Научная статья на тему 'Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников'

Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ СИСТЕМНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАНИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова О. П., Шабанова М. Н.

В статье характеризуется современное состояние графической подготовки в школе, педагогическом и техническом вузах. Автором называются причины низкого уровня графической культуры студентов и школьников и анализируются последствия его проявления. Предлагается модель системного функционирования трех составляющих образования: школа педагогический вуз технический вуз, предопределяющая выход на новый уровень графической культуры молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников»

УДК 378:7

МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ НИЗКОГО УРОВНЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ

© 2014 О. П. Шабанова1, М. Н. Шабанова2

1докт. пед. наук, профессор каф. ОТД

2

канд. пед. наук, доцент каф. художественного образования и истории искусств

Курский государственный университет

В статье характеризуется современное состояние графической подготовки в школе, педагогическом и техническом вузах. Автором называются причины низкого уровня графической культуры студентов и школьников и анализируются последствия его проявления. Предлагается модель системного функционирования трех составляющих образования: школа - педагогический вуз - технический вуз, предопределяющая выход на новый уровень графической культуры молодежи.

Ключевые слова: графическая культура, модель системного функционирования трех составляющих образования, гармонизация и совершенствование графической подготовки, пространственное мышление.

Отсутствие в перечне изучаемых школьниками предметов предмета черчения говорит либо о непонимании реформаторами школьного образования его значения, либо о продуманном отчуждении целого поколения от «языка техники» — чертежа. Такое осознанное или бессознательное движение к лишению самостоятельности предмета уже привело к катастрофическому снижению уровня пространственного, технического, конструкторского и, наконец, творческого мышления молодых россиян.

Способность мыслить пространственными образами является одной из важнейших человеческих способностей. Возникая как практическая потребность ориентации среди объектов материального мира, пространственное мышление в ходе онтогенеза становится важной составляющей интеллекта человека, оно служит средством познания самых разнообразных предметов и явлений действительности, а также является необходимым условием развития потенциальных способностей личности.

Первые проблемы, связанные с развитием пространственного мышления у ребенка, возникают в результате восприятия им пространства, отраженного на плоскости (иллюстрации книг, картин). Известно, что дети воспринимают размер изображенных предметов на плоскости по их площади на картинке, то есть человек, изображенный на переднем плане на фоне удаленного города воспринимается равным дому, а избушка на дальнем плане ребенком сравнивается с грибком или цветком на переднем плане картины.

Пространственные категории «лево-право», «дальше-ближе», «выше-ниже» для ребенка также затруднены по причине его эгоцентризма, то есть восприятия всех объектов пространства только относительно положения собственного тела.

С «созреванием» мозга ребенка и с помощью верно выстроенной методики преодоления эгоцентризма эта проблема постепенно снимается. Отраженное ребенком трехмерное пространство на плоскости листа — это «выведенный наружу канал» функционирования пространственного мышления. Изображение трехмерных объектов пространства на листе бумаги двухмерными, механизм весьма сложный, а без обучающей системы порой недосягаемый.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Совершенствование этого механизма у младших школьников связано с уроками изобразительного искусства, с рисованием. Но даже при методически верном обучении изобразительному искусству младших школьников отражение трехмерного пространства на плоскости остается далеко несовершенным.

Полноценно освоить науку пространственных изображений возможно только при достижении ребенком определенного возраста. Это возраст подростка. Именно он является наиболее благоприятным для оперативности, динамичности, подвижности, широты и полноты оперирования пространственными образами. Поэтому совершенно логично именно в этот период введение школьного предмета, предполагающего работу с формой.

Именно в подростковом возрасте мальчиков да и девочек начинает привлекать техника. И это самый сенситивный период в развитии пространственного мышления подростка. Десятилетиями черчение преподавалось в школе с седьмого по восьмой (а позже и девятый) класс. На основе решения графических задач у школьников развивались основные подструктуры пространственного мышления: топологические, метрические, проективные, порядковые, обеспечивающие динамичность, подвижность, оперативность, полноту и широту оперирования пространственными образами. Они позволяют мысленно манипулировать пространственными объектами, изменять их величину, конструкцию, находить новые усовершенствованные модели объектов. На этом «плато» затем успешно развивались профессиональные способности к технике, архитектуре, строительству, дизайну, изобразительному искусству.

Графические дисциплины — начертательная геометрия, черчение, техническая графика всегда были базовыми, полноценными предметами учебных планов технических и педагогических вузов, техникумов, профессионально-технических и военных училищ. Теперь эти предметы практически исчезли из профессиональной подготовки.

Невероятную трудность испытывают преподаватели технических вузов, общаясь с первокурсниками, у которых чертеж не имел места в жизненном опыте. Не меньше проблем испытывают и сами студенты. Решение любой пространственной задачи требует мысленного объемного ее воссоздания, а этот механизм «от чертежа — к объемной модели» и «от объемной модели — к чертежу» у студента не функционирует.

Отсутствием достаточного уровня сформированности пространственного мышления объясняется неспособность многих студентов творческих направлений подготовки воплощать в объекты собственные художественно-образные идеи. Например, архитектор в своем проекте должен, прежде всего, уметь творчески преобразовывать форму, то есть манипулировать геометрическими телами, изменяя их сечениями и превращая линии перехода одного тела в другое в элементы архитектурных находок.

Дизайнеры моды достигнут креативного уровня, научившись преобразовывать развертки плоскости поверхности ткани в изящные формы конструкции костюма и его отдельных элементов. Изъяны в эстетике и эргономике мебели связаны с несовершенством чертежей, на основе которых она выполняется. Объекты отечественного автопрома подвергаются критике прежде всего на предмет их формы, основу которой составляет исключенный из российской системы образования чертеж.

В последнее десятилетие графические дисциплины почти исчезли и из учебных планов подготовки учителя. Выпускники художественно-графических и индустриально-педагогических факультетов, а именно им отводилась роль учителя черчения в школе, теперь к этой роли не готовы.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Шабанова О. П., Шабанова М. Н. Модель преодоления низкого уровня графической культуры

студентов и школьников

Это поле проблем никак не согласуется с приоритетными задачами российского государства, взявшего курс на развитие технической науки, на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров. От современного специалиста на производстве требуется способность к прогнозированию производственного процесса, умение совершенствования его технологии, что невозможно без способности воплощать свои мысли, идеи, предложения в графические образы — схемы, чертежи, эскизы.

Российское образование может стать адекватным стратегическим задачам, если подтвердит готовность всей системы образования к коренным качественным изменениям. Во-первых, должен произойти повсеместный переход на многоуровневую систему профессионально-технического образования, во-вторых, должна качественно перестроиться общеобразовательная школа, реформируясь в профильное обучение, и, в-третьих, должна быть успешно осуществлена программа модернизации педагогического образования.

Авторами статьи предлагается модель системного функционирования трех составляющих: школа — технический вуз — педагогический вуз в их адаптации к быстроменяющимся условиям смены акцентов и приоритетов. Системность, научность, последовательность и преемственность составляющих этой модели позволяют субъектам, погруженным в среду ее реализации, четко представлять себе главные вехи образовательной политики, сохраняющей потенциал графической культуры.

Графическая культура определяется нами как базовое, интегральное качество личности, проявляющееся в высоком уровне владения и оперирования знаниями в области графики, в осознании их ценности для профессионального будущего, в способности к анализу и прогнозированию производственного процесса, базирующейся на использовании геометро-графического потенциала для эффективного решения профессиональных задач.

Овладение студентами комплексом графических знаний, умений и навыков в техническом вузе происходит на стадии бакалаврской и магистерской подготовки. В образовательной среде студентов технических вузов графическая подготовка может действительно стать стержневой основой предстоящей профессиональной деятельности, если ее базовая основа — пространственное мышление студентов было в достаточной степени сформировано еще в школе.

Как известно, единственно эффективный путь формирования пространственного мышления — решение графических задач. Поэтому так важно и необходимо введение графических дисциплин в курсы по выбору и элективные курсы на старшей ступени обучения школьников. Обучая технической, инженерной и компьютерной графике школьников, мы создаем мощную основу их профессиональной ориентации.

Но две составляющие системы «школа — технический вуз» будут малоэффективны без научно-методической подготовки школьного учителя в рамках графических дисциплин в педагогическом вузе. Качественную готовность будущих учителей к обучению школьников и студентов графическим дисциплинам в условиях модернизации российского образования призван обеспечить педагогический вуз программами специализированной подготовки бакалавра и магистра.

Итак, все три составляющие модели объединены графической подготовкой. Технический вуз, поставляющий выпускников на рынок труда, приоритетной областью их профессиональных компетенций считает уровень сформированности графической культуры.

Длительный период формирования профессиональной готовности выпускников технических вузов тесно связан с изучением начертательной геометрии, инженерной, компьютерной графики. В основу этого процесса закладывается принцип

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

универсальности графической деятельности. Условно графическая интерпретация явлений пронизывает всю систему учебных дисциплин общеинженерного и специального циклов. Выпускник технического вуза в современных условиях рынка труда достигнет профессионализма в том случае, если проявит способности в творческом решении задач создания новой техники, разработке новых современных высоких технологий, высокоэффективной организации производства и разумной эксплуатации его технической оснащенности. Все вышеперечисленные компоненты профессионализма сопряжены с уровнем графических знаний, умений и навыков студентов. Только на графической основе формируется их пространственное мышление, позволяющее представить к обозрению любую творческую идею и техническую мысль.

В сложившейся ситуации перехода к многоуровневому техническому образованию графическую подготовку нужно и должно не только сохранить, но и поднять на уровень графической культуры специалиста.

Второй составляющей модели является современное педагогическое образование.

Особенностью изучения графических дисциплин в педвузе является их профессиональная направленность как на уровне подготовки бакалавра, так и на уровне подготовки магистра.

Активизацией учения студента-бакалавра - будущего учителя черчения является мотив профессионального достижения: одновременно изучая предмет «учиться учить» этому предмету, или, иными словами, интерес к предмету должен быть трансформирован в профессиональную готовность обучать ему. Основы профессионального мастерства будущего учителя черчения должны закладываться в деятельности, моделирующей профессиональный труд. На занятиях по графике это реализуется в ситуациях, предусматривающих решение студентами-бакалаврами графических задач наряду с педагогическими.

Сохраняя преемственность бакалаврской подготовки, подготовка магистранта переходит в иное русло, она базируется на научной концепции графического образования. Ее приоритетной задачей является нацеленность на развитие способностей будущих учителей к конструированию и экспериментальной проверке научно обоснованных методических систем формирования графической культуры школьников.

В специальном блоке дисциплин магистерских программ преимущественные позиции занимают фундаментальные предметы, которые дают знания научных направлений в графическом образовании и помогают магистранту сделать осознанный выбор исследовательского пути.

Научно-исследовательская практика — это важная часть специализированной образовательной программы подготовки магистра. Она развивает гибкость, способность осуществлять поиск, анализ и презентацию научной информации, а также осуществлять комплексный анализ дидактического и методического материала, развивает способность ориентироваться в новых программах, технологиях, методиках.

В ходе исследования в рамках магистерской диссертации магистранты выделяют структурные компоненты и уровни развития исследуемого феномена, то есть получают базу для диагностики. Вооружившись инструментарием диагностики и экспериментальной методикой, магистранты выходят на научно-педагогическую практику, где и приобретают опыт реализации и экспертизы экспериментальной методики в образовательном процессе.

Венцом магистерской подготовки считается магистерская диссертация по методике обучения графическим дисциплинам.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Шабанова О. П., Шабанова М. Н. Модель преодоления низкого уровня графической культуры

студентов и школьников

Магистерская графическая подготовка обеспечивает профессиональную готовность магистранта к работе на второй ступени общего образования (предпрофильная подготовка) и на старшей ступени (профильное обучение) в рамках элективных курсов, например индустриально-технологического или художественноэстетического профилей.

Успешная защита магистерской диссертации является добротным основанием для поступления в аспирантуру по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (черчение). Накопленный опыт магистра в научноисследовательской работе создает фундаментальность, основательность и повышает качество кандидатских диссертаций в области методики преподавания графических дисциплин.

Молодые ученые, кандидаты наук не только возвращаются на кафедры графической подготовки в педвуз и ведут подготовку бакалавров и магистрантов, они должны, и мы в этом твердо уверены, осуществлять графическую подготовку и у студентов технических вузов. И этот факт указывает на наличие связи между двумя составляющими модели «педагогический вуз — технический вуз». Эта связь из односторонней превратится в двустороннюю при условии, если преподаватель графических дисциплин технического вуза поступит в аспирантуру педагогического вуза, а по окончании вернется на кафедру графики в технический вуз.

Третья, и, на наш взгляд, главная, составляющая модели — профильная школа. Ее связь с двумя предыдущими очевидна, она многосторонняя. Выпускники профильной школы с графической подготовкой, поступая в педагогический вуз, проходят стадии бакалаврской и магистерской подготовки и в качестве учителя возвращаются в школу. Поступив в аспирантуру и успешно защитив диссертацию, они могут работать как в педагогическом, так и в техническом вузе. Или: выпускники профильной школы, поступив в технический вуз и окончив его, повышают свой научно-методический потенциал в аспирантуре педагогического вуза и опять возвращаются в технический вуз в качестве преподавателей графических дисциплин у бакалавров и магистрантов.

Теперь становится очевидна главенствующая роль этой составляющей в нашей модели. И не только потому, что две другие составляющие черпают свои человеческие ресурсы из нее, а еще и потому, что именно этот этап приобщения к графической культуре личности является базовым.

Профилизация обучения в старших классах закладывает ориентацию учащихся на сферу будущей профессиональной деятельности, создает условия их самореализации, проявления познавательных интересов, раскрывает потенциал способностей школьников.

Изложенное выше указывает на преемственность графической подготовки трех составляющих модели, на необходимость корректировки целей и задач обучения, учебных планов и программ, на создание единых методических комплексов, нацеленных на гармонизацию и совершенствование графической культуры школьников и студентов.

Эта модель ориентирована на индивидуализацию и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, она обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, существенно расширяя возможности выстраивания индивидуальных траекторий студентов и школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.