Научная статья на тему 'Модель персонификации АСУ «Учебный процесс»'

Модель персонификации АСУ «Учебный процесс» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ АСУ / КРИТЕРИИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONALIZATION OF TRAINING / PERSONALIZED INFORMATION SYSTEM / CRITERIA FOR THE EVALUATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мягкова Е.Г., Пак Н.И.

Предложена концепция персонифицированных информационных систем, а также критерии оценки их качества. Реализация модели персонифицированной АСУ «Учебный процесс» позволит существенно повысить качество информатизации вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мягкова Е.Г., Пак Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF PERSONALISED INFORMATIONAL SYSTEM “TRAINING PROCESS”

There is a proposed concept of personalized information systems, as well as criteria to evaluate their quality. Implementation of the model of personalized informational system called "Educational process" will allow to improve essentially the quality of applying information technologies at the University.

Текст научной работы на тему «Модель персонификации АСУ «Учебный процесс»»

УДК 378:004.9

МОДЕЛЬ ПЕРСОНИФИКАЦИИ АСУ «УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»

Е. Г. Мягкова1, Н. И. Пак2*

^Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации Российская Федерация, 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 ^Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89

Е-mail: nik@kspu.ru

Предложена концепция персонифицированных информационных систем, а также критерии оценки их качества. Реализация модели персонифицированной АСУ «Учебный процесс» позволит существенно повысить качество информатизации вуза.

Ключевые слова: персонификация обучения, персонифицированная АСУ, критерии персонификации образовательной системы, информатизация образования.

THE MODEL OF PERSONALISED INFORMATIONAL SYSTEM "TRAINING PROCESS"

E. G. Myagkova1, N. I. Pak2*

1"Prof. V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University"

of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation 1, Partizana Zheleznyaka Str., Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation

2Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafieva 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation *Е-mail: nik@kspu.ru

There is a proposed concept of personalized information systems, as well as criteria to evaluate their quality. Implementation of the model of personalized informational system called "Educational process" will allow to improve essentially the quality of applying information technologies at the University.

Keywords: personalization of training, personalized information system, criteria for the evaluation of the educational system, information technology of education.

В настоящее время в каждом вузе используются те или иные информационные системы. Автоматизация управления образовательным процессом, сбора, хранения и доставки информации преследует, как правило, решение проблемы систематизации и повышения качества информатизации учебного процесса.

Современные реалии социально-экономического состояния общества и мотивационные механизмы обучаемых в вузе, в особенности, магистрантов, определяют значимость студент-центрированного обучения [1]. В этой связи вопросам индивидуализации, личностно-ориентированным и персонифицированным методам обучения студентов в научно -педагогической литературе и диссертационных исследованиях уделяется значительное внимание [2-4]. При этом многие исследователи связывают свои идеи индивидуализации образовательного процесса с информационно-образовательными средами и АСУ, возлагая на них функции индивидуальной самообразовательной деятельности. Однако при подобном подходе трудно ожидать высокой эффективности персонифицированного обучения. Важно осознать факт, что только при высокоперсонифицированном уровне

самих АСУ и образовательных сред можно строить демократическое и гуманное обучением и самообучение студента.

Цель работы - обоснование целесообразности создания модели персонификации автоматизированной системы «Учебный процесс», реализация которой будет способствовать повышению качества магистерской подготовки в технических вузах в условиях электронного обучения, межвузовской интеграции, партнерства сферы науки, образования и производства.

Для определения критериев качества персонификации АСУ «Учебный процесс» в первую очередь следует определить образовательные результаты для выпускников, учитывая их новые востребованные профессиональные и метапредметные компетенции, готовность к распределено-коллективной деятельности со специалистами разных профилей, высокую культуру научно-технического и психолого-педагогического общения. Далее необходимо выделить «внутренние» качества информационной системы, включая простоту структуры и удобство навигации, персонифицированный контент, обратную связь с техниче-

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

ской поддержкой и администраторами. К «внешним» качествам информационной системы можно отнести дружественность интерфейса, доступность с любых мобильных устройств и т. п.

Следующей группой критериев должны стать мероприятия по непрерывной модернизации учебного процесса по принципам опережающего темпа развития, предусматривающие изменения по организации, формам и методам образовательного процесса и направленные на учет современных предпочтений и сформированных психофизиологических и личностных особенностей учащейся молодежи в условиях цифрового общества.

Весьма значимым для повышения уровня персонификации информационной системы «Учебный процесс» должны стать внутренние индивидуальные «темпомиры». Регламентные мероприятия организационного, отчетно-нормативного характера не должны быть жесткими по ограничениям времени и должны управляться адаптационно в зависимости от уровня ИКТ-компетенции пользователя кластера, пожеланий и претензий студента, лояльности административных работников.

Еще одним фактором персонификации образовательной среды является «интеракция». Интерактивность, мгновенная обратная связь, причем по всем интересующим вопросам студента и преподавателя в любое время и в любом месте обеспечивает комфортность и выработку «привычки» всегда обращаться к ресурсам АСУ «Учебный процесс».

Ведущей стратегией моделируемой АСУ «Учебный процесс» является кластерный и проективный подходы [5; 6], интегрирующие в единый кластер персонифицированную деятельность преподавателей в «рабочих кабинетах», персонифицированные «личные комнаты» студентов, студент-центрированные учебные курсы [7] и другие сопутствующие компоненты информационной системы.

Для оценки качества персонификации АСУ с позиций студента в первую очередь выбираются критерии индивидуализации обучения и параметры, оценивающие качество самообразовательной деятельности обучаемых с помощью электронных курсов и цифровых образовательных ресурсов.

С точки зрения преподавателя качество АСУ определяется востребованностью контента, повышением производительности его труда, сокращением времени на псевдоучебно-методическую и нормативно-отчетную деятельность.

Перечисленные позиции предполагают определение конкретных критериев и параметров уровня персонификации АСУ «Учебный процесс» и оценки качества образовательного процесса от его уровня. Они первоначально задаются экспертным путем и с помощью анонимных анкет среди преподавателей и студентов разнопрофильных вузов.

Следует предположить, что высокий уровень персонификации АСУ «Учебный процесс» позволит более эффективно осуществлять персонифицированное обучение студентов, повысить роль преподавателя в условиях электронного обучения и в целом качество подготовки студентов в вузе.

Благодарность. Авторы статьи выражают признательность и благодарность Благотворительному фонду В. Потанина за оказанную материальную поддержку проекта «Разработка новой магистерской программы «Конструкторско-технологическое обеспечение разработки, изготовления, испытаний и эксплуатации систем управления ракетно-космической техники», одним из результатов реализации которого является написание настоящих материалов.

Библиографические ссылки

1. Crumly C. Pedagogies for Student-Centered Learning: Online and On-Ground. Minneapolis : Fortress Press, 2014. 120 p.

2. Киселев В. М. Организация персонифицированного профессионального образования средствами информационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2004. 21 с.

3. Габдулхаков В. Ф. Персонификация профессиональной подготовки в вузе: компоненты педагогической технологии : монография. М. : Московский психолого-социальный ун-т (изд-во НПО «МОДЭК») ; Казань : Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2013. 293 с.

4. Киселева А. А., Стародубцев В. А. Персональная образовательная сфера как агрегатор формального и неформального образования // Открытое образование. 2013. № 6. С. 52-59.

5. Проскурина Т. Л. Образовательный кластер как региональная инновационная стратегии // Образовательные технологии. 2011. № 3. С. 53-63.

6. Баженова И. В., Пак Н. И. Проективно-рекур-сивная технология обучения в личностно-ориентиро-ванном образовании // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 7-15.

7. Пак Н. И. О магистерском курсе «Современные проблемы науки и образования» // Решетневские чтения : материалы XX Юбилейной междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти генерального конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетнева (09-12 ноября 2016, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2016. С. 533-535.

References

1. Crumly C. Pedagogies for Student-Centered Learning: Online and On-Ground. Minneapolis: Fortress Press, 2014. 120 p.

2. Kiselev V. M. Organizatsiya personifitsirovannogo professional'nogo obrazovaniya sredstvami informatsion-nykh tekhnologiy : avtoref. dis. kand. ped. nauk. Yakutsk, 2004. 21 р.

3. Gabdulkhakov V. F. Personifikatsiya professional'noy podgotovki v vuze: komponenty pedagogi-cheskoy tekhnologii : monografiya. M. : Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy un-t (izd-vo NPO "MODEK") ; Kazan' : Kazanskiy (Privolzhskiy) federal'nyy un-t, 2013. 293 р.

4. Kiseleva A. A., Starodubtsev V. A. Personal'naya obrazovatel'naya sfera kak agregator formal'nogo i ne-formal'nogo obrazovaniya // Otkrytoe obrazovanie. 2013. № 6. Р. 52-59.

5. Proskurina T. L. Obrazovatel'nyy klaster kak re-gional'naya innovatsionnaya strategii // Obrazovatel'nye tekhnologii. 2011. № 3. Р. 53-63.

6. Bazhenova I. V., Pak N. I. Proektivno-rekursivnaya tekhnologiya obucheniya v lichnostno-orientirovannom

obrazovanii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 7. Р. 7-15.

7. Pak N. I. O magisterskom kurse "Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya" // Materialy XX Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XX Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2016. Р. 533-535.

© Мягкова Е. Г., Пак Н. И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.