экономические науки
Климова Нина Ивановна МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ...
УДК 330.322.4:332.1
DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0040
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТЕРРИТОРИИ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
© 2020
AuthorlD: 158835 SPIN: 7744-2788 ResearcherlD: 0-4509-2015 ORCID: 0000-0003-4044-1196 ScopusID: 57205620233
Климова Нина Ивановна, доктор экономических наук, профессор, заведующая сектором региональных финансов и бюджетно-налоговой политики Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра РАН (ИСЭИ УФИЦ РАН) (450059, Россия, Уфа, Проспект Октября, 71, e-mail: [email protected]) Аннотация. Целью статьи является разработка и апробация модели оценки потребностей в инвестиционно-финансовом обеспечении территорий. В основу модели положен учет институционального среза экономики территорий, их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла, а также опыт «лучших практик» решения данной задачи. В исследовании использованы методы анализа и синтеза, логический, системный, эмпирический и др., реализация которых позволила представить формализованную запись оценки инвестиционно-финансовых потребностей территориальных образований. В результате исследования установлено, что в опубликованных работах основное внимание уделяется росту эффективности использования имеющейся финансово-ресурсной базы территорий при игнорировании фактора потребностей в ее формировании. В целях элиминирования существующих недоработок предложена модель оценки инвестиционно-финансовых потребностей территорий, позволяющая в разрезе институциональных секторов территориальных экономик с учетом их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла и опыта «лучших практик» определить потенциальные масштабы и структуру потребных объемов инвестирования. На примере республик Башкортостан и Татарстан проведена апробация предложенной модели, свидетельствующая о ее высоких инструментальных свойствах в части определения объемов инвестиционно-финансовых потребностей территорий. Научная новизна работы заключается: в комплексном рассмотрении проблематики инвестиционно-финансовых потребностей территорий, во-первых, в дезагрегированном виде в разрезе институциональных секторов экономики территорий, во-вторых, в учете опыта «лучших практик» и, наконец, в задействовании при проведении оценки фактора стадиальной принадлежности территорий. В совокупности данные подход отвечает требованиям новизны и развития существующего научного задела по рассматриваемой проблеме. Практическая значимость представленных разработок заключается в повышении степени обоснованности территориальных управленческих решений за счет совершенствования инструментально-методического обеспечения процедуры их принятия.
Ключевые слова: территория, инвестиционно-финансовое обеспечение, модель оценки потребностей, институциональные сектора экономики, стадии жизненного цикла, опыт «лучших практик», инструментарий управления территорией.
A MODEL FOR EVALUATING THE NEEDS FOR INVESTMENT AND FINANCIAL SUPPORT OF A TERRITORY AND ITS APPENDIX
© 2020
Klimova Nina Ivanovna, doctor of economic sciences, professor, chief of sector for regional finance and fiscal policy Institute of Social and Economic Research - a separate structural unit of the Ufa Federal Research Center
of the Russian Academy of Sciences, (450054 Russia, Ufa, Prospekt Oktyabrya, 71, e-mail: [email protected]) Abstract. The aim of the article is the development and testing of a model for assessing the needs for investment and financial support of territories. The model is based on taking into account the institutional cut of the economy of the territories, their belonging to various stages of the life cycle, as well as the experience of «best practices» for solving this problem. The study used methods of analysis and synthesis, logical, systemic, empirical, etc., the implementation of which made it possible to present a formalized record of the assessment of investment and financial needs of territorial entities. On the example of the republics of Bashkortostan and Tatarstan, the proposed model was tested, which testifies to its high instrumental properties in terms of determining the volume of investment and financial needs of the territories. The scientific novelty of the work consists: firstly, in a comprehensive consideration of the problems of investment and financial needs of the territories, firstly, in a disaggregated form by institutional sectors of the economy of the territories, secondly, in taking into account the experience of «best practices» and, finally, in engaging when assessing the factor of stadial affiliation of territories. In aggregate, this approach meets the requirements of novelty and development of the existing scientific backlog on the problem under consideration. The practical significance of the presented developments consists in increasing the degree of substantiation of territorial managerial decisions by improving the instrumental and methodological support of the procedure for their adoption.
Keywords: territory, investment and financial support, needs assessment model, institutional sectors of the economy, life cycle stages, experience of «best practices», territory management tools.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Реализация потребностей в инвестиционно-финансовом обеспечении территориальных образований является одной из важнейших целевых установок управления как хозяйствующих субъектов, так и органов территориального управления вне зависимости от их иерархического уровня. Успешное решение данной задачи в значительной степени определяется рядом факторов, влияющих на степень достижения указанной целевой установки. В числе важнейших из
этих факторов следует обозначить достигнутый уровень социально-экономического развития территорий, наличие собственной ресурсной базы, стадиальную принадлежность территорий (в части стадий и фаз их жизненного цикла), а также опыт «лучших практик», использование которого может обеспечить достижение поставленной цели. При этом следует иметь в виду, что вне зависимости от уровня территориальных образований каждый из приведенных факторов является объективно обусловленным. В силу данного обстоятельства разработка и реализация модельных конструкций оценки по-
Klimova Nina Ivanovna A MODEL FOR EVALUATING ..
economic sceinces
требностей в инвестиционно-финансовом обеспечении территорий является значимой как с научной, так и с практической точек зрения, способствуя решению задач в сфере повышения уровня обоснованности территориальных правленческих решений.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследование потребностей в инвестиционно-финансовом обеспечении территорий является вопросом, в том или ином аспекте рассматриваемым в экономической литературе. При этом в имеющихся публикациях основное внимание уделяется не столько потребностям, сколько возможностям формирования и использования финансово-ресурсной базы территорий [1-4 и др.], а также распределению и перераспределению финансовых ресурсов по уровням территориального управления с использованием сложившихся схем и механизмов [5-7 и др.]. Объяснением данной ситуации может служить:
во-первых, выраженная прагматическая направленность разработок [8-11 и др.], базирующаяся на положении о том, что значительные объемы инвестиций (даже если они превышают реально существующие потребности и возможности хозяйствующих субъектов по их эффективному освоению), предполагают рост конечных результатов функционирования разноуровневых экономических систем. При этом наращивание инвестиционной составляющей зачастую осуществляется в ущерб другим элементам использования добавленной стоимости (главным образом, оплате труда занятых в экономике);
во-вторых, слабая научная проработка проблематики инвестиционно-финансовых потребностей территорий как в части раскрытия категории «потребности», так и в части методических разработок по ее оценке. Анализ имеющихся публикаций в данной области позволил выявить, что применительно к территориям разработка проблемы оценки финансово-инвестиционных потребностей дезагрегирована с позиции различных видов экономической деятельности [12, 13] и отдельных экономических ресурсов [14].
Обоснование актуальности исследования. В соответствии с вышеизложенным является несомненно актуальным формирование модели оценки инвестиционно-финансовых потребностей территории, базирующееся на положении о том, что текущие финансовые потребности в нормативном плане регламентированы, в то время как их инвестиционно-финансовая составляющая, как правило, формируется по остаточному принципу. При этом не учитывается специфика отдельных институциональных секторов экономики территорий (в том числе мезоуровня), дезагрегированная потребность которых, с одной стороны, позволяет получить оценку данной категории в структурированном виде (в разрезе институциональных секторов). С другой стороны - задействовать опыт лучших практик формирования данных потребностей в секторальном плане, которые закономерно проявляются в рамках территорий, находящихся на восходящих стадиях их жизненного цикла. Тем самым современная значимость исследований, результаты которых представлены в настоящей работе, определяется, во-первых, в рассмотрении институционального среза потребностей экономики территорий, во-вторых, в учете опыта «лучших практик» и, наконец, в задействовании при проведении оценки фактора стадиальной принадлежности территорий, что отвечает требованиям новизны подходов и развития существующего научного задела по рассматриваемой проблеме.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Целью статьи является разработка и апробация модели оценки потребностей в инвестиционно-финансовом обеспечении территорий. При этом постановка задания на разработку данной модели предполагает задействование при ее формализации институционального среза экономики территории,
ее стадиальную принадлежность, а также опыт лучших практик решения данной задачи.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании использованы методы анализа и синтеза, логический, системный, эмпирический, экономико-математичские методы, реализация которых позволила представить формализованную запись оценки потребностей в инвестиционно-финансовом обеспечении территориальных образований.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Достижение поставленной цели исследования было осуществлено посредством использования следующих принципов разработки требуемой модельной конструкции оценки:
1) величина текущих финансовых потребностей изначально исключалась из рассмотрения в силу регламентации их формирования и реализуемых схем ее оценки, предполагающих определение их объемов, как правило, в привязке, во-первых, к их объемам предшествующего периода (с учетом инфляционной составляющей), а, во-вторых, к установленной и действующей в настоящее время номенклатуре текущих затрат, структура которых достаточно инертна и жестко привязана к нормативам по большинству видов расходов;
2) положения о том, что использование институционального среза экономики территорий (в части государства, бизнеса, домохозяйств) позволяет секторально структурировать потребности в инвестиционно-финансовом обеспечении территориальных образований с учетом закономерностей и особенностей их формирования и использования. При этом следует отметить, что область применения в данном случае ограничивается территориями мезоуровня в связи с неразвитостью системы муниципального счетоводства и сложностью авторских расчетных операций в условиях отсутствия отработанных методик расчета. Данный пробел по нашему мнению имеет временный характер, поскольку практически все развитые страны в настоящее время широко используют данный инструментарий в практике муниципального управления [15];
3) задействования опыта «лучших практик» при определении величины инвестиционно-финансового обеспечения территорий, позволяющего, с одной стороны, определить перспективные горизонты развития процессов в инвестиционной сфере, с другой - выбрать регион - аналог, либо с однородной стадиальной принадлежностью, либо расположенный на близлежащей стадии восходящего тренда жизненного цикла. Использование данного принципа обеспечивает выявление и последующее задействование в практике территориального управления позитивных аспектов и прогрессивных схем управления, внедрение которых в практику отстающих территорий может способствовать использованию ранее не привлекаемых источников инвестиционно-финансового обеспечения территориального развития.
В общей постановке обобщенная идея оценки состоит в определении потенциальных объемов инвестиционно-финансовых потребностей территорий с использованием параметров региона-аналога, находящегося на восходящем тренде стадиальной принадлежности и демонстрирующего лучшие показатели инвестиционно-финансовой сферы. Значения данных показателей по сути представляют собой горизонты инвестиционного развития, дезагрегированного по институциональных секторам экономики территорий (а в их сумме и по территории в целом), стремление к достижению которых позволит перейти на вышестоящую стадию жизненного цикла.
При этом следует отдельно остановиться на последнем факторе формирования процессов и масштабов инвестиционно-финансового обеспечения как ранее недостаточно проработанном в научном плане и практически не используемом в практике территориального управле-
экономические науки
Климова Нина Ивановна МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ...
ния. В кратком изложении согласно проведенным исследованиям в области развития теории жизненного цикла применительно к территориальным образованиям, методических основ классификации территорий, а также их группировки в стадиальном разрезе необходимо обозначить следующие положения:
- жизненный цикл территории представляет собой последовательную смену стадий территориального развития в рамках доминирующей функциональной специализации территории (приоритетных видов экономической деятельности), определяющей уровень ее конкурентоспособности и адаптивности к воздействию внешних и внутренних вызовов;
- по доминирующим закономерностям и особенностям развития территорий, идентифицированным посредством изменения их основных характеристик по 4 важнейшим сферам производства и жизнедеятельности (экономика, финансы, социальная сфера и экология), выделены 4 стадии жизненного цикла: образование (становление), развитие, зрелость и упадок;
- в качестве основного идентификационного параметра «разнесения» территорий по стадиям их жизненного цикла принят интегральный индекс стадиальной принадлежности, рассчитанный посредством, отбора и нормирования показателей методом Парето. Данные показатели характеризуют каждую из названных выше сфер в последующем сводятся в 4 сводных индекса и расчета на их основе (с учетом коэффициентов значимости принятых к рассмотрению сфер) вышеназванного интегрального индекса стадиальной принадлежности территорий.
Изложенная схема была апробирована на примере муниципальных образованиях Республики Башкортостан и подтвердила обоснованность и высокие инструментальные свойства предложенной схемы группировки территорий [16]. По аналогичной методике на примере регионов Приволжского федерального округа за 2018 год была осуществлена классификация территорий мезоуровня и осуществлен выбор региона «лучшей практики», инвестиционные показатели развития которого могут выступать ориентиром для совершенствования данной сферы территорий, находящихся на нижестоящих стадиях жизненного цикла.
Что касается оценки инвестиционно-финансовых потребностей в разрезе институциональных секторов экономики, то поскольку исходные потребности формируются в секторе домохозяйств, то именно эти потребности подлежать первоначальной формализации и включению в модель оценки. С учетом вышеизложенных условий основная идея оценки заключается в определении потребностей домохозяйств на базе повышения инвестиционной части в использовании их доходов до уровня регионов «лучшей практики». При этом выполнение условия неуменьшения текущих затрат предполагает рост общей суммы доходов, которая может быть обеспечена в том числе и за счет отдачи от инвестиционной составляющей.
В части инвестиционно-финансового обеспечения бизнеса следует отметить, что данный сектор экономики является наиболее значимым с позиции масштабов инвестиционных потребностей и их фактического обеспечения. Если принять за допущение, что норма накопления региона, находящаяся на уровне 25% от ВРП, является оптимальным параметром, обеспечивающим реализацию условий необходимости и достаточности инвестиционной составляющей ВРП, то распространение этой нормы на сферу бизнеса может быть признано вполне логичным и оправданным. Однако 25%-й уровень в настоящей работе принимается как верхняя граница диапазона ее изменения, в то время как при оценке потребностей, согласно изложенным выше принципам, использовано значение данного показателя, достигнутого в регионе «лучшей практики».
И, наконец, в части потребностей в бюджетном инвестировании, рассчитываемых на базе лучших показателей инвестиционной деятельности, в качестве исходных па-
раметра оценки может быть принят показатель доли расходов инвестиционного характера в общем объеме бюджетных расходов территории. Сложности в выделении инвестиционной составляющей заключаются в представлении бюджетов по четко регламентированной структуре, в которой расходы инвестиционного характера рассредоточены по различным расходным статьям. Тем не менее несмотря на имеющую место трудоемкость расчетов, получаемая в результате выполнения расчетных операций доля инвестиционных расходов в бюджетах территорий может быть задействована при определении инвестиционно-финансовых потребностей в бюджетной сфере.
Исходя из вышеизложенного, объемы инвестиционно-финансовых потребностей в секторальном разрезе могут быть формализовано выражением вида (1):
¿#='6 «-4) (!)
где - объем расчетных инвестиционно-финансовых потребностей по к - институциональному сектору экономики I - региона в ] - год принятого для анализа периода, млрд. руб., к = 1^3 (государство, бизнес. домохозяйства);
- объем фактических инвестиций по к - институциональному сектору экономики I - региона в ] - год принятого, для анализа периода, млрд. руб.;
ё.^, - доля инвестиционных расходов в общем объеме инвестиций по k - институциональному сектору экономики, соответственно, региона «лучшей практики» и рассматриваемого региона, в долях единицы.
Тем самым модель оценки инвестиционно-финансовых потребностей территории в целом описывается набором уравнений, специфицированных к каждому из включенных в рассмотрение институциональных секторов экономики. При свертке данная модель принимает следующий вид (2), который позволяет рассчитать объем общих инвестиционно-финансовых потребностей по территории в целом:
: hi х{1 + [«Г - dfj) - (<*£
4) + (< -
(2)
где - инвестиционно-финансовые потребности региона по принятым для анализа институциональным секторам экономики, млрд. руб.;
1ц - объем инвестиций в основной капитал г - региона в / - год принятого для анализа периода, млрд. руб.;
- доля инвестиционных расходов в общем объеме инвестиций по домохозяйствам, бизнесу и государству, соответственно, по региону «лучшей практики», в долях единицы;
., о £ Л? - доля инвестиционных расходов в общем объеме инвестиций по домохозяйствам, бизнесу и государству, соответственно, по / - региона в ] - год принятого для анализа периода, в долях единицы.
Апробация разработанной модели была осуществлена на материалах Республики Башкортостан за 2018 год, В качестве исходных данных были использованы официальные материалы Башкортостанстата и Росстата в разрезе регионов Приволжского федерального округа (ПФО), а также результаты авторских расчетов по параметрам стадиальной принадлежности рассматриваемых территорий. Определение результирующих показателей их функционирования и развития, а также показателей инвестиционной сферы позволило выделить регион «лучшей практики» среди принятого круга территориальных образований.
По результатам приложения разработанных положений к выбранному объекту исследования определено, что в качестве региона «лучшей практики в ПФО выступает Республика Татарстан. Основания:
- максимальный объем ВРП (в 2018 г. - 2469,2 млрд. руб. против 1673,7 в Республике Башкортостан) при практически равной численности населения (около 4 млн. чел);
- 1,5-кратное превышение удельного уровня ВРП (в расчете на душу населения), Значение удельных инве-
Klimova Nina Ivanovna
A MODEL FOR EVALUATING .
economic sceinces
стиций в Татарстане устойчиво держится на максимальном уровне в ПФО, в 2,3 раза превышающем соответствующий показатель по Республике Башкортостан;
- максимальный в ПФО объем инвестиций в основной капитал, составивший в 2018 г. 629,7 млрд. руб. против, 267,9 млрд. руб. по Республике Башкортостан и в удельном измерении (на душу населения) показавшим 4-х кратное превышение над минимальным значением в диапазоне изменения данного показателя по регионам ПФО;
- стадиальная принадлежность Татарстана как развивающейся территории (интегральный индекс стадиальной принадлежности находится на уровне максимального значения в ПФО и равняется 0,584 против 0,323 по Башкортостану).
Кроме того для Республики Башкортостан выбор Татарстана, с одной стороны, как региона «лучшей практики, а, с другой - как региона - аналога правомерен с позиции в значительной степени совпадающей территориальной специализации данных 2-х регионов. Тем самым разработанная модельная конструкция по оценке инвестиционно-финансовых потребностей институциональных секторов экономики Башкортостана вполне обоснованно может быть приложена к данным двум регионам. Это позволило определить потенциальные объемы потребностей Башкортостана, которые могут выступать в качестве ориентира инвестиционного развития при выходе на параметры сферы инвестирования региона «лучшей практики». При учете доли инвестиционных затрат в их общем объеме по каждому из принятых для анализа инвестиционных секторов экономики, косвенно отражающих уровень их инвестиционной активности в рамках территорий, потребности в инвестиционно-финансовом обеспечении составили (млн. руб.):
Институциональные сектора
государство 36000,7
оизнес 16555Í.4
домохозяйства
35799,0
*Сучетом не вошедших в рассмотрение институциональных секторов экономики
Следовательно, реализация Республикой Башкортостан параметров инвестиционной сферы региона «лучшей практики» предполагает увеличение инвестиционно-финансовых потребностей в размере 6,5 млрд. руб. или 2,5% от объема инвестиций в основной капитал в 2018 г. При этом при реализации данных потребностей темп роста инвестиций составит 102,5%, что при имеющем место их отрицательном приросте в данном периоде (по Башкортостану - 92,4%) является достаточно значимым ресурсом для последующего наращивания результирующих показателей развития республики в целом.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Полученные результаты в сравнении с ранее выполненными исследованиями реализуют триединый подход к оценке инвестиционно-финансовых потребностей территории, базирующийся, во-первых, на институциональном срезе экономике территории, во-вторых, учитывающий «лучшие практики» в параметрах инвестиционно-финансового обеспечения территориального развития, и, в-третьих, задействующий практически не учитываемый в практике территориального управления фактор стадиальной принадлежности территорий.
Выводы исследования. В научных разработках и в практике территориального управления расчет инвестиционно-финансовых потребностей территорий осуществляется, как правило, в разрезе видов экономической деятельности и отдельных хозяйствующих субъектов, занимающих доминантное положение в экономике территории без учета сегментарного среза экономики территории, ее стадиальной принадлежности и опыта передовых регионов в сфере инвестирования. Одной из причин существующих недоработок является отсутствие методических разработок по формализации расчетов по оценке данных потребностей. В силу данного обстоятельства предложенная модель оценки инвестиционно-финансо-
вых потребностей при ее реализации в практике территориального управления следует рассматривать как действенный инструментарий для элиминирования данного пробела в методическом обеспечении в сфере территориального инвестирования.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении заключаются в приложении разработанной модельной конструкции к расширенному кругу регионов, в том числе находящихся на нисходящих стадиях их жизненного цикла, что позволит, с одной стороны, учесть закономерности и особенности протекающих в их рамках инвестиционных процессов, а, с другой - провести коррекцию тенденций и параметров их развития с учетом опыта «лучших практик». Основным результатом данной коррекции является перевод территориальных образований на вышестоящие стадии их жизненного цикла, обеспечивающий рост результирующих параметров их развития за счет усовершенствования параметров в инвестиционно-финансовой сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Валиева Е.Н. Ретроспективный анализ государственных финансовых ресурсов территорий в России //Экономические науки. 2019. № 3. С. 83-90.
2. Далгатов Ш.А. Разработка приоритетных направлений повышения эффективности задействования государственных и муниципальных финансов //Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 28 (2). С. 91-95.
3. Кизиль Е.В. Особенности финансового обеспечения муниципальной территории // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 10. С. 37-42.
4. Добролежа Е.В. Финансовые ресурсы как элемент базиса самообеспечения региона // Вестник Финансового университета. 2011. № 6. С. 37-42.
5. Шапошникова Э.Т. Особенности регулирования государственных финансовых ресурсов территорий на разных исторических этапах развития России // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (99). С. 589-594.
6. Шапошникова Э.Т. Регулирование государственных финансовых ресурсов в субъекте российской федерации //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. № 8 (166). С. 76-84.
7. Пинская М.Р. О развитии методов горизонтального перераспределения финансовых ресурсов между территориями // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Экономика. 2012. № 2 (8). С. 62-68.
8. Болкунова Н.Н. Совершенствование экономического механизма аккумулирования финансовых ресурсов для развития сельских территорий Центрально-Черноземного региона Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2011. № 4 (31). С. 237-239.
9. Шабельникова С.И. Тенденции в финансово-бюджетной сфере регионов Дальневосточного федерального округа //Федерализм. 2018. № 2 (90). С. 203-219.
10. Тимушев Е.Н. Особенности образования налоговых доходов бюджета Республики Коми // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 21 (396). С. 25-35.
11. Чернова О.А. Региональная финансовая политика в отражении процессов модернизации региональной экономики // Региональная экономика. Юг России. 2013. № 2 (2). С. 195-202.
12. Акишева А.В. Оценка финансовых потребностей реального сектора региона в банковских услугах // Регионология. 2011. № 1. С. 67-73.
13. Стукалов А.В. Обеспечение финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы организации коммунального комплекса //Юрист. 2015. № 8. С. 25-30.
14. Гуртов В.А., Питухин Е.А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21. №4. С. 130-155.
15. Климова Н.И. Валовой муниципальный продукт: зарубежный и российский опыт оценки и применения // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. № 4. С. 65-68.
16. Климова Н.И., Алтуфьева Т.Ю. Жизненный цикл территорий: теоретико-методологический подход к стадиальной идентификации и его приложение // Фундаментальные исследования. 2017. № 9. С. 189-194.
Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01211-20-01 на 2020 г.
Статья поступила в редакцию 15.05.2020
Статья принята к публикации 27.08.2020