Научная статья на тему 'Модель подготовки будущих учителей английского языка к проектированию и формированию информационной предметной среды обучения'

Модель подготовки будущих учителей английского языка к проектированию и формированию информационной предметной среды обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалов С. Р., Петрова Н. В.

Электронное обучение проходит в информационной предметной среде. Для создания такой среды обучения английскому языку необходима подготовка учителей, позволяющая им создавать проект среды, формировать контент, методически сопровождать электронное обучение в этой среде и оценивать его эффективность. В статье рассматривается модель такой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Удалов С. Р., Петрова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FUTURE ENGLISH TEACHERS' TRAINING TO DESIGN AND FORM INFORMATION LEARNING ENVIRONMENT

E-learning takes place in the information subject environment. To create the environment of teaching English it is necessary to prepare teachers, this preparation allows teachers to design a project of the information environment, methodically support e-learning in this environment and evaluate its effectiveness. The model of such preparation is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки будущих учителей английского языка к проектированию и формированию информационной предметной среды обучения»

Педагогическая система И. Гербарта была направлена на организацию целостного (единство обучения и воспитания) процесса формирования морального характера, который предоставляет ученику возможности быть действительно субъектом нравственной деятельности. Главной задачей этой системы является формирование эстетического восприятия окружающего мира. Воспитывающее обучение раскрывается как взаимодействие обучения и воспитания в целостном процессе становления нравственной личности, связующим элементом которого является «многосторонний интерес», выступающий одновременно целью и результатом обучения и главным средством формирования нравственного характера. Главным принципом формирования характера в системе ученого выступает действие.

1. Джуринский А. Н. Педагогика: история педагогических идей. М. : Педагог. о-во России, 2000. 352 с.

УДК 378.147 Науч. спец.: 13.00.08

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ

Электронное обучение проходит в информационной предметной среде. Для создания такой среды обучения английскому языку необходима подготовка учителей, позволяющая им создавать проект среды, формировать контент, методически сопровождать электронное обучение в этой среде и оценивать его эффективность. В статье рассматривается модель такой подготовки.

Ключевые слова: электронное обучение, информационная среда, обучение английскому языку.

2. Пискунов А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. М. : ТЦ Сфера, 2001. 512 с.

3. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. М. : Юрайт, 2016. 676 с.

4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2000. 304 с.

5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / [под. ред. З. И. Васильевой]. М. : Academia, 1998. 414 с.

6. Латышина Д. И. История образования и педагогической мысли. М. : Гардарики, 2005. 603 с.

7. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева [и др.]. М. : Академия, 2002. 416 с.

8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. и автор вводных ст. А. И. Пискунов. [2-е изд.]. М. : Просвещение, 1981. 528 с.

© Скрябина Т. О., 2019

С. Р. Удалов, Н. В. Петрова S. R. Udalov, N. V. Petrova

THE MODEL OF FUTURE ENGLISH TEACHERS' TRAINING TO DESIGN

AND FORM INFORMATION LEARNING ENVIRONMENT

E-learning takes place in the information subject environment. To create the environment of teaching English it is necessary to prepare teachers, this preparation allows teachers to design a project of the information environment, methodically support e-learning in this environment and evaluate its effectiveness. The model of such preparation is considered in the article.

Keywords: e-learning, information environment, teaching English.

Информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI веке. По мере продвижения к информационному обществу - обществу, основанному на знаниях, - меняется и наше понимание того, что такое образование и учение. Меняются роли участников образовательного процесса. От роли «основного источника знаний» учитель переходит к роли создателя образовательной среды, роли активного участника электронного и смешанного обучения, применяющего новые образовательных технологии. Меняется и роль обучаемого. Учащиеся становятся не просто пассивными потребителями информации, они становятся активными создателями информационных материалов, знающими различные способы получения информации, ее организации и оценивания, способные конструировать свои знания. Этому

способствуют эффективно организованные совместные дискуссии, форумы, чаты, семинары в информационной образовательной среде, а также систематическое оценивание работ других участников. Новые образовательные технологии, коллективные формы работы, открытый доступ к информационным ресурсам, массовые онлайн-курсы приводят к постепенному развитию образовательного сообщества. Обучение - это деятельность (а не место), которая открыта для новых людей с новыми идеями [1].

Вышесказанное относится в значительной степени и к обучению английскому языку. Сегодня английский язык занимает совершенно особое положение и превращается в Упдиа^апса - язык межнационального общения всего человечества. На данный момент существует множество методов, форм, средств и технологий его изучения,

что должно также находить отражение в подготовке будущих учителей этого языка. В ряде работ указывается, что сегодняшний учитель английского языка должен быть готов к профессиональной деятельности, осуществляемой в информационной образовательной среде [2]. В обучении английскому языку используются такие средства информа-ционо-коммуникационных технологий (ИКТ), как подкасты, форумы, мультимедиа, социальные сети, игры, мобильные приложения, синтезаторы речи. Их использование расширяет формы предъявления лексико-грамматического материала, что улучшает его понимание и запоминание. Разнообразие аутентичных источников аудио- и видеоресурсов повышает уровень восприятия иноязычной речи на слух, в том числе с различными особенностями говорения, акцентом, диалектами. Социальные сети, форумы, блоги позволяют получить опыт общения с носителями языка, овладеть социально-культурным аспектом коммуникации [3, с. 3].

Школьная информационная предметная среда обучения - это часть информационно-образовательного пространства школы, интегрирующая урочную и внеурочную деятельность по определенному учебному предмету через реализованную в ней систему программно-аппаратных средств обучения и контроля, справочных материалов, словарей, дополнительных информационных источников, а также сопутствующих учебному процессу материалов, необходимых и достаточных для высококачественного образования.

Проектирование и формирование информационной среды обучения предмету приводит к расширению традиционных ролей учителя. Как подчеркивает В. А. Чошанов, ссылаясь на материалы ЮНЕСКО, новые условия цифровой среды обучения «ненавязчиво призывают к расширению роли учителя до учителя-дидакта - того, кто сведущ в теории обучения и преподавания на основе исследований... требуют от учителя расширения его роли как инженера-проектировщика - того, кто знает и может проектировать и конструировать эффективную обучающую среду» [4]. Кроме того, учителю необходимо выполнять оценочную деятельность по определению эффективности учебного процесса в сформированной информационной среде.

Используя исследование В. А. Чошанова мы определили систему ролей современного учителя при разработке и формировании информационной предметной среды обучения: учитель-проектировщик занимается проектированием образовательной среды; учитель-технолог осуществляет формирование информационной образовательной среды; учитель-методист определяет методику обучения своему предмету в среде и составляет методические рекомендации; учитель-оценщик определяет эффективность обучения в среде.

Предлагаем следующую модель подготовки будущих педагогов к проектированию и формированию информационной среды обучения английскому языку, состоящую из нескольких этапов:

1. Создание модели информационной среды обучения английскому языку.

2. Формирование контента информационной среды обучения английскому языку, позволяющего:

- визуализировать учебную информацию при формировании умений и навыков говорения, письма, чтения, ауди-

рования, лексических и грамматических умений и навыков, социокультурных знаний;

- осуществлять интерактивный диалог при формировании умений и навыков говорения, письма, чтения, аудирования, лексических и грамматических умений и навыков, социокультурных знаний;

- моделировать диалогическую речь при формировании слухомоторных, коммуникативных навыков в условиях иноязычной ситуации;

- автоматизировать процесс формирования умений и навыков, контроль результатов усвоения фонетического, лексического, грамматического, социокультурного материала, материала по аудированию, чтению, письму и говорению; воспроизведение и запись аудиоинформации при отработке слухомоторных навыков и при изучении фонетического, лексического, грамматического и социокультурного материала.

3. Методическое сопровождение электронного обучения в информационной среде.

4. Мониторинг и оценка эффективности обучения.

Проектировочная деятельность заключается в разработке модели информационной среды обучения английскому языку и создании тематического плана обучения, затем учитель приступает к технологической деятельности, что включает в себя разработку контента на основе тематического планирования и модели информационной среды обучения. Выполнение методической деятельности представляет собой разработку методических рекомендаций для обучения английскому языку в информационной среде. А оценочная деятельность состоит из разработки критериев оценивания, а затем оценивания на основе этих критериев результатов электронного обучения.

На этапе детализации курса по темам или модулям создается тематический план, представляющий собой научно-обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету.

Технологическая деятельность заключается в выборе инструментов для разработки контента информационной среды. Современные информационные технологии настолько далеко шагнули вперед, что это, в определенной степени, затрудняет выбор инструментария, наиболее отвечающего конкретным целям и задачам обучения английскому языку. Для оптимального выбора разработана интерактивная система по подбору инструментов для разработки контента информационной среды. Система включает следующие поля: языковой аспект, этап работы и вид инструмента (подготовка материалов: использование готовых ресурсов, разработка собственных материалов; разработка упражнений/ тестовых заданий: с автоматизированным оцениванием/ с ручным оцениванием).

Специфика взаимодействия в условиях электронного обучения является важной составляющей информационной среды. Межличностное взаимодействие играет особую роль в электронном обучении. Чтобы обучающиеся были успешны в условиях удаленного доступа к учебным материалам, процессом нужно руководить. Эффективная информационная среда может быть создана только при наличии нормального взаимодействия между педагогом и обучающимися при реализации вариативных форм, методов обучения при осу-

ществлении мониторинга, при автоматизации управления учебным процессом на базе сервисов системы дистанционного обучения, а также подготовки учителей в этой области [5, с. 8]. От качества взаимодействия напрямую зависит прогресс обучающихся при дистанционном обучении, а также желание обучаться в любом формате электронного обучения в дальнейшем.

Список инструментов определялся в соответствии с дидактическими возможностями ИКТ [6, с. 16]. Представим список в соответствии с исследованием П. Пусавиро [7, с. 54]: информационные, коммуникационные, конструктивные (инструментальные), программы для совместной работы, программы-тренажеры, учебно-игровые программы.

Информационные программы - это программные средства, предназначенные для представления пользователям учебной информации.

Коммуникационные программы - это программные средства, предназначенные для коммуникационного взаимодействия между людьми.

Конструктивные (инструментальные) программные средства - программные средства, предназначенные для конструирования программных средств учебного назначения, для подготовки и генерации учебно-методических и организационных материалов, для создания разнообразных графических, музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы.

Программы для совместной работы - программное обеспечение, созданное с целью поддержки взаимодействия между людьми, совместно работающими над решением общих задач.

Программы-тренажеры - средства, предназначенью для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала.

Учебно-игровые программы - программы, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций.

Для реализации возможности компьютерной визуализации учебной информации при формировании умений и навыков говорения, письма, чтения, аудирования, лексических и грамматических умений и навыков, социокультурных знаний используются следующие средства информационных программ: аудио- и видеокасты, сайты с аутентичными ресурсами, интерактивные справочники, интерактивные геокарты, ленты времени, виртуальные экскурсии, визуальные словари, корпуса текстов, электронные словари, интеллектуальные карты.

Для реализации интерактивного диалога, архивного хранения при формировании умений и навыков говорения, письма, чтения, аудирования, лексических и грамматических умений и навыков, социокультурных знаний используются информационные программы (аудио- и видеокасты, сайты с аутентичными ресурсами, интерактивные справочники, интерактивные геокарты, ленты времени, виртуальные экскурсии, визуальные словари, корпуса текстов, электронные словари, интеллектуальные карты).

Для моделирования диалогической иноязычной речи при формировании слухомоторных, коммуникативных навыков в условиях иноязычной ситуации используются коммуникационные программы (боты, сайты по общению с носителями языка, чаты, форумы, системы распознавания речи, синтезаторы речи).

Для автоматизации процесса формирования умений и навыков, контроля результатов усвоения фонетического, лексического, грамматического, социокультурного материала, материала по аудированию, чтению, письму и говорению; воспроизведения и записи аудиоинформации при отработке слухомоторных навыков, изучения фонетического, лексического, грамматического и социокультурного материала используются программы-тренажеры (тестовые программы), учебно-игровые программы (языковые игры), программы для совместной работы (вики, чаты, форумы, блоги) и инструментальные программные средства (звуковой, графический и мультимедиа редакторы, редакторы интеллектуальных карт, лент времени).

Методическая деятельность направлена на создание методических рекомендаций по организации учебного процесса в информационной предметной среде. Методические рекомендации включают следующие поля: рекомендации по порядку и продолжительности выполнения заданий модуля; рекомендации по изучению теоретических разделов модуля (модулей); рекомендации по изучению практических материалов модуля (модулей); вопросы, требующие особого внимания; рекомендации по подготовке к тестированию; рекомендации по результатам тестирования, рекомендации по удаленной работе с курсом.

Оценочная деятельность заключается в проверке информационной среды обучения на соответствие комплексу специальных требований: психолого-педагогических, дизайн-эргономических и содержательно-методических. Для этого мы разработали интерактивную веб-форму, которая включает следующие поля: психолого-педагогические требования (научность и доступность содержания, систематичность и последовательность изложения, компьютерная визуализация учебной информации, управление процессом сознательного усвоения способов речевой деятельности, обеспечение прочности усвоения результатов обучения, большое количество практических заданий, обеспечение интерактивности диалога), дизайн-эргономические требования (учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, целесообразность использования интерактивных компонентов среды, повышение уровня мотивации обучения, четкие качественные изображения, единый стиль оформления), содержательно-методические требования (целесообразность использования аутентичных ресурсов, обеспечение социокультурного развития, повторяемость материала, наличие проблемности обучения, предметная организация содержания учебного материала, организация рефлексии учебной деятельности, качество оформления методических указаний по работе в информационной среде обучения).

Подготовку студентов факультета иностранных языков по представленной модели мы осуществляем в магистратуре на первом курсе в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Магистры проектируют и создают свои информационные среды обучения английскому языку на портале Moodle (см. рис.), направленные на решение различных задач: подготовку к ЕГЭ по английскому языку, подготовку к лин-гвострановедению, чтению литературы на английском языке и др.

Прочитайте скороговорку несколько раз и сделайте запись на диктофон: The thirty-three thieves thought thattley thrilled the throne throughout

Рис. Информационная предметная среда по формированию фонетических навыков и навыков чтения

(на примере книги «Снежная королева»)

Подготовка магистров и результаты использования ими сформированных сред на занятиях в школах, по сравнению с традиционным обучением, позволяет сделать вывод об успешности данной модели подготовки.

1. Лапчик М. П. О педагогике в условиях электронного обучения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 2(12). URL: http7/cyberleninka.ru/artide/n/o-pedagogike-v-usloviyah-elektronnogo-obucheniya (дата обращения: 16.02.2018).

2. Обдалова О. А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях // Язык и культура. 2009. № 1(5). URL: http://cyberleninka.m/artide/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-kak-sredstvo-i-uslovie-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 16.02.2018).

3. Евстигнеев М. Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 2-9.

4. Чошанов М. А. E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. 2013. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/e-didaktika-novyy-vzglyad-na-teoriyu-obucheniya-v-epohu-tsifrovyh-tehnologiy (дата обращения: 06.03.2018).

5. Лапенок М. В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения (на примере подготовки учителей): автореферат дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2014. 43 с.

6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. М. : Дрофа, 2008. 312 с.

7. Pusawiro P. Constructing the learning environment in classroom convivial computer tools for higher education, diss. Bremen, 2011.

© Удалов С. Р., Петрова Н. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.