Научная статья на тему 'Модель объединенного оптимального размера поставки'

Модель объединенного оптимального размера поставки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ УИЛСОНА / ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАКАЗА / ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПОСТАВКИ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / OPTIMIZATION / WILSON MODEL / OPTIMAL ORDER QUANTITY / OPTIMAL DELIVERY SIZE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бром Алла Ефимовна, Жарков Никита Владимирович

Поддержка процесса принятия решений в вопросах закупок и поставок является одной из самых насущных проблем в силу сложности формализации задач, что обуславливает ограниченность внедрения таких методов на предприятии. Рационализация закупочной логистики позволяет предприятию оперативно управлять всеми имеющимися ресурсами, реагировать на все угрозы, которые появляются во внешней и внутренней среде организации. Эффективность закупочной деятельности во многом определяет конкурентоспособность предприятия. Статья посвящена методу сокращения расходов на закупку и поставку комплектующих изделий на примере промышленного предприятия. Показана существующая система взаимодействия между производителем и поставщиком. Рассматривается актуальная проблема определения оптимального размера поставки комплектующих изделий. Предлагается модель объединенного оптимального размера поставки, которая способна удовлетворить обе стороны договорных отношений. На основе выявленных проблем в работе рассчитаны оптимальный размер заказа трансмиссии и объединенный оптимальный размер поставки. Все полученные в статье результаты применимы и хорошо обоснованы. Результаты работы имеют четкую практическую направленность и могут быть рекомендованы к внедрению на предприятии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF OPTIMAL AGGREGATE SIZE OF DELIVERY

The support of decision-making in the areas of procurement and delivery is one of the most pressing problems owing to complexity of task formalization, which determines the limited implementation of such methods at an enterprise. The streamlining of procurement logistics allows the enterprise to effectively manage the available resources and respond to all threats occurring in internal and external environment of an organization. The effictiveness of procurement largely determines the enterprise effectiveness. The article is devoted to the method of reducing costs on procurement and delivery of components, as exemplified by an industrial enterprise. The existing system of interaction between a manufacturer and a supplier has been shown. The article addresses the urgent problem of determining the optimal size of component delivery. The model of optimal aggregate delivery size has been proposed, which is able to satisfy both parties of contractual relationships. On the basis of problems identified, the paper presents the calculation of optimal transmission order quantity and the optimal aggregate size of delivery. All findings of the article are applicable and well substantiated. The results of the work have a clear practical focus and can be recommended for implementation at an enterprise

Текст научной работы на тему «Модель объединенного оптимального размера поставки»

МАРКЕТИНГ И ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА

МОДЕЛЬ ОБЪЕДИНЕННОГО ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ПОСТАВКИ

А.Е. Бром, Н.В. Жарков

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Россия, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, 5

Поддержка процесса принятия решений в вопросах закупок и поставок является одной из самых насущных проблем в силу сложности формализации задач, что обуславливает ограниченность внедрения таких методов на предприятии. Рационализация закупочной логистики позволяет предприятию оперативно управлять всеми имеющимися ресурсами, реагировать на все угрозы, которые появляются во внешней и внутренней среде организации. Эффективность закупочной деятельности во многом определяет конкурентоспособность предприятия. Статья посвящена методу сокращения расходов на закупку и поставку комплектующих изделий на примере промышленного предприятия. Показана существующая система взаимодействия между производителем и поставщиком. Рассматривается актуальная проблема определения оптимального размера поставки комплектующих изделий. Предлагается модель объединенного оптимального размера поставки, которая способна удовлетворить обе стороны договорных отношений. На основе выявленных проблем в работе рассчитаны оптимальный размер заказа трансмиссии и объединенный оптимальный размер поставки. Все полученные в статье результаты применимы и хорошо обоснованы. Результаты работы имеют четкую практическую направленность и могут быть рекомендованы к внедрению на предприятии

Ключевые слова: промышленное предприятие, оптимизация, модель Уилсона, оптимальный размер заказа, оптимальный размер поставки

Введение

Сложное положение, в котором оказались многие отечественные предприятия в условиях нестабильного развития экономики, обусловило все возрастающий интерес к различным логистическим методам и подходам, позволяющим минимизировать затраты производственно-коммерческой деятельности. Вопросы управления запасами всегда актуальны для промышленного производства, но, несмотря на большое количество

Для цитирования:

Бром, А.Е. Модель объединенного оптимального размера поставки [Текст] / А.Е. Бром, Н.В. Жарков // Организатор производства. - 2016. - Т.70. - № 3. - С. 83-89. Сведения об авторах:

Алла Ефимовна Бром (д-р техн. наук, nici456@googlemail.com), профессор кафедры Промышленная логистика.

Никита Владимирович Жарков (nici456@googlemail.com), магистрант кафедры Промышленная логистика.

теоретических работ в этой области, современная отечественная практика внедрения методов оптимизации носит хаотичный характер в связи с целым рядом факторов:

- на предприятиях часто отсутствует четко поставленная логистическая стратегия управления цепями поставок и взаимодействия с поставщиками;

- недостаточная статистическая база расчета уровня запасов и связанное с этим отсутствие попыток алгоритмизации работы по управлению запасами;

- ввиду нестабильности экономической среды, присутствует высокий уровень ошибок прогноза потребности в запасах;

- слабое взаимодействие служб различных функциональных областей логистики, связанных с формированием запасов.

Теория

Для цепей поставок наиболее характерна ситуация, когда размер заказа на поставку МКЗ (материалы/комплектующие/запасные части), размещаемый изготовителем конечной продукции, и размер поставки со стороны поставщика МКЗ (Economic Lot Size -ELS), не совпадают. Поэтому одной из главных задач управления закупками в цепях поставок является поиск решения, удовлетворяющего обе стороны договорных отношений. Такое решение описывает объединенный оптимальный размер поставки и носит название - Joint Economic Lot Size (JELS).

Исторически модель JELS возникла на основе теории пяти эшелонов в цепи поставок А. Кроусера, построенной на понятии «срока Кроусера», когда лоты отгружаемой с предприятия-производителя продукции по своим срокам очень различны, и равны тем, которые будут найдены из многопользовательского эшелона.

Говоря о теоретических аспектах использования модели JELS, нельзя забывать, что в настоящее время оптимальный размер поставки будет зависеть от разных факторов, как со стороны поставщика, так и со стороны покупателя. Например, поставщики в большей степени ориентированы на потребительский спрос и его локальные (случайные) отклонения.

Естественно, что производители конечной машиностроительной продукции реагируют на изменения спроса гораздо медленнее. Это связано с тем, что объемы производства и сбыта жестко привязаны к производственному плану-графику, который не предусматривает сверхнормативных простоев оборудования в целях исключения связанных с ними потерь. Уровень максимального запаса (а значит и разовой отгрузки) может определяться в большей степени вместимостью склада, если он находится в собственности предприятия, в целях минимизации затрат, приходящихся на хранение единицы продукции.

А в случае работы предприятия через склад общего пользования максимальный размер хранимого запаса будет определяться количеством, целесообразным для удовлетворения потребности клиентов, определяемым на основании изучения тенденций рыночного спроса. Состав основного (производственного) и управленческого персонала в службах сбыта и снабжения производителя и потребителя также может отличаться по квалификации и численности, а, следовательно, по фонду оплаты труда и связанных с ним затрат.

Данные и методы

Оптимальный размер поставки производителя МКЗ (ELS) в большинстве случаев будет больше оптимального размера заказа покупателя (EOQ), что обусловлено главным образом несоответствием масштабов производства и поставок на отдельном рынке сбыта. Объединенный вариант (JELS) будет располагаться где-то между ними. Естественно, что в современных рыночных условиях конечные потребители определяют, что и в каких количествах должно производиться. Поэтому можно предположить, что и "покупающие" звенья в цепях поставок также определяют и размеры заказов, размещаемых у поставщиков.

Очевидно, что переход покупателя от EOQ к JELS будет связан с некоторыми потерями, которые не будут иметь экономического смысла без соответствующей мотивации (компенсации) со стороны производителя.

Поэтому для принятия экономически обоснованного решения необходимо сравнить следующие величины:

- потери производителя от необходимости работы "в формате" EOQ, тогда как его минимальные суммарные затраты соответствуют ELS;

- возможные потери покупателя при переходе от EOQ к JELS;

- величина сокращения потерь производителя при переходе от ELS к JELS.

Если возможная экономия производителя, возникающая при переходе от ELS к JELS, значительно превышает величину потерь покупателя (при переходе от EOQ к JELS), то производитель может выплатить

покупателю соответствующую компенсацию, сохранив при этом положительный эффект (рисунок).

Пример возможного сокращения суммарных затрат производителя при изменении

размера поставки от EOQ к JELS

Проиллюстрируем, как работает модель объединенного оптимального размера поставки (JELS) на конкретном примере из практики управления запасами предприятий ОАО «ЧЕТРА-ПМ» (комплектовщика бульдозера ЧЕТРА Т-9) и ОАО «Промтрактор» (поставщика МКЗ), входящими в концерн ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы» и объединенными в единую цепочку поставок.

Модель

Одним из основных комплектующих, закупаемым ОАО «ЧЕТРА-ПМ» для производства бульдозеров, является трансмиссия. Объем производства бульдозеров ЧЕТРА Т-9 за год равен 160 ед. Характеристика поставок трансмиссии может быть представлена в табл. 1.

Таблица 1

Поставки трансмиссии в 2015 г.

Число заказов в год 2

Размер заказа, шт. 80

Цена, тыс. руб./шт. 180

Стоимость, тыс. руб./год 28800

Транспортно-заготовительные расходы, тыс. руб./год 80

Затраты на выполнение заказов, тыс. руб./год 50

Затраты на хранение запасов, тыс. руб./год 60

Суммарные затраты, тыс. руб./год 28990

Был проведен ряд расчетов с помощью предложенных моделей (табл. 2). Изначально были рассчитаны оптимальный размер заказа комплектовщика бульдозеров по

формуле Уилсона и суммарные затраты. Далее был рассчитан оптимальный размер поставки производителя МКЗ (ELS). В итоге был найден объединенный оптимальный размер поставки (JELS).

Таблица 2

Показатель Формула Значение

Оптимальный размер заказа (EOQ) производителя бульдозеров ¡2AS Qnp = I/ •\J ПР 80 ед.

Суммарные затраты производителя бульдозеров, соответствующие EOQ Qup s s Zap=-^-Iup+ — -A + C-S + --E ^ Vnp " 28990 тыс. руб.

Модифицированная формула Уилсона для расчета ELS поставщика МКЗ ¡2 PR Q п 0 CT It -J 'пост 120 ед.

Cуммарные затраты поставщика МКЗ, соответствующие ELS 7 — ^ . p I ^пост i . ^ ■^ПОСТ ' ' ^ 'пост n VnocT ^ ^ 1600 тыс. руб.

Объединенный оптимальный размер поставки (JELS) ¡2-(A + P)-S Q 1/ +£■/ 'np ~ ft 'пост 116 ед.

Суммарные затраты e S Q* S Q* S Г = Q-*'A+Y'Iap + Q~*P+^2 /пост ' R 1722 тыс. руб.

Полученные результаты

Таким образом, мы видим ситуацию стабильного превышения оптимального размера поставки (ELS=120 ед.) над оптимальным

размером заказа (EOQ=80 ед.). Данное явление обусловлено главным образом несоответствием масштабов производства и поставок на отдельном рынке сбыта. Соответственно объединенный вариант (размер поставки производителя) должен располагаться между ELS и EOQ (JELS = 116 ед.).

Далее было проведено сравнение результатов расчетов для обоснования принятия решений.

86 организатор производства. 2016. № 3

Для принятия экономически обоснованного решения сравним величины:

- потери производителя от необходимости работы «в формате» EOQ, тогда как его минимальные суммарные затраты соответствуют ELS;

- возможные потери покупателя при переходе от EOQ к JELS;

- величину сокращения потерь производителя при переходе от ELS к JELS.

Величина сокращения потерь производителя при переходе от ELS к JELS может быть представлена в табл. 3.

www.org-proizvodstva.ru

Таблица 3

Величина сокращения потерь производителя при переходе от ELS к JELS_

Расходы при выпуске 116 единиц продукции, тыс. руб. Расходы при выпуске 120 единиц продукции, тыс. руб. Увеличение расходов, тыс. руб. Экономия по сравнению с поставкой 80 единиц, тыс. руб.

1600,9 1600 0,9 132,4

Поставщику МКЗ предприятию ОАО «Промтрактор» выгодно отправлять 116 трансмиссий, так как его экономия составит более 132 тыс. рублей. Комплектовщик бульдозеров ЧЕТРА Т-9 - ОАО «ЧЕТРА-ПМ», способен возместить незначительное повышение затрат.

Заключение

Таким образом, в результате можно сделать вывод, что изложенный подход понятен, доступен и может быть предложен другим крупным компаниям. Переход к поставкам по модели JELS для обеих сторон договорных отношений, безусловно, целесообразен. При этом применение модели JELS особенно экономически эффективно, когда контрагенты представляют собой звенья одной цепи поставок и их деятельность не может быть конкурирующей по отношению друг к другу.

Библиографический список

1. Интернет- ресурс «Концерн «Тракторные заводы». [Электронный ресурс]: Режим доступа: [http://www.tplants.com/]

2. Кристофер, М. Логистика и управление цепями поставок [Текст] / Кристофер М //. - СПб.: - Питер, 2004. - 316 с.

3. Муравьев, И. В. Как заинтересовать предприятие в снижении затрат [Текст] / И.В. Муравьев // Экономика. Финансы. Управление. - 2001. - №5. - С.18-25.

4. Сергеев, В.И. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов [Текст] / В.И. Сергеев. - ВШЭ, 2005.

5. Сергеев, В. И. Логистика снабжения [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Сергеев, И.П. Эльяшевич. -2-е изд., пер. и доп. - М. : Юрайт, 2014.

6. Шехтер, Д. Логистика. Искусство управления цепочками поставок [Текст] / Д. Шехтер - М.: Альпина, 2013. - 452 с.

7. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок [Текст] / Д. А. Иванов. - Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с.

8. Сербин, В.Д. Основы логистики [Текст]: учеб. пособие. / В.Д. Сербин. - Таганрог.: Изд-во ТРТУ. - 2004. - 184с.

9. Левкин, Г.Г. Логистика: теория и практика[Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Левкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 221 с.

10. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики [Текст] / Н. К. Моисеева. -Москва: Инфра-М, 2010. - 527 с.

11. Лайсонс, К., Джиллингем М. «Управление закупочной деятельностью и цепью поставок» Пер. с 6-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2005. - 798 с.

12. Линдерс, М. Управление закупками и поставками [Текст]: учебник для студентов вузов / М. Линдерс, Ф. Джонс, А. Флинн, Г. Фирон; Пер. с англ. / Под ред. Ю.А. Щерба-нина. 13-е изд. — М.: «ЮНИТИ- ДАНА». 2007. - 751 с.

13. Сток, Дж. Р., Ламберт Д.М. «Стратегическое управление логистикой» Пер. с англ. 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 976 с.

14. Хендфилд Р.Б. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности [Текст] / Р. Б.

Хендфилд, Э. Л. Николас мл.; пер. с англ. — поставок . 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: ЗАО М.: Изд. Дом «Вильямс», 2003. — 416 с. «Олимп-Бизнес», 2005. - 640с. с ил.

15. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дэй-вид Дж., Логистика: интегрированная цепь

Поступила в редакцию - 29 апреля 2016 г.

Принята в печать - 29 сентября 2016г.

THE MODEL OF OPTIMAL AGGREGATE SIZE OF DELIVERY

A. E. Brom, N. V. Zharkov

Moscow State Technical University, named after N.E. Bauman

5, 2nd Baumanskaya St., Moscow, Russia, 105005

Abstract

The support of decision-making in the areas of procurement and delivery is one of the most pressing problems owing to complexity of task formalization, which determines the limited implementation of such methods at an enterprise. The streamlining of procurement logistics allows the enterprise to effectively manage the available resources and respond to all threats occurring in internal and external environment of an organization. The effectiveness of procurement largely determines the enterprise effectiveness. The article is devoted to the method of reducing costs on procurement and delivery of components, as exemplified by an industrial enterprise. The existing system of interaction between a manufacturer and a supplier has been shown. The article addresses the urgent problem of determining the optimal size of component delivery. The model of optimal aggregate delivery size has been proposed, which is able to satisfy both parties of contractual relationships. On the basis of problems identified, the paper presents the calculation of optimal transmission order quantity and the optimal aggregate size of delivery. All findings of the article are applicable and well substantiated. The results of the work have a clear practical focus and can be recommended for implementation at an enterprise

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^y words: industrial enterprise, optimization, Wilson model, optimal order quantity, optimal delivery size

For citing:

Brom, A. E., Zharkov, N.V. (2016). Model' ob"edinennogo optimal'nogo razmera postavki [Tekst] [The model of optimal aggregate size of delivery[Text]]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 3, 70, 83-89.

On authors:

А^ Efimovna Brom (Doctor of Technical Science, nici456@googlemail.com), Professor of the Chair of Industrial Logistics

Nikita Vladimirovich Zharkov (nici456@googlemail.com), graduate student of the Chair of Industrial Logistics

References

1. Internet- resurs «Koncern «Traktornye zavody» [E-resource «Tractor Plants» Group]. E-resource. Access mode: http://www.tplants.com/

2. Christopher, M. (2004). Logistika i upravlenie cepjami postavok [Tekst] [Logistics and supply chain management [Text]]. St.-Petersburg: Piter, 316.

3. Muraviev, I.V. (2001). Kak zainteresovat' predprijatie v snizhenii zatrat [Tekst] [How to encourage the enterprise for cost reduction]. JEkonomika. Finansy. Upravlenie. [Economics. Finance. Management.], 5, 18-25.

4. Sergeev, V. I. (2005). Korporativnaja logistika: 300 otvetov na voprosy professionalov [Tekst] [Corporate Logistics: 300 answers to professionals' questions [Text]]. Higher School of Economics.

5. Sergeev, V. I., Elyashevich, I.P. (2014). Logistika snabzhenija [Tekst]: uchebnik dlja bakalav-riata i magistratury, 2-e izd., per. i dop. [Procurement Logistics [Text]. The 2nd edition, revised and updated. A manual for undergraduates and graduates]. Under general editorship of V.I.Sergeev. Moscow: Yurait.

6. Shekhter, D. (2013). Logistika. Iskusstvo upravlenija cepochkami postavok [Tekst] [The art of supply chain management [Text]]. Moscow: Alpina, 452.

7. Ivanov, D.A. (2010). Upravlenie cepjami postavok [Tekst] [Supply chain management [Text]]. St.-Petersburg: The Publishing House of the Polytechnical University, 659.

8. Serbin, V.D. (2004). Osnovy logistiki [Tekst]: ucheb. posobie [The Fundamentals of Logistics [Text]]. A training manual]. Taganrog: the Publishing House of Taganrog State University of Radio Engineering, 184.

9. Levkin, G.G. (2009). Logistika: teorija i praktika [Tekst]: ucheb. posobie [Logistics: theory and practice. A training manual [Text]]. Rostov-on-Don: Feniks, 221.

10. Moiseeva, N.K. (2010). JEkonomicheskie osnovy logistiki [Tekst] [The Economic Fundamentals of Logistics [Text]]. Moscow: INFRA-M, 527.

11.K. Lysons, M.Gillingham (2005). «Upravlenie zakupochnoj dejatel'nost'ju i cep'ju postavok» [«Supply chain and procurement management»] Transl. from the 6th English edition. Moscow: INFRA-M, 798.

12. Linders, M., Johnson, P., Flynn, A., Firon, G. (2007). Upravlenie zakupkami i postavkami [Tekst]: uchebnik dlja studentov vuzov [«Procurement and delivery management [Text]: a textbook for University students]. Transl. from English. Edit. by Y.A.Scherbanin. 13th edition. Moscow.: «YUNITI-DANA». 751.

13. Stock, J.R., Lambert, D.M. (2005). «Strategicheskoe upravlenie logistikoj» [Tekst] [«Strategic Logistics Management» [Text]]. Transl. from English. 4th edition. Moscow: INFRA-M, 976.

14. Handfield, R.B., Nicholes, E.L. Jr. (2003). Reorganizacija cepej postavok. Sozdanie integri-rovannyh sistem formirovanija cennosti [Tekst] [Supply Chain Redesign: Transforming Supply Chains into Integrated Redesigning your Value Systems [Text]]. Transl. from English. Moscow: the Publishing House «Williams», 416.

15. Bowersox, D. J., Kloss, D.J. (2005). Logistika: integrirovannaja cep' postavok . 2-e izd. [Logistics: the integrated supply chain. 2th edition]. Transl. from English. Moscow: Closed joint-stock company «Olimp-biznes», 640, illustrated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.