Научная статья на тему 'Модель комплексной реабилитации студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата'

Модель комплексной реабилитации студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / COMPLEX REHABILITATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / ГОТОВНОСТЬ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ / READINESS FOR HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Московченко Ольга Никифоровна, Захарова Лариса Вячеславовна, Люлина Наталья Владимировна

В статье рассматривается разработанная нами модель комплексной реабилитации студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата в системе вуза. Модель, представляет собой интеграцию медицинской, психолого-педагогической и физической реабилитации, включающих мероприятия, направленные на устранение, поддержание или восстановление утраченных или разрушенных функций опорно-двигательного аппарата. Целью комплексной реабилитации является создание таких условий, которые позволяют совершенствовать формы и режимы индивидуальной двигательной активности, обрести социальный статус среди здоровых сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Московченко Ольга Никифоровна, Захарова Лариса Вячеславовна, Люлина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF COMPLEX REHABILITATION OF STUDENTS WITH THE DISEASE OF MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The article tells about the model of the complex rehabilitation of students with the disease of musculoskeletal system in the framework of University. The model is developed by us and represents the integration of medical, psycho-pedagogical and physical rehabilitation, including the procedures aimed at elimination, maintenance or recovery of lost or destroyed functions of the musculoskeletal system. The objective of the complex rehabilitation is the creation of special conditions that could let us improve the forms and modes of individual moving activity, get the social status among the healthy peers.

Текст научной работы на тему «Модель комплексной реабилитации студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата»

Педагогика

УДК 796.035

доктор педагогических наук, профессор Московченко Ольга Никифоровна

Красноярский государственный педагогический университет

имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный

университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук Захарова Лариса Вячеславовна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доцент Люлина Наталья Владимировна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ОПОРНО-

ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация. В статье рассматривается разработанная нами модель комплексной реабилитации студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата в системе вуза. Модель, представляет собой интеграцию медицинской, психолого-педагогической и физической реабилитации, включающих мероприятия, направленные на устранение, поддержание или восстановление утраченных или разрушенных функций опорно-двигательного аппарата. Целью комплексной реабилитации является создание таких условий, которые позволяют совершенствовать формы и режимы индивидуальной двигательной активности, обрести социальный статус среди здоровых сверстников.

Ключевые слова: модель, комплексная реабилитация, студенты, опорно-двигательный аппарат, готовность к здоровьесбережению.

Annotation. The article tells about the model of the complex rehabilitation of students with the disease of musculoskeletal system in the framework of University. The model is developed by us and represents the integration of medical, psycho-pedagogical and physical rehabilitation, including the procedures aimed at elimination, maintenance or recovery of lost or destroyed functions of the musculoskeletal system. The objective of the complex rehabilitation is the creation of special conditions that could let us improve the forms and modes of individual moving activity, get the social status among the healthy peers.

Keywords: model, the complex rehabilitation, the students, musculoskeletal system, readiness for health care.

Введение. Физическое воспитание студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является важной государственной задачей в условиях новых социально-экономических и демографических особенностей сложившихся в России. Студенчество представляет собой особую социально-деятельную группу населения. В период обучения происходит становление личности, формируется профессиональное мастерство, приобретается социальный опыт, а также реализуется последняя возможность получить систематическое физическое воспитание, контролируемое на государственном уровне [4, с. 9]. Поэтому перед системой высшего образования стоит задача обеспечить качество образования, данной категории студентов, за счет создания эффективной здоровьесберегающей образовательной среды [10, с. 45], [11, с. 1070], [12], что позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения [7] и решать задачу активного воздействия на процесс социального развития личности [3, с. 23-24]. Отсюда очевидно, что здоровье является одним из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Обладая эмоционально-психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью человек с ограниченными возможностями здоровья способен активно жить, преодолевать бытовые трудности, добиваться успеха в профессиональной деятельности, принимать участие в жизни общества на равных со здоровыми гражданами.

Высокий рост заболеваемости среди студентов отмечают многие исследователи. Неправильная осанка и сколиотическая болезнь позвоночника являются наиболее распространенными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Частота данной патологии в последние годы составляет 20-30 % [2, с. 89]. Кроме заболеваний ОДА в 70 % случаев отмечаются сопутствующие заболевания и слабая физическая подготовленность. Практически все они нуждаются в адаптивной физической культуре (АФК), целью которой является формирование у лиц с ограниченными возможностями здоровья, жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих повышению функциональных возможностей различных гомеостатических систем организма, развитию не только двигательных, но и психомоторных способностей [8, 10]. Реабилитация средствами физической культуры в образовательных учреждениях Красноярского края достаточно мала, но, безусловно, имеет позитивное значение, улучшает психоэмоциональный комфорт, повышает социальный статус [5, с. 133]. Эффект физических упражнений обусловлен способностью организма к адаптации, что является главным в обеспечении жизнеспособности живых организмов, их выживания и саморазвития [1].

Реабилитация лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, в системе образования является одной из важных проблем и носит многогранный характер, однако достаточно обоснованы методы физической реабилитации только в специализированных (коррекционных) образовательных учреждениях. В образовательном пространстве вуза недостаточно изучены вопросы комплексной реабилитации студентов с различными заболеваниями, не разработан критериально-оценочный аппарат по оценке формирования уровня готовности студентов к здоровьесбережению [7].

Формулировка цели статьи. Раскрыть сущность, обосновать и доказать эффективность комплексной реабилитации в рамках высшего учебного заведения для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Изложение основного материала статьи. Приступая к разработке модели, мы исходили из того, что комплексная реабилитация позволит решать не только санитарно-гигиенические, профилактические, но и образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи на основе индивидуализации развития физических, когнитивных и психических способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья. Модель комплексной реабилитации включает систему мероприятий, направленных на устранение или частичную компенсацию ограничений жизнедеятельности студентов с заболеванием ОДА, что позволяет

поддерживать должный уровень физической и умственной трудоспособности, формировать как ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, так и готовность к здоровьесбережению через физкультурно-оздоровительную деятельность [6].

Медицинская реабилитация строится на основе консервативной коррекции осанки у студентов с заболеванием ОДА. С помощью донозологической диагностики определяется адаптивное состояние и психофизиологический статус личности. Реабилитационно-коррекционные технологии включают в себя комплекс разнообразных средств восстановления: рефлексотерапию, фито- и витаминотерапию, лечебно-оздоровительный массаж. Сочетание всех средств восстановления дает возможность избежать неблагоприятных последствий после физических нагрузок [10, с. 46]. Индивидуальный план реабилитационных мероприятий по ортопедической патологии разрабатывается врачом-ортопедом и корректируется каждые три месяца. Одним из главных показателей у лиц с повреждением опорно-двигательного аппарата является синдром верхнего мотонейрона (СВМ), который характеризует силу и выносливость мышц спины и живота, данный показатель важно учитывать при подборе физических упражнений.

Такой подход позволяет кроме коррекции осанки, повышать адаптационные возможности организма, укреплять иммунную систему, оказывать консультационную помощь.

Психолого-педагогическая реабилитация выстраивается на профессиональном взаимодействии врачей, психологов, педагогов, которые рассматриваются как субъекты здоровьесберегающей деятельности [6, с. 886]. Данное взаимодействие позволяет на более качественном уровне проводить психокоррекционную работу, направленную на формирование ценностей развития личности, стиля, образа жизни, внедрять педагогические технологии на основе адаптивного состояния, развивать коммуникационные способности, где особое внимание уделяется тренингам. Тренинг направлен на повышение общего уровня их компетентности в этой области, что дает возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, сформировать потребность к двигательной активности, адаптироваться в более сложных для них условиях.

Физическая реабилитация. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения, направленные на двигательную активность, что позволяет восстановить физические и психофизиологические функции организма. Физическая нагрузка строится по типу оздоровительной тренировки. При этом необходимо учитывать интеграцию различных подходов (здравоохранительный, дифференцированный и личностно ориентированный), здоровьесберегающие принципы, с учетом адаптивного состояния, что позволяет разносторонне воздействовать на личность [7, 9].

- Здравоохранительный подход предполагает взаимосвязь диагностики, здоровьесберегающих технологий коррекционной направленности, развивающей методики, опирающейся на использование частных методик адаптивной физической культуры [9, с. 87].

- Дифференцированный подход позволяет рассматривать на основе количественной оценки различные состояния человека. Основная функция дифференцированного подхода - адресная реализация педагогических принципов развития физических качеств с учётом оценки физического и психофизического состояния [9, с. 86].

- Личностно ориентированный подход позволяет развивать индивидуальные особенности, присущие только одному человеку, через поисковую активность педагога, толерантность, способность прогнозировать [7, с. 69].

В ходе нашего исследования на базе Сибирского федерального университета проведена комплексная оценка адаптивных возможностей студенток, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата (п = 142).

Уровень адаптивного состояния предусматривает: оценку функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной системы; оценку механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма с помощью кардиоинтервалографии [7].

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Средние показатели сердечно-сосудистой системы у студенток с заболеванием опорно-

двигательного аппарата

Средние показатели сердечно-сосудистой системы (М± о)

Группа СМГ Артериальное давление (мм.рт.ст) Пульс (уд/мин) Время восст-ния, (сек) Расчётные коэффициенты

В поко е На нагрузку

КЭКе д. МОК л. ИР, ед. КВ, ед.

САД ДАД АДП АДср Ед. %

130 80,4 56,5 113 90 165 83,3 164,3 3985 7,95 112,2 1,85

±7,88 ±4,89 ±2,74 ±9,24 ±5,7 ±10,9 ±18,12 ±395, ±0,70 ±6,88 ±0,1

0 6 7 2

Анализ среднегрупповых значений состояния сердечно-сосудистой системы свидетельствует о том, что реакция частоты сердечных сокращений (ЧСС) на нагрузку составляет 83,3 % от исходного уровня, это указывает на неудовлетворительную реакцию пульса, на физическую нагрузку. Время восстановления ЧСС после нагрузки указывает на то, что лабильность ЧСС имеет низкий уровень. Коэффициент экономичности кровообращения является более чувствительным индикатором функционального состояния системы кровообращения, чем показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений. По общепринятым данным, в норме показатель КЭК составляет 2600, показатель КВ - 1,6. Увеличение данных показателей свидетельствует о напряжённости в работе сердечно-сосудистой системы, что указывает на слабые адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы [7, с. 78].

Оценка функционального состояния дыхательной системы представлена в таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели дыхательной системы у студенток с заболеванием опорно-двигательного

аппарата

Статистические показатели Исследуемые параметры дыхательной системы

ЖЕЛ мл3 ДЖЕЛ мл3 РБУ1, л/сек Тифно,% Штанге, с

2750 3260 2,38 66,8 34,4

± т 8,54 10,55 0,008 0,31 0,25

± о 104,00 128,43 0,104 3,83 3,13

Из анализа таблицы видно, что у студенток, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата, абсолютные значения жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) не соответствуют должным возрастным величинам, в среднем ниже нормативных величин на 800 - 1250 мл3. В соответствии со сниженными показателями ЖЕЛ, ДЖЕЛ, снижены показатели объема форсированного выдоха (РБУ1,л/сек) 2,38, индекс Тифно 66,8, все это указывает на низкие функциональные возможности дыхательной системы [7, с. 79-80].

Для оценки функционального состояния вегетативного компонента адаптивного состояния нами анализировалась характеристика структуры сердечного ритма, изучаемые показатели представлены в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика структуры сердечного ритма у студенток с заболеванием опорно-двигательного

аппарата

Распределение испытуемых по степени напряжения регуляторных систем, % Показатель величины вегетативного компонента КИГ

Степень напряжения регуляторных систем Я-Я (с.) М0, (с.) АМ0 % АХ, (с.) ИН, усл.ед.

29,17 % Нормостения, эйтония 0,60 - 0,70 ±0,01 - ±0,03 0,99 ± 0,04 36,0 ±1,6 0,32 ±0,01 45 - 90 ±9,6 - ±18,2

39,58 % Симпатикотония, напряжение 0,20 - 0,80 ± 0,01 - ±0,04 0,64 ± 0,03 45,6 ±1,2 0,20 ±0,02 118 - 250 ±19,2 - ±32,7

31,25 % Парасимпатикотония, напряжение 0,20 - 0,90 ±0,01 - ±0,05 0,79 ± 0,07 30,4 ±1,1 0,34 ±0,01 35 - 40 ±2,8 - ±2,9

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что функционирование сердечно-сосудистой и нервной систем у 70 % студенток с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, происходит при напряжении регуляторных механизмов вегетативного гомеостаза, что указывает на состояние не удовлетворительной адаптации [7, с. 84-85].

Приведенный экспериментальный материал подтверждает целесообразность использования комплексной реабилитации студенток с заболеванием опорно-двигательного аппарата, что позволяет построить оптимальную траекторию по здоровьесбережению в рамках высшего учебного заведения, формировать готовность к здоровьесбережению. Для этого необходимо создать условия, которые позволяют перевести организм на новый уровень функционирования за счет подбора адекватных средств, методов, методических приёмов для содействия нормальному физическому и психическому развитию, повысить уровень психоэмоционального состояния, сформировать интерес к самостоятельным занятиям, ощутить себя полноправным членом общества. Процесс по формированию готовности к здоровьесбережению выстраивается с учётом критериев личности (когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный) и направлен на обеспечение индивидуально-ориентированной траектории обучения [7, с. 110].

Когнитивный критерий характеризует - объем усвоенных теоретических знаний, умение применять их в практической деятельности. Деятельностный критерий - характеризуется умением использовать приобретённые знания, навыки для совершенствования физических способностей в профессиональной, общественной и личной деятельности. Мотивационно-ценностный критерий предусматривает наличие потребности и внутренней мотивации к формированию личной готовности на двигательную активность, осознавая значимость здоровьесбережения. Рефлексивно-оценочный критерий заключается в осмыслении значимости приобретенных знаний и двигательных навыков, за период обучения в вузе, умении анализировать, синтезировать и применять их в повседневной жизни.

Определение результативности по формированию готовности к здоровьесбережению у студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата предполагает выделение уровней (высокий, средний, низкий). Данные уровни отражают активизацию лиц с отклонениями в состоянии здоровья на двигательную активность.

Выводы. Таким образом, предложенная нами модель комплексной реабилитации студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата расширяет представление на процесс образования. Реализация модели в вузе позволяет целенаправленно воздействовать на физическое и психическое состояние личности, оптимизировать учебный процесс по физическому воспитанию, повысить социальный статус студентов, что является основополагающим условием, определяющим внутривузовскую политику, ее эффективность доказана в многолетнем эксперименте со студентами, обучающимися в Сибирском федеральном университете.

Литература:

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2006. - 275 с.

2. Гатиатулин Р.Р. Медицинское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения / Р.Р. Гатиатулин, С.И. Гончарова, Р.Р. Гатиатулин // Проблемы и перспективы интегрированного инклюзивного образования лиц и ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийского обучающего семинара. - Красноярск. -2010. - С. 86-96.

3. Голикова Е.М., Торшков А.А. Социальное развитие личности студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуальных образовательных технологий // Теория и практика физической культуры. - 2016. № 11. С. 23-25.

4. Горская И.Ю., Афанасьева И.В., Ревенко Е.М. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов: монография. Омск: СибАДИ, 2014. 213 с.

5. Катцина Т. А. Опыт реабилитации детей-инвалидов посредством физ. культ. и спорта в красноярском крае / Т.А. Катцина // Физическая культура и спорт XXI века: сб. тр. регион. науч.-практ. конф. - Красноярск: Гротеск. 2002. - С. 131-134.

6. Захарова Л.В. Формирование здоровьесберегающей деятельности студенток с различными адаптивными возможностями в условиях реализации интегрального подхода // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 885-887.

7. Захарова Л.В. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода: дис....канд. пед. наук / Захарова Лариса Вячеславовна. - Красноярск, 2017. - 270 с.

8. Московченко О.Н.. Совершенствование психомоторных способностей у студенток с заболеванием опорно-двигательного аппарата / О.Н. Московченко, Л.В.Захарова // материалы всероссийской научно-практической конференции «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в современных условиях: результаты, проблемы, приоритеты развития» - Иркутск: ООО «Мегапринт». - 2012. Т. 2. - С. 77-81.

9. Московченко О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: монография. - М.: ФЛИНТА, Наука. 2012. - 312 с.

10. Московченко О.Н., Захарова Л.В., Люлина Н.В. Модель адаптивно-развивающей среды для студенток специальных медицинских групп // Ежеквартальный журнал Адаптивная физическая культура. 2013. СПб. № 4 (56). С. 55-58.

11. Moskovchenko O.N., Shubin DA., Zakharova L.V., Shubina T.A. Social and Pedagogical Rehabilitation of Female Students with Disabilities // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 8 (2012, 5). P. 1069-1082.

12. Tretyakova N.V., Fedorov, V.A., Dorozhkin, E.M., Komarova, M.K. &Sukhanova, E.I. (2016).Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving. International Journal of Environmental and Science Education, 11(15), 8281-8290.

Педагогика

УДК 796.332.6+378.037.1

кандидат педагогических наук, доцент Мугаллимова Надежда Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Мартынова Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (г. Омск); преподаватель Бадилин Илья Олегович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема недостаточной методической разработанности содержания учебно-тренировочной деятельности студентов, занимающихся избранным видом спорта. Авторами статьи определены структурные элементы содержания учебно-тренировочной деятельности студентов на основе избранного вида спорта в процессе формирования спортивной культуры личности. В статье рассматриваются два направления учебно-тренировочной деятельности - тренировочное и образовательное.

Раскрываются дидактические особенности содержания личностно ориентированной учебно-тренировочной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности.

Ключевые слова: учебно-тренировочная деятельность, личностно ориентированное физическое воспитание, избранный вид спорта, спортивная культура личности.

Аииогагюи. In article the problem of insufficient readiness of content of educational and training activity of the students doing the chosen sport is considered. Authors of article have defined structural elements of content of educational and training activity of students on the basis of the chosen sport in the course of formation of sports culture of the personality. In article two directions of educational and training activity - training and educational are considered.

Didactic features of content of personally focused educational and training activity of students in the course of formation of sports culture of the personality are revealed.

Keywords: educational and training activity, personally focused physical training, the chosen sport, the sports culture of the personality.

Введение. На современном этапе развития системы высшего образования одним из приоритетных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.