Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УМЕНИЯМ АУДИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ АУДИОТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УМЕНИЯМ АУДИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ АУДИОТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные языки / методика преподавания иностранных языков / модели обучения / образовательный процесс / стратегии работы с аудиотекстом / аутентичность / принципы обучения / студенты / колледжи / горные специальности / умения аудирования / аудирование / иноязычные аудиотексты / профессионально ориентированное обучение / foreign languages / methods of teaching foreign languages / learning models / educational process / strategies for working with audio text / authenticity / principles of learning / students / colleges / mining specialties / listening skills / listening / foreign language audio texts / professionally oriented training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новожилова Екатерина Геннадиевна, Сергеева Наталья Николаевна

Аргументируется и раскрывается специфика моделирования процесса обучения студентов горных специальностей умениям аудирования иноязычной речи профессиональной направленности. Рассмотрены средства и методы развития умений аудирования, а также стратегии обучения аудированию иноязычной речи, с учетом специфики профессионально ориентированного общения в колледже. Рассматриваемое понятие «аутентичный аудиотекст» выступает как основной компонент модели обучения. Основополагающими методами исследования выступили анализ научно-методической литературы, освещающей проблемы обучения умениям и навыкам аудирования иноязычной речи в контексте профессионально направленного обучения, особенностям и трудностям восприятия иноязычной речи на слух, метод моделирования. Разработанная в рамках данного исследования функциональная модель представляет целостную систему взаимосвязанных, взаимодополняемых компонентов: мотивационного (цели обучения иноязычному общению: познавательная, практическая), методологического (принципы и условия обучения восприятию иноязычной речи на слух), содержательного (компоненты содержания обучения аудированию иноязычной речи), деятельностного (этапы работы с аудиотекстами, средства, методы и формы обучения), контрольно-оценочного (методы оценки уровня сформированности умений аудирования, методы коррекции, методы контроля и самоконтроля). Представленная дидактическая модель обеспечивает иерархичность, системность и целостность ее компонентов, объединенных частной и глобальной целями обучения иноязычному профессионально направленному общению в колледже. Отмечается, что успешность развития умений аудирования обучающихся горных специальностей обусловлена минимизацией трудностей восприятия иноязычной речи на слух, реализацией стратегий работы с аутентичным дискурсом, учитывая психофизиологические механизмы восприятия аутентичного текста. Модель обучения, рассмотренная в рамках данной статьи, представляется как основа разработки методики обучения студентов горных специальностей умениям и навыкам аудирования профессионально направленного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новожилова Екатерина Геннадиевна, Сергеева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TEACHING STUDENTS OF MINING SPECIALTIES LISTENING COMPREHENSION OF PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE AUDIOTEXTS

The article discusses and reveals the specificity of modeling the process of teaching students of mining specialties the skills of listening to foreign language speech for professional communication. The means and methods of developing listening skills, strategies for working with audiotext in professionallyoriented context. The considered concept “authentic audio text” acts as the main component of the teaching model. The fundamental methods of the research are: the analysis of scientific and methodological literature covering the problems of teaching foreign language listening skills in the context of professionally oriented training, peculiarities and difficulties of listening comprehension of foreign language speech, modeling method. The functional model developed in the framework of this study is an integral system of interrelated, complementary components: motivational (aims of teaching foreign language communication: cognitive, practical), methodological (principles and conditions of teaching listening comprehension of foreign lan-guage speech), content (components of teaching listening comprehension of foreign language speech), opera-tional (stages of work with audio texts, means, methods and forms of teaching), controlling and evaluation. (methods of assessing the level of formed listening skills, methods of correction, methods of control and self-control). The presented didactic model provides hierarchy, systematicity and integrity of its compo-nents, united by private and global goals of teaching foreign-language professional-directed communica-tion in college. It is noted that the success of the development of listening skills of students of mining spe-cialties is conditioned by minimizing the difficulties of listening comprehension of foreign language speech, implementation of strategies of work with authentic discourse, taking into account the psychophysiological mechanisms of perception of authentic text. The model of training, considered within the framework of this article, is presented as the basis for methodological developing means for teaching students of mining specialties the skills and abilities to listen professionally oriented discourse.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УМЕНИЯМ АУДИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ АУДИОТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

УДК 377.016:811.1

ББК Ч426.81-24 ГРНТИ 16.31.51 Код ВАК 5.8.2

Новожилова Екатерина Геннадиевна,

SPIN-код 9684-3660

аспирант кафедры профессионально-ориентированного языкового образования, соискатель степени кандидат педагогических наук, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов; 26; brizhanova@hotmail.com

Сергеева Наталья Николаевна,

SPIN-код: 1552-0305

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессионально-ориентированного языкового образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: snatalia2016@mail.ru

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УМЕНИЯМ АУДИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ АУДИОТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; модели обучения; образовательный процесс; стратегии работы с аудиотекстом; аутентичность; принципы обучения; студенты; колледжи; горные специальности; умения аудирования; аудирование; иноязычные аудиотексты; профессионально ориентированное обучение

АННОТАЦИЯ. Аргументируется и раскрывается специфика моделирования процесса обучения студентов горных специальностей умениям аудирования иноязычной речи профессиональной направленности. Рассмотрены средства и методы развития умений аудирования, а также стратегии обучения аудированию иноязычной речи, с учетом специфики профессионально ориентированного общения в колледже. Рассматриваемое понятие «аутентичный аудиотекст» выступает как основной компонент модели обучения. Основополагающими методами исследования выступили анализ научно-методической литературы, освещающей проблемы обучения умениям и навыкам аудирования иноязычной речи в контексте профессионально направленного обучения, особенностям и трудностям восприятия иноязычной речи на слух, метод моделирования. Разработанная в рамках данного исследования функциональная модель представляет целостную систему взаимосвязанных, взаимодополняемых компонентов: мотивационного (цели обучения иноязычному общению: познавательная, практическая), методологического (принципы и условия обучения восприятию иноязычной речи на слух), содержательного (компоненты содержания обучения аудированию иноязычной речи), деятельностного (этапы работы с аудиотекстами, средства, методы и формы обучения), контрольно-оценочного (методы оценки уровня сформированности умений аудирования, методы коррекции, методы контроля и самоконтроля). Представленная дидактическая модель обеспечивает иерархичность, системность и целостность ее компонентов, объединенных частной и глобальной целями обучения иноязычному профессионально направленному общению в колледже. Отмечается, что успешность развития умений аудирования обучающихся горных специальностей обусловлена минимизацией трудностей восприятия иноязычной речи на слух, реализацией стратегий работы с аутентичным дискурсом, учитывая психофизиологические механизмы восприятия аутентичного текста. Модель обучения, рассмотренная в рамках данной статьи, представляется как основа разработки методики обучения студентов горных специальностей умениям и навыкам аудирования профессионально направленного дискурса.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Новожилова, Е. Г. Модель обучения студентов горных специальностей умениям аудирования иноязычных аудиотекстов профессиональной направленности / Е. Г. Новожилова, Н. Н. Сергеева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. -№ 3. - С. 314-323-

Novozhilova Ekaterina Gennadievna,

Postgraduate Student of Department of Professionally Oriented Language Education, Applicant for the Degree of a Candidate of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Sergeeva Natalia Nikolaevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Professionally Oriented Language Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

MODEL OF TEACHING STUDENTS OF MINING SPECIALTIES LISTENING COMPREHENSION OF PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE AUDIOTEXTS

KEYWORDS: foreign languages; methods of teaching foreign languages; learning models; educational process; strategies for working with audio text; authenticity; principles of learning; students; colleges; mining specialties; listening skills; listening; foreign language audio texts; professionally oriented training

ABSTRACT. The article discusses and reveals the specificity of modeling the process of teaching students of mining specialties the skills of listening to foreign language speech for professional communication. The means and methods of developing listening skills, strategies for working with audiotext in professionally-oriented context. The considered concept "authentic audio text" acts as the main component of the teaching

© Новожилова Е. Г., Сергеева Н. Н., 2024

model. The fundamental methods of the research are: the analysis of scientific and methodological literature covering the problems of teaching foreign language listening skills in the context of professionally oriented training, peculiarities and difficulties of listening comprehension of foreign language speech, modeling method. The functional model developed in the framework of this study is an integral system of interrelated, complementary components: motivational (aims of teaching foreign language communication: cognitive, practical), methodological (principles and conditions of teaching listening comprehension of foreign language speech), content (components of teaching listening comprehension of foreign language speech), operational (stages of work with audio texts, means, methods and forms of teaching), controlling and evaluation. (methods of assessing the level of formed listening skills, methods of correction, methods of control and self-control). The presented didactic model provides hierarchy, systematicity and integrity of its components, united by private and global goals of teaching foreign-language professional-directed communication in college. It is noted that the success of the development of listening skills of students of mining specialties is conditioned by minimizing the difficulties of listening comprehension of foreign language speech, implementation of strategies of work with authentic discourse, taking into account the psychophysiological mechanisms of perception of authentic text. The model of training, considered within the framework of this article, is presented as the basis for methodological developing means for teaching students of mining specialties the skills and abilities to listen professionally oriented discourse.

FOR CITATION: Novozhilova, E. G., Sergeeva, N. N. (2024). Model of Teaching Students of Mining Specialties Listening Comprehension of Professionally Oriented Foreign Language Audiotexts. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 314-323.

Введение. В условиях непрерывно обновляющегося образования обучение иноязычному профессионально ориентированному общению выступает приоритетным при подготовке высококвалифицированных специалистов, что обусловлено потребностями современного общества. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования диктуют необходимость подготовки обучающихся к коммуникации в профессиональной сфере, равно как в деловой, научной, культурной и бытовой среде. Содержание курса «Иностранный язык в профессиональной деятельности» ориентировано на сферу профессионального общения будущего выпускника колледжа. Обучение аудированию иноязычной речи видится исследователями как одно из перспективных направлений, способствующих повышению эффективности обучения иноязычному общению, обеспечивая высокий уровень овладения иностранным языком, в контексте специфики профессиональной деятельности [15, с. 4]. Без сформированных навыков и умений аудирования как неотъемлемой части коммуникативной компетенции полноценные международные творческие и научные контакты не представляются возможными. Как утверждает Г. В. Рогова, аудирование закладывает основу коммуникации посредством восприятия звуков, их интеграции в смысловые комплексы, удержания в памяти, вероятностного прогнозирования исходя из ситуации общения, а далее анализа воспринимаемой звуковой цепи.

Профессиональная деятельность горного технолога предполагает организацию процесса ведения горных работ, изучение и оформление документации научно-технического характера в сфере горной промышленности, деятельность по строительству и эксплуатации подземных объек-

тов, изучение и анализ инструкций техники безопасности, правил эксплуатации горного оборудования, организацию работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых и пр. Приоритетной деятельностью горного технолога, подразумевающей общение на иностранном языке, является деятельность по изучению инструкций и правил эксплуатации горного транспорта и оборудования в производственной сфере, а также общение с деловыми партнерами на профессионально значимые темы. Программа дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» ставит цель овладения иностранным языком на уровне, достаточном для решения профессиональных задач. Развитие коммуникативной компетенции в данном контексте выступает основополагающим принципом обучения иноязычному общению на всех этапах подготовки высококвалифицированного специалиста среднего звена. Учитывая комплексный характер коммуникативной компетенции, выделим развитие речевых умений посредством аудирования как способ повышения эффективности обучения иноязычному общению в сфере профессиональной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили работы по изучению психологических механизмов обучения аудированию иноязычной речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Ф. Шатилов); проблема восприятия иноязычной речи на слух (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Г. И. Щукин); дидактические основы обучения аудированию иноязычной речи (И. А. Зимняя, Р. К. Ми-ньяр-Белоручев, Е. И. Пассов, Н. Н. Сергеева); стратегии преодоления трудностей восприятия иноязычной речи на слух (А. Я. Гайсина, Н. В. Елухина, Е. Н. Соловова, В. А. Яковлева); принципы обучения профессионально ориентированному аудироваанию (А. А. Вер-

бицкий, Е. М. Колесова, Т. С. Серова, Д. Л. Морозов), а также проблема формирования и развития умений и навыков аудирования иноязычных текстов (Е. А. Колесникова, Е. А. Руцкая).

Исследование и результаты. Проблема развития умений и навыков аудирования иноязычной речи неоднократно анализируется ведущими российскими и зарубежными исследователями в области лингвистической, методологической и психологической наук. Как отмечает А. А. Вербицкий, профессиональное образование сталкивается с рядом трудностей, связанных с отбором содержания и форм обучения, моделированием ситуаций профессионального общения, особенностями мотивации при обучении практическому виду деятельности [19]. Однако модернизация системы среднего профессионального образования, внедрение компетентностного подхода в теорию и практику преподавания иностранных языков, а также актуализация учебных программ подготовки специалистов среднего звена с акцентом на развитие профессиональных компетенций привели к поиску средств повышения уровня языковой подготовки обучающихся. Учитывая существующие противоречия между требованиями федерального государственного образовательного стандарта для среднего профессионального образования в области языковой подготовки и актуальным уровнем владения иноязычной компетенцией обучающихся, совершенствование методов работы с иноязычными аудиотекстами приобретает особую значимость.

Исследователи в области изучения проблемы восприятия иноязычной речи на слух схожи во мнении, что процесс понимания иноязычной речи представляет собой сложную многокомпонентную структуру, связанную с когнитивными способностями участников коммуникации, а также ранее приобретенным опытом целенаправленного изучения иностранного языка, что в комплексе влияет на понимание иноязычной речи [15, с. 225].

Одним из ключевых понятий данного исследования мы выделяем «стратегии работы с аутентичными аудиотекстами» как единство речевых действий когнитивного характера, направленных на преодоление трудностей аудирования и поэтапное достижение результатов обучения иноязычному общению в профессиональной деятельности [14].

При реализации стратегий аудирования в учебном процессе важно выделить аутентичный аудиотекст как основную единицу обучения иноязычной коммуникации в сфере профессионального общения [14].

Выбор аудиотекста определяет ситуацию общения, ее тему, а также познавательную и профессиональную ценность для обучающихся; способствует расширению знаний о культуре общения в профессиональной деятельности изучаемого языка, знакомит с образцами и нормами речевого поведения, принятого в стране изучаемого языка, стимулирует повышение интереса к культуре общения на иностранном языке в сфере официального и неформального общения [8, с. 201-204].

Аутентичный текст определяет выбор стратегии прослушивания, учитывая коммуникативное намерение реципиента, жанр текста, степень соответствия информации текста уровню знаний обучающихся.

Овладение умениями аудирования иноязычной речи будет результативным если в процессе обучения реализуются следующие педагогические условия: умения аудирования текстов профессиональной направленности будущего специалиста горных работ будут рассматриваться как необходимое качество при овладении иноязычной коммуникаций; теоретической основой при разработке методики развития аудитив-ных умений станут выявление трудностей овладения умениями аудирования, специфики профессионального общения горного техника, психофизиологические основы восприятия устной речи, влияние гендерной теории при восприятии иноязычной речи на слух, а также учет возрастных особенностей обучающихся. Если в основу ведущего методологического принципа формирования и развития умений аудирования иноязычной речи будет положена тематическая направленность обучения, основанная на реальных ситуациях профессионального общения, комплекс упражнений, нацеленных на развитие умений аудирования, будет реализован через стратегии работы с аутентичным текстом [8, с. 201-204].

Согласно Н. Н. Сергеевой и М. В. Ермолаевой, модель обучения иноязычному общению рассматривается как деятельность, наделенная структурной целостностью и подчиненная иерархичному устройству [14]. Полагаясь на структуру обучения лексической стороне речи, мы выделяем иерархичность и целостность как основные компоненты модели обучения иноязычному профессионально ориентированному аудированию. Иерархичность модели обучения заключается в концепции «от общего к частному», где каждый последующий этап работы с аудированием опирается на предшествующий. Начиная от элементарного этапа работы с аудиотекстами до продвинутого, включая изучение дискурса профессиональной направленности, выполнение

коммуникативных упражнений творческого характера, овладение навыками аудирования, целостность модели обучения иноязычному аудированию заключаются в согласовании ее отдельных компонентов в единую систему, подчиненную цели обучения иноязычному общению [11].

Вышеперечисленные принципы обучения иноязычному общению в сфере профессиональной коммуникации, послужили основой разработанной модели обучения умениям аудирования иноязычной речи.

Мотивационный компонент обучения видится как первоначальный компонент представленной системы (рис.), реализующий функцию постановки целей процесса обучения. А. А. Вербицкий выделяет различные типы мотивации обучающихся в учебном процессе: познавательную мотивацию к учебной деятельности и практическую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности [19]. На данном этапе происходит установка требований к результатам освоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Согласно представленным целям обучения, выделим учебную мотивацию и практическую (предметно-функциональную). Предметно-функциональная мотивация направлена на применение иностранного языка в профессиональной деятельности, в то время как познавательная мотивация связана с изучением и овладением содержанием предмета [6].

Отметим, что цель обучения иноязычному общению в колледже обусловлена глобальной потребностью в осуществлении межкультурной коммуникации, а также в установлении профессиональных контактов с мировым сообществом. Глобальную цель обучения иноязычному общению можно трактовать как развитие личности, способной решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации [15, с. 226].

Под частной целью обучения иностранному языку в колледже мы пониманием овладение коммуникативными умениями, в процессе преодоления трудностей, связанных с пониманием иноязычной речи на слух, развитие умения и навыков слуша-

ния аутентичных текстов (рис.).

К дидактическому компоненту овладения умениями аудирования отнесем методологические принципы работы с аудиомате-риалами, нашедшими свое отражение в работах ведущих российских и зарубежных исследователей (А. А. Вербицкий, И. Л. Бим, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова и др.). Применительно к обучению студентов горных специальностей выделим стратегии работы с иноязычными инструкциями как ключевые стратегии овладения навыками и умениями аудирования.

Содержательный компонент данной модели отражает требования, предъявляемые к овладению профессиональными и общими компетенциями выпускника колледжа по специальностям горного направления.

При моделировании обучения аудированию студентов горных специальностей мы основываемся на следующих подходах: личностно-деятельностный, контекстного обучения, системный, профессионально направленный, компетентностный, коммуникативный, творчески-ориентированный, гендерный.

Как утверждают ведущие исследователи в области теории и практики преподавания иностранных языков (И. Л. Бим, Е. В. Бонда-ревская, И. А. Зимняя, Г. В. Рогова, А. В. Хуторской), коммуникативно-направленный и творчески-ориентированный подходы взаимосвязаны в своем методическом проявлении. Посредством выполнения творческих заданий реализуется включение речевой деятельности в деятельность профессиональную.

Применительно к обучению иностранному языку профессиональной направленности личностно-деятельностный подход заключается в моделировании ситуаций общения в будущей профессиональной деятельности, где в основу процесса коммуникации положена деятельность, направленная на усвоение иноязычных знаний, умений и навыков, равно как способы усвоения учебного материала, актуализация творческого потенциала будущего специалиста в профессиональной сфере.

Стратегическая цель: способность Общая цель: развитие коммуникативной компетенции в

осуществлять межкультурную комму- контексте профессиональной деятельности

никацию в профессиональной деятель- Частная цель: развитие умений и навыков аудирования

ности иноязычной речи профессиональной направленности

Контрольно-оценочный компонент

I

Оценка уровня сфор-мированности умений аудирования в соответствии с выявленными критериями Методы контроля: предварительный контроль, текущий, промежуточный Методы коррекции: обсуждение, текстовые задания, заполнение таблиц, реконструкция прослушанного текста и пр. Методы самоконтроля и самокоррекции: проверка понимания, основываясь на «ключи», «опоры»

Рис. Модель обучения студентов горных специальностей умениям аудирования иноязычных аудиотекстов профессиональной направленности

Компетентностный подход к обучению иноязычному общению в колледже отражает принципы и цели стандартов обучения последнего поколения, где формирование профессиональных и общекультурных компетенций рассматривается как необходимый результат подготовки специалиста [15, с. 225].

Реализация профессионально ориенти-

рованного подхода заключается в максимальном включении в процесс обучения иностранному языку элементов профессиональной сферы на всех уровнях модели обучения иноязычному общению.

Предложенная модель обучения иноязычному профессионально направленному аудированию в колледже полагается на об-

щедидактические, а также частнометодиче-ские принципы обучения профессионально направленному иностранному языку, предложенные Н. Н. Сергеевой и С. Н. Сороко-умовой. К общедидактическим принципам авторы относят: принцип активности, систематичности, самостоятельности обучающихся, доступности и посильности [15, с. 226]. Помимо вышеперечисленных добавим принцип учета психологических, когнитивных, возрастных особенностей обучающихся.

К частно-методологическим принципам обучения профессионально направленному общению отнесем: принцип направленности на профессионально-личностное развитие студента, принцип учета специфики профессиональной деятельности, принцип дискурсивной направленности, организация групповой формы деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, принцип самостоятельности учебной деятельности при руководящей роли преподавателя, принцип практической направленности деятельности, принцип контроля, самоконтроля и самокоррекции обучающихся [1].

Стоит отметить принцип дискурсивной направленности, учитывая специфику обучения профессионально направленному аудированию в колледже. Приверженность указанному принципу связана с развитием практической мотивации к изучению дискурса профессиональной направленности. Профессионально направленный дискурс представляется как основа формирования коммуникативных умений иностранного языка посредством применения в обучении аутентичных текстов, выступающих центральным звеном обучения иноязычной речи [16]. Выбор аутентичных текстов для обучения будущих горных технологов должен учитывать реализуемые им функции: аутентичный текст представляет собой языковую картину мира носителей языка, отражает ситуации реального иноязычного профессионального общения [16].

Практическая направленность обучения профессионально направленному общению послужила основой разработки содержательного компонента вышеизложенной модели. В содержательном компоненте профессионально направленного аудирования выделим лингвистическую и методологическую составляющие. К лингвистической составляющей отнесем грамматический, фонетический, лексический и речевой материал, отобранный в соответствии с темами, ситуациями, сферой профессионального общения горного техника. К методологической составляющей относим формирование умений и навыков аудирования профессионально направленного дискурса на

основе стратегий работы с аутентичными текстами профессиональной направленности [16].

Стратегии работы с аутентичными текстами реализуются на функционально-деятельном этапе разработанной в контексте данного исследования модели обучения. Функционально-деятельный компонент реализуется в практической функции работы с аудиотекстами и обеспечивает формирование и развитие умений аудирования иноязычной речи [14]. К данному компоненту модели обучения отнесем этапы работы с аудированием, средства обучения, методы работы с аутентичными текстами, а также формы организации учебного процесса.

Среди этапов работы с аудиотекстами вслед за Г. В. Роговой, И. Л. Бим, Е. И. Пас-совым, Н. Д. Гальсковой выделим: элементарный, продвинутый и завершающий. Учитывая специфику преподавания в колледже (ограниченное количество аудиторных занятий по дисциплине «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации», недостаточную сформированность или полное отсутствие умений аудирования иноязычной речи среди обучающихся, а также трудности аудирования, с которыми сталкиваются обучающиеся), этапы работы с аудированием должны быть последовательны, исходить из методологических и педагогических принципов обучения. Элементарный этап работы с аудированием представлен работой с дискурсом, включающим элементы профессионально значимой информации: общетехнические, адаптированные тексты. На данном этапе происходит восприятие и узнавание текста на слух, на основе визуальных опор и наглядного материала. Кроме того, на начальном этапе работы с аудированием необходимым условием является развитие психофизиологических умений восприятия иноязычной речи на слух: умения прогнозирования недостающих элементов высказывания, развитие умения эквивалентных замен, способности обучающегося производить замену слов без потери основного содержания [13]. К продвинутому этапу мы относим аутентичные профессионально направленные тексты с большим объемом информации профессиональной сферы. В контексте обучения на продвинутом этапе обучающиеся развивают умения распознавания лексических и грамматических структур дискурса профессиональной сферы (инструкции, руководства использования горного оборудования, правила техники безопасности на производстве), происходит актуализация известных знаний и поиск новых, развитие психологических умений аудирования профессионально направленных тек-

стов. На завершающем этапе работы с профессиональным дискурсом происходит развитие умений и навыков аудирования иноязычной речи, а также применение данных умений в смоделированных ситуациях профессионального общения, готовность обучающегося к осуществлению творческой деятельности для реализации практической цели изучения иностранного языка.

Компоненты указанной модели обучения умениям иноязычного аудирования определяют успешность овладения коммуникативными умениями в сфере профессиональной коммуникации. Необходимым условием успешного применения данной модели являются отбор и разработка учебно-методического комплекса, соответствующего методическим, дидактическим и психологическим принципам обучения профессионально направленному иноязычному общению в колледже. Специально разработанный учебно-методический комплекс, включающий пособие по развитию умений аудирования, двуязычный терминологический словарь для обучающихся горных специальностей, а также аудио- и видеоприложения, выступает основным дидактическим средством формирования умений аудирования иноязычной речи.

Выбор методов и форм обучения иноязычному аудированию взаимосвязан с традиционными методами, учитывая потребность в осуществлении профессионального общения будущих горных технологов. К методам обучения в контексте данного исследования отнесем: метод упражнений, метод инсценирования ситуаций профессиональной деятельности, метод тестирования.

Формы организации учебного процесса представлены в единстве аудиторной и внеаудиторной деятельности. К аудиторным формам организации учебного процесса отнесем: практические занятия, консультации, зачет, экзамен. К форме внеаудиторной работы отнесем самостоятельную работу обучающихся [14].

Этап диагностики и контроля уровня сформированности умений аудирования, представленный в рамках данного исследования, базируется на принципах и требованиях, предъявляемых к контролю в обучении иностранным языкам, изложенным в работах ведущих исследователей: Н. Д. Гальсковой,

Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, А. Н. Щукина. Контроль следует осуществлять целенаправленно, систематично, репрезентативно. В данном контексте репрезентативность представляет собой такую организацию контроля, где при проверке умений аудирования иноязычной речи применяются наиболее эффективные формы и приемы, обеспечивающие создание системы контроля для выявления существенных параметров объекта контроля. Объектом контроля при обучении аудированию выступают: умения и сформированные на их основе навыки аудирования иноязычной речи; умения применять стратегии аудирования при работе с аутентичным текстом профессиональной направленности; коммуникативные навыки, реализуемые в сфере профессионального общения, знания особенностей речевого поведения страны изучаемого языка; умения адекватно выражать свои мысли в зависимости от ситуации профессионального общения [11].

Заключение. Становление иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста горных работ представляется как сложный процесс, связанный с овладением умениями и навыками иноязычной речи. Развитие умений аудирования видится как неотъемлемая часть процесса обучения. Реализация представленной модели в образовательном процессе, на наш взгляд, способствует преодолению трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся на этапах работы с профессионально ориентированным дискурсом, овладению стратегиями анализа аутентичных текстов. Завершающим компонентом разработанной модели выступает контрольно-оценочный блок, определяющий дальнейшие стратегии и действия преподавателя и студентов для эффективного построения процесса обучения. Изложенная система обучения умениям аудирования профессионально направленного дискурса детерминирует дальнейшее практическое применение в образовательном процессе, основываясь на тематике и ситуациях профессионального общения специалистов горных работ, определяя значимость и актуальность практического применения в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева, О. А. Современные концепции и модели обучения иностранным языкам профессиональной направленности: традиции и стратегия обновления / О. А. Артемьева. - Текст : электронный // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2002. - Т. 1, № 1. - С. 71-81. - EDN QCNWYH. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=i6447007 (дата обращения: 11.02.2024).

2. Бим, И. Л. Роль учителя в личностно-ориентированном образовании / И. Л. Бим. - Текст : электронный // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - № 4. - С. 30-32. - EDN KYCMMT. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12982478 (дата обращения: 11.02.2024).

3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика : учеб. пособие для студентов / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М. : Academia, 2004. - 335 с. - EDN QTLYMR. - URL: https: //elibrary.ru/qtlymr (дата обращения: 11.02.2024). - Текст : электронный.

4. Гончар, И. А. Аудирование иноязычного текста как объект лингвистики и методики / И. А. Гончар. - Текст : электронный // Вестник СПбГУ. - 2011. - № 4. - С. 117-121. - EDN OKDOYT. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=i7097i86 (дата обращения: 10.01.2024).

5. Зеленина, Л. Е. Специфика упражнений на снятие терминологических трудностей при обучении деловому общению / Л. Е. Зеленина, Н. Н. Сергеева. - Текст : электронный // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - 2011. - № 2. - С. 218-222. - EDN TRIDPR. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23365778 (дата обращения: 10.01.2024).

6. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - Текст : непосредственный // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. - 2013. - № 4 (4). - С. 16-31. - EDN QJQKQK.

7. Зимняя, И. А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности / И. А. Зимняя. - Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 1. - С. 3-14.

8. Колесников, А. А. Профориентационное обучение иностранным языкам в школе и вузе: от теории к технологии / А. А. Колесников ; РГУ им. C. А. Есенина. - Рязань : РГУ им. С. А. Есенина, 2018. - EDN XWDGPJ. - Текст : непосредственный.

9. Колесова, Е. М. Диагностика уровня развития аудитивных умений студентов языкового вуза / Е. М. Колесова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - 2011. - № 2. - С. 228-234. - EDN TRIDQL.

10. Колесова, Е. М. Методика развития аудитивных умений студентов языкового вуза на материале аутентичных радиопередач / Е. М. Колесова. - Текст : непосредственный // Казанская наука. - 2013. -№ 4. - С. 201-204. - EDN QAKXP.

11. Корчак, А. В. Компетентностная модель подготовки горного инженера по специальности «Шахтное и подземное строительство» / А. В. Корчак, Б. А. Картозия, М. Н. Шуплик. - Текст : электронный // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - № 12. - С. 5-18. - EDN JVYNDJ. - URL: https://elibrary.ru/jvyndj (дата обращения: 10.02.2024).

12. Малыгина, Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию / Е. В. Малыгина. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2010. - № 7. - С. 283-287. - EDN MUAVKV. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=15173051 (дата обращения: 11.01.2024).

13. Миролюбов, А. А. Становление и развитие принципов сознательности и учета родного языка в отечественной методике обучения иностранным языкам / А. А. Миролюбов. - Текст : электронный // Мир образования - образование в мире. - 2006. - № 2 (22). - С. 63-70. - EDN HTHDDZ. - URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=9197734 (дата обращения: 11.02.2024).

14. Одинцова, И. В. Учебная коммуникативно-речевая ситуация и учебно-речевая ситуация как методические категории / И. В. Одинцова. - Текст : электронный // Вестник Центра международного образования МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2010. - № 1. - С. 44-51. - EDN LDHJPT. -URL: https://elibrary.ru/ldhjpt (дата обращения: 10.02.2024).

15. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. - М. : Русский язык, 1989. - 276 с. - EDN SHDEWV. - URL: https://elibrary.ru/shdewv (дата обращения: 09.01.2024). - Текст : электронный.

16. Рогова, Г. В. О методах и приемах обучения иностранным языкам / Г. В. Рогова. - Текст : электронный // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 3. - С. 74-80. - EDN RYEUOF. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21303501 (дата обращения: 14.01.2024).

17. Руцкая, Е. А. Навыки и умения переводческого аудирования как условие формирования аудитив-ной речевой компетенции / Е. А. Руцкая. - Текст : непосредственный // Вестник ПНИПУ. - 2013. - № 7. -С. 86-93. - EDN RDWZQV.

18. Сергеева, Н. Н. Профессионально-ориентированные задания как средство обучения иностранному языку профессиональной сферы / Н. Н. Сергеева. - Текст : электронный // Язык и культура. - 2023. -№ 61. - С. 272-288. - DOI: 10.17223/19996195/61/15. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50750962 (дата обращения: 11.02.2024). - Текст : электронный.

19. Сергеева, Н. Н. Модель обучения студентов неязыкового вуза стратегиям работы с лексикой в профессионально ориентированном контексте / Н. Н. Сергеева, М. В. Ермолаева. - Текст : электронный // Язык и культура. - 2020. - № 50. - С. 258-272. - DOI: 10.17223/19996195/50/17. - URL: https://elibrary.ru/dbfofo (дата обращения: 10.02.2024).

20. Сергеева, Н. Н. Профессионально ориентированный подход при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: сущность и принципы / Н. Н. Сергеева, С. Н. Сорокоумова. - Текст : электронный // Язык и культура. - 2022. - № 57. - С. 223-239. - DOI: 10.17223/19996195/57/11. - EDN DVFISD. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48089084 (дата обращения: 10.02.2024).

21. Сергеева, Н. Н. Иноязычное профессионально-ориентированное аудирование в системе профессионального образования: современные средства и методы / Н. Н. Сергеева, В. А. Яковлева. - Екатеринбург : УрГПУ, 2012. - 184 с. - EDN QCNWYH. - Текст : непосредственный.

22. Сергеева, Н. Н. Профессионально-ориентированные задания как средство обучения иностранному языку профессиональной сферы / Н. Н. Сергеева. - Текст : непосредственный // Язык и культура. -2023. - № 61. - С. 272-288. - DOI: 10.17223/19996195/61/15. - EDN VVGCDA.

23. Серова, Т. С. Дидактический комплекс упражнений по формированию речевых информационно-направленных навыков / Т. С. Серова, Е. А. Руцкая. - Текст : непосредственный // Язык и культура. -2011. - № 4 (16). - С. 106-117. - EDN OOSIMD.

24. Яковлева, В. А. Комплекс упражнений для обучения профессионально ориентированному аудированию: современное решение проблемы / В. А. Яковлева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 6. - С. 151-153. - EDN SJEFGR.

25. Verbitsky, A. A. The problems of specialists' foreign language training in contextual education / A. A. Verbitsky. - Text : electronic // The Unity of Science. - 2016. - No. 3. - P. 11-13. - EDN WJKJSL. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26568538 (mode of access: 14.02. 2024).

26. Sergeeva, N. N. Model of teaching strategies of working with vocabulary to non-linguistic students in the professionally-oriented context / N. N. Sergeeva, S. N. Sorokoumova. - Text : immediate // Language and Culture. - 2022. - No. 57. - Р. 223-239. - DOI: 10.17223/19996195/57/11.

REFERENCES

1. Artemyeva, O. A. (2002). Sovremennye kontseptsii i modeli obucheniya inostrannym yazykam profession-al'noi napravlennosti: traditsii i strategiya obnovleniya [Modern Concepts and Models of Teaching Foreign Languages for Professional Purposes: Traditions and Renewal Strategy]. In Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus. Vol. 1. No. 1, pp. 71-81. EDN QCNWYH. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16447007 (mode of access: 11.02.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bim, I. L. (2009). Rol' uchitelya v lichnostno-orientirovannom obrazovanii [The Role of the Teacher in Student-Centered Education]. In Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. No. 4, pp. 30-32. EDN KYCMMT. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12982478 (mode of access: 11.02.2024).

3. Galskova, N. D., Gez, N. I. (2004). Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika i metodi-ka [Theory of Teaching Foreign Languages: Linguodidactics and Methodology]. Moscow, Academia. 335 p. EDN QTLYMR. URL: https://elibrary.ru/qtlymr (mode of access: 11.02.2024).

4. Gonchar, I. A. (2011). Audirovanie inoyazychnogo teksta kak ob"ekt lingvistiki i metodiki [Listening to a Foreign Language text as an Object of Linguistics and Methodology]. In Vestnik SPbGU. No. 4, pp. 117-121. EDN OKDOYT. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17097186 (mode of access: 10.01.2024).

5. Zelenina, L. E., Sergeeva, N. N. (2011). Spetsifika uprazhnenii na snyatie terminologicheskikh trudnostei pri obuchenii delovomu obshcheniyu [Specifics of Exercises to Remove Terminological Difficulties When Teaching Business Communication]. In Aktual'nye problemy germanistiki, romanistiki i rusistiki. No. 2, pp. 218-222. EDN TRIDPR. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23365778 (mode of access: 10.01.2024).

6. Zimnyaya, I. A. (2013). Kompetentsiya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podkhoda v obra-zovanii [Competence and Competency in the Context of the Competency-Based Approach in Education]. In Uchenye zapiski natsional'nogo obshchestva prikladnoi lingvistiki. No. 4 (4), pp. 16-31. EDN QJQKQK.

7. Zimnyaya, I. A. (2014). Uchebnaya deyatel'nost' kak spetsificheskii vid deyatel'nosti [Educational Activity as a Specific Type of Activity]. In Innovatsionnyeproekty iprogrammy v obrazovanii. No. 1, pp. 3-14.

8.Kolesnikov, A. A. (2018). Proforientatsionnoe obuchenie inostrannym yazykam v shkole i vuze: ot teorii k tekhnologii [Career Guidance Teaching of Foreign Languages at School and University: From Theory to Technology]. Ryazan, RGU im. S. A. Esenina. EDN XWDGPJ.

9. Kolesova, E. M. (2011). Diagnostika urovnya razvitiya auditivnykh umenii studentov yazykovogo vuza [Diagnostics of the Level of Development of Auditing Skills of Language University Students]. In Aktual'nye prob-lemy germanistiki, romanistiki i rusistiki. No. 2, pp. 228-234. EDN TRIDQL.

10. Kolesova, E. M. (2013). Metodika razvitiya auditivnykh umenii studentov yazykovogo vuza na materiale autentichnykh radioperedach [Methodology for Developing Auditing Skills of Language University Students Based on Authentic Radio Broadcasts]. In Kazanskaya nauka. No. 4, pp. 201-204. EDN QAKXP.

11. Korchak, A. V., Kartoziya, B. A., Shuplik, M. N. (2008). Kompetentnostnaya model' podgotovki gornogo inzhenera po spetsial'nosti «Shakhtnoe i podzemnoe stroitel'stvo» [Competency Model for Training a Mining Engineer in the Specialty "Mine and Underground Construction"]. In Gornyi informatsionno-analiticheskii byulleten'. No. 12, pp. 5-18. EDN JVYNDJ. URL: https://elibrary.ru/jvyndj (mode of access: 10.02.2024).

12. Malygina, E. V. (2010). Kompleks uprazhnenii dlya obucheniya audirovaniyu [A Set of Exercises for Teaching Listening Comprehension]. In Molodoi uchenyi. No. 7, pp. 283-287. EDN MUAVKV. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15173051 (mode of access: 11.01.2024).

13. Mirolyubov, A. A. (2006). Stanovlenie i razvitie printsipov soznatel'nosti i ucheta rodnogo yazyka v otechestvennoi metodike obucheniya inostrannym yazykam [Formation and Development of the Principles of Consciousness and Consideration of the Native Language in the Domestic Methodology of Teaching Foreign Languages]. In Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. No. 2 (22), pp. 63-70. EDN HTHDDZ. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9197734 (mode of access: 11.02.2024).

14. Odintsova, I. V. (2010). Uchebnaya kommunikativno-rechevaya situatsiya i uchebno-rechevaya situatsiya kak metodicheskie kategorii [Educational Communicative-Speech Situation and Educational-Speech Situation as Methodological Categories]. In Vestnik Tsentra mezhdunarodnogo obrazovaniya MGU. Filologiya. Kul'turologiya. Pedagogika. Metodika. No. 1, pp. 44-51. EDN LDHJPT. URL: https://elibrary.ru/ldhjpt (mode of access: 10.02.2024).

15. Passov, E. I. (1989). Osnovy kommunikativnoi metodiki obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu [Fundamentals of Communicative Methods of Teaching Foreign Language Communication]. Moscow, Russkii yazyk. 276 p. EDN SHDEWV. URL: https://elibrary.ru/shdewv (mode of access: 09.01.2024).

16. Rogova, G. V. (2014). O metodakh i priemakh obucheniya inostrannym yazykam [About Methods and Techniques of Teaching Foreign Languages]. In Inostrannye yazyki v shkole. No. 3, pp. 74-80. EDN RYEUOF. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21303501 (mode of access: 14.01.2024).

17. Rutskaya, E. A. (2013). Navyki i umeniya perevodcheskogo audirovaniya kak uslovie formirovaniya audi-tivnoi rechevoi kompetentsii [Skills and Abilities of Translation Listening as a Condition for the Formation of Auditory Speech Competence]. In Vestnik PNIPU. No. 7, pp. 86-93. EDN RDWZQV.

18. Sergeeva, N. N (2023). Professional'no-orientirovannye zadaniya kak sredstvo obucheniya inostrannomu yazyku professional'noi sfery [Skills and Abilities of Translation Listening as a Condition for the Formation of Auditory Speech Competence]. In Yazyk i kul'tura. No. 61, pp. 272-288. DOI: 10.17223/19996195/61/15/ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50750962 (mode of access: 11.02.2024). - Tekst : elektronnyi.

19. Sergeeva, N. N., Ermolaeva, M. V. (2020). Model' obucheniya studentov neyazykovogo vuza strategiyam raboty s leksikoi v professional'no orientirovannom kontekste [A Model for Teaching Non-Linguistic University Students Strategies for Working with Vocabulary in a Professionally oriented context]. In Yazyk i kul'tura. -No. 50, pp. 258-272. - DOI: 10.17223/19996195/50/17. - URL: https://elibrary.ru/dbfofo (mode of access: 10.02.2024).

20. Sergeeva, N. N., Sorokoumova, S. N. (2022). Professional'no orientirovannyi podkhod pri obuchenii inostran-nomu yazyku v neyazykovom vuze: sushchnost' i printsipy [A Professionally Oriented Approach to Teaching a Foreign Language at a Non-linguistic University: Essence and Principles]. In Yazyk i kul'tura. No. 57, pp. 223-239. DOI: 10.17223/19996195/57/11. EDN DVFISD. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48089084 (mode of access: 10.02.2024).

21. Sergeeva, N. N., Yakovleva, V. A. (2012). Inoyazychnoe professional'no-orientirovannoe audirovanie v sisteme professional'nogo obrazovaniya: sovremennye sredstva i metody [Foreign Language Professionally Oriented Listening in the System of Vocational Education: Modern Tools and Methods]. Ekaterinburg, UrGPU. 184 p. EDN QCNWYH.

22. Sergeeva, N. N. (2023). Professional'no-orientirovannye zadaniya kak sredstvo obucheniya inostranno-mu yazyku professional'noi sfery [Professionally Oriented Tasks as a Means of Teaching a Foreign Language in the Professional Sphere]. In Yazyk i kul'tura. No. 61, pp. 272-288. DOI: 10.17223/19996195/61/15. EDN VVGCDA.

23. Serova, T. S., Rutskaya, E. A. (2011). Didakticheskii kompleks uprazhnenii po formirovaniyu rechevykh informatsionno-napravlennykh navykov [Didactic Set of Exercises for the Formation of Speech Information-Oriented Skills]. In Yazyk i kul'tura. No. 4 (16), pp. 106-117. EDN OOSIMD.

24. Yakovleva, V. A. (2014). Kompleks uprazhnenii dlya obucheniya professional'no orientirovannomu au-dirovaniyu: sovremennoe reshenie problemy [A Set of Exercises for Teaching Professionally Oriented Listening: A Modern Solution to the Problem]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 6, pp. 151-153. EDN SJEFGR.

25. Verbitsky, A. A. (2016). The Problems of Specialists' Foreign Language Trainung in Contextual Education. In The Unity of Science. No. 3, pp. 11-13. EDN WJKJSL. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26568538 (mode of access: 14.02. 2024).

26. Sergeeva, N. N., Sorokoumova, S. N. Model of Teaching Strategies of Working with Vocabulary to Non-linguistic Students in the Professionally-Oriented Context. In Language and Culture. No. 57, pp. 223-239. DOI: 10.17223/19996195/57/11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.