Научная статья на тему 'Модель методической системы мониторинга уровня сформированности профессиональной математической деятельности студентов инженернотехнических специальностей'

Модель методической системы мониторинга уровня сформированности профессиональной математической деятельности студентов инженернотехнических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODICAL SYSTEM OF MONITORING (MSM) / PROFESSIONAL MATHEMATICAL ACTIVITY (PMA) / A PEDAGOGICAL MEASURING MATERIAL (PMM) / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА (МСМ) / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПМД) / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (ПИМ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Табишев Тимур Арсенович

В статье конструируется модель методической системы мониторинга уровня сформи-рованности профессиональной деятельности студентов инженерно-технических специальностей, построенная с учётом следующих ключевых компонентов: целевой (динамическая модель как основа для целеполагания), содержательный (комплекты педагогических измерительных материалов), процессуальный (отработка мониторинговых процедур), результативный (достижение цели).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Табишев Тимур Арсенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of methodical system of monitoring of a level of professional mathematical activity of students at engineering and technical specialtie

In the article the model of methodical system of monitoring of a level of formation of professional work of students of the engineering and technical specialties is based on the following key components: target (dynamic model as a basis for the purpose), substantial (complete sets of pedagogical measuring materials), remedial (working off monitoring procedures), productive (achievement of the purpose).

Текст научной работы на тему «Модель методической системы мониторинга уровня сформированности профессиональной математической деятельности студентов инженернотехнических специальностей»

аудиторную самостоятельную работу по изучению дисциплины БЖД, а также позволяет осуществлять самоконтроль усвоения учебного материала [2].

Технология деятельностного подхода в преподавании предполагает не только управление самостоятельной учебной деятельностью обучаемых, но и диагностику результатов обучения, выбор инструментария, контроля учебных достижений, обеспечивающего их объективную оценку. Для этого используются обширный фонд тестов, проводится контроль остаточных знаний (КОЗ) на последующих курсах. Результаты КОЗ отражают динамику успехов каждого студента.

Обобщая результаты своей работы по активизации познавательной деятельности в системе ВРС, можно отметить следующее: самостоятельная работа требует от студенга-заочника существенных волевых усилий, сильной мотивации и значительно большего времени для усвоения знаний. При этом эффективность самостоятельной работы находится в прямой зависимости от интереса, организованности сту-дента-заочника; характера и качества методического и информационно-технического обеспечения, не-

прерывных творческих устремлений преподавателя, пополняющего фонд педагогических технологий, методов и педагогических приемов [21.

Библиографический список

1. Митусова, О. И. Некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов / Ежемесячный электронный педагогический журнал. — С. 1—5. — Режим доступа: http:// rspu.edu.ru/university/publish/schools/2/index.htm

2. Конева, И. В. Педагогические науки / И. В. Конева, Л. А. Берендяева//Омский научный вестник. — 2007. - Nq 1 (53). - С. 135.

3. Свинобоев, А. Н. Самостоятельная работа студентов ИТФ ЯГУ по дисциплине «Экология и охрана природы». — Режим доступа: http://www.rrc.ysu.rU/resource/network/doc75/8.htm

КУЗНЕЦОВА Антонида Яковлевна, доцент кафедры общетехнических наук.

Адрес для переписки: e-mail: roszitlp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2009 г.

© А. Я. Кузнецова

УДК 372.8: 51 Т. А. ТАБИШЕВ

Кабардино-Балкарский государственный университет им. X. М. Бербекова, г. Нальчик

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье конструируется модель методической системы мониторинга уровня сформи-рованности профессиональной деятельности студентов инженерно-технических специальностей, построенная с учётом следующих ключевых компонентов: целевой (динамическая модель как основа для целеполагания), содержательный (комплекты педагогических измерительных материалов), процессуальный (отработка мониторинговых процедур), результативный (достижение цели).

Ключевые слова: методическая система мониторинга (МСМ), профессиональная математическая деятельность (ПМД), педагогический измерительный материал (ПИМ).

При сложившихся новых социально-экономических условиях в современном обществе будущим специалистам предстоит воплощать свои профессиональные творческие возможности, и они должны обладать не только фундаментальными разносторонними знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но и совокупностью устойчивых свойств — профессиональных компетенций, кото-

рые обусловливают их пригодность к профессиональной деятельности и отвечают качественно новым требованиям работодателей. Такие характеристики будущих специалистов должны формироваться и в процессе их математической подготовки, в частности, при изучении курса математического анализа (МА), так как дисциплина «Математический анализ» играет главенствующую роль в математической

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (М) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

подготовке студентов вуза и является фундаментальной дисциплиной, связующей между другими областями математического знания. Поэтому необходима объективная система мониторинга качества подготовки студентов вуза по математическому анализу. При этом педагогический мониторинг должен быть направлен не только на регулярное отслеживание и наблюдение, но и коррекцию качества такой подготовки, т.е. речь должна идти о разработке методической системы, мониторинга (МСМ) качества подготовки студентов вуза по математическому анализу.

Проектирование МСМ базируется на всестороннем анализе нормативных образовательных документов: государственных образовательных стандартов специальностей/направлений, учебных планов, рабочих программ, концепций и положений образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Решение проблемы создания методической системы мониторинга (диагностики и совершенствования) математической подготовки студентов инженерно-технических специальностей (ИТС), выделения уровней сформированности их профессиональной математической деятельности (ПМД) востребовано практикой современного математического образования в высшей школе. В первую очередь об этом свидетельствуют следующие положения:

• «... Создание общенациональной государственно-общественной системы оценки качества образования, независимой от органов управления образованием, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения качества, а также эффективности и ответственности образовательной деятельности, предоставить государству и гражданам объективную информацию о достоинствах и недостатках конкретных звеньев образовательной системы»

(Концепция модернизации, российского образования на период до 2010 года);

• Инженер по специальности/направлению подготовки «Нанотехнология» должен знать: «математический аппарат и численные методы для математического моделирования физико-химических процессов и явлений, лежащих в основе нанотехнологий.»

(Государственные образовательные стандарты

по специальностям 210600 — Нанотехнология от

18.01.2006 г.,

210100 — Электроника и. микроэлектроника от

18.01.2006 г.);

• «Математик, системный программист должен знать и уметь использовать дифференциальное и интегральное исчисление функций одной и нескольких переменных, теорию числовых и функциональных рядов, методы теории функций комплексного переменного»

(Государственный образовательный стандарт по специальности

010200 — Прикладная математика и. информатика от. 23.03.2000 г.);

• Физик должен знать и уметь использовать: «математический анализ, теорию функций комплексной переменной, аналитическую геометрию, векторный и тензорный анализ, дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление, теорию вероятностей и математическую статистику»

(Государственный образовательный стандарт по специальности

010800 — Физика кинетических явлений от 17.03.2000 г.);

• Научно-исследовательская деятельность инже-нера-техника заключается в следующих положениях:

• выбор и преобразование математических моделей явлений, процессов и систем с целью их эффективной программно-аппаратной реализации и их исследования средствами вычислительной техники;

• разработка математических моделей, методов, компьютерных технологий и систем поддержки принятия решений в научных исследованиях, проектно-конструкторской деятельности, управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;

• анализ, теоретическое и экспериментальное исследование методов, алгоритмов, программ, аппаратно-программных комплексов и систем;

• создание и исследование математических и программных моделей вычислительных и информационных процессов, связанных с функционированием объектов профессиональной деятельности

(Государственный образовательный стандарт по специальности

654600 — Информатика и. вычислительная, техника от 27.03.2000 г.).

На основании указанных положений официальных документов можно заключить, что в профессиональной подготовке конкурентоспособных специалистов математической подготовке (а именно, профессиональная математическая грамотность и культура) студентов инженерно-технических специальностей должно уделяться соответствующее внимание и значение.

Признание объективной роли математической подготовки в профессиональной деятельности инже-нера-техника влечёт за собой разработку и проектирование комплексной системы наблюдений состояния и изменений, оценки и педагогического контроля, прогноза уровня сформированности профессиональной математической деятельности, а также коррекции и совершенствования качества их математической подготовки. Вслед за Н.М. Борытко [1], мы считаем, что система, обеспечивающая участников образовательного процесса качественной и своевременной информацией (диагностические процедуры), необходимой для принятия решений по пересмотру (коррекционные мероприятия) целевых, технологических, организационных, информационных, нормативных параметров педагогической деятельности есть не что иное, как педагогический мониторинг.

Признаки системы педагогического мониторинга как «полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие функциональных связей и зависимостей между компонентами; наличия ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств» (В.М. Монахов, [2]), позволяет заключить, что разработанная в нашем исследовании система мониторинга является методической системой.

Интерпретируя с позиций деятельностного и ком-петентностного подходов выводы Н.Ю. Деревякиной,

Н.В. Кузьминой Т.С. Перекрёстовой, Т.К. Смыковс-кой и др., в своём исследовании мы исходим из того, что методическая система проектирует деятельность педагога в следующих аспектах (рис. 1): целевой аспект. (целеполагание, задачи и функции системы, требования к ней); результативный, аспект, (направ-

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ПОДХОДЫ:

ностно-ориентированный

деятельностный,

компетентностный

ФУНКЦИИ:

диагностическая, контролирующ а коррекционная, обучающая, развив аю щ ая

ПРИНЦИПЫ:

мотивированность, активность, наглядность, доступность, научность, объективность, целостность, процесссуальность, детерминизм, развитие продуктивной/творческой деятельности и самостоятельности, рефлексия, персонализация.

АСПЕКТЫ МСМ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПМД

Ь

ЦЕЛЕВОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

АСПЕКТ АСПЕКТ АСПЕКТ АСПЕКТ

~~і

Компоненты

математической

п одг отовки студент ов вуза:

1. М отивационно-волевой 2. К огн ит ивно -процессуальный

~1

М етод и ч ески е характеристики/ особенн ости ПМД студентов инженерно-технич еских специальностей:

~~1

1. <

нтологическа

Ф ормирование пр оф ессиональной математической деятельности (ПМД) студентов инженернотехнических специальностей

П И М - педаг измерительны

~т~

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПМД

Ф ормирование пр оф ессионально значимых качеств и компетенций (ПЗКК ) студентов ИТС

Процедуры диагностики и совершенствования математической подготовки стунтов ИТС

Т ворческое/олимпиадное задание (элемент-задача повышенной сложности научноисследовательского характера)

-0

Индивидуальное задание

(элемент - задание для проведения самостоятельных и консультационных занятий)

Рис. 1. Модель методической системы мониторинга уровня сформированности профессиональной математической деятельности студентов инженерно-технических специальностей

ически

матери

Педагогический тесі

(элемент - тестовое задание)

Исследоват ельско рефлексивный

Рис. 2. Динамическая модель сформированности профессиональной математической деятельности студентов инженерно-технических специальностей

ленность на достижение определённого результата); содержательный аспект, (отбор средств диагностики и методов коррекции); процессуальный аспект (отработка мониторинговых процедур).

По мнению Т.К. Смыковской, все компоненты МСМ разворачиваются в ракурсе целевого аспекта, представленного динамической (уровневой) моделью сформированности профессиональной математической деятельности (рис. 2). Динамическая модель строится на пяти уровнях сформированности ПМД студентов инженерно-технических специальностей [3]:

• эмпирический. («Любитель») — интуитивные действия, стремление студента осознать назначение и ценность основополагающих ключевых математических понятий и отдельных элементов знания по математическому анализу, ориентация на внешнюю оценку результативности математических действий;

• репродуктивный. («Пользователь») — овладение

отдельными способами, методами и приёмами математической деятельности, осознанное их использование для выявления причинно-следственных (функциональных) связей и решения аналитических математических задач;

• нормативно-осознанный («Эрудит») — овладение основными алгоритмами профессиональной математической деятельности в условиях регуляции извне и в стандартных ситуациях, их применение для решения типовых математических задач, соотнесение различных областей математического знания;

• профессионально-квалификационный («Профессионал») — системное владение основными способами, методами, приёмами и алгоритмами профессиональной математической деятельности в условиях саморегуляции (на практических, лабораторных и лекционных занятиях по дисциплине «Математический анализ»), их оптимальная адаптация для ре-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

шения вариативных математических задач и упражнений, соответствие профессиональной подготовки студентов вуза по математическому анализу квалификационным требованиям в соответствии с государственным образовательным стандартом;

• субъектно-профессиональный («Мастер») — профессиональное владение алгоритмами математической деятельности в нестандартных, новых ситуациях — на педагогической практике и при выполнении творческих проектов по математическому анализу (олимпиадные соревнования, курсовые работы и т.д.), разработка собственных операций и алгоритмов, конструирование математических понятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый из указанных уровней сформированно-сти ПМД соотнесён с определённой методической микроцелью (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) и характеризует наличие фиксированного набора знаний, умений, навыков и способностей студентов, то есть сформированность их профессиональных математических компетенций и значимых качеств.

Результативным, аспектом МСМ математической подготовки студентов ИТС является формирование у них профессиональной математической деятельности как системы целенаправленных и мотивированных психических действий, направленных на овладение комплексом специфических мыслительных умений, навыков и способностей — математических компетенций. Модель профессиональной математической подготовки студентов вуза отображает деятельность студентов в её развитии с учётом следующих методических характеристик/особенностей: аксиологической, (понимание прикладной направленности и значимости математической подготовки для дальнейшей профессиональной подготовки), онтологической, (усвоение фундаментальных математических понятий и выделение межпредметных связей) и праксиологической, (овладение аналитическими действиями, отношениями, преобразованиями, выявление причинно-следственных связей). Эти характеристики они выступают и как трансформированные показатели оценки, и как функциональные характеристики качества математической подготовки студентов вуза.

Содержательный, аспект. МСМ отражают комплекты педагогических измерительных материалов, структурными единицами и элементами которых являются педагогические тесты и проблемные/творческие задания, отражающие специфику и категориальный аппарат математики, определяющие уровни готовности студентов к решению профессиональных математических задач, оценивающие степень сфор-мированности их профессиональной математической деятельности.

Педагогические измерительные материалы направлены не только на оценку качества математической подготовки студентов вуза (позволяют измерить степени целостности, сформированности и результативности математической подготовки студентов) — их результаты являются ориентиром для студента в совершенствовании своей профессиональной математической деятельности и основанием для оптимизации работы преподавателя. Содержание ПИМов разрабатывается с учётом трансформированных показателей оценки качества математической подготовки студентов вуза, уровней сформиро-ванности профессиональной математической деятельности и корректирующих возможностей тестирования.

Процессуальный аспект МСМ математической подготовки студентов ИТС обосновывают процедуры. мониторинга, определяемые комплексом функциональных образовательных задач:

• соотнесение со специальностью/направлением профессиональной подготовки студентов, учебными планами, рабочими программами;

• определение времени и формы аттестации и педагогического измерения (первичная диагностика, промежуточная и рубежная аттестация, диагностика продуктивной/творческой/самостоятельной профессиональной математической деятельности студентов, рейтинговый контроль, оценка остаточных знаний и т.д.);

• определение порядка проведения педагогического измерения — назначение измерителей на определение одного или нескольких уровней сформированности математической деятельности; решение проблемы о назначении измерителей на оценку последующего уровня сформированности математической деятельности, если студент не справился с измерителями предыдущего уровня, использование измерителей для рубежной аттестации в виде синтеза разноуровневых математических заданий (например, в форме вариантов ЕГЭ по математике), проведение продуктивных творческих соревнований и интеллектуальных игр;

• проведение стандартизированного компьютерного тестирования, снимающего коммуникативные затруднения/барьеры проведения педагогического контроля и диагностики уровня сформированности профессиональной математической деятельности студентов;

• определение перспектив и содержания дальнейшего преподавания, рекомендации по совершенствованию этапов обучения, педагогического контроля и диагностики качества подготовки, а также совершенствования процесса подготовки студентов вуза по математическому анализу, проведение коррекционных мероприятий.

Процесс построения методической системы мониторинга завершается фазой реализации, в рамках которой решаются такие вопросы, как оптимизация цели, перевод методического замысла в технологическую цепочку процедур, поэтапное диагностирование качества подготовки с использованием процедур, содержащих критерии и инструментарий для измерения результатов. Здесь особую актуальность приобретают этапы и процедуры диагностики и совершенствования качества математической подготовки, которые обусловили процессуальный аспект методической системы мониторинга математической подготовки студентов вуза, то есть выбор оптимальных процедур, отвечающих специфике конкретной дисциплины в математической подготовке (в нашем исследовании — специфике математического анализа). В такой интерпретации под методической, системой. мониторинга математической, подготовки студентов вуза понимается комплексная, система наблюдений, состояния и. изменений, оценки, и. педагогического контроля, прогноза уровня сформированности. профессиональной, математической, деятельности, а также коррекции и. совершенствования качества математической подготовки, студентов вуза. Таким образом, в мониторинг мы включаем не только диагностику, но и совершенствование процесса математической подготовки студентов вуза.

Перечисленные задачи обусловили следующие этапы реализации процедур диагностики и совершен-

ствования математической подготовки студентов инженерно-технических специальностей:

• Этап I. Отбор содержания программно-дидактических тестовых материалов и педагогических измерительных материалов с учётом вариативности профессиональной математической подготовки студентов по специальностям/направлениям и специфики изучения математической дисциплины.

• Этап II. Подготовительный этап. Определение инструментальных рамок педагогических измерений, общей информации и разработка инструкций.

. Этап III. Структура и порядок реализации системы диагностики.

• Этап IV. Контрольно-оценочная деятельность преподавателя. Количественное описание результатов диагностики.

• Этап V. Качественный анализ и интерпретация результатов диагностических процедур и педагогических измерений.

• Этап VI. Коррекционная деятельность.

После завершения изучения определённой темы

(раздела, модуля, семестра) необходимо провести коррекционные мероприятия. В нашем случае:

. с помощью составленного автором опросника выявлялись главные причины неуспеваемости слабых студентов;

• результаты опроса по выявлению причин неуспеваемости обсуждались на студенческих собраниях, при проведении самостоятельных/консультационных занятий:

• с целью развития у студентов профессионально интереса к обучению проводились объяснительноразъяснительные беседы и мастер-классы при участии всех студентов группы;

• с целью обсуждения труднодоступных математических разделов/тем/понятий, более доступного их изложения и практического подкрепления проводились самостоятельные, консультационные и дополнительные практические занятия;

• проводились беседы с родителями с целью доведения до их сведения не только результатов мониторинговых процедур оценки качества математической подготовки, но и согласования мер по повышению наблюдаемой положительной динамики, или по выработке мер, способных подтянуть неуспевающих слабых студентов.

Библиографический список

1. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Н. М. Борытко: под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2006. - 288 с.

2. Монахов, В. М. Введение в теорию педагогических технологий [Текст] / В. М. Монахов. — Волгоград: Перемена, 2006. — 319с.

3. Табишев, Т. А. Качество профессиональной математической деятельности студентов вуза [Текст] / Т. А. Табишев // Научное обозрение : науч.-образоват. журнал. — М.: Наука, 2009. — №2. - С. 160-165.

ТАБИШЕВ Тимур Арсенович, старший преподаватель кафедры математического анализа математического факультета.

Адрес для переписки: e-mail: mfd555@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2009 г.

© Т. А. Табишев

УДК 377 : 61 : 316.752 Ю. Д. ЕВЕЛЬСОН

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА_________________________________________________

В статье рассматриваются педагогические условия формирования у будущих медицинских работников биоэтических ценностей, содержательная сущность которых заключается в признании и принятии студентами ведущих витальных и нравственных ценностей как идейного и морального основания будущей деятельности в сфере медицинской практики и организации общественного здравоохранения в целом. Для достижения данной цели предложено использовать методы активного обучения — учебные дискуссии, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры.

Ключевые слова: биоэтика, биоэтические ценности, методы активного обучения, анализ конкретных ситуаций, игровые приемы обучения. £

Биоэтика как современная отрасль научного зна- ную сторону деятельности человека в медицине и ния в теоретическом аспекте исследует нравствен- биологии, в практическом — ориентирует человека

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N« 2 (86) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.