Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

МОДЕЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / МОДУЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Ирина Михайловна, Макеева Анастасия Владимировна

При модульном обучении студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что студент имеет возможность в большей степени самореализоваться. Это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Технология общественного питания является основным звеном в процессе организации общественного питания. Специалисты, помимо оценки качества сырья и продуктов, разработки рецептур блюд, должны заниматься организацией производства. Также комплектованием кухни необходимым оборудованием и бытовой техникой. Кроме этого, обучением персонала работе с профессиональными плитами, духовками, другим оборудованием. Осуществлять подбор персонала, повышение квалификации и многое другое. В связи с этим возникает необходимость формирования новой системы подготовки специалистов по технологическому направлению. В результате наблюдений за учебным процессом была выявлена необходимость модернизирования структуры интегративного содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Теоретическая модель общепрофессиональной подготовки специалистов технологического направления базируется на общепрофессиональных дисциплинах. Создание модели направлено на комплектование общетехнических и профессионально-технологических знаний, умений и навыков, как основополагающей основы профессиональной подготовки специалистов-технологов. Таким образом, уместно проведение исследований содержания и процесса преподавательской деятельности общепрофессиональных дисциплин в структуре среднего профессионального и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Ирина Михайловна, Макеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF GENERAL PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN THE TECHNOLOGICAL DIRECTION

With modular training, the student is involved in active and effective educational and cognitive activities. Here comes the individualization of control, self-control, correction, counseling, the degree of independence. It is important that the student has the opportunity to self-actualize to a greater extent. This contributes to the motivation of the teaching. This training system guarantees the development of the standard of education and promotion to a higher level of education. The technology of public catering is the main link in the process of organizing public catering. Specialists, in addition to assessing the quality of raw materials and products, developing recipes for dishes, should be engaged in the organization of production. Also completing the kitchen with the necessary equipment and household appliances. In addition, training of personnel to work with professional stoves, ovens, and other equipment. To carry out recruitment, professional development and much more. In this regard, there is a need to form a new system of training specialists in the technological direction. As a result of observations of the educational process, the need to modernize the structure of the integrative content of general professional and special disciplines was revealed. The theoretical model of general professional training of specialists in the technological direction is based on general professional disciplines. The creation of the model is aimed at acquiring general technical and professional-technological knowledge, skills and abilities as the fundamental basis for the professional training of technologists. Thus, it is appropriate to conduct research on the content and process of teaching general professional disciplines in the structure of secondary vocational and higher education.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

6. Черняк, Т.В. Формирование и развитие профессиональных компетенций специалистов: принципы, подходы и методы / Т.В. Черняк // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. - № 27. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-i-razvitie-professionalnyh-kompetentsiy-spetsialistov-printsipy-podhody-i-metody (дата обращения: 16.04.2022).

7. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 394 с.

8. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 400 с.

9. Ермолаева, Ж.Е. Основные тренды в образовании: по итогам конференций / Ж.Е. Ермолаева. - URL: https://www.eduneo.ru/osnovnye-trendy-v-obrazovanii-po-itogam-konferencij/ (дата обращения: 22.03.2022).

10. Образовательная программа университета «Иннополис»: [сайт]. URL: https://innopolis.com/resident/education/innopolis-university/ (дата обращения: 22.03.2022).

11. Баишева, Л.М. Проблемы современного педагогического образования / Л.М. Баишева. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 74. - Ч. 3. - 350 с.

12. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. 2004. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-v-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 17.04.2022).

13. Положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся: утверждено Приказом Министерства просвещения СССР от от 11 мая 1985 года N 85. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902005554 (дата обращения: 13.04.2022).

Педагогика

УДК 37,013,2

кандидат педагогических наук, доцент Козлова Ирина Михайловна

Институт пищевых технологий и дизайна (филиал) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна

Институт пищевых технологий и дизайна (филиал) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

МОДЕЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. При модульном обучении студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что студент имеет возможность в большей степени самореализоваться. Это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Технология общественного питания является основным звеном в процессе организации общественного питания. Специалисты, помимо оценки качества сырья и продуктов, разработки рецептур блюд, должны заниматься организацией производства. Также комплектованием кухни необходимым оборудованием и бытовой техникой. Кроме этого, обучением персонала работе с профессиональными плитами, духовками, другим оборудованием. Осуществлять подбор персонала, повышение квалификации и многое другое. В связи с этим возникает необходимость формирования новой системы подготовки специалистов по технологическому направлению. В результате наблюдений за учебным процессом была выявлена необходимость модернизирования структуры интегративного содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Теоретическая модель общепрофессиональной подготовки специалистов технологического направления базируется на общепрофессиональных дисциплинах. Создание модели направлено на комплектование общетехнических и профессионально-технологических знаний, умений и навыков, как основополагающей основы профессиональной подготовки специалистов-технологов. Таким образом, уместно проведение исследований содержания и процесса преподавательской деятельности общепрофессиональных дисциплин в структуре среднего профессионального и высшего образования.

Ключевые слова: специалисты технологического направления, модульное образование, общепрофессиональная подготовка, образовательный процесс.

Annоtation. With modular training, the student is involved in active and effective educational and cognitive activities. Here comes the individualization of control, self-control, correction, counseling, the degree of independence. It is important that the student has the opportunity to self-actualize to a greater extent. This contributes to the motivation of the teaching. This training system guarantees the development of the standard of education and promotion to a higher level of education. The technology of public catering is the main link in the process of organizing public catering. Specialists, in addition to assessing the quality of raw materials and products, developing recipes for dishes, should be engaged in the organization of production. Also completing the kitchen with the necessary equipment and household appliances. In addition, training of personnel to work with professional stoves, ovens, and other equipment. To carry out recruitment, professional development and much more. In this regard, there is a need to form a new system of training specialists in the technological direction. As a result of observations of the educational process, the need to modernize the structure of the integrative content of general professional and special disciplines was revealed. The theoretical model of general professional training of specialists in the technological direction is based on general professional disciplines. The creation of the model is aimed at acquiring general technical and professional-technological knowledge, skills and abilities as the fundamental basis for the professional training of technologists. Thus, it is appropriate to conduct research on the content and process of teaching general professional disciplines in the structure of secondary vocational and higher education.

Key words: specialists of the technological direction, modular education, general professional training, educational process.

Введение. Технология продукции и общественного питания - востребованная профессия. Направления подготовки не теряют своей актуальности. Это связано с высокими темпами развития в индустрии общественного питания: создаются современные форматы заведений (закусочные, рестораны национальной и домашней кухни, суши-бары, кафе на колесах и быстрого обслуживания), в супермаркетах открываются пекарни и отделы готовой еды - спрос на специалистов в области технологий общественного питания растет [1, С. 43]. Технология общественного питания является основным звеном в процессе организации общественного питания. Специалисты, помимо оценки качества сырья и продуктов, разработки рецептур блюд, должны заниматься организацией производства, в том числе: комплектованием кухни необходимым

оборудованием и бытовой техникой, обучением персонала работе с профессиональными плитами, духовками, другим оборудованием, осуществлять подбор персонала, повышение квалификации и многое другое. В связи с этим возникает необходимость формирования новой системы подготовки специалистов по технологическому направлению.

На начальном этапе теоретического уровня модель общепрофессиональной подготовки будущих специалистов технологического направления представляется как фундаментальная основа модели общеобразовательного процесса; как сопровождение и восстановление содержания общих составляющих элементов образовательной системы в целом: задач, учебных планов, целей и актуальности образовательного направления [7, С. 30].

Мониторинг практического и теоретического педагогического опыта выявил, что создание модели общепрофессиональной подготовки специалистов технологического направления базируется на общеобразовательном процессе с его основными компонентами: содержательным, целевым, процессуально-деятельностным, оценочно-результативным.

Содержательный компонент модели проявляется во внутрипредметной интеграции, модульном построении содержания обучения, междисциплинарных связях, выделении фундаментальных базовых понятий [4, С. 150].

Целевая составляющая направлена на формирование общетехнических и профессионально-технологических знаний, умений и навыков; развитие технического и технологического мышления и ориентация в профессиональной деятельности.

Процессно-деятельностный компонент модели общепрофессиональной подготовки специалистов технологического направления базируется на практической и технологической организации учебного образовательного процесса, выявлении проблемной деятельности в обучении, разработка научно-методического обеспечения дисциплины [6, С. 15].

Оценочно-результативный компонент содержит критерии и уровни сформированности общих технических и технологических знаний, умений и навыков.

Изложение основного материала статьи. В процессе модернизации общепрофессионального образования, его перехода на многоуровневую структуру, подготовку мобильных конкурентоспособных специалистов технологического направления актуализировались проблемы интегративности, ее связи с практической жизнедеятельностью, повышения квалификации специалиста среднего и высшего звена и востребованности на рынке труда.

Анализ профессиональной подготовки выявил, что существующий общеобразовательный процесс преподавания специальных дисциплин технологического направления не в полной мере обеспечивает качественное выполнение целей и задач: вопрос интеграции содержания обучения является нерешенным, актуальны проблемы интегративности общепрофессиональных, естественнонаучных и специальных дисциплин с учетом государственных требований к содержанию и уровню образования студентов по данным направлениям [2, С. 200].

Теоретическая модель общепрофессиональной подготовки специалистов технологического направления базируется на общепрофессиональных дисциплинах, создание которых направлено на комплектование общетехнических и профессионально-технологических знаний, умений и навыков, как основополагающей основы профессиональной подготовки специалистов-технологов [9, С. 230]. Таким образом, уместно проведение исследований содержания и процесса преподавательской деятельности общепрофессиональных дисциплин в структуре среднего профессионального и высшего образования.

Государственный и народный заказ на подготовку кадров, обладающих конкурентоспособностью в профессиональных образовательных учреждениях опосредован показателями дидактических экспериментов [3, С. 225]. Данный мониторинг выявил, что важнейшим из условий эффективного воспроизведения общетехнических и профессионально-технологических знаний, умений и навыков является объединение или интеграция содержания дисциплин технологического профиля.

Создание теории содержания профессионального образования, а также учебных программ и планов была и остается одной из наболевших проблем дидактики общего профессионального образования [8, С. 51]. Проанализируем одну из сторон данной многогранной проблемы - зависимость усиленного формирования общетехнических и профессионально-технологических знаний, умений и навыков студентов при методологическом преподавании общепрофессиональных дисциплин от структуры интегративного, объединенного содержания профессиональных дисциплин [10, С. 33].

Анализ результатов научных исследований, изучение учебных планов, программ педагогического навыка привели к выводу о необходимости интеграции содержания общепрофессиональных дисциплин: «Основы геометрических построений», «Техническая механика», «Электротехника и электроника», «Физика», «Теплотехника», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Экономика отрасли», «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда».

Самым важным условием эффективного формирования общетехнических и профессионально-технологических знаний, умений и навыков является модернизация, основанная на модульном построении содержания обучения и междисциплинарных связях [5, С. 146].

На протяжении нескольких лет в общепринятом обучении применялся метод линейной последовательности изучения учебного процесса, а также индуктивно-формальный метод формирования знаний, умений и навыков. При изучении учебного материала данным методом, каждое последующее понятие, закон, правило, способы действия рассматривались как самостоятельная единица. Данный алгоритм изучения новейших способов действий применялся потому, что он помогал студентам сконцентрировать внимание и интерес в данный период обучения только на одной концепции, на репродуктивном усвоении знаний, на развитии индивидуальных умений и навыков.

В последствии наблюдений выявилось, что на самом деле данный метод оказался недостаточно продуктивным. Исследования аналитиков и психологов доказали, что систематическое и параллельное восприятие взаимосвязанных понятий и навыков более эффективно, чем их раздельное изучение.

Во всех разделах теоретической информации при изучении профессиональных дисциплин возможно найти вариативные учебные разделы: похожие, смежные, взаимоповторяющиеся. Параллельное освоение контрастных по своему содержанию тем дисциплин оказываются более эффективными и продуктивными, чем изучение тем при линейной последовательности. Это можно объяснить тем, что параллельное обучение проводится на максимально высоком уровне сложности по сравнению с обучением в линейной последовательности, что ведет к интенсивности развития творческого мышления. В условиях данной теории, параллельный метод изучения взаимосвязанных явлений требует фундаментальной опоры на внутрипредметные и междисциплинарные связи, что благоприятно сказывается на мобильности и гибкости базовых понятий, становлении общетехнических и профессионально-технологических знаний, умений и навыков.

Главными теоретическими основами формирования структуры учебного материала были основополагающие принципы: системность, интегративность, преемственность, общепрофессиональная направленность, профессиональная целесообразность и политехничность, фундаментальность, прогностичность, внутрипредметная и дисциплинарная целостность.

Таким образом, в результате наблюдений за учебным процессом была выявлена необходимость модернизирования структуры интегративного содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин, способствующих

формированию общетехнических и профессионально-технологических знаний и умений студентов технологического профиля.

Знания, умения и навыки по естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам объективно заложены в профессиональную подготовку специалистов технологического направления. Анализ выявил, что становление общетехнических и профессионально-технологических знаний, умений и навыков становится базовой составляющей общепрофессиональной подготовки специалиста технологического профиля, которые максимально благоприятно и интенсивно формируются в интегративном, модульном формате обучения.

Модульный формат обучения имеет ряд решающих превосходств и является эффективным способом интенсификации учебного процесса, а именно в условиях целенаправленной интенсивности общепрофессиональной подготовки будущих специалистов в области технологий.

Преимущества данного метода обучения содержат:

- учебно- методические пособия рекомендации учебного процесса в рамках каждого модуля;

- обучение с применением системного и интегративного подхода;

- мобильность в структуре модульного построения дисциплины;

- оперативный контроль в усвоении и применение на практике знаний у студентов;

- научно-методическая работа преподавателя, направленная на перспективу.

При уменьшении отводимых часов на изучение естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, согласно календарно-тематического плана, преподаватель может дать студентам необходимые знания, умения и навыки в данной области преподаваемой дисциплины. Модульный формат обучения позволяет перераспределить данное время на изучение по конкретным видам общепрофессиональной подготовки, увеличивает объем практических и лабораторных занятий, а также расширяет возможность самостоятельной подготовки у студентов. Возникает необходимость в создании новых форматах лекций, в которых, наряду с фундаментальной подготовкой, студент получал бы необходимые знания, умения и навыки в области общей методологии проектирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрессивных технологий.

Исследования показали, что модульный формат обучения и его содержание устраняет дублирование в изучении данных дисциплин, появляется возможность внедрять элементы научных и практических исследований в учебный процесс, проводить лабораторные работы.

Корреляция различных форматов обучения с модульным форматом дает возможность целенаправленно воздействовать на работу преподавателя и научно-методическое обеспечение. Также, модульный формат дает возможность планировать работу всего преподавательского состава в рамках данных дисциплин.

Модульный формат обучения дает возможность сформировать общетехническую и профессионально-технологическую основу знаний, умений и навыков, развитию творческой индивидуальной личности, проявлению интереса к получению определенных знаний по выбранной профессии. Данный формат позволяет развитию мобильности специалиста, дает возможность быстро реагировать на запросы рынка труда, индивидуализировать процесс обучения, развивать профессионально-ориентированную личность.

Применение новой системы в образовательном процессе позволит студенту работать по индивидуальному графику, сформировать план проведения зачетов и экзаменов, также у студента предоставляется возможность объединять полученную информацию по общеобразовательным дисциплинам. Сокращается необоснованная перегрузка дисциплинами.

Модульный формат обучения обусловлен повышенной мотивацией обучения, так как студент заинтересован в получении информации, посещении лекций и лабораторных и практических занятий. Он сам решает вопрос пошагового контроля, более того, он заинтересован в этом как в определенном шаге на пути к конечной цели.

Выводы. Таким образом, модульный формат обучения, содержательный, целевой, процессуально-деятельностный подход, оценочно-результативный метод и интенсификация информационно-деятельностного процесса обучения обеспечивают формирование интереса к будущей профессиональной деятельности студента. Модуль действует как средство модульного обучения, поскольку включает в себя: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Это модуль, который может выступать в качестве учебной программы, индивидуализированной по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебной и познавательной деятельности студентов.

Литература:

1. Вазина, К.Я. Саморазвитие человека и профессиональная деятельность / К.Я. Вазина. - Н. Новгород, 1993. - 57 с.

2. Викулина, М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: Теоретическое обоснование и пути реализации: Учеб. пособие / Викулина М.А. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. - 296 с.

3. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2017. - 288 с.

4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2016. - 208 с.

5. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Academia, 2016. - 256 с.

6. Кузьмина, Н.В. Понятие «Педагогическая система и критерии ее оценки»: (Методы системного подхода пед. исслед.) / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1980.

7. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2017. - 362 с.

8. Петров, Ю.Н. Модель непрерывного многоуровневого профессионального образования / Ю.Н. Петров. -Н. Новгород: ВГИПИ, 1994. - 351 с.

9. Пономарев, П.А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. - М.: Феникс, 2019. - 233 с.

10. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения / В.А. Скакун. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 336 с.

Педагогика

УДК 373.23, 376.37

кандидат филологических наук, доцент Колычева Галина Юрьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Тимохина Татьяна Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье отражены некоторые аспекты развития звуковой культуры речи в условиях средней группы дошкольной образовательной организации. Рассмотрена культура речи дошкольника. Теоретическим путем выявлено, что звуковая, речь является показателем умения ребенка общаться с учетом содержания и целей повествования и существенно влияет на социализацию и самореализацию. Установлено, что звуковая культура речи в своем составе имеет такие компоненты, как речевой слух и речевое дыхание. Общее звучание речи ребенка формируется в совокупности произносительных качеств, элементов звуковой выразительности, культуры речевого общения. Проанализированы особенности среднего дошкольного возраста, характеризующегося бурным развитием речи ребенка. Охарактеризованы некоторые проблемы развития звуковой культуры речи в условиях детского сада. Сделан анализ нарушений звукопроизношения, которые не всегда могут своевременно компенсироваться узкими специалистами. Логично выявлено одно из эффективных направлений образовательной деятельности дошкольной образовательной организации - развитие звуковой культуры речи. Данное направление реализует обычно педагог дошкольной группы. Изложена система развития звуковой культуры речи в совокупности методов, средств, процессов, реализуемых воспитателем в условиях ДОО. Представлены авторские дидактические игры на развитие звуковой культуры речи. Приведены выдержки из перспективного плана по развитию звуковой культуры речи в средней группе, раскрывающие общий алгоритм работы воспитателя. Обобщены результаты осуществленной разноплановой деятельности на протяжение 2021-2022 учебного года. Данная работа осуществлена по развитию звуковой культуры речи (фонетическим, фонематическим показателям, элементам звуковой выразительности, культуры речевого общения). Сделан вывод об эффективности проведенного исследования на формирующем этапе работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, средняя группа, дети, культура речи, звук, фонетика, фонематика.

Annоtation. The article reflects some aspects of the development of the sound culture of speech in the middle group of a preschool educational organization. The culture of speech of a preschooler is considered. Theoretically, it was revealed that sound speech is an indicator of a child's ability to communicate, taking into account the content and goals of the narrative, and significantly affects socialization and self-realization. It has been established that the sound culture of speech in its composition has such components as speech hearing and speech breathing. The general sound of a child's speech is formed in the aggregate of pronunciation qualities, elements of sound expressiveness, and the culture of speech communication. The features of the middle preschool age, characterized by the rapid development of the child's speech, are analyzed. Some problems of the development of sound culture of speech in a kindergarten are characterized. An analysis of the violations of sound pronunciation, which can not always be compensated in a timely manner by narrow specialists, is made. Logically, one of the effective areas of educational activity of a preschool educational organization has been identified - the development of a sound culture of speech. This direction is usually implemented by a preschool teacher. The system of development of the sound culture of speech in the totality of methods, means, processes implemented by the educator in the conditions of the preschool educational institution is outlined. Author's didactic games for the development of sound culture of speech are presented. Excerpts from a long-term plan for the development of a sound culture of speech in the middle group are given, revealing the general algorithm of the educator's work. The results of the diverse activities carried out during the 2021-2022 academic year are summarized. This work was carried out on the development of a sound culture of speech (phonetic, phonemic indicators, elements of sound expressiveness, culture of speech communication). The conclusion is made about the effectiveness of the study at the formative stage of work with children of middle preschool age.

Key words: preschool educational organization, middle group, children, culture of speech, sound, phonetics, phonetics.

Введение. Культура речи дошкольника, в том числе и звуковая, является показателем умения ребенка общаться с учетом содержания и целей повествования и существенно влияет на социализацию и самореализацию. Звуковая культура речи в своем составе имеет такие компоненты, как речевой слух и речевое дыхание. Общее звучание речи ребенка формируется в совокупности произносительных качеств, элементов звуковой выразительности, культуры речевого общения.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется бурным развитием речи ребенка. На данном фоне зачастую наблюдаются нарушение звукопроизношения, которое не всегда может своевременно компенсироваться узкими специалистами. В данной связи одним из эффективных направлений образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) может являться система развития звуковой культуры речи с вышеуказанной категорией детей, которую реализует прежде всего, педагог дошкольной группы.

В данной работе предпринята попытка изложения системы развития звуковой культуры речи в совокупности методов, средств, процессов, реализуемых воспитателем в условиях ДОО.

Изложение основного материала статьи. Теоретические основы речевого развития детей в системе взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов были заложены А.М. Бородич [1], Н.В. Новотворцевой [6], Ф.А. Сохиным [8], Е.И. Тихеевой [10], М.Ф. Фомичевой [11] и др. Современные направления развития звуковой культуры освещены в работах Р.Г. Измайловой (использование коллективных видов деятельности, взаимосвязь речевого и интеллектуального развития) [2, 3]; Н.А. Макаровой (использование би-бота в развитии звуковой культуры речи) [5]; Е.Б. Плаксиной (реализация речевого развития в поликультурной среде) [7] и др. Ряд направлений, связанных с речевым развитиям в ДОО, разрабатывались авторами в предыдущих исследованиях [4, 9].

В работах различных авторов выявлены недостатки развития звуковой культуры речи в условиях детского сада. Так, Е.Б. Плаксина отмечает: «При работе над звуковой культурой речи педагогом реализуется содержание образовательной деятельности, определенное программой, но без учета специфики контингента группы» [7, С. 17]. В качестве недостатков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.