отношении реализации текущих и перспективных задач отрасли.

3. Общую и профессиональную экономическую культуру работника, понимание роли и целеустремленной экономической деятельности на благо развития отрасли и общества.

4. Формирование базовых и профессионально значимых личностных свойств как

непременного условия эффективного участия работника в подготовке и проведении крупных спортивных форумов.

5. Знания о состоянии, проблемах и перспективах развития сферы физической культуры и туризма в регионе.

6. Профессиональную компетентность, как интегрального показателя готовности работника сферы к участию в подготовке и проведении крупных спортивных форумов.

Условия эффективного развития этих свойств и черт представляют собой педагогические условия. К таковым могут быть отнесены:

1. Адекватность содержания обучения, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности состоянию отрасли, ее задачам и новым возможностям, представляемым проводимыми крупными спортивными форумами.

2. Обеспечение информационной готовности работников к отстаиванию интересов общества, сферы и отрасли по проведению крупных спортивных форумов.

3. Обеспечение методологического статуса при организации подготовки и переподготовки работников сферы и отрасли компетентностному и личностнодеятельностному подходам.

4. Индивидуализация и дифференцирование содержания и уровня педагогического воздействия в зависимости от возраста, стажа работы в отрасли, уровня профессионального образования.

5. Создание самообучающейся организации как эффективной системы обучения и развитие персонала современных компаний.

По нашему мнению, такая организация повышения квалификации, которая схематично представлена на рис. 1, может обеспечить развитие творческого мышления слушателей, стимулирование у них интереса к профессиональной деятельности; развитие их способностей, прививаются навыки сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной деятельности, а содержательная составляющая, связанная с особенностями XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, позволит подготовить работников туристической отрасли к участию в их подготовке, проведению и использованию позитивных предпосылок их внедрения для развития отрасли, решения важнейших задач вовлечения населения в систематические занятия физическими упражнениями и туризмом.

Констатирующий эксперимент показал, что контрольная (п=33) и экспериментальная (п=46) группы по уровням развития мотивационно-ценностных, коммуникативных, креативных, ценностно-смысловых и морально-волевых компонентов компетенций примерно равны (Р>0,05 во всех случаях). Из проведенных нами исследований в рамках компетентностного и личностно-деятельностного подходов логично сделать вывод, что и представления о сущности экономической деятельности, о содержании деятельности в области экономики и менеджмента, о процессах, происходящих в отрасли спортивного и оздоровительного туризма, в оценке участников контрольной группы и экспериментальной группы на начальном этапе существенных различий не обнаруживают.

В результате изучения истории олимпизма, особенностей региона и др. компонентов предложенной программы работающие специалисты более точно осознали причины появления рисков при проведении крупных спортивных форумов. Все основные компоненты риска называются, однако личностные проблемы участников спортивно-оздоровительного туризма отодвигаются на второй план, а высвечиваются внешние по отношению к системе

факторы.

Сравнительный анализ результатов анкетирования на начальном и конечном этапах эксперимента позволяет утверждать, что в процессе прохождения повышения квалификации по предлагаемой программе:

1. Слушатели овладели базовыми знаниями и научились рассматривать их применительно к региональным особенностям развития туризма.

2. У участников эксперимента сформировалось стойкое представление о целесообразной экономической организации спортивно-оздоровительного туризма в отрасли физической культуры.

3. У участников эксперимента появились убеждение и чувство уверенности в возможности организации коммерческой деятельности в туристической сфере.

4. Слушатели укрепились во мнении о позитивном влиянии крупных спортивных форумов на развитие общества, спорта, туризма, определились в оценке факторов, противодействующих внедрению идеи проведения крупных спортивных форумов.

Сформированность убеждений, знаний, навыков и умений, необходимых для деятельностной поддержки идеи проведения и личной подготовки работников в области спортивно-оздоровительного туризма к участию в проведении крупных спортивных форумов, определялась в рамках оценки динамики уровней развития структурных компонентов компетенций контрольной (п=33) и экспериментальной (п=46) групп.

Итоги проведенной экспериментальной работы со студентами контрольной и экспериментальной групп показали положительную динамику в формировании профессиональной компетентности (рис. 2) на основании выделенных структурных компонентов компетенций.

Итоги проведенной экспериментальной работы с контрольной и экспериментальной группами показали положительную динамику в формировании профессиональной компетентности по выделенным структурным компонентам компетенций:

Мотивационно-ценностные: контрольная группа (66 ± 1,69), экспериментальная группа (73,2 ± 1,76) - достоверность различий (1=2,77; Р<0.05).

Коммуникативные: контрольная группа (60,8 ± 1,7), экспериментальная группа (69 ± 2,04) - достоверность различий (1=3,35; Р<0.05).

Креативные: контрольная группа (62,4 ± 1,7), экспериментальная группа (75,4 ± 1,86) - достоверность различий (1=6,2; Р<0.05).

Ценностно-смысловые: контрольная группа (64 ± 2,09), экспериментальная группа (67,2 ± 1,73) - достоверность различий (1=2,15; Р<0.05).

Морально-волевые: контрольная группа (58,8 ± 1,89), экспериментальная группа (63,6 ± 1,86) - достоверность различий (1=2,7; Р<0.05).

В экспериментальной группе они носили более выраженный характер.

Рис. 2. Результаты экспертной оценки структурных компонентов компетенций студентов контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента

Таким образом, имеются основания для констатации, что повышение уровней развития во время проведения эксперимента произошло благодаря разработанной и внедренной экспериментальной модели профессиональной подготовки работников в области спортивнооздоровительного туризма.

Приведенные результаты опытной работы соответствуют выделенным нами уровням развития компонентов компетенций, что позволяет сделать вывод о приемлемости и результативности предложенного содержания разработанной и апробированной модели подготовки специалистов по спортивно-оздоровительному туризму для подготовки работающих специалистов к подготовке, активному участию и использованию в профессиональной деятельности преимуществ, представляемых проведением на территории крупных спортивных форумов.

Главным видимым признаком использования компетентностного и личностно-

деятельностного подходов, их отличительной особенностью в реализации учебного процесса является отход от технологий трансляции знаний к активным технологиям, ориентированным на продуктивный творческий процесс. Если обратиться к принятому определению категории «компетентность», то примененная модель психолого-педагогической переподготовки специалистов по спортивно-оздоровительному туризму демонстрирует процессуальную направленность обучения, присутствующий мотивационный аспект, интегрированность характеристик личностных и профессионально значимых качеств, которые формируются в учебном процессе. Важно отметить явные признаки формирования профессиональной компетентности у слушателей. Это доказывают следующие ответы участников эксперимента на вопросы, заданные им во время учебного процесса, при проведении бесед: «научилась работать в группе, распределять ответственность, достигать компромиссов», «усовершенствовала навыки общения, научилась быстро принимать решения», «появилось умение работать самостоятельно и в коллективе, искать выход из трудной ситуации». При этом высказывания слушателей позволяют заключить о наличии у них и достаточного количества знаний по экономическим проблемам, экологическим проблемам, по проблемам олимпийского образования и др., чтобы чувствовать себя уверенно в профессиональной среде: «научился грамотной постановке целей, задач, критериев», «узнал, как производить расчет стоимости турпакета», «умею планировать программу турпоездок и турслетов» и т.д. Практическое подтверждение степени сформированности знаниевого компонента слушателей нашли при прохождении практики в смежных турфирмах, ДЮСШ, Центрах спортивной подготовки, г. Краснодара после. Большинство слушателей отметили, что были готовы «ко всем работам», что им поручались, «было все понятно, но не было достаточно полномочий», «было легко работать с документацией», «осваивать и применять технологии обслуживания клиентов в офисе» и т.д.

Большинство опрошенных участников экспериментальной группы отметили, что смогут быстро включиться в любой вид профессиональной деятельности, связанный с пропагандой и распространением Олимпийских знаний, с подготовкой людей к участию в XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи в качестве волонтеров, туристических гидов и т.п. При этом они понимают, что эффективность этих видов деятельности зависит от различных факторов: как быстро установлен контакт с клиентом, от коллектива предприятия, от желания и готовности руководства предприятия использовать специалистов по назначению, как организовано делопроизводство, какие проблемные ситуации возникают в процессе приобретения тура или на маршруте при общении с клиентом, и т.д. Причины, указываемые слушателями в качестве объективных трудностей профессиональной деятельности, позволяют судить о достаточно развитом чувстве ответственности, мотивированности и понимании основ будущей профессии в сфере сервиса и спортивно-оздоровительного туризма.

Разработанная модель строилась с учетом образовательных технологий, направленных на формирование профессиональной компетентности работников области спортивнооздоровительного туризма для решения задач профессиональной деятельности, обусловленных той ответственностью, которая возложена на страну и регион по организации и проведению крупных спортивных форумов, на примере XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Примечания:

1. Баюров В.И., Вучева В.В. Основные принципы и понятийный аппарат внедрения информационных технологий в систему олимпийского образования студенческой молодежи // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы 7-ого Междунар. науч. конгр., 24-27 мая 2003 г. М., 2003. Т. 1. С. 62-63.

2. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: учеб. пособие. М.: Из-дво эконом. ф-та МГУ; ТЕИС, 2007. URL: http: //www.bibliofond.ru/view. aspx?id=479869

3. Поликарпова Г.М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического

исследования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Новгород, 2003. 56 с.

4. Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 гг.): Федеральная целевая

программа: [утв. Постановлением Правительства РФ от 8.06.2006. № 35]. URL:

http://www. sochi. org.ru/doc/fcp/

5. Хазова С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. Вып. 1. С. 211-218.

References:

1. Bayurov V.I., Vucheva V.V. The basic principles and the conceps of information technology introduction in the system of the Olympic education of students // Modern Olympic sports and sports for all: the materials of the 7th International Scient. Congress, May, 24-27th, 2003. М., 2003. V. 1. P. 62-63.

2. Zhiltsov E.N., Kazakov V.N. Economics of social branches of sphere of services: a manual. М.: The MGU Economics faculty publishing house; TEIS, 2007. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx? id=479869

3. Polikarpova G.M. Olympic education and training as a subject of pedagogical research: Dissertation abstract for the Doctor of Pedagogy degree. Novgorod, 2003. 56 pp.

4. The development of Sochi as a mountain-climatic resort (2006 - 2014): The Federal target program: [conf. by The Governmental order of the RF of 6/8/2006. № 35]. URL:

http: //www. sochi. org.ru/doc/fcp/

5. Khazova S.A. Technological foundations of training the competitive spesialists in physical training and sports // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and psychology». Maikop: AGU Publishing house. 2011. № 1. P. 211-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.