Educational Technology & Society 8(3) 2005 ISSN 1436-4522
Модель организации дистанционного обучения: опыт и
перспективы
И.И. Журавлева Центр дистанционного обучения Образовательной сети глобального развития Мирового банка Национальная академия государственного управления при Президенте Украины,
Киев, Украина [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье представлен опыт создания и внедрения магистерской программы «Управление общественным развитием» в дистанционном формате в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. Описаны модели и подходы организации информационнообучающей среды, создания гипермедийных и мультимедийных электронных учебников, контроля и анализа процесса обучения.
Ключевые слова
дистанционное обучение, дистанционные курсы, электронные учебные материалы.
Введение
В начале 2001 года в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины (далее Академия) благодаря финансовой поддержке правительства Канады был открыт Центр дистанционного обучения (далее Центр), который является структурным элементом Образовательной сети глобального развития (далее Сеть) Мирового Банка. В настоящее время Сеть объединяет более 70 центров дистанционного обучения, размещенных в различных странах мира Америки, Европы, Азии и Африки.
Одним из основных направлений деятельности Центра является внедрение технологий дистанционного обучения в учебный процесс Академии. С этой целью Центром разработаны модели организации учебного процесса, комплексы учебнометодических материалов, изучены особенности использования программного обеспечения и пр. Важным этапом этой деятельности в сентябре 2003 года явилось начало обучения слушателей по специальности «Управление общественным развитием» в дистанционном формате. В данной статье рассмотрен опыт разработки и внедрения магистерской программы, представлены основные используемые модели, результаты и перспективы.
Модель организации учебного процесса
В основу организации учебного процесса положена модель, которая объединяет очные и дистанционные мероприятия (blended learning). Такой подход предусматривает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов обучения и высокую продуктивность учебного процесса [Zhuravlova I., 2004].
Каждый семестр (всего 5 за 2,5 года) предполагает:
- проведение очной вступительной сессии (вступительные лекции по дисциплинам, практические и семинарские занятия, консультации, инструктаж);
- обучение в дистанционном формате (изучение учебного материала, тестирование, выполнение практических заданий, работа с кейсами, индивидуальных работ, участие в семинарских занятиях, консультации и пр.);
- проведение заключительной очной сессии (консультации, итоговые экзамены, контрольные тесты, защиты индивидуальных работ).
Для организации учебного процесса разработана и используется информационно-обучающая среда [Zhuravlova I., 2004], которая включает в себя две взаимосвязанные системы (рис. 1):
- систему учебно-методических материалов (Калашникова). Каждый курс обеспечен комплектом, содержащим:
- печатные материалы (учебник, опорный конспект, методические рекомендации для слушателей);
- электронный учебник (теоретический материал, иллюстрации, глоссарий, библиотека литературы и ссылок, видео, практические задания, кейсы, проекты и т.д.);
- компакт-диск с дополнительной учебной информацией (видеоматериалы, тематические библиотеки и т.п.);
- систему образовательных услуг (процессов), которые существенно повышают эффективность и удобство обучения:
- поддержка и управление учебным процессом (с помощью системы дистанционного обучения “Прометей”);
- процесс интерактивного взаимодействия слушателей и преподавателей (тьюторов), который обеспечивает организацию активных форм обучения (семинары, дискуссии, консультации и т.д.);
- система оценивания и контроля знаний, умений и навыков студентов;
- система мониторинга и анализа учебного процесса (сводная, сравнительная статистика).
Печатные материалы
■ учебник
■ опорный конспект
■ методические указания для студента
■ методические указания для преподавателя
■ дополнительные материалы
| (справочники,
I словари и пр.)
Е материалы
1 CD с учебными материалами ■CD с ПО
Е-бнблиотека
■ электронный учебник
■ дополнительные материалы в электронном виде (статьи, книги и т.д.)
Учебный курс
Учебная деятельность
чная вступительная сессия чный заключительный контроль орячая линия поддержки студентов
Е-общенне Тесты
■ форумы для проведения семинаров ■ чаты для дискуссий ■ организационные форумы ■ почтовые рассылки ■ объявления ■ обмен файлами ■ самопроверка ■ экзамены ■ результаты тестирования
■ on-line поддержка студентов ■ почтовые рассылки ■ объявления ■ статистика результатов тестов ■ аналитические отчеты по результатам тестов
Администрирование
■ печать отчетов
■ поддержка студентов
Инструментарии
1 календарний план 1 зачетная книжка ■ информация о тьюторах 1 информация о студентах
1 учебные материалы, которые могут использоваться в разных курсах ■дополнительное ПО
1 информация об участниках ДО і отчеты по группам 1 ведомости 1 рейтинг студентов
Система дистанционного обучения
Рис. 1. Модель информационно-обучающей среды дистанционного обучения.
Основным принципами организации такой информационно-обучающей среды являются:
- сочетание очных и дистанционных форм обучения, обязательный очный итоговый контроль;
- сочетание самообучения и интерактивного обучения (активная роль студента);
- модульное построение учебных курсов [Юцявичене П.Я., 1989];
- полное учебно-методическое обеспечение к каждому курсу (печатные материалы, электронный учебник, компакт-диск, дополнительно печатные учебники, справочники и пр.);
- наличие понедельного календарного плана учебной деятельности по каждому курсу и их согласование для всех дисциплин, изучаемых в одном семестре;
- создание 100-балльной шкалы оценок для всех видов активной деятельности слушателя по каждому курсу.
Использование возможностей информационно-коммуникационных
технологий, дидактических и организационных методов и подходов позволили:
- перейти от пассивного усвоения учебного материала к использованию активных методов работы,
- активизировать взаимодействие слушатель-преподаватель, слушатель-слушатель,
- повысить мотивацию участников учебного процесса,
- более равномерно распределить учебную нагрузку в течение всего семестра,
- уменьшить степень субъективности оценивания результатов обучения, сделать его более прозрачным.
Особенности создания электронных учебников
В представленной модели информационно-обучающей среды в качестве основного носителя учебного материала используется электронный учебник, разработанный по модульному принципу. Каждый модуль (в свою очередь курс сам является модулем учебной программы) состоит из определенных обязательных элементов:
- цели и задачи модуля,
- ключевые понятия,
- учебный материал,
- выводы,
- задания и вопросы для самоконтроля и обсуждения,
- ссылки на литературу.
При создании дистанционных курсов магистерской программы «Управление общественным развитием» в Центре было использовано две модели электронных учебников:
- гипермедийный для online использования
- мультимедийный для размещения на компакт-диске.
Структура и принципы построения являются общими для обоих моделей, отличительными особенностями являются способы представления теоретического материала.
Создание гипермедийных учебников (рис.2) предполагает представление информации в гипертекстовом формате с использованием графики, небольшое количество мультимедиа оптимизированного объема и опирается на следующие принципы [Журавльова И.И., 2004]:
- гипермедийность (сочетание гипертекста и мультимедиа);
- педагогически-ориентированный веб-дизайн;
- нелинейное многомерное структуризация материала;
- визуализацию материала;
- ассоциативное декорирование.
Рис. 2. Пример страницы гипермедийного учебника.
Нелинейная многомерная структуризация предполагает декомпозицию материала с учетом уровня сложности, важности, детализации, глубины изложения и пр., что позволяет построить многоуровневую (желательно нее более 3-5) семантическую сеть, реализация которой позволяет обеспечить соответствующую степень свободы слушателя (индекс стратификации) при выборе познавательной траектории в учебном пространстве в соответствии с его запросами и уровнем подготовки.
Такой подход требует дополнительной качественной переработки и структурной организации материала (выявления основных понятийных объектов, отношений между ними, определение уровней важности и сложности, логических связей), что представляет определенные сложности, особенно при работе с гуманитарными, тяжело формализуемыми предметными областями. Следует также учесть, что при создании электронных материалов для online использования необходимо осторожно использовать мультимедиа, т. к. ее избыток усложняет загрузку страниц через Интернет.
Материал мультимедийных учебников для компакт-дисков представляется в виде синхронизированного соединения видеозаписей и визуального отображения теоретического материала с помощью слайдов (рис. 3). Такой подход предполагает использование следующих принципов:
- послайдовая структуризация материала,
- визуализация с помощью таблиц, рисунков, графиков и пр.,
- озвучивание основного и дополнительного материала послайдово,
- наличие гибкой системы навигации по материалу,
- использование и учет особенностей и требований к видеозаписи.
Использование синхронизированного представления визуального и
аудиального материала позволяет активизировать различные возможности восприятия информации слушателями, увеличив тем самым эффективность освоения учебного материала [Fahy P.J., 2004]. Использование слайдов и озвучивание лекций является более привычным и менее трудоемким для многих преподавателей, нежели многомерная структуризация, но требует специального оборудования и специалистов, владеющих базовыми навыками по работе с цифровым видео.
Следует также учесть, что для некоторых запись на видео представляет некоторые сложности психологического характера или особенности дикции не позволяют качественно озвучить материал. В таком случае авторам предлагается использовать модель гипермедийного учебника.
*0 0:17:36/0:28:21
II НМ ьн ин
Умови демократії Умови демократії Принцип влади більшості „Більшість" за демократії
Виборі
Особливості сучасної д... Представницька демокр.. Суперечності представ... Складові демократії Інститути демократії Аспекти демократії Спрямованість демокра... Демократична ідеологія Концепції демокри і Ії Концепції демократії Загрози демократії Класифікація передумов Передумови Форми власності Ринкові відносини Соціокультурні передум.. Модульна людина Соціальний капітал Громадянська культура
Рис. 2. Пример представления материала мультимедийного учебника.
Мониторинг и контроль
При внедрении дистанционной формы обучение особую актуальность приобретает проблема контроля и оценивания результатов обучения.
Модель организации учебного процесса, используемая в Центре систему комплексного поточного (тесты, практикумы, семинары и пр.) и итогового контроля (тест и защита индивидуальной работы).
Создание оценочной шкалы и временного графика обучения позволяет проводить поточный мониторинг, получая информацию о динамике текущих показателях учебного процесса, таких как:
- активность слушателя по курсу (результативная активность) -
отношение выполненных и оцененных заданий к количеству заданий, которые необходимо было выполнить за исследуемый период учебного графика,
- успешность слушателя по курсу - отношение суммы полученных баллов за выполненные задания к максимально возможной величине суммы всех оценок за задания за указанный период.
По результатам учебной деятельности каждому студенту присваивается определенный рейтинг, что позволяет не только выявить относительную успеваемость слушателей, но и повысить их мотивацию и учебную активность.
При накоплении соответствующей информации можно получать набор средних, интегральных, компаративных показателей, характеризующих учебный процесс в различных аспектах:
- активность/успешность группы/потока по курсу/семестру,
- активность/успешность группы/потока по видам учебной деятельности курса/курсов,
- активность/успешность группы/потока по курсу/семестру за различные периоды обучения,
- индивидуальные и групповые рейтинги, пр.
Сравнение показателей за различные периоды, по разным группам, дисциплинам, видам учебных заданий и пр. позволяет выявить определенные закономерности, сложности учебного процесса, предпочтения слушателей, уровень подготовки различных групп и своевременно внести требуемые поправки и изменения.
Заключение
Описан опыт создания и внедрения дистанционной формы обучения в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. Рассмотрены особенности и принципы создания, организации учебного процесса магистерской программы «Управление общественным развитием». Представлена модель информационно-обучающей среды.
Описаны особенности структуры и представления теоретического материала в электронных учебниках двух моделей:
- гипермедийном для online использования
- мультимедийном для размещения на компакт-диске.
Одним из перспективных направлений является использование видеоконференций для проведения учебных мероприятий в рамках дистанционных курсов (семинаров, дискуссий, специализированных лекций и пр.). Такие возможности будут представлены Межрегиональной сетью дистанционного обучения [Zhuravlov A., 2004], которая создается на базе Академии и ее региональных институтов с возможностью подключения к Образовательной сети глобального развития Мирового банка.
В статье также рассмотрены возможности мониторинга, контроля и анализа результатов учебного процесса с помощью показателей успешности и активности, которые позволяют выявить определенные особенности, закономерности и сложности учебного процесса и оперативно внести требуемые изменения.
Представленная модель дистанционного обучения успешно внедрена в Академии, а в перспективе планируется ее модификация и использование для создания системы повышения квалификации государственных служащих в дистанционной форме.
Литература
[Журавльова И.И., 2004] И.И.Журавлева И.И. Многомерный нелинейный подход к разработке гипермедийных учебников дистанционных курсов // журнал "Управляющие системы и машины" №4, 2004 г., С.87-91.
[Юцявичене П.Я., 1989] Юцявичене П.Я. Теория и практика модульного обучения.
— Каунас: Швиеса, 1989. - 272с.
[Fahy P.J., 2004] Fahy, P.J. Media characteristics and online learning technology. In T. Anderson & F. Elloumi (Eds.), Theory and practice of online learning (pp. 137-174). Athabasca, AB: Athabasca University 2004.
[Zhuravlov A., 2004] Zhuravlov, A. Development of the Ukrainian Interregional Distance Learning Network. International Conference "Internet, Education, Science (IES)-2004", Proceedings v.1, 246-248.
[Zhuravlova I., 2004] Zhuravlova, I. Development of Distance Learning Courses: Integrated Approach. World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia and Telecommunications 2004 (1), 462-468.