УДК 658.562 DOI: 10.12737/17094
В.И. Круглов, О.А. Горленко, В.В. Мирошников, Т.П. Можаева МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрена модель оценки качества высшего образования на примере оценки качества подготовки обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Изложена методика самооценки образовательных программ. Отмечена необходимость создания в образовательных учре-
ждениях внутренних систем контроля качества образования.
Ключевые слова: качество образования, критерии оценки, бакалавриат, специалитет, магистратура, система контроля качества образования.
V.I. Kruglov, O.A. Gorlenko, V.V. Miroshnikov, T.P. Mozhayeva
MODEL FOR HIGHER EDUCATION QUALITY ASSESSMENT
Quality ensuring in training students and educational institutions graduates is one of the state directions in the sphere of education. In view of this the significance consists in the development, introduction and improvement of the assessment model for the quality of training students on the baccalaureate's , specialist's and master's curricula. This paper reports the model considered for the correspondence assessment of curricula to the requirements of the Federal State All-Russian Standard for Higher Vocational Education (FSARS HVE) on basis of four indices and thirty-two criteria according to the recommendations of the Russian Accreditation Agency of the Russian federation. For each of the criteria there are shown documents and materials confirming its fulfillment. Failure to execute at least one of the criteria means lack of correspondence of the curriculum to the requirements of the FSARS HVE. A not less significant procedure of curricula quality assessment - a confirmation, by means of the presentation of documents and materials on the successful application of knowledge, abilities and skills
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия, в частности, федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Качество образования, как известно, раскрывается в таких понятиях, как качество: абитуриентов и студентов; научно-педагогических кадров; преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности); материально-технической базы, информационно-образовательной сре-
obtained in the course of mastering a compulsory curriculum by students and graduates under real or simulated working conditions.
One of the conditions for the increase of curricula effectiveness - the availability in an educational institution (EI) of the in-college system for education quality assessment which would allow planned carrying out organizational measures on a fundamental analysis and objective self-appraisal of educational activities of all departments of the EI and obtaining complete information on the curricula realization, and also correcting a training procedure with the aim of quality increase in college graduate students training. The main purpose of such in-college system consists in the definition of areas for education quality increase in all kinds of activities of the university and its departments.
Key words: education quality, assessment criteria, baccalaureate, specialist's level, master's degree, system of education quality management.
ды; научных исследований; управления образованием и образовательных программ [1 - 3].
Для оценки качества образовательных программ, несомненно, важным является наличие системы критериев, с помощью которой можно было бы определить уровень достигнутых в этой области результатов в образовательном учреждении. В этой связи перспективными являются рекомендации Росаккредагентства Российской Федерации по оценке качества подготовки обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Такие рекомендации, в частности, предусматривают оценку соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС ВПО с использованием 4 показателей и 32 критериев (табл. 1).
Следует заметить, что невыполнение хотя бы одного критерия означает несоответ-
ствие образовательной программы требованиям ФГОС ВПО.
Таблица 1
Показатели и критерии оценки качества высшего образования по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры_
Показатели соответствия содержания и качества
Критерии оценки качества образования
Подтверждающие документы и материалы
1. Характеристи ка направления подготовки (специальности)
1. Выполнение требований к нормативному сроку освоения основной образовательной программы (ООП) и общей трудоёмкости освоения ООП (в зачётных единицах)_
Учебный план, календарный учебный график, расписание занятий, рабочие программы
2. Характеристи ка профессиональной деятельности обучающихся, завершающих обучение
2. Соответствие области (объектов и видов) профессиональной деятельности выпускников требованиям ФГОС
Учебный план, календарный учебный график, расписание занятий, рабочие программы дисциплин и практик, отчёты по практикам, курсовые работы, выпускные квалификационные работы (ВКР)
3. Выполнение требований к структуре ООП
Учебный план, календарный учебный график, программы дисциплин (модулей), практик, итоговых аттестаций
4. 100 %-е наличие обязательных дисциплин базовой части циклов ООП в учебном плане, расписании занятий
Учебный план, расписание занятий, экзаменационные ведомости
5. Выполнение требований к обновлению ООП с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы
Учебный план, учебно-методическая документация, рабочие программы дисциплин (модулей), оценочные средства, программы практик, итоговых аттестаций, локальный акт, подтверждающий ежегодное обновление ООП
3. Требования к структуре ООП
6. Выполнение требований по формированию социокультурной среды, созданию условий, необходимых для всестороннего развития личности
Программы, планы, локальные акты, регламентирующие формирование социокультурной среды; расписание занятий, материально-техническое обеспечение для внеаудиторной работы с обучающимися. Методическое сопровождение внеаудиторной работы обучающихся и обоснование времени, затрачиваемого на её выполнение
7. Выполнение требования по удельному весу занятий, проводимых в активных и интерактивных формах_
Учебный план, рабочие программы дисциплин, учебно-методические материалы
8. Выполнение требований к формулировке в учебной программе каждой дисциплины (модуля) конечных результатов обучения в ограниченной увязке с усваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП
Учебный план, учебно-методическая документация (рабочие программы дисциплин (междисциплинарных курсов, модулей), оценочные средства, программы практик, итоговых аттестаций)
Продолжение табл. 1
Показатели соответствия содержания и качества Критерии оценки качества образования Подтверждающие документы и материалы
9. Выполнение требований к проценту занятий лекционного типа по отношению к объёму аудиторных занятий Учебный план, рабочие программы дисциплин, учебно-методические материалы
10. Выполнение требований к общей трудоёмкости каждой дисциплины ООП Учебный план, рабочие программы дисциплин
11. Выполнение требований к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части ООП Учебный план, рабочие программы дисциплин, расписание занятий, учебные карточки студентов, экзаменационные/зачётные ведомости, порядок формирования дисциплин по выбору
12. Выполнение требований к максимальному объёму учебной нагрузки и учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины Учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, расписание занятий
13. Выполнение требований к объёму факультативных дисциплин за весь период обучения Учебный план, рабочие программы факультативных дисциплин, расписание занятий, зачётно-экзаменационные ведомости
14. Выполнение требований к объёму аудиторных учебных занятий в неделю Учебный план, рабочие программы дисциплин, расписание занятий, учебные карточки студентов, экзаменационные/зачётные ведомости, порядок формирования дисциплин по выбору
15. Выполнение требований к общему объёму каникулярного времени в учебном году, в том числе к наличию каникул в зимний период Учебный план, календарный учебный график
16. Выполнение требований к объёму часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе к объёму практической подготовки, реализуемой при очной форме обучения Учебный план, календарный учебный график, рабочая программа дисциплины «Физическая культура», расписание занятий
17. Выполнение требований к наличию лабораторных практикумов, практических занятий, курсовых проектов, курсовых работ (графоаналитических работ, рефератов) Учебный план, рабочие программы дисциплин, расписание занятий, материально-техническое оснащение лабораторий, программные продукты для проведения лабораторных практикумов и/или практических занятий
Продолжение табл. 1
Показатели соответствия содержания и качества Критерии оценки качества образования Подтверждающие документы и материалы
18. Выполнение требований по обеспечению документами всех видов практик, требований по проведению практики в организациях и учреждениях по профилю подготовки Календарный учебный график, учебный план, программы практик, приказы о направлении на практику, отчёты по практикам, договоры с внешними организациями о местах проведения практик по срокам, охватывающим весь период реализации программы
19. Участие преподавателей в научной, научно-методической деятельности и/или практической профессиональной деятельности, в том числе в научных семинарах, конференциях и т.д. Личные дела преподавателей, штатное расписание, расписание занятий, план и отчёт о работе кафедры, индивидуальные планы и отчёты преподавателей, монографии, протоколы заседаний кафедр по предзащите диссертаций, авторефераты диссертаций, диссертации, патенты, авторские свидетельства, учебные и учебно-методические пособия, сборники и другие публикации
20. Соответствие доли преподавателей профессионального цикла, имеющих базовое образование, профилю преподаваемых дисциплин по основной образовательной программе Личные дела преподавателей, штатное расписание, расписание занятий, индивидуальные планы и отчёты преподавателей
21. Соответствие требованиям ФГОС ВО доли преподавателей, имеющих учёную степень и/или учёное звание, обеспечивающих образовательный процесс по ООП Личные дела преподавателей, штатное расписание, расписание занятий, индивидуальные планы и отчёты преподавателей
22. Соответствие требованиям доли преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных предприятий и учреждений, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла Личные дела преподавателей, штатное расписание, расписание занятий, индивидуальные планы и отчёты преподавателей
23. Выполнение требований по обеспечению всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией Учебно-методическая документация (УМД) по всем дисциплинам, видам занятий, курсовым работам и ВКР
24. Наличие возможности доступа всех обучающихся к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями Рабочие программы дисциплин, данные о библиотечном фонде, договоры о предоставлении доступа к электронно-библиотечной системе, соответствие количества ключей (пользователей) контингенту, обучающемуся по ООП
Продолжение табл. 1
Показатели соответствия содержания и качества Критерии оценки качества образования Подтверждающие документы и материалы
25. Выполнение требований по укомплектованности библиотечного фонда официальными, справочно-библиографическими и специализированными периодическими изданиями Рабочие программы дисциплин, данные о библиотечном фонде, каталог библиотеки, договоры о предоставлении доступа к электронно-библиотечной системе
26. Выполнение требований к наличию лицензионного программного обеспечения Лицензии на программное обеспечение, рабочие программы дисциплин (модулей)
27. Выполнение требований к материально-технической базе, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам Учебный план; лицензия; правоустанавливающие документы на помещения, в которых осуществляется образовательная деятельность; договоры аренды помещений; заключение государственного пожарного надзора на используемые помещения
28. Обеспечение гарантии качества подготовки Стратегия по обеспечению качества подготовки выпускников; рецензии образовательных программ; подтверждение компетентности преподавательского состава, отчёт о самообследовании, информационная открытость - наполняемость официального сайта образовательной организации в сети Интернет
29. Выполнение требований по предоставлению обучающимся возможности оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей Программы, планы, локальные акты, регламентирующие внеаудиторную деятельность; результаты ежегодного анкетирования обучающихся
4. Требования к результатам освоения ООП 30. Выполнение требований к реализации компетентностного подхода к результатам освоения программы Учебный план, учебно-методическая документация (рабочие программы дисциплин (междисциплинарных курсов, модулей), оценочные средства, программы практик, итоговых аттестаций), документы, подтверждающие взаимодействие с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций
Окончание табл. 1
Показатели соответствия содержания и качества Критерии оценки качества образования Подтверждающие документы и материалы
31. Результаты освоения обучающимися ООП ФОС промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости (типовые задания, контрольные работы, тесты и иные формы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретённых компетенций), учебный план; график учебного процесса; программы дисциплин; зачётные и экзаменационные ведомости; методическое обеспечение учебного процесса, в том числе локальные акты, положения о текущем и промежуточном контроле, положение об итоговой аттестации
32. Выполнение требований соответствия выпускной квалификационной работы профилю подготовки Календарный учебный график, учебный план, программы итоговой государственной аттестации, фонды оценочных средств, протоколы ГАК, отчёты председателей, экзаменационные ведомости, выпускные квалификационные работы, требования к содержанию, объёму и структуре ВКР, приказы об утверждении тем ВКР
Одно из условий повышения результативности и эффективности образовательных программ - наличие в образовательном учреждении (ОУ) внутривузов-ской системы оценки качества образования, которая позволит планомерно осуществлять организационные мероприятия по всестороннему анализу и объективной самооценке образовательной деятельности всех структурных подразделений ОУ, получать полную информацию о реализации образовательных программ, корректировать образовательный процесс с целью повышения качества подготовки выпускников вуза. Главной целью такой внутриву-зовской системы является выявление областей улучшения качества образования во всех видах деятельности университета и его подразделений.
Процедура оценки качества образования, по сути дела, является его верификацией, подтверждающей посредством представления документов и материалов, что установленные ФГОС требования выполнены. Не менее важная процедура оценки качества образовательных про-
грамм - его валидация, подтверждающая посредством представленных документов и материалов, что знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения образовательной программы, могут быть успешно применены обучающимися и выпускниками в реальных или смоделированных условиях деятельности. В этой связи, несомненно, важным является определение сформированности компетенций у обучающихся и выпускников с помощью оценочных средств, моделирующих реальные условия их будущей производственной деятельности.
Основные задачи внутривузовской системы оценки качества образования:
- анализ качества исполнения руководящих документов в области образования, решений, указаний и распоряжений учёного совета и ректора университета;
- анализ и экспертиза образовательных программ, в том числе определение соответствия содержания образовательных программ требованиям ФГОС, ГОС и ФГТ;
- изучение организации, планирования и осуществления образовательного процесса, качества проведения всех видов занятий, обеспеченности всех занятий учебно-методическими разработками, учебной и учебно-методической литературой;
- анализ применяемых технологий обучения, современных форм и методов учебно-методической работы педагогических работников в учебных подразделениях университета, в том числе и в целях обобщения и распространения передового опыта;
- оценка кадрового обеспечения образовательного процесса, научно-исследовательской и научно-методической деятельности педагогических работников;
- анализ состояния и использования в образовательном процессе материально-технической базы, работы по её развитию и совершенствованию;
- оценка качества подготовки обучающихся на основе текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации;
- предоставление обучающимся возможности оценивания содержания, ор-
Уровни развития внутривузовской
ганизации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик, а также работы отдельных научно-педагогических (педагогических) работников;
- определение соответствия сроков освоения образовательной программы, фондов оценочных средств, учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения образовательных программ требованиям ФГОС, ГОС и ФГТ;
- качество итоговой аттестации выпускников, их востребованность;
- удовлетворённость качеством образовательного процесса со стороны обучающихся, выпускников и работодателей.
Функционирование внутривузовской системы оценки качества образования осуществляется в форме различных контрольных мероприятий (проверок), которые определяются решениями ректора университета, учёного совета ОУ, проректорами, деканами и другими должностными лицами.
Уровни развития такой системы могут быть определены с помощью критериев, проведённых в табл. 2 [4].
Таблица 2
системы контроля качества образования
Уровень развития Характеристика уровня Пояснения
0 Нет формализованного подхода Систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые
1 Подход, основанный на реакции на проблемы Систематический подход, основанный на возникшей проблеме или коррекции; наличие минимальных данных о результатах улучшения
2 Устоявшийся формализованный системный подход Систематический процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии; наличие данных о соответствии целям и существовании тенденций улучшения
3 Акцент на постоянное улучшение Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения
4 Лучшие показатели в классе деятельности Значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями
В заключение следует отметить, что применение рассматриваемой в настоящей статье модели оценки качества высшего образования (например, для самооценки
образовательной деятельности), несомненно, позволит улучшить качество подготовки обучающихся и выпускников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азарьева, В.В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования / В.В. Азарьева, О.А. Горленко, В.И. Круглов [и др.]. - СПб.: Изд-во СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. -44 с.
2. Горленко, О.А. Проектирование и оценивание качества дисциплинарного курса, предназначенного для подготовки бакалавров / О.А. Гор
1. Azarieva, V.V., Abridged Terminology Dictionary in Quality Management of Higher and Secondary Vocational Training / V.V. Azarieva, O.A. Gorlen-ko, V.I. Kruglov [et alii] - S-P.: Publishing House: S-P SPTU "LETI", 2006.- pp. 44.
2. Gorlenko, O.A., Designing and assessment of quality in subject course aimed for bachelors training / O.A. Gorlenko, T.P. Mozhayeva // Bulletin of Bry-
Сведения об авторах:
Круглов Виктор Иванович, д.т.н., профессор, научный руководитель ФГБОУ «Центр развития образования и международной деятельности «Интеробразование», тел.: (499) 246-31-10, e-mail: [email protected].
Горленко Олег Александрович, д.т.н., профессор, начальник Управления качеством образования в вузе Брянского государственного технического университета, тел.:(4832) 56-62-11,e-mail: [email protected].
Kruglov Viktor Ivanovich, d.eng., scientific adviser of FSBEI «Center for development of education and international activities «Inter-education», phone: (499) 246-31-10, e-mail: krugviktor@narod. ru. Gorlenko Oleg Alexandrovich, d.eng., prof. head of the dep. for education quality in Bryansk state technical university, phone: (4832) 56-62-11, e-mail: [email protected].
ленко, Т.П. Можаева // Вестник Брянского государственного технического университета. -2011. -№3,-С. 140- 146.
3. Попков, В.И. Гарантия качества выпускников технических вузов / В.И. Попков, О.А. Горленко // Качество и жизнь. - 2011. - С. 222 - 225.
4. ГОСТ Р 52614.2 - 2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 в сфере образования.
ansk State Technical University. - 2011. No. 3. -pp. 140-146.
3. Popkov, V.I., Quality assurance for technical college graduates / V.I. Popkov, O.A. Gorlenko // Quality & Life. - 2011. pp. 222-225.
4. SSR 52614.2 - 2006. Systems of Management and Quality. Guidelines for Application SSR ISO 9001 - 2001 in Education Sphere.
Материал поступил в редколлегию
9.09.2015.
Рецензент: д.т.н., профессор Брянского государственного технического университета
А.Е.Памфилов
Мирошников Вячеслав Васильевич, д.т.н., профессор кафедры «Управление качеством, стандартизация и метрология» Брянского государственного технического университета, тел: (4832) 58-82-35, email: [email protected]. Можаева Татьяна Петровна, к.т.н, доцент, начальник отдела нормативной документации Брянского государственного технического университета, тел.: (4832) 56-62-11, e-mail: [email protected].
Miroshnikov Vyacheslav Vasilievich, d.eng., prof. of the dep. «Management in Quality, Standardization and metrology», Bryansk state technical university, phone: (4832) 58-82-35, e-mail: [email protected]. Mozhayeva Tatyana Petrovna, can.eng., head of the dep. for regulatory documentation Bryansk state technical university, phone: (4832) 56-62-11, e-mail: [email protected].