Научная статья на тему 'Модель подготовки студентов института физической культуры и спорта к тренерской деятельности'

Модель подготовки студентов института физической культуры и спорта к тренерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ / MODEL / PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPONENTS OF COACHING / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашин А.А., Трофимов О.Б., Хмельков А.Н.

В статье представляется модель подготовки к тренерской деятельности студентов института физической культуры и спорта. Определены цели, задачи и компоненты тренерской деятельности, раскрыто содержание, этапы, методы и формы подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашин А.А., Трофимов О.Б., Хмельков А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of preparation of students of the institute of physical education and sport for coaching

The article presents the model of preparation for coaching of students of the institute of physical education and sport. Aims, tasks and components of coaching are defined. The content, steps and ways of preparation of students are described.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки студентов института физической культуры и спорта к тренерской деятельности»

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. ПАШИН, О.Б. ТРОФИМОВ, А.Н. ХМЕЛЬКОВ, ИФКиС при ПГУ, г. Пенза, Россия

Аннотация

В статье представляется модель подготовки к тренерской деятельности студентов института физической культуры и спорта. Определены цели, задачи и компоненты тренерской деятельности, раскрыто содержание, этапы,

методы и формы подготовки студентов.

Ключевые слова: модель, профессиональная деятельность, компоненты тренерской деятельности, студенты.

THE MODEL OF PREPARATION OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

FOR COACHING

A.A. PASHIN, O.B. TROFIMOV, A.N. KHMELKOV, IPC&S at the PSU, Penza, Russia

Abstract

The article presents the model of preparation for coaching of students of the institute of physical education and sport. Aims, tasks and components of coaching are defined. The content, steps and ways of preparation of students are described.

Keywords: model, professional activity, components of coaching, students.

В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя как научный метод моделирование известно очень давно. Моделирование (от франц. «образец») - это метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. Моделью служит система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования, т.е. оригинала [2].

Моделирование образовательного процесса необходимо для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов. Необходимость эффективной подготовки студентов института физической культуры и спорта (ИФКиС) к тренерской деятельности поставила перед нами задачу разработать соответствующую модель образовательного процесса.

Образовательный процесс - это взаимодействие компонентов образовательной системы в определенном социокультурном пространстве. Компоненты образовательной системы - цели образования, содержание образования, его организационные формы и дидактические процессы, а также учащиеся и педагоги. Соответственно, компонентами образовательного процесса являются: целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативный.

Целевой компонент образовательного процесса включает в себя общую цель образования и конкретные задачи, позволяющие ее достичь. Применительно к профес-

сиональному образованию речь идет о формировании компонентов готовности к выполнению профессиональной деятельности.

Содержательный компонент представляет содержание образования, необходимое для подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности в соответствии с конкретной образовательной задачей.

Организационно-процессуальный компонент - формы взаимодействия педагогов и студентов, а также образовательные технологии, необходимые для достижения образовательного результата.

Результативный компонент образовательного процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые изменения в структуре личности студента в соответствии с поставленной целью [1].

Модель подготовки студентов института физической культуры к тренерской деятельности состоит из взаимосвязанных блоков, отражающих логику образовательного процесса профессиональной подготовки на факультете физической культуры.

Цель: подготовка студентов института физической культуры к тренерской деятельности.

Задачи: сформировать знания, необходимые для осуществления тренерской деятельности; практические умения и навыки осуществления тренерской деятельности; ценностное отношение к тренерской деятельности; положительный опыт осуществления тренерской деятельности.

Методологические подходы: системный, деятель-ностный, личностно ориентированный.

Педагогические принципы: управляемости и целенаправленности, субъектности, индивидуальности, творчества и успеха.

Компоненты и функции тренерской деятельности

•Познавательно-творческий. Функции: учебная, познавательная, исследовательская, творческая.

• Проектировочно-диагностический. Функции: диагностическая, прогностическая, проектировочная, моделирующая.

• Организационный. Функции: организационная, управленческая, контролирующая, направляющая.

• Информационно-коммуникационный. Функции: информационная, коммуникационная, перцептивная, интерактивная, суггестивная, стимулирующая.

•Аналитический. Функции: оценочная, аналитическая, корректирующая, рефлексивная.

Уровни и показатели готовности к тренерской деятельности

Исходный уровень: цель, задачи и специфика тренерской деятельности учителя ФК не осознаны, мотивация на осуществление тренерской деятельности (ТД) неустойчивая, профессиональные знания и умения фрагментарны, ценностное отношение к ТД отсутствует.

Базовый уровень: цель, задачи и специфика тренерской деятельности осознаны; мотивация сформирована; минимально необходимый объем знаний и умений освоен, ценностное отношение к ТД - ситуативное.

Оптимальный уровень: цель, задачи и специфика ТД осознаны и осмыслены; устойчивая положительная мотивация сформирована; профессиональные знания и умения освоены в полном объеме; ценностное отношение к ТД устойчивое, осуществляется с элементами творчества.

Высокий уровень: цель, задачи и специфика ТД осознаются и творчески переосмысливаются; сформирована устойчивая положительная мотивация; сформирован широкий тренерский кругозор и эрудиция; ценностное отношение к ТД ярко выражено; учебно-тренировочный процесс осуществляется на личностно ориентированном уровне.

Содержание подготовки к тренерской деятельности: общепрофессиональные дисциплины, дисциплины предметной подготовки, программа курса ПФСС (дисциплина «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование») методические рекомендации по организации учебного процесса и тренерской практики.

Этапы подготовки к тренерской деятельности:

- формирование первоначальных представлений о тренерской деятельности;

- формирование и закрепление базовых тренерских знаний, умений и навыков;

- углубление профессиональных знаний, совершенствование тренерских умений и навыков.

Методы подготовки к тренерской деятельности:

приобретения новых знаний; формирования умений и навыков по применению знаний на практике; проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Формы подготовки к тренерской деятельности:

групповая; микрогрупповая; индивидуальная.

Результат: выпускник института физической культуры, способный успешно осуществлять тренерскую деятельность [3].

Целевой блок включает в себя цель образования, состоящую в подготовке студентов к ТД. В соответствии с целью определены задачи: сформировать знания, необходимые для осуществления ТД; практические умения и навыки осуществления ТД; ценностное отношение к ТД; положительный опыт осуществления ТД. Указанные задачи решаются в процессе поэтапного формирования всех компонентов ТД.

Методологической основой подготовки к ТД являются методологические подходы (системный, деятельностный, личностно ориентированный) и педагогические принципы организации образовательного процесса (управляемости и целенаправленности, субъектности, индивидуальности, творчества и успеха).

Одним из ряда подходов к построению воспитательного процесса является системный подход. Его сущность заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Системный подход означает рассмотрение учебно-воспитательных процессов с позиций теории систем. Это учение о сложноорганизованных объектах, системах, представляющих структуру элементов, частей и выполняющих определенные функции. Образовательная система, включающая цели и содержание образования, дидактические процессы, организационные формы образовательного процесса, студента и педагога, и есть такой объект. Согласно системному подходу, научный анализ и практическую деятельность необходимо осуществлять, опираясь на принцип системности: анализировать, конструировать и совершенствовать образовательный процесс, учитывая связи между всеми элементами системы, а также ее внешние связи с обществом, его институтами. Изменение одного элемента ведет к изменению других, что особенно важно учитывать при инновациях, используемых в образовательном процессе.

Деятельностный подход в педагогике означает взгляд на педагогические процессы с позиций теории деятельности. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности обучаемого. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не «робот», обученный и запрограммированный на определенный вид деятельности, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Личностно ориентированный подход в педагогике основывается на гуманистических, философских и психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе студент является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности. Согласно личностному подходу, воспитание понимается как взаимодействие студента и педагога. Оно реализуется в ряде особенностей образовательного процесса, в том числе в принципе индивидуального подхода, который требует знания особенностей обучаемых и выбора адекватных целей, содержания и методов работы. На основе личностного подхода создаются различные модели личностно-ориентированного образования. Личностный подход означает также и учет особенностей педагога в педагогическом процессе, его направленности, потребностно-мотивационной сферы, индивидуального стиля деятельности, а также профессиональный рост и самореализацию в процессе работы.

При построении модели формирования готовности студентов к ТД мы учитывали все дидактические принципы, но так как они являются общепринятыми, мы не отобразили их в модели.

Наиболее значимыми, отражающими специфику рассматриваемого нами образовательного процесса, являются следующие принципы:

1. Принцип управляемости и целенаправленности.

Цель обусловливает состав компонентов системы, их

свойства и взаимосвязи. Цели должны быть:

а) направлены на развитие личности студента, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, физического потенциалов;

б) сопряжены с интересами общества;

в) конкретными, обладать временной определенностью, ресурсами для их реализации;

г) гибкими, т.е. обладать при необходимости способностью к корректировке;

д) диагностичными.

В свою очередь, достижение целевых ориентиров в значительной степени зависит от форм и способов управления системой. Относя социальные системы к разряду самоуправляемых, ученые подчеркивают роль самоуправленческих начал (формирование субъектной позиции). Они позволят повысить эффективность процесса обучения и воспитания.

2. Принцип субъектности.

Необходимо, чтобы студенты активно участвовали в процессе обучения. Для этого нужно наделить их субъектными полномочиями, прежде всего, самостоятельностью и ответственностью, которые они умело бы использовали в своем профессиональном становлении.

3. Принцип индивидуальности.

Создание условий для формирования индивидуальности личности студента, учитывая и развивая его особенности в процессе обучения.

4. Принцип творчества и успеха.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуаль-

ные способности студентов. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности, стимулирует работу над самосовершенствованием.

В содержательном блоке представлены компоненты, функции, уровни и показатели готовности студентов к ТД, а также содержание профессионального образования (общепрофессиональные дисциплины, дисциплины предметной подготовки, курс ПФСС и методические рекомендации по организации учебного процесса и тренерской практики), необходимое для подготовки студентов к ТД.

На основании анализа существующих в педагогике представлений о структуре педагогической деятельности мы определили пять компонентов тренерской деятельности: познавательно-творческий, проектировочно-диаг-ностический, организационный, информационно-коммуникационный, аналитико-рефлексивный. Каждому компоненту присущи специфические функции и показатели сформированности каждого компонента.

На основании имеющихся в спортивной педагогике представлений об уровнях тренерской квалификации мы определили следующие уровни и показатели готовности будущего специалиста.

Исходный уровень. На этом уровне находится большинство студентов, поступивших в институт физической культуры. Они имеют общее представление о тренерской деятельности, в целом положительно к ней относятся, хотя это отношение мало осознанно и носит спонтанный характер.

Базовый уровень. На этот уровень должны выйти все студенты, окончившие институт физической культуры. Это минимально необходимый уровень, позволяющий осуществлять тренерскую деятельность.

Оптимальный уровень. На этот уровень выходят студенты, проявившие устойчивый интерес к профессионально-педагогической деятельности, получившие прочные и осознанные профессиональные знания и положительный опыт тренерской деятельности в процессе обучения в вузе.

Высокий уровень. На этот уровень выходят отдельные, особо одаренные студенты, достигшие высоких личных успехов в спорте, имеющие богатый опыт тренерской деятельности, выходящий за пределы педагогической практики и приобретенный ими в процессе самостоятельной тренировочной деятельности в спортивных школах.

В организационно-процессуальном блоке представлены этапы подготовки студентов к тренерской деятельности:

Первый этап - формирование первоначальных представлений у студентов о тренерской деятельности. Форма занятий - преимущественно групповая.

На лекционных и семинарских занятиях студенты знакомятся со спецификой спортивной деятельности, подробно разбирают компоненты и функции тренерской деятельности, иными словами, изучают технологию труда тренера. Эти знания являются той базовой основой, на которой формируются и развиваются те умения и навыки, которые будут необходимы будущему специалисту.

Второй этап - формирование и закрепление базовых тренерских умений и навыков. Форма подготовки - преимущественно микрогрупповая. Методы организации подготовки к ТД: приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения умений на практике.

Работа в микрогруппе повышает ответственность студентов перед сокурсниками, создает условия для диалога, сотрудничества и взаимопомощи. В коллективном проведении занятий личность каждого студента развивается и проявляет себя благодаря действию механизмов персонализации, референтности, отраженной субъектно-сти. Это благотворно влияет на качество подготовки к практическому занятию, создает ситуацию успеха, вселяет уверенность в своих силах, повышает интерес к обучению.

Для соблюдения принципа безопасности при работе с детьми студентам необходимо постепенно наращивать уровень самостоятельности. По мере освоения студентами

базовых навыков и приобретения первоначального опыта ТД увеличивается уровень их самостоятельности при работе с детьми.

Третий этап - углубление профессиональных знаний, совершенствование тренерских умений и навыков. Форма проведения занятий - индивидуальная. Методы организации подготовки к ТД: приобретения знаний, закрепления приобретенных профессиональных навыков.

На данном этапе обучения студентам предоставлялась максимальная самостоятельность при подготовке и проведении части тренировочного занятия. Однако это не исключало оказание помощи студенту педагогом (при необходимости).

Такая организация учебного процесса позволяет студентам совершенствовать сформированные ранее профессиональные умения и навыки, повышая свою готовность к тренерской деятельности.

Заключение

В результате обучения по данной модели выпускник факультета физической культуры приобретает способность успешно осуществлять тренерскую деятельность в СОШ.

Для успешной реализации модели подготовки студентов института физической культуры и спорта к тренерской деятельности необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

- интеграция учебных дисциплин и установление межпредметных связей;

- максимальное использование образовательных возможностей элементов тренерской практики в процессе педагогической практики в спортивной школе;

- использование элементов взаимного обучения, рейтинговой системы оценки результатов на этапе практической подготовки;

- осознание будущим учителем специфики цели, задач и педагогического смысла тренерской деятельности;

- владение техникой и методикой обучения упражнениям, соответствующим нормативам массовых разрядов;

- умение осуществлять учебно-тренировочный процесс в разновозрастных группах с учетом разного уровня физического и психического развития учащихся;

- умение выстраивать педагогически целесообразные отношения с родителями учащихся.

Представленная модель подготовки студентов ИФКиС к тренерской деятельности прошла успешную апробацию на базе Пензенского государственного университета и рекомендована к использованию в учебном процессе.

Литература

1. Михайлова, Т.В. Профессиональная готовность студентов института спорта к тренерской деятельности (методология и технология): монография / Т.В. Михайлова. - М., 2017. - 180 с.

2. Попков, В.А., Коржуев, А.В. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.

3. Трофимов, О.Б. Подготовка будущих учителей физической культуры к тренерской деятельности (на примере спортивной гимнастики): дис. ... канд. пед. наук. -Пенза, 2010. - 163 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Mikhailova, T.V. ("2017), Professional readiness of students of the institute of sport for coaching (methodology and technology): monograph, Moscow, 180 p.

2. Popkov V.A. and Korzhuev A.V. (2004), Didactics of high school: a teaching paper for high school students. 2nd edition, corrected and added, Moscow: Academy, 192 p.

3. Trofimov O.B. (2010), Preparation of future physical culture teachers for coaching (on the example of gymnastics): dissertation...Candidate of Ped. Sciences, Penza, 163 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.