30. Hermans Kempen H.J.G. The dialogical self: Meaning as movement. N.Y., 1993.
31. McAdams D.P. The case for unity in the (post)modern self: A mogest proposal // Self and identity: Fundamental issues / P. Ashmore, L. Jussim (Eds.). N.Y., 1997. P. 46-78.
32. Murray H.A Explovations in personality. N.Y., 1938.
33. Pillemer D.B. Momentous events, vivid memories. Cambridge, MA, 1998.
© Агапов В.С., 2011
Рягузова Е.В.
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «Я - Другой»
Ryaguzova E.V.
MODEL OF PERSONAL REPRESENTATIONS OF INTERACTION «I - OTHER»
В статье представлена социально -психологическая модель личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой», основанная на авторской концепции, позволяющей установить уровни, контексты и социально-психологические механизмы формирования личностнъсс репрезентаций, определить социально -психологические факторы обусловливающие динамику их изменений, характер взаимопроникновения различных репрезентаций, их влияние на содержание и качество реальных взаимодействий.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, личностная репрезентация взаимодействия, уровневая модель, интерсубъективное пространство.
This article presents a socio-psychological model of personal representations of interaction «I-other», based on the author's conception, allowing to set levels, contexts and socio-psychological mechanisms of personal representations, identify psychosocial factors that contribute to the dynamics of their change of cross-fertilization between different representations and their impact on the content and quality of real interactions.
Key words: social interaction, personal representation of the interaction, level model, intersubjective space.
Гетерогенность культурного пространства, расширение полей межкультурной коммуникации, увеличение межличностных контактов, необходимость адаптации личности к инокультурному окружению, усиление роли маргинальных групп в обществе, его демократизация и связанное с ней возведение толерантности в ранг фундаментальной ценности обусловливают необходимость анализа специфики взаимодействий личности на уровне «Я - Другой», признание норм и ценностей Другого, формирование новых установок и разрушение старых стереотипов, рефлексии Другого как ценности.
Теоретическая значимость проблемы взаимодействия Я и Другого как одного из оснований социальных взаимоотношений и со-бытия личности связана с рефлексией содержания этого взаимодействия, конструирования личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой», гибкости и проницаемости субъективных границ Я и Другого, конструированием совместного интерсубъектного пространства и продуцированием согласованных смыслов.
В настоящее время в психологии проблема репрезентации взаимодействия в системе «Я - Другой» отчетливо артикулируется и находится в стадии дальнейшей разработки: теоретически и эмпирически обоснованы научные представления о ментальных репрезентациях как элементах образа мира (А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов) и психических носителях свойств субъекта (А.В. Брушлинский, Л.М. Веккер, М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова), которые зависят от предшествующего опыта (Ф. Бартлетт, Е.Ю. Артемьева, У. Найссер), целей деятельности (Д.А. Ошанин, Ю.П. Поваренков, Ж.Ф. Ришар, В.Д. Шадриков) и позволяют исследовать различные аспекты взаимодействия (И.В. Блинников, А.В. Брушлинский, О.И. Кильченко,
В.В. Подпругина, Т.А.Ребеко, Е.А. Сергеенко); раскрыты закономерности социальной обусловленности репрезентаций (К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, П. Бергер,
Н.Н. Богомолова, К. Герген, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, В.А. Лабунская, Т. Лукман, Дж.г. Мид, С. Московичи, Л.А. Петровская, Дж. Тернер, Г. Тэджфел, Р. Харре, Р.М. Шамионов); разработаны концепции и накоплен значительный эмпирический материал в области исследования ментальной репрезентации опыта в культуре (М.М. Бахтин, В.Г. Грязева-Добшинская, В.В. Знаков, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, Ю.М. Лотман, Д. Мацумото, В.Ф. Петренко, Е.Б. Старовойтенко, Г. Триандис, Т.А. Флоренская).
Вместе с тем, остается большое проблемное поле для перспективных исследований, связанное с необходимостью построения социально-психологической теории личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой», объясняющей как конструируется личностная репрезентация взаимодействия, как реконструируется собственный образ и образ Другого, как строятся внутренние границы между Я, не Я и Другим, какие социально-психологические механизмы обеспечивают гибкость и подвижность этих границ, как личностные репрезентации взаимодействия «Я -Другой» влияют на процессы реального взаимодействия, самопознания и самопонимания. Все это позволяет обозначить недостаточную концептуальную разработанность социально-психологической проблемы личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой» и указывает на значимость ее изучения через раскрытие социально-психологической характеристики субъекта, включенного в систему межличностных и групповых отношений, интеракций с Другими, социальнопсихологический анализ механизмов установления сходства/различия между собой и Другим, самоидентификации себя через диалог/полилог с Другим.
Личностные репрезентации взаимодействия «Я - Другой» понимаются нами как социально- психологические образования, представляющими собой сложноорганизованную систему вербальных и образных значений, интернализованных в ходе социализации и выработанных в процессе социального познания. Они возникают как результат социально-психологического взаимодействия личности с разнообразными Другими, основываются на ее способности выйти за пределы собственного «Я» к Другому как целостному субъекту и составляют содержание интерсубъективного пространства личности. Локализация личностных репрезентаций взаимодействия «Я -Другой» в интерсубъективном пространстве определяется ценностно-смысловыми ориентациями личности и условиями ее социализации, а их взаимопереходы обусловлены социально- психологическими характеристиками личности,
особенностями ее взаимодействий и взаимоотношений с другими субъектами и
группами, спецификой ситуационного контекста. Личностные репрезентации взаимодействия «Я - Другой» выступают в виде условия и внутреннего фактора социального развития личности, ее самосовершенствования, самодеятельности и влияют на формирование установок личности, обусловливают стратегии ее взаимодействия с другими субъектами и особенности межличностных отношений.
Разработанная нами социально-психологическая концепция личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой» включает теоретико-методологические основы исследования, цель (выявление влияния личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой» на характер реальных взаимодействий и взаимоотношений личности с другими, ее развитие и успешное функционирование в социальной среде), описание уровней, контекстов конструирования личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой» (культура, общность, личность), создание модели интерсубъективного пространства личности как области локализации личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой», определение социальнопсихологических механизмов формирования личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой» (рефлексия, интернализация, стереотипизация, интериоризация), выделение социально-психологических факторов,
детерминирующих специфику репрезентаций взаимодействия личности с Другими (включенность личности в социо-культурный контекст, ее социально-психологические особенности, интегрированность в группу) и динамику их изменений (переход от единичных репрезентаций к особенным и инвариантным, образование устойчивых связей и констелляций между различными репрезентациями, появление новых репрезентаций и встраивание их в уже имеющуюся систему); описание типичных вариантов личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой», обусловливающих характер и стратегии взаимодействия личности с реальными Другими»: ««Я - ингрупповой Другой», «Я - аутгрупповой Другой», «Я - значимый Другой», «Я - авторитетный Другой», «Я - Другой как враг», «Я - Другой в художественной реальности».
Остановимся на описании предлагаемой модели пространства личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой» (рис.1).
Другой э «супьтуре (символический Другой)
А
Рис. 1. Социально- психологическая модель пространства личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой»
Координатными осями интерсубъективного пространства выступают: «Я -Другой в социуме (реальный Другой)», «Я - Другой в культуре (символический Другой)» и «Я - Другой как часть Я (персонализированный Другой)». Исходя из этого мы полагаем, что личностные репрезентации взаимодействия «Я - Другой» представляют собой социально-психологические образования, возникающие в результате социально- психологического взаимодействия личности с реальным Другим, символическим Другим и персонализированным Другим.
Конфигурация интерсубъективного пространства личности определяется интерсубъектными и интрасубъектными границами. Переопределение границ интерсубъективного пространства приводит к его сужению или расширению, а изменение характеристик границ (протяженность, проницаемость, прочность, подвижность, напряженность) детерминируется социально-психологическими
факторами и особенностями ситуационного контекста взаимодействия.
Интрасубъектные границы заданы шкалой «Я - не -Я» и отделяют совокупность представлений личности о себе (Я-концепцию как осознаваемую рефлексивную часть личности), а также представления, связанные с отнесенностью себя к группе носителей определенных свойств или осознание и переживание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям (идентичность как когнитивная система, возникающая в результате взаимодействия, сравнения личности с Другими и регулирующая ее поведение). Интерсубъектные границы отделяют различных взаимодействующих субъектов, их «встречи», контакты, диалоги, и репрезентируются шкалой «Я - Другой».
Для социально- психологического анализа личностных репрезентаций
взаимодействия «Я - Другой» мы выделяем три сферы интерсубъективного пространства: социально-экзистенциальная («Я - Другой в социуме» и «Я - Другой как часть Я»), социокультурная («Я - Другой в культуре» и «Я - Другой в социуме»), экзистенциально-культурная («Я - Другой как часть Я» и «Я - Другой в культуре»).
В социально-экзистенциальной сфере интерсубъективного пространства Другой выступает как реальный субъект, занимающий определенную социальную позицию, имеющий тот или иной социальный статус, включенный в со-бытие, в построение целостного, но потенциально не завершенного, ценностно значимого образа мира, основанного на социальных представлениях (Г.М. Андреева, П. Бергер, А.А. Бодалев, Ю.Б. Гиппенрейтор, Г. Крайг, Ч. Кули, Т. Лукман, А.В. Мудрик, В.В. Новиков, А.Л. Свенцицкий, В.И. Слободчиков, Н. Смелзер, Р.М Шамионов, Т. Шибутани). Под ингрупповым Другим в этой сфере мы понимаем представителя реальной ингруппы (малой группы), разделяющего с личностью сходный культурный паттерн, но отличающегося от ее членов по каким-либо характеристикам и демонстрирующего те или иные отклонения относительно групповых норм и стандартов. Аутгрупповой Другой определяется нами как представитель малой «чужой группы», которому атрибутируются стереотипные черты данной группы. Подчеркнем, что в этой сфере личностные репрезентации взаимодействия «Я - Другой» формируются через отношения личности к другому субъекту, различным группам и общностям, через разнообразие способов включения личности в те или иные виды общественных отношений, посредством интерпретации информации, полученной от реальных других, а также посредством усвоения социальных представлений как особой формы коллективного знания (К.А. Абульханова, Г.М Андреева, Н.Н. Богомолова, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, С. Московичи, Л.А. Петровская, В.Е. Семенов, Р.М. Шамионов). Благодаря актуальным взаимодействиям с агентами социализации, «вкладами Других» (В.А. Петровский) устанавливается избирательная психологическая связь личности с реальными другими (в разной степени осознаваемая), основанная на опыте и выражающаяся в действиях, реакциях и переживаниях, а также формирующая
субъективные отношения личности ко всем сторонам социальной действительности. Эффекты социализации во многом определяются содержанием, характером и валентностью локализованных в социально-экзистенциальной сфере личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой», которые выступают в виде условия и внутреннего фактора социального развития личности.
Оси «Я - Другой в социуме» и «Я - Другой в культуре» конструируют социокультурную сферу интерсубъективного пространства личности, в которой важную роль играют язык, традиции, обычаи, текст, нормы и правила, регламентирующие поведение и социальные взаимоотношения личности Отношения к себе и Другому формируются на основе правил, норм и конвенций в пространстве культуры и опыта социальных взаимодействий (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.Б. Старовойтенко, Э.В. Сайко). В этой сфере ингрупповой и аутгрупповой Другой приобретают более обобщенный и стереотипный характер: ингрупповой Другой трактуется как представитель своей устойчивой и социально-организованной большой группы (этнической, профессиональной, половозрастной), регуляторами социального поведения в которой выступают язык, нравы, обычаи, традиции, в совокупности определяющие образ жизни большой группы и ее психический склад [1], аутгрупповым Другим мы обозначаем реального представителя иного этноса, носителя иной культурной или религиозной традиции, либо символического Другого, представленного в культуре и символизирующего другой порядок.
С нашей точки зрения, личностные репрезентации взаимодействия «Я - Другой» в социокультурной сфере позволяют личности в процессе социализации овладеть системой значений, правил и норм конкретного общества, ассимилировать культурные коды общества в структуру личности, освоить поведенческие паттерны через идентификацию, социальное научение, подражание, имитацию. Эти репрезентации отражают социально и культурно закрепленные стереотипы, являются достаточно устойчивыми, но изменяются в зависимости от социально-политической и социокультурной ситуации. В процессе социализации благодаря этим репрезентациям личность усваивает социальные нормы, ценности и установки, сформированные на основе исторического опыта больших групп, обобщенного в виде знаковых, культурных и идеологических систем.
Экзистенциально-культурная сфера образована такими координатными осями, как ««Я - Другой как часть Я» и «Я - Другой в культуре». В экзистенциальнокультурной сфере содержание конструктов «ингрупповой и аутгрупповой Другой» трансформируется и индивидуализируется. Критерием отнесенности Другого к ингруппе является не формальная групповая принадлежность, а ценностно-смысловая связь, основанная на сходстве мировоззрений, ценностей и взглядов, субъективной привлекательности и смысловой наполненности. Ингрупповой Другой в этой сфере выступает как ценностно-смысловой стандарт, первопричиной которого являются архетипы как коллективные универсальные паттерны (К. -Г. Юнг), а личность взаимодействует с таким ингрупповым Другим на символическом уровне. По аналогии аутгрупповой Другой позиционируется как символический Другой, ценности и установки которого не конгруэнтны ценностям и установкам личности.
Личностные репрезентации взаимодействия в этой сфере служат основой не только для собственной (социальной и персональной) идентификации и расширения горизонтов самопознания, самопонимания и саморазвития, но и для формирования мировоззрения личности, ее ценностно-смыслового ядра, нравственности и духовности, задающих доминантные жизненные ориентиры личности. Наличие таких личностных репрезентаций способствует становлению мировоззрения, духовному росту и развитию личности Репрезентация взаимодействия личности с аутгрупповым
Другим вследствие негативной эмоциональной нагруженности может способствовать регрессу личности, негативной трансформации ее структуры и девальвации личностных смыслов.
Разработанная концепция доказывает необходимость изучения не просто активной, действующей личности как субъекта познания, деятельности, общения, переживания, находящегося на высшем уровне своей активности, целостности (системности), автономности, где он предельно индивидуализирован и проявляет особенности своей мотивации, способностей, психической организации (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, В.И. Моросанова,
С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко и др.), связанного непосредственно и опосредованно с другими субъектами через систему внутренне-смысловых обращений человека с человеком (А.У. Хараш), а субъекта, конструирующего на основе межличностного взаимодействия, собственную субъективность (В.И. Слободчиков) в соответствии со структурой определенных личностных смыслов, реализуя потребность в аутентичном бытии в пространстве межличностных отношений (З.И. Рябикина). Специфика авторского подхода к исследованию личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой», реализованного в предложенной концепции, заключается в том, что личность как субъект социальных отношений включена в широкий социокультурный контекст и изучается не только в рамках ее взаимодействий с реальными Другими («Я - Другой в социуме»), но и с символическими Другими («Я - Другой в культуре») и персонализированными Другими («Я - Другой как часть Я»). Более того проведенный социальнопсихологический анализ позволяет изучать личностные репрезентации взаимодействия «Я - Другой», образующие взаимосвязанную целостность и отражающие реальные представления реальных личностей, включенных в ту или иную социальную группу и принадлежащих конкретному обществу, которое находится на определенном этапе своего социального развития.
С помощью разработанной концепции на основе социально-психологических знаний о содержании, видах, механизмах, факторах и особенностях личностных репрезентаций могут быть решены такие важные практические задачи как создание или оптимизация условий, способствующих полноценному социальному развитию личности, ее самореализации [2], и обеспечивающих ее успешное вхождение в разные социальные группы, эффективное взаимодействие с Другими, проявление ее субъектности, формирование социально-психологических умений и навыков взаимодействия с Другим, а также . Кроме того полученные социальнопсихологические знания о границах интерсубъективного пространства личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой» могут способствовать решению задачи гармонизации процесса самоидентификации личности и интеграции ею различных идентификаций в единую, непротиворечивую целостность. Предложенная социальнопсихологическая модель интерсубъективного пространства личности даёт возможность разрабатывать обоснованные методы и методики диагностики личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой», а также технологии целенаправленной трансформации содержания интерсубъективного пространства личности и характеристик его границ в зависимости от социокультурных, индивидуально- психологических и ситуационных контекстов.
Литература
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект -Пресс, 2000.
2. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития.
М. :МПСИ - Воронеж: Модэк, 2010.
© Рягузова Е.В., 2011