Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ'

МОДЕЛЬ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
218
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ / ПОДРОСТКИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ / МОДЕЛЬ / қЫЗДАР / ЖАСөСПіРіМДЕР / РЕПРОДУКТИВТі ДЕНСАУЛЫқ / РЕПРОДУКТИВТі әЛЕУЕТ / РЕПРОДУКТИВТі ДЕНСАУЛЫқТЫ қОРғАУ / МОДЕЛЬ (үЛГі) / GIRLS / ADOLESCENTS / REPRODUCTIVE HEALTH / REPRODUCTIVE POTENTIAL / REPRODUCTIVE HEALTH CARE / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маханбеткулова Д.Н., Токмурзиева Г.Ж.

Социальная значимость здоровья подростков обусловлена тем, что они представляют собой репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный потенциал общества, поэтому здоровье подростков является общественной ценностью государства [1-4]. По данным Комитета ООН (2018) в Казахстане дети и подростки от 0 до 18 лет составляют 5,6 млн. человек, в том числе девочки - 2,7 млн. человек (48,6 %), мальчики - 2,9 млн. человек (51,4 %) [5]. Репродуктивное здоровье подростков является своеобразным индикатором, чутко реагирующим на изменения факторов внешней и внутренней среды. На ухудшение репродуктивного здоровья девочек-подростков Казахстана, проблему распространенности гинекологических заболеваний указывают многочисленные отечественные исследователи [6-10]. Высокая распространенность среди девочек-подростков гинекологических и соматических заболеваний указывают на необходимость модернизации службы здравоохранения в данной сфере для решения конкретных проблем профилактики заболеваний и формирования репродуктивного потенциала. Цель исследования. В данной статье представлен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих оказание подросткам медицинских и профилактических услуг в сфере укрепления репродуктивного потенциала, а также обоснована модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков в системе здравоохранения Республики Казахстан. Материал и методы. Данный анализ основывается на нормативно-правовых актах, регламентирующих оказание услуг в сфере охраны репродуктивного здоровья детей и подростков в Республике Казахстан. Результаты и обсуждения. Проведенный анализ нормативно-правовых актов показал, что модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков должна строиться по следующим направлениям: своевременное выявление гинекологических заболеваний профильным специалистом; повышение качества подготовки медицинских кадров в рамках непрерывного образования; укрепление школьной медицины как службы охраны здоровья подростков; развитие межсекторального сотрудничества в сфере охраны репродуктивного здоровья. Выводы. Разработанная модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков направлена на сохранение и укрепление репродуктивного потенциала и включает в себя совершенствование организационной, профилактической, лечебной и реабилитационной помощи девочкам-подросткам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маханбеткулова Д.Н., Токмурзиева Г.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTIVE HEALTH PROTECTION MODEL FOR GIRLS-TEENAGERS

The social significance of adolescent health is due to the fact that they represent the reproductive, intellectual, economic, social, political and cultural potential of society, therefore adolescent health is a public value of the state [1-4]. According to the UN Committee (2018) in Kazakhstan, children and adolescents from 0 to 18 years old are 5.6 million people, including girls - 2.7 million people (48.6%), boys - 2.9 million. people (51.4%) [5]. Reproductive health of adolescents is a kind of indicator that is sensitive to changes in factors of the external and internal environment. Numerous domestic researchers point to a deterioration in the reproductive health of Kazakhstan teenage girls, and the problem of the prevalence of gynecological diseases [6-10]. The high prevalence of gynecological and somatic diseases among teenage girls indicates the need to modernize the health service in this area to solve specific problems of disease prevention and the formation of reproductive potential. The purpose of the study. This article presents an analysis of the legal acts governing the provision of adolescent medical and preventive services in the field of strengthening reproductive potential, and also substantiates a model for the reproductive health of adolescent girls in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan. Material and methods. This analysis is based on regulations governing the provision of reproductive health services for children and adolescents in the Republic of Kazakhstan. Results and discussions. The analysis of normative legal acts showed that the model of reproductive health protection for adolescent girls should be built in the following areas: timely detection of gynecological diseases by a specialized specialist; improving the quality of training of medical personnel in the framework of continuing education; strengthening school medicine as a service for adolescent health; development of intersectoral cooperation in the field of reproductive health. Conclusions. The developed reproductive health model for adolescent girls is aimed at preserving and strengthening the reproductive potential and includes improving organizational, preventive, curative and rehabilitative care for adolescent girls.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ»



С.Ш. Исенова1, Б.К. Кабыл1, Б.Н. Бищекова1, А.М. Сапаралиеваl,Khaleque Khan2, А.Е. Рахимов1, Г.М. Исина1, Л.И. Досова1, С.А. Нелюбин1

1С.Ж. Асфендияров атындагы Казац ¥лттъщ медицина университетi 2Киото медицина университету Жапония

МЕДИЦИНАЛЬЩ УНИВЕРСИТЕТТЩ 1-5 КУРС СТУДЕНТТЕР1НЩ ЕТЕКК1Р AFbIMbI ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

TYЙiн: Бул ма;алада 2019 жылы С. Д. Асфендияров атындаFы ултты; медицина унивеpситетiнiц бipiншi жэне бесiншi курс аpалыFында 18-25 жас аpалыFындаFы 500 студенттен сауалнама журпзу ар;ылы алынFан зерттеу нэтижелеpi беpiлген. Сауалнама сурак;тары етеккip функциясыныц ;алыптасуына, етеккip кезiндегi ауыpсынуFа жэне ауруды басуFа дэpi-дэpмектеpдi к;абылдауFа ;атысты болды. Дисменореяныц жоFаpы жиiлiгi

73% (365/500) студенттен аньщталды. Олардыц шшде 18% (66) ;ыздардыц ;атты ауырсыну сезiмдеpiн бастан кешкен. Ауырсыну синдромын то;тату ма;сатында ;атысушылардыц K0пшiлiгi дэр^ердщ таFайындауынсыз, 0зiн-0зi емдеумен айналыса отырып, ауырсынуды басатын дэpi ;абылдады.

TYЙiндi свздер: етеккip, етеккip аFымы, студенттердеп дисменорея, етеккip кезiндегi ауырсыну.

S.Sh. Issenova1, B.K. Kabil1, B.N. Bishekova1, A.M. Saparaliyeva1, Khaleque Khan2, A.E. Rakhimov1, G.M. Issina1, L.I.Dossova1, S.A.Nelyubin1

1Asfendiyarov Kazakh National medical university 2Kyoto's University of Medicine, Japan

PECULIARITIES OF THE MENSTRUAL CYCLE AT STUDENTS 1-5 COURSES OF MEDICAL UNIVERSITY

Resume: This article presents the results of a study conducted by interviewing 500 students of reproductive age from 18 to 25 years of the national medical University, who in 2019 studied from the 1st to the 5th year. The questions on the questionnaire concerned the formation of menstrual function, pain during menstruation, and the use of medications to relieve pain. A high incidence of dysmenorrhea (difficult menstruation) was revealed

in 73% (365/500) students. Of these, 18% (66) of the girls experienced severe excruciating pain during menstruation, up to temporary disability. In order to stop the pain syndrome, most of the respondents uncontrolledly took painkillers without a doctor's prescription by self-medicating. Keywords: menstruation, menstrual cycle, dysmenorrhea in students, pain during menstruation

УДК 614.2:616-053.2

1Д.Н. Маханбеткулова, 2Г.Ж. Токмурзиева

казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» г. Алматы, Казахстан 2Филиал «Научный центр гигиены и эпидемиологии им. Х. Жуматова» РГП на ПХВ «Национальный центр общественного здравоохранения» г. Алматы, Казахстан

МОДЕЛЬ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ

Социальная значимость здоровья подростков обусловлена тем, что они представляют собой репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный потенциал общества, поэтому здоровье подростков является общественной ценностью государства [1-4]. По данным Комитета ООН (2018) в Казахстане дети и подростки от 0 до 18 лет составляют 5,6 млн. человек, в том числе девочки - 2,7млн. человек (48,6 %), мальчики - 2,9 млн. человек (51,4 %) [5]. Репродуктивное здоровье подростков является своеобразным индикатором, чутко реагирующим на изменения факторов внешней и внутренней среды. На ухудшение репродуктивного здоровья девочек-подростков Казахстана, проблему распространенности гинекологических заболеваний указывают многочисленные отечественные исследователи [6-10]. Высокая распространенность среди девочек-подростков гинекологических и соматических заболеваний указывают на необходимость модернизации службы здравоохранения в данной сфере для решения конкретных проблем профилактики заболеваний и формирования репродуктивного потенциала.

Цель исследования. В данной статье представлен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих оказание подросткам медицинских и профилактических услуг в сфере укрепления репродуктивного потенциала, а также обоснована модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков в системе здравоохранения Республики Казахстан.

Материал и методы. Данный анализ основывается на нормативно-правовых актах, регламентирующих оказание услуг в сфере охраны репродуктивного здоровья детей и подростков в Республике Казахстан.

Результаты и обсуждения. Проведенный анализ нормативно-правовых актов показал, что модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков должна строиться по следующим направлениям: своевременное выявление гинекологических заболеваний профильным специалистом; повышение качества подготовки медицинских кадров в рамках непрерывного образования; укрепление школьной медицины как службы охраны здоровья подростков; развитие межсекторального сотрудничества в сфере охраны репродуктивного здоровья.

Выводы. Разработанная модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков направлена на сохранение и укрепление репродуктивного потенциала и включает в себя совершенствование организационной, профилактической, лечебной и реабилитационной помощи девочкам-подросткам.

Ключевые слова: девочки, подростки, репродуктивное здоровье, репродуктивный потенциал, охрана репродуктивного здоровья, модель

В Послании Лидера нации Республики Казахстан Н.А. 2050» [11] сказано, что защита материнства и детства

Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - является важнейшей составной частью социальной

УекЫЬ КагПГШ № I - 2020

политики государства на новом этапе. При этом охрана репродуктивного здоровья подростков воспринимается как единое целое с их физиологическими и психическими особенностями, находящимися в определенной природной, социально-экономической и культурной среде. Репродуктивное здоровье подростков является своеобразным индикатором, чутко реагирующим на изменения факторов внешней и внутренней среды. На ухудшение репродуктивного и соматического здоровья девочек-подростков, проблему распространенности гинекологических заболеваний указывают

многочисленные отечественные и зарубежные исследователи.

Анализ данных исследованной литературы показывает, что для современных девочек-подростков характерны высокая частота гинекологических заболеваний, нарушений репродуктивной сферы, увеличение числа нежелательных беременностей, рост количества абортов, увеличение числа случаев инфицирования ВИЧ, инфекциями, передающимися половым путем. Поэтому, состояние репродуктивного здоровья девочек-подростков остается одной из наиболее важных медико-социальных проблем. В условиях модернизации здравоохранения Казахстана для решения проблем профилактики заболеваний и формирования репродуктивного потенциала девочек-подростков республики нами предложена модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков Материал и методы. В рамках обоснования модели охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков проведен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих оказание данной группе медицинских и профилактических услуг в сфере охраны репродуктивного здоровья подростков в Республике Казахстан. Результаты и обсуждение.

Нами разработана модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков, направленная на сохранение и укрепление их репродуктивного потенциала, которая предусматривает совершенствование организационной, профилактической, лечебной и реабилитационной помощи девочкам-подросткам.

Медико-социальная помощь девочкам-подросткам по нашему мнению должна совершенствоваться по следующим направлениям:

1. Своевременное выявление гинекологических заболеваний профильным специалистом;

2. Повышение качества подготовки медицинских кадров в рамках непрерывного образования;

3. Укрепление школьной медицины как службы охраны здоровья подростков;

4. Развитие межсекторального сотрудничества в сфере охраны репродуктивного здоровья.

1) Своевременное выявление гинекологических заболеваний профильным специалистом Согласно классификации ЮНФПА подростковый возраст делится на 2 группы: 11-14 лет - ранний подростковый возраст, 15-19 лет - поздний подростковый возраст. Старший подростковый возраст (15—18 лет) является периодом окончательного формирования зрелого типа функционирования репродуктивной системы [12]. Следовательно, девочки старшего подросткового возраста имеют особенности в анатомо-физиологическом строении и течении заболеваний. Поэтому, с учетом их физических, половых, психосексуальных особенностей, медико-социальных потребностей и специфических проблем возникает необходимость вовлечения профильного специалиста-гинеколога для оказания девочкам данной возрастной группы специализированной консультативной, диагностической и лечебной помощи.

Считаем, что для снижения распространённости острых и хронических заболеваний среди девочек-подростков, в перечень специалистов, участвующих в проведении профилактических осмотров, необходимо включить врача-гинеколога, который бы проводил ежегодный осмотр девочек в возрасте 15-17 лет. На сегодняшний момент, известно, что осмотр детей профильными специалистами, а также проведение дополнительных диагностических

исследований (лабораторных и инструментальных) проводится по показаниям, по направлению врача общей практики. Однако девочки часто не придают серьезного значения своему репродуктивному здоровью и не понимают важности своевременного консультирования у профильного специалиста. Поэтому, те девочки, которые своевременно не предъявляют свои жалобы врачу общей практики остаются вне поля зрения и, как следствие, обращаются за медицинской помощью в хроническом или подостром течении заболевания, что сказывается на общем репродуктивном потенциале в будущем. Мы согласны, что осмотр девочек в возрасте 10-14 лет, может проводится врачом общем практики с заполнением пубертограммы при внешнем осмотре девочек на предмет пубертатного развития. При выявлении девиаций, девочки-подростки должны направляться на осмотр профильным специалистом. Однако, основываясь на данных проведенного анализа распространенности

гинекологических заболеваний среди девочек-подростков, необходимо заключить, что обследование девочек-подростков на сегодняшнем уровне является недостаточным. В этой связи, врач-гинеколог должен проводить осмотр девочек в возрасте 15-17 лет, наравне с урологом, проводящим обследование юношей в данной возрасте. Данное направление профилактической работы поможет усилить диспансерный уход за девочками-подростками, так как основным методом профилактической работы является диспансерный метод, который является активным динамическим наблюдением не только за больными, но и за здоровыми детьми и подростками. Диспансерный метод позволяет наиболее полно реализовать одно из важнейших положений профилактической работы - не только сохранять, но и улучшать здоровье здоровых.

2) Повышение качества подготовки медицинских кадров в рамках непрерывного образования

Согласно п. 72 Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года № 173 «Об утверждении Стандарта организации оказания акушерско-гинекологической помощи в Республике Казахстан и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения Республики Казахстан»: «Акушерско-гинекологическая помощь детям

осуществляется врачом акушер-гинекологом ...» Однако действующая система повышение квалификации в объеме 216 часов прохождения неформального образования не содержит обязательных требований к прохождению специалистами, осуществляющими помощь как взрослому, так и детскому населению, определенного объема часов по детскому профилю. В то же время, дети обладают своей, отличной от взрослых, спецификой, как физиологической, так и психологической.

Дети, в данном случае девочки-подростки, могут не придавать должного значения своему здоровью, а также могут бояться или стесняться говорить с врачом открыто о тех или иных факторах: как благополучие в семье или отклонения в здоровье. В этой связи, мы убеждены, что специалист, осуществляющий медицинскую помощь детям, обязан в рамках непрерывного образования проходить, как минимум, 54 часа повышения квалификации по своей специальности по детскому профилю.

Также следует отметить, что в Приказе и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 ноября 2009 года № 691 «Об утверждении Правил повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, а также квалификационных требований к организациям, реализующим программы дополнительного медицинского и фармацевтического образования» не содержится формальных требований к организациям по материальному обеспечению или уровню преподавательского состава. В этой связи, остро стоит проблема контроля качества дополнительного образования. Таким образом, одним из наших предложений является усиление требований к данным организациям, с возможной передачей права на осуществление данной деятельности действующим медицинским высшим учебным заведениям.

3) Укрепление школьной медицины как службы охраны здоровья подростков

Один из этапов Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулык;» на 2016-2019 годы заключался в том, что в 2017 году школьная медицина полностью перешла из-под ведения Министерства образования под начало Министерства здравоохранения. В ходе процесса данной интеграции медицинские пункты школ вошли в число структурных подразделений поликлиник.

Основной целью оптимизации школьной медицины было построение круглогодичной системы оздоровления школьников с формированием устойчивых стереотипов здорового правильного поведения. Деятельность школьной медицины была нацелена на минимизацию факторов поведенческого риска, мониторинга влияния учебного процесса на состояние здоровья детей и профилактики возникновения хронических заболеваний подрастающего поколения.

На сегодняшний день, во всем мире реализуются новые подходы к организации медицинской помощи подросткам: разрабатываются новые учебные принципы и программы подготовки специалистов в области охраны здоровья подростков, реализуются мероприятия в рамках здоровьесберегающих технологий, привлекаются молодежные центры и неправительственные организации. Укрепление существующей в стране школьной медицины как службы охраны здоровья подростков является одним из актуальных задач системы здравоохранения в этой сфере. В рамках модернизации, которого будут получены следующие результаты: стандартизация и информатизация школьной медицины, обеспечение непрерывного цикла наблюдения за здоровьем детей и подростков, проведение комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий в рамках здоровьесберегающих технологий, создание единого регистра здоровья школьников, интегрированного в общую информационную систему здравоохранения и развитие межсекторального сотрудничества.

4) Развитие межсекторального сотрудничества в сфере охраны репродуктивного здоровья

Опыт отечественной и западной медицины указывает на необходимость изменения отношения к охране репродуктивного здоровья девочек-подростков, создания служб, способных решать проблемы рискованного поведения современных девочек, подготовки персонала умеющего и желающего работать с подростками. Это требует введения новых организационных форм и услуг подросткам, таких как «кабинеты и клиники, дружественные к молодежи», волонтерство, а также участие неправительственных организаций (НПО). Следует отметить, что Приказом Министра от 18 мая 2018 года № 271 утвержден План мер по управлению общественным здоровьем на 2018-2021 годы (далее - План). Пунктом 3.2 Плана предусмотрено внедрение в организациях образования проектов Всемирной организации здравоохранения «Школы, способствующие укреплению здоровья». В проекте «ШСУЗ» участвует более 720 школ в которых реализуются следующие направления: • Создание возможностей для реализации физического, психического и социального потенциала школьного

Вестник Ка3НМУ № I - 2020

сообщества для повышения чувства собственного достоинства.

• Обеспечение получения знаний и выработки навыков, необходимых для принятия правильных решений, относительно здоровья целевых групп.

• Создание благоприятной среды для здоровья школьного сообщества и соответствующих мер безопасности во время работы и обучения (оптимальная планировка школьных помещений, оборудования, игровых площадок, организация рационального питания и др.).

• Содействие в формировании чувства ответственности у каждого за охрану своего здоровья и окружающих.

• Содействие установлению благоприятной атмосферы во взаимоотношениях между самими учащимися, учащимися и школьным персоналом, а так же между школой, домом и сообществом.

• Подготовка и реализация программ медикосанитарного и гигиенического просвещения.

Обобщённо, целью проекта ШСУЗ является укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний среди детей и подростков в Казахстане.

Более конкретные функции по охране именно репродуктивного здоровья возложены, как указывалось выше, на Национальный Центр Общественного Здравоохранения, Центра формирования здорового образа жизни, молодежные центры здоровья. Однако, на сегодняшний день, деятельность данных центров охватывает менее 10% от общего количества молодежи [13]. В этой связи, мы убеждены в необходимости активации деятельности новых субъектов, которые с одной стороны будут осуществлять конкретные меры по охране репродуктивного здоровья, с другой стороны, помогут расширить охват молодежи данными мерами. Мы полагаем, что данная деятельность может осуществляться неправительственными организациями, которые в сотрудничестве и партнерстве с действующими организациями, взяли бы на себя следующие функции:

1. совершенствование системы медицинской помощи детям (совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания, создание системы эффективных мер по борьбе с вредными привычками, обеспечению здорового питания, снижению риска воздействия неблагоприятных факторов внешней среды);

2. содействие предотвращению насилия в отношении девочек-подростков, профилактика ранних и принудительных браков;

3. научно-исследовательская работа по проблемам школьной медицины, репродуктивному здоровью мальчиков и девочек, профилактика ВИЧ/СПИД, наркомании среди школьников.

4. проведение тренингов, конференций, круглых столов по вопросам школьной медицины;

5. и иные.

Рекомендуемая нами модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков охватывает различные секторы, которые, взаимодействуя между собой, осуществляют реализацию различных этапов системы оказания медико-социальной помощи подросткам (рисунок 1).

УекЫЬ КагПГШ № I - 2020

Проведение специалистами отделения «Школьной медицины» профилактического осмотра девочек-подростков

Рисунок 1 - Модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков в системе здравоохранения Республики

Казахстан

Выводы.

Разработанная модель охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков направлена на сохранение и укрепление репродуктивного потенциала и включает в себя

совершенствование организационной, профилактической, лечебной и реабилитационной помощи девочкам-подросткам.

СПИСОК

1 Дикке Г.Б., Ерофеева Л.В. Особенности репродуктивного поведения молодежи // Акушерство и гинекология. -2013. - № 12. - С. 96-101.

2 Левина Л.И., Куликова А.М. Подростковая медицина. СПб.: Питер, 2006. - 534 с.

3 Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико -социальные проблемы воспитания подростков. - М.: Педиатр, 2014. - 385 с.

4 Сурмач М.Ю. Качество жизни подростков Республики Беларусь: связь со здоровьем. - Гродно: 2013. - 217 с.

5 Fifth periodic report submitted by Kazakhstan under article 18 of the Convention, due in 2018 URL: https://tbinternet.ohchr.org/Treaties/CEDAW/Shared%20D ocuments/KAZ/CEDAW_C_KAZ_5_7362_R.pdf

6 Есенаманова С.М., Досимов Ж.Б, Балыков А.Ж. и др. Репродуктивное здоровье девочек подростков г. Актобе // Медицинский журнал Западного Казахстана. - 2015. -№2(46). - С. 42-44.

7 Турдалиева Б.С., Аимбетова Г.И., Абдукаюмова У.А. и другие. Здоровье детей и подростков Республики Казахстан: проблемы и пути решения // Вестник КазНМУ. - 2011. - №4. - С. 53-56.

ЛИТЕРАТУРЫ

8 Шаяхметова Р.Р., Хузиханова Ф.В. Сравнительный анализ заболеваемости репродуктивной системы девочек-подростков // Успехи современного естествознания. - 2013. - №9. - С. 73-75.

9 Мустафина М.Д. Оценка репродуктивного здоровья женщин в Казахстане // Вестник КазНМУ. - 2013. - № 4 (1). - С. 271-274.

10 Касымова Г.П., Жакупова М.Б. Медико - социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста // Медицина. - Алматы: 2013. - № 3. - С. 23-26.

11 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана // Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства. - Астана: Акорда, 2012. - 31 с.

12 Коколина В.Ф. Детская гинекология // Руководство для врачей. - Москва. - 2001. - 368 с.

13 Отчет по исполнению плана развития РГП на ПХВ "Национальный Центр Общественного Здравоохранения" Министерства здравоохранения Республики Казахстан. - Астана. - 2018.

1Д.Н. Маханбеткулова, 2Г.Ж. Токмурзиева

1«КДСЖМ» Цазацстандыц медицина университетi, Алматы ц. Цазацстан 2^азацстан Республикасы денсаулыц сацтау министрл^шц «К,огамдъщ денсаулыц сацтау улттыц орталыгы» шаруашылыцЖYргiзу цуцыгындагы республикалыцмемлекеттiк кэсторныныц «Санитариялыц-эпидемиологиялыц сараптама жэнемониторинггылыми-

практикалыц орталыгы» филиалы, Алматы ц., Цазацстан

ЖАС0СШРШ КЫЗДАРДЫН, РЕПРОДУКТИВТ1 ДЕНСАУЛЫГЫН KOPFAOTbIH МОДЕЛЬ

ТYЙiн: Жас0спiрiмдер денсаулыгыныц элеуметтш мэш олардыц к;огамныц репродуктивт^ интеллектуалды; экономикалы; элеуметтш, саяси жэне мэдени элеуетш бшдретшдшне байланысты, сондьщтан жас0спiрiмдер денсаулыгы мемлекеттщ когамды; кундылыгы болып табылады [1-4]. Б¥¥ Комитетшщ Казак;стандагы мэлiметi бойынша (2018 ж.) 0-ден 18 жас;а дешнп балалар мен жас0спiрiмдер 5,6 млн адамды курайды, оныц шшде кыздар - 2,7 млн адам (48,6%), улдар - 2,9 млн. адам (51,4%) [5]. Жас0спiрiмдердiц репродуктивт денсаулыгы - сырт;ы жэне шю орта факторларыныц 0згеруiне сезiмтал индикатор турь Коптеген отандык; зерттеушiлер ;азак;стандык; жас0спiрiм кыздардыц репродуктивтi денсаулыгыныц нашарлауына жэне гинекологиялык; аурулардыц таралу проблемасына назар аударады [6-10]. Жас0спiрiм кыздарда гинекологиялык; жэне соматикалык; аурулардыц коп таралуы олардыц алдын-алу мен жалпы репродуктивтi элеуеттi к;алыптастырудыц на;ты мэселелерш шешу Yшiн осы саладагы медициналык; кызметт модернизациялау к;ажеттштн K0рсетедi.

Зерттеу мак;саты. Бул ма;алада репродуктивтi денсаулы;ты ныгайту саласында жас0спiрiмдерге медициналы;-профилактикалы; к;ызмет K0рсетудi реттейтiн нормативтш-кук;ык;тык; актiлерге талдау жасалынган, сонымен ;атар Казахстан Республикасыныц денсаулык; сак;тау ЖYЙесiндегi

жас0спiрiм кыздардыц репродуктивтi денсаулыгын жа;сартатын модель негiзделедi.

Материалдар мен эдктер. Бул талдау Казахстан Республикасындагы балалар мен жас0спiрiмдерде репродуктивтi денсаулык; к;ызметтерш K0рсетудi реттейтiн нормативтш-кук;ык;тык; актiлер непзшде жасалынган. Нэтижелер мен пiкiрталастар. Нормативтш кук;ык;тык; актiлердi талдау барысындагы аныщталган жас0спiрiм к;ыздардыц репродуктивтi денсаулыгын сак;таудыц моделi келесi багыттар бойынша курылу керек екендiгi K0рсетiледi: мамандандырылган маманныц

гинекологиялык; ауруларды уак;ытында аны;тауы; Yздiксiз бiлiм беру аясында медициналык; кадрларды даярлау сапасын арттыру; мектеп медицинасын жас0спiрiмдер денсаулыгына ;ызмет ететiн сала ретшде ныгайту; урпа;ты болу денсаулыгы саласындагы салааралык; ынтымак;тастык;ты дамыту.

Корытындылар. Жас0спiрiм кыздарга арналган репродуктивтi денсаулык;ты к;оргау моделi урпак;ты болу элеуетш сак;тауга жэне ныгайтуга багытталып ;ана к;оймай, уйымдастырушылы; алдын-алу, емдiк жэне к;алпына келтiру шараларын да ныгайтуды к;амтиды. ТYЙiндi свздер: ;ыздар, жас0спiрiмдер, репродуктивтi денсаулы;, репродуктивтi элеует, репродуктивт денсаулы;ты ;оргау, модель (Yлгi)

1D.N. Makhanbetkulova, 2G.J. Tokmurziyeva

1Kazakhstan's medical university «KSPH», Almaty, Kazakhstan 2"Scientific Center of Hygiene and Epidemiology" named after Kh. Zhumatov, the Branch of the National Public Health Center, Almaty, Kazakhstan

REPRODUCTIVE HEALTH PROTECTION MODEL FOR GIRLS-TEENAGERS

Resume: The social significance of adolescent health is due to the fact that they represent the reproductive, intellectual, economic, social, political and cultural potential of society, therefore adolescent health is a public value of the state [1-4]. According to the UN Committee (2018) in Kazakhstan, children

and adolescents from 0 to 18 years old are 5.6 million people, including girls - 2.7 million people (48.6%), boys - 2.9 million. people (51.4%) [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reproductive health of adolescents is a kind of indicator that is sensitive to changes in factors of the external and internal

VeStnik KQzfimU № I - 2020

environment. Numerous domestic researchers point to a deterioration in the reproductive health of Kazakhstan teenage girls, and the problem of the prevalence of gynecological diseases [6-10]. The high prevalence of gynecological and somatic diseases among teenage girls indicates the need to modernize the health service in this area to solve specific problems of disease prevention and the formation of reproductive potential. The purpose of the study. This article presents an analysis of the legal acts governing the provision of adolescent medical and preventive services in the field of strengthening reproductive potential, and also substantiates a model for the reproductive health of adolescent girls in the healthcare system of the Republic of Kazakhstan.

Material and methods. This analysis is based on regulations governing the provision of reproductive health services for children and adolescents in the Republic of Kazakhstan.

Results and discussions. The analysis of normative legal acts showed that the model of reproductive health protection for adolescent girls should be built in the following areas: timely detection of gynecological diseases by a specialized specialist; improving the quality of training of medical personnel in the framework of continuing education; strengthening school medicine as a service for adolescent health; development of intersectoral cooperation in the field of reproductive health. Conclusions. The developed reproductive health model for adolescent girls is aimed at preserving and strengthening the reproductive potential and includes improving organizational, preventive, curative and rehabilitative care for adolescent girls. Keywords: girls, adolescents, reproductive health, reproductive potential, reproductive health care, model.

УДК 618.145-007.415-053.5/.81-036.1-07-085

Ш.М. Садуакасова, Н.М. Сагандыкова, С.Е. Еркенова, Э.Е. Мухаметова, С.А. Лысенков

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Кафедра акушерства и гинекологии, отделение гинекологии ГКБ4 г. Алматы

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ СОЧЕТАНИЯ ЭКТОПИЧЕСКОЙ И МАТОЧНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ

В последние годы встречаются сообщения о росте частоты редких форм эктопической беременности. Снижение частоты эктопической беременности заключается в профилактике, своевременной диагностике и адекватном лечении воспалительных заболеваний органов малого таза. Своевременная диагностика и применение малоинвазивных методов хирургии при редких формах эктопической беременности имеет важную роль в предупреждении серьезных осложнений, представляющих угрозу, как для жизни, так и репродуктивного здоровья пациенток.

Ключевые слова: эктопическая беременность, редкие формы эктопической беременности, сочетание эктопической и маточной беременностей, малоинвазивная хирургия

По данным отечественной и зарубежной литературе в последние годы имеется тенденция к росту частоты редких форм внематочной беременности. Для снижения частоты редких форм эктопической беременности требуется профилактика и своевременное выявление и лечение воспалительных заболеваний органов малого таза. Своевременная диагностика и хирургическое вмешательство при редких формах эктопической беременности позволяет предупредить осложнения, вызывающие угрозу для жизни и нарушения репродуктивной функции женского организма. В этой статье описывается клинический случай сочетания эктопической и маточной беременностей. Актуальность Несмотря на постоянное

усовершенствование методов диагностики и лечения, и в настоящее время эктопическая беременность (ЭБ) остается одной из актуальных проблем акушерства и гинекологии. Среди причин материнской смертности частота ЭБ составляет около 5%. По данным разных литературных источников, частота развития сочетанной ЭБ и маточной беременности варьирует от 1 на 100 до 1 на 30 000 беременностей. За последние десятилетия отмечается рост частоты эктопической беременности, обусловленный увеличением частоты воспалительных заболеваний органов малого таза, внутриматочных вмешательств, широким применением внутриматочных контрацептивов.

Эктопическая беременность представляет угрозу жизни пациентки и характеризуется негативными последствиями для репродуктивного здоровья женщины. По локализации плодного яйца различают несколько видов ЭБ: трубная, шеечная, яичниковая, брюшная, интралигаментарная. Кроме того, наблюдаются редкие формы ЭБ: персистирующая, сочетание маточной и эктопической беременности, многоплодная. Локализация плодного яйца при ЭБ чаще происходит в ампулярном отделе маточных

труб и составляет 97,7%. Чаще всего (80%) трубная беременность формируется в ампулярном отделе, реже - в истмическом (11%), фимбриальном (4%),

интерстициальном (2%) [1, 2]. В 1,4% наступает брюшная эктопическая беременность, в 1% - яичниковая или шеечная эктопическая беременность.

В клинической практике в последние годы нередко встречаются и редкие формы эктопической беременности, при которых диагностика значительно затруднена. В последние десятилетия с внедрением в клиническую практику высокотехнологичной эндоскопии подходы к хирургическому лечению пациенток с ЭБ изменились. Особую трудность в диагностике ЭБ представляет сочетание эктопической и маточной беременности. Данное сочетание чаще встречается после индукции овуляции, в том числе в циклах экстракорпорального оплодотворения. По данным литературы, наступление эктопической и маточной беременности у женщин, которым не проводилась стимуляция овуляции, является довольно редким сочетанием.

Применение малоинвазивной хирургии зачастую позволяет сохранить репродуктивный потенциал, способствует снижению степени спаечного процесса в брюшной полости, минимизировать операционную травму для быстрого восстановления трудоспособности [3, 4]. В сравнении с лапаротомией при применении лапароскопии сроки пребывания в хирургическом стационаре,

продолжительность операции, интраоперационная кровопотеря, сроки послеоперационной реабилитации в 1,42,8 раза ниже [5]. Необходимо также учитывать, что метод приводит иногда к развитию интра- и послеоперационных осложнений. При трубной беременности вид лапароскопии заключается в выполнении сальпинготомии с удалением плодного яйца, сальпингэктомии, иссечения участка трубы с последующим восстановлением конец в конец,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.