Научная статья на тему 'Модель «Один народ – два государства» и ее влияние на восприятие имиджа Турции в Азербайджане'

Модель «Один народ – два государства» и ее влияние на восприятие имиджа Турции в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
63
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Турция / Азербайджан / «один народ – два государства» / имидж / «мягкая сила» / культура / идеология / Turkey / Azerbaijan / “one people two states” / image / “soft power” / culture / ideology

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Енокян А.В., Смолик Н.Г., Буторов А.С.

Из трех южнокавказских государств Азербайджан воспринимает Турцию как несомненного и безоговорочного союзника. Турция рассматривается как страна, у которой идентичный язык, религия, похожие традиции, культура, обычаи, также присутствует имидж объединителя всего тюркского мира. Азербайджанская политическая элита выделяет значимость Турции как главного союзника и выражает готовность взаимодействовать с Турцией под общим лозунгом «один народ – два государства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model “One people two states” and its impact on the perception of Turkey’s image in Azerbaijan

Of the three South Caucasian states, Azerbaijan perceives Turkey as an undoubted and unconditional ally. Turkey is regarded as a country that has an identical language, religion, similar traditions, culture, customs, and also has the image of a unifier of the entire Turkic world. The Azerbaijani political elite emphasizes the importance of Turkey as the main ally and expresses its readiness to cooperate with Turkey under the common slogan “one people two states.”

Текст научной работы на тему «Модель «Один народ – два государства» и ее влияние на восприятие имиджа Турции в Азербайджане»

Енокян А.В.

Аспирант, ассистент кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов.

Эксперт Центра исследований постсоветских стран (ЦИПС).

Смолик Н.Г.

Старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов.

Буторов А.С.

Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов.

Модель «Один народ - два государства» и ее влияние на восприятие имиджа Турции в Азербайджане

Статья подготовлена при поддержке и в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 21-514 - 07001 «Геополитические вызовы как фактор дестабилизации и угрозы региональной безопасности на Южном Кавказе».

Несмотря на небольшую границу примерно 11 километров в длину, Турция и Азербайджан не только активно взаимодействуют как соседи, но и позиционируют себя как «братские» государства. Распад СССР и обретение независимости побудили азербайджанскую политическую элиту обращаться в прошлое со стремлением конструирования собственной идентичности. Национальные элиты, во главе с одним из наиболее ярких носителей идей новой азербайджанской государственности и идентичности, лидером «Народного фронта Азербайджана» (НФА) и второго президента республики Абульфа-зом Эльчибейом (был у власти с 1992-1993 гг.), объявили о турецкой идентичности азербайджанского народа. «Народный фронт» объявил азербайджанцев тюрками, азербайджанский язык - диалектом анатолийского турецкого, а за изменение названия языка они винили советское руководство. За свой кратковременный период правления НФА провозгласил Турцию главным союзником, а Турция, первой признав независимость Азербайджана, активно освоила место «старшего брата». Однако, из-за импульсивных и недальновидных поли-

тических шагов Эльчибей очень быстро потерял поддержку народных масс и политической элиты, что правило к потери власти.

Выдвижение модели взаимоотношений по принципу «Одна нация - два государства» приписывается президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, который не столь открыто, но очень умело продолжил протурецкий вектор развития страны. Так, Баку активно укреплял торгово-экономические, военные-политические и другие связи с суннитской Турцией, отвергая влияние шиитского Ирана, где проживали от 10 до 30 млн этнических азербайджанцев. Именно языковое и культурное сходство с Турцией оказалось более весомым фактором, чем религиозное близость с Ираном для внешнеполитической ориентации. Главный вопрос в этом контексте состоит в том, что какие именно факторы повлияли на выбор Азербайджана «турецкого пути» развития с лозунгом «Один народ - два государства», а Иран, где в отличии от Турции (там проживает 700 000—800 000 азербайджанцев), по разным подсчетом, проживает от 5 до 26 миллионов азербайджанцев, не стал модельным государством. Баку часто заявляет о притеснениях иранских азербайджанцев и поднимает вопрос о защите их инересов. В Иране же до сих пор вспоминают о 17 населённых пунктах Кавказа, которые были отторгнуты в XIX веке Россией, среди которых есть города и нынешней Азербайджанской Республики. Территориальные претензии стали основным столпом противоречий двух государств и оставались важным отталкивающим фактором для Азербайджана от проиранской политики. Если фактор этнической принадлежности в случаи Ирана играет детерминирующую роль, то насчет Турции она берет роль объединяющую. Исследователи также выделяют несколько других факторов непривлекательности проиранского пути развития для Азербайджана, в их числе иранская модель государственности, основанная на религиозных догматах, а также дружественных отношениях Тегерана с Ереваном.

Между Азербайджаном и Турцией нет таких глубоких территориальных и этнических разногласий, как у Ираном с Азербайджаном.

Азербайджан со стороны Турции определялся как основной партнёр и стратегический союзник на Южном Кавказе и, основываясь на этно-культурных и языковых связях, Турция защищала интересы Азербайджана в регионе. Идеологические концепты усиливаются договором о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, предусматривающим политическую, военно-техническую, гуманитарную и экономическую поддержку, декларацией о создании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня 2010 года.

В последующие годы в своих речах руководители двух стран особо выделяли значимость концепта «один народ, два государства» и традиционно отмечали значительные успехи, достигнутые двумя странами в военной, политической, экономической, культурной и других сферах. На военном параде 15 сентября 2018 г. в Баку лидер Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган в своей вступительной речи отметил: «Азербайджан и Турция - две братские страны, у которых одна история, одна культура, один язык и одна религия...То, что радость для Азербайджана, - это и наша радость; гордость [для Азербайджана] - это и наша гордость; горе, волнение, проблема [для Азербайджана] - это и наша проблема». Президент Азербайджана Ильхам Алиев со своей стороны объявил нерушимость братских уз между двумя народами.

Глубокие этнические, культурные, исторические и языковые связи между Турцией и Азербайджаном и проводимая успешная политика «мягкой силы» привели к тому, что Анкара добилась восприятия как главного союзника Баку с положительным имиджем среди большинства азербайджанцев. Данная тенденция отображается в опросах 2021 года и сохраняется с обеих сторон. На вопрос, какая страна является другом Турции, Азербайджан традиционно возглав-

Рисунок 10. Результаты опроса «Какие страны являются дружественными для Азербайджана». 2017 г, Баку.

ляет список в опросах общественного мнения. Подобная картина прослеживается и в Азербайджане, где подавляющее большинство опрошенных (76%) считают Турцию главным другом Азербайджана. (см. рис. 10). Турки и азербайджанцы поддерживают друг друга на международных конкурсах и на футбольных матчах, студенческие обмены очень интенсивны, а среди азербайджанских туристов турецкие курорты одни из самых популярных. Эти факторы также имеют свое отражение в политических отношениях между двумя странами.

Очень важной составляющей имиджа Турции в Азербайджане является её позиция по Нагорно-Карабахскому конфликту. Турция последние 30 лет поддерживала позицию Баку в Карабахском конфликте, а во время Второй карабахской войны оказала политическую, военную и дипломатическую поддержку Азербайджану. В 2021 году отношения между Турцией и Азербайджаном получили дальнейшее развитие и были выведены на новый уровень. Реджеп Эрдоган 15 июня посетил Нагорный Карабах и в Шушу, которая перешла под контроль Азербайджана после Второй Карабахской войны, подписал с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым «Шушинскую декларацию», благодаря которой отношения двух стран, в соответствии с моделью «Один народ - два государства», официально вышли на уровень союзничества.

Турецкие государственные и негосударственные организации, и особенно СМИ считаются теми акторами, которые продвигают образ Турции как исключительного игрока в разрешения региональных конфликтов. Особо интересным является наблюдение за реакцией на итоги Второй карабахской войны в турецких СМИ и научных кругах, которые кроме поздравлений Азербайджану также выделяли важную роль Турции в победе. В средствах массовой информации и научных кругах Турции победа Азербайджана во второй Карабахской войне была встречена с ликованием. Это можно наблюдать в публикациях сотрудников Анкарского университета (Ankara Haci Bayram Veli Universitesi) Омера Ф. Зарарсыза и Ахмеда С. Сейхана в популярных газетах «Cumhuriyet», «Turkgun» и «Sabah». Данные газеты представляли Армению как «оккупанта», что также отражалась в официальных заявлениях Анкары. В таком же контексте, с большим количеством аналитических и экспертных материалов, передавались и новостные сводки «Cumhuriyet», а газеты «Turkgun» и «Sabah» публиковали эмоциональные и исключительно проазербайджанские статьи, в которых выделяли культурно-религиозное, этническое и лингвистическое родство турок и азербайджанцев как представите-

лей одного народа. Газета «Тигк§ип», являющаяся основным СМИ Партии Националистического Действия (МйНуе^ Нагеке! Раг^), не сдерживала себя и допускала оскорбительные выражения в адрес Армении и говорила о важности серьёзной поддержки Турции Азербайджану. Естественно, такие эмоциональные статьи находили свои отклики в азербайджанской общественности и СМИ, которые не могли не повлиять на усиление имиджа Турции как «большого брата» Азербайджана.

В продвижение положительного образа подключились и ученые. После Второй Карабахской войны в Азербайджане и Турции начали выходить научные публикации, в которых выделялась исключительная роль Турции для Азербайджана в регионе. Наиболее интересными являются исследования Муртезы Хасаноглу (Азербайджанская государственная академия управления), Асима Меммедова и Бахти-яра Махаррамова (Гянджийский государственный университет), которые, говоря о взаимоотношениях Азербайджана и Турции, делают вывод, что именно с помощью Турции Азербайджан географически и экономически перестал зависеть от России и получил доступ к Черному морю и Европе через Грузию в Турцию. Азербайджанские исследователи с уверенностью отмечали поддержку Азербайджану Турцией на самом высоком уровне всеми своими политическими, дипломатическими и военными возможностями. Не затмевались также экономическое партнерство и рост инвестиционной деятельности Анкары в западной части Азербайджана.

Как итог можно отметить, что принцип Турции и Азербайджана «Один народ - два государства» имеет глубокие исторические корни основаны на общей истории, культуре и языке. Принцип «Один народ - два государства» получила форму и импульс с президенст-вом Гейдара Алиева, а наибольшую популярность приобрела после победы Азербайджана во Второй карабахской войне. Взаимодействия по принципу «Один народ - два государства» для обеих сторон является весьма интересным и перспективным. Характерной чертой этой модели является то, что она не применяет какое-либо давление и навязывание своих ценностей и идеологии, а напротив, при помощи культурно-языковых и этнических факторов привлекает к себе каждую из сторон. В рамках этой модели Турция, используя государственные и негосударственные организации, очень успешно продвигала свой положительный имидж в Азербайджане и добилась статуса «большого брата» и главного союзника.

Библиографический список

1. Агаев Р., Али-заде З. Азербайджан. Конец Второй республики. (1988-1993) // М.: Граница, 2006. 591 с.

2. Агазаде М.М. Азербайджано-иранские отношения: основные направления и особенности в 1991—2019 гг. (историографический обзор) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21. № 4. С. 803-821. DOI: 10.22363/2313-0660-2021-21-4-803-821

3. Мамедли А. Соловьева Л.Т. Азербайджанцы // М., Наука, 2017. 708 с.

4. Парубочая Е.Ф. Экономические и энергетические аспекты сотрудничества Турецкой Республики и Азербайджана в XXI в. // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 4-1 (10). С. 40-43.

5. Astahova M. A. "Turkish model of development" and the reasons for its failure for the post-Soviet countries of the Caspian region (1992-1993)] // News of Saratov University. 2011. № 11 (1). 87 p.

6. Motika R. Islam in Post-Soviet Azerbaijan. Archives de sciences sociales des religions. Islam et politique dans le monde (ex-)communiste // Juillet-septembre, 2001. P. 111-124.

7. Zararsiz O.F., Seyhan A.S. Azerbaycan-Ermenistan Qati^masi Haber Metinlerinin Ele^tirel Soylem QozUmlemesi // Sel^uk iletisim dergisi. Ankara : Ankara Haci Bayram Universitesi, 2020. P. 269-305.

References

1. Agayev R., Ali-zadeh Z. Azerbaijan. The end of the Second Republic. (1988- 1993) // M.: Granitsa, 2006. 591 p.

2. Agazadeh M.M. Azerbaijani-Iranian relations: main directions and features in 1991-2019 (historiographical review) // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations. 2021. Vol. 21. № 4. P. 803-821. DOI: 10.22363/2313-0660-2021-21-4803-821

3. Mammadli A. Solovyova L.T. Azerbaijanis // M., Nauka, 2017. 708 p.

4. Parubochaya E.F. Economic and energy aspects of cooperation between the Republic of Turkey and Azerbaijan in the XXI century // Actual directions of scientific research: from theory to practice. 2016. № 4-1 (10). P. 40-43.

5. Astahova M. A. "Turkish model of development" and the reasons for its failure for the post-Soviet countries of the Caspian region (1992-1993)] // News of Saratov University. 2011. № 11 (1). 87 p.

6. Motika R. Islam in Post-Soviet Azerbaijan. Archives de sciences sociales des religions. Islam et politique dans le monde (ex-)communiste // Juillet-septembre, 2001. 111-124 p.

7. Zararsiz O.F., Seyhan A.S. Azerbaycan-Ermenistan Qati^masi Haber Metinlerinin Ele^tirel Soylem Qozumlemesi // Sel^uk iletisim dergisi. Ankara: Ankara Haci Bayram Universitesi, 2020. P. 269-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.