Научная статья на тему 'Модель организации системы субъекта управления человеческими ресурсами'

Модель организации системы субъекта управления человеческими ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM / SUBJECT OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / ORGANIZATION OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT SUBJECT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катунина Ирина Владимировна

Противоречивость личных и профессиональных целей и интересов, ограниченная рациональность и институциональная обусловленность сотрудников, осуществляющих деятельность по управлению человеческими ресурсами, обусловили необходимость рассмотрения субъекта управления человеческими ресурсами как системы. В статье представлена модель организации системы субъекта управления человеческими ресурсами как самоуправляемой, самоорганизующейся и саморазвивающейся системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Катунина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human resources management: subject system

The article provides the subject pattern in managing human resources as a self-regulated, self-organized and self -developed system. That seems to be necessary as employees running work force have conflicting personal and professional interests and are institutionally and logically restricted.

Текст научной работы на тему «Модель организации системы субъекта управления человеческими ресурсами»

УДК 65.01

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

HUMAN RESOURCES MANAGEMENT: SUBJECT SYSTEM

И.В. Катунина

I.V. Katunina

Омский государственный университет путей сообщения

Противоречивость личных и профессиональных целей и интересов, ограниченная рациональность и институциональная обусловленность сотрудников, осуществляющих деятельность по управлению человеческими ресурсами, обусловили необходимость рассмотрения субъекта управления человеческими ресурсами как системы. В статье представлена модель организации системы субъекта управления человеческими ресурсами как самоуправляемой, самоорганизующейся и саморазвивающейся системы.

The article provides the subject pattern in managing human resources as a self-regulated, self-organized and self -developed system. That seems to be necessary as employees running work force have conflicting personal and professional interests and are institutionally and logically restricted.

Ключевые слова: система управления человеческими ресурсами, субъект управления человеческими ресурсами, организация системы субъекта управления человеческими ресурсами.

Key words: human resource management system, subject of human resource management, organization of human resource management subject system.

Проблема субъекта управления человеческими ресурсами (УЧР) представляется и комплексной, и системной. С одной стороны, субъект УЧР выступает «хозяином (владельцем)» процесса УЧР (в терминологии процессного подхода), и в этом смысле к субъектам УЧР относятся не только топ-менеджмент, линейные руководители, специализированные функциональные подразделения, но и процессные (рабочие) команды, а также конкретные лица или группы лиц в компании, которые по долгу службы могут осуществлять и осуществляют управление людьми. С другой стороны, отношения между отдельными участниками процесса УЧР, обусловленные их ожиданиями, интересами, ценностями, целями, мотивами и т. д., образуют сложную нелинейную сеть взаимодействий, в рамках которой реализуются не только функции управления людьми, но осуществляются действия, направленные на достижение целей, отличных от профессиональных. Еще одним обстоятельством, заслуживающим внимания, выступает необходимость формирования «управленческой надстройки» в системе УЧР, что предполагает проектирование конфигурации системы УЧР, определение направлений ее развития, реализацию управленческого цикла в его кибернетическом понимании - планирования, организации, коор-

© Катунина И.В., 2010

динации, контроля, выделение управляющей и управляемой системы и рассмотрение структуры субъекта и объекта УЧР, эффективного лидерства. В этом смысле субъект УЧР, осуществляющий воздействие на сотрудников организации в соответствии с задачами ее функционирования и развития, сам выступает в роли объекта управления. Таким образом, мы вынуждены рассматривать систему УЧР второго порядка или УЧР для УЧР.

Отмеченные обстоятельства позволяют говорить о «системе субъекта УЧР», тем самым подчеркивая принципиальную неоднородность, гетерогенность участников процесса УЧР, потенциальную противоречивость их интересов, сложную организацию взаимодействий, обусловленную социальной природой участников процесса УЧР. В настоящей статье представлена авторская модель организации системы субъекта УЧР (внутренних субъектов УЧР), артикулирующая ее генерический характер, выражающийся в том, что система УЧР выступает одновременно и как обеспечивающая целе-достижение, и как целеполагающая. Представленная модель ориентирована на формирование системы субъекта УЧР как самоорганизуе-мой, самоуправляемой и саморазвивающейся системы организации.

Отметим принципы, положенные в основу авторской модели.

Принцип интенциональности субъекта УЧР отражает намеренность деятельности субъектов УЧР, которая может принимать форму целесообразности, целенаправленности или целеустремленности в зависимости от ролевой позиции и типа самоопределения в совместной деятельности. Объектом моделирования организации системы субъекта УЧР выступают целенаправленные воздействия субъектов-участников УЧР. Следовательно, случайные результаты в сфере УЧР (например, изменение ролевой структуры или культуры организации, явившиеся следствием принимаемых в организации маркетинговых решений) модель не описывает.

Принцип субъективности позволяет признать отражение в деятельности субъекта УЧР его личных целей, интересов, мотивов, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с его профессиональной ролью. Модель организации системы субъекта УЧР ориентирована не на исключение субъективности как источника нестабильности и неэффективности, а, наоборот, на признание «управленческой реальности», рассматривая субъективность как обусловливающую наличие противоречий в системе субъекта УЧР.

Принцип ограниченной рациональности и институциональной обусловленности подразумевает признание контекстуальной зависимости процесса и результата активной деятельности субъекта УЧР, определяющей принципиальную невозможность не только осуществления рациональных и (или) оптимальных УЧР-воздействий, но даже их разработку. Модель организации системы субъекта УЧР ориентирована не на построение рациональной (оптимальной) системы субъекта УЧР, осуществляющей рациональные (оптимальные) УЧР-воздействия, но на формирование самообучающейся системы, которая с каждым циклом взаимодействий повышает эффективность своего функционирования и осуществляемых УЧР-воздействий.

Принцип открытости системы субъекта УЧР отражает потенциальную возможность отнесения к субъектам-участникам УЧР любого сотрудника, группы, органа, организации и т. д., вовлеченного в процессы УЧР и осуществляющего интенциональную деятельность в этой сфере, включая процессы самоорганизации и самоуправления на уровне индивида, группы, организации. В этой связи объектом моделирования выступают не только и не столько взаимодействия частных субъектов, в задачи которых входит выполнение функций по

УЧР в силу их места и роли в совместной деятельности, сколько взаимодействия всех субъектов, участвующих в процессе реализации функций УЧР. В модели используется следующая структура субъектов-участников УЧР: топ-менеджмент, линейные менеджеры, специалисты в УЧР (сотрудники УЧР-департаментов), рядовые сотрудники, вовлеченные в процессы самоорганизации и самоуправления.

Принцип многоуровневости обеспечивает возможность анализа деятельности субъекта УЧР на разных уровнях в организации. На микроуровне субъекты-участники УЧР образуют сеть взаимодействующих агентов, порождающую на уровне обобщенного субъекта УЧР (макроуровне) эмерджентные феномены - формы совместной деятельности в сфере УЧР, нормы и образцы поведения субъектов-участников. Взаимодействующие субъекты-участники УЧР, рассмотренные как противостоящие объекту и выражающие интенциональность, в своем единстве формируют обобщенный субъект УЧР.

Раскроем содержание модели организации системы субъекта УЧР.

1. Организация системы субъекта УЧР как деятельность по созданию и совершенствованию внутреннего устройства, структуры и правил функционирования элементов системы субъекта УЧР рассматривается нами как непрерывный процесс становления в рамках институционализации системы УЧР в организации. Субъектом этой деятельности выступают сами субъекты-участники УЧР, которые в процессе повседневных взаимодействий производят и воспроизводят систему субъекта УЧР. Таким образом, организация системы субъекта УЧР есть результат интенциональной деятельности рационально ограниченных и институционально обусловленных субъектов-участ-ников УЧР и неинтенциональных последствий этой деятельности.

Процессы организации системы субъекта УЧР протекают непрерывно, и в этом смысле результат деятельности по организации системы субъекта УЧР может быть выделен в достаточной степени условно, поскольку представляет собой «мгновенный снимок» процесса становления. Поэтому опорным стержнем предлагаемой модели выступает фокусирование на самом процессе организации системы субъекта УЧР, выделении и обосновании подходов к осуществлению этой деятельности, а не на параметрах и требованиях к результату организации. Выделенные нами принципы субъективности, ограниченной рациональности и институциональной обусловленности

предопределяют принципиальную невозможность формирования рациональной (оптимальной) системы субъекта УЧР. В этом смысле любые целевые ориентиры «правильной» организации системы субъекта УЧР будут недостижимы и даже не могут быть сформулированы. Но с другой стороны, принципы интенцио-нальности, открытости системы субъекта УЧР и многоуровневости обусловливают потенциальную возможность устремления намерений субъектов-участников УЧР на построение рациональной (оптимальной) системы субъекта УЧР. В этой связи именно качество процесса организации системы субъекта УЧР, сосредоточенность на «правильной» реализации этого процесса обеспечивают формирование желаемого результата, понимание того, какой должна быть система субъекта УЧР и как она должна быть организована, а также приближение к этому идеальному недостижимому состоянию. Система субъекта УЧР в процессе своего становления движется в направлении формирования себя как самоорганизующейся, самоуправляемой и саморазвивающейся системы, с каждым новым циклом взаимодействий субъ-ектов-участников повышая эффективность своей организации.

2. Формирование системы субъекта УЧР как самоорганизующейся, самоуправляемой и саморазвивающейся системы выступает важнейшим условием построения системы УЧР в организации, ориентированной на развитие. Система субъекта УЧР должна формироваться таким образом, чтобы система УЧР выступала функциональной, ключевой и динамической способностью развивающейся организации. Организация системы субъекта УЧР предполагает три взаимодополняющих процесса:

- организационное проектирование системы субъекта УЧР как самоуправляемой и самоорганизующейся системы. Данное направление определяет конфигурацию системы УЧР, выступающую формой внутреннего устройства системы УЧР, адекватной внешнему контексту. Объектами проектирования выступают структура и инфраструктура, а также механизмы самоорганизации и самоуправления, обеспечивающие адекватность контексту;

- обеспечение профессионализма деятельности субъектов-участников УЧР. Это направление отвечает за «наполнение» конфигурации системы субъекта УЧР и обеспечивает профессиональное отношение к труду субъектов-участников УЧР. Объектами воздействия здесь выступают организационное поведение, компетенции субъектов УЧР, а основным процес-

сом видится развитие человеческих ресурсов системы субъекта УЧР;

- управление развитием системы субъекта УЧР, формирование ее как саморазвивающейся системы. Третье направление обеспечивает развитие системы субъекта УЧР в целом. При этом поскольку механизм развития коренится в сети социальных взаимодействий субъектов-участников УЧР, то данное направление включает в себя и развитие субъектов-участников и формирование генерических механизмов (механизмов саморазвития).

Отмеченные процессы взаимно дополняют друг друга. Организационное проектирование системы субъекта УЧР позволяет «встроить» в систему механизмы самоорганизации, самоуправления и саморазвития. Обеспечение профессионализма деятельности субъектов-участников УЧР выступает условием актуализации и адекватного использования этих механизмов. Управление развитием системы субъекта УЧР обеспечивает как профессиональное отношение к труду субъектов УЧР, так и адекватность внутреннего устройства внешнему контексту в долгосрочной перспективе.

3. Содержательно процессы формирования системы субъекта УЧР - организационное проектирование, обеспечение профессионализма деятельности и управление развитием -представлены в виде композиции шести «строительных блоков», выделенных в работе D. Ulrich [9, p. 213-219]:

- разделяемый образ мыслей (Shared mindset) - «правильный» образ мыслей (культура), разделяемый в системе УЧР;

- компетенция (Competence) - обеспеченность (укомплектованность) сотрудниками, обладающими знаниями, навыками, способностями выполнять текущую и предстоящую работу;

- последствия (Consequences) - фокусирование системы управления эффективностью в сфере УЧР, на «правильном» поведении и результатах труда;

- управление (Governance) - эффективность отношений подотчетности, коммуникаций, процессов принятия решений, правил в системе УЧР;

- технологические процессы / способность к изменению (Work processes / Capacity for change) - способность улучшать рабочие процессы, обучаться и адаптироваться для достижения целей в будущем;

- лидерство (Leadership) - распространение эффективного лидерства.

В целях артикулирования перспективы развития в построении системы субъекта УЧР

и соблюдения преемственности отечественной научной терминологии отмеченные блоки были переименованы. Приведем их названия, используемые в модели организации системы субъекта УЧР, соблюдая предыдущую последовательность изложения: управленческое мышление и организационная культура

развития, компетентные сотрудники в сфере УЧР, управление эффективностью УЧР, структура и инфраструктура УЧР, способности к изменению и эффективное лидерство. Отмеченные блоки были сгруппированы по направлениям формирования системы субъекта УЧР (см. рис.).

Обеспечение профессионализма деятельности субъекта УЧР

управленческое мыш- компетентные

ление и организацион- сотрудники

ная культура развития в сфере УЧР

Организационное проектирование системы субъекта УЧР

\

Управление развитием системы субъекта УЧР

способности эффективное

к изменению лидерство

управление структура и инфра-

эффективностью УЧР структура УЧР

I/

Рис. Модель организации системы субъекта УЧР

Организационное проектирование системы субъекта УЧР: управление эффективностью УЧР, структура и инфраструктура УЧР. Данные блоки описывают строение, «устройство» системы субъекта УЧР, ее структуру и инфраструктуру, «архитектуру» управленческих процессов в системе УЧР.

Обеспечение профессионализма деятельности субъектов-участников УЧР: управленческое мышление и организационная культура развития, компетентные сотрудники в сфере УЧР. Указанные блоки характеризуют «наполнение» системы субъекта УЧР людьми, разделяющими те или иные организационные ценности. Формирование управленческого мышления, в основе которого лежат ценности развития, а также управленческих компетенций субъекта УЧР представляются важнейшими направлениями обеспечения профессионализма деятельности субъектов-участников УЧР.

Управление развитием системы субъекта УЧР: способности к изменению, эффективное лидерство. С одной стороны, отмеченные блоки характеризуют динамизм организации системы субъекта УЧР как самоуправляемой и самоорганизующейся системы. С другой - обеспечивают формирование и реализацию генерических компетенций субъекта УЧР за счет эффективного преобразующего лидерства, а способность к изменению обеспечивает саморазвитие системы УЧР как условие возможности управления развитием (требование гипер-комлексности). Таким образом, данное направление представляет собой своего рода модери-рование первых двух. Управление развитием «отвечает» за целеполагание в системе субъекта УЧР, формирование ее ролевой структуры и формулирование требований к компетенциям, что выражается в способности системы субъекта УЧР направлять происходящие

в ней изменения в требуемом направлении в соответствии с ориентирами развития организации, а также обеспечивать эффективность этих преобразований.

На рисунке представлена взаимосвязь отмеченных процессов.

Раскроем содержание отмеченных блоков как формирующих организацию системы субъекта УЧР.

Управленческое мышление и организационная культура развития, компетентные сотрудники в сфере УЧР.

Главной особенностью формирования системы субъекта УЧР выступает то обстоятельство, что субъект УЧР, осуществляющий управление людьми в соответствии с задачами функционирования и развития организации, сам выступает в роли объекта УЧР (УЧР для УЧР или УЧР второго порядка).

Взаимосвязь категорий «обобщенный субъект» (макроуровень представления субъектов УЧР) и «субъект-участник» (микроуровень представления субъектов УЧР) реализуется в организации посредством выделенных факторов социальной подсистемы субъекта УЧР: «управленческое мышление и организационная культура развития» и «компетентные сотрудники в сфере УЧР».

Система УЧР как любая другая система организации должна быть обеспечена сотрудниками, обладающими знаниями, навыками, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для осуществления своей профессиональной деятельности (в нашем случае деятельности по УЧР, направленной на развитие организации и ее человеческих ресурсов). Эффективная реализация индивидуальных компетенций сотрудников в сфере УЧР - компетентная деятельность по УЧР - предполагает согласование направленности прилагаемых усилий. Механизмом такого согласования представляется формирование управленческого мышления и организационной культуры развития: для управления развитием организации и ее человеческих ресурсов, сотрудники и их группы, вовлеченные в процессы УЧР (а также организационные субъекты-участники), должны быть носителями организационной культуры, ориентированной на развитие, разделять «правильный» образ мыслей, позволяющий сформировать необходимую направленность деятельности по УЧР. «Разделенность» организационной культуры развития всеми субъ-ектами-участниками УЧР, воплощение ценностей развития в мышлении и повседневной деятельности позволяет рассматривать дея-

тельность по УЧР как гомогенную в части ее интенциональности - направленности на развитие организации, что и позволяет говорить о некоем единстве субъектов-участников УЧР -обобщенном субъекте УЧР.

Отметим, что согласованная реализация профессиональных компетенций сотрудников и разделенная организационная культура развития предполагают личностный тип самоопределения в деятельности, когда ценности развития совместной деятельности и профессиональной самореализации преобладают в структуре ценностей лица, принимающего решения в сфере УЧР и осуществляющего УЧР-воздей-ствия. При этом личностный тип самоопределения рассматривается нами и как продукт организационной культуры УЧР, и как ее источник.

Компетенции сотрудников, вовлеченных в процессы УЧР, управленческое мышление и организационная культура развития, фокусирующие многообразные и разноориентированные усилия в сфере УЧР, являются не только результатом индивидуальных усилий сотрудников, работающих над своими квалификацией, мотивацией, стилем лидерства и др., групповой и межгрупповой динамики, воспроизводящей составляющие организационную культуру нормы, ценности, верования и др., но и формируются как результат функционирования технической подсистемы - формальных систем, структур и организационных механизмов управления, применяемых к субъектам УЧР.

Управление эффективностью УЧР, структура и инфраструктура УЧР.

Техническая подсистема субъекта УЧР рассматривается нами как неразрывное единство управления эффективностью УЧР, отражающей направленность, результативность, качество процессов управления деятельностью по УЧР, и структуры и инфраструктуры УЧР, в рамках которых «протекают» процессы управления деятельностью по УЧР. Факторы технической подсистемы субъекта УЧР соотносятся между собой в режиме «дуальности» (который предполагает существование генерической петли, формирующей две части рассматриваемого явления, в отличие от дуализма, предполагающего независимое (со)существование частей): структура и инфраструктура УЧР позволяют осуществляться процессам управления эффективностью УЧР, но вместе с тем формируются этими процессами. Структура и инфраструктура УЧР «сами по себе» существуют только в виде конструкции, но активируются при осуществлении процессов управления эффективностью деятельности по УЧР. Так же и

процессы управления эффективностью УЧР, формируя требования к структурам и инфраструктуре, тем не менее, возможны только в их границах, функционально ими организуются.

Системы управления эффективностью УЧР получили распространение сравнительно недавно. В мировой практике оценочные процедуры применительно к УЧР начали применять в 1970-е гг., к концу 1990-х они стали популярными. В качестве примера отметим системы управления эффективности УЧР, приведенные в [3; 6]. Тем не менее общепринятых стандартных методик управления эффективностью УЧР на сегодняшний день не существует, более того, нет даже стандартного способа для проведения оценки деятельности УЧР-подразделения. В то время как в организации, ориентированной на развитие, объектами системы управления эффективностью УЧР должны выступать не только и не столько топ-менеджмент компании, сотрудники УЧР-служб, линейные менеджеры, но и рядовые сотрудники и их группы, трудовой коллектив в целом, в части их самоорганизации и самоуправления как важнейших источников развития.

Система управления эффективностью УЧР отражает форму организации системы субъекта УЧР, ее структуру и инфраструктуру. Структура и инфраструктура УЧР позволяют раскрыть совокупность взаимосвязанных ролей, отношений и властных структур, которая регулирует поведение субъектов УЧР, при этом организация деятельности по УЧР может принимать как явную (оргструктура УЧР-департа-мента, права и обязанности линейных менеджеров в сфере УЧР, формальные коммуникации), так и неявную (власть и влияние, неформальные коммуникации) формы.

Отмеченные факторы модерируются посредством процесса управления развитием в УЧР, которая обеспечивает согласованность и динамизм целей системы и интересов сотрудников, требований профессиональной деятельности по УЧР и компетенций и ролей субъектов УЧР.

Способности к изменению и эффективное лидерство.

Управление развитием в УЧР характеризует динамизм системы субъекта УЧР, который достигается при помощи формирования способности системы УЧР к изменению, обеспечивающей возможность совершенствовать, обновлять и «выращивать» новые процессы и результаты УЧР и эффективного лидерства, сопровождающего программы и проекты организационных изменений, пронизывая все процессы в систе-

ме УЧР и представляя собой «принцип» деятельности любого субъекта УЧР.

Управление развитием в УЧР артикулирует важность ориентации системы УЧР не только на улучшение трудовых процессов, обеспечение программ и проектов организационных изменений, но и способность изменяться самой посредством задействования механизма «двойной петли обучения», что предполагает гибкость мышления, открытость нововведениям, поощрения риска и предпринимательства в сфере УЧР, постоянное экспериментирование, нацеленность на непрерывное улучшение и т. д.

Управление развитием в УЧР рассматривается нами как динамическая способность [5] системы УЧР (т. е. «организационная» способность), не сводимая к набору индивидуальных способностей сотрудников (субъектов УЧР), поскольку включает в себя также управленческие системы и структуры. Потребность в динамической организации системы УЧР обусловливает необходимость понимания природы подсистемы управления развитием в УЧР как динамической способности, механизма ее формирования, функционирования и развития.

Для этих целей проясним отличие значения понятия «способность» в терминах «динамическая способность системы УЧР» и «способность к изменению в УЧР», применяемых в настоящей работе. Термин «способность» применительно к определенным навыкам и умениям, присущим организации, пришедший к нам из англоязычной литературы, имеет ряд особенностей, связанных с его употреблением. Дело в том, что понятия «Capacity» и «Capabi-lity» при переводе на русский язык оба получают значение «способность», но если первый термин акцентирует способность как возможность (потенциал для роста, обучения, развития; производительность в значении пропускная способность; компетенция в значении полномочий роли или позиции, юридические полномочия и т. д.), то второй - способность генерировать результат (реализованный потенциал для роста, обучения, развития; достигнутый уровень производительности; компетенция в значении применяемых знаний, умений, навыков и т. д.)1, именно в таком зна-

1 Примечательно, что в литературе по стратегическому менеджменту термин «Capability» чаще употребляется во множественном числе - Capabilities - «способности», в то время как «Capacity» - в единственном, подчеркивая составную природу первого термина и «монолитную» второго. Во множественном числе термин «Capacity» - Capacities - «мощности» чаще употребляется в контексте производственного менеджмента

чении употребляется термин «способность» в ресурсной концепции [1; 4; 7] и ее современной ветви - теории динамических способностей [5; 8]. Следовательно, говоря о подсистеме управления развитием в УЧР как динамической способности (Dynamic Capability of HRM-system), мы имеем в виду способность вносить вклад в результаты деятельности системы УЧР, формировать, обновлять ее компетенции, в частности способность осуществлять управление развитием организации и человеческих ресурсов. А исследуя способность к изменению УЧР (Capacity for change in HRM), мы подчеркиваем необходимость гибкой организации системы УЧР, открытость новому, допустимость риска и экспериментирования, способность накапливать знания в сфере УЧР, выступать «хранилищем», репозиторием организационной памяти. В таком понимании способность к изменению УЧР выступает условием формирования подсистемы управления развитием в УЧР как динамической способности. В основе последней лежат в различной степени рутинизированные множественные процессы сохранения, непрерывного обновления и радикальной трансформации процессов, происходящих в системе УЧР, и если способность к изменению рассматривается нами как необходимое условие, поскольку обеспечивает возможность изменяться в соответствии со стратегией развития и изменениями во внешней подвижной среде, то эффективное лидерство, пронизывающие все процессы УЧР, представляется достаточным условием. Эффективное лидерство является важнейшим механизмом формирования социальных структур, обеспечивающих разделенное видение перспективы и ориентацию на развитие. Следовательно, для того, чтобы подсистема управления развитием в УЧР выступала динамической способностью системы УЧР, позволяющей ей эффективно развивать и создавать новые способности системы УЧР, востребованные в процессе организационного развития, необходимо и достаточно, чтобы система УЧР обладала способностью к изменениям в УЧР и осуществляла эффективное лидерство.

Подводя итоги, отметим, что гетерогенность, противоречивость личных и профессиональны целей и интересов, ограниченная рациональность и институциональная обусловленность сотрудников, осуществляющих деятельность по УЧР, обусловили необходимость

рассмотрения субъекта УЧР как системы. Представленная в настоящей работе авторская модель организации системы субъекта УЧР позволяет раскрыть содержание и структуру данной системы как самоуправляемой, самоорганизующейся и саморазвивающейся. Представленная модель выступает основой определения направлений формирования системы субъекта УЧР в организации, а также может быть использована для разработки стратегии построения системы субъекта УЧР.

1. Грант Р.М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: Практические выводы для формирования стратегии // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. «Менеджмент». - 2003. - Вып. 3. - С. 17-46.

2. Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация: монография / под науч. ред. Ю.Г. Одегова. - М.: Информ-Знание, 2002. - 484 с.

3. Погодина Г. Методы оценки эффективности службы персонала // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - № 9. -С. 120-124.

4. Прахалад К.К., Хэмел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. «Менеджмент». - 2003.

- Вып. 3. - С. 47-75.

5. Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. «Менеджмент». - 2003. - Вып. 4. -С.133-185.

6. Хьюзлид М.А., Ульрих Д., Беккер Б.И. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность. - М.: Вильямс, 2007. - 304 с.

7. Barney J.B. Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of Management.

- 1991. - Vol. 17. - No. l. - P. 99-120.

8. Eisenhardt K., Martin J. Dynamic capabilities: What are they? // Strategic Management Journal. - 2000. - Vol. 21. - P. 1105-1121.

9. Ulrich D. Human resource champions: The next agenda for adding value and delivering results. - Boston: Harvard Business School Press, 1997. - 281 p.

(например, total capacities - совокупные производственные мощности, operating capacities - действующие производственные мощности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.