Енокян А.В.
Аспирант, ассистент кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов.
Эксперт Центра исследований постсоветских стран (ЦИПС).
Смолик Н.Г.
Старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов.
Буторов А.С.
Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов.
Модель «Один народ - два государства» и ее влияние на восприятие имиджа Турции в Азербайджане
Статья подготовлена при поддержке и в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 21-514 - 07001 «Геополитические вызовы как фактор дестабилизации и угрозы региональной безопасности на Южном Кавказе».
Несмотря на небольшую границу примерно 11 километров в длину, Турция и Азербайджан не только активно взаимодействуют как соседи, но и позиционируют себя как «братские» государства. Распад СССР и обретение независимости побудили азербайджанскую политическую элиту обращаться в прошлое со стремлением конструирования собственной идентичности. Национальные элиты, во главе с одним из наиболее ярких носителей идей новой азербайджанской государственности и идентичности, лидером «Народного фронта Азербайджана» (НФА) и второго президента республики Абульфа-зом Эльчибейом (был у власти с 1992-1993 гг.), объявили о турецкой идентичности азербайджанского народа. «Народный фронт» объявил азербайджанцев тюрками, азербайджанский язык - диалектом анатолийского турецкого, а за изменение названия языка они винили советское руководство. За свой кратковременный период правления НФА провозгласил Турцию главным союзником, а Турция, первой признав независимость Азербайджана, активно освоила место «старшего брата». Однако, из-за импульсивных и недальновидных поли-
тических шагов Эльчибей очень быстро потерял поддержку народных масс и политической элиты, что правило к потери власти.
Выдвижение модели взаимоотношений по принципу «Одна нация - два государства» приписывается президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, который не столь открыто, но очень умело продолжил протурецкий вектор развития страны. Так, Баку активно укреплял торгово-экономические, военные-политические и другие связи с суннитской Турцией, отвергая влияние шиитского Ирана, где проживали от 10 до 30 млн этнических азербайджанцев. Именно языковое и культурное сходство с Турцией оказалось более весомым фактором, чем религиозное близость с Ираном для внешнеполитической ориентации. Главный вопрос в этом контексте состоит в том, что какие именно факторы повлияли на выбор Азербайджана «турецкого пути» развития с лозунгом «Один народ - два государства», а Иран, где в отличии от Турции (там проживает 700 000—800 000 азербайджанцев), по разным подсчетом, проживает от 5 до 26 миллионов азербайджанцев, не стал модельным государством. Баку часто заявляет о притеснениях иранских азербайджанцев и поднимает вопрос о защите их инересов. В Иране же до сих пор вспоминают о 17 населённых пунктах Кавказа, которые были отторгнуты в XIX веке Россией, среди которых есть города и нынешней Азербайджанской Республики. Территориальные претензии стали основным столпом противоречий двух государств и оставались важным отталкивающим фактором для Азербайджана от проиранской политики. Если фактор этнической принадлежности в случаи Ирана играет детерминирующую роль, то насчет Турции она берет роль объединяющую. Исследователи также выделяют несколько других факторов непривлекательности проиранского пути развития для Азербайджана, в их числе иранская модель государственности, основанная на религиозных догматах, а также дружественных отношениях Тегерана с Ереваном.
Между Азербайджаном и Турцией нет таких глубоких территориальных и этнических разногласий, как у Ираном с Азербайджаном.
Азербайджан со стороны Турции определялся как основной партнёр и стратегический союзник на Южном Кавказе и, основываясь на этно-культурных и языковых связях, Турция защищала интересы Азербайджана в регионе. Идеологические концепты усиливаются договором о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, предусматривающим политическую, военно-техническую, гуманитарную и экономическую поддержку, декларацией о создании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня 2010 года.
В последующие годы в своих речах руководители двух стран особо выделяли значимость концепта «один народ, два государства» и традиционно отмечали значительные успехи, достигнутые двумя странами в военной, политической, экономической, культурной и других сферах. На военном параде 15 сентября 2018 г. в Баку лидер Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган в своей вступительной речи отметил: «Азербайджан и Турция - две братские страны, у которых одна история, одна культура, один язык и одна религия...То, что радость для Азербайджана, - это и наша радость; гордость [для Азербайджана] - это и наша гордость; горе, волнение, проблема [для Азербайджана] - это и наша проблема». Президент Азербайджана Ильхам Алиев со своей стороны объявил нерушимость братских уз между двумя народами.
Глубокие этнические, культурные, исторические и языковые связи между Турцией и Азербайджаном и проводимая успешная политика «мягкой силы» привели к тому, что Анкара добилась восприятия как главного союзника Баку с положительным имиджем среди большинства азербайджанцев. Данная тенденция отображается в опросах 2021 года и сохраняется с обеих сторон. На вопрос, какая страна является другом Турции, Азербайджан традиционно возглав-
Рисунок 10. Результаты опроса «Какие страны являются дружественными для Азербайджана». 2017 г, Баку.
ляет список в опросах общественного мнения. Подобная картина прослеживается и в Азербайджане, где подавляющее большинство опрошенных (76%) считают Турцию главным другом Азербайджана. (см. рис. 10). Турки и азербайджанцы поддерживают друг друга на международных конкурсах и на футбольных матчах, студенческие обмены очень интенсивны, а среди азербайджанских туристов турецкие курорты одни из самых популярных. Эти факторы также имеют свое отражение в политических отношениях между двумя странами.
Очень важной составляющей имиджа Турции в Азербайджане является её позиция по Нагорно-Карабахскому конфликту. Турция последние 30 лет поддерживала позицию Баку в Карабахском конфликте, а во время Второй карабахской войны оказала политическую, военную и дипломатическую поддержку Азербайджану. В 2021 году отношения между Турцией и Азербайджаном получили дальнейшее развитие и были выведены на новый уровень. Реджеп Эрдоган 15 июня посетил Нагорный Карабах и в Шушу, которая перешла под контроль Азербайджана после Второй Карабахской войны, подписал с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым «Шушинскую декларацию», благодаря которой отношения двух стран, в соответствии с моделью «Один народ - два государства», официально вышли на уровень союзничества.
Турецкие государственные и негосударственные организации, и особенно СМИ считаются теми акторами, которые продвигают образ Турции как исключительного игрока в разрешения региональных конфликтов. Особо интересным является наблюдение за реакцией на итоги Второй карабахской войны в турецких СМИ и научных кругах, которые кроме поздравлений Азербайджану также выделяли важную роль Турции в победе. В средствах массовой информации и научных кругах Турции победа Азербайджана во второй Карабахской войне была встречена с ликованием. Это можно наблюдать в публикациях сотрудников Анкарского университета (Ankara Haci Bayram Veli Universitesi) Омера Ф. Зарарсыза и Ахмеда С. Сейхана в популярных газетах «Cumhuriyet», «Turkgun» и «Sabah». Данные газеты представляли Армению как «оккупанта», что также отражалась в официальных заявлениях Анкары. В таком же контексте, с большим количеством аналитических и экспертных материалов, передавались и новостные сводки «Cumhuriyet», а газеты «Turkgun» и «Sabah» публиковали эмоциональные и исключительно проазербайджанские статьи, в которых выделяли культурно-религиозное, этническое и лингвистическое родство турок и азербайджанцев как представите-
лей одного народа. Газета «Тигк§ип», являющаяся основным СМИ Партии Националистического Действия (МйНуе^ Нагеке! Раг^), не сдерживала себя и допускала оскорбительные выражения в адрес Армении и говорила о важности серьёзной поддержки Турции Азербайджану. Естественно, такие эмоциональные статьи находили свои отклики в азербайджанской общественности и СМИ, которые не могли не повлиять на усиление имиджа Турции как «большого брата» Азербайджана.
В продвижение положительного образа подключились и ученые. После Второй Карабахской войны в Азербайджане и Турции начали выходить научные публикации, в которых выделялась исключительная роль Турции для Азербайджана в регионе. Наиболее интересными являются исследования Муртезы Хасаноглу (Азербайджанская государственная академия управления), Асима Меммедова и Бахти-яра Махаррамова (Гянджийский государственный университет), которые, говоря о взаимоотношениях Азербайджана и Турции, делают вывод, что именно с помощью Турции Азербайджан географически и экономически перестал зависеть от России и получил доступ к Черному морю и Европе через Грузию в Турцию. Азербайджанские исследователи с уверенностью отмечали поддержку Азербайджану Турцией на самом высоком уровне всеми своими политическими, дипломатическими и военными возможностями. Не затмевались также экономическое партнерство и рост инвестиционной деятельности Анкары в западной части Азербайджана.
Как итог можно отметить, что принцип Турции и Азербайджана «Один народ - два государства» имеет глубокие исторические корни основаны на общей истории, культуре и языке. Принцип «Один народ - два государства» получила форму и импульс с президенст-вом Гейдара Алиева, а наибольшую популярность приобрела после победы Азербайджана во Второй карабахской войне. Взаимодействия по принципу «Один народ - два государства» для обеих сторон является весьма интересным и перспективным. Характерной чертой этой модели является то, что она не применяет какое-либо давление и навязывание своих ценностей и идеологии, а напротив, при помощи культурно-языковых и этнических факторов привлекает к себе каждую из сторон. В рамках этой модели Турция, используя государственные и негосударственные организации, очень успешно продвигала свой положительный имидж в Азербайджане и добилась статуса «большого брата» и главного союзника.
Библиографический список
1. Агаев Р., Али-заде З. Азербайджан. Конец Второй республики. (1988-1993) // М.: Граница, 2006. 591 с.
2. Агазаде М.М. Азербайджано-иранские отношения: основные направления и особенности в 1991—2019 гг. (историографический обзор) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21. № 4. С. 803-821. DOI: 10.22363/2313-0660-2021-21-4-803-821
3. Мамедли А. Соловьева Л.Т. Азербайджанцы // М., Наука, 2017. 708 с.
4. Парубочая Е.Ф. Экономические и энергетические аспекты сотрудничества Турецкой Республики и Азербайджана в XXI в. // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 4-1 (10). С. 40-43.
5. Astahova M. A. "Turkish model of development" and the reasons for its failure for the post-Soviet countries of the Caspian region (1992-1993)] // News of Saratov University. 2011. № 11 (1). 87 p.
6. Motika R. Islam in Post-Soviet Azerbaijan. Archives de sciences sociales des religions. Islam et politique dans le monde (ex-)communiste // Juillet-septembre, 2001. P. 111-124.
7. Zararsiz O.F., Seyhan A.S. Azerbaycan-Ermenistan Qati^masi Haber Metinlerinin Ele^tirel Soylem QozUmlemesi // Sel^uk iletisim dergisi. Ankara : Ankara Haci Bayram Universitesi, 2020. P. 269-305.
References
1. Agayev R., Ali-zadeh Z. Azerbaijan. The end of the Second Republic. (1988- 1993) // M.: Granitsa, 2006. 591 p.
2. Agazadeh M.M. Azerbaijani-Iranian relations: main directions and features in 1991-2019 (historiographical review) // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations. 2021. Vol. 21. № 4. P. 803-821. DOI: 10.22363/2313-0660-2021-21-4803-821
3. Mammadli A. Solovyova L.T. Azerbaijanis // M., Nauka, 2017. 708 p.
4. Parubochaya E.F. Economic and energy aspects of cooperation between the Republic of Turkey and Azerbaijan in the XXI century // Actual directions of scientific research: from theory to practice. 2016. № 4-1 (10). P. 40-43.
5. Astahova M. A. "Turkish model of development" and the reasons for its failure for the post-Soviet countries of the Caspian region (1992-1993)] // News of Saratov University. 2011. № 11 (1). 87 p.
6. Motika R. Islam in Post-Soviet Azerbaijan. Archives de sciences sociales des religions. Islam et politique dans le monde (ex-)communiste // Juillet-septembre, 2001. 111-124 p.
7. Zararsiz O.F., Seyhan A.S. Azerbaycan-Ermenistan Qati^masi Haber Metinlerinin Ele^tirel Soylem Qozumlemesi // Sel^uk iletisim dergisi. Ankara: Ankara Haci Bayram Universitesi, 2020. P. 269-305.