МОДЕЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА ВУСЛОВИЯХ РЕГИОНА ДЕПРЕССИВНОГОТИПА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Иродова Елена Евгеньевна
доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономической теории
г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается специфика реализации базовой модели малого бизнеса в условиях депрессивного региона на примере Ивановской области, выявлены особенности развития малого бизнеса в регионе.
Ключевые слова: малый бизнес; предприниматель; предприятие; государственное регулирование; инвестиции; занятость
Код УДК: 334.01
Annotation. The author demonstrates application of the basic model of small business in the conditions of a depressive region with the example of Ivanovo region. The peculiarities of the development of small business in the region are also provided in the article.
Keywords: small business; entrepreneur; enterprise; government regulation; investment; employment
Актуальность рассмотрения малого бизнеса в условиях депрессивного региона связана с тем, что в неблагоприятных условиях такой бизнес является точкой роста, то есть в наибольшей степени проявляется его функциональная значимость в решении социальных и экономических задач. В проблемных регионах он позволяет справляться с безработицей, задействовать местные ресурсы, и его доля в валовом региональном продукте значительно выше среднего показателя в целом по стране.
В экономической литературе достаточно много работ, посвященных определению категории депрессивности. Это не является предметом нашего исследования, поэтому мы используем понятие, данное И.Д. Тургелем, которое является, по нашему мнению, наиболее полным и всеобъемлющим. Так, «депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране» [4, с.65]. При этом мы не отождествляем понятия «депрессивный - отсталый - кризисный».
Лодышкин A.B. в диссертации «Специфика депрессивности малых городов Ивановской области и стратегии их возрождения» относит Ивановскую область к депрессивному региону, при
этом он выделяет следующие признаки депрессивности [там же, с. 40-65]:
• невостребованность товаров и услуг, которые традиционно производили депрессивные регионы;
• депрессивные территории не в состоянии производить те продукты и услуги, которые пользуются спросом. Причины - нет набора отраслей (монопрофильная структура экономики), отсутствуют ресурсы, устаревшая материально - техническая база, неготовность кадров;
• нет связей: средние и крупные предприятия - малые предприятия;
• нарушен баланс форм собственности;
• неразвитость потребностей общества, высока доля экономически неактивного/ слабоактивного населения;
• узость внутреннего рынка;
• фонды потребления и фонды накопления минимальны;
• ослабленное действие рыночного механизма как взаимодействия спроса, предложения и цены;
• отсталость инфраструктуры.
Также Лодышкин A.B. в своей диссертации упоминает среди депрессивных регионов Костромскую, Архангельскую, Псковскую области, республики Карелию и Коми, Алтай, Тыву, многие регионы Южного федерального округа (Северная Осетия, Ингушетия, Дагестан).
По нашему мнению, в таких регионах высока доля малых предприятий. Это связано с тем, что монопрофильная структура экономики, сложившаяся еще в советский период, привела к тому, что крупные предприятия в эпоху реформ и преобразований рыночной экономики оказались неконкурентоспособными. В результате в этих регионах сложился высокий уровень безработицы. Малый бизнес рассматривается населением как способ самовыживания и получения хоть какого-нибудь дохода. Из-за недостатка финансовых ресурсов наибольшими темпами на данных территориях развивается торговля. При этом переток ресурсов в производственную сферу практически не осуществляется. Это связано с такими причинами, как сложность организации производственной деятельности, коррупция, высокие административные барьеры, относительно низкая рентабельность. Ниже представлена таблица, позволяющая оценить значимость малых предприятий в депрессивных регионах (табл. 1).
Таблица 1
Число и оборот малых предприятий в регионах России в 2009 г.
Регион Число предприятий Оборот предприятий, млрд. руб.
Всего в том числе малых пред. доля малых пред. в общей числ. Всего в том числе малых пред. доля оборота малых пред. в общем обороте
Ивановская область 30584 8704 28,46% 102,8 94,9 92,32%
Костромская область 18548 7100 38,28% 80,8 45,7 56,56%
Псковская область 16749 4325 25,82% 77,8 39,4 50,64%
Регион Число предприятий Оборот предприятий, млрд. руб.
Всего в том числе малых пред. доля малых пред. в общей числ. Всего в том числе малых пред. доля оборота малых пред. в общем обороте
Ингушетия 6424 1711 26,63% - - -
Северная Осетия-Алания 10966 3885 35,43% 25 20,5 82,00%
Владимирская область 34560 16356 47,33% 262,2 93,6 35,70%
Московская область 239204 74363 31,09% 3693,2 1260,7 34,14%
г. Москва 1106897 207888 18,78% 15068,8 3861,4 25,63%
Руководствуясь вышеприведенными данными, мы приводим дополнительную аргументацию, подтверждающую тезис о более динамичном развитии малого бизнеса в кризисной среде и нестабильных социально-экономических условиях. Кроме того, мы переводим это суждение на региональный уровень. Таким образом, чем более развит регион, тем меньше на его территории доля субъектов малого бизнеса в общей численности юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и тем меньше их доля в обороте на уровне региона. И наоборот: чем депрессивнее регион, тем больше доля малых предприятий и больше доля их оборота. При этом мы наблюдаем, что по числу малых предприятий показатели не столь репрезентативны. Выше мы уже упоминали о том, что на территории таких регионов много градообразующих предприятий, имеющих особую социальную значимость, в силу чего получающих значимую поддержку со стороны государства. Но при этом их вклад в экономику региона незначителен, так как в основном их продукция неконкурентоспособна. Монопрофильность таких регионов приводит к тому, что хорошо развивается торговля, позволяющая удовлетворить потребности населения в еде, одежде, промтоварах и бытовой технике. Этим видом деятельности занимаются в основном субъекты малого бизнеса, так как, во-первых, этому способствует безработица (бизнес - как способ самовыживания), во-вторых, это самый простой вид деятельности с высоким оборотом и низким стартовым капиталом.
Преодоление депрессивности регионов (в том числе и Ивановской области) мы во многом связываем с развитием малого бизнеса. Малый бизнес в таких регионах имеет особую социальную значимость, он решает ряд государственных задач, среди которых безработица, модернизация экономики, диверсификация производства, продовольственная безопасность. Доля налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в доходной части бюджета депрессивных регионов за счет поступлений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход, платежей по патенту, налога на доходы физических лиц более значительны. Поэтому именно на региональном уровне значимость малого бизнеса особенно просматривается. Следовательно, органам региональной власти, в том числе и муниципалитетам, следует обращать особое внимание на поддержку малого бизнеса, а прежде всего на формирование нормальной институциональной среды.
С. Борисов, президент «Опоры России», говорит о том, что «регионы включаются в программу развития малого бизнеса, которую осуществляет Минэкономразвития, а муниципалитеты спят... Апатия тотальная. Не видят малый бизнес главы муниципалитетов... они могут зарабатывать на своей собственной земле, развивая малый бизнес»[3].
Перейдем к рассмотрению малого бизнеса на примере Ивановской области, которая характеризуется определенными признаками депрессивности.
В 2010 г. по официальным оценкам количество малых и средних предприятий составило 8,9 тыс. ед., а среднесписочная численность их работников - 80,4 тыс. человек. Оборот малых и средних предприятий в 2010 году оценивается на уровне 119,1 млрд. руб., что в действующих ценах на 7,7% больше, чем в 2009 году. Объем налоговых отчислений субъектов малого и среднего предпринимательства Ивановской области в бюджеты всех уровней составил в 2011 году порядка 1,1 млрд. рублей. Уровень среднемесячной зарплаты одного работника в этом секторе экономики в 2010 году составил оценочно 13088 руб. [2].
На территории Ивановской области реализуется шестая по счету долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009 - 2013 годы», утвержденная Постановлением Правительства Ивановской области от 26.11.2008 г. №318-п, предусматривающая финансирование мероприятий за счет средств федерального и регионального бюджетов [1].
В 2010 г. в соответствии с Программой была предоставлена финансовая поддержка 48 субъектам малого и среднего бизнеса в форме субсидирования части затрат на уплату процентов по лизинговым (кредитным) договорам и 33 - в форме субсидирования части затрат по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях на общую сумму 49, 4 млн. руб. из областного бюджета. Освоение предусмотренных программой средств на эти цели составило практически 100%. На субсидирование части затрат на уплату процентов по лизинговым и кредитным договорам на приобретение оборудования субъектами малого и среднего бизнеса было направлено 15,8 млн. рублей средств федерального бюджета. Поддержкой смогли воспользоваться всего 0,9% субъектов малого бизнеса. Оценивая масштабы такой поддержки можно сказать, что ее уровень не способен вывести малый бизнес на новый этап развития, и он по-прежнему нуждается в дополнительных ресурсах.
Говоря о структуре малых предприятий по видам экономической деятельности в Ивановской области, необходимо отметить, что она в течение 7 лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За период 2002 - 2009 гг. в общем количестве малых предприятий предприятия оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес (около 36%). Вторыми по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следуют организации, занимающиеся операциями с недвижимостью (более 19%). Предприятия обрабатывающего производства составляют порядка 16%, строительные организации - около 12% (рис. 1).
Рассмотрим развитие малого бизнеса по регионам Ивановской области в 2010 г. на основании пояснительной записки к прогнозу социально-экономического развития Ивановской области на 2012 - 2014 гг. (табл. 2).
В среднем по РФ показатель численности субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения составляет 115 человек. По Ивановской области этот показатель больше на 54%. Превышение идет за счет городских округов, прежде всего г. Иваново, г. Кохма и г. Шуя. По районам показатель в основном ниже среднеобластного. Наиболее низкое значение в Пестяковском, Лухском, Кинешемском, Вичугском районах. Это связано, прежде всего, с тем, что власти региона не уделяют должного внимания развитию малого бизнеса на территории данных районов и слабо подключаются к программе поддержки развития малого бизнеса.
По показателю «доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий и организаций»
ситуация более равномерная и отклонения не столь значительны. В среднем по Ивановской области этот показатель составил 31,5%. Среди городских округов наибольшее значение в г. Тейково - 84% и г. Иваново - 73,4%. Среди районов выделяется Родниковский - 63,9%, Комсомольский - 50,9%, Савинский - 44,9% и Лухский - 45%. Оценивая вышеприведенные данные по районам Ивановской области, мы подтверждаем выдвинутый нами тезис о высокой роли и значимости субъектов малого бизнеса в менее развитых районах.
Рис. 1. Распределение предприятий и организаций Ивановской области по видам экономической
деятельности в 2009 г.
Таблица 2
Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях
Ивановской области в 2010 г.
Муниципальные образования Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в общей численности всех работников
Единиц Отклонение от среднего, % Процентов Отклонение от среднего, %
В среднем по области 292,0 31,5
Вичугский 178,0 - 0,4 38,0 0,2
Гаврилово-Посадский 235,2 - 0,2 18,5 0,4
Заволжский - - - -
Ивановский 581,0 1,0 30,8 0,0
Муниципальные образования Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в общей численности всех работников
Единиц Отклонение от среднего, % Процентов Отклонение от среднего, %
Кинешемский 172,0 - 0,4 14,4 - 0,5
Приволжский 246,9 - 0,2 - -
Родниковский 245,5 - 0,2 63,9 1,0
Фурмановский 306,4 0,1 43,0 0,4
Южский 183,0 - 0,4 34,7 0,1
Комсомольский 229,0 - 0,2 50,9 0,6
Лежневский 324,9 0,1 20,7 - 0,3
Палехский 271,0 - 0,1 30,0 - 0,1
Пучежский 264,0 - 0,1 30,0 - 0,1
Савинский 219,9 - 0,3 44,9 0,4
Тейковский - - - -
Шуйский 195,0 - 0,3 15,7 - 0,5
Юрьевецкий - - - -
Верхнеландеховский 261,0 - 0,1 28,4 - 0,1
Ильинский 200,0 - 0,3 32,0 0,0
Лухский 136,9 -0,5 45,0 0,4
Пестяковский 60,9 -0,8 43,5 0,4
По городским округам
г. Вичуга 308,9 0,1 26,4 - 0,2
г.Иваново 528,4 0,8 73,4 1,3
г.Кинешма 318 0,1 20,8 -0,3
г.Кохма 398,5 0,4 41,8 0,3
г.Тейково 342,3 0,2 84,0 1,7
г.Шуя 385,3 0,3 62,0 1,0
Перейдем к рассмотрению основных параметров базовой модели малого бизнеса на примере Ивановской области. При этом обращаем ваше внимание, что часть результатов представлена на основании проведенного анкетирования среди субъектов малого бизнеса г. Иваново, число опрошенных респондентов в рамках которого составило 100 человек. Они представляют такие виды деятельности, как торговля и бытовые услуги (при выборе видов экономической деятельности мы руководствовались необходимостью получения однородных данных). Анкетирование проводилось анонимно:
1. Среди субъектов малого бизнеса больше тех, кто предпочитает своей предпринимательской деятельностью заниматься самостоятельно, без привлечения наемного труда. Это связано, во-первых, с утечкой информации, так как бизнес сам по себе достаточно простой, главное - наличие связей, знание - где купить и кому продать, поэтому «лишние глаза» не нужны. Во-вторых, использование наемных работников связано с дополнительными затратами (кроме зарплаты еще отчисления в различные фонды) и отчетами, что зачастую заставляет предпринимателя содержать бухгалтера.
2. Ресурсная основа малого бизнеса Ивановского региона ничем не отличается от базовой -собственные ресурсы и собственный труд. Это отмечают более 60% опрошенных респондентов, при этом 40% никогда не пользовались кредитами для развития своего дела. Постоянно пользуются кредитами и заемными средствами лишь 10% опрошенных. Отмечается наличие свободных ресурсов, в частности, трудовых (достаточно высока доля безработицы) и имущественных (большинство производственных площадей остается не задействованными в хозяйственной обороте, соотношение спроса и предложения по аренде составляет 30/70).
3. Значительный кадровый потенциал в части подготовки специалистов высшей квалификации, что связано с наличием в регионе целого ряда высших учебных заведений. Из-за отсутствия работы они вынуждены мигрировать в другие регионы. В то же время именно эта часть рабочей силы составляет серьезный потенциал для развития малого бизнеса, так как в силу молодости и высокого уровня подготовки она наиболее склонна к риску, нововведениям. Квалифицированные молодые кадры наиболее амбициозны и способны воплотить свои идеи в жизнь, кроме того, они способны по максимуму использовать имеющуюся информацию и быстрыми темпами приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
4. Малый бизнес Ивановской области не позволяет получать предпринимателям высокую прибыль. Поэтому здесь мы используем категорию «вмененной прибыли», то есть предпринимателю вменяется доход, равный уровню его зарплаты на стабильно работающем предприятии, с учетом небольшой прибыли, которая все-таки стимулирует развитие собственного дела. Это подтверждает и проведенное исследование. Экономическое состояние своего бизнеса большинство оценило только как удовлетворительное (41%), при этом 58% отметило, что очень трудно удержать позиции на рынке, а 22% - что едва хватает средств на поддержание бизнеса. Прибыльным свой бизнес отметили 22% опрошенных, но полностью довольны состоянием своего бизнеса лишь 12%.
5. То, что Ивановский регион является депрессивным, подтверждает и тот факт, что предприятия, в том числе и малые, развивают свой бизнес в основном на условиях простого воспроизводства, реже расширенного, но и в таком случае с низкими темпами. Об этом свидетельствуют низкие темпы роста оборотов малого бизнеса и достаточно низкие темпы роста индекса промышленного производства.
6. Отраслевую структуру экономики Ивановской области можно назвать монопрофильной. Это связано с тем, что исторически на территории региона развивается текстильное и швейное производство, которое в период перестройки оказалось неконкурентоспособно. С одной стороны, в силу ограниченности финансовых ресурсов для развития производственных секторов, с другой стороны, благодаря вполне удобному месторасположению области (близость к Москве и к центру европейской части России) в регионе достаточно быстрыми темпами стала развиваться торговля. Ивановская область из текстильного края стала превращаться в логистический центр. Торговля привлекательна для малого бизнеса тем, что достаточно проста и рентабельна.
7. Большой опыт в швейном производстве и легкой промышленности привел к тому, что на территории региона достаточно много швейных цехов, производящих изделия из ситца, бязи, трикотажа. При этом проведенное нами социологическое исследование показало, что предприниматели испытывают сильное давление со стороны китайских производителей. А среди факторов, имеющих влияние на их бизнес, они выделяют динамику курсов валют. Это связано с тем, что сырье закупается у иностранных производителей. То, что рынок оказывает на малый бизнес сильное влияние, еще и связано с тем, что на территории региона действуют крупные торговые сети: «Реал», «Магнит», «Апельсин», «Как раз» и другие, которые устанавливают более низкие цены и тем самым подавляют малый бизнес, который в сложившейся ситуации не способен конкурировать. Он не успевает перестраиваться на новый уровень и предлагать покупателю адекватные новинки. Индивидуальный подход пока отсутствует.
8. На территории области достаточно слабо развиты инфраструктурные объекты по поддержке малого бизнеса. Отсутствует необходимое информационное обеспечение, касающееся их деятельности. Проведенный опрос также показал, что предприниматели не заинтересованы и не хотят обращаться к таким организациям из-за бумажной волокиты, административных барьеров и низкой эффективности. Иначе говоря, «игра не стоит свеч».
Проведенный нами социологический опрос и изучение материалов по малому бизнесу Ивановской области позволяют выделить факторы, препятствующие развитию малого бизнеса:
1. Высокое налоговое бремя;
2. Коррупция, административные барьеры;
3. Развитая система крупных торговых сетей (монополия, олигополия);
4. Невнимание властей к малому бизнесу, отсутствие связей «малый бизнес - местное сообщество - власть»;
5. Лоббирование интересов крупного бизнеса органами государственной власти;
6. Высокий риск;
7. Высокая конкуренция;
8. Сложная общеэкономическая ситуация в стране (инфляция, рост курса валют).
И факторы, способствующие его развитию:
1. Налоговые льготы;
2. Небольшой стартовый капитал;
3. Безработица/ или низкий уровень зарплаты, а также неиспользованные местные ресурсы;
4. Поддержка со стороны государства, в том числе размещение госзаказа среди субъектов
малого бизнеса, открытая система организации тендеров для размещения госзаказов, упрощенный порядок ведения бизнеса (отсутствие бухгалтерского учета, меньшее количество отчетных форм)
5. Развитая инфраструктура для малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды поддержки);
6. Формирование положительного имиджа предпринимателя;
7. Специальные программы банков и лизинговых организация для малого бизнеса;
8. Развитая система «крупный и средний бизнес - малый бизнес» (субконтрактация);
9. Развитая система отношений по поводу использования венчурного капитала и франшиз.
Таким образом, мы пришли к выводу, что малый бизнес в регионе с характерными признаками депрессивности является «точкой роста». Он способен решить ряд государственных задач, но так как является весьма неустойчивой структурой на этапе становления, то требует особой государственной поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009-2013 года: постановление правительства Ивановской области от 26 ноября 2008 г., № 318-п // Региональное законодательство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=112171.
2. О прогнозе социально-экономического развития на 2012 год и на период до 2014 года: постановление правительства Ивановской области от 27 июля 2011 г., № 267-п // Закон прост!: правовая консультационная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.zakonpro st .ru/content/regional/16/1390553.
3. Засланская, О. Отчет в багровых тонах. Предпринимательский климат в России не соответствует потребностям малого бизнеса / О. Засланская // RG.RU Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/06/21/maliy-biznes.html.
4. Лодышкин, A.B. Специфика депрессивности малых городов Ивановской области и стратегии их возрождения: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.05 / A.B. Лодышкин. - Иваново, 2006. - 202 с.