Научная статья на тему 'Модель музыкальнопсихотерапевтического занятия'

Модель музыкальнопсихотерапевтического занятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазунова Л. И., Поддубная О. А.

В статье предлагается модель музыкально-психотерапевтического занятия. Рассматриваются отличительные особенности психотерапевтического занятия и урока музыки, структура занятия, его организация, содержание. Авторами даны необходимые комментарии к каждому этапу занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of Music and Psychotherapeutic Type of a Lesson

The article suggests the model of the musical and psychotherapeutic lesson. It also considers the distinctive features of psychotherapeutic exercise and music lesson, the structure of the lesson, its content. The authors give necessary comments on every stage of the lesson.

Текст научной работы на тему «Модель музыкальнопсихотерапевтического занятия»

МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Ж И. Глазунова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Белгородского государственного университета,

О. Л. Поддубная, аспирант кафедры психологии Белгородского государственного университета

В статье предлагается модель музыкально-психотерапевтического занятия. Рассматриваются отличительные особенности психотерапевтического занятия и урока музыки, структура занятия, его организация, содержание. Авторами даны необходимые комментарии к каждому этапу занятия.

В настоящее время в связи с общей характерной тенденцией общества, выражающейся в ориентации на человека как высшую ценность, осознание и принятие самоценности личности, ее неповторимой индивидуальности, уникальности и творческой сущности, в педагогике возможно и даже необходимо применение психотерапевтических методов и приемов, обеспечивающих не декларацию, а реализацию на деле гуманистического подхода. Осуществление этого процесса нами видится в организации специальных музыкально-психотерапевтических занятий.

Музыкальная психотерапия в контексте образования по сути является инновационной формой учебных занятий, поэтому музыкально-психотерапевтиче-ское занятие принято нами за структурную единицу обобщенного явления. В данном определении подчеркивается педагогическая направленность этого процесса, термин «музыкально-психотерапевтическое занятие» привносит в содержание понятия дидактический оттенок.

При кажущемся внешнем лексическом сходстве музыкально-психотерапевтические занятия по ряду существенных признаков отличаются от уроков музыки в школе и занятий по методике музыкального воспитания в вузе.

Рассмотрим их принципиальные отличия.

1. На уроке музыки в школе (на занятии по методике музыкального воспитания в вузе) музыкальная деятельность тщательно организована в отличие от музыкально-психотерапевтического за-

нятия^ которое имеет спонтанный характер.

2. Приоритетные цели урока музыки и музыкально-психотерапевтического занятия не совпадают. На уроках музыки, как известно, главное — научить ребенка основам музыкальной деятельности. Причем знания, умения, навыки должны соответствовать определенным для данного возрастного периода нормативам.

Основные цели музыкально-психотерапевтических занятий — терапевтическая и коррекционная в сочетании с воспитательной и развивающей задачами.

3. На уроках музыки оценивается уровень сформированное™ знаний, умений и навыков у каждого ученика в баллах. На музыкально-психотерапевтических занятиях оценочные суждения отсутствуют, даже в плане «правильно — неправильно», «красиво — некрасиво» и т. п. Большую ценность этих занятий представляют искренность, открытость, спонтанность в выражении своих чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения, нежели эстетическая и репродуктивная стороны музыкальной деятельности.

4. Специальная подготовка, таланты участников при исполнении в качестве психотерапевтического средства музыкального произведения,танца не играют роли — важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются при осуществлении этого акта. Поэтому участникам за работу отметки не ставятся. На уроках музыки необходима специаль-

© Л. И. Глазунова, О. А. Поддубная, 2007

ная подготовка к занятию, поскольку от нее зависят качество овладения знаниями, сформированность умений и уровень навыков, за которые и ставятся отметки.

5. Содержание урока музыки определено программой. Содержание и структуру музыкально-психотерапевтическо-го занятия определяют уровень нервноэмоционального напряжения участников процесса, их музыкальные предпочтения в данный момент.

6. На уроках музыки порядок деятельности учащихся задается и строго контролируется учителем. Напротив, музыкально-психотерапевтическое занятие предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности, в частности в выборе видов музыкальной деятельности, их последовательности, меры участия в групповом взаимодействии. Наиболее значимым для музыкальной психотерапии является создание определенной атмосферы занятия, безопасной для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам ребенка. Важно не оценивать поступки, уровень творческой реализации детей, а принимать их плачущими или агрессивными, предоставлять им право на молчание и право выбора, т. е. сопровождать их в трудном путешествии к истокам самого себя. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

7. Различаются стили общения, методы и приемы воспитательного взаимодействия, применяемые на уроке музыки и музыкально-психотерапевтическом занятии. Учитель на музыкально-психо-терапевтических занятиях — равноправный партнер, «фасилитатор».

8. Основные принципы музыкальнопсихотерапевтического взаимодействия, вытекающие из гуманистической теории конгруэнтной коммуникации, отличаются от дидактических принципов, используемых на уроках музыки, и заключаются в следующем:

— поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;

— говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

— отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

— не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования;

— не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;

— принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы и качества.

Установленные нами различия музыкально-психотерапевтических занятий и уроков музыки проявляются во всей системе отношений учитель — ученик, преподаватель — студент.

Взаимодействуя с маленьким человеком, педагог разделяет с ним ответственность за развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т. д.).

Естественная спонтанность, экспрессия, отсутствие ролевой маски, выразительность лица, речи, артистизм, четкость мимики, жестов, «лучеиспускание» глаз, пожатие руки, психологические «поглаживания», готовность к творческому взаимодействию по закону иррадиации эмоций помогают вызвать у ребенка соответствующую эмоциональную реакцию. В итоге учитель, говоря словами К. Роджерса, не формирует ребенка, стараясь «отлить» в заранее задуманную форму, а помогает ему открыть в себе положительное, что прежде могло быть искажено, спрятано1.

Одно из главных условий эффективности музыкальной психотерапии в школе — построение доверительных отношений педагога с ребенком. Оно обеспечивается рядом правил:

— в музыкально-психотерапевтиче-ском процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения;

— ребенок вправе выбирать подходящие для него виды и содержание музыкальной деятельности;

— участник может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т. п.;

— ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься по желанию тем или иным видом музыкальной деятельности;

— в музыкально-психотерапевтическом процессе принимаются и заслуживают одобрения все виды музыкального творчества ребенка независимо от их качества;

— в музыкально-психотерапевтиче-ском процессе не позволительны сравнение и оценка суждений, отметки, критика, наказания.

Таким образом, музыкальная психотерапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Сказанное в полной мере распространяется на музыкально-психотерапевтические взаимодействия преподавателя и студентов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности.

В музыкально-психотерапевтической практике различаются индивидуальная и групповая формы работы. Они могут быть структурированными и неструктурированными. В процессе музыкальнопсихотерапевтической работы могут также использоваться поэзия, сочинение историй, драма, изобразительная деятельность и т. д. Такие формы с одновременным сочетанием различных способов творческого самовыражения принято называть мультимедийными.

Для школьной практики, как показывает опыт, наиболее приемлемы и эффективны структурированные групповые

музыкально-психотерапевтические занятия. К тому же такая форма занятий в большей степени отвечает признакам педагогической технологии, позволяет прогнозировать результаты, предусматривать возможные эффекты.

Нами разработана логически выстроенная технологическая структура музыкально-психотерапевтического занятия, в которой выделяются две основные части. Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. В ней используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Другая — вербальная, формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию возникших ассоциаций. При этом создаются благоприятные условия для сотрудничества, появляется возможность показать участникам привлекательность отношений поддержки и взаимопомощи.

Разработанная нами модель в рамках тематически ориентированного подхода может быть принята за технологическую основу группового музыкальнопсихотерапевтического занятия. Рассмотрим ее далее.

Организация занятия

Оптимальное число участников группы — от 6 до 10 чел. Если целью занятия является коррекция каких-либо отклонений в эмоциональной или волевой сфере личности, предпочтительны однородные по составу группы. Организация гетерогенных групп допустима при условии, что это не вредит психологическому здоровью участников, развитие которых соответствует возрастной норме.

Музыкально-психотерапевтическое пространство организуется в соответствии с целями и содержанием предстоящей работы. В тематически ориентированных структурированных группах тема занятия обычно задается руководителем. Однако в определенных ситуациях она может выбираться в процессе коллективного обсуждения.

Структура занятия

Этапы музыкально-психотерапевтического занятия названы нами условно. Их количество на конкретном занятии в зависимости от цели, темы, формы работы может варьироваться.

Первый этап — настрой.

Задача данного этапа музыкально-психотерапевтического занятия состоит в подготовке участников к спонтанной музыкальной деятельности и внутригрупповой коммуникации, в настрое на творчество. Для этого используются двигательные и танцевальные упражнения, несложные музыкальные попевки, музыкальные игры, различные варианты техники: техника «закрытых глаз» (узнай по голосу), «эстафета интонаций» (допой мелодию), «ассоциативный образ» (создание художественного образа комплексом средств музыкального искусства) и др.

Перспектива заняться музыкальной деятельностью часто вызывает у членов группы тревогу, уровень которой можно снизить, если предоставлять им возможность сделать то, что получится, а не то, что задано заранее. Преодолеть неуверенность, ситуативную тревожность человека, связанную с отсутствием, по его мнению, музыкального таланта, нередко помогает использование техники коллажа (карнавал, зоопарк и т. п.).

Второй этап — восприятие музыки. Содержание этого этапа составляет прослушивание группой музыкальной программы. Восприятие музыки может быть свободным и директивным.

Свободное от навязывания извне восприятие музыкальных образов, когда слушатель отдается ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержания, позитивно влияет на мироощущение человека. Сопровождаясь моментами трансцендентального выхода за пределы наличной ситуации, оно обеспечивает тот самый личностный рост, который был заблокирован в результате психотравмирующих переживаний.

Слушая музыку, человек не только осваивает духовный опыт, заключенный

в ее содержании, он учится понимать и анализировать свои эмоции, проблемы, чувства, сознательно их вызывать и в определенной степени их контролировать.

Директивное восприятие музыки представляет собой формирование определенной и конкретной направленности переживаний, что осуществляется педагогом при помощи произнесения во время прослушивания музыки формул внушения, показа специально подобранных слайдов, которые ведут к высокой личностной организации. Цель директивного восприятия музыки — организация соответствующего психологического настроя участников, выработка определенной установки, что достигается управлением мысли. Управлять мыслью в данном случае означает не приказывать, а представлять.

Одним из первых исследователей, кто предложил использовать методы контроля мысли и подчеркнул роль позитивной мысли в изменении поведения человека, был французский аптекарь Эмиль Куэ (начало XX в.). Он считал, что главной причиной наших неудач, болезней является воображение. Воображение тесно связано с работой внутренних органов, это и позволяет ему оказывать на них значительное влияние. В зависимости от того, что мы себе представляем, считал исследователь, мы поступаем и чувствуем себя. Постоянное удерживание перед мысленным взором мрачных, безрадостных картин, в которых человек является «потерпевшей стороной», не позволяет ему жить полной жизнью. Негативные представления имеют способность накапливаться и поэтому рано или поздно приводят к психическим отклонениям. Противоположным образом действуют светлые, оптимистические образы.

Как показывают результаты наших исследований, у участников не вызывают протеста мелодии с мягким ритмическим рисунком. Но если хотя бы один из присутствующих хочет изменить музыкальную композицию или выключить

музыку на данном этапе, это необходимо сделать. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия.

Третий этап — вербализация переживаний. Его задачей является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Считается, что вербализация внутренних переживаний помогает в ка-кой-то мере освободиться от них. Поэтому каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе восприятия музыки. Степень открытости и откровенности, самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, педагогу, личных особенностей человека и определяется им самим.

Если человек по каким-то причинам отказывается участвовать в этой форме работы, педагогу не следует настаивать на его участии.

Четвертый этап — идентификация. Данный этап представляет собой организацию в рамках коллектива индивидуальной работы каждого участника занятия, поиск им образа, адекватного собственному настроению и эмоциональному состоянию. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в спонтанном творчестве. Продукт творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках2.

Каждому участнику предлагается создать танцевальную композицию, что служит проявлением его творческого самовыражения. Двигательная импровизация позволяет преодолеть эмоционально-мышечную зажатость, скованность, нивелировать негативные эмоциональные переживания через ощущение творческой радости, возникающей в процессе тонического «приспособления» к мелодическому развитию, «проживание» эмоционального содержания музыкаль-

ного произведения. На этом этапе происходят более внимательное и точное восприятие эмоциональной ситуации, улавливание тончайших интонационных оборотов и модуляций, накопление и осмысление эмоционально-чувственного опыта.

Наиболее яркими и удобными для указанных целей являются миниатюры композиторов-импрессионистов (К. Дебюсси, М. Равеля), произведения русских и советских композиторов: М. И. Глинки («В разлуке»), М. П. Мусоргского («Балет вылупившихся птенцов»), А. К. Глазунова («Адажио» и «Танец арабских мальчиков» из балета «Раймонда»), Д. Д. Шостаковича («Романс» из кинофильма «Овод»), И. Ф. Стравинского (номера из балетов «Петрушка», «Жар-птица»), Е. Доги «Сонет», П. И. Чайковского («Марш деревянных солдатиков», марш из балета «Щелкунчик»).

Обычно на первых занятиях участники стремятся к использованию привычных и знакомых движений. Так поступают люди с высокой личностной или ситуативной тревожностью. По мере преодоления психологической защиты они начинают экспериментировать, становятся более экспрессивными и расположенными к музыкально-творческой деятельности. Музыкальные образы способны вызвать у них сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и свободу творчества.

Пятый этап — ассоциативный. Его особенность заключается в том, что каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями, рассказать об ассоциациях, которые возникли у него в процессе воплощения музыкально-хореографического образа.

Данный этап занятия располагает и к косвенной диагностике. Например, предпочтение, отданное участником тем или иным двигательным элементам в танцевальной композиции, может зависеть от состояния личности «здесь и сейчас», отражать потребность в маскиров-

ке переживаний, желание контролировать эмоции и др.

О психическом состоянии человека говорит его отношение к музыке танцевальной композиции. Если содержание музыки, уровень ее эмоциональности совпадают с уровнем эмоциональности участника, то она будет характеризоваться как «интересная», «красивая», «выразительная» и т. д. Противоположную оценку мы получим, если уровень эмоциональности музыки и участника далеки.

В процессе вербализации ассоциаций закрепляется эмоционально-техническая свобода участника в речи.

Шестой этап — корпоративный. Он представляет собой коллективную работу в малых группах, которая заключается в придумывании сюжета и разыгрывании небольших музыкальных спектаклей. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму, эмоциональное переключение, приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций. По мнению исследователей, ритуальный характер действий членов группы повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества.

В содержание данного этапа музыкально-психотерапевтического процесса целесообразно включать элементы арт-терапии, драматерапии, сказкоте-рапии, игротерапии, просмотр слайдов и др.

Коллективная работа, основанная на совместной творческой деятельности и групповой коммуникации, активизирует групповые процессы, способствует формированию позитивного опыта, усвоению норм и ценностей, т. е. является фактором социализации участников музыкальной психотерапии.

Седьмой этап — заключительный. Он предполагает рефлексивный анализ работы. Участники садятся в круг, чтобы поделиться своими переживаниями, почувствовать общность многих проблем и своеобразие каждого человека. Здесь обычно присутствуют элементы

спонтанной «взаимотерапии», «психологического поглаживания» посредством доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки.

Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, складывающаяся на музыкально-психотерапевтическом занятии, помогает пережить ситуацию успеха в том или ином виде музыкальной деятельности. В итоге приобретается положительный опыт самоуважения и самопринятия, укрепляется чувство собственного достоинства. Постепенно корректируется образ «Я».

Доверие, которое формируется на музыкально-психотерапевтических занятиях, позволяет членам группы спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу.

Завершая занятие, важно подчеркнуть успех всех и каждого участника музыкально-психотерапевтического процесса.

Отметим также еще одно важное обстоятельство — творчество самого руководителя музыкально-психотерапе-втической группы, образно говоря, владение им искусством психотерапии. Педагог должен обладать высокой степенью творческой свободы, гибкостью в использовании времени, средств, приемов и техник. По существу, он каждый раз по-новому выстраивает свою работу в зависимости от проблемы, особенностей участников группы, ситуации. Другими словами, первоначальный замысел разворачивается в конкретный сценарий занятия посредством коллективного творчества.

Итак, предложенная модель и некоторые необходимые комментарии по ходу описания очерчивают логику и последовательность этапов занятия. В каждом конкретном случае она наполняется определенным содержанием и методами работы в зависимости от целей и места в общей структуре музыкально-психоте-рапевтического процесса.

Предложенная модель — обобщенный вариант группового занятия. Она может быть положена в основу системы музыкально-психотерапевтической работы как с детьми, так и со взрослыми.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека j,K. Роджерс ; пер. с англ. М. VI, Исениной ; общ. ред. и предисл, Е, И. Исе-ниной. М., 1994.

2 См.: Kramer Е. Art Therapy With Children f E. Kramer. N. Y„ 1977.

Поступила 07.11.05.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

II. А. Килъдишова, декан географического факультета Мордовского государственного университета, профессор,

В, Н. Пресняков, доцент кафедры экономической и социальной географии Мордовского государственного университета

В статье приводится обоснование необходимости создания учебно-методического комплекса по географическому краеведению и географии Мордовии, в частности такой его части, как хрестоматия. Предлагается проект программы подобного издания.

Создавая учебно-методический комплекс по географическому краеведению и географии, нельзя обойти вниманием такой его элемент, как книга для чтения по предмету, т. е. хрестоматия. Такого рода учебное пособие, при правильном его использовании, может способствовать и развитию познавательного интереса учащихся к школьному предмету, и патриотическому воспитанию. Книга, где основной материал значительно расширяет содержание соответствующего школьного учебника, будет полезна учащимся, заинтересованным в изучении географии, а у остальных поможет пробудить внимание к данному школьному предмету. В Мордовии последнее издание подобного учебного пособия — «География моей республики»1 — состоялось в 1990 г. Изменившиеся социально-экономические условия вызывают необходимость подготовки нового издания. Некоторыми рассуждениями на этот счет, которые, надеемся, будут полезны, хотелось бы поделиться.

В качестве материалов для хрестоматии целесообразно использовать фрагменты художественной, научно-популярной литературы, периодики, адапти-

рованной к возможностям школьников определенного возраста. Книга должна быть хорошо иллюстрирована, обеспечена картографическими материалами, которые по различным причинам не вошли в географические тексты других учебных и учебно-методических пособий. Желательно, чтобы она содержала те же разделы, что предусмотрены программой: природа, население,хозяйство.

К сожалению, определенная часть учащихся, не проживающих в крупных городах, воспринимают свой край как нечто периферийное. Учебному пособию по краеведению отводится очень важная роль в показе развития конкретного региона как субъекта Российской Федерации, в пропаганде его достижений и перспектив на примерах наиболее интересных свершений, изменений в культурной жизни края, условиях жизни населения и т. п. Все это будет содействовать воспитанию гордости за свою малую родину, ее народ, что представляет собой немаловажное условие формирования гармонично развитого человека. Привлечение материала по истории, биологии, литературе, математике и т. п. поднимет качество содержания учебного пособия.

«П. А. Кильдишова, В. Н. Пресняков, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.