Научная статья на тему 'Модель подготовки бакалавров в процессе учебной практики на основе технологии событийного менеджмента'

Модель подготовки бакалавров в процессе учебной практики на основе технологии событийного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / СОБЫТИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / COMPETENCE / MANAGEMENT / EDUCATIONAL PRACTICE / TECHNOLOGY / EVENT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашоликов Михаил Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы формирования управленческой компетентности будущих бакалавров менеджмента. Представлена модель подготовки бакалавров в процессе учебной практики, в основу которой положена технология событийного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Training of Bachelors in the Process of Educational Practices Based on Event Management Technology

The article deals with the formation of the administrative competence of Bachelor of Management. The model of bachelor in educational practice, which is based on event management technology, is presented.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки бакалавров в процессе учебной практики на основе технологии событийного менеджмента»

9. http://mobijet.su/8388-slovar-ozhegova-dlya-android.html

10. https://play.google.com/store/apps/details?id=net.lookapp.ojegovdict&hl=ru

11. http://www.1mobile.com.ru/net-lookapp-ojegovdict-1751940.html

REFERENCES

1. Vaulina E. Ju. Komp'jutemaja leksikografja (tolkovye slovari) // Rabochaja tetrad' slushatelja (teksty lekcij i zadanija dlja samostojatel'noj raboty) [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.gramma.ru/RZ/ mod16.pdf

2. Mobil'noe prilozhenie «Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka» dlja iPhone [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.apps4you.ru/mobilnoe-prilozhenie-bolshoj-tolkovyj-slovar-russkogo-yazyka-dlya-iphone/

3. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka / Pod red. N. Ju. Shvedovoj. 23^ izd., ispr. M.: Rus. jaz., 1991.

4. Shvedova N. Ju. Predislovie k dvadcat' pervomu izdaniju // Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka / Pod red. N. Ju. Shvedovoj. 23^ izd., ispr. M.: Rus. jaz., 1991.

5. http://www.btslovar.ru

6. http://coandroid.ru/139-slovar-ozhegova.html

7. http://www.yandex.ru

8. http://mob-corp.com/132-slovar-ozhegova.html

9. http://mobijet.su/8388-slovar-ozhegova-dlya-android.html

10. https://play.google.com/store/apps/details?id=net.lookapp.ojegovdict&hl=ru

11. http://www.1mobile.com.ru/net-lookapp-ojegovdict-1751940.html

М. С. Пашоликов

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СОБЫТИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В статье рассматриваются вопросы формирования управленческой компетентности будущих бакалавров менеджмента. Представлена модель подготовки бакалавров в процессе учебной практики, в основу которой положена технология событийного менеджмента.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, менеджмент, учебная практика, технология, событийный менеджмент.

M. Pasholikov

THE MODEL OF TRAINING OF BACHELORS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL PRACTICES BASED ON EVENT MANAGEMENT TECHNOLOGY

The article deals with the formation of the administrative competence of Bachelor of Management. The model of bachelor in educational practice, which is based on event management technology, is presented.

Key words: competence, management, educational practice, technology, event management.

Анализ существующих подходов к подготовке менеджеров в отечественных вузах показывает, что общий уровень разработанности проблем, связанных с возможностями прохождения будущими бакалаврами менеджмента учебной практики, не соответствует современным требованиям.

Одним из способов, обеспечивающих возможность осваивать необходимые виды деятельности и инициировать реальные бизнес-процессы, является управление подготовкой и проведением событий (event) различного формата, масштаба и направления.

Управление событиями (event-менеджмент) представляет собой деятельность по планированию, организации, проведению и контролю различных событий и мероприятий. Event-технология представляет собой логическую цепь взаимосвязанных фаз, реализация каждой из которых определяется собственной целью, назначением, совокупностью работ и итоговыми результатами.

Ульрих Хальцбаур в своей книге «Event-менеджмент» предлагает выделять семь фаз, которые осуществляются при проектировании и реализации событийного процесса: инициирование; старт; подготовка; пуск; действие; последствие; подведение итогов [3].

Учитывая, что в задачи учебной практики входит не только закрепление теоретических знаний, но и формирование у бакалавров конкретных умений и навыков, технологию событийного менеджмента можно рассматривать как инструмент, способствующий формированию компетенций, необходимых будущему менеджеру.

Изучение возможностей событийного менеджмента в обучении менеджеров в институте экономики и управления РГПУ им. А. И. Герцена показал необходимость построения модели, которая позволила бы реализовывать его технологию в интересах подготовки бакалавров [2].

Модель подготовки бакалавров в процессе учебной практики на основе технологии событийного менеджмента (см. рис.) представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.

В основе модели лежат требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Современному российскому обществу требуются эффективные профессионалы и перспективные молодые специалисты, способные быстро принимать решения и добиваться необходимых результатов.

Целевой компонент предполагает наличие цели подготовки бакалавров менеджмента в процессе учебной практики, выступающей основным компонентом в модели, а также ряда задач, принципов и подходов, раскрывающих стратегию ее достижения.

В качестве цели в предложенной модели выступает повышение уровня сформиро-ванности управленческой компетентности будущих бакалавров менеджмента, которая рассматривается как важная составная часть профессиональной компетентности и представляет собой результат подготовки студентов в процессе учебной практики, соответствующий индивидуальному уровню освоения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС ВПО, и выражающийся в способности и готовности учащихся эффективно выполнять все виды управленческой деятельности.

Принципы, реализуемые в модели, представляют собой некие специфические положения, определяющие требования к самому процессу формирования управленческой компетентности будущих бакалавров менеджмента и наилучшим образом способствующие достижению поставленной цели.

Принцип взаимосвязи теоретического обучения с практической деятельностью заключается в создании необходимых условий для выработки у студентов практического опыта, необходимого для их будущей профессиональной деятельности. При обучении менеджменту практика способствует не только углубленному пониманию и усвоению теоретических знаний, но и формированию умений и навыков для применения этих знаний.

Принцип обеспечения личностного включения практиканта означает вовлечение студентов в процесс освоения практических навыков через самостоятельное принятие решений в конкретных ситуациях.

Модель подготовки бакалавров в процессе учебной практики на основе технологии событийного менеджмента

Принцип проектирования и моделирования в учебной деятельности целостного содержания условий и форм профессиональной деятельности подразумевает перенесение теоретических знаний в практическую плоскость и дает возможность студентам сформировать целостное представление об их профессиональной деятельности.

Принцип междисциплинарности ориентирован на использование синтеза знаний и умений практикантов, полученных ими при изучении дисциплин учебного плана: самоорганизация, информационные технологии в менеджменте, теория менеджмента, деловые коммуникации, современный менеджмент, международный менеджмент.

Содержательное наполнение модели реализации технологии событийного менеджмента, разработанной в рамках данного исследования, базируется на основных положениях следующих подходов:

• системного — позволяет провести анализ процесса формирования управленческой компетентности в рамках учебной практики у бакалавров по направлению подготовки «Менеджмент» и выявить основные структурные компоненты разрабатываемой модели;

• компетентностного — определяет основное содержание и требования к уровню освоения общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых в рамках учебной практики в соответствии с ФГОС ВПО;

• деятельностного — обучение менеджменту происходит в процессе учебной практики, а содержание обучения осваивается в строгой последовательности, в соответствии с технологией событийного менеджмента, и основывается на активной деятельности практикантов.

Содержательный компонент модели направлен на отбор, структурирование содержания и создание учебно-методического обеспечения в соответствии с требованиями технологии событийного менеджмента, в интересах подготовки будущих бакалавров в процессе учебной практики и формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО.

Организационно-деятельностный компонент включает в себя организационную деятельность и комплекс форм, методов и средств обучения, посредством которых реализуется подготовка бакалавров менеджмента в процессе учебной практики на основе технологии событийного менеджмента.

Одной из ключевых форм организации подготовки студентов в процессе учебной практики, согласно разработанной модели, является действующая на кафедре социального управления «Лаборатория событийного менеджмента», которая создает необходимые условия для вовлечения практикантов в реальную управленческую деятельность по организации различных событий (межвузовских конференций, круглых столов, семинаров) [1].

Заключительный компонент разработанной модели — результативно-оценочный — представлен результатами подготовки бакалавров в процессе учебной практики. Принимая во внимание интегративный характер управленческой компетентности будущих бакалавров менеджмента, она может быть осмыслена как система, включающая в себя следующие компоненты:

• когнитивный — наличие у будущих бакалавров необходимых знаний, обеспечивающих осознанность выполнения управленческой деятельности;

• деятельностный — включает в себя апробированные в действии будущими бакалаврами управленческие знания и умения, направленные на формирование личностного опыта профессиональной деятельности;

• личностный — содержит профессионально-личностные качества будущих бакалавров как субъектов управленческой деятельности.

Выделение в структуре управленческой компетентности перечисленных компонентов позволяет осуществлять диагностику уровня сформированности указанной компетентности.

Таким образом, предложенная модель дает представление о целостности содержания подготовки учащихся в процессе учебной практики и описывает необходимые условия для реализации технологии событийного менеджмента в интересах формирования управленческой компетентности будущих бакалавров.

СТИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проекты и методические разработки воспитательной деятельности в вузе / Богданова Р. У., Бондарева А. Н., Иванова Э. В. и др. СПб., 2014.

2. Пашоликов М. С. Возможности event-технологий для формирования организационно-управленческих компетенций магистров менеджмента в процессе прохождения практики // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. № 171. С. 217-222.

3. Хальцбаур У. Event-менеджмент / У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер; [пер. с нем. Т. Фоминой]. М.: Эксмо, 2007. 384 с.

REFERENCES

1. Proekty i metodicheskie razrabotki vospitatel'noj dejatel'nosti v vuze / Bogdanova R. U., Bondareva A. N., Ivanova Je. V. i dr. SPb., 2014.

2. Pasholikov M. S. Vozmozhnosti event-tehnologij dlja formirovanija organizacionno-upravlencheskih kompetencij magistrov menedzhmenta v processe prohozhdenija praktiki // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2014. № 171. S. 217-222.

3. Hal'cbaur U. Event-menedzhment / U. Hal'cbaur, Je. Jettinger, B. Knause, R. Mozer, M. Celler; [per. s nem. T. Fominoj]. M.: Jeksmo, 2007. 384 s.

О. В. Рудыхина

КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В данной работе представлено исследование взаимосвязи субъектности студентов с особенностями их когнитивно-стилевой сферы. Выявлены значимые различия в интеллектуальных стилях у студентов с объектной и субъектной ориентациями. Обнаружена специфика взаимосвязи субъектности с интеллектуальными стилями у студентов с гуманитарным и естественнонаучным профилями. Полученные результаты свидетельствуют о том, что субъектная позиция студента педагогического вуза находит свое отражение в когнитивно-стилевом профиле и имеет специфические особенности проявления у представителей разных профилей обучения.

Ключевые слова: субъектность, субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях, интеллектуальные стили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.