Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ КОНЦЕПТОЦЕНТРИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «ДЕНДИ»)'

МОДЕЛЬ КОНЦЕПТОЦЕНТРИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «ДЕНДИ») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИЯ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ / ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ ДОСЬЕ / ДЕНДИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефимова Анна Дмитриевна

В данном исследовании представлена модель проведения занятия при обучении иностранному языку в вузе, в основе которой лежит концептоцентрический подход, на примере лингвокультурного типажа «денди». В процессе работы с лексикографическими источниками и анализа текстов разных жанров обучающиеся описывают понятийную, образную и ценностную составляющие лингвокультурного концепта (типажа) денди. Делается вывод о том, что концепт «денди» является значимым лингвокультурным типажом в английской лингвокультуре, имеющим сложную структуру иерархично расположенных компонентов и динамично развивающимся во времени. По итогам занятия обучающиеся составляют энциклопедическую статью о концепте «денди» или лингвокультурное досье; пишут концептоцентрическое эссе, что способствует формированию ценностного отношения к концепту, развитию навыков успешной межкультурной коммуникации и проникновению в иноязычную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE CONCEPT CENTERED LESSON WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE CONCEPT “DANDY”)

The study presents a model of a lesson in foreign language teaching at the university, based on the concept-centred approach, on the example of the linguocultural type “dandy”. Working with lexicographic sources and analyzing texts of different genres, students describe the conceptual, figurative and value components of the linguocultural concept (type) dandy. It is concluded that the concept “dandy” is a significant linguocultural type in English language and culture, having a complex structure of hierarchically located components and dynamically developing in time. According to the results of the lesson the students make an encyclopedic article about the concept “dandy” or a linguocultural dossier; they write a concept-centered essay, which promotes the formation of a valuable attitude to the concept, the development of skills of successful intercultural communication and penetration into a foreign language culture.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ КОНЦЕПТОЦЕНТРИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «ДЕНДИ»)»

УДК 378.147 ББК 74.48

DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-108-120

МОДЕЛЬ КОНЦЕПТОЦЕНТРИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ (на примере концепта «денди»)

| А.Д. Ефимова

Аннотация. В данном исследовании представлена модель проведения занятия при обучении иностранному языку в вузе, в основе которой лежит концептоцен-трический подход, на примере лингвокультурного типажа «денди». В процессе работы с лексикографическими источниками и анализа текстов разных жанров обучающиеся описывают понятийную, образную и ценностную составляющие лингвокультурного концепта (типажа) денди. Делается вывод о том, что концепт «денди» является значимым лингвокультурным типажом в английской лингвокультуре, имеющим сложную структуру иерархично расположенных компонентов и динамично развивающимся во времени. По итогам занятия обучающиеся составляют энциклопедическую статью о концепте «денди» или лингво-культурное досье; пишут концептоцентрическое эссе, что способствует формированию ценностного отношения к концепту, развитию навыков успешной межкультурной коммуникации и проникновению в иноязычную культуру.

Ключевые слова: методическая лингвоконцептология, лингвокультурный типаж, лингвокультурный портрет, лексикографический портрет, концептуальный анализ, лингвокультурное досье, денди.

Для цитирования: Ефимова А.Д. Модель концептоцентрического занятия при обучении иностранному языку в вузе (на примере концепта «денди») // Преподаватель XXI век. 2021. № 4. Часть 1. С. 108-120. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-4-108-120

108

THE MODEL OF THE CONCEPT CENTERED LESSON

WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY

(On the Example of the Concept "Dandy")

I A.D. Efimova

Abstract. The study presents a model of a lesson in foreign language teaching at the university, based on the concept-centred approach, on the example of the linguocultural type "dandy". Working with lexicographic sources and analyzing texts of different genres, students describe the conceptual, figurative and value components of the linguocultural concept (type) dandy. It is concluded that the concept "dandy" is a significant linguocultural type in English language and culture, having a complex structure of hierarchically located components and dynamically developing in time. According to the results of the lesson the students make an encyclopedic article about

© Ефимова А.Д., 2021

l/j^i Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1__4 , 2021

ВЕК ' 2021

Ithe concept "dandy" or a linguocultural dossier; they write a concept-centered essay, which promotes the formation of a valuable attitude to the concept, the development of skills of successful intercultural communication and penetration into a foreign language culture.

Keywords: methodical linguoconceptology, linguocultural type, linguocultural portrait, lexicographical portrait, conceptual analysis, linguocultural dossiers, dandy.

Cite as: Efimova A.D. The Model of the Concept Centered Lesson While Teaching a Foreign Language at the University (On the Example of the Concept "Dandy"). Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 4, part 1, pp. 108-120. DOI: 10.31862/2073-96132021-4-108-120

В связи с приоритетом изучения языка в социокультурном контексте в последние десятилетия важной отраслью лингвистики стала когнитивная лингвоконцептоло-гия, направленная на описание лингво-культурных концептов как важнейших единиц сознания, отражающих объективную реальность и являющихся национально-специфичными. Появляются новые исследования, посвященные анализу линг-вокультурных типажей, которые можно рассматривать в качестве особой разновидности концептов, характеризующейся узнаваемостью, набором отличительных качеств, принадлежностью типизируемой личности к определенной лингвокультуре и ее значимостью в ней [1-4] и др.

В результате разработки теории концепта и накопления большого материала, связанного с изучением особенностей лингвокультур, становится важным вопрос применения полученных данных и методов концептуального анализа при обучении студентов языковых направлений вузов, поскольку целью обучения языку должно являться не только овладение языком, но и приобретение навыков, необходимых для успешного осуществления межкультурной коммуникации.

Для создания методики обучения языку через изучение концептов на стыке лингвоконцептологии и частной линг-водидактики сформировалась новая

дисциплина — методическая лингвокон-цептология. Ее основатель, Н.Л. Мишати-на, пишет, что данная наука является теорией и практикой «обучения оптимальным средствам введения в культуру (систему концептов) сквозь призму современного ученика как формирующуюся личность, субъекта индивидуальной картины мира» [5]. Таким образом, методическая лингво-концептология направлена на становление личностных смыслов ученика как носителя уникальных, динамически развивающихся качеств и свойств, со своим мировосприятием, целями и жизненными ориентирами и его приобщение к иноязычной культуре через изучение базо- Ю^ вых концептов посредством анализа языкового материала.

К настоящему времени вышла монография и ряд статей, посвященных терминологическому аппарату и вектору развития данной дисциплины [6-8]. Разработана методика создания лингвокуль-турных портретов мировоззренческих (бытийных) концептов на базе русского (родного) языка в рамках школьной программы. Н.Л. Мишатина подчеркивает особую важность написания школьниками концептоцентрического эссе в рамках подготовки к государственным экзаменам, поскольку он активизирует мыслительную деятельность и позволяет формировать творческие умения [9].

В данном исследовании при работе над составлением лингвокультурного портрета типажа «денди» были применены элементы методики создания паспорта лингвокультурного типажа О.А. Дмитриевой [10].

Использование на занятиях методики концептуального анализа способствует не только расширению лингвистического кругозора, изучению языковых явлений в их взаимосвязи с культурой в диахроническом и сравнительно-сопоставительном аспекте, но и овладению исследовательскими навыками, например, формированием умений работать со словарями разных типов, методической литературой, аутентичными зарубежными источниками и сопоставлять полученные данные; анализировать тексты разных стилей и жанров с последующим обобщением, интерпретацией и оценкой изученного материала. Учащиеся приобщаются к значимым произведениям культуры и искусства и усваивают фоновые знания.

Рассмотрим модель концептоцентриче-ского занятия при обучении на языковых направлениях в вузе на примере концепта 110 (лингвокультурного типажа) «денди», позволяющую познакомить обучающихся с особенностями восприятия концепта в английской лингвокультуре и сформировать ценностное отношение к нему.

Схема анализа концепта может быть перенесена на другие концепты-лингво-культурные типажи. Ее возможно дополнить и расширить, использовать только один из ее фрагментов в зависимости от типа и цели занятия, уровня подготовки обучающихся.

Отметим, что типаж «денди» имеет особую значимость в английской лингво-культуре, являясь одним из наиболее ярких национальных типажей, выражающих менталитет, определяя доминанты английского общества на протяжении

двух столетий и присутствуя в произведениях большинства европейских авторов XIX века. К сожалению, русскоязычные обучающиеся имеют смутное представление о данном образе, обычно вспоминая знаменитые строки из романа «Евгений Онегин» и затрудняясь объяснить понимание данного концепта.

Во введении занятия следует активировать имеющиеся знания о данном типаже, постараться воссоздать его образ, основываясь на догадках и предположениях учащихся. Можно вызвать эмоциональную реакцию, сообщив необычные или противоречивые сведения о денди.

Введение

Денди... Удивительные и непредсказуемые, ироничные и надменные, расточительные и эксцентричные, оригинальные и неповторимые, изящные и обаятельные, холодные и сдержанные, постоянно шокирующие светское общество и задающие модные тенденции. Кто же они такие на самом деле? Поразмышляем над загадкой денди.

Учащиеся обсуждают вопросы: Кого бы они назвали денди и почему? Что они понимают под дендизмом? В какое время жили денди? Из какой семьи они происходили, каковы род деятельности и занятия?

Обучающиеся заполняют графы таблицы в соответствии со своими представлениями, в течение занятия вносят коррективы и дополнения (см. табл. 1).

Студентам могут быть предложены несколько картинок, им нужно назвать, объяснить, считают ли они изображенных людей денди и почему; что у них общего и что различного.

Основная часть

Этимологическая справка

Обучающиеся работают с этимологическими словарями и рассказывают о происхождении слова. Согласно исследованиям, существует несколько версий его

Таблица 1

Лингвокультурное досье денди

критерий характеристика

происхождение

образование

социальное положение

возраст

внешность

род деятельности

образ жизни/занятия/увлечения

происхождения, среди которых: "dandin" (фр. — «простофиля, увалень»), "dandiner" (фр. — «идти не спеша, вальяжно, прогуливаться, шататься») [11], "dandi-prat" (англ. — «карлик, мелкая монета») и др. Самая распространенная версия этимологии слова — сокращение имени "Andrew" и ранее существовавшего шотландского слова "Jack-a-Dandy" [там же]. Учащимся предлагается обосновать выбор наиболее вероятной версии и подумать над тем, почему столько расхождений в происхождении лексемы.

Лексикографический портрет

Обучающиеся находят в электронных и/или печатных толковых словарях определения слова "dandy" и их анализируют. Делают вывод, что основное лексикографическое значение слова: «человек, уделяющий много внимания своей одежде и внешности» [12]. После изучения словарных определений можно предложить выявить ключевые словосочетания, используемые наиболее часто для описания денди. Важно отметить, что имена прилагательные и существительные относятся в основном к внешности и одежде денди, например, "special finery, extreme elegance, elegant appearance, fine clothes, smart clothes, greatly concerned with smartness or dress, conspicuous for careful elegance" [там же; 13]. Некоторые прилагательные и наречия являются

эмоционально окрашенными, передавая чрезмерность некоторых качеств и свойств, например, exaggerated, extreme, too much, extravagantly, excessively, greatly [12; 13].

После анализа определений обучающиеся выявляют элементы словообразовательного гнезда "dandy" и делают выводы о небольшом количестве возможных дериватов. Прежде всего, это имя прилагательное "dandy", образованное путем конверсии и обозначающее «отличный», употребляемое в словосочетании "fine and dandy". Возможными ответами могут быть: dandyish, dandyism, dandyishly, dandify, dandily [12; 13]. Учащиеся определя- Щ ют часть речи и высказывают предположения о значении данных слов. Необходимо отметить, что, несмотря на фиксацию в некоторых словарях, в настоящее время данные лексемы крайне редко употребляются (в Британском национальном корпусе присутствуют только лексемы "dandyism" (6 раз), "dandyish" (12 раз)) [14].

На основе работы со словарями синонимов учащимся предлагается выделить синонимические ряды и указать на признаки, лежащие в основе классификации. Можно выбрать 5-7 наиболее близких синонимов и обосновать выбор. Возможно составление «Истории одного слова» с объяснением происхождения лексемы,

Таблица 2

Таблица на примере анализа некоторых синонимов лексемы "dandy"

Лексема Происхождение Дата фиксации Этимология

fop общегерманское 1670 Foppen (общегерманское — «дразнить», «насмехаться») > "fop" (глупый, недалекий, вычурный человек, XV).

beau латинское, французское 1660 — «щеголь, денди», 1720 — «поклонник» Bellus (латинское — «приятный», «отличный») > bel (древнефранцузский — «красивый, отличный» > beau (новофранцузский — «красавец»).

macaroni итальянское 1590 — «макароны», 1769 — «щеголь, денди» Macaroni (английское — щеголь, денди, на основе ассоциации с экзотическим блюдом, употребляемым щеголями, принявшими иностранные моды и манеры).

времени фиксации и отличиями от других слов синонимического ряда [11; 15]. На основе анализа и обсуждения создается таблица (см. табл. 2).

В результате всестороннего анализа лексикографических источников возможно создание схемы или таблицы. Кроме того, обучающихся можно разделить на группы и предложить заполнить одну из колонок (см. табл. 3).

Как зародился дендизм? Лингвокультурная справка Концепт «дендизм», как и концепт «денди», сформировался и получил языковое выражение в начале XIX века. Он 112 возник как результат противостояния буржуазной морали, заменив ее имморализмом, главной ценностью признав красоту и эстетизм, а основным принципом сделав гедонизм. На его становление повлияли как социальные процессы, так и развитие философских течений. Таким образом, зародилась новая аристократия —

аристократия духа, интеллектуальная и художественная элита, которая признавала превосходство не по праву рождения, а по наличию таланта и оригинальности, определив целый свод правил, основным из которых было «нарушать правила, не нарушая их».

Кто был первым денди?

Читательский клуб

Одним из первых денди наряду с Дж.Г. Байроном был Дж. Браммелл. Именно он определил основные каноны дендизма, а его имя стало легендарным. В одном из первых произведений о дендизме Э. Бульвер-Литтона «Пелэм или приключения джентльмена», которое стало настольной книгой для многих денди того времени, в сатирическом ключе выведен его образ под именем Раслтона: "I gave myself, without restraint, to the ambition that burnt within me — I cut my old friends, who were rather envious than emulous of my genius, and I employed three

Лексикографический портрет лексемы "dandy"

Таблица 3

Значение Этимология Словообразование Синонимы

человек, уделяющий много внимания своей одежде и внешности "dandin" (фр. — простофиля, увалень), "dándolo" (итал. — кукла, игрушка), "dandipraf (англ. — карлик, мелкая монета), сокращение имени "Andrew" и ранее существовавшего шотландского слова "Jack-a-Dandy" dandyish, dandyism, dandyishly, dandify, dandily fop, beau, exquisite, macaroni, popinjay, swell, man milliner, man of dress, finical, spruce, dude, buck, gallant, fashionable person (person of fashion), clotheshorse, capital, cavalier, boulevardier, gentleman и др.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ^__4 I 2021

ВЕК 12021

tradesmen to make my gloves — one for the hand, a second for the fingers, and a third for the thumb! These two qualities made me courted and admired by a new race — for the great secrets of being courted are to shun others, and seem delighted with yourself" [16]. «Я безраздельно отдался снедавшему меня честолюбию, я порвал со своими старыми друзьями, скорее завидовавшими моему дарованию, нежели пытавшимися соперничать со мной; чтобы изготовить мне перчатки, я нанимал трех мастеров — одного для части, покрывающей руку, второго для пальцев, и третьего — особо для большого пальца! Благодаря этим качествам мною стали восхищаться, меня начало обожать новое поколение, ибо в этом вся тайна: чтобы вызвать обожание, нужно избегать людей и казаться восхищенным собою» [17].

Студенты изучают предложенный отрывок. Комментируют основные характеристики первого денди и размышляют о том, что легло в основу сатирического подхода к описанию денди.

Возможно составление краткой биографической справки о жизни Дж. Брам-мелля с выделением фактов из жизни, которые нашли отражение в предложенном абзаце.

Дендизм vs дендизм

Подходы к определению

Не существует однозначной интерпретации концепта «дендизм», ему сложно дать краткое и четкое определение из-за разнообразия форм и вариантов его проявления. Так, согласно Ю.М. Лотма-ну, дендизм в начале XIX века имел две разновидности — изнеженного индивидуализма и романтического бунтарства [18].

Важно указать, что каждый автор и исследователь понимает дендизм по-своему. Обучающиеся изучают цитаты о дендизме таких авторов, как О. Уайльд,

Ш. Бодлер, Т. Карлейль, О. де Бальзак, М. Пруст, А. Камю, Р. Барт и др. Приведем в качестве примера высказывание Ш. Бодлера: "Whether these men are nicknamed exquisites, incroyables, beaux, lions or dandies, they all spring from the same womb; they all partake of the same characteristic quality of opposition and revolt; they are all representatives of what is finest in human pride, of that compelling need, alas only too rare today, of combating and destroying triviality. It is from this that the dandies obtain that haughty exclusiveness, provocative in its very coldness" [19]. «Как бы ни назывались эти люди — щеголями, франтами, светскими львами или денди, — все они сходны по своей сути. Все причастны к протесту и бунту, все воплощают в себе наилучшую сторону человеческой гордости — очень редкую в наши дни потребность сражаться с пошлостью и искоренять ее. В этом источник кастового высокомерия денди, вызывающего даже в своей холодности» [20].

К концу XIX века, в связи с настроениями «конца века» и социальными изменениями и привычного уклада жизни, все в большей степени проявляется дендизм Ц3 как эстетическое мировоззрение, формируется дендизм хорошего вкуса и дендизм духа. Наиболее ярко это отражается в произведениях идеолога дендизма конца XIX века О. Уайльда. Рассмотрим цитату из романа «Портрет Дориана Грея», в которой отражаются мировоззрение и жизненные принципы главного героя: "Fashion, by which what is really fantastic becomes for a moment universal, and dandyism, which, in its own way, is an attempt to assert the absolute modernity of beauty, had, of course, their fascination for him. <...>. He sought to elaborate some new scheme of life that would have its reasoned philosophy and its ordered principles, and find in the spiritualizing of the senses its

highest realization [21]. «Конечно, он отдавал дань и Моде, которая на время может осуществить любую фантазию, добившись всеобщего ее признания, и Дендизму, как своего рода определению доказать абсолютность условного понятия о Красоте. <...> Он мечтал создать новую философию жизни, у которой будет свое разумное обоснование, свои последовательные принципы, и высший смыл жизни видел в одухотворении чувств и ощущений» [22].

Поразмышляем

Студенты отвечают на вопросы: «Как данные цитаты отличаются от словарных определений?»; «Какие новые стороны концепта "дендизм" они раскрывают?». Они обсуждают, какое из приведенных определений им ближе и почему. Формулируют собственное определение.

Следует показать, что дендизм существует не только как течение в моде, но и как поведение, целостное мировоззрение и образ жизни. Объяснить, что многие современники не понимали сути данного явления, поэтому постепенно в обыденном понимании дендизм упрощался, сво-114 димый только к внешним проявлениям, прежде всего в одежде.

Кто такой истинный денди?

В 30-х годах XIX века концепт «дендизм» получает распространение в странах Европы и становится кодом доступа в высшее общество. Множество подражателей стараются копировать поведение и одежду денди, часто искажая суть дендизма.

Поразмышляем

Обучающиеся анализируют высказывание и отвечают на вопрос: «Что делало дендизм настолько популярным и привлекательным для многих людей?»: "...famous living statesman was remarkable for his canes and waistcoats even before he was admired or feared for his wit or eloquence. Dandyism was to him only a steppingstone,

as it usually is to young people high ambition and real strength of character" [23].

В связи с необходимостью идентифицировать истинных денди и денди-подражателей, начинают употребляться словосочетания "be/become something of a dandy", "a touch of the dandy about him", "he is a dandy", "great/real/true dandy": "A great dandy, he loved fine clothes, opulent surroundings and good company" [11]. Человек сравнивается с денди по наличию определенных качеств, хотя в целом он не может быть охарактеризован как денди, например, "I even smartened myself up, becoming something of a dandy" [14].

Обучающимся предлагаются некоторые примеры из Британского национального корпуса, на основе которых составляется список наиболее важных для денди качеств и характеристик.

Можно предложить учащимся карточки с описанием денди, среди которых учащимся нужно будет выбрать 5-7 наиболее важных качеств денди, расположить их в порядке уменьшения значимости, объяснить их значение и аргументировать свою позицию. Среди качеств могут быть индивидуализм, аскетизм, непостижимость, нарциссизм, жизнетворчество, «установка на иронию», принцип «заметной незаметности», «продуманная небрежность», принцип «хамелеонства» [24].

Обучающиеся делают вывод, что концепт «дендизм», изначально сложный и многогранный, включал множество взаимосвязанных иерархично расположенных компонентов, отражал разные стороны соответствующего социкультурного явления.

Кто писал о дендизме?

Лингвокультурная справка

Концепт «дендизм» как важнейший концепт в британской культуре, отражавший мировосприятие и определявший быт высшего сословия на протяжении

всего XIX века, нашел выражение в произведениях художественной культуры. Зарождение дендизма тесно связано с идеалами романтизма. Так, лексема "dandy" была употреблена дважды в «Корсаре» и четырежды в «Дон Жуане» Дж.Г. Байрона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно предложить обучающимся ознакомиться с фрагментами данных произведений, где показано употребление лексемы в контексте.

Студенты изучают статью о дендизме в «Литературной энциклопедии» [25], выделяют основные характеристики литературного дендизма, составляют список произведений о дендизме и дают краткое описание образа денди в одном из произведений, которое им знакомо.

Читательский клуб

Обучающиеся читают отрывки из произведений Ч. Диккена, У Теккерея, О. Уайльда, указывают, каково отношение авторов к денди, какие черты лежат в основе характеров героев, объясняют, почему образ денди в литературе является неоднозначным, вызывая как насмешливое отношение, так и восхищение. Возможно составление лингвокультурных досье персонажей.

Существует ли современный дендизм?

Существует несколько точек зрения на явление современного дендизма. Считается, что традиционный дендизм, в основе которого лежала уникальность, завершил свое существование в начале XX века.

Дискуссионный клуб

Учащимся предлагается подумать, какие социокультурные условия могут быть причиной исчезновения дендизма в классическом понимании?

Среди возможных вариантов: изменение ценностных ориентиров общества, увеличение доли среднего класса, рост промышленного производства, стандартизация и униформизация современного

общества, большая свобода от традиционных правил и социальных норм.

Однако многие исследователи считают, что некоторые современные течения в моде восходят к дендизму. Это не удивительно, ведь с самого начала дендизм был тесно связан с историей моды, определив появление современного черного мужского костюма.

Дискуссионный клуб

Учащиеся размышляют, согласны ли они с тем, что современной моды без дендизма не могло бы существовать, выражают свою точку зрения на временные рамки дендизма и денди в современном обществе.

Следует отметить, что все больше упоминаний лексемы "dandy" наблюдается в современном англоязычном обществе. Так, вышли в печать книги "We are dandy" и "I am dandy. The return of the elegant gentleman" Р. Каллахан [26], которая считает, что на вопрос «Кто такой денди?» сложно ответить, поскольку есть бесконечное разнообразие форм дендизма, хотя встретить настоящего денди большая редкость. Обучающиеся изучают аннотации к книгам и смотрят видео, где современные денди объясняют свое понимание дендизма, и отвечают на вопрос: «Как изменилось понимание дендизма?». Можно предложить студентам выбрать статью в блоге автора "The Dandy portraits. The lives of exquisite gentlemen today" и составить краткое описание героя статьи [27].

Денди и мода

Говоря о дендизме и моде, следует отметить, что не столько важно одеваться с иголочки, сколько манера преподносить себя, оригинальность, небрежность и хороший вкус, поэтому наиболее распространенными эпитетами являются "elegant", "neat", "smart" и т. д.

Поразмышляем

Обучающиеся читают цитату и выражают согласие или несогласие с мнением

автора: "A Dandy is a Clothes-wearing Man, a Man whose trade, office, and existence consists in the wearing of Clothes. Every faculty of his soul, spirit, purse, and person is heroically consecrated to this one object, the wearing of Clothes wisely and well: so that as others dress to live, he lives to dress" [28]. «Денди - это Человек, носящий одежду, Человек, чья деятельность, обязанности и существование состоят в ношении Одежды. Каждое усилие души, духа, кошелька и личности героически посвящено этому объекту, ношению одежды мудро и правильно: как другие одеваются, чтобы жить, он живет, чтобы одеваться» (перевод наш — АЕ.).

Обучающимся предлагается подумать о классическом наборе одежды настоящего денди. Могут быть перечислены галстук, перчатки, цилиндр, монокль, часы на цепочке, тросточка или зонт, шейный платок и т. д.

Некоторые современные исследователи выделяют такие типы лингвокультурного типажа «денди», как классический, романтический и спортивный денди. Каждый из данных типов отличается выбором одежды.

Студенты читают отрывки из статьи 116 "Dandyism: Beyind Fashion" [29] и обсуждают, что лежит в основе классификации, как выглядит современный денди, как изменилась его одежда. Делают выводы, что денди может использовать одежду как способ самовыражения вне зависимости от того, является ли она модной, и в связи с этим включать элементы ушедших эпох. Он использует и современную одежду, чтобы воплотить идеалы, заложенные еще Дж. Брамеллем, используя значимые детали. В гардеробе денди может быть и спортивная одежда, которая призвана выражать мужественность и силу.

Дискуссионный клуб

Обучающиеся отвечают на вопросы: Можно ли считать, что «денди» и «модник» — это синонимы? Действительно ли

дендизм сводится только к внешнему виду, или это что-то большее? Почему существует тенденция к узкому пониманию данного концепта?

Итог занятия

В конце занятия нужно подчеркнуть, что для концепта «денди» характерна высокая экспрессивность и образность, неоднозначность понимания, разнообразие подходов, безусловная актуальность и значимость в английской лингвокультуре в течение более двух веков, отметить изменения содержания концепта за время существования, сложность и иерархичность взаимосвязанных компонентов.

Обучающиеся возвращаются к таблице 1, добавляют нужную информацию, завершая лингвокультурное досье денди. Компоненты таблицы могут несколько различаться, поскольку ученик производит оценочную деятельность и направленный отбор наиболее важных для него «смысловых квантов». Сравнивая полученные данные, можно сделать выводы о различии в восприятии, отношении и приоритете характеристик в индивидуальном восприятии.

По итогам обсуждения предлагается написание концептоцентрического эссе на примерные темы: «Образ денди в произведении» (название на выбор), «Современные денди», «Загадки и парадоксы денди», «Женщины-денди: миф или реальность», «День из жизни лондонского/ московского и т. д. денди», «Денди и мода», «Если бы я был(а) денди» и т. д.

Таким образом, занятие на основе кон-цептоцентрического подхода дает возможность обучающимся изучать базовые элементы национальной концептосферы, приобщаться к культурному наследию страны изучаемого языка, приобретать исследовательские навыки и знакомиться с достижениями современной науки в области лингвокультурологии и лингвокон-цептологии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дубровская, Е.М. Лингвокультурный типаж «человек богемы»: динамический аспект: дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2017. 214 с.

2. Резник, В.А. Содержание, объем и структура лингвокультурного типажа «британский лорд» в синхронии и диахронии: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2015. 147 с.

3. Бушуева, Л.А. Лингвокультурный типаж «Плут» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 2(135). С. 148-151.

4. Валяйбоб, А.В. Эволюция лингвокультурного типажа «Принцесса Диснея» // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 8(121). С. 90-93.

5. Мишатина, Н.Л. Методическая лингвоконцептология и ее терминосистема // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 1(188). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-lingvokontseptologiya-i-ee-terminosistema/viewer (дата обращения: 12.08.2021).

6. Мишатина, Н.Л., Цыбулько, И.П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания: монография / под ред. Н.Л. Мишатиной. М.: Национальное образование. 2016. 231 с.

7. Демидова, Н.И., Богданова, Е.С. Метод концептуального анализа текста в обучении текстовой деятельности на уроках русского языка // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 3. С. 203-210.

8. Шерстобитова, И.А. Методология концепта в современной русистике (на примере концепта «Инерция» // Cross Cultural Studies: Education and Science. 2018. Vol. 1. Issue 3. P. 190-193.

9. Мишатина, Н.Л. Концептоцентрическое эссе: обретение системы личностных смыслов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2011. Вып. 13. С. 350-354.

10. Дмитриева, О.А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века: дис. ... д-ра фи-лол. наук. Волгоград, 2007. 374 с.

11. Online etymological dictionary. URL: https://www.etymonline.com/ (дата обращения: 12.08.2021).

12. Dandy. Collins Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/dandy (дата обращения: 12.08.2021).

13. Dandy. Merriam-Webster. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/dandy#other-words Щ (дата обращения: 12.08.2021).

14. British National Corpus. URL: https://corpus.byu.edu/bnc (дата обращения: 12.08.2021).

15. Macmillan, Thesaurus. Words for people according to their dress. URL: https://www. macmillanthesaurus.com/topics/words-for-people-according-to-their-dress (дата обращения: 12.08.2021).

16. Bulwer-Lytton, E.G. Pelham or the adventures of a gentleman. URL: https://rusneb.ru/catal og/000199_000009_004439996/ (дата обращения: 12.08.2021).

17. Бульвер-Литтон, Э. Пелэм или приключения джентльмена. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=129463&p=1 (дата обращения: 12.08.2021).

18. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). URL: https://www.litmir.me/br/?b=157093&p=1 (дата обращения: 12.08.2021).

19. Baudelaire, Ch. The dandy. From "The Painter of Modern Life", 1863. URL: http://www. dandyism.net/baudelaires-the-dandy/ (дата обращения: 12.08.2021).

20. Бодлер, Ш.П. Денди. URL: http://bodlers.ru/Dendi.html (дата обращения: 12.08.2021).

21. Wilde, O. The Picture of Dorian Gray: Chapter 11. URL: https://www.hoboes.com/FireBlade/ Fiction/Wilde/dorian/dorian11/ (дата обращения: 12.08.2021).

22. Уайльд, О. Портрет Дориана Грея. Глава 11. URL: https://librebook.me/the_picture_of_dorian_ gray/vol1/12 (дата обращения: 12.08.2021).

23. Social and Literary Dandyism. URL: http://www.dandyism.net/social-and-literary-dandyism/ (дата обращения: 12.08.2021).

24. Вайнштейн, О.Б. Европейский дендизм XIX века: Литературная традиция и поэтика поведения: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 44 с.

25. Литературная энциклопедия. URL: http://alcala.ru/literaturnaia-enciklopedia/slovar-D/2834. shtml (дата обращения: 12.08.2021).

26. I am dandy — The Return of the Elegant Gentleman. URL: https://www.gentlemansgazette.com/i-am-dandy-book-review (дата обращения: 12.08.2021).

27. The dandy Portraits — The Lives of Exquisite Gentlemen Today. URL: http://dandyportraits. blogspot.com/ (дата обращения: 12.08.2021).

28. Carlyle, T. The Dandy. From "Sartor Resartus". URL: https://www.bartleby.com/380/prose/542. html (дата обращения: 12.08.2021).

29. Dandyism: Beyond Fashion by Chevalier d'Hamilton. URL: https://studylib.net/doc/8306857/ dandyism--beyond-fashion (дата обращения: 12.08.2021).

REFERENCES

Dubrovskaja, E.M. Lingvokulturnyj tipazh "chelovek bogemy": dinamicheskij aspect [Linguocultural Type of "Bohemian Man": Dynamic Aspect]: PhD Dissertation (Philology). Novosibirsk, 2017, 214 p. (in Russ.)

Reznik, V.A. Soderzhanie, objem i struktura lingvokulturnogo tipazha "britanskij lord" v sinhronii i diahronii [Content, Volume and Structure of the Linguocultural Type "British Lord" in Synchrony and Diachrony]: PhD Dissertation (Philology). Samara, 2015, 147 p. (in Russ.) Bushueva, L.A. Lingvokulturnyj tipazh "Plut" [Linguocultural Type "The Cheat"], Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, No. 1(135), 2019, pp. 148-151. (in Russ.)

Valyajbob, A.V. Jevoljucija lingvokulturnogo tipazha "Princessa Disneja" [Evolution of the Linguistic and Cultural Type «Disney Princess»], Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2017, No. 8(121), pp. 90-93. (in Russ.)

Mishatina, N.L. Metodicheskaja lingvokonceptologija i ee terminosistema [Methodical Linguoconceptology and Its Terminosystem], Izvestija RGPU im. A.I. Gercena = Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2018. No. 1(188). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-lingvokontseptologiya-i-ee-terminosistema/ viewer (accessed: 12.08.2021). (in Russ.)

Mishatina, N.L., Cybulko, I.P. Antropologicheskaja lingvometodika: v poiskah smysla, soderzhanija i ocenivanija [Anthropological Linguometodics: in Search of Meaning, Content and Evaluation], ed. by N.L. Mishatina. Moscow: Nacionalnoe obrazovanie, 2016, 231 p. (in Russ.) Demidova, N.I., Bogdanova, E.S. Metod konceptualnogo analiza teksta v obuchenii tekstovoj dejatelnosti na urokah russkogo jazyka [Method of Conceptual Analysis of Text in Teaching Textual Activity in Russian Language Lessons], Aktualnyeproblemy filologii ipedagogicheskoj lingvistiki = Actual Problems of Philology and Pedagogical Linguistics, 2019. No. 3. pp. 203210. (in Russ.)

2.

3.

118

5.

6.

8. Sherstobitova, I.A. Metodologija koncepta v sovremennoj rusistike (na primere koncepta "Inercija") [Methodology of the Concept in Modern Russian Studies (on the Example of the Concept "Inertia"], Cross Cultural Studies: Education and Science, 2018, vol. 1, issue 3, pp. 190-193. (in Russ.)

9. Mishatina, N.L. Konceptocentricheskoe jesse: obretenie sistemy lichnostnyh smyslov [Conceptocentric Essay: Finding a System of Personal Meanings], Aktualnye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki = Actual Problems of Philology and Pedagogical Linguistics, 2011, vol. 13, pp. 350-354. (in Russ.)

10. Dmitrieva, O.A. Lingvokulturnye tipazhi Rossii i Francii XIX veka [Linguocultural Types of Russia and France of the XIX Century]: ScD Dissertation (Philology). Volgograd, 2007, 374 p. (in Russ.)

11. Online Etymological Dictionary. Available at: https://www.etymonline.com/ (accessed: 12.08.2021).

12. Dandy. Collins Dictionary. Available at: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/ dandy (accessed: 12.08.2021).

13. Dandy. Merriam-Webster. Available at: https://www.merriam-webster.com/dictionary/dandy#other-words (accessed: 12.08.2021).

14. British National Corpus. Available at: https://corpus.byu.edu/bnc (accessed: 12.08.2021).

15. Macmillan, Thesaurus. Words for People According to Their Dress. Available at: https://www. macmillanthesaurus.com/topics/words-for-people-according-to-their-dress (accessed: 12.08.2021).

16. Bulwer-Lytton, E.G. Pelham or the Adventures of a Gentleman. Available at: https://rusneb.ru/ catalog/000199_000009_004439996/ (accessed: 12.08.2021).

17. Bulver-Litton, E. Pelem ilipriklyucheniya dzhentlmena [Pelham or the Adventures of a Gentleman]. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=129463&p=1 (accessed: 2.08.2021). (in Russ.)

18. Lotman, Ju.M. Besedy o russkoj kulture. Byt i tradicii russkogo dvorjanstva (XVIII — nachalo XIX veka) [Conversations about Russian Culture. The Life and Traditions of the Russian Nobility (XVIII-Early XIX Century)]. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=157093&p=1 (accessed: 12.08.2021). (in Russ.) 119

19. Baudelaire, Ch. The Dandy. From "The Painter of Modern Life", 1863. Available at: http://www. dandyism.net/baudelaires-the-dandy/ (accessed: 12.08.2021).

20. Bodler, Sh.P. Dendi [Dandy]. Available at: http://bodlers.ru/Dendi.html (accessed: 12.08.2021). (in Russ.)

21. Wilde, O. The Picture of Dorian Gray: Chapter 11. Available at: https://www.hoboes.com/ FireBlade/Fiction/Wilde/dorian/dorian11/ (accessed: 12.08.2021).

22. Wilde, O. Portret Doriana Greja. Glava 11 [Portrait of Dorian Gray. Chapter 11]. Available at: https://librebook.me/the_picture_of_dorian_gray/vol1/12 (accessed: 12.08.2021). (in Russ.)

23. Social and Literary Dandyism. Available at: http://www.dandyism.net/social-and-literary-dandyism/ (accessed: 12.08.2021).

24. Vajnshtejn, O.B. Evropejskij dendizm XIX veka: Literaturnaja tradicija i pojetika povedenija [European Dandyism of the XIX Century: Literary Tradition and Poetics of Behavior]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Philology). Moscow, 2005, 44 p. (in Russ.)

25. Literaturnaja enciklopedija [Literary Encyclopedia]. Available at: http://alcala.ru/literaturnaia-enciklopedia/slovar-D/2834.shtml (accessed: 12.08.2021). (in Russ.)

26. I am Dandy — the Return of the Elegant Gentleman. Available at: https://www.gentlemansgazette. com/i-am-dandy-book-review (accessed: 12.08.2021).

27. The Dandy Portraits — the Lives of Exquisite Gentlemen Today. Available at: http://dandyportraits. blogspot.com/ (accessed: 12.08.2021).

28. Carlyle, T. The Dandy. From "Sartor Resartus". Available at: https://www.bartleby.com/380/ prose/542.html (accessed: 12.08.2021).

29. Dandyism: Beyond Fashion by Chevalier d'Hamilton. Available at: https://studylib.net/ doc/8306857/dandyism--beyond-fashion (accessed: 12.08.2021).

Ефимова Анна Дмитриевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра английского языка, Государственный гуманитарно-технологический университет, lady-ann2792@ yandex.ru

Anna D. Efimova, PhD in Philology, Senior Lecturer, English language Department, State University of Humanities and Technology, lady-ann2792@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2021. Принята к публикации 12.09.2021 The paper was submitted 23.08.2021. Accepted for publication 12.09.2021

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.