УДК 338.45 : 634
Оинявский николай григорьевич
доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Дадалко Александр Васильевич
кандидат экономических наук Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Нуждин Эдуард Герасимович
кандидат экономических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
МОДЕЛЬ «ОТРАСЛЬ-ТЕРРИТОРИИ» ДЛЯ ЛПК
В статье описаны соотношения модели взаимодействия лесной отрасли и территорий, участвующих в развитии отрасли. Модель представлена в виде когнитивной карты. Использование такой модели послужит разрешению противоречий между целевыми задачами отраслей и территорий, мешающих инновационному развитию отрасли. Ключевые слова: модель, когнитивный, лесной, комплекс, регионы.
Лесопромышленный комплекс (ЛПК) России справедливо относится к депрессивным отраслям промышленности [2]. Усилия по привлечению инвесторов, как правило, не доходят до практического внедрения. Причем проблемы инвестирования увеличиваются с увеличением размеров требуемых инвестиций, когда в инвестиционных проектах может участвовать несколько регионов. Важной причиной существования таких проблем является недостаток методической базы для поддержки взаимодействия отраслей и территорий. В статье предлагается модель взаимодействия лесной отрасли с территориями, на которых расположены предприятия отрасли. Моделирование таких сложных социально-экономических систем, как отрасль или хозяйственный комплекс региона, опирается на идеи и теории синергетики, нелинейной экономической динамики, когнитивного моделирования. Предложенная модель представлена в виде когнитивной карты, объединяющей когнитивные карты отрасли и территорий. Результатом разработанной модели системы «отрасль-территории» является предложение перехода к управлению инвестиционным развитием отрасли с использованием результатов исследования взаимодействия отрасли и территорий. Исследование отраслей промышленности предполагает учет определенных особенностей:
- необходимости подробного исследования региональных проблем при анализе отраслевых стратегий;
- необходимости проведения активной государственной политики по управлению структурой отраслей в сочетании с созданием благоприятного инвестиционного климата;
- необходимости тщательного анализа последствий реализации каждой отраслевой стратегии.
Эти требования влекут за собой особенности разработки моделей.
1. В систему методик и моделей целесообразно включать модели регионов, участвующих в реализации отраслевых стратегий.
2. Методики должны учитывать целенаправленный характер мер централизованного регулирования отраслевых процессов и случайный характер инвестиционных предложений.
3. Использование моделей, носящих общий характер (таких, например, как межотраслевые модели «затраты - выпуск») представляется затруднительным.
Методы и модели для исследования сложных социально-экономических систем делятся на нормативные и дескриптивные. Первые предназначены для оптимизации стратегий развития систем, вторые используются для получения подробных прогнозных оценок состояния системы.
В настоящее время, как правило, в дескриптивных моделях используются результаты дескриптивного моделирования.
Общая точка зрения экономистов состоит в том, что существует возможность агрегирования различных показателей, характеризующих такие объекты управления, как регион или отрасль.
Отсюда следует, что при описании процедуры выбора рациональных отраслевых стратегий, мы можем принять следующие основные положения:
- отраслевая стратегия реализуется через регионы;
- существует свертка отраслевых и региональных критериев, которая является критерием выбора стратегии;
- существует процедура принятия решений о приемлемости инвестиций.
Первая часть задачи состоит в выборе из заданного множества возможных стратегий государственного регулирования отрасли рациональной стратегии как с точки зрения развития отрасли, являющихся объектом регулирования, так и с точки зрения развития соответствующих территорий. Вторая часть задачи связана с тем, что реальные инвестиционные предложения могут существенно отличаться от их априорной оценки. Требуется оценить соответствие фактического инвестиционного процесса целям инвестиционной политики и вне-
© Синявский Н.Г., Дадалко А.В., Нуждин Э.Г., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014
105
сти необходимые коррективы в выбор стратегии. Процедура решения задачи выбора рациональных стратегий регулирования отраслей приведена в [2].
При разработке модели необходимо учитывать, что главным критерием экономического состояния региона является валовый продукт. В то же время одного этого критерия недостаточно для полной оценки региона. Региональное моделирование строится на анализе промышленных комплексов. Первое и наиболее очевидное членение экономики региона - это отраслевая структура [4]. Это обусловлено базисной ролью экономики для региона и возможностью использования информации, отражающей состояние отраслей. Только в 23 регионах России промышленность не играет ключевой роли в жизни региона. Но и в этих случаях целесообразно диагностировать причины ее низкой роли в жизни территории. Подробные данные, характеризующие текущее состояние и перспективы развития промышленности, доступны не только на уровне регионов, но и отдельных их районов и городов, основных отраслей и крупных предприятий. Иногда отсутствие каких-либо подробных сведений по другим секторам экономики вынуждает опираться только на промышленную статистику для сопоставления развития разных территорий. При всей погрешности результатов такое сравнение позволяет оценить уровень развития регионального хозяйства и хотя бы в общих чертах охарактеризовать связь экономики и социальной сферы.
Экономика региона состоит из следующих секторов:
- отрасли, производящие товары (промышленность, сельское хозяйство и строительство); доступна информация о ВРП по 33 отраслям;
- рыночные услуги (транспорт, связь, торговля и общественное питание, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, управление); публикуются также данные по 10 отраслям;
- нерыночные услуги; по всем регионам приводятся консолидированные данные по производству в 8 отраслях нерыночных услуг.
В каждом регионе необходимо выделить ключевые отрасли. Чаще всего, такими отраслями являются машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, топливная промышленность. В некоторых регионах главную роль играют черная и цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Но эти отрасли, тем не менее, являются достаточно важными в большом количестве регионов. Некоторые отрасли (например, химическая и нефтехимическая) не являются ведущими ни в одном регионе, но являются важными для страны в целом.
Централизированная специализированная поддержка регионов оказывается по следующим направлениям:
- программы развития территорий;
- инвестиции из федерального бюджета;
- передача собственности;
- комплексная поддержка социально-экономического развития;
-использование федеральных возможностей для решения проблемы безработицы;
- предоставление государственных гарантий для кредитования;
- поддержка северных территорий;
- установление особых организационно-правовых режимов;
- использование внебюджетных фондов в интересах территорий.
Помощь регионам может оказываться и по отраслевым каналам. Например, это имеет место при поддержке предприятий угольной промышленности, горно-металлургического комплекса, агропромышленного производства.
Итак, основным направлением поддержки регионов должно быть вовлечение их в решение отраслевых программ и развитие инфраструктуры регионов, поскольку такие направления инвестирования способствуют развитию как регионов, так и отраслей промышленности. Кроме того, прогноз эффективности таких программ более обоснован, чем других направлений инвестиций, и реальные результаты реализации таких направлений проявляются гораздо быстрее.
В развитых странах воздействие на территории формируется в виде региональных программ. Региональное программирование, будучи системой централизованных и децентрализованных среднесрочных и долгосрочных программ развития, характеризуется активным воздействием на процессы формирования территориальной структуры хозяйства и представляет собой специфическую форму системного воздействия государства на экономику страны через пространственные формы ее организации [3]. Целями территориальных программ является, главным образом, решение задач развития промышленности [5]:
- создание промышленных, агропромышленных, транспортных и других комплексов;
- формирование производственной или социальной инфраструктуры;
- экономическое стимулирование отдельных районов и отраслей хозяйства для создания возможностей размещения производства;
- оптимизация концентрации производства и населения.
Рассмотрим формализацию задачи выбора рациональной региональной стратегии.
Для построения модели системы «отрасль-территории» используем региональную модель, разработанную
106
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014
О.В. Голосовым и О.В. Лаптевым [1], адаптированную для исследования системы «отрасль-территории». Возможность адаптации обусловлена тем, что она является мезоэкономической, оптимизационной, прикладной, имитационной, интерактивной.
Целевая функция для отрасли (совокупности отраслей) имеет следующий вид:
F(X; D; N,,N2, N3; I;MR; TR; S), где X- вектор объемов производства в отрасли; Б -уровень заработной платы в отрасли; N1 - налоги, связанные с реализацией продукции ЛПК (на прибыль, НДС, акцизы); N2 - налоги на доходы физических лиц; N3 - налог на имущество; I - инвестиции; М^ - материальные ресурсы; TR - трудовые ресурсы; - структура отрасли.
Объемы производства определяются структурой отрасли и наличием ресурсов и инвестиций, т.е.:
X = f(S,TR,PR,I).
Если определены рациональные объемы производства, то можно найти уровень заработной платы:
Б = ср(Х).
Вектор налогов, связанных с реализацией продукции, может быть определен как функция объема производства, доходов физических лиц и отчислений от налогов:
N = р, (х,в,м2).
Налоги на доходы физических лиц являются функцией суммы доходов:
N 2 = <р^).
Предприятия отрасли платят налог на имущество, транспортные и земельный налоги. Т.е. совокупность этих налогов определяется функцией:
N 3 = Рз(Х).
Предприятия отрасли также платят за использование природных ресурсов. Сумма этих платежей зависит от объема производства, т.е.:
С = у(Х).
Поскольку стратегии ЛПК реализуются через региональные программы, то в отраслевую модель включим региональные модели. Отраслевые инвестиции I распределяются по территориям. Отраслевые инвестиции, распределенные в к-й регион обозначим через I*.
Совокупность параметров модели к-го региона обозначим через Rk,
Кк = (Хк ,Тк, Бк Nк ,Ск, 1к ,и к ,и к ,и к ).
Объем производства Хк является фунцией от 1к: Хк = /к (1к) - инвестиционных потоков на валовой региональный продукт; Як является функцией от Хк: Кк = х к(Хк).
При этом должны выполняться ограничения:
Ек - к . к. а ^ 1 ^ ^ 1 ;
X—\ к.. к. к
: £ в 11X 1 < В 1;
мальных объемов производства; ак. - коэффициенты текущих затрат -го продукта в производстве 1-го продукта; Ак . - наличные природные ресурсы вида 1 в регионе; вк. - коэффициенты трудовых затрат; Вк . - наличные трудовые ресурсы вида 1 профессиональной группы; № - налоги и платежи; Ск - платежи за использование материальных ресурсов; 1к - инвестиции; ик1 - объем вводимого жилья (площадь жилых домов); ик2 - финансирование здравоохранения; ик3 - финансирование образования.
Определение оптимальных объемов производства продукции позволяет также рассчитать доходы населения и далее объемы товарооборота и налоги на доходы физических лиц:
Бк = рк (Xк ) - доходы населения;
Т к
к(Бк) - товарооборот;
N2 = рф (Бк) - налог на доходы физических лиц, где Бк - объем денежных доходов населения в регионе; Тк - объем товарооборота; Х0к - вектор оптимального выпуска продукции в регионе.
Предполагаем, что налоги, связанные с реализацией продукции, налог на имущество, платежи за использование природных ресурсов являются функцией объема производства:
Nk = р, (Xк ) - налоги, связанные с реализацией продукции;
Nk = р3 (Xк ) - совокупность налогов, связанных с внеоборотными средствами (налог на имущество, транспортный и земельный налоги);
Ск = ук (Xк ) - платежи за использование природных ресурсов.
на трудовые ресурсы:
~ к. к . - на объемы производства в регионах: X 1 > У 1,
где Хк1 - объем производства 1-го продукта в регионе; У*. - задаваемые экзогенно показатели мини-
Рис. 1. Базисная когнитивная модель «отрасль-територии».
Источник: составлен авторами с использованием [1]
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014
т
107
Кроме того, при проведении вариантных расчетов учитывается воздействие:
N¡1 = срк4 (ик) - вводимого жилья на налоги с имущества населения;
и к = п к(Х к ) - валового регионального продукта на объемы вводимого жилья;
ик =юк (Xк ) - валового регионального продукта на финансирование здравоохранения;
и3к = ек (Хк ) - валовой региональный продукт на финансирование образования.
Базисная когнитивная модель системы «отрасль-территории» представлена на рисунке 1.
Таким образом, в статье описаны основные соотношения базисной модели системы «отрасль-территории», представлена когнитивная карта этой модели. Использование такой модели послужит разрешению противоречий между целевыми задачами отраслей и территорий, мешающих инновационному развитию отрасли.
Библиографический список
1. Голосов О.В., Лаптев О.В. Регион: модельное отображение. - М.: Экономика, 2007. - 194 с.
2. Дадалко А.В. Стратегии управления экономическими процессами в депрессивных отраслях промышленности России. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 211с.
3. Журавлева Н.А. Очерки государственного регионального программирования экономики в развитых капиталистических странах // под ред. А.И. Попова и В.С. Торкановского. - Л., 1988. - 292 с.
4. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 307с.
5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теории и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: Книжный дом «ЛИБЕРКОМ», 2009. - 360с.
УДК 351.711
Дубков Сергей Витальевич
Финансовый университет при правительстве Российской Федерации
ОБ ИНТЕГРАЦИИ РЫНОЧНОЙ И СЕТЕВОЙ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В ИЕРАРХИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье предлагается использовать интеграционный подход для разработки стратегии развития территориальных (региональных) производителей высококачественной продукции ЛПК, который бы обеспечил охват всех уровней управления (государственного, территориального, отраслевого и корпоративного) путем формирования целевой структуры ГТОП-системы и взаимосвязи целевых совокупностей различных уровней управления.
Ключевые слова: государство, территория, отрасль, предприятие, лесопромышленный комплекс, иерархия, сеть, целевое ядро.
В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация ведут активный поиск путей реализации потенциальных возможностей своей промышленности. Приоритетным путем является инновационный путь развития, позволяющий существенно повысить экономическую эффективность технологий производства высококачественной продукции, лесопромышленного комплекса. Однако переход на инновационный путь развития идет медленно. Это связано с тем, что, с одной стороны, чиновники не заинтересованы работать в новых условиях, так как инновации требуют существенной перестройки системы управления, изменения механизмов принятия решений, так как старые навыки в высоко конкурентной среде уже не работают. С другой стороны, отсутствуют научно обоснованные методики управления инновационным развитием, а также соответствующие специалисты-управленцы. Таким образом, возникает противоречие между потребностью в развитии системы инновационного управления, обеспечивающей долгосрочную конкурентоспособность, и существующей практикой принятия управленческих решений. Данное противоречие может быть снято только за счет раз-
вития методологии инновационного управления, связанного с моделированием экономики предприятий отраслей и территорий, в рамках которой разрабатываются интегрированные модели формализованного представления предметной области предприятий, отраслей и регионов, а также инструментов проектирования их информационно-аналитических систем.
Нами предлагается использовать для разработки стратегии развития территориальных (региональных) производителей высококачественной продукции ЛПК интеграционный подход, который бы обеспечил охват всех уровней управления: государственного, территориального, отраслевого и корпоративного. Основной задачей единой интеграционной системы является проектирование информационного обеспечения для принятия управленческих решений, обеспечивающей интегрирование информационного пространства распределенных и локальных цифровых (электронных) ресурсов иерархии «государство - территория - отрасль - предприятие» (ГТОП-системы) и комплекс программно-технических средств, позволяющих использовать эти ресурсы и осуществлять полнофункциональное управление ими.
108
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Ль № 5, 2014
© Дубков С.В., 2014