Научная статья на тему 'Модель оптимизации процесса обслуживания инноваций малых и средних промышленных предприятий'

Модель оптимизации процесса обслуживания инноваций малых и средних промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / MODELING OF QUEUEING SYSTEMS / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED INDUSTRIAL ENTERPRISES / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ / INVESTMENT INSTITUTES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Л.П.

В статье рассмотрена деятельность инвестиционных институтов в процессе обслуживания заявок на финансирование инноваций малых и средних промышленных предприятий, на основе методов математического моделирования произведена оценка эффективности процесса обслуживания, представлена схема имитационной модели двухфазной системы массового обслуживания. Проведен ряд имитационных экспериментов и сделан вывод о возможности сокращения каналов обслуживания без увеличения потерь инвестиционного института от ухода клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеева Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE PROCESS IMPROVEMENT OF SERVICING OF INNOVATIONS OF SMALL AND MEDIUM- SIZED INDUSTRIAL ENTERPRISES

In article activities of investment institutes in the course of servicing of requests for financing of innovations of small and medium industrial enterprises are considered, on the basis of methods of mathematical modeling the servicing process efficiency evaluation is made, the scheme of a simulation model of two-phase system of mass servicing is provided. A number of imitating experiments is conducted and the conclusion is drawn on a possibility of reducing channels of servicing without increase in losses of investment institute from leaving of clients.

Текст научной работы на тему «Модель оптимизации процесса обслуживания инноваций малых и средних промышленных предприятий»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.079 Матвеева Л.П. Аспирант , Южно-Уральский государственный университет МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБСЛУЖИВАНИЯ ИННОВАЦИЙ МАЛЫХ И СРЕДНИХ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье рассмотрена деятельность инвестиционных институтов в процессе обслуживания заявок на финансирование инноваций малых и средних промышленных предприятий, на основе методов математического моделирования произведена оценка эффективности процесса обслуживания, представлена схема имитационной модели двухфазной системы массового обслуживания. Проведен ряд имитационных экспериментов и сделан вывод о возможности сокращения каналов обслуживания без увеличения потерь инвестиционного института от ухода клиентов.

Ключевые слова: моделирование систем массового обслуживания, малые и средние промышленные предприятия, инвестиционные институты.

Matveeva L.P.

Postgraduate student, Southern Ural State University MODEL OF THE PROCESS IMPROVEMENT OF SERVICING OF INNOVATIONS OF SMALL AND MEDIUM- SIZED INDUSTRIAL ENTERPRISES

Abstract

In article activities of investment institutes in the course of servicing of requests for financing of innovations of small and medium industrial enterprises are considered, on the basis of methods of mathematical modeling the servicing process efficiency evaluation is made, the scheme of a simulation model of two-phase system of mass servicing is provided. A number of imitating experiments is conducted and the conclusion is drawn on a possibility of reducing channels of servicing without increase in losses of investment institute from leaving of clients.

Keywords: small and medium-sized industrial enterprises, modeling of queueing systems, investment institutes.

Реализация инноваций для малых и средних промышленных предприятий является наиболее сложным и труднореализуемым процессом ввиду ограниченности финансовых ресурсов. В отличие от крупных предприятий, малый и средний бизнес сталкивается с проблемой низкой доступности кредитных ресурсов, сложностью получения грантов и субсидий, а так же недостатке квалифицированных кадров, т.к. инновационная деятельность требует значительных финансовых вливаний и характеризуется повышенной трудоемкостью процесса. Источниками финансовых ресурсов могут быть как собственные средства предприятий, так и заемные. Одной из особенностей предприятий малого и среднего сегмента является ограниченность собственных средств, которые, как правило, направляются исключительно на пополнение оборотных средств предприятия, а инновационная деятельность требует значительных денежных вливаний. Инновационная деятельность высокорисковая, имеет длительный срок окупаемости. В тоже время, предприятиям данного сегмента сложно привлечь в необходимом объеме заемные ресурсы ввиду недостаточности или отсутствия залоговой массы, долгой процедурой получения средств.

На финансовом рынке представлено множество организаций, основным видом деятельности которых является инвестиционное обслуживание - коммерческие банки, микрофинансовые организации, инвестиционные фонды и т.д. Дынные организации называются инвестиционными институтами, которые обслуживают процесс инвестирования средств от источника до получателя.

Основной целью статьи является разработка методов оптимизации процесса обслуживания инноваций предприятий малого и среднего бизнеса в сфере промышленности, сокращение времени на предоставление денежных средств, сроков рассмотрения запросов на финансирование, повышения качества обслуживания предприятий. Таким образом, предмет исследования представляет собой экономические отношения инвестиционных институтов в процессе обслуживания инноваций малых и средних промышленных предприятий. Анализ экономической эффективности инвестиционных институтов проводится на основе формул теории массового обслуживания и имитационного моделирования кредитной деятельности инвестиционных институтов [4].

В инвестиционный институт поступает поток требований (заявок) на предоставление инвестиционного финансирования. Моделирование процесса обслуживания требований включает в себя две фазы - первичная обработка требований (рассмотрение соответствия предоставленных предприятием документов регламенту инвестиционного института) и непосредственная обработка и анализ требований (с заключением договора на финансирование или отказом в заключении такового) [2, 3].

Схема моделирования процесса обслуживания требований инвестиционным институтом показана на рис. 1.

На первом этапе обслуживания требования не могут получить отказ, т.к. осуществляется первичная обработка, т.е. требования накапливаются в очередь и ожидают обслуживания. Инвестиционный институт одобряет финансирование не всему потоку требований, но все они проходят регламентированный процесс обслуживания, и уже на выходе определяется решение о финансировании.

Обслуживание требований малых и средних предприятий рассматривается как единый процесс (без сегментирования), т.к. в кризисных условиях поток сокращается и, тем самым, инвестиционный институт проводит политику оптимизации численного состава сотрудников, объединяя отделы.

V

Фаза 1 - Первичная обработка требований на обслуживание

J V

Фаза 2 - Рассмотрение и анализ требований на обслуживание

Рис. 1 - Схема двухфазной системы массового обслуживания

В многоканальную двухфазную систему массового обслуживания поступают требования с интенсивностью 0,033 (1 заявка в 30 минут), первичная обработка требований длится 480 минут (8 рабочих часов), полная обработка проходит 2400 минут (5 рабочих дней) [2].

Имитационная модель инвестиционного института как двухфазной многоканальной системы массового обслуживания показана на рис. 2.

Entity Sii*2

Рис. 2 - Схема двухфазной многоканальной системы массового обслуживания

Для имитации всех ключевых процессов моделирования модель содержит следующие блоки: блок Time-Based Entity Generator - генерациия заявок, блок Queue - хранение заявок в очереди, блок Server - обслуживание заявок [1, 5, 6].

Обратим внимание, что первая фаза обслуживания осуществляется одним каналом обслуживания и одним блоком Server, соответственно очередь на выходе из блока Server будет велика. Вторая фаза обслуживания осуществляется 3 каналами, степень загрузки которых предстоит определить [2].

Блок Output Switch позволяет выбрать в процессе моделирования один из нескольких выходных портов для обслуживания, после выбора одного из выходных портов, остальные порты становятся недоступными. В соответствии с параметром Switching Criteria блока Output Switch используется дисциплина обслуживания First port that is not blocked - первый порт, который не блокирован (при попытке приема требования блок пытается для выпуска требования использовать первый порт, если этот порт блокирован, то производится попытка использовать второй блок и т.д. Если блокированы все выходные порты, то входной порт блока становится недоступным) [1, 6].

Экспоненциальное распределение задается параметром Mean в блоке Time-Based Entity Generator Exponential -источник требований.

Для завершения обслуживания используется блок Entity Sink - приемник обслуженных требований.

Блок Event-Based Random Number формирует временные интервалы, используемых в качестве времени обслуживания требований в обслуживающем приборе, в данном блоке задается тип распределения и параметры случайной величины [6].

На рис. 3 показана процедура обслуживания первой фазы блоком Server. Некоторые требования накапливаются в очереди.

80 70 60 50 40 30 20 10

-1-

г1

- _ ^у__ -

г г'

i 1

500 1000 1500 2000 2500

Рис. 3 - Процедура обслуживания блоком Server

Окончательная обработка требований осуществляется 3 серверами.

Имитационные эксперименты показывают, что самым загруженным сервером является первый, второй сервер загружен не в полную силу, третий сервер не загружен совсем.

Результатом проведения имитационного моделирования деятельности инвестиционного института является: в ходе моделирования было сгенерировано 144 требования за период моделирования 5 рабочих дней.

В первой фазе обслуживания при первичной обработке требований накопилось 72 требования. Это объясняется появлением нового требования в момент обслуживания текущего, т.к. сервер был занят. Во второй фазе обслуживания очереди не накапливались, т.к. блок Output Switch распределял требования следующим образом: первый канал обслуживания - 46, второй канал - 21, третий канал - 4. В тоже время в системе массового обслуживания необслуженным осталось 1 требование.

В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости сокращения числа каналов обслуживания во второй фазе, т.к. третий канал простаивает.

Моделирование проведено при помощи приложения SimEvent программного продукта Matlab на основе данных о кредитном процессе АО Банк НФК.

Модель оптимизации процесса обслуживания инноваций малых и средних промышленных предприятий основан на анализе механизма обслуживания требований на финансирование с целью сокращения времени на операционное обслуживание заявок и снижения потерь инвестиционного института от ухода клиентов необслуженными. За счет улучшения работы инвестиционных институтов повышается доступность заемных ресурсов для предприятий, осуществляющих реализацию инноваций.

Список литературы / References

1. Бочаров П.П. Теория массового обслуживания: Учебник. / П.П. Бочаров, А.В. Печинкин. - М.: Изд-во РУДН, 1995. - 529 с.

2. Галиуллина А.Ф. Оценка эффективности управления производственным процессом с применением имитационного моделирования на основе систем массового обслуживания / А.Ф. Галиуллина, С.В. Сильнова, Л.Р.

Черняховская // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2015. №1. Т.1. -С. 184-191.

3. Гулиус В.А. Интеллектуальная модель системы массового обслуживания с очередью типа D/D/1 в среде SimEvents (MATLab/SimuLink) [Электронный ресурс]. - URL: http://model.exponenta.ru/cl_gva_02.html

4. Емельянов А.А. Имитационное моделирование экономических процессов: учеб. пособие / А.А.Емельянов, Е.А.Власова, Р.В.Дума; под ред. А.А.Емельянова. - М: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

5. Лазарев Ю. Моделирование процессов и систем в MatLab. Учебный курс. - СПб.: Питер; Киев: Издательская группа БХВ,2005. - 512 с.

6. Файзутдинов Р.Н. Математическое моделирование сложных систем [Электронный ресурс]. - URL: http://au.kai.ru/documents/Faizutdinov_Model_slogn_sistem.pdf

Список литературы латинскими символами / References in Roman script

1. Bocharov P.P. Teorija massovogo obsluzhivanija: Uchebnik [Queueing Theory]. / P.P. Bocharov, A.V. Pechinkin. -M.: Izd-vo RUDN, 1995. - 529 p. [in Russian]

2. Galiullina A.F. Ocenka jeffektivnosti upravlenija proizvodstvennym processom s primeneniem imitacionnogo modelirovanija na osnove sistem massovogo obsluzhivanija [Evaluation of management effectiveness of the production process with the use of simulation-based queuing systems] / A.F. Galiullina, S.V. Sil'nova, L.R. Chernjahovskaja // Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviacionnogo tehnicheskogo universiteta. - 2015. №1. T.1. - P. 184-191. [in Russian]

3. Gulius V.A. Intellektual'naja model' sistemy massovogo obsluzhivanija s ochered'ju tipa D/D/1 v srede SimEvents (MATLab/SimuLink) [Intelligent queuing system model with a queue type D / D / 1 SimEvents environment (MATLab / SimuLink)] [Electronic resource]. - URL: http://model.exponenta.ru/cl_gva_02.html [in Russian]

4. Emel'janov A.A. Imitacionnoe modelirovanie jekonomicheskih processov: ucheb. posobie [Simulation modeling of economic processes] / A.A.Emel'janov, E.A.Vlasova, R.V.Duma; pod red. A.A.Emel'janova. - M: Finansy i statistika, 2002. -368 p. [in Russian]

5. Lazarev Ju. Modelirovanie processov i sistem v MatLab. Uchebnyj kurs. [Modelling of processes and systems in MatLab] - SPb.: Piter; Kiev: Izdatel'skaja gruppa BHV,2005. - 512 p. [in Russian]

6. Fajzutdinov R.N. Matematicheskoe modelirovanie slozhnyh system [Mathematical modeling of complex systems] [Electronic resource]. - URL: http://au.kai.ru/documents/Faizutdinov_Model_slogn_sistem.pdf [in Russian]

DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.131 Никитина А.О.1, Шадоба Е.М.2, Мишина М.Ю.3, Гуржий А.В.4

1 Кандидат экономических наук, Финансовый университет при Правительстве РФ, Брянский филиал, 2ORCID: 0000-0002-6955-2407, Кандидат экономических наук, Филиал ОАНО ВПО «Московский психолого-социальный университет» в г. Брянске, 3кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 4магистрант, ФГБОУ ВПО Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ РОССИИ И КАНАДЫ КАК ИНСТРУМЕНТ

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения в России могут быть обеспечены на основе использования и адаптации накопленного опыта других стран, и, в частности, Канады, обладающей схожим природно-климатическим потенциалом, но выгодно отличающейся показателями экономического и социального развития. Актуальность имеет не только вопрос, что может стать драйвером увеличения ВВП страны, но и вопрос оптимизации распределения доходов в обществе. Распределение национального дохода может и должно стать объектом пристального внимания со стороны органов государственного управления, так как именно оно определяет социальную стабильность и уровень жизни населения.

Ключевые слова: структура ВВП, драйверы развития.

Nikitina А.О.1, Shadoba E.M.2, Mishina M.U.3, Gurzhiy A.V.4

1PhD in Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Bryansk branch,

2ORCID: 0000-0002-6955-2407, PhD in Economics, Bryansk Branch of Educational autonomous non-commercial organization of higher education «Moscow psychological and social university»,

3PhD in Economics, Bryansk State University Named after Academician I.G.Petrovsky,

4undergraduate, Bryansk State University Named after Academician I.G.Petrovsky MACROECONOMIC COMPARISON OF RUSSIA AND CANADA AS AN INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

Abstract

Economic growth, increase of level and quality of life of the population in Russia can be achieved through the use and adaptation of experience of other countries, particularly Canada, with similar natural and climatic potential, but quite different indicators of economic and social development. The urgency is not just a matter of what can become a driver of GDP growth of the country, but also a question of optimizing the distribution of income in society. national income distribution can and should become the object of attention by the government, since it determines the social stability and the standard of living of the population.

Keywords: structure of GDP, development drivers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.