Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В БОЛЬШИХ УЧЕБНЫХ ГРУППАХ (на примере курса по разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ в области естественных дисциплин)'

МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В БОЛЬШИХ УЧЕБНЫХ ГРУППАХ (на примере курса по разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ в области естественных дисциплин) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации / развитие образования / курсы повышения квалификации / конкурентоспособность / модульная организация учебного процесса / training / the development of education / training courses / competitiveness / modular organization of educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темников Дмитрий Алексеевич, Гарнаева Гузель Ильдаровна, Аганов Альберт Вартанович

В статье описывается пример организации курсов повышения квалификации преподавателей в больших учебных группах на основе компетентностной модели. Авторский подход обеспечивает формирование «поля компетенций» слушателей, состоящего из модуля, посвященного принятым в России стратегическим подходам к развитию образования, модуля командообразования и формирования эффективных рабочих групп, модуля профессиональной (преподавательской, творческой) эрудиции, модуля психолого-педагогического направления и, наконец, целевого модуля повышения квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темников Дмитрий Алексеевич, Гарнаева Гузель Ильдаровна, Аганов Альберт Вартанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR TRAINING OF TEACHERS IN LARGE EDUCATIONAL GROUPS (case study course to develop and implement basic professional educational programs in the natural sciences)

The article describes an example of the organization of professional development of teachers in large groups on the basis of competence model. The author's approach ensures the formation of the "field of competences" for audience which consist of the module on the adoption of Russia's strategic approaches to the development of education, module of teambuilding and building effective team-working groups, module of professional (teaching, creative) erudition, module psycho-pedagogical direction and, finally, target module of professional development.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В БОЛЬШИХ УЧЕБНЫХ ГРУППАХ (на примере курса по разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ в области естественных дисциплин)»

УДК 377:378

МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В БОЛЬШИХ УЧЕБНЫХ ГРУППАХ

(на примере курса по разработке и реализации основных профессиональных

образовательных программ в области естественных дисциплин)

Д.А. Темников, Г.И. Гарнаева, А.В. Аганов1

1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.

Аннотация: В статье описывается пример организации курсов повышения квалификации

преподавателей в больших учебных группах на основе компетентностной модели. Авторский подход обеспечивает формирование «поля компетенций» слушателей, состоящего из модуля, посвященного принятым в России стратегическим подходам к развитию образования, модуля командообразования и формирования эффективных рабочих групп, модуля профессиональной (преподавательской, творческой) эрудиции, модуля психолого-педагогического направления и, наконец, целевого модуля повышения квалификации

Ключевые слова: повышение квалификации, развитие образования, курсы повышения квалификации, конкурентоспособность, модульная организация учебного процесса

MODEL FOR TRAINING OF TEACHERS IN LARGE EDUCATIONAL GROUPS

(case study course to develop and implement basic

professional educational programs in the natural sciences)

D.A. Temnikov, G.I. Garnaeva, A.V. Aganov

Abstract: The article describes an example of the organization of professional development of teachers in large groups on the basis of competence model. The author's approach ensures the formation of the "field of competences" for audience which consist of the module on the adoption of Russia's strategic approaches to the development of education, module of teambuilding and building effective team-working groups, module of professional (teaching, creative) erudition, module psycho-pedagogical direction and, finally, target module of professional development.

Keywords: training, the development of education, training courses, competitiveness, modular organization of educational process

Проблема организации повышения квалификации специалистов в больших группах встает особенно остро в рамках реализации программ общепрофессионального характера, ориентированных на получение группового образовательного результата. Целью реализованной модельной программы повышения квалификации «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата в условиях сетевого взаимодействия» являлось приобретение слушателями знаний и компетенций в области теории и практики проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (физико-математические науки, физика).

Большое внимание организаторами было уделено режиму и форме проведения занятий, а также подбору преподавательских кадров. Такой подход обеспечил формирование особого целостного «поля компетенций», состоящего из модуля, посвященного принятым в России стратегическим подходам к развитию образования [3], модуля командообразования и формирования эффективных рабочих групп, модуля профессиональной (преподавательской, творческой) эрудиции, модуля психолого -педагогического направления и, наконец, основного модуля «Конструирование и внедрение новых учебных модулей программы бакалавриата в образовательный процесс вуза».

Итоговым шагом повышения квалификации было представление группами слушателей своих наработок по рассмотренным в рамках программы вопросам, обсуждение полученных результатов и сделанных ими в процессе проектной деятельности заключений и практикоориентированных выводов. Чрезвычайно важно, что на всем протяжении обучения слушатели работали в сформированных в самом начале программы группах по созданию собственного и совместного интеллектуального продукта.

Согласно предложенной модели (Рис.1), рассматриваемые темы в программе повышения квалификации были разделены по следующим модулям и замкнуты в единое поле компетенций.

Рисунок 1. Концептуальная структура модульной программы повышения квалификации. Стратегический блок (8 часов) предполагал рассмотрение вопросов развития ВПО в условиях реформирования системы образования и реализации государственной политики в области образования. В рамках коуч-блока (8 часов), который был организован в форме тренинга, затрагивались вопросы организационно-методического обеспечения коммуникации внутри проектных групп.

В блоке профессиональной эрудиции (20 часов) преподавателями программы были рассмотрены понятия научно-производственного и научно-образовательного кластера, обозначены векторы развития внутрикластерного и межкластерного взаимодействия [2], затронуты вопросы IT-обеспечения образовательного процесса [4], рассмотрены вопросы организации и функционирования системы менеджмента качества современного вуза [1,5]. Туда же входил блок психологических компетенций (8 часов), в эпицентре обсуждения которого находились проблемы развития личности в современном массовом образовании, ее адаптации в разных культурных группах, кросс-культурных различий на уровне субъектой и внесубъектной оценки, рассматривались психологические стратегии при работе с личностью. Основной блок (24 часа) предполагал подробный анализ тем, являющихся основным контентом данной программы повышения квалификации.

Авторы считают, что при проектировании подобных программ необходимо обращать внимание на обязательное наличие стратегических для данной сферы деятельности, общепрофессиональных, коммуникативных (организующих групповое взаимодействие) и

психологических модулей и на их соотношение в программе повышения квалификации. Важным аспектом также может являться распределение этих модулей на основные, вспомогательные и обеспечивающие, которые в свою очередь желательно развести по категориям - «обязательные» и «по требованию». Так, в представляемой модели, модули стратегического блока, коуч-блока и основного блока были отнесены к категории «обязательные», а модули блоков профессиональной эрудиции и психологических компетенций - добавлены как обеспечивающие целостность поля компетенций слушателя. Созданная таким образом программа, при необходимости, может быть оперативно перестроена под новые потребности заказчика путем выведения из ее структуры модулей «по требованию» и замены их другими модулями. Такой подход к организации программ повышения квалификации обеспечивает поддержку актуальности образовательного предложения и высокую конкурентоспособность предлагаемого на рынке дополнительных образовательных услуг продукта.

Для обеспечения качества подготовки слушателей на курсах набранная группа (129 слушателей) была разделена на три отдельных потока. Некоторые занятия слушатели посещали вместе (около 40% всех занятий), другие - организовывались для каждой подгруппы отдельно (55% и 5% (аттестация)). Такое распределение позволило обеспечить интенсивное общение всех слушателей 3-х подгрупп и эффективную проектную работу творческих коллективов слушателей внутри каждой из подгрупп.

В рамках проведенных курсов показано, что практически все лекции (30 часов) приходятся на общегрупповое взаимодействие в рамках потока, а работа в малых группах распределена между активными формами (6 часов), семинарскими занятиями (28 часов) и экскурсиями (4 часа). Такое постоянное микширование тем, видов занятий, количества слушателей и форм проведения обеспечило устойчивый интерес слушателей и их высокую работоспособность в рамках краткосрочных интенсивных курсов.

Опыт проведения программы показал ряд ее сильных сторон, а также продемонстрировал зоны развития при организации подобных программ в будущем. Во -первых, оправдан режим организации занятий, который включал в себя: общие

(потоковые) лекционные занятия, занятия по подгруппам и, наконец, проектные сессии в малых творческих группах.

Всё это, с одной стороны, позволило параллельно обучить более 120 человек без ущерба для качества обучения, с другой - обеспечило установление множества профессиональных контактов. Во-вторых, форма организации учебного процесса через синтез активных методов обучения и проектного подхода в группах позволила слушателям в рамках коротких временных отрезков на основании консолидированных точек зрения изложить и представить на аттестации работы связанные с тематикой курсов повышения квалификации. Одновременно, четко обозначились зоны развития при организации программ такой направленности в будущем.

Для обеспечения уверенного и рефлексивного использования получаемых на повышении квалификации компетенций необходимо, оставаясь в рамках обозначенной в учебно-тематическом плане трудоемкости, увеличить время проектных сессий от 1 до 3 -4 недель. Это позволит обеспечить более глубокую проработку материала, выработку группой аналитически взвешенной позиции и реальных рекомендаций. Этого можно добиться, перенеся часть учебного времени в виртуальную среду, чтобы слушатели под руководством тьютора могли, без отрыва от основной работы, взаимодействовать по вопросам разрабатываемого проекта.

Предложенная схема организации проектной работы в рамках курсов повышения квалификации уже была апробирована на Факультете повышения квалификации Казанского федерального университета в 2013 -2014 учебном году и получила высокую оценку слушателей и экспертов.

Литература:

1. Левина Е.Ю. Контроль образовательной деятельности на основе методов менеджмента качества / Е.Ю. Левина // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 (часть 3). - стр. 567-571.

2. Масалимова А.Р. Кластерный подход - идеология внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля в условиях интеграции образования, науки и производства [Электронный ресурс] / А.Р. Масалимова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4; URL: http:// URL: www.science-education.ru/104-6552 (дата обращения: 23.04.2015).

3. Моделирование интеграционных процессов: праксиологический аспект: научно-методическое пособие / Под ред. В.С.Щербакова - Казань: Изд-во «Данис» ИПППО РАО, 2012.- 167 с.

4. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. Москва: Дашков и К. 2012. 319 с.

5. Шайхутдинова Г.А. Подготовка педагогов профессионального обучения: педагогический

мониторинг и проблемы качества / Г.А. Шайхутдинова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - №4 (8). - С. 109-113

References:

1. Levina E.Ju. Kontrol' obrazovatel'noj dejatel'nosti na osnove metodov menedzhmenta kachestva / E.Ju. Levina // Fundamental'nye issledovanija. - 2012. - № 11 (chast' 3). - str. 567-571.

2. Masalimova A.R. Klasternyj podhod - ideologija vnutrifirmennoj podgotovki specialistov tehnicheskogo profilja v uslovijah integracii obrazovanija, nauki i proizvodstva [Jelektronnyj resurs] / A.R. Masalimova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2012. - № 4; URL: http:// URL: www.science-education.ru/104-6552 (data obrashhenija: 23.04.2015).

3. Modelirovanie integracionnyh processov: praksiologicheskij aspekt: nauchno-metodicheskoe posobie / Pod red. V.S.Shherbakova Kazan': Izd-vo «Danis» IPPPO RAO, 2012. 167 s.

4. Trajnev V.A. Novye informacionnye kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Moskva: Dashkov i K. 2012. 319 s.

5. Shajhutdinova G.A. Podgotovka pedagogov professional'nogo obuchenija: pedagogicheskij monitoring i problemy kachestva / G.A. Shajhutdinova // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2012. - №4 (8). - S. 109-113

Сведения об авторах:

Темников Дмитрий Алексеевич (г.Казань), кандидат биологических наук, доцент, декан Факультета повышения квалификации КФУ, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Гарнаева Гузель Ильдаровна (г.Казань), кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра образовательных технологий в физике, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аганов Альберт Вартанович (г.Казань), доктор химических наук, профессор, директор Института физики, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Information on authors:

Temnikov D.A. (Kazan), candidate of biological sciences, associate professor, Kazan (Volga region) federal university

Garnaeva G.I. (Kazan), candidate of physico-mathematical Sciences, associate Professor, Kazan (Volga region) federal university

Aganov A.V. (Kazan), doctor of chemical Sciences, Professor, Kazan (Volga region) federal university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.