Научная статья на тему 'Модель практической реализации образовательного кредитования в регионе'

Модель практической реализации образовательного кредитования в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кремлёва Н.А., Ефремова А.А.

Целью развития системы образовательного кредитования является обеспечение доступности получения образования для населения с различным уровнем доходов. Однако, в условиях неразвитых финансовых рынков, их нестабильности, ограниченности используемых финансовых инструментов, отсутствия гарантий со стороны государства, образовательное кредитование не получило широкого распространения за годы существования в Российской Федерации. В статье приведен анализ одной из возможных схем практической реализации образовательного кредитования на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель практической реализации образовательного кредитования в регионе»

МОДЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Н.А. кремлЁВА, кандидат экономических наук, доцент

а.а. ефремова

Вологодский государственный технический университет

Анализ состояния рынка знаний в Вологодской области показал, что государственный распределительный механизм, обеспечивающий сбалансированный спрос и предложение кадров для промышленного производства, отсутствует, а рыночный механизм подготовки и привлечения специалистов, способных эффективно реализовать функции производственного менеджмента на предприятиях, не создан. Этот фактор сдерживает инновационное развитие промышленного производства в муниципальном хозяйстве.

В этой связи разработка принципиально нового подхода к проектированию инфраструктуры инновационных процессов на региональном рынке знаний на основе реализации образовательного кредитования в регионе является весьма актуальной задачей.

В высших учебных заведениях Вологодской области происходит сокращение бюджетных мест. Более половины абитуриентов в настоящее время поступают учиться на платной основе, о чем свидетельствуют статистические данные по приему в вузы за 2006 г., представленные в табл. 1. По прогнозным оценкам, их доля в общем числе студентов со временем будет увеличиваться.

Одним из источников средств для оплаты обучения в вузах региона может стать образовательный кредит. Предлагаемые банками образовательные кредиты характеризуются высокими годовыми

процентными ставками (в среднем — около 13 % в России), поэтому не пользуются достаточным спросом у населения.

Предлагаем одну из возможных схем реализации образовательного кредитования в Вологодской области.

Допустим, получив основное общее образование, выпускник решил продолжать обучение в 10-м и 11-м классах, а затем поступать в высшее учебное заведение. Тогда, во время обучения в 10-м и 11-м классах его родители могут накапливать некоторую сумму денег, чтобы в случае поступления абитуриента в вуз разместить срочный вклад в банке, при условии, что к моменту поступления будет накоплена необходимая для размещения вклада сумма. Одновременно с этим выпускник самостоятельно (при исполнении 18 лет) или с созаемщиком (возраст выпускника — 14—18 лет) берет образовательный кредит в банке. Суммы процентов по вкладу могут использоваться в качестве оплаты за использование кредита или частичной ее компенсации.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, средняя заработная плата в области составляет 12 088 руб. Учитывая величину налога на доходы физических лиц, получаем сумму 10 700 руб.

С учетом величины прожиточного минимума (в среднем — 4 336 руб. на человека в четвертом

Таблица 1

Численность принятых в вузы Вологодской области в 2006 г. (чел.)

Учреждения высшего профессионального образования Очное обучение Всего по очной форме Заочное обучение Всего по заочной форме Итого

Бюджетное Платное Бюджетное Платное

Государственные вузы 3 580 1 627 5 207 1 248 1 397 2 645 7 852

Филиалы государственных вузов 149 335 484 271 1 665 1 936 2 420

Негосударственные вузы и филиалы нет 641 641 нет 1 028 1 028 1 642

Всего: 3 729 2 576 6 305 1519 4 090 5 609 11914

квартале 2007 г.) и незапланированных расходов около 3 600 руб. на семью в месяц (например, в туристическую сферу) при условии, что оба родителя работают, ежемесячная сберегаемая сумма не может превышать 4 792 руб. (10 700 х 2 — 4 336 х 3 — 3 600) для семьи из трех человек.

Накапливать денежные суммы родители могут путем размещения в банке вклада до востребования или срочного вклада с небольшим первоначальным взносом и возможностью дополнять вклад. Вклады до востребования характеризуются, как правило, низкими годовыми процентными ставками. Чтобы накопить сумму 38 000 руб. (средняя стоимость обучения в Вологодском государственном техническом университете в 2007—2008 учебном году), приблизительно в течение двух лет ежемесячно нужно откладывать 1 583 руб. Поэтому предпочтительным вариантом является накопление суммы первоначального взноса для размещения срочного вклада в банк.

Для анализа предложенной схемы реализации образовательного кредитования в Вологодской области рассмотрим в качестве примера услуги Сберегательного банка РФ, одно из отделений которого располагается в городе Вологде. Банк предлагает такие вклады, как «Зарплатный Сбербанка России»,

Результаты расчета

«Универсальный Сбербанка России», «Особый Сбербанка России», «Депозит Сбербанка России», «Пополняемый депозит Сбербанка России» и др. Вклад «Пополняемый депозит Сбербанка России» отличается тем, что при различных сроках (6 мес., 1 год и 1 мес. или 2 года) минимальный взнос невелик — 1 000 руб., годовые процентные ставки достаточно высоки — 6,5—8,75 %, в зависимости от суммы вклада и от длительности договора принимаются дополнительные взносы минимальной суммой 1 000 руб., по вкладу предусмотрена неоднократная пролонгация договора.

Предположим, родители имеют в своем распоряжении 2 года, пока будущий абитуриент учится в 10-м и 11-м классах школы. Они размещают вклад «Пополняемый депозит Сбербанка России» на срок 2 года. По условию годовая процентная ставка при взносе от 1 000 до 100 000 руб. составляет 8 %. Допустим, размер первоначального взноса составляет 16 200 руб. — такую сумму семья из трех человек имеет возможность накопить за четыре месяца (перед новым учебным годом). В табл. 2 представлены суммы начисленных процентов в течение срока вклада. Причисление процентов к основной сумме вклада производится по истечении каждого трехмесячного периода, определяемого

Таблица 2

роцентов по вкладу

Дата Взносы, руб. Остаток на счете по вкладу, руб. Сумма начисленных процентов, руб.

28.08.2007 16 200,00 16 200,00 -

28.09.2007 1 000,00 17 200,00 -

28.10.2007 1 000,00 18 200,00 -

28.11.2007 1 000,00 19 546,83 346,83

28.12.2007 1 000,00 20 546,83 -

28.01.2008 1 000,00 21 546,83 -

28.02.2008 1 000,00 22 961,36 414,53

28.03.2008 1 000,00 23 961,36 -

28.04.2008 1 000,00 24 961,36 -

28.05.2008 1 000,00 26 432,95 471,59

28.06.2008 1 000,00 27 432,95 -

28.07.2008 1 000,00 28 432,95 -

28.08.2008 1 000,00 29 984,61 551,66

28.09.2008 1 000,00 30 984,61 -

28.10.2008 1 000,00 31 984,61 -

28.11.2008 1 000,00 33 607,69 623,08

28.12.2008 1 000,00 34 607,69 -

28.01.2009 1 000,00 35 607,69 -

28.02.2009 1 000,00 37 303,84 696,15

28.03.2009 1 000,00 38 303,84 -

28.04.2009 1 000,00 39 303,84 -

28.05.2009 1 000,00 41 051,47 747,63

28.06.2009 1 000,00 42 051,47 -

28.07.2009 1 000,00 43 051,47 -

28.08.2009 - 43 899,41 847,94

Итого 39 200,00 43 899,41 4 699,41

с даты открытия счета по вкладу (с даты пролонгации). Кроме того, родители ежемесячно вносят минимальные дополнительные взносы размером 1 000 руб. (см. табл. 2).

Расчет процентов по вкладу производится по следующей формуле:

Пс(С1Г1 +.....+ СпТп)

И =

(1)

100^

где И — сумма начисленных процентов; Пс — установленная по вкладу годовая процентная ставка;

С.....Сп — остаток на счете по вкладу по состоянию

на начало дня; Тх.....Т — число дней хранения

вклада при данном остатке вклада; 100 — постоянная величина; К — календарное число дней в году (365 дней в обычном году и 366 — в високосном).

Предположим, что за анализируемый период времени уровень инфляции неизменен и составляет 8 % в год (именно такой уровень инфляции прогнозировали эксперты в 2007 г.). Стоимость обучения в учебном заведении изменяется в соответствии с уровнем инфляции, то есть повышается на 8 % в год.

Поскольку в рассматриваемом примере уровень инфляции равен годовой ставке процентов по вкладу, то очищенная от инфляционных ожиданий накопленная сумма за два года составляет 39 200 руб., что примерно равняется средней стоимости обучения за год в Вологодском государственном техническом университете (также очищенной от инфляционных ожиданий).

При поступлении выпускника на платной основе в вуз родители осуществляют пролонгацию вклада.

В то же время выпускник и (или) один из его родителей берет образовательный кредит в Сберегательном банке РФ без предоставления льготного периода.

Образовательный кредит характеризуется тем, что не взимается тариф за обслуживание ссудного счета, не взимается плата за перевод денежных средств на счет образовательного учреждения, проценты по кредиту начисляются на остаток основного долга, выдача кредита производится частями в рамках кредитной линии в безналичном порядке путем зачисления на счет заемщика по вкладу, действующему в режиме «до востребования», сумма кредита составляет не более 90 % от стоимости обучения за следующий учебный год, погашение кредита и уплата процентов по нему осуществляются заемщиком ежемесячно по графику платежей.

Для анализа возможности использования процентных начислений по вкладу в качестве платы за

использование кредита рассмотрим три случая относительно величины годовой процентной ставки по кредиту: ставка по кредиту превышает ставку по вкладу, ставка по кредиту равняется ставке по вкладу и ставка по кредиту меньше ставки по вкладу.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 219 гл. 23 Налогового кодекса РФ «Социальные налоговые вычеты» «при определении размера налоговой базы... налогоплательщик имеет право на получение. социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50 000 руб. А также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей» [1].

В ст. 219 НК РФ не указаны ограничения относительно источника средств на оплату обучения. Иными словами, государство компенсирует гражданам социальные расходы, в том числе расходы на образование, вне зависимости от источника этих средств. Таким образом, не имеет значения, являются ли средства собственными средствами плательщика или взяты в кредит, важно то, что факт оплаты был произведен физическим лицом. Данное обстоятельство является дополнительным преимуществом образовательного кредита.

Для рассмотрения первого случая (превышение ставки по кредиту) примем, что годовая ставка по образовательному кредиту составляет 12 %. Данная ставка является действующей в Сберегательном банке на 2007 г. Для примера рассмотрим начисление платежей за использование кредита и процентов по вкладу в первые два года обучения студента. Срок кредита, как и нормативный срок обучения в вузе на дневной форме, составляет 5 лет.

Допустим, проценты по вкладу, начисляемые раз в 3 мес., не прибавляются к остатку вклада, а перечисляются в качестве платежей за использование кредита. Согласно действующим условиями предоставления образовательного кредита в Сберегательном банке, проценты по кредиту начисляются ежемесячно, но так как это не соответствует начислению процентов по вкладу, то условно примем, что периодичность выплаты

процентов по кредиту равняется периодичности начисления процентов по вкладу, т. е. раз в квартал. Способ погашения кредита — дифференцированные платежи, т. е., предполагающие равномерные выплаты основного долга и начисление процентов на остаток основного долга.

Стоимость обучения в первый год — 38 000 руб., во второй — 41 040 руб. Остаток на счете по пролонгированному вкладу составляет с вычетом темпов инфляции 39 200 руб. Ежемесячно, начиная с сентября 2009 г., заемщик осуществляет дополнительные взносы на счет по пролонгированному вкладу в размере 1 тыс. руб.

В начале каждого года заемщик выплачивает 10 % стоимости обучения учебному заведению из собственных средств. В начале первого года обучения (28 августа 2009 г.) сумма платежа составит 3 800 руб. В начале второго учебного года, когда сумма платежа с учетом оплаты 10 % стоимости обучения за год превышает величину располагаемых семьей средств (4 800 руб.), примем, что для осуществления платежа используется сумма льготы по налогам на

доходы физических лиц (НДФЛ) на 28.02.2010 (см. табл. 3).

Подводя итоги расчетов, приведенных в табл. 3, необходимо отметить, что использование в качестве платы за кредит процентных сумм, начисленных по пополняемому депозиту, сокращает сумму платежей по кредиту за первые два года обучения с 75 759,9 руб. до 67 648,3 (без учета дополнительных взносов по вкладу).

На рис. 1 графически представлены результаты сопоставления месячных платежей при использовании образовательного кредитования с предшествующим размещением вклада в банк и без него.

Схема с использованием кредита и вложения средств в банк (в случае превышения процента по кредиту) с учетом величины дополнительных взносов по вкладу предполагает боольшие месячные платежи, чем схема без использования вклада. Но, тем не менее, она является более привлекательной для заемщика, поскольку предполагает накопление средств на счете по срочному вкладу. Сопоставление величин накопленных сумм по

Таблица 3

Результаты расчета процентных сумм по вкладу и платежей за использование кредита

Дата Остаток на счете по вкладу, руб. Суммы процентов по вкладу, руб. Остаток суммы основного долга, руб. Платеж по основному долгу, руб. Начисленные проценты за использование кредита, руб. Процентные платежи за использование кредита, руб. Общий платеж по кредиту, руб. Величина льготы по НДФЛ, руб. Платеж по кредиту с вычетом процентов по вкладу, руб. Общий платеж с учетом вклада и льготы по НДФЛ, руб.

28.09.2009 40 200,0 - 34 200,0 2 850,0 342,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.10.2009 41 200,0 - 31 350,0 2 850,0 313,5 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.11.2009 42 200,0 810,6 28 500,0 2 850,0 285,0 940,5 3 790,5 - 2 979,9 3 979,9

28.12.2009 43 200,0 - 25 650,0 2 850,0 256,5 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.01.2010 44 200,0 - 22 800,0 2 850,0 228,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.02.2010 45 200,0 871,3 19 950,0 2 850,0 199,5 684,0 3 534,0 4 940,0 2 662,7 -1 277,3

28.03.2010 46 200,0 - 17 100,0 2 850,0 171,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.04.2010 47 200,0 - 14 250,0 2 850,0 142,5 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.05.2010 48 200,0 901,7 11 400,0 2 850,0 114,0 427,5 3 277,5 - 2 375,8 3 375,8

28.06.2010 49 200,0 - 85 50,0 2 850,0 85,5 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.07.2010 50 200,0 - 57 00,0 2 850,0 57,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.08.2010 51 200,0 992,1 39 786,0 2 850,0 28,5 171,0 3 021,0 - 2 028,9 7 132,9*

28.09.2010 52 200,0 - 36 936,0 3 078,0 369,4 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.10.2010 53 200,0 - 33 858,0 3 078,0 338,6 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28.11.2010 54 200,0 1 052,6 30 780,0 3 078,0 307,8 1 015,8 4 093,8 - 3 041,2 4 041,2

28.12.2010 55 200,0 - 27 702,0 3 078,0 277,0 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.01.2011 56 200,0 - 24 624,0 3 078,0 246,2 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.02.2011 57 200,0 1 113,3 21 546,0 3 078,0 215,5 738,7 3 816,7 5 335,2 2 703,4 -1 631,8

28.03.2011 58 200,0 - 18 468,0 3 078,0 184,7 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.04.2011 59 200,0 - 15 390,0 3 078,0 153,9 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.05.2011 60 200,0 1135,7 12 312,0 3 078,0 123,1 461,7 3 539,7 - 2 404,0 3 404,0

28.06.2011 61 200,0 - 9 234,0 3 078,0 92,3 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.07.2011 62 200,0 - 6 156,0 3 078,0 61,6 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.08.2011 62 200,0 1 234,3 3 078,0 3 078,0 30,8 184,7 3 262,7 - 2 028,4 3 028,4

Итого 62 200,0 8111,6 - 71136,0 4 623,9 4 623,9 75 759,9 10 275,2 67 648,3 89 277,1**

* Общий платеж с учетом оплаты 10 % стоимости обучения за год.

** Итоговая сумма с учетом выплат 10 % стоимости обучения перед началом первого и второго лет обучения.

й Максимальная сумма месячного платежа (на начало второго года обучения)

О Среднемесячная сумма платежа

□ Минимальная сумма месячного платежа

С кредитованием без предшествующего вклада

С кредитованием и предшествующим вложением средств в банк

Рис. 1. Сопоставление величин месячных платежей учащегося на 1-м и 2-м курсах с учетом дополнительных взносов по вкладу и процентных сумм по кредиту, уменьшенных на величину процентных сумм по вкладу, при различных схемах оплаты

50000-

£.45000

| 40000 со

§ 35000

| 30000

0

И 25000

ф

со

1 20000-

ш 15000 10000 5000 0-

□ С кредитованием без предшествующего вклада

□ С кредитованием и предшествующим вложением средств в банк

2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 Учебный гад

Рис. 2. Динамика ежегодных платежей учащегося при различных схемах оплаты

5

т

175

Без использования кредита и вклада

С кредитованием без предшествующего вклада

С кредитованием и предшесгвущим вложением

средств в банк

Рис. 3. Сопоставление величин оплаты обучения при различных схемах оплаты для случая превышения процентной ставки по кредиту

вкладу и величин задолженности по кредиту за каждый период позволило сделать вывод, что накопленной за 3 года и 5 мес. суммы на счете по пролонгированному вкладу (80 200 руб.) достаточно для досрочного погашения оставшейся суммы кредита за четвертый год обучения (25 131,26 руб.) и оплаты стоимости обучения за пятый год (51 698,58 руб.). Поскольку действующие условия размещения пополняемого депозита в банке предусматривают при досрочном снятии со счета средств в течение первого года основного или пролонгированного срока начисление процентов, исходя из 0,5 процентной ставки, установленной по данному виду вклада, то, допустим, что в нашем случае при этом начисляются проценты в полном объеме.

Динамику годовых платежей с учетом вклада и льготы по налогу на доходы за весь исследуемый период с использованием двух рассмотренных схем можно представить графически (рис. 2).

Схема с использованием вклада предполагает большие платежи в течение первых трех лет обучения, но при этом освобождает заемщика от платежей, когда он учится на пятом курсе, а также сокращает сумму выплат за весь исследуемый период, что отражено на рис. 3, где рассмотренные схемы сопоставлены со схемой без использования вклада и кредита.

На рис. 3 видно, что использование схемы с вкладом и кредитом сокращает сумму оплаты обучения на 7 300 руб. по сравнению со схемой без кредитования и вложения средств в банк. Использование кредита без вложения средств в банк предполагает переплату в размере 13 900 руб.

Рассмотрим случаи, когда годовая ставка по образовательному кредиту равняется ставке по вкладу — 8 % или меньше нее, например 6 % (табл. 4 и 5). В настоящее время российские банки не предлагают

Таблица 4

Результаты расчета процентных сумм по вкладу и платежей за использование кредита при равенстве годовых ставок по вкладу и кредиту

Дата Остаток на счете по вкладу, руб. Суммы процентов по вкладу, руб. Остаток суммы основного долга, руб. Платеж по основному долгу, руб. Начисленные проценты за использование кредита, руб. Процентные платежи за использование кредита, руб. Общий платеж по кредиту, руб. Величина льготы по НДФЛ, руб. Платеж по кредиту с вычетом процентов по вкладу, руб. Общий платеж с учетом вклада и льготы по НДФЛ, руб.

28.09.2009 40 200,0 - 34 200,0 2 850,0 228,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.10.2009 41 200,0 - 31 350,0 2 850,0 209,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.11.2009 42 200,0 810,6 28 500,0 2 850,0 190,0 627,0 3 477,0 - 2 666,4 3 666,4

28.12.2009 43 200,0 - 25 650,0 2 850,0 171,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.01.2010 44 200,0 - 22 800,0 2 850,0 152,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.02.2010 45 200,0 871,3 19 950,0 2 850,0 133,0 456,0 3 306,0 4 940,0 2 434,7 -1 505,3

28.03.2010 46 200,0 - 17 100,0 2 850,0 114,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.04.2010 47 200,0 - 14 250,0 2 850,0 95,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.05.2010 48 200,0 901,7 11 400,0 2 850,0 76,0 285,0 3 135,0 - 2 233,3 3 233,3

28.06.2010 49 200,0 - 8 550,0 2 850,0 57,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.07.2010 50 200,0 - 5 700,0 2 850,0 38,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.08.2010 51 200,0 992,1 39 786,0 2 850,0 19,0 114,0 2 964,0 - 1 971,9 7 075,9*

28.09.2010 52 200,0 - 36 936,0 3 078,0 246,2 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.10.2010 53 200,0 - 33 858,0 3 078,0 225,7 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.11.2010 54 200,0 1 052,6 30 780,0 3 078,0 205,2 677,1 3 755,1 - 2 702,5 3 702,5

28.12.2010 55 200,0 - 2 770,0 3 078,0 184,7 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.01.2011 56 200,0 - 24 624,0 3 078,0 164,2 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.02.2011 57 200,0 1 113,3 21 546,0 3 078,0 143,6 492,5 3 570,5 5 335,2 2 457,2 -1 878,0

28.03.2011 58 200,0 - 18 468,0 3 078,0 123,1 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.04.2011 59 200,0 - 15 390,0 3 078,0 102,6 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.05.2011 60 200,0 1 135,7 12 312,0 3 078,0 82,1 307,8 3 385,8 - 2 250,1 3 250,1

28.06.2011 61 200,0 - 9 234,0 3 078,0 61,6 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.07.2011 62 200,0 - 6 156,0 3 078,0 41,0 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.08.2011 62 200,0 1 234,3 3 078,0 3 078,0 20,5 123,1 3 201,1 - 1 966,8 2 966,8

Итого 62 200,0 8111,6 - 71136,0 3 082,5 3 082,5 74 218,5 10 275,2 66106,9 87735,7**

* Общий платеж с учетом оплаты 10 % стоимости обучения за год.

** Итоговая сумма с учетом выплат 10 % стоимости обучения перед началом первого и второго лет обучения.

Таблица 5

Результаты расчета процентных сумм по вкладу и платежей за использование кредита при превышении годовой ставки по вкладу

Дата Остаток на счете по вкладу, руб. Суммы процентов по вкладу, руб. Остаток суммы основного долга, руб. Платеж по основному долгу, руб. Начисленные проценты за использование кредита, руб. Процентные платежи за использование кредита, руб. Общий платеж по кредиту, руб. Величина льготы по НДФЛ, руб. Платеж по кредиту с вычетом процентов по вкладу, руб. Общий платеж с учетом вклада и льготы по НДФЛ, руб.

28.09.2009 40 200,0 - 34200,0 2 850,0 171,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.10.2009 41 200,0 - 31 350,0 2 850,0 156,8 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.11.2009 42 200,0 810,6 28 500,0 2 850,0 142,5 470,3 3 320,3 - 2 509,7 3 509,7

28.12.2009 43 200,0 - 25 650,0 2 850,0 128,3 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.01.2010 44 200,0 - 22 800,0 2 850,0 114,0 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.02.2010 45 200,0 871,3 19 950,0 2 850,0 99,8 342,1 3 192,1 4 940,0 2 320,8 -1 619,2

28.03.2010 46 200,0 - 17 100,0 2 850,0 85,5 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.04.2010 47 200,0 - 14 250,0 2 850,0 71,3 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.05.2010 48 200,0 901,7 11 400,0 2 850,0 57,0 213,8 3 063,8 - 2 162,1 3 162,1

28.06.2010 49 200,0 - 8 550,0 2 850,0 42,8 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.07.2010 50 200,0 - 5 700,0 2 850,0 28,5 - 2 850,0 - 2 850,0 3 850,0

28.08.2010 51 200,0 992,1 39 786,0 2 850,0 14,3 85,6 2 935,6 - 1 943,5 7 047,5*

Окончание табл. 5

Дата Остаток на счете по вкладу, руб. Суммы процентов по вкладу, руб. Остаток суммы основного долга, руб. Платеж по основному долгу, руб. Начисленные проценты за использование кредита, руб. Процентные платежи за использование кредита, руб. Общий платеж по кредиту, руб. Величина льготы по НДФЛ, руб. Платеж по кредиту с вычетом процентов по вкладу, руб. Общий платеж с учетом вклада и льготы по НДФЛ, руб.

28.09.2010 52 200,0 - 36 936,0 3 078,0 184,7 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.10.2010 53 200,0 - 33 858,0 3 078,0 169,3 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.11.2010 54 200,0 1 052,6 30 780,0 3 078,0 153,9 507,9 3 585,9 - 2 533,3 3 533,3

28.12.2010 55 200,0 - 27 702,0 3 078,0 138,5 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.01.2011 56 200,0 - 24 624,0 3 078,0 123,1 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.02.2011 57 200,0 1 113,3 21 546,0 3 078,0 107,7 369,3 3 447,3 5 335,2 2 334,0 -2 001,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28.03.2011 58 200,0 - 18 468,0 3 078,0 92,3 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.04.2011 59 200,0 - 15 390,0 3 078,0 77,0 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.05.2011 60 200,0 1 135,7 12 312,0 3 078,0 61,6 230,9 3 308,9 - 2 173,2 3 173,2

28.06.2011 61 200,0 - 9 234,0 3 078,0 46,2 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.07.2011 62 200,0 - 6 156,0 3 078,0 30,8 - 3 078,0 - 3 078,0 4 078,0

28.08.2011 62 200,0 1 234,3 3 078,0 3 078,0 15,4 92,4 3 170,4 - 1 936,1 2 936,1

Итого 62 200,0 8111,6 - 71136,0 2 312,3 2 312,3 73 448,3 10 275,2 65 336,7 86 965,5**

* Общий платеж с учетом оплаты 10 % стоимости обучения за год.

** Итоговая сумма с учетом выплат 10 % стоимости обучения перед началом первого и второго лет обучения.

таких условий предоставления кредита, но, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию», годовая процентная ставка по образовательным кредитам в банках — участниках эксперимента не

210

205

а1

5.

200

195

с Я о л

190

185

180

175

Без использования кредита и вклада

С кредитованием без предшествующего вклада

С кредитованием и предшесгвущим вложением средств в банк

Рис. 4. Сопоставление величин оплаты обучения при различных схемах оплаты для случаев равенства процентных ставок по кредиту и вкладу и превышения последней

должна превышать 10 %. Следовательно, можно ожидать в ближайшей перспективе тенденции снижения ставок по образовательным кредитам.

Результаты расчетов, представленных в табл. 4 и 5, свидетельствуют о том, что использование схемы с кредитом и вкладом по сравнению со схемой, предполагающей кредитование без размещения вклада, при равенстве годовых процентных ставок сокращает сумму выплат за первые два года

обучения с 74 218,5 руб. до 66 106,9 (без учета дополнительных взносов по вкладу), при превышении ставки по вкладу сумма выплат уменьшается с 73 448,3 руб. до 65 336,7 руб.

На рис. 4 сопоставлены величины оплаты обучения при использовании различных схем для случаев равенства годовых процентных ставок по кредиту и вкладу и превышения последней.

В случаях равенства годовых процентных ставок по кредиту и вкладу и превышения ставки по вкладу схема с использованием кредитования

■ Ставка по кредиту равна ставке по вкладу

□ Ставка по кредиту меньше ставки по вкладу

Ставка по кредиту превышает ставку по вкладу

Ставка по кредиту равна ставке по вкладу

Рис. 5. Сопоставление величин оплаты обучения за исследуемый период при использовании схемы с кредитом и вкладом при различных годовых ставках по образовательному кредиту

и размещения вклада предполагает сокращение суммы оплаты обучения соответственно на 10 800 и 12 300 руб. по сравнению со схемой без кредитования и вложения средств в банк. При использовании кредитования без вклада заемщик переплачивает 8 700 и 6 500 руб. для двух случаев соответственно.

Следовательно, во всех рассмотренных случаях наиболее привлекательной для заемщика является схема с использованием кредитования и предшествующего вклада в банк. На рис. 5 сопоставлены величины оплаты обучения при использовании данной схемы для трех случаев соотношения годовых процентных ставок по вкладу и по кредиту.

На рис. 5 можно видеть, что наиболее выгод- 1. ным для заемщика вариантом является превышение ставки по вкладу.

Таким образом, в исследовании предложена схема реализации образовательного кредитования, 2. обладающая преимуществами как для заемщика, так и для банка-кредитора.

Преимуществами использования предло- 3. женной схемы для банка является уменьшение риска невыплаты долга заемщиком, так как оплата процентов по кредиту частично гарантирована возможностью распоряжаться процентными суммами по вкладу, а банк располагает суммой в виде вклада, равной стоимости обучения за один год, и дополнительными взносами по вкладу.

Преимуществами использования предложенной схемы образовательного кредитования для заемщика является отсутствие переплаты за кредит во всех рассмотренных случаях соотношения годовых процентных ставок по вкладу и кредиту.

Выявлено, что с уменьшением величины годовой ставки по кредиту сумма сэкономленных за счет отсутствия переплаты средств увеличивается. В этой связи необходимо, используя накопленный опыт и нормативную базу самофинансирования, постепенно снижать ставку кредитования образовательного процесса, обеспечивая равнодоступный принцип получения образования населению с различным уровнем доходов. Имеется возможность реализовать снижение ставки благодаря государственной поддержке образовательного кредитования.

Одно из возможных направлений дальнейших исследований — разработка схемы применения проектного инвестирования в образовании в целях реформирования системы финансирования учебных заведений.

Ставка по кредиту меньше ставки по вкладу

ЛИТЕРАТУРА

Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 № 117 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2000, № 32. Ст. 3340.

Замулина И. Возможности образовательного кредитования. — М.: CREDITOR, 2007. — Режим доступа: http//creditor. com. О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию: постановление Правительства РФ 23 авг. 2007 г. № 534 // Собрание законодательства РФ. 2007, № 35. Ст. 4317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.