Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ВИТАЛЬНОСТИ'

МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ВИТАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТАЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литау Екатерина Яковлевна

Особенность научного метода познания феномена предпринимательства заключается не только в интуитивных прозрениях, но и в особом виде коммуникации, призванном донести до индивидуума новые формы отражения предметов материальной культуры, направленные на развитие цивилизации. Задачей предпринимательства XXI века видится сближение культуры и цивилизации, что составляет единственно возможный путь развития человечества. Если предположить, что хотя бы 10% всех прогнозов о надвигающейся катастрофе сбудутся, то у человечества просто нет иного выхода, как найти баланс между экономическим ростом и сохранением гуманистических основ бытия. Ответственность за эту коммуникацию и поиск баланса должны нести, прежде всего, участники предпринимательского сообщества, как наиболее сильные и влиятельные представили активно действующих субъектов. Но эта ответственность не имеет ничего общего с юридическими ограничениями. Она должна иметь внутренние мотивы и основываться на нравственных и эстетических ограничениях, характеризующих свободную духовную личность, способную к творческим свершениям. В данном исследовании впервые представлена модель предпринимательской витальности, которая раскрывает органическую связь основных переменных, влияющих на процесс формирования новаторской идеи в рамках гуманистического направления теории предпринимательства. Концепция витальности в предпринимательстве предполагает раскрытие творческого потенциала предпринимателя и может послужить отправной точкой в развитии методологии предпринимательских компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Литау Екатерина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENTREPRENEURIAL VITALITY MODEL

The specific feature of the scientific method of cognition of the phenomenon of entrepreneurship is not only intuitive insights, but also a particular form of communication, designed to convey to the individual new shapes of material culture objects reflection, aimed at the civilization development. In the XXI century, the objective of entrepreneurship is seen as convergence of culture and civilization, which is, in our opinion, the only possible way of human development. If to assume that at least 10% of all forecasts on the coming catastrophe will come true, then humanity can do nothing but balance economic growth and humanistic framework of existence. It is participants of the business community, as the most powerful and influential of the active actors, who are responsible for this communication and search for the balance. Though, this responsibility has nothing to do with legal restrictions. It must be internally motivated and based on moral and aesthetic limitations that distinguish a free spiritual person capable of creative achievements. In this research, for the first time, the entrepreneurial vitality model is presented as one that reveals the fundamental connection among main variables affecting the process offormation of an innovative idea within the framework of the humanistic theory of entrepreneurship. The concept of entrepreneurial vitality involves disclosure of the entrepreneur's creative potential and can serve as a starting point in developing the method of entrepreneurial competencies

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ВИТАЛЬНОСТИ»

МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ВИТАЛЬНОСТИ

Аннотация. Особенность научного метода познания феномена предпринимательства заключается не только в интуитивных прозрениях, но и в особом виде коммуникации, призванном донести до индивидуума новые формы отражения предметов материальной культуры, направленные на развитие цивилизации. Задачей предпринимательства XXI века видится сближение культуры и цивилизации, что составляет единственно возможный путь развития человечества. Если предположить, что хотя бы 10% всех прогнозов о надвигающейся катастрофе сбудутся, то у человечества просто нет иного выхода, как найти баланс между экономическим ростом и сохранением гуманистических основ бытия. Ответственность за эту коммуникацию и поиск баланса должны нести, прежде всего, участники предпринимательского сообщества, как наиболее сильные и влиятельные представили активно действующих субъектов. Но эта ответственность не имеет ничего общего с юридическими ограничениями. Она должна иметь внутренние мотивы и основываться на нравственных и эстетических ограничениях, характеризующих свободную духовную личность, способную к творческим свершениям. В данном исследовании впервые представлена модель предпринимательской витальности, которая раскрывает органическую связь основных переменных, влияющих на процесс формирования новаторской идеи в рамках гуманистического направления теории предпринимательства. Концепция витальности в предпринимательстве предполагает раскрытие творческого потенциала предпринимателя и может послужить отправной точкой в развитии методологии предпринимательских компетенций.

Ключевые слова. Витальность, развитие предпринимательской деятельности, предпринимательское творчество, этико-эстетические начала предпринимательской деятельности.

Litau E.Y.

THE ENTREPRENEURIAL VITALITY MODEL

Abstract. The specific feature of the scientific method of cognition of the phenomenon of entrepreneurship is not only intuitive insights, but also a particular form of communication, designed to convey to the individual new shapes of material culture objects reflection, aimed at the civilization development. In the XXI century, the objective of entrepreneurship is seen as convergence of culture and civilization, which is, in our opinion, the only possible way of human development. If to assume that at least 10% of all forecasts on the coming catastrophe will come true, then humanity can do nothing but balance economic growth and humanistic framework of existence. It is participants of the business community, as the most powerful and influential of the active actors, who are responsible for this communication and search for the balance. Though, this responsibility has nothing to do with legal restrictions. It must be internally motivated and based on moral and aesthetic limitations that distinguish a free spiritual person capable of creative achievements. In this research, for the first time, the entrepreneurial vitality model is presented as one that reveals the fundamental connection among main variables affecting the process offormation of an innovative idea within the framework of the humanistic theory of entrepreneurship. The concept of entrepreneurial vitality involves disclosure of the entrepreneur's creative potential and can serve as a starting point in developing the method of entrepreneurial competencies

ГРНТИ 06.52.17 © Литау Е.Я., 2021

Екатерина Яковлевна Литау - кандидат экономических наук, доцент, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ Санкт-Петербург. Контактные данные для связи с автором: 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49А (Russia, St. Petersburg, Kronverksky av, 49А). E-mail: ekaterina_litau@blcons.ru. Статья поступила в редакцию 25.03.2021.

Keywords. Vitality, development of entrepreneurial activities, entrepreneurial creativity, ethical and aesthetic principles of entrepreneurial activities.

Введение

Признание иррациональных мотивов потребительского поведения явилось значимым достижением науки XXI века. Представляется, что следующий ожидаемый прорыв будет заключаться в том, что иррациональное займет свое место в системе знаний о поведении человека и послужит важной отправной точкой в развитии методологии предпринимательских компетенций. Любая органическая система индивидуальна. Концепция витальности в предпринимательстве предполагает раскрытие творческого потенциала предпринимателя, поэтому особенно важно рассматривать эту категорию применительно к новаторской деятельности. Наиболее близко по значению к этому понятию стоит категория творчества, которая, в свою очередь, является одной из важнейших не только для философии, но и для истории культуры в целом.

В поисках конструктивного ответа на возрастающую сложность и неопределенность мирового развития, необходимо разработать научную парадигму, которая позволит выстроить в мировоззрении предпринимателей структурные связи функционирования этики, эстетики и экономики таким образом, чтобы они способствовали выработке положительного надсистемного эффекта в реализации инновационно-проектной деятельности. Это - важный методологический прием углубления самосознания. Новизна авторского подхода заключается в использовании концепта витальности в процессе исследования проблем современной предпринимательской деятельности. Автор впервые раскрывает органическую связь между творчеством и витальностью субъекта деятельности. Оригинальность указанного подхода конкретизирована в разработке соответствующей модели. Обзор литературы.

Концепция витализма выступает методологической основой, способной объединить в единую логическую линию доктрины, предложенные Н.Ф. Федоровым, Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским и членами Римского клуба, Й. Шумпетером, П. Друкером, М. Полани, Дж. Миллером, Н. Хомским, А. Маслоу и многими другими выдающимися исследователями, без которых невозможно развитие теории предпринимательства в настоящем, поскольку эти концепции являются мощнейшей преобразовательной силой, энергия которой напрямую зависит от того, насколько качественно происходит процесс диффузии всех элементов, заложенных в модель предпринимательской витальности. Последовательными виталистами были многие натуралисты (В. Гарвей, Г.Э. Шталь, К.Ф. Вольф, К. Линней, Ж. Бюффон, Г.Р. Тревиранус, К. Бэр), заложившие основы биологии как самостоятельной науки, ставящей своей задачей раскрыть собственные законы жизни, которые не сводимы к законам, определяющим явления неорганического мира [18, с. 133].

Некоторые исследователи утверждают, что теоретическое представление о «жизненной силе» было отвергнуто учеными в 1840-х годах [23]; в научных трудах встречается частое употребление рассматриваемого феномена в его пейоративном значении [14], в частности, как ярлыка, маркирующего отсутствие интеллектуальной строгости [16]. «Возможно, нам следует отказаться от слова «витализм», учитывая его неоднозначность» [16]. Концепции витализма противопоставляются альтернативные теории и научные подходы, например, эмерджентность [11; 12; 15; 19].

Начало XX века можно назвать «виталистическим моментом» в связи с актуализацией темы витализма в медицинских, биологических, философских и культурных дискуссиях [20]. Например, Ж. Кангильем обоснованно подчеркивал необходимость понимания и сохранения витализма как значимого интеллектуального и этического требования [16]. Витализм всегда оказывал сильное влияние на научное воображение, выстраивая связи и проводя границы между «духовным и материальным, цифровым и аналоговым, редукционизмом и холизмом, порядком и хаосом, инертностью и одушевленностью, сдерживающим и освобождающим, мертвым и живым, закрытым и открытым, стабильным и динамичным, структурированным и спонтанным, старым и новым» [20].

Следует заметить, что идея витализма как «мета теоретического концепта» заслуживает рассмотрения, но при этом не стоит забывать, что данный феномен не просто богат, но переполнен комплек-

сом своих значений. Фактически, витализм номинально подразумевает принятие неизвестного как центрального фактора жизни. С позиции витализма, и известное всегда находится в движении. Существующее знание состоит лишь из незначительных деталей, и вся его важность не раскрыта [21] Более того, само его значение со временем изменилось и эволюционировало. Таким образом, витализм обладает собственной жизнеспособностью [13]. Феномен предпринимательства на сегодняшний день в большой степени остается непознанным. Концепция витализма прокладывает методологический путь в развитии основных положений теории предпринимательства, что дает надежду что Ignoramus предпринимательства будет со временем раскрыт.

Материалы и методы

В процессе рассмотрения данной проблемы в качестве основного метода использовался метод моделирования. При разработке модели предпринимательской витальности применялись методы анализа, синтеза, сравнения и классификации. В качестве критериев закладывается аксиологическая система, т.е. система основных ценностей, определяющих эффективность данного вида деятельности. К этой системе относится художественно-эстетические, нравственно-этические и социально экономические ценности и идеалы. Результаты

Модель предпринимательской витальности (см. рисунок) объединила в себе все важные компоненты, предопределяющие развитие предпринимательства будущего. Некоторые из них давно знакомы человечеству, а некоторые остаются до сих пор непознанными. Они дают возможность по-новому взглянуть на развитие теории предпринимательства и создать из нее новую науку общего гуманистического дела, которая позволит превратить экономическую деятельность из сферы материального производства в одухотворённую деятельность с преобразующей силой, направленной на благо человечества.

В большинстве ситуаций принятия решений объективная функция этой модели не является ограниченной: скорее область, на которую делается разброс переменных, связанных с решением, намечена серией ограничений. Эти ограничения имеет разноплановый характер: технологические, конъюнктурные, политические, законодательные и т.п. Но требования эстетической формы позволят формировать потенциально новый рынок и бросать вызов актуальной ситуации.

Всеобщий экономический закон возрастания потребностей отражает внутренне необходимые, существенные и постоянные взаимосвязи между производством и потреблением, потребностями и существующими возможностями их удовлетворения. Производство удовлетворяет существующие и порождает новые потребности. Решающее влияние человеческой деятельности и производства на формирование потребностей подчеркивал А. Маршалл. «Каждый новый шаг вперед, - отмечал ученый, -следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а не того, что новые потребности вызывают к жизни новые виды деятельности» [8, с. 138]. В XXI веке этот новый шаг к формированию эстетических потребностей должен быть пройден посредством применения качественно иного подхода к предпринимательской деятельности. Формирование принципиально нового понимания сущности предпринимательства предопределяет иной алгоритм инновационно-проектной деятельности с другим пониманием ее нравственного наполнения.

Сложный механизм взаимодействия между потребностями и производством обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства, а неуклонно возрастающая конкуренция ведет к необходимому повышению сложности предпринимательских проектов как с позиции технологической (сюда также относятся все факторы, связанные с разумной (рациональной) сферой познания, такие как наукоемкость, менеджмент и пр.), так и с позиции этико-эстетических критериев, относимых к сферам иррационального, и зависящих от уровня нравственного и культурного воспитания предпринимателя, как основного агента экономических перемен.

Усовершенствование структуры потребностей отражает процесс развития человеческой личности и оказывает содействие переходу: от доминирования материальных к приоритетному развитию духовных потребностей, связанных с творчеством, познанием, самосовершенствованием; от массового производства и потребления к индивидуализации нужд и средств их удовлетворения; от стремления к непрерывному наращиванию объемов потребления к разумному самоограничению; от минимизации вещественной структуры потребления к преобладанию в ней культурного содержания услуг.

Рис. Модель предпринимательской витальности

Противоречие между ненасыщаемостью и беспредельностью потребностей, с одной стороны, и ограниченностью материальных и нравственных ресурсов, составляющих основу жизнедеятельности, с другой, порождает проблему выбора, определяя цель предпринимательской деятельности. Переменные составляющие модели могут быть заданы проектной командой или лицом, принимающим решение, с целью максимизации объективной функции, которую можно конкретизировать, прежде всего, как количество и назначение «предпринимательских» продуктов, запланированных к созданию за определенный период времени.

В рамках модели «чистой» креативности Д. Тросби предложил подход, предполагающий, что, для простоты обобщений, следует определить факторы решения с точки зрения времени, потраченного на разнообразие решения задач. Единица рабочего времени дает на выходе некоторое количество культурной ценности; оптимизируемое количество раз и будет совокупностью ценности, полученной из разных источников. Однако точное определение этих отношений, даже в концептуальном плане, может быть затруднено, при этом отсылая к более общей формулировке, в которой культурная ценность определяется как некоторая (возрастающая) функция от затраченного рабочего времени.

Различие между уровнем одаренности, техники исполнения, масштабом произведения не позволяет в полной мере применить временной фактор как критерий производительности. Вместе с тем, в соотношении с затраченным временем и произведенной общественно-культурной ценностью предлагаемого предпринимателями (эпигонами с развитой предпринимательской функцией [6]) продукта, различие между предпринимателями в данном построении может служить мерой различия в креативном предпринимательском таланте примерно так же, как в микроэкономическом анализе затрат-выпуска продукции измеряются различия в производительности. Подобная концептуализация креативности уже не противоречит теориям творческого процесса, требующим спонтанного мышления и быстрой реакции на интеллектуальные стимулы [10, с. 140]. Предложенная модель предпринимательской ви-

тальности отражает парадигму творчества при условии равных возможностей, которые, в целом, и создаются в системе организаций инновационной инфраструктуры.

При рассмотрении производной функции креативности в зависимости от двух переменных - доходность и уровень антиидейности [17], имеет смысл выделить в ней две стадии создания предпринимательского продукта: (1) максимизация антиидейной ценности - на данной стадии предполагается концентрация внимания на создании творческого элемента; (2) формирование потенциальной доходности - на этой стадии предполагается рассмотрение ряда переменных, от которых зависит принятие решения об экономической целесообразности реализации идеи.

Ограничение, налагаемое необходимостью получения дохода (коммерческой реализации продукта предпринимательской креативности), может повлиять на производство «продукта» рядом способов, например, переориентировать внимание в сторону форм продукта, имеющих больший спрос. В рамках данного подхода целесообразно рассматривать творческий элемент формирования коммерческой идеи как процесс необходимой оптимизации, когда идейный вдохновитель инновационного проекта выступает в качестве «рационального максимизатора» индивидуальной полезности в зависимости от внутренних и внешних ограничений. Именно такой подход предлагается использовать в модели предпринимательской витальности, расширяя его путем включения экономических переменных.

Возвращаясь к понятию «антиидейность», необходимо еще раз подчеркнуть, что оно априори несет в себе совокупность культурных и общественно значимых характеристик предпринимательской идеи. Культура выступает в качестве фундаментальной причины развития феномена предпринимательства, поскольку именно культурой определяется формирование эндогенного фактора - личности экономически активного субъекта рынка. В настоящей статье мы представляем модель предпринимательской витальности, в которой устойчивое развитие новаторской деятельности, сопровождаемое процессом креативного разрушения, показано в виде функции с переменными, выступающими источниками возникновения предпринимательской витальности.

Модель предпринимательской витальности может быть выражена в виде:

E=f (Е1, Е2, Е3, К1, К2),

где Е1 - экономика как система знаний о закономерностях поведения рынков, а также управления системами хозяйствующих субъектов, т.е., это совокупность частных экономических дисциплин, позволяющих хозяйствующему субъекту осуществлять наиболее эффективное поведение, направленное на достижение поставленных целей: маркетинг, экономическая статистика, финансовый менеджмент, экономика труда и пр.; Е2 - этика как область социально-философского познания, в рамках которой изучается мораль, выражающая особую сферу допустимого предпринимательского поведения с точки зрения современной научной парадигмы регуляции отношений и связанных с ней ценностей и идеалов долженствования; Е3 - эстетика как особая форма общественного сознания, которая может стать источником выразительных форм, реализуемых в процессе предпринимательской деятельности, впитывающая и аккумулирующая специфику экономической действительности социально-исторической конкретики, задача эстетической переменной состоит в трансформации изначально неутилитарного созерцательного и творческого отношения человека к действительности в деятельное и преобразующее, основанное на эстетических идеалах; К1 - креативность, категория, имеющая центральное значение, поскольку, понимаемая как способность вносить новаторские изменения, является тем базовым понятием, содержательным ядром, без которого построение теории предпринимательства видится невозможным; К2 - когнитивистика как категория, анализирующая явления и устанавливающая характеристики определенных способов обработки информации, связанных с предпринимательскими когнитивными структурами и процессами. Обсуждение

Предпринимательство в его истинном шумпетерианском значении ставит экономическую науку в затруднительное положение, поскольку продукт новаторской деятельности создается случайными редкими воздействиями, которые не могут быть найдены отвлеченным принципом, имеющим характер закона. Для этого нужна творческая деятельность субъекта, стоящего выше шаблонности привычных экономических агентов, имеющих метафизически установленное творческое самодеятельное начало, которое обозначает личность, вкладывая в этот термин значение метапсихологическое и метафизиче-

ское. Личность, способная творить в новом, затруднительном случае новый процесс, который не может быть закреплен в форме закона для аналогичных случаев.

Феномен предпринимательства становится центром экономических сил, действующих по бесконечному множеству радиусов. Единство этих сил и согласное обнаружение предполагает единого носителя - предпринимателя, способного к новаторской деятельности. А всякий центр по Н.О. Лосскому есть центр обнаружения особой субстанции [7]. Субстанционный деятель в лице предпринимателя-новатора придает осмысленность и целеустремленность, тем самым одушевляя, т.е. придавая духовность экономической деятельности. Таким образом, экономика наполняется витальностью, т.е. становится жизнеспособной не только в материальном, но и высшем духовном смысле, создавая новые ценности и намечая путь от цивилизации к культуре. Подобный предпринимательский гилозоизм неизбежно вступит в противоречие с той разрушительной силой, которая характерна для экономики последних веков.

На наш взгляд, ни одна область экономической науки не соприкасается с иррациональным в той мере, как теория предпринимательства. От иных видов экономической деятельности предпринимательство условно отделяется именно за счет творческой составляющей, выступающей принципиальным отличием. А творчество - это сфера иррационального, перед которой классическая экономическая наука бессильна, так как иррациональное традиционно не являлось предметной областью экономики. С легкой руки А. Смита, вся эта наука строилась на предположении о том, что человек эгоистичен и рационален. Спустя века пришлось признать, что человек, несмотря на регулярное проявление эгоизма, склонен демонстрировать иррациональное поведение в не меньшей степени, чем рациональное. И благодаря трудам Д. Канемана и А. Тверски, важность иррационального для экономики больше не вызывает сомнений.

Развиваясь по определенным законам, действующим в искусстве, политике, образовании, предпринимательское творчество связано с изменением рынков. Создание инновационных продуктов, независимо от субъективного отношения к этому процессу, подчиняется объективным закономерностям. Отображение в искусстве, может во многом отрываться от действительности, но вместе с тем искусство является более достоверным отражением реальности для умеющего считывать культурные коды. Более того, творчество - это всегда конструирование будущего. Для успешного распознавания этого будущего, необходимо обладать развитой творческой интуицией. В этом, на наш взгляд, и заключается одна из ключевых задач, которая должна решаться теорией предпринимательства: разбудить творческую интуицию предпринимателя.

«Если реальность - это «творческая эволюция», то именно в творческом характере искусства должно искать очевидность и фундаментальное проявление творческого характера жизни», - писал немецкий философ Эрнст Кассирер [5, с. 630]. Именно здесь, в познании, творческая интуиция становится необходимой. Эстетическая интуиция «не давая знания как такового, составляющего удел чистого интеллекта» способна дать «понять, чего недостает в данных интеллекта, и предугадать способ их пополнения» [1, с. 185]. Вот тот методологический аспект, который концепция витальности способна привнести в теорию предпринимательства. Эстетическая интуиция позволяет человеку «схватить жизнь», то есть предпринять попытку постичь ее содержание [3], поскольку в ее силах наблюдать индивидуальное становление предмета. Язык и другие системы символов, будучи абсолютно утилитарными, механизируют нашу жизнь, скрывая от человека подлинную действительность. Интуиция характеризуется отстранённостью от практического интереса. И здесь ярко выражен ее эстетический характер, поскольку ещё Кант в «Критике способности суждения» связывал эстетический опыт «со свободой от всякого интереса» [4, с. 79].

Отстранённость от практического интереса должна превратить интеллектуальные пределы в беспредельные возможности предпринимательского творчества. Представляется, что всякая инновационная задача может быть решена иначе, как в плоскости исключительно рационального. Иррациональность в логике, находящаяся за пределами разума, противоречащая логике, обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному. Задача теории предпринимательства сводится к тому, чтобы объединить рациональное и иррациональное на основе нового методологического принципа и в соответствии с законами, если таковые имеются.

В творчестве начинающего предпринимателя не следует ожидать логической стройности суждений, большую роль играют случайности, личные предпочтения, формируемые средой и т.д. И наобо-

рот, за счет своего мастерства великие предприниматели достигают высокого уровня творческой реализации предпринимательской задачи. Инновации могут создаваться и в процессе научно-исследовательской работы, хотя это условие не является обязательным. Для решения этой задачи необходимо дальнейшее исследование взаимосвязи между объективными законами технического прогресса и психическими процессами предпринимательского творчества. Возможно, систематическое изучение опыта новаторов позволит выявить и обобщить методы реализации их идей.

Становление психологии предпринимательского творчества в рамках теории предпринимательства потребует таких исследований. Представляется, что на данном этапе полученные в результате исследований данные о природе новаторской деятельности недостаточны, поскольку конечной целью психологии предпринимательского творчества является практика: познанные закономерности должны быть использованы при разработке научной методики работы над инновационными решениями. Однако науке на сегодняшний день не известны подобные закономерности и в этом есть ядро потенциала теории предпринимательства, ее главная задача.

Основной вопрос в рамках теории предпринимательства звучит иначе. Может ли процесс создания креативных идей быть смоделирован как процесс рационального принятия решений? Мы обязаны указать суть модели, построенной вокруг производства экономической ценности в соответствии с главной целью данной работы. Для этого необходимо ввести переменные и рассмотреть роль ценности результата предпринимательского творчества с позиции культурных и экономических ценностей. А также нам предстоит ответить на еще один важный вопрос, вытекающий из анализа исследований и иной литературы: не является ли попытка изучения креативности, в том числе предпринимательской, на самом деле ошибочной? Или творческий процесс, по самой своей сути, в той или иной мере, сознательно или неосознанно, иррационален и противится любой структурированной формализации. Единственный способ изучения креативности - это рассмотреть ее как рациональный процесс, т.е. как действие, однозначно подлежащее формализации, при полном осознании, что это абсолютно возможно.

Один из вариантов решения данного вопроса предлагается в рамках модели предпринимательской витальности. Современный анализ принятия решений делит творческий процесс на стадии, каждой из которых присуща определенная функция. Они сменяют друг друга в логичном порядке и приводят к определенной цели. На основе такого анализа может быть сконструирована формальная модель принятия решений.

Процесс создания истинно предпринимательской идеи как феномена, ведущего от замысла к ее реализации, следует рассматривать как близкородственный художественному замыслу, в котором главной целью считается его общественная польза и антиидейность, без учета каких бы то ни было экономических и прочих факторов. И только в случае, если будет определена общественная и культурная значимость прототипа продукта предпринимательского труда, тогда единственной целью проектной группы при реализации замысла в полном объеме следует рассматривать максимизацию коммерческой ценности. Таким образом, некоммерческая составляющая, а именно ценность с точки зрения пользы для общества, является первичной.

Важно понимать и принять, что развитие предпринимательской креативности, в частности, должно рассматривать творчество в общем. И неотъемлемым атрибутом результата творческого труда является его культурная ценность. Теоретик искусства Терри Смит описывает этот процесс как «формирование потоков ценности» [22]; задача предпринимателя - не только управлять потоками ценности, но и конфигурировать их таким образом, чтобы они явились миру в виде успешной коммерческой идеи. В задачи теории предпринимательства входит поиск путей решения сформулированной проблемы посредством формирования теоретического фундамента этого нового направления научного знания. И в этом вопросе методологическая функция принадлежит философии, а именно ее важнейшим дисциплинам - этике и эстетике. Лейбниц выделял три области духовного мира человека: разум, волю, чувство.

Первые две области в рамках теории предпринимательства принадлежат экономике и этике, соответственно. В современном обществе, ввиду доминирования материальной культуры, преобладает развитие рационального компонента. Вслед за Лейбницем немецкий философ XVIII в. А.Г. Баум-гартен предложил термин эстетика, определив его как теорию чувственного познания (греч. а181Ьейко8 означает «чувственный») [9]. Поскольку одним из средств такого чувственного познания реальности является искусство, то эстетика является областью знания, близкой к искусство-

ведению [2]. Анри Бергсон понимает бытие, как творческую силу, следовательно, рациональный научный метод не способен охватить «текучую континуальность жизни», «жизнь как поток». Таким образом, наиболее подходящим для выражения творческого характера жизни становится не наука, а именно искусство.

Вместе с тем, мы вынуждены констатировать, что вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве, пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения. Но эти обстоятельства никоим образом не умаляют значения этого понятия для теории предпринимательства. Напротив, они открывают широкие возможности самостоятельной трактовки и проектирования этого феномена посредством реализации современной, - в значении «созвучной настоящему и будущему», - преобразовательной деятельности, направленной на улучшение мира и себя лично, как части этого мира. Заключение

Предпринимательство XXI претерпевает изменения. Оно должно развиваться по пути поиска новых возможностей, придерживаясь определенных этических ограничений, и устремляться ввысь к новым творческим свершениям в рамках предпринимательской эстетики. В этом и заключается то новое, ignoramus et ignorabimus, тайны которого предстоит разгадать современной науке.

Результаты предпринимательского труда могут интерпретироваться как проводник двойного рынка. Становление новаторской мысли, возникающее из сложного сочетания креативных процессов, является движущей силой в производстве идей; ее техническая реализация зависит от уровня наукоемкости и технологической оснащенности. В результате реализации подобные идеи получат экономическую ценность через рыночный обмен, а также общественно-культурную «цену» посредством признания и принятия «идейности», которую они содержат. Формирование указанных составляющих общей ценности дает надежду на некоторый прогресс, поскольку заставляет создателя посмотреть на замысел несколько шире, чем в случаях, когда единственная ценность определяется экономическим мотивом.

Модель предпринимательской витальности возможно расширить до работы вне сферы новаторской деятельности. Если в этой модели объективная функция - это совокупная максимизация экономической, этической и эстетической ценности, тогда будет нетрудно расширить создание ценности предпринимательской идеи и включить в него реализацию вне инновационной сферы экономической деятельности.

Для теории предпринимательства задача развития творческой интуиции предпринимателя выдвигается на передний план. Концепция витализма имеет важное методологическое значение для развития теории предпринимательства, поскольку содержит необходимый теоретический потенциал, способный передать связи и способы коммуникации между элементами модели предпринимательской витальности. Она позволяет рассматривать вопросы теории предпринимательства не только через призму традиционного рационального подхода, принятого в экономической науке, но и в терминах энергии и сил, составляющих то неявное знание, которое является иррациональным компонентом и имеет важное значение для раскрытия таких элементов, как творческий аспект новаторской деятельности, этические основы хозяйственной деятельности и эстетизация предпринимательства.

Сегодня предприниматель должен быть этически и эстетически просвещен именно ввиду всеобщей нарастающей наукоемкости. Дух сциентизма, порождающий технократизм, формирует одномерного человека, претендуя на то, что наука может заменить искусство, мораль, философию и религию. Считается, что наука способна заменить все сферы человеческой культуры/жизни, хотя, по своей природе, наука для этого не предназначена. Наука амбивалентна, ее предназначение состоит в поиске истины в форме законов, и не только природных. Она предназначена раскрывать законы красоты, морали и справедливого социального устройства.

Именно поэтому и этика, и философия, и прочие области познания постепенно находят свое место в развитии методологии теории предпринимательства в виду их теоретических возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001. 384 с.

2. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. 556 с.

3. Ирдиненко Е.А. Эстетические взгляды Анри Бергсона в контексте Европейской гуманистки // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2017. № 2. С. 96-103.

4. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. 367 с.

5. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарики, 1998. 784 с.

6. Литау Е.Я. Феномен предпринимательского эпигонства и экономической имитации // Экономика и управление. 2021. № 27 (1). С. 31-36.

7. Лосский Н.О. Современный витализм. Петербург: Кооперативное издательство литераторов и ученых, 1922. 90 с.

8. Маршал А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2007. 832 с.

9. ПустовитА.В. Этика и эстетика: Наследие Запада. История красоты и добра. К.: МАУП, 2006. 680 с.

10. Тросби Д. Экономика и культура. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 254 с.

11. Alexander S. Space, Time, and Deity. Andesite Press, 2017. 462 p.

12. Broad C.D. The Mind and its Place in Nature. Abingdon: Routledge, 2001. 674 p.

13. Canguilhem G. Aspects of vitalism / In: Canguilhem G. Knowledge of Life. New York: Fordham University Press, 2008. Р. 59-74.

14. Dawkins R. The Blind Watchmaker. New York: W.W. Norton and Compamy, Inc., 1986. 332 p.

15. Emmeche C., Stjernfelt F., Koppe S. Explaining Emergence: Towards an Ontology of Levels // Journal for General Philosophy of Science. 1997. № 28 (1). P. 83-119.

16. Greco M. On the Vitality of Vitalism // Theory Culture and Society. 2005. № 22 (1). P. 15-27.

17. Litau E. Concept of Entrepreneurship Anti-Ideology // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. № 7 (2). P. 1308-1318.

18. Mayr E. Toward a New Philosophy of Biology. Observations of an Evolutionist. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 1988. 575 p.

19. Morgan C.L. Emergent Evolution. Read Books Ltd., 2013. 330 p.

20. Normandin S., Wolfe Ch. Vitalism and the Scientific Image: An Introduction / In: Vitalism and the Scientific Image in Post-Enlightenment Life Science, 1800-2010. Springer, 2013. P. 1-15.

21. Ritchie A.D. Vitalism: Its History and Validity // Nature. № 145. London: Nature Publishing Group, 1940. Р. 6-7.

22. Smith T. Value and form: formations of value in economics, art and architecture // Referat wygloszony na konfer-encji «The Market and Visual Arts». Duke University, 1999.

23. Stollberg G. Vitalism and Vital Force in Life Sciences - The Demise and Life of a Scientific Conception. 2000. 27 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.